4. Священномученик Леонид (Лебедев) и мученик Исидор (Решеткин) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2005. — Январь. — С. 473-474.
5. Священномученик Виссарион (Селинин) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2006. — Апрель. — С. 173.
6. Преподобномученицы Агафия (Крапивникова) и Мария (Портнова) и мученицы Мария (Стефани) и Александра (Лебедева) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2005. — Январь.— С. 501-505.
7. Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев) / Сост. Дамаскин (Орловский), игумен // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. — Тверь, 2008. — Июнь. — С. 398-408.
8. Матвеев, А. У архиепископа Сильвестра // Омские епархиальные ведомости. — Омск, 2008. — Февраль. — № 2 (223). — С. 4.
ПЕНДИКОВА Ирина Геннадиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.
МИНИН Егор Павлович, соискатель по кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Адрес для переписки: info@thisdayicon.ru
Статья поступила в редакцию 18.10.2013 г.
© И. Г. Пендикова, Е. П. Минин
УДК 069 (571.53) В. В. ТИХОНОВ
Иркутское областное государственное автономное учреждение культуры Архитектурно-этнографический музей
«Тальцы»
ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХОЛЕНСКОЙ ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЙ ЗОНЫ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ МЕТОДОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
В статье представлен анализ историко-культурного потенциала русского населения, проживающего в верховьях р. Лены в пределах Предбайкалья. Рассматриваются элементы материальных носителей традиционной культуры жителей этой территории, резко отличающиеся от аналогичных элементов традиционной культуры русского населения других территорий региона. Анализируются применяемые методы сохранения материальных носителей традиционной культуры русского населения Верхней Лены в вариантах резервата и транслоцирования с созданием этнографических музейных комплексов под открытым небом, различающихся масштабностью музеефикации. Ключевые слова: р. Лена, «Тальцы», «Ленская деревня», плотбище, сплавная ярмарка.
Освоение верхоленских земель русскими про- родные условия, один и тот же контингент засель-ходило одновременно с освоением Среднего При- ников обусловили появление здесь общей культурно-ангарья. Климатические и природные условия этих хозяйственной модели первого периода освоения двух зон были практически одинаковыми: резко региона. Однако уже в XVIII в. у крестьян Верхней континентальный климат, гористая местность, тайга Лены возникают характерные особенности ведения и соответствующая ей таежная растительность. хозяйства, связанные с появлением на приусадебных Речные долины оказались единственными местами, участках утугов (окультуренных лугов), заимство-где можно было вести земледелие. Природные усло- ванных ими у соседей-бурят.
вия определили и характер пашни — мелкие участки, В дальнейшем большую роль в развитии резких
рассеянные по склонам гор, спускающиеся в долину отличий в культурно-хозяйственном освоении Верх-реки. Основной костяк населения края был заложен него Приленья и Среднего Приангарья по сравнению в XVII-начале XVIII в. выходцами с Русского Се- с другими территориями региона сыграли Якутский вера, уже имевшими богатый опыт освоения таеж- тракт, судоходность р. Лены и Бодайбинские золото-ных пространств. Одинаковые климатические и при- носные прииски. Здесь кроме традиционных занятий
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
земледелием, животноводством, охотой, рыболовством развились судоходство, сплав судов по р. Лене, судостроение, извоз. Большой спрос на зерно, которое легко было продать, привел к развитию в крае интенсивного земледелия. Поля стали удобряться навозом, урожайность значительно повысилась. Основной земледельческой культурой была рожь, в меньших объемах выращивали яровые, главным образом овес и ячмень, совсем немного — яровой пшеницы. Овощеводство носило подсобный характер. Крестьяне выращивали на огородах капусту, редьку, репу, свеклу, морковь, лук, горох и т.д. Из промышленных производств, в том числе полукустарных, в основном развивались винокурение, добыча соли на Усть-Кутском солеваренном заводе и мукомольный промысел. Была попытка наладить производство меди на Ключи-Воскресенском и Троицком медеплавильных заводах, но от этой идеи вскоре отказались. Значительное количество населения Верхней Лены занималось добычей пушнины [1]. Так, только в Киренском уезде в начале XIX в. было добыто в год 500 тыс. шкурок белки, 2 тыс. шкурок соболя. Доходы от продажи пушнины на этой территории достигали почти миллиона рублей в год.
