Частно-правовые (цивилистические) науки
Научная статья УДК 347.123
DOI: 10.14529/law230306
К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ НУЖД СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Р. Р. Абдуллаев, mr.abdullaev.rustam@mail.ru Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье проанализированы различные научные подходы к определению правовой сущности государственного контракта, в том числе предметом которого является выполнение подрядных работ для нужд системы МВД России, и его правовое регулирование. При множественности научных мнений по оценке государственного контракта с позиций частного или публичного права автором последовательно доказывается тезис о цивилистической природе исследуемого понятия.
Ключевые слова: государственный контракт на выполнение подрядных работ для нужд системы МВД России, административный договор, гражданско-правовой договор, регулятивная функция, подрядные работы, органы внутренних дел.
Для цитирования: Абдуллаев Р. Р. К вопросу о гражданско-правовой природе государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд системы МВД России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2023. Т. 23, № 3. С. 34-40. DOI: 10.14529/law230306.
Original article
DOI: 10.14529/law230306
CIVIL LEGAL NATURE OF THE STATE CONTRACT FOR THE PERFORMANCE OF WORKS FOR THE NEEDS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
R. R. Abdullaev, mr.abdullaev.rustam@mail.ru
Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
St. Petersburg, Russia
Abstract. The article analyzes various scientific approaches to determining the legal essence of a state contract, including the subject of which is the performance of contract work for the needs of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and its legal regulation. With a plurality of scientific opinions on the assessment of the state contract from the standpoint of private or public law, the author consistently proves the thesis about the civil nature of the concept under study.
Keywords: state contract for the performance of contract work for the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia, administrative contract, civil law contract, regulatory function, contract work, internal affairs bodies.
For citation: Abdullaev R. R. Civil legal nature of the state contract for the performance of works for the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". 2023. vol. 23. no. 3, pp. 34-40. (in Russ.) DOI: 10.14529/law230306.
Определение государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд системы МВД России (далее - ведомственные нужды) в отечественном законодательстве не содержится, но при этом является полиструктурным понятием, уяснение которого требует детального исследования его правовой природы.
Изучение правовой сущности (природы) какого-либо юридического явления, по мнению Е. Г. Комиссаровой, необходимо осуществлять через познание его функций и определение правовой характеристики [11]. Исходя из указанного подхода, рассмотрим правовую характеристику государственного контракта на выполнение подрядных работ для ведомственных нужд через призму законодательно закрепленных схожих терминов с учетом научно выделенных юридических черт государственного контракта в целом и одной из его основных функций - регулятивной.
Ряд нормативных правовых актов закрепляют различные дефиниции с использованием терминов «контракт», «государственный контракт», в которых в первую очередь отражены предмет и субъекты контрактных обязательств. Из содержания данных определений следует, что выполнение подрядных работ (их результат) может выступать в качестве предмета контрактных обязательств при заключении: государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ч. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)); государственного контракта, контракта, контракта жизненного цикла (п. 8, п. 8.1, п. 8.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)). Данные контракты условно можно обозначить, как «подрядные контракты», которые заключаются по правилам, установленным в Законе о контрактной системе.
Кроме указанных законодательных актов, государственный контракт на выполнение подрядных работ для ведомственных нужд регулируют: постановления Правительства Российской Федерации, содержащие отдельные положения в сфере государственных закупок подрядных работ; ведомственные акты МВД России, устанавливающие инженерно-технические параметры служебных помеще-
ний или зданий разного назначения; строительные нормы и правила, межгосударственные и государственные стандарты в сфере строительства.
В контексте статьи необходимо обратить внимание на плюрализм научных подходов к правовой природе государственного контракта, что обусловлено межотраслевым характером регулирования, конкуренцией и субсидиарным применением нормативных правовых актов общего и специального законодательства.
На сегодняшний день органы государственной власти или государственные учреждения, в частности МВД России и его территориальные органы, обеспечивают свои потребности в подрядных работах, которые необходимы для их деятельности и функционирования, реализации возложенных обязанностей, достижения поставленных общеполезных целей и задач посредством заключения соответствующих государственных контрактов. В связи с этим многие ученые утверждают, что «контракт - один из наиболее универсальных гражданско-правовых инструментов, при помощи которого современные государства проводят политику и реализуют проекты во всех отраслях экономики и сферах общественной жизни» [10, с. 58].
