Научная статья на тему 'О содержании святцев староверов Федосеевского согласия'

О содержании святцев староверов Федосеевского согласия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ / ВОЙНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / АГИОАНТРОПОНИМЫ / OLD BELIEVERS / VOYNOVSKY MONASTERY / CHURCH CALENDAR / HAGIOANTHROPONYMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Камалова Алла Алексеевна

Святцы из коллекции Войновского монастыря впервые привлекаются к научному описанию. Сравнительный анализ содержания церковных календарей различных изданий позволил сделать ряд наблюдений. Установлены принципы формирования церковного календаря староверов Федосеевского согласия. Состав агиоантропонимов в святцах староверов определяется как архаичный, обнаружены вариативное написание агиоантропонимов, выявлены различия в составе агиоантропонимов, а также «темные места» в тексте календаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is the first attempt at an examination of the Menologium from the collection of the Voynovsky monastery. A comparative analysis of the content of different editions of church calendars made it possible to draw several conclusions. The principles of church calendar formation by the Fedoseyans are identified. The composition of hagioanthroponyms in the Menologium is classified as archaic. Varying spellings of hagioanthroponyms are identified. Differences in the composition of hagioanthroponyms are described alongside the ‘dark places’ in the calendar texts.

Текст научной работы на тему «О содержании святцев староверов Федосеевского согласия»



УДК 811.161.1:27-36

А. А. Камалова

О СОДЕРЖАНИИ СВЯТЦЕВ СТАРОВЕРОВ ФЕДОСЕЕВСКОГО СОГЛАСИЯ

Святцы из коллекции Войновского монастыря впервые привлекаются к научному описанию. Сравнительный анализ содержания церковных календарей различных изданий позволил сделать ряд наблюдений.

--Установлены принципы формирования церковного календаря старове-

26 ров Федосеевского согласия. Состав агиоантропонимов в святцах ста--роверов определяется как архаичный, обнаружены вариативное написание агиоантропонимов, выявлены различия в составе агиоантропонимов, а также «темные места» в тексте календаря.

This article is the first attempt at an examination of the Menologium from the collection of the Voynovsky monastery. A comparative analysis of the content of different editions of church calendars made it possible to draw several conclusions. The principles of church calendar formation by the Fedosey-ans are identified. The composition of hagioanthroponyms in the Menologium is classified as archaic. Varying spellings of hagioanthroponyms are identified. Differences in the composition of hagioanthroponyms are described alongside the 'dark places' in the calendar texts.

Ключевые слова: староверы, Войновский монастырь, церковный календарь, агиоантропонимы.

Key words: Old Believers, Voynovsky monastery, church calendar, hagioanthro-ponyms.

Материал исследования — святцы, церковная книга из коллекции Войновского старообрядческого монастыря во имя Спасителя и Святой Троицы (Польша, Варминско-Мазурское воеводство). Это так называемые нелицевые святцы; согласно выходным данным, они напечатаны в Славянской типографии в 1861 году; книга в хорошем состоянии, хранится в здании бывшего монастыря в Войнове, является собственностью семьи Людвиковских. С библиографическим описанием книги, а также с ее фотокопией можно ознакомиться на сайте Варминско-Ма-зурского университета Biblioteka cifrowa [8]. О структуре книги и организации текста см. [2].

В отличие от современного унифицированного календаря святцы, или церковный месяцеслов, представляют собой «неповторимое сочетание праздников и памятей святых, событий церковной и гражданской истории» [3, с. 15]. Однако полный состав церковных имен неизвестен, так как церковный календарь постоянно пополняется. Например, в списке церковных имен, составленном И. И. Срезневским по Минеям XI—XIII веков [5], 181 мужское имя и 11 женских, а в святцах 1988 года зафиксировано 885 мужских и 245 женских имен. Различия в составе имен, включаемых православной церковью в святцы, обнаружены уже в древнерусских списках [3], характерны они и для раннего печатного периода.

© Камалова А. А., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 8. С. 26-31.