Территория верхоленской историко-культурной зоны охватывает нынешние Киренский, Усть-Кутский, Жигаловский и Качугский районы. С середины XIX в. в связи с открытием на р. Лене и ее притоках золотоносных россыпных месторождений возникла острая необходимость обеспечения их продовольствием и инвентарем. Единственным путем их доставки стали реки, главным образом Лена. С этого времени в районе начинают развиваться как судостроение, так и сплавничество.
С середины XIX в. судостроение становится одним из основных крестьянских промыслов в верховьях Лены. Строили карбаза, паузки, шитики, баржи, барки, кулиги, утюги [2]. Навигационный период в верховьях Лены был коротким, и это определяло характер судоходства, в основном оно было сплавным. Зимой и весной велось строительство сплавных средств, использовавшихся исключительно для сплава грузов вниз по реке; после этого они продавались и в дальнейшем использовались как строительный материал или дрова. Часть сплавных средств использовалась во второй половине лета для сплава сена вниз по р. Лене, вплоть до г. Якутска, затем их постигала та же участь, что и другие суда [3, с. 46]. Изготовление сплавных средств требовало много леса; порой вырубались многокилометровые территории вдоль реки, но это оправдывалось дешевизной сплавных средств и было единственной возможностью доставки значительных объемов грузов на прииски.
Со второй половины XIX в. на р. Лене начинает развиваться пароходство. Первым пароходчиком был И. С. Хаминов, купец 1-й гильдии. 30 марта 1864 г. между купцами был подписан договор об учреждении «Товарищества Ленско-Витимского пароходства компании Сибирякова и Базанова». Это было связано с необходимостью обеспечения интенсивно развивающейся добычи золота на Бодайбинских приисках. Уже в 70- 80-х гг. XIX в. у компании было три парохода: «Св. Иннокентий», «Св. Тихон Задонский», «Синельников» [3, с. 49].
К 1914 г. число пароходов разных владельцев увеличилось до 38. Пароходы обеспечивали в первую очередь перевозку пассажиров, почты и на буксирах тянули баржи с грузами. На начало ХХ в. 7080 % перевозок приходилось на приисковые районы
и 20-30 % — на перевозки грузов в Якутск [3, с. 51]. Несмотря на наличие во второй половине XIX в. на реках Лене и Витиме пароходов, основной объем грузов перевозился на более мелких судах: барках, карбазах, паузках, кулигах и др. Барки представляли собой достаточно крупное сплавное средство, имели четырехугольную форму. Паузки и карбаза обладали преимущественно пятиугольной формой, верхняя часть паузков в отличие от карбазов была крыта тесом. Кулиги были длиннее баржи, а утюги по размерам в два раза уступали кулигам [3, с. 43]. За 1910 г. было построено 158 барок, 74 карбаза, 128 паузков [4, с. 52].
Одним из уникальных явлений верхоленской историко-культурной зоны стали сплавные ярмарки, которые начали проводиться с 20-х гг. XIX в. Сразу после освобождения Лены ото льда сплавная ярмарка следовала от верховья реки вниз по течению. С торговых судов, пристававших к берегу практически у каждой деревни, шла бойкая торговля продовольственными товарами и мануфактурой, практически обеспечивавшая жителей на весь последующий год [5, 6].
К началу ХХ в. Ленская сплавная ярмарка стала сбавлять обороты. Они упали до 2-3 млн р. по сравнению с 10-12 млн в середине XIX в. Это было связано с падением кустарной добычи золота и значительным увеличением его промышленной добычи, а золотопромышленники свои прииски обеспечивали всем необходимым самостоятельно [4, с. 60].
Еще одним занятием жителей Верхней Лены было обслуживание Якутского тракта. Перевозка грузов по нему была не очень значительной. В основном перевозили пассажиров и почту. Зимой перевозка осуществлялась по грунтовой дороге и замерзшей Лене. В летнее время перевозка происходила с чередованием по грунтовой дороге и на судах по Лене. Протяженность тракта от Иркутска до Якутска составляла 2 769 верст. Только на территории Кирен-ского уезда располагалось 62 почтовых станции с расстоянием между ними от 16 до 30 верст. Содержание почтовых станций обеспечивали близживу-щие крестьяне за жалованье. Поддержание тракта в рабочем состоянии обеспечивали также крестьяне по повинности.
