ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338 ББК 65
© Т.Ш. Тиникашвили, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ
Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили,
профессор кафедры финансов и кредита, доктор экономических наук Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Владикавказ, ул. Ватутина, д. 46)
E-mail: Tengiz-05@mail.ru
Аннотация. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе предполагает наличие и эффективное функционирование институтов развития. К ним правомерно относить региональные инвестиционные агентства, фонды микрофинансирования, бизнес-инкубаторы. Деятельность последних направлена на содействие в реализации инвестиционного проекта и преодолении инвесторами возможных административных барьеров. Выявлены некоторые проблемы в сфере региональной инвестиционной деятельности и предложены возможные варианты их решения. Обозначены основные направления модернизации республиканской экономики в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в отраслях сферы услуг.
Ключевые слова: инвестиционный климат, денежно-кредитные отношения, налоговое законодательство, государственная поддержка, инвестиционные проекты.
FORMATION OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION
Tengiz Sh. Tinikashvili,
Professor of Finance and credit Department, Doctor of Economic Sciences North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Vladikavkaz, ul. Vatutin, d. 46)
Abstract. The formation of a favorable investment climate in the region implies the existence and effective functioning of development institutions. These include regional investment agencies, microfinance funds, business incubators. The activities of the latter are aimed at assisting in the implementation of the investment project and overcoming possible administrative barriers by investors. The article reveals some problems in the sphere of regional investment activity and suggests possible solutions. The main directions of modernization of the Republican economy in industry, agriculture, construction and in the service industries are indicated.
Keywords: investment climate, monetary relations, tax legislation, state support, investment projects.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Тиникашвили Т.Ш. Формирование инвестиционного климата в регионе. Вестник экономической безопасности.
2018;(3):308-11.
Повышение привлекательности инвестиционного климата требует, в первую очередь, роста эффективности государственного регулирования экономики, способствующего увеличению потенциала развития социально-экономической системы в целом.
Проблемы повышения инвестиционного климата и совершенствования инвестиционной политики в регионе освещаются в работах Ахме-довой Е.Р., Ковалевой С.И., Конягиной М.Н., Корсаковой Р.В., Котукова А.А., Мордвинцевой М.А., Тадтаеваой В.В., Токаевой С.К. и других.
Вместе с тем, исследование комплексного подхода к решению проблемы инвестиционной привлекательности в регионе на основе оптимизации финансового, денежного и кредитного воздействия остается актуальным.
Целью данной статьи является разработка предложений по формированию благоприятного инвестиционного климата в субъекте РФ с учетом функционального и институционального аспектов.
Функциональный аспект включает совокупность форм, видов и методов организации финансовых и денежно-кредитных отношений, обеспечивающих эффективность инвестиционного процесса. Институциональный направлен на формирование институтов развития, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих повышение экономической активности (рис. 1).
Современное региональное налоговое законодательство предусматривает возможность предоставления налоговых льгот по федеральным и региональным налогам для предприятий и организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Естественно, что на начальном этапе это обусловит определенное сокращение бюджетных доходов центра и регионов, однако в перспективе обеспечит рост результатов хозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест, увеличение прибыли, а значит и доходов государства.