Задача исследования — выявить состав имен в статьях святцев из коллекции Войновского монастыря (далее ВС) и принцип их презентации. Описание опирается на сравнительный анализ содержания отдельных статей и материалов современных церковных календарей. С этой целью привлекается календарь Русской православной церкви на 2014 год [4], месяцеслов древлеправославной церкви христиан Старопоморского Федосеевского согласия (2007/08 год) [6], а также другие издания святцев XIX века староверов-федосеевцев (см. ниже).

В тексте календаря православной церкви на 2014 год подчеркиванием отмечены церковные праздники и памятные дни, регистрируемые в ВС.

1 сентября (14 сентября н. ст.)

Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Прмц. Татианы, мц. Наталии. Прав. Иисуса Навина. Мч. Аифаладиакона, Персидского. Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их. Мц. Каллисты и братий её, мчч. Евода и Ермогена. Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы). Прп. Мелетия Нового, иже в горе Миу-польской. Мч. Ангелиса. Прп. Еванфии. Прмц. Татианы (Грибковой), по-слуницы; мц. Наталии (Козловой).

2 сентября (15 сентября н. ст.)

Мч. Маманта, отца его Феодота и матери Руфины. Прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского. Прпп. Антония и Феодосия Пе-черских. Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч. Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародуб-ского, и с ним Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора, Василия, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров и прмц. Ксении. Сщмч. Германа, еп. Вязниковского, Стефана пресвитера и мч. Павла. Мчч. 3628 в Никомидии. Прав. Елеазара. Мчч. Диомида, Иулиана, Филиппа, Евтихиана, Исихия, Леонида, Евтихия, Филадельфа, Меланиппа, Парфагапы и Феодора.

3 сентября (16 сентября н. ст.)

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия. Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого. Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца. Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия. Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров. Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров. Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников. Сщмч. Романа пресвитера. Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров. Сщмч. Петра диакона. Св. Фивы диаконисы. Мц. Василиссы Никомидийской. Свт. Иоанни-кия II, патриарха Сербского. Блгв. царя Константина Нового. Сщмч. Ари-стиона, еп. Александрии Сирийской. Мч. Полидора. Мчч. Зинона, Харито-на, Архонтиона и Виталиана. Мц. Дасии. Сщмч. Алексия (Зиновьева), священника.

27

Количество имен в статьях ВС и в современном календаре Русской православной церкви за 1 — 3 сентября существенно различается: 11 агио-антропонимов и экклезионимов в первом случае, 103 — во втором.

28

Следующий исследовательский шаг направлен на установление темпоральной характеристики имен святых в статьях ВС.

1 сентября. Количественное соотношение имен: 7 в ВС и 15 в календаре на 2014 год. В частности, в ВС упоминаются имена:

Прп. Симеона Столпника (и матери его Марфы) — IV век.

Пр. Иисуса Навина — XVI век до Р. Х.

Мч. Аифаладиакона, Персидского - 380 год.

Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их — начало

IV века.

Мц. Каллисты и братий её мчч. Евода и Ермогена — 309 год (предположительно).

2 сентября. Количественное соотношение имен — соответственно 2 и 40.

Мч. Маманта (отца его Феодота и матери Руфины) - III век.

Прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского — конец V века.

3 сентября. Количественное соотношение имен: 2 и 42.

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского — начало III века.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого - V век.

Анализируемые статьи свидетельствуют о том, что месяцеслов ВС регистрирует имена святых, совершивших духовные подвиги в раннюю эпоху христианства, а также святых, просиявших на Руси до раскола, что выявляется и в других статьях ВС, например в памяти за 5 марта: Й пренесЕниЕ чтьныхъ мощей прпбнагш оца ндшегш блговёрнагш кнзга феш_ дора смоленскагш и Ярославская чюдотворца (1463).

