Научная статья на тему 'Особенности экспозиционной инфраструктуры Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», отражающей культуру русского старожильческого населения рубежа XIX начала XX века'

Особенности экспозиционной инфраструктуры Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», отражающей культуру русского старожильческого населения рубежа XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / АНГАРО-ИЛИМСКАЯ / ТРАКТОВАЯ / ВЕРХОЛЕНСКАЯ / ДЕРЕВНЯ-МАЛОДВОРКА / ВОЛОСТНОЕ СЕЛО / VOLOST’ SETTLEMENT / EXHIBITION / ANGARO-ILIM / HIGH ROAD / UPPER LENA / MALODVORKA VILLAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

В статье анализируются как существующие, так и перспективные экспозиции Архитектурноэтнографического музея «Тальцы», характеризующие традиционную народную культуру русского старожильческого населения Предбайкалья конца XIX начала ХХ века. Экспозиционная инфраструктура музея разработана на основе историко-культурного зонирования Предбайкалья по этногеографо-экономико-хозяйственному признаку, ее строительство ведется по транслоцированному принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF THE ARCHITECTURAL AND ETHNOGRAPHIC MUSEUM “TALTSY” WHICH SHOWS TRADITIONAL CULTURE OF OLD RUSSIAN INHABITANTS OF PREDBAIKALYE IN THE END OF 1800 s AND BEGINNING OF 1900 s

The article shows the perspective exhibitions in the Architectural and Ethnographic museum “Taltsy” which analyze traditional culture of Old Russian inhabitants of Predbaikalye in the end of 1800s and beginning of 1900s. The exposition of museum was made on the base of history and culture of Predbaikalye. It is rebuilt by transporting method.

Текст научной работы на тему «Особенности экспозиционной инфраструктуры Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», отражающей культуру русского старожильческого населения рубежа XIX начала XX века»

Literatura

1. Baklanova T I., Strel’cova E. Ju. Narodnaja hudozhestvennaja kul’tura: uchebnik. - M.: MGUKI,

2000. - S. 44.

2. Gerasimova K. M. Obrjady zawity zhizni v buddizme Central’noj Azii. - Ulan-Udje: Izd-vo BNC SO RAN., 1999. - S. 161.

3. Kusumova G. K. Tradicionnaja kul’tura i globalizacija // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - № 14. - S. 264.

4. Kyzlasov L. R. Nizami o drevnehakasskom gosudarstve // Sovetskaja jetnografija. - 1968. - № 4. - S. 71.

5. Urbanaeva I. S. Jezotericheskie znanija. Problema dushi i puti naroda. Nauka i kul’tura regiona: koncepcii razvitija: sb. nauch. tr. BNC IMBiT SO RAN, 1983. - S. 28.

УДК 069(571.53)

В. В. Тихонов

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ТАЛЬЦЫ», ОТРАЖАЮЩЕЙ КУЛЬТУРУ РУССКОГО СТАРОЖИЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РУБЕЖА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье анализируются как существующие, так и перспективные экспозиции Архитектурноэтнографического музея «Тальцы», характеризующие традиционную народную культуру русского старожильческого населения Предбайкалья конца XIX - начала ХХ века.

Экспозиционная инфраструктура музея разработана на основе историко-культурного зонирования Предбайкалья по этногеографо-экономико-хозяйственному признаку, ее строительство ведется по транслоцированному принципу.

Ключевые слова: экспозиция, ангаро-илимская, трактовая, верхоленская, деревня-малодворка, волостное село.

V. V. Tihonov

THE PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF THE ARCHITECTURAL AND ETHNOGRAPHIC MUSEUM “TALTSY” WHICH SHOWS TRADITIONAL CULTURE OF OLD RUSSIAN INHABITANTS OF PREDBAIKALYE IN THE END OF 1800s AND BEGINNING OF 1900s

The article shows the perspective exhibitions in the Architectural and Ethnographic museum “Taltsy” which analyze traditional culture of Old Russian inhabitants of Predbaikalye in the end of 1800s and beginning of 1900s. The exposition of museum was made on the base of history and culture of Predbaikalye. It is rebuilt by transporting method.

Keywords: exhibition, Angaro-Ilim, high road, Upper Lena, malodvorka village, Volost’ settlement.

