Научная статья на тему 'К вопросу о гражданско-правовых механизмах обеспечения прав военнослужащих на жилье (накопительно-ипотечная система)'

К вопросу о гражданско-правовых механизмах обеспечения прав военнослужащих на жилье (накопительно-ипотечная система) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ВОЕННАЯ ИПОТЕКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ / ACCUMULATIVE MORTGAGE SYSTEM / MILITARY MORTGAGE / MILITARY PERSONNEL WHO ARE ENTITLED TO PARTICIPATE IN THE ACCUMULATIVE MORTGAGE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильченко Т.А.

В статье проведен анализ правового регулирования системы накопительно-ипотечного кредитования. Также были показаны органы, регулирующие накопительно-ипотечную систему, участники этой системы, основания для возникновения права использования средств накопительной системы и основные цели, на которые могут быть эти средства направлены. Были выявлены несоответствия в вопросе подчиненности силовых структур уполномоченному органу, осуществляющему функции регулирования накопительно-ипотечной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильченко Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE SAVINGS AND MORTGAGE SYSTEM FOR MILITARY PERSONNEL

The article analyzes the legal regulation of the system of accumulative mortgage lending. Also showed the authorities that regulate the savings and mortgage system, the participants in this system, the grounds for the right to use the funds of the savings system and the main purposes for which these funds can be directed. Inconsistencies were identified in the issue of subordination of law enforcement agencies to the authorized body that performs the functions of regulating the savings and mortgage system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гражданско-правовых механизмах обеспечения прав военнослужащих на жилье (накопительно-ипотечная система)»

каждой из стран - участниц этих соглашений договорных квот на допуск их рабочей силы на рынок ЕС.

Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран - членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне законо-мерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим при-чинам и соображениям.

Итак, говоря о процессе интеграции, не следует полагать, что при сближении европейские государства руководствовались исключительно меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Библиографический список:

1. Бабынина Л.О. (2012) 20 лет Маастрихстскому договору. Куда движется Европейский Союз?, Вестник Московского университета, № 2.

2. Бирюков М.М. (2016) Европейское право: до и после Лиссабонского договора, Статут, Москва, Россия.

3. Данилов Д.Р., Семёнов О.Ю., Толкачёв В.В. (2013) Процесс планирования и принятия решений в рамках европейской политики в области безопасности и обороны, Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 5(1).

4. Договор о Европейском Союзе // Право Европейского Союза. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu.

5. Ерпылева Н.Ю. (2010) Европейский центральный банк в институциональной структуре европейской банковой системы (правовые аспекты), Право. Журнал Высшей школы экономики, № 1.

6. Зуев В.Н. (2008) Механизм принятия решений в ЕС - универсальный инструмент примирения интересов, Вестник международных организаций, Т. 3, № 3.

7. Ильин Н.Ю. (2008) Основы права Европейского Союза. Норма, Москва, Россия.

8. Кембаев Ж.М. (2007) Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза: правовые основы становления и перспективы развития, Журнал российского права, № 6(126).

9. Левченко Е.А. (2016) Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии, Экономика труда, Т. 3, № 4.

10. Римская декларация. Представительство Европейского Союза в Российской Федерации. URL: https://eeas.europa.eu/delegations/russia/23531/rimskaya-deklaraciya_ru.

11. Саворская Е.В. (2012) Политические сети в многоуровневом управлении ЕС, Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 4(1).

12. Сергеев А.Е. (2009) Социальная политика Европейского Союза на современном этапе: становление и развитие, Известия Российского государственного Педагогического Университета, № 93.

ВАСИЛЬЧЕНКО Т.А.

Магистрант юридического института Севастопольского государственного Университета

Научный руководитель: Н.А. Чернядьева

Д.ю.н., доцент

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЖИЛЬЕ (НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА)

Аннотация: В статье проведен анализ правового регулирования системы накопительно-ипотечного кредитования. Также были показаны органы, регулирующие накопительно-ипотечную систему, участники этой системы, основания для возникновения права использования средств накопительной системы и основные цели, на которые могут быть эти средства направлены. Были выявлены несоответствия в вопросе подчиненности силовых структур уполномоченному органу, осуществляющему функции регулирования накопительно-ипотечной системы.

Ключевые слова: Накопительно-ипотечная система, военная ипотека, военнослужащие, имеющие право на участие в накопительно-ипотечной системе.

