Научная статья на тему 'Государственное регулирование сферы малого и среднего предпринимательства в регионе'

Государственное регулирование сферы малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1228
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиникашвили Т.Ш.

В статье проанализирована сфера предпринимательства в регионе, раскрыта ее роль в удовлетворении местных потребностей в товарах и услугах, в обеспечении занятости трудоспособного населения, в снижении социальной напряженности. Автор рассмотрел формы государственного воздействия на данный сектор экономики и предложил методику пересмотра налоговой системы в целях стимулирования малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сферы малого и среднего предпринимательства в регионе»

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

УДК 332.1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕГИОНЕ

Т. Ш. ТИНИКАШВИЛИ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: Tengiz-05@mail. ru Северо-Осетинский государственный университет

В статье проанализирована сфера предпринимательства в регионе, раскрыта ее роль в удовлетворении местных потребностей в товарах и услугах, в обеспечении занятости трудоспособного населения, в снижении социальной напряженности. Автор рассмотрел формы государственного воздействия на данный сектор экономики и предложил методику пересмотра налоговой системы в целях стимулирования малого бизнеса.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регулирование, государственная поддержка.

Современная система государственного регулирования сферы предпринимательства затрагивает как установление направлений, характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Анализируя методы воздействия, можно отметить, что к ним традиционно относятся экономические и административные (рис. 1).

На практике разграничить экономические и административные методы регулирования довольно сложно. В любом административном регуляторе есть нечто экономическое. Имеется в виду влияние административных методов на экономические интересы производителей, потребителей, и прежде всего

на их материальную заинтересованность. Например, установление прямого контроля за ценами со стороны государства вынуждает предпринимателя пересматривать производственные программы, искать новые источники средств, что создает и особый экономический режим.

Административные методы регулирования — это методы воздействия, предполагающие регламентацию деятельности хозяйственного звена сверху и основанные на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель этих методов — создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Они не требуют расходования государственных средств и оказывают более сильное по сравнению с экономическими регуляторами воздействие на товаропроизводителей, существенно ограничивая свободу их экономического выбора либо вообще ее игнорируя в случае выхода администрирования за экономически обоснованные границы.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное

Рис. 1. Формы и методы государственного регулирования сферы малого и среднего предпринимательства

Рис. 2. Финансовое регулирование сферы малого и среднего

государству русло. Из них наиболее часто используются:

— средства финансовой политики (рис. 2);

— средства денежно-кредитной политики;

— воздействие государственного сектора экономики.

Государство в рыночной экономике использует и смешанную форму регулирования, представляющую синтез прямого и косвенного вмешательства. С помощью этой формы устанавливается сравнитель-

предпринимательства

но мягкий либо сравнительно «нежесткий» режим работы для ограниченного круга хозяйствующих субъектов. К видам смешанного регулирования первого типа можно отнести:

— создание льготного режима функционирования для малых предприятий и различных форм межхозяйственной научно-технической кооперации;

— поддержание минимально допустимых параметров жизни населения в части минимальной заработной платы и пособий по безработице;

— проведение мероприятий, связанных с региональной политикой и регулированием государственного долга.

К смешанным формам управления второго типа относятся:

— воздействие на бизнес, заставляющее его инвестировать капитал в восстановление природной среды;

— контроль за рынками, монополизированными технологическими олигополиями (т. е. в случаях, когда монополия является естественной, но не государственной).

Можно выделить и такую форму смешанного регулирования, занимающую промежуточное положение между названными типами, как защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей и т. д.

Основными инструментами, которые государство использует для воздействия на экономику, являются:

1) налоги, сокращающие частные расходы и вследствие этого создающие возможность осуществления государственных расходов;

2) государственные средства, которое побуждают фирмы или работников производить определенные товары или услуги, а также трансфертные выплаты, обеспечивающие определенный уровень дохода некоторым определенным группам населения;

3) формы регулирования или контроля, стимулирующие определенную экономическую деятельность либо заставляющие отказаться от нее.

Приоритетной задачей при осуществлении государственного регулирования экономики является снижение налоговой нагрузки. Проблема тяжести налоговой нагрузки волнует различных агентов хозяйственной деятельности:

— государство как субъекта управления хозяйственной деятельностью на своей территории и перераспределения доходов от нее (в виде налогов) в пользу прочих элементов государственной и социальной жизнедеятельности, с одной стороны, и как собственника, с другой;

— организации и предприятия как объекты управляющего воздействия государства и субъекты собственно предпринимательской деятельности, обеспечивающие формирование источника предпринимательского дохода и, соответственно, налогооблагаемой базы;

— наемных работников как участников предпринимательской деятельности, обеспечивающих для себя средства существования и развития и являющихся участниками налогового процесса.

