Научная статья на тему 'Омские святые и подвижники православия'

Омские святые и подвижники православия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1727
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ» / СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ОМСКОЙ / HOLY NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF RUSSIA / SAINTS OF OMSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пендикова Ирина Геннадиевна, Минин Егор Павлович

В данной статье вводятся в научный оборот материалы, представляющие интерес для изучения истории православной культуры Омска, содержащие выдержки из житий неизвестных святых, чей жизненный путь проходил через Омскую епархию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пендикова Ирина Геннадиевна, Минин Егор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy saints of Omsk

In this paper we introduce into scientific materials of interest to the study of the history of the Orthodox culture of Omsk, containing excerpts from the lives of unknown saints, whose life was passing through the Omsk eparchy.

Текст научной работы на тему «Омские святые и подвижники православия»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

УДК 130.2+27-256.62

И. Г. ПЕНДИКОВА Е. П. МИНИН

Омский государственный технический университет

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

ОМСКИЕ СВЯТЫЕ И ПОДВИЖНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ

В данной статье вводятся в научный оборот материалы, представляющие интерес для изучения истории православной культуры Омска, содержащие выщержки из житий неизвестных святых, чей жизненный путь проходил через Омскую епархию. Ключевые слова: «Собор новомучеников и исповедников Российских», святые земли Омской.

Для православного христианина образцом для подражания всегда были святые. Сбором информации об омских святых занимаются многие исследователи из смежных областей: культурологии, религиоведения, философии, искусствоведения. Несколько лет назад нами была поставлена цель — найти информацию о святых из «Собора новомучеников и исповедников Российских» (собор прославлен на Архиерейском соборе в 2000 г.), чей жизненный путь проходил через Омскую епархию. Численность собора превышает полторы тысячи. С тех пор нами было просмотрено более восьмисот житий новопрославленных святых.

Структурирование всего объема накопленных знаний позволяет выделить наименее исследованные области, дающие представление об омских святых, информация о которых до сих пор не была доступна омских исследователям.

Весь объем знаний можно условно поделить на два блока: информация о святых, прославленных по инициативе Омской епархии и прославленные за ее пределами. В каждом блоке, в свою очередь, можно выделить по две группы: канонизированные и нека-нонизированные подвижники. Таким образом, всю информацию о святых можно структурировать на четыре группы:

— омские канонизированные святые;

— неканонизированные подвижники Православия;

— канонизированные за пределами Омской епархии;

— неканонизированные подвижники, о которых известно за пределами Омска.

По разным причинам об интересующих нас святых, чья судьба была связана с Омском, мы можем не знать. Как правило, инициатива прославления святого принадлежит той епархии, где его жизненный путь был окончен, поэтому и возникла необходимость просмотреть жития новопрославленных святых. К примеру, владыка Андроник был прославлен в Пермской епархии, и поэтому известен как пермский святой. Хотя его подвиг имеет большее значение в истории Омской епархии. В этом контексте мы открываем неизвестные страницы Омска.

Следует уточнить поле исследования. Критерием отбора для исследования является обнаруженная

и необнаруженная связь подвижников с Омской епархией. Для этого определим границы Омской епархии в интересующее нас время, с 1917-го по 1980-е гг. Она образовалась путем выделения из Тобольско-Томской епархии в 1895 г. С тех пор ее границы не раз изменялись. С 1895 г. по 1911 г. в ее состав входил Семипалатинск, затем в течение двух лет — Акмола. С 1913 г. вторым епархиальным городом становится Павлодар. В этом составе ее упраздняют в 1937 г. Вновь Омская епархия была создана только после войны, в 1947 г., на тот момент в ее состав входит Тюмень. В 1990 г. Тюмень была выведена из ее состава, а вторым епархиальным городом стала Тара.

Таким образом нас интересует третья группа святых, из указанных выше, чья судьба связана со следующими городами:

— Омск с прилегающими территориями в период с 1917-го по 1980-е гг.;

— Павлодар с прилегающими территориями в 1917-1937 гг.;

— Тюмень с прилегающими территориями в 1947- 1980-х гг.

К четвертой группе относятся, во-первых, непрославленные подвижники, сведениями о которых располагают другие епархии, и, во-вторых, святые, информация о которых по тем или иным причинам пока недоступна. Поэтому в данной группе никаких имен не приводится.

Первая группа — это святые, прославленные по инициативе Омской епархии, поэтому по месту прославления их называют Омскими. Эта группа святых является самой проработанной: об их жизненном пути издано большое количество публикаций, разработана иконография, составлены молитвы, зафиксированы случаи обретения мощей.

