Научная статья на тему 'К вопросу о хронологическом списке исповедников, великомученичеников и преподобномучеников в истории православной церкви по житиям святых'

К вопросу о хронологическом списке исповедников, великомученичеников и преподобномучеников в истории православной церкви по житиям святых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хронологический список / святые / исповедники / великомученики / преподобномученики / жития святых / история / chronological list / saints / confessors / great martyrs / righteous martyrs / lives of saints / history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карачевцев Ярослав Николаевич

В статье предпринята попытка предоставить статистическую справку о количестве святых Православной Церкви с разбивкой по ликам святых и столетиям (а в XX веке, в связи с большим количеством мучеников, по годам). Впервые предоставлен хронологический список исповедников, великомучеников, преподобномучеников. По житиям исповедников составлена историческая симфония, отображающая причины гонений и основные вехи утверждения православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question about chronological list of Confessors, Great martyrs and Martyrs in the history of the Orthodox Church based on Lives of Saints

In the article an attempt is done to provide a statistical information on the number of saints of the Orthodox Church by breaking-up into categories according to sainthood and centuries (and in the 20th century, due to the large number of martyrs by years). For the first time, a chronological list of confessors, great martyrs, and righteous martyrs is composed. On the basis of lives of confessors, a historical symphony has been compiled reflecting causes of persecution and the main milestones of the Orthodoxy formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о хронологическом списке исповедников, великомученичеников и преподобномучеников в истории православной церкви по житиям святых»

М.: Православный Св.-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - С. 61.

16. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М., 1996.

17. Судоплатов П. Разведка и кремль. - М., 1996.

18. Токарева Е. С. Отношения СССР и Ватикана в годы Второй мировой войны // Россия и Италия. Выпуск 3. XX век. - М., 1998.

19. Хотц Р. Украинская Греко-католическая церковь между национализмом и экуменизмом // Диа-логос. Религия и общество. Альманах. - М.: Истина и жизнь, 1997.

20. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. - М., 1999.

21. Юдин А. Брестская уния и Россия в первой половине XX века // 400 лет Брестской церковной унии 1596-1996. Критическая переоценка. Сб. материалов международного симпозиума. Неймеген, Голландия. -М.: Издательство Библейско-Богословского института Св. Апостола Андрея, 1998.

УДК 27-75

Карачевцев Ярослав Николаевич, учитель православной воскресной школы,

Украина, г.Харьков umagistral @yandex.ru

К вопросу о хронологическом списке исповедников, великомученичеников и преподобномучеников в истории православной

церкви по житиям святых

Аннотация. В статье предпринята попытка предоставить статистическую справку о количестве святых Православной Церкви с разбивкой по ликам святых и столетиям (а в XX веке, в связи с большим количеством мучеников, - по годам). Впервые предоставлен хронологический список исповедников, великомучеников,

преподобномучеников. По житиям исповедников составлена историческая симфония, отображающая причины гонений и основные вехи утверждения православия.

Ключевые слова: хронологический список, святые, исповедники, великомученики, преподобномученики, жития святых, история.

Karachevtsev Yaroslav Nikolaevich, Orthodox Sunday school teacher Ukraine, Kharkov umagistral@yandex.ru

On the question about chronological list of Confessors, Great martyrs and Martyrs in the history of the Orthodox Church based on Lives of Saints

Abstract. In the article an attempt is done to provide a statistical information on the number of saints of the Orthodox Church by breaking-up into categories according to sainthood and centuries (and in the 20th century, due to the large number of martyrs - by years). For the first time, a chronological list of confessors, great martyrs, and righteous martyrs is composed. On the basis of lives of confessors, a historical symphony has been compiled reflecting causes of persecution and the main milestones of the Orthodoxy formation.

Key words: chronological list, saints, confessors, great martyrs, righteous martyrs, lives of saints, history.

Статистическая справка о количестве святых Православной Церкви с разбивкой по ликам святых и столетиям

При подготовке данного доклада был составлен хронологический список всех святых Православной Церкви в порядке возрастания по году их преставления. На его основании подготовлена статистическая справка о количестве святых Православной Церкви с разбивкой по ликам святых и столетиям. Эта справка может содержать некоторые неточности в связи с тем, что в одну позицию поименованных святых может входить несколько имен и разные лики, которые при составлении хронологической таблицы записывались также одной позицией. Т.е. предоставленная справка дает общее (приближенное) представление, хотя по некоторым позициям она может быть точной. В дальнейшем планируется составлять поименный список и уточнить статсведения. Поименный список исповедников, великомучеников, преподобномучеников представлен в конце статьи в виде приложений.