Доминирующей конфессией в верхоленской историко-культурной зоне было православие. На рубеже XIX- ХХ вв. только в Киренском уезде насчитывалось 20 церквей, 24 часовни и 2 монастыря.
Основной колонизирующей территорию Верхнего Приленья силой на первых порах ее освоения были крестьяне с северных территорий Центральной России — Архангельской, Вологодской, Новгородской, Вятской губерний. Как известно, крестьяне являлись носителями строительных традиций, и, придя на Верхнюю Лену, новоселы первоначально строили дома, как на месте их прежнего проживания, — под единой кровлей с хозяйственными дворами. Еще недавно такой дом, датированный концом XVIII в., можно было встретить в пос. Марково. Сейчас он утрачен. Малоснежье в Предбайкалье, в отличие от северных районов Центральной России, характеризующихся обильными снегами, способствовало архитектурной трансформации всего усадебного комплекса и домов в частности. Дома стали строить с полу-крытыми дворами, такой дом есть в музее «Тальцы» (дом Непомилуева, конец XVIII в.), а затем чистые, скотные и хозяйственные дворы вообще не стали связывать кровлей с домами.
Широкое распространение получили дома-связи, когда сначала строился дом-четырехстенок, потом,
при развитии семьи, рядом строился аналог. Оба строения связывались холодными сенями. Образцами таких домов являются дома-связи Шеметовых из д. Шеметово Качугского района (конец XVIII в.) и дом усадьбы из с. Головского Жигаловского района с архаичными элементами и поздними нововведениями в оформлении ворот [7].
Увеличение благосостояния ленского крестьянства за счет дополнительного заработка, постоянная связь части крестьян с городом, развитие в крае торговли привели к середине XIX в. к изменению в домостроении. В этот период на Лене наряду с классическим типом крестьянского дома, сурового и лаконичного в оформлении, начали появляться и дома с элементами городской культуры или полностью городского типа. Большое внимание уделялось оформлению ворот и амбаров. Планировка сел была двух типов: уличная с двухсторонней застройкой и рядовая, повторяющая изгибы реки. Планировка усадьбы двух типов: симметричная с выходом дома и двух дворов — чистого и скотного — на улицу, и перпендикулярная, когда скотный двор устраивается за чистым. В однорядных селах бани выносились к склону берега, напротив дома владельца. При уличной планировке бани ставились в огороде, в усадьбах, в которых хозяева занимались дворничеством, амбар ставился за навесом, навес выходил торцовой частью на улицу. Планировочной редкостью являлся выход на улицу с одной стороны чистого двора, с другой — огорода, за которым размещался скотный двор. Основные типы домов данного региона — клеть с прирубленными сенями, пятистенок, дом-связь, дом-крестовик. Самыми распространенными были пятистенок и дом-связь.
Разработка с середины XIX в. золотых приисков способствовала появлению купцов, обеспечивавших район продовольствием и мануфактурой, пароходчиков и золотопромышленников. Это обусловливало развитие городского стиля застройки. В пос. Залог Качугского района стоит полузаброшенный дом купца Сапожникова, характерный для городской архитектуры середины XIX в. После того как в Иркутске в 1879 г. случился пожар, уничтоживший всю центральную часть города, дом купца Сапожникова стал почти единственной характеристикой архитектуры допожарного Иркутска. Сохранилась, опять же в бесхозном состоянии, купеческая усадьба Про-шутинского в с. Головском Жигаловского района и дом пароходчика Мишарина в с. Тутура этого же района.
В последнее время перспективы сохранения традиционной культуры Верхней Лены просматриваются в двух вариантах. Первый — это формирование этнографических комплексов под открытым небом — резерватов, где объекты историко-культурного наследия сохраняются на родном месте их существования. Второй вариант предполагает транслоциро-вание историко-культурного наследия во вновь создаваемые этнографические комплексы под открытым небом, в места, наиболее посещаемые туристами, с реконструкцией в них исторической среды музее-фицируемой территории.
