УДК 338.242.4 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10295
ББК 65.050 © Т.Ш. Тиникашвили, 2019
Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили, профессор кафедры «Финансы и кредит», доктор экономических наук, профессор Северо-Осетинский Государственный Университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Республика Северная Осетия -Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46) E-mail: [email protected]
Аннотация. Государственное регулирование экономики затрагивает как установление характера и масштабов государственного участия, так и создание адекватного механизма воздействия. Поэтому одним из ключевых является вопрос о выборе инструментария государственного управления, с помощью которого оказывается конкретное воздействие на экономику или, иными словами, как и с помощью чего государство может регулировать экономические отношения.
Ключевые слова: государственное регулирование, налоговое регулирование, денежно-кредитное регулирование, бюджетное воздействие на экономику.
ON THE ISSUE OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY
Tengiz Shalikoevich Tinikashvili, professor of department «Finance and credit», doctor of economics, professor North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Republic of North Ossetia - Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46) E-mail: [email protected]
Annotation. State regulation of the economy affects both the determination of the nature and extent of state participation and the establishment of an adequate mechanism of influence. Therefore, one of the key issues is the choice of instruments of public administration, with the help of which there is a specific impact on the economy or, in other words, how and with the help of which the state can regulate economic relations.
Keywords: state regulation, tax regulation, monetary regulation, budgetary impact on the economy.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Тиникашвили Т.Ш. К вопросу о государственном регулировании экономики. 2019;(5):273-7.
Эффективный механизм государственного регулирования экономики способствует росту финансового и денежного потенциала хозяйственной системы и всего воспроизводственного цикла, развитию социально-экономической системы и расширенному воспроизводству деятельности хозяйствующих субъектов.
Проблемы оптимизации государственного регулирования экономики освещаются в работах В.П. Бочарова, Э.Н. Кузьбожева, Т.А. Поздняковой, И.Е. Рисина, Б.М. Сабанти и других.
Вместе с тем, исследование оптимального подхода к решению данной проблемы на основе финансового, денежного и кредитного воздействия остается актуальным.
Целью данной статьи является разработка предложений по формированию эффективного государственного регулирования экономики финансово-кредитными способами воздействия.
В своем ежегодном послании Президент РФ
главной проблемой российской экономики назвал возможность ее технологического отставания. В связи с этим следует использовать накопленный сегодня в мире технологический потенциал, который позволит совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления.
С этой целью, на наш взгляд, необходима корректировка финансовых и денежно-кредитные меры государственного регулирования экономики.
Обобщая способы государственного воздействия на экономику в целом, отметим наличие экономических и административных методов регулирования. Но на практике разграничить их довольно сложно. Ведь в любом административном регуляторе есть нечто экономическое — их влияние на экономические интересы производителей и потребителей. В свою очередь, в каждом экономическом регуляторе присутствуют элементы администрирования, хотя бы потому, что по нему принима-
ется соответствующее административное решение, а его действие контролируется той или иной государственной службой.
Для госрегулирования современной экономикой необходимы, безусловно, и те и другие. Приоритет, однако должен быть отдан экономическим методам: их действие основано на использовании законов экономического развития, не носит разрушающий характер, не нарушает внутренних рыночных взаимосвязей. В отличие от административных мер экономические связаны с использованием государственных финансов, денег и кредита и являются более действенными и эффективными.
В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. Степень их применения различна в зависимости от сферы деятельности. И наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки населения.
Экономические методы создают определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Из них наиболее часто используются средства финансовой (бюджетной, налоговой) и денежно-кредитной политики. Экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночных стимулов, то есть обязательно соотносить их действие с действием основного закона рынка. В противном случае эффективность всего механизма хозяйствования будет существенно снижена.