Табл. 1.

Таблица о количестве святых с разбивкой по ликам святых и I - X столетиям.

1 век 2 век 3 век 4 век 5 век 6 век 7 век 8 век 9 век 10 век

Исп. 5

Вмч. 6

Прмч.

Мч. 4 4 24 43 0 5 5

Сщмч. 3 0 7 6

Блгв.

Блж.

Прав.

Прп. 5 0 1 5 6 2 9

Свт. 8 2 1

Табл. 2.

Таблица о количестве святых с разбивкой по ликам святых и XI - XX

столетиям

11 век 12 век 13 век 14 век 15 век 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век

Исп. 59

Вмч.

Прмч. 5

Мч. 8

Сщмч. 96

Блгв. 2 2

Блж.

Прав.

Прп. 6 2 1 1 1 9 7 6 3

Свт. 0 4 0 2 6

Табл.3.

Таблица о количестве святых с разбивкой по ликам святых и 1910 -1970-м гг.

1910-е гг. 1920-е гг. 1930-е гг. 1940-е гг. 1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг.

Исп. 0 28 0 9 2

Прмч. 12 44 6 0 0

Мч. 3 25 7 0 0

Сщмч. 149 6 648 3 0 1

Симфония по житиям исповедников

Первыми исповедниками, прославленными Церковью, были мученики Гурий и Самон, которые пострадали во время гонений на христиан

со стороны имератора Диоклитиана (284 - 305) и Максимиана (305 - 311). Эти императоры своими преследованиями и понуждением к поклонению идолам открыли череду мучеников и исповедников. Гонения на христиан продолжил император-язычник Ликиний (311 - 324). В период 315 - 320 гг. появилась арианская ересь (отрицание Троичности Божией, мнение, что Сын - не Единосущный Отцу). В 324 г. состоялось перенесение столицы Римской империи в Константинополь. После смерти святейшего патриарха Александра (| 340) арианская ересь вспыхнула с новой силой. Ее приверженцем был император Констанций II (337 - | 3 ноября 361 г.). Злоупотребляя царской властью, правители жестоко мучили и карали всех тех, кто отказывался исповедовать их веру. При благочестивом императоре Константине I Великом (324 - 337) Христианство начало переходить к господствующей религии. При нем святитель Осия исповедник настоял, чтобы Константин I созвал I Вселенский Собор для осуждения ереси Ария. По смерти Константина I к власти пришел идолопоклонник Юлиан отступник - гонения на христиан вспыхнули с новой силой. При Юлиане пострадала святая мученица Поплия исповедница, обличавшая его. По смерти Юлиана отступника Константинопольский престол занял приверженец арианства император Валент (364 - 378). Преподобный Исаакий исповедник предсказал ему смерть как наказание за богоотступничество в арианскую ересь. Божия кара была настолько явной, что убедил святого императора Феодосия I Великого (379 - 395) отпустить из заточения Исаакия, а сам он стал поборником христианства: издал закон, по которому всякого рода служение языческим богам признавалось преступлением. Ревностный поборник Православия Феодосий I Великий издал много законов в защиту Церкви и против еретиков. Им был созван II Вселенский Собор (381 г.)

Святой Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский, занимал кафедру при святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 -450). В этот период вспыхнули новые внутрицерковные смуты и ереси. В 448 г. Святитель Флавиан созвал в Констанинополе Поместный Собор для рассмотрения ереси Евтихия (ересиарх-монофизит, утверждающий, что в Иисусе Христе было одно естество). Однако у еретика был могущественный покровитель евнух Хрисанф, приближенный царя, который склонил еретика Диоскора, епископа Александрийского, на свою сторону, а последний добился от императора созыва в 449 году в Ефесе разбойничьего собора, отменившего решение Поместного Собора 448 года. IV Вселенский Собор в 451 году в Халкидоне осудил ересь монофизитов.

Святитель Мартин исповедник, Папа Римский пострадал при императоре Констансе (641 - 668) и Констанинопольском Патриархе Павле II (641 - 654), которые были приверженцами новой ереси монофелитов, утверждающей, что Христос волит и как Бог, и как человек своей единой волей. Эта ересь фактически была видоизмененной ересью монофизитов. К 630 г. три патриарших престола на православном Востоке оказалиь занятыми

монофизитами: Константинопольский - Сергием, Антиохийский -Афанасием, Александрийский - Киром. В 649 году был утвержден еретический символ веры. VI Вселенский собор осудил монофелитов.

