Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ СУБЪЕКТОВ РФ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ СУБЪЕКТОВ РФ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ / ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопарев Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются основные вопросы государственного долга субъекта. Проводится анализ динамики данного вопроса и методы управления государственным долгом на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PUBLIC DEBT OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY

The article deals with the main issues of public debt of the subject. The author analyzes the dynamics of the issue and management of public debt of the regions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ СУБЪЕКТОВ РФ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

экономика и Финансы_j

УДК 336.1

Дмитрий Александрович Лопарев, выпускник 2010 года специальности «Финансы

и кредит» Алтайского филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной

службы в г .Барнауле», глава города Горняк Алтайского края (Горняк, Россия)

В статье рассматриваются основные вопросы государственного долга субъекта. Проводится анализ динамики данного вопроса и методы управления государственным долгом на уровне региона.

Ключевые слова: государственный долг, управление долгом, долговые обязательства, заемные средства, реструктуризация долга.

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ СУБЪЕКТОВ РФ НА ПРИМЕРЕ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ON THE ISSUE OF PUBLIC DEBT OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY

Многие субъекты Российской Федерации испытывают нехватку финансовых ресурсов для выполнения своих социальных обязательств. В связи с этим встает вопрос использования заимствованных средств. Но было бы неразумно резко увеличивать государственный долг ради временного повышения уровня жизни граждан, так как за долги придется расплачиваться следующим поколениям.

Государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам:

1) в результате заключения договоров государственного заимствования;

2) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

Отсюда вытекают три формы долговых обязательств:

1) кредитные соглашения и договоры;

2) государственные займы субъекта Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

3) договоры и соглашения о получении субъектом Российской Федерации

бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В широком смысле управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов. Органы власти региона, осуществляя управление долгом, должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу его кредитоспособность.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации:

1) он не должен превышать объем доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

2) предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений1.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгос-

рочными (от пяти до 30 лет включительно)2. Устанавливаются также предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации.

Однако если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации происходит превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, и субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, то уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры:

1) назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

2) передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации;

3) принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В процессе погашения и обслуживания государственного долга субъекта Российской Федерации может возникнуть проблема невозможности погашения этого долга. В этом случае применяется финансовый механизм, именуемый «реструктуризация долга».

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих долг субъекта Российской Федерации, с заменой ука-

алтайский вестник

государственной и муниципальной службы

213ЯШ

2015 ^■

Таблица 1

Динамика субъектов РФ, имеющих государственный долг выше местных доходов

Субъект РФ Отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2015 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета субъекта РФ в 2014 году, % Отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2014 года к налоговым и неналоговым доходам бюджет субъекта РФ в 2013 году, % Объем государственного долга субъекта РФ на 1 января 2015 года, млн руб. Изменение государственного долга в 2014 году, %

Астраханская область 100,8 75,2 24573,9 30

Карачаево-Черкесская республика 103,6 86,6 4856,6 27

Белгородская область 106,1 110,3 41847,3 -2

Республика Ингушетия 113 108 2663,7 12

Республика Северная Осетия 114,9 103,2 8621,3 16

Смоленская область 115,6 97,3 25164,8 25

Республика Карелия 119,3 90,7 19042, 38

Костромская область 121,1 96,1 15941,4 36

Республика Мордовия 121,1 172,1 28568,2 7

Чукотский авт. округ 144,4 123 13143,6 -2

занных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В целях организации учета и регистрации долговых обязательств субъекта Российской Федерации ведется государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, в которую вносится информация о долговых обязательствах в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Государственный долг российских регионов в 2014 году увеличился на 20% и превысил 2 трлн рублей. У трех субъектов федерации он вырос более чем вдвое, а у 10 регионов превышает доходы местных бюджетов.

Согласно расчетам агентства РИА Рейтинг, низким уровнем долговой нагрузки (менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов) характеризуются только шесть российских регионов — Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые ничего не должны государству, а также Тюменская область, Санкт-Петербург, Алтайский край и Ханты-Мансийский автономный округ.

Лидерами по снижению размеров госдолга в 2014 году стали Сахалинская область, полностью погасившая свою

задолженность, и Тюменская область с Санкт-Петербургом, объем государственного долга которых снизился на 56 и 22% соответственно. Еще пять регионов (Чукотский автономный округ, Белгородская область, Республика Тыва, Приморский край и Москва) улучшили свои показатели на 2-10%.

Три субъекта федерации, напротив, за минувший год значительно увеличили объем своего госдолга. Самый существенный рост продемонстрировали Пермский край (почти в 23 раза до 12,5 млрд рублей), Иркутская (в 3,7 раз до 11,8 млрд руб.) и Магаданская области (в 2,5 раза до 6,4 млрд руб.). Но, несмотря на большой рост задолженности, ситуация с уровнем долговой нагрузки в этих регионах не достигла критической отметки3.

Характерная особенность Алтайского края - это ориентация его хозяйства на сельскохозяйственное производство. В сельской местности проживает 46,6% населения4. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий.