В научной среде ведется дискуссия об отнесении государственного контракт к сфере частного или публичного права. Ряд авторов рассматривают правовую природу государственного контракта через призму относительных гражданских правоотношений как вида обязательств, тем самым доказывая, что частноправовая природа государственного контракта проявляется в большей мере, чем публичная [7].
Актуальные научные исследования позволяют условно выделить три основных подхода к данной проблематике: цивилистиче-ский, административистский, дуалистический.
Некоторые ученые утверждают, что государственный контракт является административным договором [14, с. 11]. При этом И. Ю. Синдеева рассматривает административный договор только как форму государственного управления [16, с. 10].
Проблематика, касающаяся выполнения подрядных работ для нужд органов внутренних дел (далее - ОВД), отражена в исследованиях, где изучались вопросы гражданско-
правового [1] и административно-правового [12] регулирования государственного контракта, а также особенности правового регулирования выполнения строительных подрядных работ [6].
Представитель цивилистического подхода Т. Р. Григорян в своих научных изысканиях доказывает, что государственный контракт является гражданско-правовым договором, обремененным особым субъектным составом и более жестким регулированием, цель которого - обеспечение государственных нужд [4, с. 60]. При этом она выделяет следующие особенности государственного контракта: заключение государственного контракта исключительно по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); запрет на заключение государственного контракта по цене выше начальной (максимальной) цены контракта; право как государственного заказчика, так и победителя конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) понудить другую сторону к заключению государственного контракта; признание контракта надлежаще исполненным только в случае положительного заключения экспертизы представленных контрагентом результатов по контракту; исчерпывающий перечень случаев изменения государственного контракта [4, с. 70].
М. В. Шмелева, определяя гражданско-правовой характер государственного контракта, выделяет следующие его сущностные признаки: «а) комплексность и межотраслевой характер воздействия норм, предполагающих правовое регулирование контрактов положениями нескольких отраслей права; б) особый предмет договора (необходимые для удовлетворения государственных нужд товары или объекты); в) специальный субъектный состав; г) особая природа складывающихся в процессе заключения и исполнения контракта правоотношений; д) специфическая цель заключения контракта; е) специальные условия заключения контракта; ж) специальные условия исполнения контракта; з) особые права и обязанности сторон контракта, а также ответственность за выполнение госзаказа» [22, с. 516].
Основными критериями определения гражданско-правовой природы государственного контракта Е. А. Цатурян считает юридическое равенство сторон и их свободу при заключении контракта [19, с. 96].
В качестве особой договорной конструкции, в которую можно облечь любой гражданско-правовой договор (sui generis), Д. А. Чваненко рассматривает государственный контракт и выделяет следующие конститутивные признаки: 1) цель заключения -удовлетворения публичных нужд; 2) одна из сторон - публично-правовое образование; 3) встречный характер прав и обязанностей сторон договора [20, с. 12]. К аналогичным выводам приходит Е. А. Цатурян, представляя государственный контракт как специальную договорную конструкцию со специфическим правовым режимом регулирования общественных отношений [19, с. 113].
Другие авторы считают, что государственный контракт является отдельным типом гражданско-правового договора со специальным субъектом [4, с. 70] или определяют его, как особую форму гражданско-правового договора присоединения, характеризуемую особенностями заключения и субъектного состава [5], помимо этого соотнося с юридическими конструкциями рамочного или абонентского договоров [18, с. 20].
С учетом изложенного представляется, что государственный контракт можно поставить в один ряд с такими договорными конструкциями, как публичный договор (ст. 426 ГК РФ), договор присоединения (ст. 428 ГК РФ), предварительный договор (ст. 429 ГК РФ), рамочный договор (ст. 429.1 ГК РФ), опционный договор (ст. 429.3 ГК РФ), договор с исполнением по требованию (ст. 429.4 ГК РФ), договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Данные юридические конструкции нельзя отнести к видам или типам гражданско-правовых договоров, поскольку они не содержат самостоятельного элемента, по поводу которого складываются обязательственные правоотношения, то есть своего предмета, а только определяют некоторые унифицированные положения и обобщенные условия при заключении тех или иных договоров.