Эта группа включает следующих святых:

— сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиеп. Омский и Павлодарский;

— сщмч. Алексий (Орлов), архиеп. Омский и Павлодарский;

— сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский и Кунгурский;

— сщмч. Иоанн (Куминов) Омский, иерей;

— сщмч. Михаил (Пятаев) Омский, иерей;

— мч. Николай (Цикура) Омский, эконом.

Святые из этой группы внесены в иконографию «Собора новомучеников земли Омской», разработанную омским иконописцем Г. А. Адаевым. Тем не менее есть и исключения, по разным причинам в него пока не входят:

— сщмч. Мефодий (Красноперов), еп. Петропавловский, викарий Омской епархии;

— сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский.

Ко второй группе мы относим всех непрославленных подвижников:

— Виктор (Богоявленский), архиерей;

— Анатолий (Каменский), архиерей;

— Алексий (Пантелеев), архиерей;

— Иннокентий (Просвирин), архимандрит;

— Аполлоний Волков, протоиерей;

— Николай Москвин, блаженный.

В Омской епархии сложилась традиция паломничества к могилам подвижников архимандрита Иннокентия, протоиерея Аполлония и блаженного Николая. Могила последнего признана чудотворной. Возможно, со временем они будут канонизированы.

Наибольший интерес для нас представляют святые третьей группы, поэтому на них мы остановимся подробнее и приведем выдержки из их житий, подтверждающие связь с Омской епархией. На момент издания статьи мы располагаем информацией о следующих святых:

— сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолуцкий и Торопецкий;

— прмч. Феоген (Козырев);

— прмц. Агафия (Крапивникова);

— прмц. Мария (Портнова);

— сщмч. Филипп (Григорьев), протоиерей;

— сщмч. Леонид (Лебедев), иерей;

— сщмч. Виссарион (Селинин), иерей;

— мч. Исидор (Решеткин), псаломщик;

— мч. Димитрий (Волков);

— мч. Никита (Сухарев);

— мц. Мария (Стефани);

— мц. Александра (Лебедева).

Итак, первыми приведем выписки из жития сщмч. Иоанна (Троянского), еп. Великолуцкого и Торопец-кого:

«Окончив Тамбовскую духовную семинарию, о. Иоанн в 1884 году был рукоположен в сан священника. ... В 1922 году был рукоположен обновленческими епископами во епископа. В ноябре 1924 года он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. ... В начале 1925 года он принес покаяние и как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. ... 31 августа тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу. Епископ Иоанн был расстрелян 4 сентября 1937 года» [1].

Память владыке совершается в день его преставления августа 22 (4 сентября).

Житие прмч. Феогена (Козырева):

«Преподобномученик Феоген родился 27 января 1862 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце Льва Козырева и в крещении был наречен Василием. В 1924 году Василий Львович переехал в город Мещовск Калужской области и поселился при одном из монастырей; в том же году он был пострижен в монашество с именем Феоген. ... В 1930 году отец Феоген переехал в Алма-Ату, где стал служить в Никольском соборе.

9 декабря 1932 года отец Феоген арестован сотрудниками ОГПУ. ... 25 июня 1933 года тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Феогена к трем годам ссылки в Западную Сибирь, и он был отправлен в город Тара Омской области. Здоровье его в это время стало столь слабым, что 5 мая 1934 года он был досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе.

Архимацдрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме 12 июля 1939 года в день празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и был погребен в безвестной могиле [2]».

Память отца Феогена празднуется 30 июня (13 июля).

Житие сщмч. Филиппа (Григорьева), протоиерея:

«Священномученик Филипп (Григорьев) родился 6 ноября 1870 года. Окончив Омскую учительскую семинарию, он служил псаломщиком в храмах Омской епархии. 22 июня 1898 года он был рукоположен во диакона, а 24 октября 1902 года — во священника. В 1906 году отец Филипп стал служить в храме села Копьевское Тарского уезда Омской губернии, с 1911 года — в храме села Ново-Рождественское Омского уезда. После 1917 года отец Филипп служил в храме села Александровка Семиреченской области...

10 декабря 1932 года ОГПУ арестовало протоиереев Александра, Стефана и Филиппа. В тюрьме они заболели сыпным тифом. ... 17 января 1933 года скончался протоиерей Филипп Григорьев, 18-го — протоиерей Стефан Пономарев, 20-го — протоиерей Александр Скальский. Все три священника были погребены на кладбище, на котором хоронили в то время сосланных в Алма-Ату крестьян» [3].