LEGAL REGULATION OF THE SAVINGS AND MORTGAGE SYSTEM FOR MILITARY

PERSONNEL

Abstract: The article analyzes the legal regulation of the system of accumulative mortgage lending. Also showed the authorities that regulate the savings and mortgage system, the participants in this system, the grounds for the right to use the funds of the savings system and the main purposes for which these funds can be directed. Inconsistencies were identified in the issue of subordination of law enforcement agencies to the authorized body that performs the functions of regulating the savings and mortgage system.

Keyword: accumulative mortgage system, military mortgage, military personnel who are entitled to participate in the accumulative mortgage system.

Основным нормативным актом, регулирующим накопительно-ипотечную систему для военнослужащих, является Федеральный закон .№117-ФЗ1.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона №117-ФЗ2 накопительно-ипотечная система (далее НИС) - совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

В статье 2 Федерального закона №76-ФЗ3 указано, что к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Категории военнослужащих, имеющих право на участие в НИС приведены в статье 9 Федерального закона №117-ФЗ4. Из них можно выделить основные:

- лица, которые окончили военные образовательные учреждения и получили первое воинское офицерское звание после 01.01.2005 года;

- сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 01.01.2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 01.01.2005 года;

- прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 01.01.2005 года;

- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 01.01.2005 года;

- военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 01.01.2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет.

Также военнослужащий может быть исключен из НИС в связи с его увольнением с военной службы, в связи с его смертью или признанием без вести пропавшим или если государство исполнило свое обязательство по обеспечению военнослужащего жилым помещением.

Существуют определенные основания, способствующие возникновению права на использование средств, находящихся на накопительном счете участника НИС. К ним могут относиться срок военной службы, состояние здоровья, семейные обстоятельства. К примеру, срок военной службы, после которого возникает право на использование накоплений, составляет 20 лет. Также достижение предельного возраста пребывания на военной службе является таким основанием. Предельный возраст для различных категорий военнослужащих отличается. Данный вопрос регулируется Федеральным законом №53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе». Так, для полковника или капитана 1 ранга предельный возраст составляет 55 лет, для военнослужащих женского пола - 45 лет.

Также следует отметить, что в случае смерти военнослужащего или признания его без вести пропавшим, члены его семьи, а именно супруг (супруга), дети, а в случае их отсутствия, его родители, имеют право на использование накопленных средств.

Важным вопросом является определение целей, на которые могут быть использованы средства.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона №117-ФЗ5 каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

1 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

2 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

3 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

4 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

5 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

- приобретения жилого помещения, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, а также приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве;

- уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Можно выделить две основные функции НИС - социальную функцию и функцию обороноспособности.

К социальной функции относится предоставление военнослужащим возможности приобретения жилья в собственность на основании целевого займа, который является беспроцентным на период прохождения службы, и обязательство по его уплате берет на себя государство.

К функции обороноспособности относится возникновение для государства гарантии, что у военнослужащих не возникнет желания покинуть военную службу. Обеспечение этой гарантии предусмотрено статьёй 15 Федерального закона №117-ФЗ1. В данной статье приведено следующее - при досрочном увольнении участников НИС с военной службы, они обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. При этом в случае увольнения участников НИС с военной службы в связи с неисполнением служебного контракта, неисполнением обязанностей, нарушением законодательства или прекращения гражданства Российской Федерации, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором целевого жилищного займа. Суммы начисленных процентов участники НИС обязаны уплатить в уполномоченный федеральный орган в виде ежемесячных платежей в срок, не превышающий десяти лет.

Постановлением Правительства РФ №9092 предусмотрена денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений. То есть, еще одним преимуществом НИС для государства является освобождение уполномоченного органа от обеспечения служебным жильем военнослужащего и членов его семьи.

Контроль за выполнением данных функций осуществляют Министерство обороны РФ в части формирования и использования накоплений, Центральный Банк РФ в части регулирования деятельности кредитных организаций в сфере отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения и Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») в части учета накоплений, оформления и выдачи займов, а также информирования участников НИС.

Следует отметить, что НИС предоставляет возможность военнослужащим использовать свои накопления не только для приобретения недвижимости, но и для вложения их в различные активы. Федеральным законом №117-ФЗ3 определены классы активов, в которые могут быть размещены накопления. К ним относятся различные государственные ценные бумаги РФ и ее субъектов, денежные средства в рублях в кредитных организациях, акции российских и иностранных эмитентов (за исключением тех, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или введена процедура несостоятельности (банкротства), а также закладные, залогодателями по которым являются участники НИС. Таким образом, НИС способствует развитию экономики и банковской сферы.