Ключевой задачей системы регулирования экономики является обеспечение роста инвестиций в модернизацию и технологическое перевооружение производств и обновление промышленности. Государственная поддержка инвестиционной деятельности отчасти предусмотрена действующим законодательством и включает налоговые льготы по налогообложению прибыли и имущества организаций, а также бюджетные меры в виде различных грантов на развитие бизнеса и возмещение части затрат. Однако, это касается, как правило, лишь приоритетных инвестиционных проектов. Фактором, стимулирующим инновационную деятельность всех без исключения предприятий, может стать налоговая льгота по финансированию капвложений и НИОКР, уменьшающая налогооблагаемую базу налога на прибыль. Безусловно, это обернется на первых порах выпадающими доходами бюджета, однако впоследствии приведет к увеличению доходов бюджетной системы за счет повышения производительности труда и рентабельности деятельности хозяйствующих субъектов.
Серьезным препятствием к развитию предпринимательства по-прежнему выступает затрудни-
тельный доступ к банковским ресурсам. Несмотря на постоянно снижающуюся ключевую ставку ЦБР, субъекты МСП, не обладают соответствующим залогом, и следовательно выпадают из системы кредитования вообще. В этой связи необходимо формирование залоговых фондов на уровне региона, муниципалитета, средства которого могут выступать обеспечением банковского кредита.
В отличие от развитых стран, где изменение учетной ставки регулирует переток капитала из банковского сектора на фондовый рынок или обратно, в нашей стране ключевая ставка ЦБР влияет на доступность заемных средств и на себестоимость продукции. Так, в соответствии с налоговым кодексом РФ, часть банковского кредита в пределах ключевой ставки Центробанка, увеличенной на коэффициент 1,1 относится на себестоимость продукции. Отсюда, снижение ключевой ставки сокращает издержки предприятий, повышает объем прибыли в цене и, соответственно, увеличивает налоговые доходы бюджета. И наоборот, рост ключевой ставки повышает издержки хозяйствующих субъектов и сокращает их прибыль.
Безусловно, в торговле и на фондовом рынке оборот кредитных средств быстрее, чем в производственной сфере, поэтому банки, как коммерческие структуры, предпочитают данные сферы кредитования. Чтобы интегрировать банковский реальный сеток экономики, необходимы определенные меры со стороны регулятора. Например, создание специализированных банков, которые будут работать исключительно с предприятиями реального сектора экономики. И государственная поддержка должна быть направлена именно данным банкам. Кроме того, положительную роль сыграют снижение норм обязательного резервирования и резервов на возможные потери по ссудам в отношении кредитов, предоставляемых реальному сектору экономики.
Кроме того, действенным механизмом предоставления и обеспечения возвратности банковских ссуд, могут выступать государственные и муниципальные гарантии. Однако суммы предоставляемых гарантий со стороны государства включаются в общий объем долговых обязательств, имеющий свой предел. Распространение практики замещения дорогих банковских кредитов на более дешевые бюджетные ссуды позволит сэкономить довольно значительные бюджетные средства, которые можно будет направить на государственную поддержку малого бизнеса. При этом, целесообразным механизмом финансовой поддержки является, на наш взгляд, не предоставление грантов, порождающих иждивенчество, а субсидирование процентной ставки по кредитам в пределах ключевой ставки ЦБР. Процент по кредиту, как известно, стимулирует эф-
фективность вложения ссужаемых средств.
Регионы и муниципальные образования довольно сильно различаются по уровню социально-экономического развития, природному и налоговому потенциалу. Финансовое нивелирование данных последствий осуществляется путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также с помощью так называемых регулирующих налогов — процентных отчислений от федеральных и региональных налогов. Доли распределения последних между бюджетами одного уровня одинаковы, что не совсем справедливо. Установление дифференцированных ставок отчислений в зависимости от экономического и налогового потенциала укрепит собственную доходную базу бюджетов муниципальных образований и сократит встречные финансовые потоки.
Финансовая самостоятельность бюджета складывается из собственных налоговых и неналоговых доходов. Однако суммарный объем указанных источников формирования финансовых ресурсов зачастую не превышает и половины поступающих в доходы бюджетов средств.