Но вскоре появилась иконоборческая ересь. Гонения на христиан были возобновлены теперь под предлогом того, что они неправильно исповедуют веру: поклоняется иконам-идолам. Император-иконоборец Лев Исавр (717 - 741) вновь начал мучить православных. Его дело продолжил император Константин V Копроним (741 - 775), еще более яростный гонитель христиан, который в 754 г. созвал иконоборческий собор. После него престол занял император-иконоборец Лев IV Хазар (775 - 780). При императоре Константине VI (780 - 797) Патриарх Павел добровольно оставил кафедру, так как не мог противостоять ереси иконоборчества. На престол вступил Святитель Тарасий. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор (787), который осудил иконоборческую ересь.

В 795 г. император Константин VI насильно заставил свою супругу Марию принять монашество, чтобы обвенчаться со своей родственницей Феодотией. Патриарх Тарасий осудил этот брак, но один из видных константинопольский священников Иосиф обвенчал императора, за что преподобные Платон и Феодор отлучили императора от церкви, а потом много пострадали за это.

При императоре Льве V Армянине (813 - 820) страшная ересь вспыхнула с новой силой. После императора Михаила II (820 - 829) престол занял ярый иконоборец император Феофил (829 - 842).

Эти события дали обильную жатву мучеников и исповедников. Только благодаря блаженной Царице Феодоре (| 867) было восстановлено иконопочитание. В связи с чем в X - XIX веках было лишь пять исповедников. В X веке преподобный Даниил исповеник, в схиме Стефан, за отказ принять ислам мученически погиб в Египте от сарацин. В XII веке Святитель Евсхимон исповедник, епископ Лампсакийский (| 1167), пострадал в темнице в изгнании от императора-иконоборца Феофила. В XIII веке мученически погибли исповедники Михаил Черниговский и болярин его Феодор (| 1245), которые отказались выполнить языческие обряды монголов. В XVIII веке исповедником был праведный Иоанн Русский, который терпел лишения и страдания в турецком плену, понуждаемый принять мусульманство.

Но больше всего исповедников пришлось на 19201940-е гг. Борьба с православием приняла новую форму: государственная власть провозгласила, что Бога нет, что государство является рабоче-крестьянским, а попы - эксплуататоры, в связи с чем действительное счастье народа заключается в упразднении религии. В принудительном порядке изымалось церковное имущество и ценности, в том числе священные, в административном порядке закрывались церкви и монастыри, а кто выражал с эти несогласие - подвергался арестам, допросам с применением пыток, ссылкам и высшей мере наказания - расстрелу. Однако это был лишь

видимый атеизм, так как своими действиями новая власть показывала, кому она служит, и в кого верит: с целью осквернить святые места в алтарях устраивали общественные туалеты, церкви превращали в тир, где стреляли по иконам, либо в музеи атеизма. Также в церкви могли открыть кинотеатр (так как ходить в театр грешно по православным канонам), в лучшем случае - снести или открыть склад. На монастырских кладбищах устраивались танцплощадки. Вместо благодарного слова "спасибо!" (спаси, Боже) понуждали говорить: "К черту!"

Направление дальнейших исследований. Составление хронологического списка святых по иным ликам и исторических симфоний по их житиям. Уточнение статистической справки с разбивкой по ликам святых и столетиям в связи с более точным подсчетом численности святых.

Приложение А

Исповедники

III век

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299 - 306), свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III век)

IV век

Прп. Феофана исп. (300 ок.), Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350), Прп. Харитона Исповедника (350 ок.), Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359), Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363), Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383), Св. Поплии исповедницы, диаконисы Антиохийской (IV век), Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV век), Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исп (IV век).

V век

Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449 - 450), Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V век).

VII век

Свт. Мартина исп., Папы Римского (655), преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника.

VIII век

Прп. Феофила исп. (717 - 741), Прп. Прокопия Декаполита, исповедника (750 ок.), Прп. Василия исповедника (ок. 750), Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754), Прмч. и исп. Стефана Нового (767), Прп. Иакова еп., исп. (VIII - IX век), Прп. Анфисы исп., игумении и 90 сестер ее (VIII век), Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII век).