На территории Предбайкалья по этниче- второй половины XIX - начала XX века выде-

ским, экономическим, архитектурным, этно- ляется четыре историко-культурные зоны, ко-

графическим признакам, особенностям хо- торые охватывают старожильческое русское

зяйственного быта населения Предбайкалья население Предбайкалья: ангаро-илимская

(территория современных Братского, Усть-Илимского, Железногорского и Чунского районов); верхоленская (территория современная Казачинско-Ленского, Усть-Кутского, Жигаловского и Качугского районов); витимская промышленная зона (охватывает северо-восточную территорию Предбайкалья); трактовая зона (юго-западная) (охватывает часть земель современных Тайшетского, Нижнеудинского, Тулунского, Аларского, Заларинского, Зиминского, Черемховско-го, Усольского, Шелеховского и Иркутского районов, прилегающих к Московскому тракту и железной дороге).

Ангаро-илимская экспозиция. Особенность быта русских ангаро-илимской историко-культурной зоны середины XIX -начала ХХ века заключалась в сохранении архаичного традиционного крестьянского уклада жизни. Земли эти, быстро осваиваемые русскими в первоначальный период заселения края (XVII - начало XVIII века), с введением в эксплуатацию Московского тракта остались от него в стороне, стали труднодоступными, сухопутного пути не было, водный по р. Ангаре из-за мощных порогов, сосредоточенных в ее среднем течении, был труднопроходимым, поэтому развитие края законсервировалось. Обилие леса, разнообразие занятий - земледелие, животноводство, охота (многие из них велись вдали от жилищ), привело к образованию сезонных стационарных построек, используемых крестьянами для проживания. Это охотничьи станы, на островах - сенокосные и пахотные заимки, рыбацкие зимовья.

Размеренность и обустроенность быта, высокие моральные качества русских старожилов, воспитанные христианством, изолированность края от быстро развивающихся регионов Предбайкалья - все это способствовало сохранению традиций. Высокое качество строительного материала и работ обусловило сохранение в этой историко-культурной зоне деревянных памятников XVИ-XX ве-

ков, через которые стало возможным показать историческое развитие края. Формирование ангаро-илимской экспозиционной зоны началось в 1970 году. Практически до 1974 года работы шли ни шатко ни валко. Ускорились они с 1974 года. В составе ангаро-илимской строились следующие экспозиции: «Деревня-малодворка», «Волостное село», «Каскад водяных мельниц», «Сибирское кладбище», «Охотничий промысловый стан», «Покосная заимка».

18 июля 1980 года «Тальцы», тогда еще музей деревянного зодчества, приняли первых посетителей. Для осмотра открыли экспозицию «Деревня-малодворка», состоящую из трех крестьянских усадеб, построенных в разное время, с характерной для такой деревни планировкой. Деревня-малодворка -типичная деревня Среднего Приангарья с однорядной застройкой [3, с. 20]. Вид с улицы - амбар, заплот, ворота, дом, заплот, ворота, стайки. Дома, разделявшие усадьбу на чистый и скотный дворы, торцовой частью выходили на улицу. Такие деревни, как правило, ставились на берегу реки.

В состав экспозиции вошли усадьба Непомилуева конца XVIII века, вывезена в музей в 1971 году из д. Гарманка Братского района Иркутской области, усадьба Серышева середины XIX века, вывезена в музей из с. Дубынина Нижнеилимского района в 1971 году и усадьба Прокопьева конца XIX века, вывезена в музей в 1971 году из с. Прокопьевка Нижнеилимского района. Деревня не достроена, нет огородов, гумен с устройством на них овинов и риг. Не построены самоловни, которые устанавливались на берегу напротив дома владельца.

Фрагменты волостного села, сформированные из памятников XVII - начала XX века - Спасской проезжей башни, Казанской привратной часовни (церкви) Илимского острога (XVII век), жилых домов и административных зданий XVIII - начала XX века, -все вместе образуют площадь, переходящую

в улицу двухсторонней застройки. Планировка усадеб - типичная для волостного села -смешанного типа. Первый тип - вид с улицы: амбар, заплот, ворота, дом, заплот, ворота, стайки с поветью. Второй тип - амбар, ворота, дом, хозяйственный двор со стайками и навесами - располагался за чистым двором и домом. Застройка усадеб плотная, примыкающая друг к другу [4, с. 25].