Ситуация, когда в структуре доходов бюджета растет удельный вес безвозмездных перечислений на фоне соответствующего сокращения доли налоговых и неналоговых доходов вызывает опасение, поскольку сохранение данной тенденции может привести в перспективе к распространению действия на такой бюджет ужесточение нормы ограничения предельного дефицита. А это в свою очередь усложнит механизм планирования и прогнозирования бюджета, а также последующего исполнения его доходной и расходной частей.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, а также ненадлежащего исполнения бюджета по доходам региональные и местные власти вынуждены прибегать к дорогим заемным ресурсам. Это увеличивает долговую нагрузку, усложняя процесс управления финансами. Положительным примером здесь является опыт замещения долговых обязательств региона перед кредитными организациями на дешевые в разы бюджетные кредиты из федерального бюджета. Таким образом высвобождаются значительные бюджетные средства, предназначенные для погашения процентов по банковским займам. Распространение практики замещения долговых обязательств перед кредитными организациями на дешевые в разы бюджетные кредиты из федерального бюджета на муниципальный уровень позволит высвободить значительные финансовые ресурсы на местах, необходимые для полного и качественного исполнения принятых бюджетных обязательств.
В целях укрепления собственной финансовой
базы бюджета, наращивания его налогового потенциала необходима активизация государственной поддержки инвестиционных проектов и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, их реальное сопровождение; инвентаризация сведения о налогооблагаемой базе и правообладателях недвижимого имущества в целях обеспечения роста поступлений по соответствующему налогу; усиление работы с просроченными платежами и недоимкой по действующим договорам аренды земельных участков и имущественных объектов. Но первоочередному финансированию из бюджета подлежат социальные обязательства, а инвестиционная поддержка экономики и развитие сферы малого и среднего предпринимательства, как правило, осуществляются по остаточному принципу. Эту сложившуюся практику необходимо менять: и социальные мероприятия, и экономическое развитие территории равнозначны с позиции бюджетного финансирования.
Налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, формируемого для финансового обеспечения выполняемых государством функций и задач. Вместе с тем, прямые налоги сокращают уровень чистой прибыли, располагаемый доход и платежеспособный спрос и увеличивают стоимость рабочей силы. Косвенные налоги напрямую влияют на цену товаров, работ, услуг, что влечет рост цен и тарифов естественных монополий, а взносы во внебюджетные фонды повышают стоимость рабочей силы и себестоимость продукции.
Подавляющую часть собственных доходов региональных и местных бюджетов в современных реалиях занимает НДФЛ, а не налог на прибыль организаций. При этом практически все государственные денежные фонды социально направлены. Вот и получается, что за счет налога на заработную плату финансируется заработная плата бюджетников. И наоборот. Важнейшим же источником формирования финансовых ресурсов государства должна выступать прибыль хозяйствующих субъектов, распределяемая и перераспределяемая на трех ключевых уровнях. Во-первых, на уровне трудовых коллективов — при формировании фонда оплаты труда, во-вторых, на уровне самих предприятий — при распределении и использовании частой прибыли, и, наконец, на общегосударственном уровне — при уплате налогов в бюджета.
Рост налоговой нагрузки, безусловно, увеличивает объем доходов государства. Но одновременно уменьшает возможности к расширенному воспроизводства хозяйствующих субъектов, налоговые отчисления которых и выступают основным источником бюджетных средств. Поэтому задача определения оптимальной налоговой нагрузки — одна
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
из приоритетных при осуществлении государственного регулирования и стимулирования экономики. Проблема тяжести налоговой нагрузки волнует различных агентов хозяйственной деятельности, и государство, и конечно, бизнес:
• государство — как субъект управления хозяйственной деятельностью на своей территории и перераспределения доходов от нее (в виде налогов) в пользу прочих элементов государственной и социальной жизнедеятельности, с одной стороны, и как собственника, с другой;
• предприятия и организации — как объекты управляющего воздействия государства и субъекты собственно предпринимательской деятельности, обеспечивающие формирование источника предпринимательского дохода и, соответственно, налогооблагаемой базы;
• наемных работников — как участников предпринимательской деятельности, обеспечивающих для себя средства существования и развития, и являющихся участниками налогового процесса.