Анализ содержания статей первых трех дней сентября ВС и современного календаря Русской православной церкви выявил различия и в структуре агиоантропонимов (об агиоантропонимах см. [1]). Наблюдения обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Структура агиоантропонимов

ВС Современный календарь Русской православной церкви на 2014 год

Й пдмАть прпнагш оца ндшегш с^меНна столпника и дрхимандрида первыА огрд'_ ды, иже еЭ во днтиАХш Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы

Й стдгш мУченика аифдла Мч. Аифала диакона, Персидского

Й стыхъ мчнцъ четыредесАть женя. Й стд. гш дммона дТд'кона, оучителА И'хъ Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их

Й стыхъмУченикг, кдллиста, "еуЕода, и "ермоге'на, "единоршдныхъ брдтТи по плоти Мц. Каллисты и братий её, мчч. Евода и Ермогена

Стдгш мчнка мдманта Мч. Маманта, отца его Феодота и матери Руфины

Й пдмАть прпнагш оца ндшегш ¡шднна постника, патрТдрха црА грдда Прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского

Й прпнагшоца ндшегш ДешктИста, съпостника велИкомУ ivf ИмТю Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого

Прежде всего различия касаются состава агиоантропонимов, например: И свитого мУченика Яифала — Мч. Аифила диакона Персидского, прпнагшоца нд'шЕгш с^мешна столпника и архимандрида нервы а ограды, иже кЭ во антиАх'и — Прп. Симеона Столпника. Для ВС при презентации преподобных характерна устойчивая формула прпнагш оца нд'шегш. Обнаружено своеобразное фонетическое оформление имени собственного (ошибочное?): аммонъ (ВС) — Аммун. Сравнительный анализ позволил обнаружить фактическую неточность: согласно статье ВС 1 сентября — день памяти трех мучеников, единородных братьев Калисты, Евбода и Ермогена, в то время как история христианства почитает в этот день мученицу Калисту и ее братьев мучеников.

Представляют также интерес результаты анализа состава агиоан-тропонимов в ВС и в современном месяцеслове древлеправославной церкви христиан Старопоморского Федосеевского согласия (2007/08 год) [6]. В таблице 2 воспроизводятся статьи ВС и современного месяцеслова за 4 сентября, 5 октября и 6 ноября, при этом из статей исключены правила устава, регламентирующие поклоны и пощение, а также богослужебные указания как неинформативные для задачи данного исследования.

Таблица 2

29

Даты по старому стилю Статьи ВС Статьи месяцеслова древлеправославной церкви христиан Старопоморского Федосеевского согласия (2007/08)

4 сентября Стдго сщенно мчнка вавУлы, дрхиепйпа великТА днтТшх'ш. и иже съ нимъ трТе'хъ младенецъ. Истдго сщенномчка вавУлы, иже внико. мид'и кывшагш оучтлА, и соущихъ с нимъ младенецъ осми десАти и четыре'хъ. И стагш пррока мотсеа. ВоспоминднТе зндмешА престыА кцы, йвльшаго са пррокУ мштсею в кУпинё Стаго сщенномчнка Вавилы, архТепкопа великТА ЙнтТшх'ш, и иже сънимъ трТехъ младенецъ. И стаго сщенномчнка дрУ. гагш Вавилы, иже в НикомидТи кыв. шагш оучителА, и сУщихъ подъ нимъ младенецъ пд. И стаго пррка бговидца МшисеА. И празднованТе иконЭ Прес. ты а Бцы НешпалимыА КУпины

5 октября стыа мчнцы Харианы. ВъсТн день празднУемъ, тре'мъ стлемъ, петри, и дле' н ТшнЭ: к'евскимъ н всеА рУсс'и чюдотворце СтыА мчнцы Харитины. Въ сТи день по. емъ слУжкУ стымъ трТемъ стлем ПетрУ, и Йле§Тго, и ИшнЭ, Московскимъ и всеА РУсТи чюдотворцамъ

6 ноября Иже во стыхъ ОЦа ндшегш пдула нсповёдника, патрТдрха црА града. И преподокнагш оца ндшегш варладма, новъ городскагш чюдотворца, иже на хоЦтынЭ Иже во стыхъ оца ншегш Павла испо. вёдника, патрТарха ЦарА града. И памАть прпкнагш и бгоснагш оца ншегш Варлама Новгородскагш чюдотворца, иже на ХУ. тынЭ

В анализируемых текстах состав памятей совпадает. Памяти за 5 октября и 6 ноября включают имена святых, просиявших на Руси: это святая мученица Харитина, святители Петр, Алексей и Иоанн, преподобный Варлаам. Празднование дня святителей Московских было установлено первым патриархом Московским Иовом и царем Феодором Иоан-