1984 году в музее завершилась реставрация уникального памятника деревянного оборонного зодчества XVII века - Спасской проезжей башни Илимского острога. Башня была вывезена в музей в 1969 году из г. Илимска, попавшего в зону затопления Усть-Илимского водохранилища.

В 2010 году было принято решение о полной реконструкции Илимского острога, включая его внутреннюю инфраструктуру (гостиный двор, приказная и караульная изба, соболиный, соляной, ружейный амбары, Спасская церковь с рядом стоящей колокольней и прицерковным кладбищем-резерватом, воеводский двор, тыновые стены с галереями).

В 2011 году был разработан генеральный план реконструкции Илимского острога на основе чертежа-рисунка, выполненного С. У. Ремезовым в 1702 году, и подробного описания объектов внутренней инфраструктуры острога, их размеров и расстояний между объектами. В 2011 году приступили к строительству-реконструкции гостевого двора, в 2012 году - караульной избы. По завершении реконструкции всей инфраструктуры Илимского острога мировое культурное наследие получит уникальный объект - единственную в мире сохранившуюся деревянную крепость XVII века.

В состав экспозиции «Волостное село» входит Казанская привратная часовня Илимского острога (1679). Казанская привратная часовня - это единственное культовое здание православного характера, сохранившееся в сибирском регионе с XVII века. Часовня

вывезена в музей из г. Илимска, попадавшего в зону затопления Усть-Илимского водохранилища в 1969 году. Расположение часовни относительно Спасской проезжей башни Илимского острога в плане сохранено.

Здание церковноприходской школы вывезено в музей из с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области в 1988 году. Автор проекта реставрации А. В. Субботин. Здание было построено в 1884 году крестьянским обществом как церковноприходская школа [2].

Усадьба-одноколок конца XIX века вывезена из д. Едарма Усть-Илимского района в 1988 году. Доминанта - дом-клеть с прирубленными сенями - делит усадьбу на чистый и скотный дворы. Реставрация завершена в 1994 году.

Усадьба Сотая, конец XVIII века, вывезена в музей в 1973 году из с. Бельск Черемхов-ского района Иркутской области. Автор проекта реставрации А. В. Субботин. Усадьба состоит из дома типа «связь», разделяющего чистый и скотный дворы. Реставрация завершена в 1995 году.

Усадьба Московского, рубеж XVIII-XIX веков, вывезена из д. Антонова Братского района в 1970 году.

В 2000 году завершена реставрация усадьбы Зарубина, построенной в д. Едарма Усть-Илимского района в 1929 году и вывезенной в музей в 1990 году [7]. Типичная двухдворная усадьба Среднего Приангарья с расположением дворов: чистого - к улице, скотного - за ним к лесу.

Одной из интереснейших экспозиций ангаро-илимской зоны музея является экспозиция «Каскад водяных мельниц». Три водяные мельницы были вывезены в музей из д. Владимировка Братского района Иркутской области в 1974 году. Время строительства мельниц - середина XIX века. Мельницы колесчатые, наливные, в объеме сложные. Само здание двухэтажное, в месте расположения колеса переходящее в одно-

этажное. Мельницы в музее поставлены на искусственном ручье с сильным перепадом рельефа. В каскаде три мельницы последовательно расположены по ручью. Экспозиция сдана в эксплуатацию в 1982 году [1].

Формирование экспозиции «Сенокосная заимка Среднего Приангарья конца XIX века» началось с вывоза в 1989 году в музей с острова Куренной из д. Паново Кежемского района Красноярского края двух избушек и амбара. Третью избушку и еще два амбара жители деревни вывезти не разрешили. Реставрационные работы велись с 1992 по 2000 год [6]. Помимо двух изб и амбара в состав экспозиции включен конный двор в новоделе, так как его оригинал по причине полной ветхости вывозить не было смысла.

Особый колорит и усиление достоверности ангаро-илимской экспозиции придает сохранившееся от уничтоженного поселка Тальцы деревенское кладбище рубежа XIX-XX веков.

В 2011 году был сформирован охотничье-промысловый стан, отражающий одно из направлений хозяйственной деятельности жителей среднего течения р. Ангары - добычу пушного зверя и сбор дикоросов. В состав охотничье-промыслового стана вошли зимовье, лабаз, кострище, стол для приема пищи летом, путик (звериная тропа, оборудованная различными приспособлениями для ловли животных и в особенности пушного зверя, главного источника заработка охотников).