А в современных условиях налоговая политика государства должна стимулировать производственное развитие страны. С этой целью, и с учетом того, что самым комфортным на сегодняшний день налоговым режимом являются специальные налоговые режимы, установленные для субъектов МСП, в основу системы налогообложения могут быть положены отраслевые налоги. И налоговая система страны при этом может включать:
• налог в сельском хозяйстве, в основу которого могут быть положены рентные платежи. Сельскохозяйственные предприятия всех типов должны платить налог в зависимости от площади земель с учетом кадастровой оценки. Учитывая значимость сельского хозяйства для жизнеобеспечения страны и ее затратность, сельскохозяйственные предприятия необходимо освободить от всех других налоговых платежей;
• налог в промышленности, устанавливаемый по аналогии с налогообложением субъектов МСП. Он может взиматься либо с выручки от реализации продукции, либо с дохода. Кроме того, целесообразен переход на нормирование оборотных средств, запас которых будет создаваться за счет необлагаемой части прибыли;
• налог в строительстве логичнее всего построить по принципу обложения оборота. Незавершенное строительство в пределах нормативных сроков не должно быть объектом обложения;
• налог в торговле необходимо взимать пропорционально размеру торговой наценки. Чем выше наценка, тем выше налог. За основу входной цены необходимо брать цены ведущих дистрибьюторов или оптовые цены товаропроизводителей;
• для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, на наш взгляд, справедлива действующая упрощенная система налогообложения;
• по взносам во внебюджетные фонды целесообразно распределение платежа между государством, работодателем и физическим лицом (пропорционально либо иначе).
Полагаем, что, являясь частью экономической политики государства, налоговая система должна соответствовать общему направлению экономического развития страны. Усиление регулирующего влияния государства предполагает не только усиление вертикали власти, но и рост ответственности федерального правительства за состояние экономики и социальной сферы на всей территории Российской Федерации.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 12 августа 1998 г. № 153-154.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета от 10 августа 2000 г. N 153-154.
3. Позднякова Т.А. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: Моногр., Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999.
4. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. — М.: КНОРУС, 2005.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2002.
6. Роль денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики в экономическом развитии промышленно развитых стран. Научно-аналитический обзор. — М.: Инст-т научной информации по общественным наукам РАН, 1992.
7. Финансовые аспекты экономики России. Сборник научных трудов. Выпуск 1/ Под ред. проф. Б.М. Сабанти. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. The budget code of the Russian Federation of July 31, 1998 N 145-FZ (with change. and additional) // Rossiyskaya Gazeta of August 12, 1998 No. 153-154.
2. Tax code of the Russian Federation. Part two of August 5, 2000 N 117-FZ / / Rossiyskaya Gazeta of August 10, 2000 N 153-154
3. Pozdnyakova T. A. Financial regulation of socio-economic processes: Monograph., Sow-ing.-Oset. state University T. Vladikavkaz: publishing house of North Ossetian state University, 1999.
4. State regulation of the national economy: Textbook / ed. by Dr. Econ. Sciences, prof. E. N. Kuzbozheva. — M.: KNORUS, 2005.
5. State regulation of market economy: Studies. benefit. — 2nd ed. — M.: Business, 2002.
6. The role of monetary, fiscal and fiscal policies in the economic development of industrialized countries. Scientific and analytical review. — M.: Inst-t of scientific information on social Sciences Russian Academy of Sciences, 1992.
7. Financial aspects of the Russian economy. Collection of proceedings. Issue 1/ Under the editorship of Professor B. M. Sabanti. — SPb.: Izd-vo Spbguef, 2001.
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под. ред. В.В. Кри-воротова, Н.Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.
Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.
Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение
2-е издание