Каждого из перечисленных агентов вопросы налогообложения беспокоят со своей точки зрения, поэтому различны и потенциальные альтернативы по отношению к действующей налоговой системе. Государство сравнивает тяжесть налогового бремени, существующего в России, с налоговым бременем в других странах. Население сравнивает доходность своего труда (оценку своих навыков, умений и интеллекта) с оценкой аналогичного труда в других компаниях или в условиях теневой занятости, или в крайнем случае за рубежом (табл. 1).

Особое значение приобретает система государственной поддержки сферы малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. В Республике Северная Осетия — Алания государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена программой, в рамках которой реализуются финансовая, имущественная, информационная, консультационная помощь, а также

Таблица 1

налоговое регулирование экономики

Налоги и платежи Воздействие на экономику

Прямые С позиции предложения: сокращают уровень чистой прибыли и увеличивают стоимость рабочей силы. Прямая зависимость: снижение налогов может вызвать понижение цен за счет роста объема производства

С позиции спроса: сокращают располагаемый доход и платежеспособный спрос. обратная зависимость: снижение налогов может повлечь рост цен

Косвенные С позиции спроса: сокращение уровня потребления в связи с ростом цен на товары и услуги. С позиции предложения: уменьшение объемов производства продукции

Взносы во внебюджетные фонды С позиции предложения: увеличивают стоимость рабочей силы и являются факторами роста инфляции

С позиции спроса: являются факторами, сдерживающими инфляцию

поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и их работников [1].

Непосредственно финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем различного рода грантов в форме субсидий (табл. 2).

В 2012 г. сумма оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства государственной поддержки по 14 приоритетным направлениям составила 386 млн руб. Государственная поддержка оказана 851 субъекту малого и среднего предпринимательства республики, благодаря чему создано и сохранено более 3 тыс. рабочих мест.

В 2012 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий) в республике составило 17 876 единиц с общей численностью занятых 33,1 тыс. чел., в том числе:

— малых предприятий — 508;

— средних предприятий — 43;

— индивидуальных предпринимателей — 17,3 тыс. чел.

По сравнению с 2011 г. произошел рост количества малых предприятий на 17,8 %, рост числа средних предприятий — на 10,2 % и снижение числа индивидуальных предпринимателей — на 4,4 % [3].

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Вид государственной Количество Объем Количество Объем Количество Объем

поддержки субъектов- финансовых субъектов- финансовых субъектов- финансовых

получате- средств, получателей, средств, получателей, средств,

лей, всего тыс. руб. всего тыс. руб. всего тыс. руб.

Субсидии действующим ин- 5 14 500 5 13 000 2 3 327

новационным компаниям на

компенсацию затрат

Гранты на создание иннова- 2 770 3 1 500 — —

ционной компании

Содействие развитию моло- 51 33 000 55 42 000 55 40 000

дежного предпринимательства

Гранты начинающим пред- 86 42 000 46 25 000 141 77 072

принимателям на создание собственного бизнеса

Содействие развитию лизинга 2 2 000 4 3 700 12 16 420

оборудования субъектами

малого и среднего предприни-

мательства

Содействие развитию микро- 107 39 360 234 92 650 186 91 540

финансирования

Реализация массовых про- 428 4 000 — — 393 25 000

грамм обучения и повышения квалификации

Субсидии предпринимателям 1 1 000 1 1 000 4 2 440

на технологическое присоеди-

нение к электросетям

Субсидирование части затрат 5 6 200 — — — —

на уплату процентов по бан-

ковским кредитам

Поддержка экспортно ориен- — — — — 3 1 064

тированных предприятий

Поддержка народных худо- — — — — 12 3 750

жественных промыслов

Гарантийный фонд 7 40 662 25 96 303 43 126 255

Итого 694 183 492 373 275 153 851 386 868

Таблица 2

Динамика государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия — Алания в 2010—2012 гг.

Соответственно рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях республики составил 114,7 %. Однако снижение числа индивидуальных предпринимателей, обусловленное в значительной степени ростом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, привело к сокращению общей занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства на 0,5 % [2].

