Научная статья на тему 'К вопросу о функциях конкретизационных норм российского права'

К вопросу о функциях конкретизационных норм российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКРЕТИЗАЦИОННЫЕ НОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА / ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ / КОНКРЕТИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ / ИНТЕНСИФИЦИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ / ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / АБСТРАКТНАЯ НОРМА ПРАВА / КОНКРЕТНАЯ НОРМА ПРАВА / CONCRETIZATIONAL NORMS OF RUSSIAN LAW / FUNCTIONS OF LEGAL NORMS / CONCRETIZATIONAL FUNCTION OF LEGAL NORMS / INTENSIFYING FUNCTION OF LEGAL NORMS / EFFECTIVE REGULATION OF SOCIAL RELATIONS / ABSTRACT LEGAL NORM / CONCRETE LEGAL NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Переплетчикова Анастасия Игоревна

Статья посвящена исследованию конкретизационной и интенсифицирующей функций конкретизационных норм российского права. Обосновывается необходимость реализации указанных функций для достижения эффективного регулирования правовыми нормами общественных отношений. Дается авторское определение понятия функций правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Functions of Concretizational Norms of Russian Law

The article is devoted to the research of concretizational and intensifying functions of concretizational norms of the Russian law. The necessity of realization of the mentioned functions for achievement of effective regulation by legal norms of public relations is proved. The author's definition of the term of functions of legal norms is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о функциях конкретизационных норм российского права»

УДК 340.134

К вопросу о функциях конкретизационных норм российского права Переплетчикова А.И.

Аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии

Статья посвящена исследованию конкретизационной и интенсифицирующей функций конкретизационных норм российского права. Обосновывается необходимость реализации указанных функций для достижения эффективного регулирования правовыми нормами общественных отношений. Дается авторское определение понятия функций правовых норм.

Ключевые слова: конкретизационные нормы российского права, функции юридических предписаний, конкретизационная функция правовых норм, интенсифицирующая функция правовых норм, эффективное регулирование общественных отношений, абстрактная норма права, конкретная норма права.

Изучение функций правовых норм имеет большое значение в теории права. Так, по мнению некоторых исследователей, функциональная характеристика юридических предписаний помогает яснее представить их социальную роль в правовом регулировании общественных отношений, более отчетливо увидеть положительный результат, который достигается благодаря их действию [1, с. 257].

Функции конкретизационных норм не были детально разработаны в юридической литературе. Прежде чем перейти к их рассмотрению, поясним, что нами понимается под функциями правовых норм.

С философской точки зрения функция представляет собой форму воздействия вещества, предмета, явления на другие вещества, предметы или явления [2, с. 171]. Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, данное понятие означает в том числе обязанность, круг деятельности чего-либо, работу, подлежащую исполнению; значение, назначение, роль [3, с. 730]. Функция - то, для чего явление возникло в объективной реальности [4, с. 42]. Исходя из этого, функции юридических норм - то, ради чего возникли правовые предписания, форма их воздействия на другие явления, в данном случае - на общественные отношения. Несмотря на то, что функции права и функции юридических норм - не тождественные друг другу понятия, у них имеются и общие черты. В этой связи целесообразно для лучшего понимания сущности функций юридических предписаний

использовать некоторые элементы понятия функций права. Так, А.И. Абрамов определяет их через формулу: роль (назначение) права в обществе + основные направления его воздействия на социальные отношения [4, с. 27]. Приведенная формула нуждается в уточнении применительно к юридическим нормам. Назначение последних воплощается в основных направлениях их воздействия на общественные отношения, реализуется через них. Соответственно, функции правовых норм - отражающие назначение юридических предписаний направления их воздействия на общественные отношения. Возникает вопрос: какие функции выполняются конкретизаци-онными нормами? Остановимся более подробно на конкретизационной и интенсифицирующей функциях рассматриваемого вида предписаний.

Конкретизирующая функция заключается в достижении нормой более высокой степени конкретности ее содержания. Конкретизационные нормы права благодаря конкретизации генерального предписания обеспечивают достижение функциональных взаимосвязей правовых норм, что в свою очередь способствует обеспечению законодательного баланса. Это объясняется тем, что каждая норма не может существовать отдельно от других, как известно, «один в поле не воин». Для эффективного регулирования общественных отношений необходима слаженная совместная «деятельность» правовых предписаний. Это означает, что одна общая норма