Память сщмч. Филиппа празднуется вместе с сщмчч. Александром (Скальским) и Стефаном (Пономаревым) 4 (17) января.

Жития сщмч. Леонида (Лебедева), иерея, и мч. Исидора (Решеткина), псаломщика:

«Священномученик Леонид (Лебедев) служил священником, а мученик Исидор (Решеткин) псаломщиком в Троицкой церкви в селе Санниковское Омской губернии. . В 1910 году в селе была открыта трехклассная начальная школа, где отец Леонид стал преподавать Закон Божий.

Священник Леонид Лебедев и псаломщик Исидор Решеткин были красноармейцами арестованы и расстреляны» [4].

Память сщмч. Леонида и мч. Исидора празднуется вместе со святыми Собора новомучеников и исповедников Российских.

Житие сщмч. Виссариона (Селинина), иерея:

«Священномученик Виссарион (Виссарион Ме-фодиевич Селинин) окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1899 году Виссарион Мефодиевич был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии, в 1902 году — рукоположен во диакона к этой церкви, ... в 1906 году — рукоположен во священника ко храму в селе Ильинка. ... Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования ими 1 мая, о чем извещена была паства епископом Верненским и Семиреченским Пименом (Бело-ликовым)» [5].

Память о. Виссариона празднуется 18 апреля (1 мая).

Жития преподобномучениц Агафии (Крапивни-ковой), Марии (Портновой) и мучениц Марии (Стефани) и Александры (Лебедевой):

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

«Преподобномученица Агафия родилась в 1890 году в селе Новософьино Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Авива Крапивникова. Когда ей исполнился двадцать один год, решила уйти в монастырь. ... В 1912 году Агафия поступила в обитель рядом с селом Старое Чернеево. ... 31 мая 1931 года послушница Агафия Крапивникова была арестована вместе с насельницами Николо-Черне-евского монастыря. ... 20 августа 1931 года тройка ОГПУ приговорила всех арестованных к трем годам ссылки в Казахстан, куда они были отправлены с общим этапом. ... После окончания ссылки послушница Агафия осталась жить в Павлодаре и стала работать сторожем в Воскресенском храме. ... 25 сентября 1937 года она была повторно арестована.

Преподобномученица Мария родилась в 1889 году в селе Верещагино Егорьевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ильи Портнова. В 1916 году она поступила послушницей в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Московской губернии, в которой подвизалась до закрытия монастыря безбожниками в 1929 году. ... Послушница Мария была арестована 22 мая 1931 года. ... 29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила ее к пяти годам ссылки в Казахстан. Она была сослана в Павлодар и здесь 25 сентября 1937 года вновь арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности, виновной в которой себя не признала.

Мученица Мария (Мария Антоновна Стефани) родилась в 1878 году в городе Одессе. В тридцатые годы она жила в Павлодаре и была прихожанкой Воскресенского храма. Мария Антоновна была арестована 23 сентября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, но виновной себя не признала.

Мученица Александра (Александра Яковлевна Лебедева) родилась 20 марта 1874 года в селе Раевка Самарской губернии. Александра Яковлевна была прихожанкой Воскресенской церкви в Павлодаре и была арестована 23 сентября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Все они были арестованы как верующие, когда во время гонений на Церковь власти в Павлодаре усилили преследования. 22 октября 1937 года тройка НКВД приговорила послушниц Агафию Крапив-никову и Марию Портнову и мирянок Марию Стефани и Александру Лебедеву к расстрелу» [6].

Память преподобномучениц празднуется в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Жития мчч. Димитрий (Волков), староста, и Никита (Сухарев):

«Мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской, он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром.

Мученик Никита родился в 1876 году в деревне Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Андрея Кузьмича и Анисии Алексеевны Сухаревых. Никита окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из орехово-зуевских фабрик...» [7].

Мученики Димитрий и Никита были арестованы.

«В июле 1941 года немецкие войска стали стремительно продвигаться к Москве, и город был объявлен на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные. Сотрудники НКВД за хлопотами

эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич были заключены в омскую тюрьму. ...

27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы. . Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме № 1 и был погребен в безвестной могиле. Член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме, 4 июля 1942 года, и также был погребен в безвестной могиле» [7].

Мученики Никита и Димитрий пострадали тогда, когда Омская епархия была уже упразднена. Их память празднуется в дни их кончины 21 июня (4 июля) и 19 (4 марта) соответственно.

Анализ содержания приведенных выдержек позволит значительно расширить сведения о святых III группы.

