Научная статья на тему 'Сохранение памятников деревянной архитектуры Предбайкалья в условиях промышленного строительства'

Сохранение памятников деревянной архитектуры Предбайкалья в условиях промышленного строительства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / "ТАЛЬЦЫ" / "TALTSY" / "АНГАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ" / "КОЛОМЕНСКОЕ" / "KOLOMENSKOYE" / "ANGARSKAYA VILLAGE" / WOODEN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

Представлены варианты сохранения деревянного зодчества Предбайкалья, оказавшегося в результате строительства гидроэлектростанций Ангарского каскада под угрозой уничтожения. Анализируется возможность спасения памятников деревянного зодчества региона при применении транслоцированного метода и их сохранения посредством переноса в этнографические музейные комплексы под открытым небом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Preservation of Immovable Wooden Monuments of Pribaikalie Under the Conditions of Industrial Building

In the article different ways of wooden architecture preservation in Pribaikalie which has found itself under the threat of destruction because of Angarsk HydroElectric Power Plants construction are considered. The author analyzes the possibility to save the monuments of wooden architecture by transporting methods and their preservation by means of transportation of them into the museum of «Taltsy» in the open air

Текст научной работы на тему «Сохранение памятников деревянной архитектуры Предбайкалья в условиях промышленного строительства»

УДК 72.025.4(571.53)

Тихонов Владимир Викторович Vladimir Tikhonov

СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

THE PRESERVATION OF IMMOVABLE WOODEN MONUMENTS OF PRIBAIKALIE UNDER THE CONDITIONS OF INDUSTRIAL BUILDING

П * '

Представлены варианты сохранения деревянного зодчества Предбайкалья, оказавшегося в результате строительства гидроэлектростанций Ангарского каскада под угрозой уничтожения. Анализируется возможность спасения памятников деревянного зодчества региона при применении транслоцированно-го метода и их сохранения посредством переноса в этнографические музейные комплексы под открытым небом

Ключевые слова: деревянное зодчество, «Таль-цы», «Ангарская деревня», «Коломенское»

In the article different ways of wooden architecture preservation in Pribaikalie which has found itself under the threat of destruction because of Angarsk HydroElectric Power Plants construction are considered. The author analyzes the possibility to save the monuments of wooden architecture by transporting methods and their preservation by means of transportation of them into the museum of «Taltsy» in the open air

Key words: wooden architecture, «Taltsy», «Angar-skaya village», «Kolomenskoye»

Строительство гидроэлектростанций на р. Ангара (Братской, Усть-Илимской, Богучанской), а также политика ликвидации так называемых неперспективных деревень (60-е гг. ХХ в.) нанесли непоправимый урон деревянному зодчеству Предбайкалья. В зону затопления водохранилищ ГЭС попали старейшие населенные пункты на Ангаре, образованные в XVII — XVIII вв., — города Братск, Илимск и многие деревни, в которых на начало строительства ГЭС сохранился значительный потенциал памятников архаичного деревянного зодчества периода начала колонизации Сибири русскими.

При строительстве Братской ГЭС в зону затопления создаваемого водохранилища попали 119 населенных пунктов. Пе-

реносу во вновь создаваемые населенные пункты подлежало 5 703 дома. В основном это были постройки возраста около 50 лет. Более ранние строения, к которым главным образом относилось уникальное деревянное зодчество, подлежали уничтожению с целью невоспрепятствования будущему судоходству по водохранилищу. Эти «ненужные» постройки просто сжигали!

Несмотря на эйфорию созидания нового и уничтожения старого, даже такой технократ, как начальник управления «Брат-скгэсстроя» И.И. Наймушин, понимал значение для жизни региона его исторического наследия и совместно с главным архитектором Братской ГЭС Ю.Н. Гамбургом высказывал идеи создания музея г. Братск, включающего его уникальное деревянное

зодчество. В 1966 г. Ю.Н. Гамбург представил проект схемы расположения музея на мысе Пурсей у пос. Падун [10, С. 34]. Проект не был осуществлен. Только юго-западную угловую башню Братского острога (1654 г.) перенесли из зоны затопления на мыс Падун, где она находилась до 1983 г., когда ее перенесли во вновь создаваемый архитектурно-этнографический комплекс «Ангарская деревня», который был создан по решению Министерства культуры РСФСР (приказ № 321 от 20 сентября 1979 г.).