Экспозиция «Охотничий промысловый стан» разработана на основе экспедиционных исследований иркутского этнографа О. В. Бычкова. В перспективе недалеко от охотничье-промыслового стана будет вестись строительство ясачного зимовья по аналогу сохранившегося, но находящегося в полуразрушенном состоянии ясачного зимовья в Казачинско-Ленском районе.

Реставрацию комплекса «Волостное правление» завершили в 2010 году. Для него

вывезены здание волостного правления и амбар 1914 года из с. Бельск Черемховского района Иркутской области. Каменное здание тюрьмы реконструировано в новоделе по аналогу здания из д. Тагна Заларинского района Иркутской области. Построены в новоделе пожарный амбар, завозня, конюшня. Отреставрировано двухъярусное здание амбара с подвалом-ледником.

Таким образом, при строительстве ангаро-илимской экспозиции были учтены все наиболее значимые особенности культурного и хозяйственного быта русского населения Среднего Приангарья.

Трактовая экспозиция. Большую роль в развитии трактовой историко-культурной зоны сыграл Московский тракт, связавший плодородные земли этого района с городами Иркутском и Москвой. Он стал транзитным путем, по которому шли товары в Центральную Россию из Монголии и Китая и из России в Китай. Благодаря наличию в этих землях природных ресурсов и тракта здесь возникли и развились производства, крупные зерновые хозяйства, торговля, ремесла и промыслы, связанные с обслуживанием тракта. Через селения по тракту постоянно проезжали, часто останавливаясь на ночлег, люди купеческого звания, чиновники и представители других сословий. Через тракт осуществлялось этапирование заключенных с запада на восток. Все они через бытовые вещи, манеру поведения, одежду и мировоззрение влияли на традиционную крестьянскую культуру, размывая ее незыблемые устои. Это явление - разрушение традиционного уклада жизни - усилилось слоем крестьянства, занимавшегося торговлей и извозом. Надолго покидая родные места, они, особенно в городах, наблюдали другую жизнь, другую культуру, возвращаясь назад, привносили ее в крестьянский быт. Через тракт шло большое количество разного товара, часть которого состояла из дешевых мануфактур китайского и российского произ-

водства. В результате продукция домашнего ткачества, требовавшая большого физического труда и много времени, стала вытесняться фабричными тканями. К началу XX века домотканина из обихода жителей трактовых сел Предбайкалья практически исчезла. Одежда шилась из покупной городской ткани.

Городская культура начинает активно проникать в крестьянскую культуру трактовой зоны в конце XVIII-XIX века. Уже в начале XIX века путешественники отмечают в интерьере крестьянских домов картины западноевропейских художников. С середины XIX - начала XX века в обиходе у крестьян фаянсовая, хрустальная и фарфоровая посуда. Расположенные по тракту Тельминская и Тальцинская фабрики изготовляли стекло, хрусталь, фаянс, Xайтинская - производила фаянс и фарфор. К концу XIX века большинство домов по Московскому тракту было построено с элементами городской культуры. Зажиточное крестьянство строило дома полностью городского типа. К этому времени изменился интерьер дома. Печь выдвинулась ближе к середине, помещение разделилось на прихожую, кухню, спальню и зал. Ярко выраженное внутреннее деление дома с особым назначением каждой площади свидетельствует о том, что в трактовой историко-культурной зоне в доме стали жить разделенные семьи.

Строящаяся с 2008 года трактовая экспозиция предполагает отразить все характерные для трактовой историко-культурной зоны особенности: наличие крупных сел с развитой торговой сетью, наличие заимок, крупных мангазей, постоялых дворов, промышленных слобод, возникновение в селах обслуживающих учреждений: больниц, доходных домов, школ и т. д., наличие в селах ремесленников, в крупных селах - также инфраструктуры для обслуживания этапов (этапные тюрьмы).