Со временем в научный оборот поступают и становятся доступными для анализа архивные материалы: дореволюционные публикации, следственные материалы и т.п. Так, в 2008 г. в библиотеке Томского государственного университета священником Димитрием Олиховым была найдена статья «У архиепископа Сильвестра» журналиста А. Матвеева, дающая уточняющую иконографию святого. В ней автор дает краткое описание внешности владыки: «Архиепископ Сильвестр — высокий крепкий старик с длинной патриархальной бородой, со строгими чертами лица» [8]. Надеемся, что подобная публикация неединственная. Материал такого рода может быть полезен в исследованиях краеведов, культурологов, историков Церкви, философов религии.

В XX в. доступным изобразительным материалом становится фотография. В частности, это фотосъемка карательных органов, которая может быть полезна для иконописцев и искусствоведов в разработке иконографии новопрославленных. В принципе, хороший снимок в фас — это основа для разработки иконографии святого. В последнее время иконография мученического лика святости получает развитие: осмысливается старое, появляется новое. Исповед-нический лик святости не остается без изменений, появляются его производные: священноисповедники, преподобноисповедники и исповедницы.

В заключение хотелось бы сказать, что, изучая жития омских святых, мы открываем для себя Омск как один из духовных центров Сибири и тем самым способствуем развитию культуры православия.

Библиографический список

1. Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Ве-ликолуцкий и Торопецкий / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2001. — Ч. 3.— С. 141-142.

2. Преподобномученик Феоген (Козырев) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2008. — Июнь.— С. 522-530.

3. Священномученики Александр (Скальский), Стефан (Пономарев) и Филипп (Григорьев) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2005. — Январь. — С. 42-47.

4. Священномученик Леонид (Лебедев) и мученик Исидор (Решеткин) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2005. — Январь. — С. 473-474.

5. Священномученик Виссарион (Селинин) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2006. — Апрель. — С. 173.

6. Преподобномученицы Агафия (Крапивникова) и Мария (Портнова) и мученицы Мария (Стефани) и Александра (Лебедева) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2005. — Январь.— С. 501-505.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2008. — Июнь. — С. 398-408.

8. Матвеев, А. У архиепископа Сильвестра // Омские епархиальные ведомости. — Омск, 2008. — Февраль. — № 2 (223). — С. 4.

ПЕНДИКОВА Ирина Геннадиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.

МИНИН Егор Павлович, соискатель по кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Адрес для переписки: info@thisdayicon.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2013 г.

© И. Г. Пендикова, Е. П. Минин

УДК 069 (571.53) В. В. ТИХОНОВ

Иркутское областное государственное автономное учреждение культуры Архитектурно-этнографический музей

«Тальцы»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХОЛЕНСКОЙ ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЙ ЗОНЫ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ МЕТОДОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

В статье представлен анализ историко-культурного потенциала русского населения, проживающего в верховьях р. Лены в пределах Предбайкалья. Рассматриваются элементы материальных носителей традиционной культуры жителей этой территории, резко отличающиеся от аналогичных элементов традиционной культуры русского населения других территорий региона. Анализируются применяемые методы сохранения материальных носителей традиционной культуры русского населения Верхней Лены в вариантах резервата и транслоцирования с созданием этнографических музейных комплексов под открытым небом, различающихся масштабностью музеефикации. Ключевые слова: р. Лена, «Тальцы», «Ленская деревня», плотбище, сплавная ярмарка.

Освоение верхоленских земель русскими про- родные условия, один и тот же контингент засель-ходило одновременно с освоением Среднего При- ников обусловили появление здесь общей культурно-ангарья. Климатические и природные условия этих хозяйственной модели первого периода освоения двух зон были практически одинаковыми: резко региона. Однако уже в XVIII в. у крестьян Верхней континентальный климат, гористая местность, тайга Лены возникают характерные особенности ведения и соответствующая ей таежная растительность. хозяйства, связанные с появлением на приусадебных Речные долины оказались единственными местами, участках утугов (окультуренных лугов), заимство-где можно было вести земледелие. Природные усло- ванных ими у соседей-бурят.

вия определили и характер пашни — мелкие участки, В дальнейшем большую роль в развитии резких

рассеянные по склонам гор, спускающиеся в долину отличий в культурно-хозяйственном освоении Верх-реки. Основной костяк населения края был заложен него Приленья и Среднего Приангарья по сравнению в XVII-начале XVIII в. выходцами с Русского Се- с другими территориями региона сыграли Якутский вера, уже имевшими богатый опыт освоения таеж- тракт, судоходность р. Лены и Бодайбинские золото-ных пространств. Одинаковые климатические и при- носные прииски. Здесь кроме традиционных занятий

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.