Вторым объектом, спасенным из зоны затопления Братской ГЭС, стала северо-западная башня Братского острога (1648 г.). Ее перенесли в 1959 г. в музейный комплекс «Коломенское» (г. Москва). В качестве экспоната она пробыла в экспозиции деревянного зодчества, сформированной П.Д. Барановским, до 2008 г., а в последующем была перенесена в новую экспозицию коллекционного типа того же музейного комплекса, где находится и сегодня.

Научные изыскания для обоснования первого эскизного проекта планировки Иркутского архитектурно-этнографического музея начали вести с 1968 г. в связи с реализацией планов строительства Усть-Илимской ГЭС [2]. К изыскательским работам группа специалистов под руководством главного архитектора Г.Г. Оранской и сотрудника управления культуры Иркутского облисполкома историка Г.Н. Куценко приступила в 1969 г. Основные изыскания велись в Среднем Приангарье. Срочность работы в этом регионе обусловливалась строительством Усть-Илимской ГЭС и затоплением водохранилищем населенных пунктов части Братского и Нижнеилимского районов. В связи с этим нужно было немедленно вывозить памятники истории и архитектуры всесоюзного значения — Спасскую проезжую башню (1667 г.) и Казанскую привратную церковь (1667 г.) Илимского острога, а также другие памятники материальной культуры, созданные русскими за 300-летний период освоения этих земель. К этому времени управление культуры Иркутского облисполкома окон-

чательно определилось с подрядчиком. Им стал Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат (ВПНРК) («Союзреставрация», г. Москва) Министерства культуры СССР. Главным архитектором по разработке проекта создания нового музея назначили Г.Г. Оранскую [5, С. 50], известную в г. Иркутск своими работами по реставрации каменных церквей — Спасской и собора Богоявления, а также домов-усадеб декабристов Трубецкого и Волконского. Руководителем проектной группы утвердили Л.Д. Дмитриеву.

Свою деятельность проектная группа начала с выбора территории под строительство музея, которая должна была соответствовать двум основным требованиям: быть живописной и доступной для туристов. Поиски велись во всех направлениях от Иркутска, и наконец, в августе 1968 г. выбор пал на Тальцинское урочище, расположенное по Байкальскому тракту в 47 км от Иркутска и в 22 км от оз. Байкал. Тальцин-ское урочище полностью соответствовало указанным требованиям. Его обширные поляны, с юго-востока окаймленные водами Ангары, с севера заливом р. Тальцинка, выглядят очень живописно и находятся на туристическом пути Иркутск — Листвянка в направлении к Байкалу, что обеспечило будущему музею посещаемость [7, С. 21].

Большую помощь экспедициям, спасавшим историко-культурное наследие, оказало руководство «Братскгэсстроя» (начальник И.И. Наймушин), обеспечивая их бесплатным транспортом, рабочими для разборки и вывоза памятников. Управление «Братскгэссстроя» оплачивало также стоимость памятников населению. Все же работы по исследованию Среднего Приангарья велись медленно и были закончены лишь в 1973 г. За этот период на территорию музея было вывезено около 40 памятников разного значения: культовые, оборонные, жилые, хозяйственные и промысловые.

Одновременно проектная группа ВПНРК работала над эскизным проектом музея деревянного зодчества, который вместе со сборником архивно-библиографических изданий к проекту планировки

был выдан в 1971 г. на утверждение Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР. По эскизному проекту вся территория Иркутской области была поделена на историко-культурные зоны: четыре русские — ангаро-илимская, ленская, центральная, мамско-бодайбинская, и три национальные — бурятская, эвенкийская, тофаларская. Историко-культурным зонам в музее должны были соответствовать экспозиционные зоны. Для каждой из них по плану на территории музея отводились определенные места, характерные по природному ландшафту для данной историко-культурной зоны. Так, ангаро-илимская и ленская экспозиционные зоны должны были располагаться соответственно: первая — на побережье р. Ангара, вторая — на плато, выходящем на залив р. Тальцинка.

Бурятская экспозиционная зона должна была занимать долину и склон, образуемые безымянным ручьем. Такие места характерны для проживания бурят. Русская центральная, или, как ее позднее стали называть, пригородно-трактовая, зона (юго-запад Иркутской области) должна была располагаться в глубине смешанного леса, ближе к тракту Иркутск — Листвянка на равнинном месте, что также соответствовало местности, где жили русские.