Единственный этнографический музей — резерват в Верхоленской историко-культурной зоне — «Усадьба митрополита Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова». Идея его создания реализована автором в 2007 г. Пока он состоит из одного мемориального дома, в котором Иннокентий Вениаминов жил с 5 до 15 лет у своего дяди Евсея Попова. Дом относится к рубежу XVIII- XIX вв. [8]. В интерь-
ере дома и сеней экспозиция сочетается с элементами выставки, отражающими интерьер дома середины XIX в. Здесь в выставочном варианте представлена информация о жизни и деятельности Иннокентия Вениаминова. В дальнейшем рассматриваются различные варианты формирования и реконструкции остальной инфраструктуры усадьбы.
Отражение материальной культуры верхолен-ской историко-культурной зоны методом транслоци-рованных музейных комплексов под открытым небом в дальнейшем предполагается в музеях «Тальцы» (Иркутск) и «Ленская деревня» (пос. Ключи Каза-чинско-Ленского района).
Для формирования верхоленской экспозиции в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» с 80-х гг. ХХ в. ведется экспедиционная и проектная работа, результатом которой стали исторические справки, тематико-экспозиционные планы и планы детальной планировки [9]. Последние варианты те-матико-экспозиционного плана и плана детальной планировки экспозиции предполагают планировочное решение в виде двух параллельных улиц, с односторонней застройкой улицы и красной линией усадеб, обращенной к реке. Данная застройка конца XIX — начала ХХ вв. в последующем переходит в улицу с двухсторонней застройкой, характеризующей колхозный период 30 — 40-х гг. ХХ в. Экспозиционная инфраструктура конца XIX — начала ХХ вв. представлена объектами, максимально отражающими традиционную культуру того времени. Это:
— крестьянский дом-связь Шеметова конца XIX —начала ХХ вв. из Качугского района;
— крестьянская усадьба с полукрытым двором середины Х!Х в. из д. Нижнемартыново Казачинско-Ленского района;
— усадьба начала ХХ в. с домом-пятистенком из пос. Верхоленска;
— крестьянские усадьбы Петрова середины — конца XIX в. из д. Толмачёва (вывезены в музей);
— усадьба ленского пароходчика Мишарина конца XIX в. (с. Тутура Жигаловского района);
— усадьба ленского купца Сапожникова середины Х!Х в. (пос. Залог Качугского района);
— церковь 1908 г. из д. Дядино Жигаловского района (вывезена в музей);
— дом священника конца XIX в. из с. Тутура Жи-галовского района;
— почтовая станция — предполагается реконструкция;
— мангазея конца XIX в. из с. Грязновка Жигаловского района.
Одним из уникальных объектов этой экспозиции станут остатки ясачного зимовья конца ХVIII —начала ХК вв., которые предполагается вывезти из Казачинско-Ленского района. Для характеристики сплавничества и торговли второй половины XIX в. предполагается в заливе, образованном р. Тальцин-кой, построить плотбище и плавучую ярмарку.
С отдалением от нашего времени хозяйственнобытового уклада колхозной эпохи 30 — 40-х гг. ХХ в. возникает необходимость сохранения для потомков своеобразной архитектуры и бытового уклада того времени. Планируемая «Советская колхозная экспозиция» будет значительно отличаться от всех остальных экспозиций музея. В ней предполагается разместить: усадьбу колхозника, сельсовет, почту, клуб, начальную школу, колхозный ток.
Построение в музее «Тальцы» экспозиций, отражающих традиционную культуру населения Верхоленской историко-культурной зоны разных времен-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
ных периодов, позволит, хотя и фрагментарно, но всесторонне охарактеризовать жизнь и уклад населения верховья р. Лены.
Второй музейный комплекс под открытым небом, характеризующий традиционную культуру населения верховья р. Лены, — «Ленская деревня», стал разрабатываться автором в 2007 г. [10]. В 2010 г.
было выдано проектное предложение, определяющее объем, структуру и наполнение экспозиционной части музейного комплекса. Планировка экспозиции предполагает реконструкцию однорядного и двухрядного уличного расположения и отдельно стоящих объектов. В составе улицы должны располагаться:
— крестьянские усадьбы Третьякова с домом-связью середины XIX в. из с. Коротково Казачин-ско-Ленского района;
— Третьякова с домом и крытым двором конца XIXв. из с. Коротково Казачинско-Ленского района;
— церковь Михаила Архангела середины XIX в. из с. Коротково Казачинско-Ленского района;
— амбар-мангазея конца XIX в. из с. Осиново;
— амбары из с. Ермаки.