Представитель административистского подхода М. С. Соловьев подтверждает гражданско-правовую сущность государственного контракта, указывая, что «на данной стадии развития отечественного законодательства государственный контракт формально остается гражданско-правовым механизмом удовлетворения публичной потребности в экономических благах» [17, с. 156].
В то же время К. Е. Мараев относит государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг к административно-правовым договорам, аргументируя это тем, что «в отличие от гражданско-правового договора, стороны контракта не свободны в установлении сроков, условий исполнения и сдачи (приемки) товаров, работ или услуг, ответственности друг перед другом» [12, с. 9]. Он утверждает, что государственный контракт на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ОВД является особой формой административного договора, приводя следующие доводы: одной из сторон государственного контракта является ОВД; государственный контракт является актом, отражающим решение должностных лиц государственного органа о заключении контракта, которое принимается в ходе административно-правовых отношений и во исполнение публичных полномочий, порождающим новые правоотношения [12, с. 18].
Полагаем, что данный подход не корре-лируется с действующим законодательством, поскольку «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» [3, с. 171]. Так, содержание государственного контракта регламентируется ст. 766 ГК РФ. Расширенный перечень обязательных условий, основания изменений существенных условий и расторжения государственного контракта по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством отражены в ст. 34, 95 Закона о контрактной системе.
Приемка результатов подрядных работ является гражданско-правовой обязанностью заказчика (ст. 763 ГК РФ), а непосредственно условия и сроки ее проведения являются обязательной частью контракта и согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе подразумевают проверку заказчиком соответствие количества, комплектности и объема выполненных работ требованиям, которые установлены в контракте.
Вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение договорных обязательств урегулированы нормами ГК РФ, отдельные положения об ответственности установлены в Законе о контрактной системе.
Таким образом, установление отдельных специальных норм Законом о контрактной системе по заключению, исполнению, изменению, расторжению «подрядных контрактов» обусловливается развитием гражданско-правового регулирования, устранением юридических пробелов в сфере государственных закупок, защитой публичных (социальных) интересов и бюджетных средств от коррупционных посягательств, что не может изменить гражданско-правовую природу государственного контракта на выполнение подрядных работ для ведомственных нужд.
Помимо этого, российским законодательством предусмотрено, что ОВД и иные организации (подразделения), созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, управомочены вступать в гражданские правоотношения как федеральные казенные учреждения, обладающие специальной правоспособностью.
Государственный заказчик в лице ОВД, обладая статусом субъекта обязательственных правоотношений, обеспечивает публичный (социальный) интерес через удовлетворение в первую очередь своих ведомственных потребностей в подрядных работах. Несмотря на то, что ОВД обладает публичной компетенцией, анализируемый государственный контракт заключается на основе известных в цивилистике принципов юридического равенства участников гражданских правоотношений и свободы договора, без применения каких-либо властных полномочий со стороны территориальных органов МВД России. Поэтому следует согласиться с мнением Е. А. Цатурян, утверждающей, что «доводом в пользу квалификации госконтракта как гражданско-правового договора является не особенность статуса субъекта, а характер обязанностей публично-правового образования, вытекающих из госконтракта, которые являются гражданско-правовыми, а не публично-правовыми, связанными с выполнением его органами властно-распорядительных функций» [19, с. 85].
Вместе с тем некоторые ученые придерживаются дуалистической позиции, полагая, что любой государственный контракт имеет смешанную правовую природу. Одни подчеркивают, что первичной выступает гражданско-правовая природа, а административно-правовые аспекты являются отдельными элементами, включающимися в данный дого-
вор [21, с. 268]. Другие же, напротив, полагают, что государственный контракт обладает всеми признаками административного договора, но при этом имеет частноправовую окраску [2, с. 152]. Таким образом, представители указанных взглядов фактически признают государственный контракт в качестве опорной точки симбиоза норм публичного и частного права.
В настоящее время, как правильно отметила Л. М. Пахомова, при рассмотрении споров в области публичных закупок, суды часто исходят из положения о контрактах как договорах, заключенных на основании положений ГК РФ с особенностями регулирования [13].