В пояснительной записке к эскизному проекту Г.Г. Оранской предлагалось создать в музее археологическую зону, которая должна была состоять из наскальных рисунков первобытного человека, вывезенных из зоны затопления водами водохранилища Усть-Илимской ГЭС, и разновременных захоронений каменного, бронзового и железного веков. Однако эта тема не была разработана и не вошла в эскизный проект. Все экспозиции объединялись кольцевой дорогой. При разработке проекта Г.Г. Оранская уделила большое внимание формам показа традиционной народной культуры в экспозициях музея. Предложенный ею метод формирования экспозиций на основе полного показа мелких селений (де-ревня-малодворка), промысловых станов и фрагментально — крупных сел (волостное

село) был в этот период новаторским для музеев деревянного зодчества.

При таком формировании в случае удачного размещения экспонатов ( в соответствии с природным ландшафтом) экспозиция приобретала достоверность показа жизни селян конца XIX — начала ХХ вв. Обеспечивался также показ планировочной системы народных поселений, взаимосвязь памятников, составлявших единый сельский ансамбль. Другими словами, данный метод моделировал естественную историческую среду в музейном варианте.

Однако наряду с достоинствами в проекте содержалось много неточностей и ошибок. Из-за этого Госинспекция по охране памятников истории и культуры Министерства РСФСР не утвердила проект и предложила авторам доработать его. Неточности первого эскизного проекта Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», допущенные проектной группой ВПНРК, были закономерны и явились следствием слабой изученности Предбайкалья в архитектурном и этнографическом отношениях в период разработки проекта. Такой капитальный труд по истории региона, как « Илимская пашня» В.Н. Шерстобоева, и работы И.А. Молодых, П.Б. Кулакова, которые являлись основными источниками по изучению быта русских, бурят и других народов, не давали полного представления о жизни этих народов. В них отсутствовали, в частности, исследования архитектурных особенностей жилищ, планировочной системы селений и усадеб, комплексов промысловых построек и т.д. Данные подобного рода можно было получить только при натурных обследованиях Предбайка-лья. Двухлетний срок, который отводился проектной группе для изучения обширного региона, оказался недостаточным. За это время архитекторы смогли обследовать

ти о |Т о о

только Братский и Нижнеилимский районы. Исследование Среднего Приангарья осложнялось необходимостью выполнения обмерных чертежей, требовавшихся для вывоза памятников и контроля за их разборкой и погрузкой на баржи для доставки на территорию создаваемого музея. Поэто-

му в остальные районы проживания этнических групп и народов Иркутской области не совершалось даже ознакомительных выездов. Г.Г. Оранская, понимая всю сложность задачи, которую должна была решить проектная группа, руководимая ею, сузила рамки музея, зарегистрировав его как музей архитектуры с элементами этнографии.

На развитии музея, в том числе и на проектных работах, сказались отдаленность от него проектной организации и неукомплектованность самого музея научными сотрудниками. Образованный в 1966 г. как филиал краеведческого музея, в начале 1970-х гг. музей имел в штате всего одного научного сотрудника — заведующую филиалом Г.Н. Куценко.

Значительный объем полевых исследований, проведенных сотрудниками Иркутского государственного объединенного музея (ИГОМ) в 1970-е - начале 1980-х гг., а также изданные в 1983, 1985 гг. методические рекомендации по созданию музеев архитектурно-этнографического профиля позволили в 1986 г. заместителю по науке ИГОМ О.М. Бычкову обобщить собранный материал и написать «Обоснование развития архитектурно-этнографического филиала ИГОМ».

Это обоснование послужило базой нового эскизного проекта. Второй откорректированный эскизный проект был разработан авторским коллективом специализированной научно-производственной мастерской «Венец» ВПНРК «Спецреставрация» (руководитель Е.А. Шутов, главный архитектор А.В. Субботин) в 1990 г. Проект был представлен на предварительное обсуждение объединенному ученому совету Иркутского областного краеведческого музея и Центру по сохранению исторического и культурного наследия (ЦСН) и был, так же как и первый проект Г.Г. Оранской, направлен на доработку.