Исходя из наличия сохранившихся памятников, а также из особенностей развития трактовой историко-культурной зоны, тракто-

вую историко-культурную экспозицию предполагается создать из отдельных комплексов. Это фрагмент крупного притрактового села, который должен состоять из: базарной площади с установлением на ней общественного амбара для хранения товаров и весов (с. Бельск Черемховского района); купеческой усадьбы и магазина купца Войнова (с. Кутулик Аларского района); дом Шукло-вой начала XIX века с традиционной крестьянской архитектурой (изба-клеть с холодными сенями, вывезенная в музей в 2001 году из с. Большежилкино Усольского района); дом Усова городского типа (конец XIX века) из с. Кимильтей Зиминского района принадлежал зажиточному крестьянину, занимавшемуся зимой дворничеством; дом-связь Горелова из с. Тулюшка; церковь Петропавловская (из с. Бурея Зиминского района), Кутуликская этапная тюрьма, состоящая из двух бараков для заключенных и дома начальника тюрьмы; дома 1887 года конезавод-чиков братьев Татарниковых (из пос. Красное Поле Заларинского района).

В настоящее время в музее приступили к реставрации дома купца Войнова. В доме будет экспозиция быта купца 3-й гильдии, а в пристрое с улицы, как это и было в 40-60-х годах XX века (до революции здесь была лавка), будет размещена чайная (ресторан), описанная в пьесе драматурга А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулим-ске». Завершена реставрация домов Усова, Горелова и дома-лавки.

Верхоленская экспозиция. Освоение верхоленских земель русскими происходило одновременно с освоением Среднего Приан-гарья. Климатические и природные условия этих двух зон были практически одинаковыми: резко континентальный климат, гористая местность, тайга и соответствующая ей таежная растительность. В таких условиях речные долины оказались единственными местами, где можно было вести земледелие. Природные условия определили и харак-

тер пашни - мелкие участки, рассеянные по склонам гор, спускающихся в долину реки. Основной костяк селения этого края был заложен в XVII - начале XVIII века выходцами с Русского Севера, уже имевшими богатый опыт освоения таежных пространств. Одинаковые климатические и природные условия, один и тот же контингент засельни-ков края обусловили появление здесь общей культурно-хозяйственной модели первого периода освоения региона.

Однако уже в XVIII веке у крестьян Верхней Лены возникают отличия в ведении хозяйства, связанные с появлением на приусадебных участках утугов (окультуренных лугов), заимствованных ими у соседей-бурят. В дальнейшем большую роль в развитии этих отличий в культурно-хозяйственном освоении Верхнего Приленья по сравнению со Средним Приангарьем сыграли Якутский тракт, судоходность р. Лены и Бодайбинские золотоносные прииски. Здесь кроме традиционных занятий земледелием, животноводством, охотой, рыболовством развились судоходство, сплав судов по р. Лене, судостроение, извоз. Большой спрос на зерно, которое легко было продать, привел к развитию в крае интенсивного земледелия. Поля стали удобряться навозом, урожайность значительно повысилась. Увеличение благосостояния ленского крестьянства за счет дополнительного заработка, постоянная связь части крестьян с Иркутском, развитие в крае торговли привело к концу XIX - началу XX века к изменению в домостроении крестьян. В это время на Лене наряду с классическим типом крестьянского дома, сурового и лаконичного в оформлении, появляются дома с элементами городской культуры или полностью городского типа. Большое внимание уделяется оформлению ворот дворов - чистого и скотного - с улицы. В однорядных селах бани выносились к склону берега напротив дома владельца. При уличной планировке бани ставились в огороде. В усадьбах, в которых

хозяева занимались дворничеством, амбар ставился за навесом, навес выходил торцевой частью на улицу. Планировочной редкостью являлся выход на улицу с одной стороны чистого двора, с другой - сада, огорода, за которым размещался скотный двор. Основные типы домов данного региона - клеть с прирубленными сенями, пятистенок, дом-связь, дом-крестовик. Самыми распространенными из них были пятистенки и дома-связи.

Первоначальное освоение земель верховьев Лены и Среднего Приангарья было связано с казаками. Развитие крестьянских хозяйств должно быть показано через классические крестьянские усадьбы рубежа XVIII-XIX веков. Это дом с крытым двором из пос. Марково (единственный дом с крытым двором, сохранившийся с XVIII века в Пред-байкалье); усадьба Шеметова из д. Шеметово Качугского района (дом-связь, вывезенный в музей в 1991 году и собранный во временной сборке); усадьба в Верхоленске (ул. Ленина, 18); усадьба Томшина с архаичными элементами и поздними нововведениями в оформлении ворот (с. Головское Жига-ловского района); усадьба из Верхолен-ска (ул. Пуляевского, 10), в которой дом на связи разновременной, одна изба - конца