По мнению автора, вопрос регулирования накопительно-ипотечной системы для военнослужащих требует дополнения, так как содержит ряд противоречий, которые приведены ниже.

В Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2005 г. № 6664 говорится о том, что уполномоченным органом является Министерство обороны РФ, однако не все военнослужащие подчиняются ему. К примеру, руководство Федеральной службы безопасности РФ осуществляет Президент РФ в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ5, также и Федеральная служба

1 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

2 Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 №909 (ред. от 27.11.2019) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»

3 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

4 Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2005 г. № 666 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы»

5 Федеральный закон №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»

охраны является отдельной силовой структурой, которая подчиняется Президенту РФ в соответствии с Указом Президента РФ №10131.

Согласно статье 16 Федерального закона №40-ФЗ2 и Указу Президента РФ №10133 сотрудники ФСБ и ФСО являются военнослужащими, а, следовательно, имеют право на участие в НИС. Но так как данные органы исполнительной власти не подчиняются Министерству обороны РФ, то должны регулироваться специальными нормативными актами в части НИС.

Также 29.12.2019 года в Федеральный закон №117-ФЗ4 были внесены изменения, согласно которым в состав членов семьи военнослужащего были включены его родители (усыновители). Отсюда вытекает еще одна сторона социальной функции. В случае отсутствия у военнослужащего супруга (супруги) или несовершеннолетних детей, но при этом имеются родители (усыновители), нуждающиеся в жилье, они имеют право использовать накопления.

Таким образом, можно сделать вывод, что накопительно-ипотечная система в Российской Федерации является инструментом для мотивации к поступлению граждан Российской Федерации на военную службу, а также эффективно работающим механизмом обеспечения обороноспособности, так как НИС является одним из главных преимуществ военной службы. По данным ФГКУ «Росвоенипотека»5 количество участников НИС с каждым годом возрастает. По состоянию на конец 2019 года участниками НИС являются более 529 тысяч военнослужащих и более 240 тысяч приобрели жилье по программе НИС. Число военнослужащих, которые участвуют в НИС с каждым годом только растет, что говорит об эффективности НИС с точки зрения привлечения граждан на военную службу. Однако система несовершенна и требует доработки в части уточнения категорий военнослужащих, имеющих право на участие в НИС, а именно уточнения вопроса подчиненности различных силовых структур.

Библиографический список:

1. Гайдин Д. Ю., Ковтков Д. И. О законодательном обеспечении жилищных прав военнослужащих, являющихся (являвшихся) членами семьи других военнослужащих // Военное право. 2020. №2 (60). - С. 6672.

2. Иванов В.Ю. К вопросу об осуществлении предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности военнослужащими, осуществляющими сдачу внаем жилого помещения, приобретенного в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих // Военное право. 2020. №1 (59). - С. 69-73.

3. Лукьяненко М. Ф., Тордия И. В. Гражданское право российской федерации. особенная часть / М. Ф. Лукьяненко, И. В. Тордия. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. - 684 с.

4. Ординарцева Г. П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России // Власть. 2015. №9. - С. 58-61.

5. Свининых Е. А. О моменте возникновения у участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих права на получение целевого жилищного займа // Право в вооруженных силах.

2019. №7 (264). - С. 44-48.

6. Смирнов И. О. Особенности порядка и условий предоставления целевого жилищного займа участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих // Право в вооруженных силах.

2020. №1 (270). - С. 54-60.

ГЕВОРГЯН Э.А.

Магистрант юридического института Севастопольского Государственного Университета

Научный руководитель: А.С. Скаридов

Д.ю.н., профессор

ОБЗОР ПРАКТИКИ АРЕСТА МОРСКИХ СУДОВ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФЛАГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Всемирная практика ареста морских судов интересна тем, что морские судна арестовываются по различным причинам, и эти причины не всегда являются правомерными. Это может быть связано как с несерьезным отношением различных суверенных государства к нормам международной права, так и полной вседозволенностью, по причине уверенности в ненаказуемости. Именно поэтому, вопросы в данной области актуальны и по сей день.

1 Указ Президента РФ №1013 «Вопросы федеральной службы охраны Российской Федерации»

2 Федеральный закон №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»

3 Указ Президента РФ №1013 «Вопросы федеральной службы охраны Российской Федерации»

4 Федеральный закон №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

5 ФГКУ «Росвоенипотека». Инфографика. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosvoenipoteka.ru/rp/lichnaya_informaciya/infografika. (дата обращения: 04.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.