Налоговая политика обязана соответствовать общему направлению экономического развития
£
ю о
1 1 \ 1 л 1
административный фактор оперативное развертывание инвестиционных проектов по срокам финансовая поддержка малого и среднего бизнеса налоговое стимулирование инвестиций создание готовых «промышленных площадок» создание индустриальных парков и технопарков
г г г г г г
наличие стратегии социально-экономического развития региона создание «одного окна» для работы с инвесторами, регистрации компаний, оформления софинансирование субъектом РФ инвестиционных проектов предоставление налоговых каникул по земельному налогу и налогу на имущество проведение за счет региона комплекса землеустроительных работ максимальное сокращение сроков начала бизнеса
создание совета по улучшению ИК и поддержке инвестпроектов разрешительно и документации и прохождения согласований субсидирование процентной ставки по кредиту предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль постановка земельного участка на государственный кадастровый учет создание комфортной благоприятной среды
прикрепление к снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, на 4,5%
оперативное сотрудничество власти и бизнеса инвестору менеджера региональной администрации, отвечающего за развертывание ИП предо ставление государственных гарантий регистрация прав собственности на землю и имущество помощь в финансировании инвестиционных проектов
создание общественных Советов при надзорных структурах создание интернет-портала об инвестиционной деятельности в регионе предо ставление инвестиционных и инновационных грантов формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций подведение к земельному участку дорог и всей необходимой инфраструктуры благоприятный налоговый режим
создание региональных институтов развития ежегодное издание доклада «Инвестиционной климат в регионе» развитие финансово-кредитной инфраструктуры в регионе совершенствование антимонопольного регулирования бесплатное подключение к коммуникациям обеспечение кадрового потенциала для инвестиций
О ЧО
Рис. 1. Факторы благоприятного инвестиционного климата в регионе
ф?
страны. Усиление регулирующего воздействия предполагает не только усиление вертикали власти, но и рост ответственности государства за состояние экономики и социальной сферы на всей территории страны. По этой причине целесообразно пересмотреть основополагающие принципы налоговой системы, в основу которой могут быть положены отраслевые налоги, а налоговая система страны при этом может состоять из налогов в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и т.д. При этом население страны может уплачивать налог на доходы, земельный налог и налог с наследства, а косвенное обложение должно быть сохранено для предметов роскоши, товаров и услуг, потребление которых государство ограничивает сознательно. Это не касается таможенных налогов. Для малых предприятий, на наш взгляд, справедлива действующая упрощенная система налогообложения.
Современная система государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности включает механизмы возмещения затрат, связанных с производственной деятельностью, а также субсидирования процентных платежей за полученные кредитные ресурсы. Предельный размер государственной поддержки в виде возмещения части процентных платежей за полученные кредиты достигает ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Вместе с тем, ограниченность бюджетных средств не позволяет в полной мере оказать государственную поддержку предприятий и стимулировать инвестиционную деятельность в регионах. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность возмещения из федерального бюджета части процентных платежей при реализации на территории субъектов Российской Федерации приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых предприятиями и организациями с привлечением кредитных средств.
Сокращение бюджетных возможностей государства, рост тарифов естественных монополий и инфляции, ограничение доступа инвесторов к банковским ресурсам актуализируют механизм государственных гарантий. Однако практика их предоставления выявила низкую обеспеченность инвесторов основными фондами, следствием чего является недостаточное наличие требуемой банками залоговой базы для получения кредитных ресурсов.
В этой связи на необходимо увеличить долю государственных гарантий с одновременным снижением уровня собственных средств принципалов, вложенных в проект. Целесообразным представляется освобождение высокодотационных регионов от предоставления встречных гарантий со стороны субъекта Российской Федерации, а также снижение минимальной суммы государственных гарантии в силу специфики наличия в регионах страны в основном малых и средних предприятий.
Кредитные организации при работе с инвесторами, претендующими на предоставление государственных гарантий, исходят из общего регламента деятельности. Вместе с тем, повышению доступности к банковским ресурсам способствовали бы упрощенный режим обслуживания и документационного требования, а также сокращение процентной ставки по кредиту на фоне снижения рисков, обусловленных предоставлением государственных гарантий.
Активизация инвестиционной деятельности предполагает наличие и эффективное функционирование таких институтов развития, как региональные инвестиционные агентства, фонды микрофинансирования, бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на содействие в реализации инвестиционного проекта и преодолении инвесторами возможных административных барьеров.
Вместе с тем, повышение роли последних в реализации инвестиционной политики значительно зависит от уровня их капитализации. Недостаточный объем капитала не позволяет выполнить основную задачу — привлечение прямых инвестиций, ограничивает потенциал софинансирования средств в приоритетных инвестиционных проектах, снижает возможности при подборе команды профессионалов, способной решать любые поставленные задачи.