Исходя из теории договорного права [8, с. 385-386], государственный контракт на выполнение подрядных работ для ведомственных нужд как гражданско-правовой договор является консенсуальным, взаимным, возмездным, который имеет специальные цели: обеспечение ведомственных потребностей в подрядных работах ОВД для собственного функционирования и осуществления своих полномочий; реализация федеральных и региональных целевых программ в правоохранительной сфере; решение иных вопросов местного, регионального или государственного значения, относящихся к компетенции ОВД.
Обзор и критика приведенных научных подходов позволяют определить правовую природу исследуемого государственного контракта как цивилистическую, сущность которого заключается в регулировании общественных отношений в области выполнения подрядных работ для ведомственных нужд.
По этому поводу Э. А. Сатина отметила, что важной сущностью договора является осуществление регулятивной функции, которая сближает его с законом и иными нормативными правовыми актами. Различия между ними выражаются в источнике происхождения правил поведения: договор выражает волю сторон, а нормативный правовой акт - волю издавшего его органа [15].
Регулятивный потенциал договора огромен, поскольку, являясь универсальной формой обмена, он выступает инструментом организации и функционирования рыночной системы хозяйствования [9].
Таким образом, регулятивная функция государственного контракта на выполнение подрядных работ для ведомственных нужд опосредуется правовым режимом в области государственных закупок и воздействует на имущественные связи сторон «подрядных контрактов» через систему корреспондирующих субъективных прав и обязанностей, определяемую на основе частного права.
Список источников
1. Астахова М. В. Гражданско-правовое регулирование государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд органов внутренних дел: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 22 с.
2. Балакин В. В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 213 с.
3. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин. М.: Проспект; Екатеринбург, 2023. 440 с.
4. Григорян Т. Р. Государственный контракт на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд: проблемы теории и практики: монография. М.: Дашков и К°, 2020. 210 с.
5. Голиков И. В. К вопросу об административно-правовой природе государственного контракта на поставку товаров для публичных нужд // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 3 (59). С. 65-69.
6. Гурина В. А. Особенности правового регулирования выполнения строительных подрядных работ для нужд органов внутренних дел Российской Федерации // Юридическая наука. 2017. № 6 . С.105-112.
7. Гущин В. В., Левитин В. Б. К вопросу о правовой природе государственного контракта // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 55-57.
8. Договорное право: общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Статут, 2020. 847 с.
9. Ерахтина О. С. Проблема оптимизации регулирующей функции гражданского договора // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2 (16). С. 122-130.
10. Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография / под ред. И. И. Смотрицкой, С. И. Черных. М.: Институт экономики РАН, 2016. 280 с.
11. Комиссарова Е. Г. Формально логические аспе кты понятия «правовая природа» // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2 (16). С. 23-29.
12. Мараев К. Е. Административно-правовое регулирование закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 191 с.
13. Пахомова Л. М. Проблемы дефиниций правово го регулирования системы публичных закупок // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11. № 2. С. 184-199.
14. Ротенберг А. С. Административный договор: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 23 с.
15. Сатина Э. А. Сущность, значение и функции гражданско-правового договора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 109-115.
16. Синдеева И. Ю. Административный договор как институт административного права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.
17. Соловьев М. С. Административно-правовые основы публичных закупок: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2019. 312 с.
18. Татаренко В. И. Рамочные и абонентские договоры в гражданском праве: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 22 с.
19. Цатурян Е. А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и пр актики: монография. М.: Статут, 2020. 224 с.
20. Чваненко Д. А. Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 253 с.
21. Шевченко Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной эконо мики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. 364 с.
22. Шмелева М. В. Концепция государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2022. 1134 с.
References
1. Astakhova M. V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo zakaza na postavku tovarov, vypolnenie rabot i okazanie uslug dlya nuzhd organov vnutrennikh del: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk [Civil-legal regulation of the state order for the supply of goods, works and services for the needs of the internal affairs bodies. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2012, 22 p.
2. Balakin V. V. Torgi kak institut grazhdanskogo prava v usloviyakh sovremennoy rynochnoy ekonomiki Rossii: dis. ... kand. jurid. Nauk [Bidding as an institution of civil law in the modern market economy of Russia. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2004, 21 3 p.
3. Alekseev S. S., Gongalo B. M., Murzin D. V. Grazhdanskoepravo [Civil Law]. Moscow, 2023, 440 p.
4. Grigoryan T. R. Gosudarstvennyy kontrakt na zakupku tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh nuzhd: problemy teorii i praktiki [State contract for the purchase of goods, works and services for state needs: problems of theory and practice]. Moscow, 2020, 210 p.