IX век

Прп. Платона, исп. Студийского (814), Емилиана исповедника, еп. Кизического (815 - 820), Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815 - 820), Прп. Феофана исп., Сигрианского (818), Прп. Фаддея исп (818), Прп. Георгия, исп., митр. Митиленского (820), Прп. Михаила исп.,

еп. Синадского (821), Прп. Афанасия исп. (821), Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824), Прп. Феодора Студита, исп. (826), Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828), Прп. Никиты исп. (ок. 838), Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840), Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842 - 845), Прп. Михаила исп. (ок. 845), Прп. Феофана Исповедника, творца канонов, еп. Никейского (ок. 850), Прп. Николая исп., игумена Студийского (868), Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX век), Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX век), Прп. Емилиана исп. (IX век), Прп. Иоанна Психаита исп. (IX век), Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX век), Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX век), Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX век), Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX век), Свт. Никиты, исп., архиеп. Аполлониадского (IX век), Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX век). X век

Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X век)

XII век

Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (1167)

XIII век

Мчч. и испп. Михаила, Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). XVIII век

Прав. Иоанна Русского, исп. (1730) 1920-е гг.

Св. Георгия исп., пресвитера (1928), Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). 1930-е гг.

Св. Иоанна исп. (1930), Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е), Прп. Никона Оптинского, исповедника (1931), Св. Георгия исп., пресвитера (1931), Св. Николая исп., пресвитера (1931), Собор преподобных Оптинских старцев: Никона исповедника (1931), Исп. Иоанна (1932), Прп. Георгия исп. (1932), Прп. Игнатия исп. (1932), Св. Владимира исп., пресвитера (1932), Св. Иоанна исп. (1932), Свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932), Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932), Прп. Владимира исповедника (1933), Св. Александра исп. пресвитера (1933), Св. Михаила, исповедника, пресвитера (1933), Св. Николая исп., пресвитера (1933), Св. Николая исп., пресвитера (1933), Св. Феодора исп., пресвитера (1933), Прп. Максима исп. (1934), Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934), Св. Михаила исп., пресвитера (1935), Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936), Прп. Агапита исп. (1936), Прп. Ираклия, исп. (1936), Св. Василия исп., пресвитера (1937), Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937), Сщмч. Виктора пресвитера, мчч. Димитрия, Петра и св. Романа исп., пресвитера (1937), Сщмч. Иоанна пресвитера, св. Константина исп., пресвитера, мц. Анны и св. Елисаветы исп. (после 1937). 1940-е гг.

Св. Александра исп., пресвитера (1941), Св. Михаила исп., пресвитера (1941), Св. Николая исп., пресвитера (1941), Свв. Николая (1942) и Иоанна (1951) испп., пресвитеров, Прп. Евфимия исп (Груз.) (1944), Св. Хионии исп. (1945), Свт. Досифея, митр. Загребского, исп. (1945), Прп. Сергия исповедника (1948), Св. Николая исп., пресвитера (1948), Свв. Анны и Татианы испп. (1948). 1950-е гг.

Св. Сергия исп., пресвитера (1950), Прп. Параскевы исп. (1952), Св. Димитрия исп., пресвитера (1952), Св. Феклы исп. (1954), Свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (1955), Прп. Рафаила исп. (1957), Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.), Прп. Анны исп. (1958), Прп. Гавриила исп. (1959). 1960-е гг.

Св. Георгия исп. (1960), Прп. Александра исповедника (1961), Прп. Иоанна исп. (1961), Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961), Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.), Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962), Прп. Матроны исп. (1963), Прп. Кукши Одесского, исп. (1964), Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966), Св. Ираиды исп. (1967). 1970-е гг.

Прп. Леонтия исповедника (1972), Св. Петра исп., пресвитера

(1972).

Обретение мощей

Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996), Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп. (1997), Обретение мощей свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1997), Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998), Обретение мощей св. Романа исп., пресвитера (1999), Обретение мощей прп. Сергия, исп. (2000), Обретение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000), Обретение мощей прп. Александра Уродова исп. (2001), Обретение мощей прп. Рафаила исп. (2005).

Приложение Б

Великомученики

I век

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вмц. Ирины (I - II век).

II век

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118).

III век

Вмч. Меркурия (III век), Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III

IV век

Колесование вмч. Георгия (Груз.) (303), Вмч. Георгия Победоносца

(303), Вмч. Прокопия (303), Вмч. Мины (304), Вмц. Евфимии всехвальной

(304), Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304), Вмч. и целителя Пантелеимона (305), Вмц. Екатерины (305 - 313), Вмч. Феодора Тирона (306), Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306), Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306), Вмч. Феодора Стратилата (319), Вмч. Артемия (362), Вмч. Никиты (ок. 372), Вмц. Марины (Маргариты) (IV век).