Поэтому для финансового обеспечения инвестиционного процесса необходимо формирование и использование инвестиционных и залоговых фондов. Помимо финансовых ресурсов, они позволяют вовлечь иные активов в виде объектов недвижимости, находящихся в государственной и особенно региональной собственности и предполагаемых к приватизации, в процесс инвестиционной деятельности.
Отсутствие согласованных механизмов взаимодействия институтов государственной и муниципальной власти, а также недостаточная инфор-
мированность организаций, реализующих инвестиционные проекты, о стандартах предоставления государственных услуг являются основными причинами возникновения административных барьеров.
Сопровождение инвестиционных проектов предполагает оказание содействия в преодолении организационно-бюрократических препятствий, возникающих у инвесторов, реализующих проекты, при получении различных разрешений, лицензий и т.д. С этой целью вполне может справиться «служба единого окна». Собрав первичные документы предприятия, реализующего или планирующего к реализации приоритетный инвестиционный проект, она с помощью системы электронного взаимодействия призвана обеспечить своевременное получение последним документации, осуществляя при этом мониторинг и контроль всех разрешительных сроков и согласительных процедур.
Безусловным элементом создания эффективной системы мониторинга инвестиционного климата выступает механизм по аккумулированию, обработке и распространению достоверной и качественной информации об объектах инвестирования. Инвестиционные площадки и инвестиционные проекты являются своеобразным товаром, который инициатор проекта продает на рынке покупателю (инвестору). Это требует значительных усилий по разработке концепции инвестиционного проекта, маркетинговым исследованиям, а также продвижению инвестиционных продуктов на рынок.
Социально-экономическое развитие региона в современных условиях требует модернизации республиканской экономики, а также законодательной базы, стимулирующей разработку и реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых и развитие действующих предприятий в промышленности, сельском хозяйстве и в отраслях сферы услуг. Это предполагается:
• в промышленном комплексе — за счет опережающего развития секторов, которые могут играть роль точек инновационного роста (в первую очередь, высокотехнологичная электронная промышленность, гидроэнергетика), что повысит привлекательность отрасли на рынке труда, устранит невыгодное транспортно-логистическое положение металлоемких производств, работающих на привозном сырье;
• в агропромышленном комплексе — на равниной местности за счет современных крупных высокоэффективных сельскохозяйственных комплексов, обеспечивающих высокую степень переработки и добавленной стоимости, улучшения системы мелиорации, высокой степени воспроизводства земельных ресурсов, притока квалифицированных кадров. В горной местности развитие туризма создаст условия для аграрного туризма и производства экологически чистой продукции для покрытия внутреннего спроса и экспорта в крупные центры и за рубеж;
• в туристско-рекреационном комплексе — за счет создания туристско-рекреационного кластера при повышении уровня безопасности на территории республики, развитии туристской инфраструктуры, привлечении квалифицированных кадров. Туризм обеспечит развитие малого бизнеса в сфере обслуживания, фермерских хозяйств в горных районах, развитие народных промыслов;
• в транспортно-логистическом комплексе — за счет развития промышленности, сельского хозяйства и туризма, что повлечет за собой развитие межрегиональных перевозок, создания обходов крупных населенных пунктов, рынков конкурентных высококачественных услуг, крупных логистических центров.
Литература
1. Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014—2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г № 412.
2. http ://m sp.rso-a.ru/registry/program/ srf/90,1182201/.
3. http://economyrso.ru/economic-poHcy/socio-economic-activities/reports
4. Распоряжение Правительства республики Северная Осетия-Алания от 03.04.2015 г. № 101-р «Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2014 год».
5. Постановление АМС г. Владикавказа от 29.04.2013 г. № 931 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства г. Владикавказа на 2014—2016 годы».
№ 3 / 2018
Вестник экономической безопасности
311