Работы по генплану музея были прерваны в 1992 г. С началом перестройки финансирование их прекратилось. Руководство ЦСН расторгло договор на планировочные работы со «Спецреставрацией». Новые работы по проектированию и раз-

работке генплана музея начались с 1998 г. Они были поручены местной проектной организации «Иркутскархпроект». Уже на первом этапе при разработке основных концептуальных направлений формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» проектировщики не справились с задачей, и сотрудники музея вынуждены были взять эту часть работы на себя. К 1999 г. совместный труд О.В. Бычкова, А.К. Не-федьевой и В.В. Тихонова был завершен и в том же году опубликован отдельной книгой «Основные концептуальные направления формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» [1, С. 53]. В этой работе сотрудники музея, используя новые научные данные, полученные при экспедиционных исследованиях в 1980-90-е гг., и архивные документы, провели историко-культурное зонирование и формирование экспозиций музея новыми экспонатами.

В связи с ликвидацией заказа на проектирование генплана АЭМ «Тальцы» в 2000 г. «Иркутскархпроектом» работы по проектированию вновь были приостановлены. Однако сотрудники музея все эти годы продолжали усиленно изучать малоисследованные юго-западные, витимские и другие места Предбайкалья. Новые научные данные, собранные за 1999 — 2006 гг., позволили автору статьи продолжить корректировку последнего варианта карты-схемы историко-культурного зонирования Предбайкалья второй половины XIX — первой четверти ХХ вв., которая завершилась в 2011 г. выдачей последней «Корректировки генерального плана развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы».

Результатом формирования экспозиционной инфраструктуры музея «Тальцы» стали перенос в него и реставрация памятников уникального деревянного зодчества Среднего Приангарья и в первую очередь Спасской проезжей башни и Казанской привратной церкви Илимского острога.

В 1984 г. в музее завершилась реставрация уникального памятника деревянного оборонного зодчества XVII в. — Спасской проезжей башни Илимского острога [9, С. 38]. Башня была вывезена в музей в 1969 г.

из г. Илимск, попавшего в зону затопления Усть-Илимского водохранилища. Автором реставрационного проекта стала архитектор Г.Г. Оранская. Она решила воссоздать острог фрагментарно с устройством в новоделе тыновых стен и двух боковых башен: южной и северной, т.е. восстановить таким образом западную стену Илимского острога. По замыслу Г.Г. Оранской, фрагмент острога должен был стать доминантой площади волостного села, объединив вокруг себя все остальные строения. Из этого замысла она успела завершить работу толь-

Л « о

ко по восстановлению Спасской проезжей башни, остальную проектную работу продолжали ее сподвижники А.В. Субботин и Е.А. Шутов. Рабочие чертежи ими были выданы в 1986 г. По этим чертежам в 1990 г. при съемках в музее «Ленфильмом» советско-японского фильма «Сны о России» для формирования декорации к нему смонтировали реконструкцию южной башни с незавершенным обламом и декоративный тын между башнями. Следует отметить, что на деньги «Ленфильма» в 1990 - 1992 гг. в музей из окрестных районов, для использования также в качестве декораций, вывезли и собрали во временной сборке значительное количество памятников архитектуры Предбайкалья. В 2001 — 2002 гг. достроили северную башню и уже недекоративные тыновые ограды между Спасской проезжей башней и угловыми южной и северной башнями.

В 2010 г. приняли решение о полной реконструкции Илимского острога, включая его внутреннюю инфраструктуру (гостиный двор, приказная и караульная избы,

О О О О

соболиный, ружейный и соляной амбары, Спасская церковь со стоящей рядом колокольней и прицерковным кладбищем, воеводский двор, тыновые стены с галереями).

В 2011 г. разработали генеральный план Илимского острога на основе чертежа-рисунка, выполненного С. Ремезовым в 1702 г., и подробного описания объектов внутренней инфраструктуры острога, их размеров и расстояний между объектами. В 2011 г. приступили к строительству-реконструкции гостевого двора, а в 2012 г.

— приказной избы. По завершении реконструкции всей инфраструктуры Илимского острога мировое культурное наследие получит уникальный объект — единственную в мире сохранившуюся деревянную крепость XVII в.

В состав экспозиции «Волостное село» помимо Спасской проезжей башни входит Казанская привратная церковь Илимского острога. Официальной датой ее постройки считается 1679 г. Тем не менее, в последнее время в публикациях А.К. Нефедьевой приводятся аргументы в сторону увеличения возраста церкви, позволяющие считать датой постройки 1667 г. Казанская привратная церковь — это единственное культовое здание православного характера, сохранившееся в сибирском регионе с XVII в. Церковь вывезена в музей также из г. Илимск, попадавшего в зону затопления Усть-Илимским водохранилищем в 1969 г. Расположение церкви относительно Спасской проезжей башни Илимского острога в плане сохранено [3].