XVIII века, вторая изба - конца XIX века. Влияние городской культуры будет показано через усадьбу Щапова (вторая половина

XIX века, с. Залог), купеческую усадьбу (с. Головское Жигаловского района), купеческую усадьбу Сапожникова (с. Залог), усадьбу Мишарина - пароходчика (с. Тутура Жигаловского района), мангазею (с. Груз-новка). Промысловые постройки - кузница (с. Гогон), площадка-плотбище, оборудование для изготовления судов: паузков, дощаников, карбазов; плавучая ярмарка, размещавшаяся на судах, которые причаливали к пристаням или причалам. Экспозиция решается в виде улицы с двухсторонней застройкой, переходящей в одном конце в однорядную. Троицкая церковь с. Дядино, уже вывезен-

ная в музей, должна быть выведена из общего ряда построек и стоять на склоне берега. Ясачное зимовье должно находиться при дороге, ведущей в экспозиционную деревню ленской зоны. В экспозиции планируется реконструкция деревни советского времени (30-40-х годов XX века), в которой будут колхозные и административные постройки: школа, магазин, клуб (в доме Черепанова из д. Куртухай, начало XX века), колхозные амбары, мангазея, ток.

По завершении строительства экспозиций, фрагментарно отражающих традиционную культуру русского старожильческого населения Предбайкалья методом этнографического музейного комплекса под открытым небом, построенного по транслоцирован-ному принципу, для мирового культурного наследия сохранятся и будут переданы будущим поколениям уникальные элементы традиционной культуры.

Литература

1. Нефедьева А. К. Мукомольный промысел в Среднем Приангарье (конец XIX - начало XX века) // Тальцы. - 1997. - № 1 (2). - С. 3-9.

2. Нефедьева А. К. Экспозиция церковно-приходской школы в музее «Тальцы» // Тальцы. - 2001. -№ 1 (12). - С. 60-65.

3. Тихонов В. В. К вопросу формирования основных видов экспозиционной деятельности в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» // Музей на рубеже веков: Опыт прошлого, взгляд в будущее. - М., 2000. - С. 19-20.

4. Тихонов В. В. Опыт работы Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (1966-1998 годы). -Иркутск, 1999. - 36 с.

5. Тихонов В. В. Роль музея «Тальцы» в сохранении национальных традиций народов Прибайкалья // Традиции, обычаи и нравы народов России. - СПб., 1997. - С. 113-115.

6. Тихонов В. В. Сенокосная заимка Среднего Приангарья XIX в. // Тальцы. - 2000. - № 4 (11). -

С. 36-40.

7. Тихонов В. В. Усадьба крестьянина Зарубина Среднего Приангарья начала XX века // Тальцы. -2001. - № 1 (12). - С. 66-70.

Literatura

1. Nefed'eva A. K. Mukomol'nyj promysel v Srednem Priangar'e (konec XIX - nachalo XX veka) // Tal'cy. - 1997. - № 1 (2). - S. 3-9.

2. Nefed'eva A. K. Jekspozicija cerkovno-prihodskoj shkoly v muzee «Tal'cy» // Tal'cy. - 2001. -№ 1 (12). - S. 60-65.

3. Tihonov V. V. K voprosu formirovanija osnovnyh vidov jekspozicionnoj dejatel'nosti v Arhitek-turno-jetnograficheskom muzee «Tal'cy» // Muzej na rubezhe vekov: Opyt proshlogo, vzgljad v buduwee. - M., 2000. -S. 19-20.

4. Tihonov V. V. Opyt raboty Arhitekturno-jetnograficheskogo muzeja «Tal'cy» (1966-1998 gody). -Irkutsk, 1999.- 36 s.

5. Tihonov V. V. Rol' muzeja «Tal'cy» v sohranenii nacional'nyh tradicij narodov Pribajkal'ja // Tradicii, obychai i nravy narodov Rossii. -SPb., 1997. - S. 113-115.

6. Tihonov V. V. Senokosnaja zaimka Srednego Priangar'ja XIX v. // Tal'cy. - 2000. - № 4 (11). -

S. 36-40.

7. Tihonov V. V. Usad'ba krest'janina Zarubina Srednego Priangar'ja nachala XX veka // Tal'cy. -

2001. - № 1 (12). - S. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.