5. Golikov I. V. [On the administrative and legal nature of the state contract for the supply of goods for public needs]. Vestnik Vserossiyskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii [Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no. 3 (59), pp. 65-69. (in Russ.)
6. Gurina V. A. [Features of the legal regulation of construction contract work for the needs of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Yuridicheskaya nauka [Legal science], 2017, no. 6, pp. 105-112. (in Russ.)
7. Gushchin V. V., Levitin V. B. [On the question of the legal nature of the state contract]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2012, no. 6, pp. 55-57. (in Russ.)
8. Braginskiy M. I., Vitryanskiy V. V. Dogovornoe pravo: obshchie polozheniya [Contract law: General provisions]. Moscow, 2020, 847 p.
9. Erakhtina O. S. [The Problem of Optimizing the Regulatory Function of the Civil Contract]. VestnikPermskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Vestnik of Perm University. Juridical Sciences], 2012, no. 2 (16), pp. 122-130. (in Russ.)
10. Smotritskaya I. I., Chernykh S. I. Institut obshchestvennykh zakupok v sovremennoy rossiyskoy ekonomike [The Institute of Public Procurement in the Modern Russian Economy]. Moscow, 2016,280 p.
11. Komissarova E. G. [Formal logical aspects of the concept of "legal nature"]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Vestnik of Perm University. Juridical Sciences], 2012, no. 2 (16), pp. 23-29. (in Russ.)
12. Maraev K. E. Administrativno-pravovoe regulirovanie zakupok, tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya nuzhd organov vnutrennikh del: dis. ... kand. jurid. nauk [Administrative and legal regulation of purchases, goods, works and services to meet the needs of internal affairs bodies. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2018, 191 p.
13. Pakhomova L. M. [Problems of definitions of the legal regulation of the public procurement system]. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya) [Ars Administrandi (The Art of Management)], 2019, Vol. 11, no. 2, pp. 184-199. (in Russ.)
14. Rotenberg A. S. Administrativnyy dogovor: dis. ... kand. jurid. nauk [Administrative Contract. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Rostov-on-Don, 2006, 23 p.
15. Satina E. A. [The essence, meaning and functions of a civil law contract]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Vestnik of Tambov University. Series: Humanities], 2014, no. 7 (135), pp. 109-115. (in Russ.)
16. Sindeeva I. Yu. Administrativnyy dogovor kak institut administrativnogo prava: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk [Administrative Contract as an Institute of Administrative Law. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2009, 26 p.
17. Solov'ev M. S. Administrativno-pravovye osnovy publichnykh zakupok:dis. ... kand. jurid. nauk [Administrative and legal framework for public procurement. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Yekaterinburg, 2019, 312 p.
18. Tatarenko V. I. Ramochnye i abonentskie dogovory v grazhdanskom prave: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk [Frame and subscription contracts in civil law.Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2018, 22 p.
19. Tsaturyan E. A. Gosudarstvennyy kontrakt v grazhdanskom prave Rossii: problemy teorii i praktiki [State contract in Russian civil law: problems of theory and practice]. Moscow, 2020, 224 p.
20. Chvanenko D. A. Gosudarstvennyy kontrakt kak osobaya model' grazh-dansko-pravovogo dogovora: dis. ... kand. jurid. nauk [State contract as a special model of a civil law contract. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2021, 253 p.
21. Shevchenko L. I. Problemy formirovaniya dogovornykh otnosheniy postavki v usloviyakh stanovleniya v Rossiyskoy Federatsii rynochnoy ekonomiki: dis. ... d-ra yurid. nauk [Problems of formation of contractual supply relations in the conditions of formation of market economy in the Russian Federation. Diss. D-ra (Law)]. Kemerovo, 2001, 364 p.
22. Shmeleva M. V. Kontseptsiya gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) zakupok v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk [The concept of state (municipal) procurement in the Russian Federation. Diss. D-ra (Law)]. Saratov, 2022, 1134 p.
Информация об авторе
Абдуллаев Рустам Рагубович, адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author
Rustam R. Abdullaev, adjunct of the postgraduate course of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia.
Поступила в редакцию 25 мая 2023 г.
Received May 25, 2023