Современная структура промышленного комплекса края характеризуется высокой долей обрабатывающих произ-

водств (80% в объеме отгруженных товаров).

Рекреационный потенциал в сочетании с благоприятным климатом юга Западной Сибири, богатое историко-культурное наследие предоставляют возможность для развития на территории Алтайского края разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха. Основным направлением развития туристической отрасли в крае является реализация проектов создания особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

Согласно требованиям, изложенным в ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, Законом о краевом бюджете на соответствующий год ежегодно начиная с 2000 г. устанавливается верхний предел государственного долга края. При этом планируемая и фактическая суммы расходов на обслуживание государственного долга не превышают утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета, согласно ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ.

Объем расходов бюджета на обслуживание государственного долга края на 2014 г. составил 47,2 млн руб., увеличившись по сравнению с таковы-

3

экономика и Финансы_j

ми в 2013 г. на 78,8%. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов бюджета за 2014 г. составила менее 0,07%56. Динамика объема затрат на обслуживание государственного долга Алтайского края за четыре года представлена в таблице 2.

Таким образом, на протяжении последних лет край, привлекая необходимый для реализации запланированной бюджетной политики объем заемных средств, обеспечивает безопасный уровень государственного долга при низком уровне расходов на его обслуживание. Правда, за последние несколько лет наблюдается тенденция к росту доли расходов по обслуживанию долга в общем объеме расходов, что отражено на рисунке.

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики края в сфере управления государственным долгом на 2015 г. определены:

1) обеспечение привлечения заемных средств на условиях, обеспечивающих минимально возможную стоимость их обслуживания;

2) обеспечение удлинения сроков привлекаемых заемных средств в целях реализации возможности долгосрочного инвестирования в приоритетные для края инвестиционные проекты;

3) обеспечение исполнения долговых обязательств края в полном объеме.

Краевой бюджет на 2014 г. был утвержден с дефицитом в 2,7 млрд руб. Проект краевого бюджета на 2015 г. сформирован с дефицитом в 2,8 млрд руб. Источниками покрытия дефицита являются государственные внутренние заимствования, а также средства от размещения государственных ценных бумаг.

Привлекаемые заемные средства в первую очередь должны быть направлены на реализацию стратегических целей развития региона. А именно строительство новых объектов инфраструктуры, развитие социальной сферы, поддержание экономического потенциала. Главным результатом вложения заемных средств должно являться существенное

Таблица 2

Динамика объема государственного долга Алтайского края

Год Затраты на обслуживание государственного и муниципального долга, тыс. руб. Расходы бюджета, тыс. руб. Доля расходов по обслуживанию долга в общем объеме расходов, %

2011 15000,0 50488584,3 0,03

2012 21000,0 57453982,8 0,37

2013 26370,9 61545026,2 0,043

2014 47150,1 68559679,0 0,069

Рис. Динамика доли расходов по обслуживанию долга в общем объеме расходов

повышение качества жизни населения, а не решение текущих проблем.

Кроме того, привлекаемые заемные средства могут вкладываться в создание объектов с короткими сроками окупаемости, остающихся в региональной и муниципальной собственности: гостиниц, кафе, торгово-офисных центров, станций техобслуживания и т.д. Полученный экономический эффект (доход) от этих объектов позволит осуществить погашение и обслуживание взятых долговых обязательств, стимулировать экономический рост, а также решить проблемы занятости населения и обеспечения его социальными услугами.

1 Бюджетный кодекс РФ. Ст. 107 // СПС «КонсультантПлюс»

2 Бюджетный кодекс РФ. Ст. 98 // СПС « КонсультантПлюс»

3 Рейтинг российских регионов по уровню долговой нагрузки / / Ин-

формационный портал «РИА Новости» [Электронный ресурс]. URL: http://ria. ru/infografika/20150303/1050611727.html (дата обращения 18.09.2015)

4 Алтайский край // Информационный портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес» [Электронный ресурс]. URL: http://spb-venchur.ru/regions/19.htm (дата обращения 18.09.2015)

5 Алтайский край / / Закон об исполнении краевого бюджета за 2013 год // официальный сайт комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике [Электронный ресурс]. URL: http://fin22.ru/regul/ normal/normal_1229.html (дата обращения 18.09.2015);

6 Алтайский край // Закон об исполнении краевого бюджета за 2014 год // официальный сайт комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике [Электронный ресурс]. URL: http://fin22.ru/regul/ normal/normal_1229.html (дата обращения 18.09.2015)

Dmitry Alexandrovich Loparev, graduate of2009 Specialty of Finance and Credit of the Siberian Academy of Public Administration, the Head of the city Gornyak of Altai Krai (Gornyak, Russia).

The article deals with the main issues ofpublic debt of the subject. The author analyzes the dynamics of the issue and management of public debt of the regions.

Keywords: public debt, debt management, debt obligations, borrowings, debt restructuring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.