Таким образом, из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища в Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» вывезены только два объекта, остальные дома, по большей части конца XVIII — XIX вв., были уничтожены.

В 80-е гг. XX в. стали строить четвертую гидроэлектростанцию Ангарского каскада — Богучанскую. В зону затопления вновь попадали населенные пункты, возникшие в XVIII — XIX вв., с их деревянным зодчеством. Из-за перестройки строительство ГЭС растянулось почти на 30 лет, что позволило спасти, в том числе и в последние годы, часть уникального деревянного зодчества Среднего Приангарья XIX — начала XX в.

Здание церковно-приходской школы вывезено в Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» из с. Кеуль Усть-Илим-ского района Иркутской области в 1988 г. Автор проекта реставрации А.В. Субботин. Памятник построен в 1884 г. крестьянским обществом как церковно-приходская школа [4] и представляет собой квадрат размерами 11 х 11 м, рублен «в лапу», крыша

стропильная четырехскатная, окна крупные, одно — с восточной стороны — спаренное. Наличники богато декорированы закругленным сандриком. Реставрация здания школы закончилась в 1991 г.

Усадьба-одноколок конца XIX в. вывезена из д. Ёдарма Усть-Илимского района в 1988 г. Автор проекта реставрации А.В. Субботин («Союзреставрация», г. Москва). Дом-клеть с прирубленными сенями делит усадьбу на чистый и скотный дворы. В чистом дворе размещен трехкамерный одноэтажный амбар с самцовой крышей на два ската. В скотном дворе размещена двухкамерная стайка с поветью. Реставрация завершена в 1994 г.

В 2000 г. завершена реставрация усадьбы Зарубина, построенной в д. Ёдар-ма в 1929 г. и вывезенной в музей в 1990 г. [8]. Это типичная двухдворная усадьба Среднего Приангарья с расположением дворов: чистого — к улице, скотного — за ним к лесу. Проход из чистого двора в скотный через завозню вместе с зимовьем, делящим усадьбу на дворы. Особенностью усадьбы является громадный дом (11 х 8 м) городского типа с большими окнами, богато украшенными наличниками, и четырехскатной крышей. Напротив дома — в чистом дворе — два одноэтажных двухсекционных амбара под единой кровлей. Задний план скотного двора завершает трехкамерная стайка с поветью. Кроме дома и амбаров чистого двора, все остальные объекты усадьбы выполнены в новоделе в точной копии с оригинала. Особенность реставрации данной усадьбы заключалась в проведении реставрационных работ исключительно по обмерным чертежам и фотофиксации без составления рабочей проектной документации. Это объясняется тем, что реставрация усадьбы велась в сложное в экономическом отношении перестроечное время, с 1992 по 2002 г., когда приходилось беречь каждую копейку и когда ранее работавшие на этом объекте государственные реставрационные предприятия, не способные выжить в рыночных условиях, распадались. В данных обстоятельствах музей был вынужден завершать реставрацию объекта, взяв ее на

себя и создав в своей структуре реставрационный участок.

Реконструкция в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» экспозиции «Сенокосная заимка Среднего Приангарья конца XIX в.» началась с вывоза в 1989 г. из зоны затопления с острова Куренной из д. Паново Кежемского района Красноярского края в музей двух избушек и амбара. Третью избушку и еще два амбара жители деревни вывезти не разрешили. Автором проекта реставрации стал архитектор А.В. Субботин. Реставрационные работы велись с 1992 по 2000 г. [6]. Помимо двух изб и амбара в состав экспозиции включен конный двор в новоделе, т.к. его оригинал по причине полной ветхости вывозить не было смысла. Экспозиция заимки обнесена поскотиной, она находится на расстоянии в 300 м от остальных экспозиций и представляет собой живописную долину с пересыхающим летним ручьем. Разнотравный луг с постройками, копнами сена на скошенных участках создают полную иллюзию действительного проживания здесь человека.

В 2012 г. из д. Ёдарма в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» вывезены еще четыре объекта деревянного зодчества Среднего Прианга-рья — фельдшерский пункт начала XX в., усадьба Зарубина конца XIX в., два дома начала XX в. Объекты складированы под навесом и ждут дальнейшего решения. Один из вариантов, рассматриваемых в последнее время, — перенос фельдшерского пункта в экспозицию волостного села Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» и его реставрация.