Предполагается реставрация-реконструкция остатков водяной мельницы.
Музейный комплекс планируется разместить в пос. Ключи Казачинско-Ленского района Иркутской области.
При завершении реконструкции исторической среды верхоленской историко-культурной зоны Предбайкалья станет возможным, хотя и с использованием транслоцированного способа, создать этнографические музеи или комплексы, фрагментарно реконструирующие историческую среду одного из районов региона, а также приблизить экспозиции к максимальному туристическому потоку в нем. А самое главное — будут созданы условия гарантированных государством сохранения и передачи будущим поколениям исторического наследия региона.
Библиографический список
1. Бычков, О. В. Охотничий промысел русского населения таежного Прибайкалья во второй половине XVII — XX вв. /
О. В. Бычков // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». - 2003. - Вып. 2. - С. 29-52.
2. Пушкина, Т. Л. Русское старожильческое население Верхней Лены во второй половине XIX-начале ХХ вв.: Историческая справка / Т. Л. Пушкина. - Иркутск, 2000. -Архив ИОГАУК АЭМ «Тальцы». Ед. хр. 229. С. 40-42.
3. Лыхин, Ю. П. Русское старожильческое население При-ленья в конце XIX - начале ХХ вв.: Историческая справка. Иркутск, 2004. - Архив ИОГАУК АЭМ «Тальцы». Ед. хр. 338. Св. 27.
4. Черных, А. В. Ленская сплавная ярмарка и очередные задачи экономической политики в Приленском крае / А В. Черных. - Иркутск, 1925. - С. 52.
5. Кропоткин, П. А Письма из Восточной Сибири / П. А Кропоткин. - Иркутск, 1983. - С. 123-130.
6. Царегородцев, Г. Киренск 7 мая 1864 г. / Г. Царегород-цев // Иркутские губернские ведомости. - 1864. - 6 июля. -С. 4.
7. Тихонов, В. В. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» : программа / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. - Иркутск, 2006. - С. 41-45.
8. Нефедьева, А. К. Реставрация ангинского дома свт. Иннокентия и создание мемориальной экспозиции / А. К. Не-федьева // Тальцы. - 1999. - № 1 (15). - С. 59.
9. Лыхин Ю. П. Тематико-экспозиционный план Ленской экспозиционной зоны / Ю. П. Лыхин, А. К. Нефедьева, В. В. Тихонов. - Иркутск, 2009. - Архив ИОГАУК АЭМ «Тальцы». Ед. хр. 513. Св. 43. 78 с.
10. Тихонов, В. В. Этнографический музей под открытым небом «Ленская деревня» / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. -Иркутск, 2007. - 23 с.
ТИХОНОВ Владимир Викторович, кандидат культурологии, директор Иркутского областного государственного автономного учреждения культуры Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Адрес для переписки: eukolganova@gmail.com
Статья поступила в редакцию 04.10.2013 г.
© В. В. Тихонов
Книжная полка
Лебедев, В. Ю. Эстетика : учеб. для бакалавров вузов по гуманит. направлениям и специальностям / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. - М. : Юрайт, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (СБ-КОМ). -(Бакалавр. Базовый курс).
Учебник нового поколения освещает основную проблематику вузовского курса «Эстетика» и содержит дополнительный материал, предназначенный как для детального изучения отдельных тем, так и углубления знаний о предмете эстетики и ее методологии. Авторы раскрывают содержание основных эстетических понятий и категорий в перспективе исторического развития культуры и эстетических учений начиная с античности и заканчивая нашими днями. Содержание учебника отражает специфику современного состояния эстетики как философской и культурологической науки, при этом учтены аспекты ее практического применения в различных сферах деятельности человека. Прослеживаются и представляются в виде схем внутрипредметные и межпредметные связи и отношения, позволяющие облегчить усвоение курса. Учебник содержит вопросы для самоподготовки и достаточно подробные списки литературы, соответствующие главам учебника. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по направлениям «Культурология» (бакалавр, специалист) и «Философия» (бакалавр, специалист).