V век

Вмч. Иакова Персянина (421)

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451) XI век

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051 - 1054) XIV век

Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330 - 1340),

XVII век

Вмц. Кетеваны, царицы Кахетинской (Груз.) (1624).

XVIII век

Преставление вмц. Златы (Хрисы) (1795)

Приложение В

Преподобномученики

II век

Прмц. Параскевы (138 - 161), Прмц. Евдокии (160 - 170)

III век

Прмц. Анастасии Римляныни (ок. 249 - 259), Прмч. Пансофия (249 -251), Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262), Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251), Прмчч. Конона и сына его Конона (270 - 275), Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290), Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293), Прмч. Зосимы, пустынника Киликийского и мч. Афанасия комментарисия (III - IV века), Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III век).

IV век

Прмц. Февронии девы (ок. 304), Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312), Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361 -0363), Прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), Прмч. Дометия перса (363), Прмч. Вадима архимандрита и 7 учеников его (376), Прмц. Потамии чудотворицы (IV век), Прмч. Ваты Персянина (IV век), Прмчч. 17-и монахов в Индии (IV век). VII век

Прмчч. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614), Прмч. Анастасия Персянина (628), Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина (VII век).

VIII век

Прмц. Феодосии девы, Константинопольской (730), Прмч. Андрея Критского (767), Прмч. и исп. Стефана Нового (767), Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-и преподобномучеников (780 - 790), Прмч. Феоктириста, игумена Пеликитского (VIII век).

IX век

Прмч. Михаила (IX век)

XI век

Прмч. Евстратия Печерского (1097), Прмчч. Феодора и Василия Печерских (1098)

XII век

Прмч. Анастасия, диакона Печерского (XII век).

XV век

Прмч. Ефрема Нового (Конст.) (1426).

XVI век

Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524), Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550), Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570).

XVII век

Прмч. Галактиона Вологодского (1612), Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625), Прмч. Афанасия Брестского (1648), Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649), Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678), Перенесение мощей прмч. Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). XIX век

Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816), Прмч. Дионисия Ватопедского (Конст.) (1822), Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867). 1910-е гг.

Прмч. Сергия 1917, Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918), Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918), Прмц. Евдокии (1918), Прмц. Маргариты (1918), Прмч. Аполлинария (1918), Прмч. Иеремии (1918), Прмч. Иосифа (1918), Прмч. Леонида (1918), Прмч. Никандра (1918), Прмчч. Белогорских: Варлаама, Сергия, Илии, Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония, Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия, Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена, Аркадия, Евфимия, Маркелла, Иоанна, Иакова, Петра, Иакова, Александра, Феодора, Петра, Сергия и Алексия (1918), Прмчч. Казанских: Сергия, Лаврентия, Серафима, Феодосия, Леонтия, Стефана, Георгия, Илариона, Иоанна и Сергия (1918) Прмчч. Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918), Сщмч. Антония пресвитера, прмч.

Андроника (1918), Сщмч. Василия, еп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея и мч. Алексия (1918), Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918), Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч. Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918), Сщмчч. Неофита и Анатолия пресвитеров, прмчч. Иакинфа и Каллиста (1918).

1920-е гг.

Прмчч. Серафима и Феогноста (1921), Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922), Сщмч. Владимира и Николая пресвитеров, прмч. Елевферия, прмцц. Евы игумении, Евдокии и мч. Феодора (1927), Прмч. Иннокентия (1928), Прмчч. Вениамина и Никифора (1928).

1930-1936-е гг.

Сщмчч. Александра, Георгия, Кирилла, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия и мчч. Евфимия и Петра (1930), Прмч. Анатолия (1930 - 1935), Прмч. Варлаама (конец 1930-х), Прмц. Ирины (1931), Прмц. Магдалины (1931), Прмч. Евфимия (1931), Прмч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931), Прмч. Моисея (1931), Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931), Прмч. Серафима (1931), Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932), Прмч. Киприана (1934), Прмц. Евгении (1935). 1937 год

Сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров, прмч. Феодора (1937), Прмц. Анны (1937), Прмц. Ольги (1937), Прмц. Татианы, мц. Наталии (1937), Прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937), Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937), Прмч. Лаврентия (1937), Прмч. Маврикия и с ним мч. Василия (1937), Прмч. Михаила, мчч. Симеона и Димитрия (1937), Прмч. Пантелеимона (1937), Прмч. Платона (1937), Прмч. Сергия (1937), Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Анны и мч. Иакова (1937), Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937), Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937), Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия, и прмцц. Анфисы и Макарии (1937), Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937), Сщмч. Павла пресвитера и прмц. Елисаветы и мч. Феодора (1937), Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937), Сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), Сщмчч. Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия,

Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров, прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении, (1937), Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937), Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937), Сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии, Павла, Феодосия, Владимира, Александра пресвитеров, прмч. Макария (1937), Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937), Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра (1937), Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937), Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937), Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937), Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937), Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937), Сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра, Михаила и Феодора пресвитеров, прмчч. Илариона, Иоанна и Иерофея (1937), Сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия (1937), Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы, прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937), Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937), Сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов, прмчч. Софрония и Неофита (1937), Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937), Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937), Сщмчч. Николая, Николая пресвитера и прмч. Григория (1937), Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937), Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии

(1937), Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Симеона, Иоанна, Иоанна, Димитрия, Иакова, Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Геннадия, Петра, Герасима, Михаила, мчч. Валентина, Петра, Леонида, Тимофея (1937), Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937), Сщмчч. Сергия, Михаила и Сергия пресвитеров, Никифора диакона и прмчч. Галактиона и Гурия, мч. Иоанна (1937), Прмц. Татианы (после 1937).

1938 год

Сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938), Прмц. Елены (1938), Прмц. Марии (1938), Прмц. Марии (1938), Прмц. Марфы и мч. Михаила (1938), Прмц. Матроны

(1938), Прмц. Севастианы (1938), Прмч. Андроника (1938), Прмч. Ардалиона (1938), Прмч. Игнатия (1938), Прмч. Иннокентия (1938), Прмч. Ионы (1938), Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938), Прмч. Максимилиана (1938), Прмч. Никанора (1938), Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938), Прмч. Пафнутия (1938), Прмч. Серафима, прмц. Евдокии и Екатерины. Мц. Милицы (1938), Прмч. Сергия (1938), Сщмч. Алексия пресвитера, прмч. Пахомия (1938), Сщмч. Василия пресвитера и прмч. Макария и Ионы Смирнова (1938), Сщмч. Василия, Стефана пресвитеров, прмч. Илии, прмц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938), Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея (1938), Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938), Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, мч. Павла, прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938), Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938), Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938), Сщмч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938), Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938), Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Александра, Николая, Алексия, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмч. Серафима, Феодосия, прмцц. Рафаилы, Екатерины, Марии и Анны, мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Димитрия и Феодора (1938), Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира, мч. Михаила (1938), Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938), Сщмчч. Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, Сергия, Андрея, Павла пресвитеров, прмчч. Сергия и Антипы, прмц. Параскевы, мчч. Стефана и Николая, мцц. Елисаветы, Ирины и Варвары (1938).

1939 год

Прмц. Евдокии (1939), Прмч. Тавриона (1939), Прмч. Феогена

(1939).

1940-е гг.

Прмч. Валентина (1940), Прмч. Феодора (1940), Прмц. Марфы

(1941), Прмч. Геннадия (1941), Прмч. Рафаила (Серб.) (1941), Мч. Михаила, прмц. Александры (1942), Прмц. Гермогены (1942), Прмц. Евфросинии

(1942), Прмц. Тамары (1942), Прмц. Татианы (1942), Прмч. Игнатия (1942), Прмч. Сергия (1942), Прмч. Филарета (1942), Прмц. Александры (1943), Прмч. Феодора (1943), Прмц. Пелагии (1944), Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы, Сщмч. Николая пресвитера (1945), Прмч. Серафима (1946).

УДК.245

Анна Геннадьевна Волкова, кандидат филологических наук, проректор по научной работе, доцент кафедры исторических и церковно-практических дисциплин, Калужская духовная семинария Россия, г.Калуга kds-nauka@eparhia-kaluga.ru

Подвиг мучеников Христианской Церкви: осмысление в богослужебных текстах

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению подвига мучеников Христианской Церкви, а именно - осмыслению этого подвига в богослужебных текстах. Рассматриваются тексты канонов, читаемых на утрени, с точки зрения метафорики, не только передающей содержание мученического подвига, но и представляющей собой попытку осмысления значения этого подвига для Церкви и для каждого человека. Также с языковой точки зрения рассматриваются тексты службы новомученикам Бутовским, подвиг которых вписывается в исторический контекст.

Ключевые слова: гимнография; канон; мученик; новомученик; мученичество; метафора; поэтика; религиозное сознание; богослужение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.