Безусловно, одной из ключевых проблем расширения и развития предпринимательской деятельности является налоговая нагрузка, в частности оплата страховых взносов, составляющая одну из основных статей расходов предпринимателей. Поэтому в рамках государственных мер, необходимых в целях стимулирования сферы, целесообразны снижение или дифференциация страховых взносов, расширение практики предоставления гарантий и поручительств, развитие лизинга и механизма государственно-частного партнерства, привлечение субъектов малого бизнеса к участию в государственном (муниципальном) заказе (рис. 3).

Налоговая политика должна соответствовать общему направлению экономического развития страны. Усиление регулирующего воздействия предполагает не только усиление вертикали власти, но и рост ответственности государства за состояние экономики и социальной сферы на всей территории страны. По этой причине целесообразно пересмотреть основополагающие принципы налоговой системы страны.

По мнению автора, в основу системы налогообложения могут быть положены отраслевые налоги, а налоговая система страны при этом может выглядеть следующим образом.

Налоги в сельском хозяйстве. В основу налогообложения в сельском хозяйстве могут быть положены рентные платежи. Сельскохозяйственные предприятия всех типов должны платить налог в зависимости от площади земель с учетом кадастровой оценки. Учитывая значимость сельского хозяйства

Рис. 3. Возможные направления оптимизации государственного регулирования малого и среднего предпринимательства

для жизнеобеспечения страны, ее затратность, необходимо освободить сельскохозяйственные предприятия от всех других налоговых платежей. За земли несельскохозяйственного назначения налог должен взиматься по аналогии с налогом на имущество, если земля приватизирована, или по другим основаниям, определяемым владельцем земли (федеральным, региональным или местным органом власти).

Налоги в промышленности. Идеальным налогом переходного периода является промысловый налог, состоящий из лицензионного и уравнительного сборов. Такой налог обеспечивает равномерность поступления доходов в бюджет в течение года. Промышленные предприятия должны платить налог с имущества, в состав которого включаются земля, основные фонды, транспорт. Если будет осуществлен переход на нормируемые оборотные средства (что представляется целесообразным), запас которых будет создаваться за счет необлагаемой части прибыли, то норматив оборотных средств должен также облагаться этим налогом.

Налог со строительных организаций логичнее всего построить по принципу обложения оборота. Незавершенное строительство в пределах нормативных сроков не должно быть объектом обложения.

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика

55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог в торговле необходимо взимать пропорционально размеру торговой наценки. Чем выше наценка, тем выше налог. За основу входной цены необходимо брать цены ведущих дистрибьюторов или оптовые цены товаропроизводителей.

Население страны должно уплачивать три налога — на доходы, земельный налог и налог с наследства. При совершении покупок недвижимости (включая автомобили, скот, ювелирные и антикварные изделия свыше определенной суммы) в налоговые органы представляется налоговая декларация, с суммы покупок уплачивается налог на доход по действующим ставкам, если доход не был обложен налогом. Это относится и к индивидуальному строительству граждан. Особо следует подчеркнуть, что от налога должна быть освобождена вся сумма заработной платы, выплачиваемая из бюджета. Логика подсказывает, что из собранных налогов государство выплачивает доход врачам, учителям, военным, а потом из этой суммы опять уплачиваются налоги. В стране должна действовать разрядная тарифная ставка. В оплате труда государственных служащих (а это не только чиновники, но и преподаватели, врачи, военные) не должно быть иных различий в оплате, кроме разряда государственного служащего.

Для малых предприятий, по мнению автора, справедлива действующая упрощенная система налогообложения.

Косвенное обложение должно быть сохранено для предметов роскоши, товаров и услуг, потребление которых государство ограничивает сознательно. Это не касается таможенных налогов. Для целей регулярного поступления доходов в бюджет в составе косвенных налогов НДС может быть сохранен, но не как элемент цены, а как авансовый платеж из прибыли. Отсутствие данного налога в США, к примеру, не мешает им иметь самый большой в мире государственный бюджет. Этот налог требует отлаженной системы учета и отчетности, развитой банковской системы, перехода от налично-денеж-ного оборота к электронным расчетам. Все эти условия в России еще не созданы, и поэтому общество не готово к такой сложной налоговой системе. Негативные последствия этого общеизвестны.

Список литературы

1. О республиканской программе «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия — Алания на 2009—2012 годы»: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 06.03.2009 № 80.

2. Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия — Алания за 2012 год: распоряжение Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 01.03.2013 № 50-р.

3. URL: http://economyrso. ru/economic-policy/2012-04-09-13-28-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.