Практика скансенологии показывает, что наиболее приемлемой формой сохранения памятников деревянного зодчества является их музеефикация на родном месте с сохранением окружающей их среды. Это не всегда возможно. Тогда наиболее приемлемой формой сохранения, которая гарантирована государством, является перенос их в этнографические музейные комплексы под открытым небом, с расположением объектов в реконструированной исторической среде, аналогичной их родному месту.

Только комплексный подход к сохранению деревянного зодчества, основного материального носителя, характеризующего традиционную культуру населения страны,

позволит сохранить для будущих поколений значительный элемент мирового культурного наследия, каковым является деревянное зодчество России.

Литература_

1. Бычков О.В., Нефедьева А.К., Тихонов

B.В. Основные концептуальные направления формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск,1999. 55 с.

2. Козлов И.И. «Тальцы» в истоке // Тальцы. 2001. № 1 (12). С. 86-95.

3. Нефедьева А.К. Казанская привратная церковь Илимского острога // Тальцы. 2008. № 1 (8).

C. 59-66.

4. Нефедьева А.К. Экспозиция церковно-при-ходской школы в музее «Тальцы» // Тальцы. 2001. № 1 (12). С. 60-65.

5. Тихонов В.В. Музей — один из вариантов сохранения материальной и духовной культуры малочисленных народностей // Словцовские чтения-95. Тюмень, 1996. С. 50-52.

6. Тихонов В.В. Сенокосная заимка Среднего Приангарья конца XIX века // Тальцы. 2000. № 4 (11). С. 36-40.

7. Тихонов В.В. Традиционная культура народов Прибайкалья в экспозициях музея «Тальцы» // Традиционная народная культура и современность. Иркутск, 1999. С. 19-21.

8. Тихонов В.В. Усадьба крестьянина Зарубина Среднего Приангарья начала XX века // Тальцы. 2001. № 1 (12). С. 66-70.

9. Тихонов В.В., Нефедьева А.К. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: программа. Иркутск, 2006. 216 с.

10. Шевгенина Л.А., Семенов В.М. Ангарская деревня // Тальцы. 1997. № 1 (2). С. 33-39.

_References

1. Bychkov O.V., Nefedieva A.K., Tikhonov V.V. Osnovnye kontseptualnye napravleniya formirovaniya Arhitekturno-etnograficheskogo muzeya «Taltsy» [Basic conceptual directions forming Architectural-Ethnographic Museum «Taltsy»]. Irkutsk, 1999. 55 p.

2. Kozlov I.I. Taltsy (Taltsy). 2001. No. 1(12). Pp. 86-95.

3. Nefedieva A.K. Taltsy (Taltsy). 2008. No. 1 (8). P. 59-66.

4. Nefedieva A.K. Taltsy (Taltsy). 2001. No. 1(12). Pp. 60-65.

5. Tikhonov V.V. Slovtsovskie chteniya-95 (Slovtsovsk Readings-95). Tyumen, 1996. Pp. 50-52.

6. Tikhonov V.V. Taltsy (Taltsy). 2000. No. 4(11). Pp. 36-40.

7. Tikhonov V.V. Traditsionnaya narodnaya kultura i sovremennost (Traditional folk culture and modernity). Irkutsk, 1999. Pp. 19-21.

8. Tikhonov V.V. Taltsy (Taltsy). 2001. No. 1(12). Pp. 66-70.

9. Tikhonov V.V., Nefedieva A.K. Osnovnye napravleniya razvitiya Arhitekturno-etnograficheskogo muzeya «Taltsy» [Main directions of the architectural and ethnographic museum «Taltsy» development]: program. Irkutsk, 2006. 216 p.

10. Shevgenina L.A., Semenov V.M. Taltsy (Taltsy). 1997 . No. 1(2). Pp. 33-39.

Коротко об авторе _

Тихонов В.В., канд. культурологии, директор Ар-хите ктурно-этнографического музея «Тальцы», г. Иркутск, Россия talci@irk.ru

Научные интересы: культурология, музееведение, скансенология

_ Briefly about the author

V. Tikhonov, candidate of culturological sciences, director, Architectural and Ethnographic Museum «Taltsy», Irkutsk, Russia

Scientific interests: cultural studies, museum studies, scancernology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.