А. А. Камалова

30

новичем в 1596 году в честь святителей Петра, Алексея и Иоанна. Позже к святителям Московским были причислены святитель Филипп (1875) и святитель Ермоген (1913), в святцах православной церкви их память также 5 октября по старому стилю. При сравнении состава агиоантро-понимов в ВС и в современном месяцеслове обнаружено несоответствие в одном из видов дифференциаторов, это касается локализаторов Киевские и Московские, отражающих историю митрополии русской церкви. Так, митрополит Киевский Петр с 1325 года по причинам социально-политическим имел постоянное местопребывание в Москве. Соответственно, в разных источниках он характеризуется то как киевский, то как московский и сопровождается уточняющим локализатором всея Руси.

Шестого ноября по старому стилю день памяти преподобного Вар-лаама, прославленного Господом даром прозорливости и чудотворения (XII век). Полный агиоантропоним святого — преподобный Варлам Ху-тынский, Новгородский чудотворец. Локализаторы необходимы, так как имени святого и названия чина святости не достаточно для идентификации конкретной личности. Русская церковь чтит память нескольких преподобных святых по имени Варлаам: Варлам Хутынский (XII век), Варлаам Серпуховской (XIV век), Варлаам Керетский (XVI век) и Варлам Чикойский (XIX век). Всего же с именем Варлаам современный календарь Русской православной церкви регистрирует 16 агиоантро-понимов. Святцы же староверов содержат память только Варлааму Ху-тынскому.

Анализ отдельных статей святцев староверов Федосеевского согласия позволяет сделать следующий вывод. Святцы староверов, напечатанные в XIX веке и служившие монахиням и послушницам Войновско-го монастыря вплоть до начала XXI века, включают имена святых, духовные подвиги которых совершались в раннюю эпоху христианства, а также имена святых, просиявших на Руси в дониконовский период. Сравнительный анализ месяцесловов обнаружил архаичность состава памятей, а также вариативное написание имен.

Список литературы

1. Бугаева И. В. Агионимы в ономастическом пространстве русского языка // Известия на Научен център «Св. Дасий Доростолски». Силистракъм Русенски университет «Ангел Кънчев». Силистра, 2006. Кн. 1. С. 78 — 87.

2. Камалова А. Структура и содержание святцев староверов Федосеевского согласия // Православие в славянском мире: история, культура, язык. Оль-штын, 2014. С. 95 — 114.

3. Лосева О.В. Периодизация древнерусских месяцесловов XI—XIV в. // Древняя Русь. 2001. № 4. С. 15—36.

4. Месяцеслов // Русская православная церковь. Православный церковный календарь на 2014 год : [сайт]. URL: http://calendar.rop.ru/mes1/jan01.htmI (дата обращения: 18.10.2013).

5. Срезневский И. И. Древний русский календарь. По месячным минеям XI—XIII вв. СПб., 1863.

6. Устав. Месяцеслов // Древлеправославная кафолическая церковь христиан Старопоморского Федосеевского согласия : [сайт]. URL: http://www.staropomor.ru/ Ustav(2)/may_2008.htmI (дата обращения: 22.02.2015).

7. Шамарин В. В. Пасхалия и церковный календарь // Старообрядческий календарь Федосеевского согласия на 2001—2002 годы // Книжница Самарского староверия : [сайт]. URL: http://samstar-biblio.ucoz. ru/publ/245-1-0-908 (дата обращения: 21.02.2015).

8. Svatcy // Biblioteka cyfrowa Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiemu : [сайт]. URL: http://dlibra.bg.uwm.edu.pl (дата обращения: 21.02.2015).

Об авторе

Алла Алексеевна Камалова — д-р филол. наук, проф., Варминско-Мазур-ский университет, Ольштын.

E-mail: aaka46@rambler.ru; allakamalova@wp.pl

About the author

31

Prof. Alla Kamalova, University of Warmia and Mazury in Olsztyn. E-mail: aaka46@rambler.ru; allakamalova@wp.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.