не в состоянии эффективно урегулировать общественные отношения. В силу своей абстрактности она может задать лишь общие направления, по которым происходит дальнейшее углубление правового регулирования посредством конкретизационных норм. Последние помогают в полной мере раскрыть потенциал генеральных установлений, сделать их «живыми». Посредством конкретизационных норм достигается единство функций правовых предписаний, которое выражается в их общности при достижении главной цели любой нормы - эффективного регулирования общественных отношений. По справедливому замечанию О.В. Пискуновой, эффективность юридической нормы обусловлена эффективностью осуществления ее функции. В свою очередь, эффективность юридического предписания образуется из эффективности реализации его функций [5, с. 127]. Выполнение конкретизирующей функции характерно, например, для нормы п. 1 Постановления Правительства России от 16 марта 2019 г. № 278 «О порядке предоставления в 2019-2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации». Упомянутое предписание конкретизирует положение п. 2 ст. 2 ЖК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и другие, не запрещенные законом источники денежных средств с целью улучшить жилищные условия граждан, в том числе посредством предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений [6]. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2019 г. № 278 Правительство России постановляет предоставить государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2019-2021 гг. субсидии в виде имущественных взносов Российской Федерации в Фонд на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в общей сумме 106,24 трлн. руб. в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в том числе:

- в 2019 г. - 35,4 трлн. руб.;

- в 2020 г. - 35,42 трлн. руб.;

- в 2021 г. - 354,2 трлн. руб. [7].

Следовательно, норма п. 2 ст. 2 ЖК РФ для приобретения или строительства жилых помещений, предусматривающая возможность предоставления субсидий, конкретизируется посредством определения в п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2019 г. № 278 их точных размеров.

Интенсифицирующая функция конкретизацион-ных предписаний заключается в повышении эффективности исходных норм. Представим, что общее и конкретизирующее предписания соотносятся друг с другом как базис и надстройка. Следовательно, конкретизационная норма делает более надежным исходное предписание, укрепляет, развивает, активизирует его, иными словами, интенсифицирует, повышает его эффективность, т.е. выполняет функции надстройки по отношению к фундаменту - генеральной норме. Думается, главная цель любого правового предписания - эффективное регулирование общественных отношений. Общая норма - не исключение. Она приближается к достижению своей конечной цели благодаря введению конкретиза-ционных предписаний. Поскольку «надежный» означает, в т.ч., внушающий доверие, достигающий цели [3, с. 325], можно сказать, что общая норма преобразуется в более надежную. Благодаря введению конкретизационных предписаний содержание общих норм становится определеннее, вследствие чего они полноценно регламентируют конкретную жизненную ситуацию. В этой связи для субъекта, реализующего общую норму, становится яснее, каким образом можно воплотить предписание в жизнь так, чтобы оно действенно опосредовало общественные отношения. Следовательно, возрастает уверенность в норме, в ее эффективности. Укрепление происходит благодаря тому, что общее предписание становится более устойчивым к обстоятельствам, которые могут снизить его действенность, как то: социальные, политические, экономические изменения в обществе, дефекты в праве и другие. Развитие заключается в том, что общая абстрактная норма трансформируется в более конкретную посредством применения логической операции ограничения понятий. Как отмечается в литературе, содержание конкретизируемой нормы при этом расширяется, предписание развивается вглубь [8, с. 7]. Активизация сводится к тому, что исходные нормы реализуются интенсивнее, становятся более «живыми» благодаря введению конкретизационных норм. Так, согласно ч. 1 ст. 94 Лесного Кодекса РФ (далее - ЛК РФ) использование лесов в России - платное, в силу ч. 2 указанной статьи за него вносится арендная плата либо плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Следуя ч. 3 упомянутой статьи, размер платы определяется в соответствии со ст.ст. 73 и 76 ЛК РФ [9]. Например, ч. 1 ст. 73 ЛК РФ предписано, что размер арендной платы определяется, исходя из базы минимального размера

арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 73 ЛК РФ. В частности, в ч. 2 указано, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальным размером арендной платы считается произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке [9]. Следовательно, имеет место поэтапная конкретизация нормы ч. 1 ст. 94 ЛК РФ. Сначала устанавливается принцип платности использования лесов. Затем говорится о том, какая именно плата вносится за их использование - арендная или по договору купли-продажи, т.е. норма ч. 1 ст. 94 ЛК РФ стала конкретнее благодаря норме ч. 2 ст. 94 указанного акта. Ч. 3 ст. 94 в свою очередь отсылает к ст.ст. 73 и 76 ЛК РФ. Ч. 1 ст. 73 ЛК РФ создает основу для определения размера арендной платы - необходимость подсчета наименьшего размера арендной платы. Ч. 2 ст. 73 ЛК РФ конкретизирует ч. 1 ст. 73 ЛК РФ путем установления правила, согласно которому определяется минимальный размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов. Благодаря последовательной цепи конкретизирующих норм становится возможным вычислить конкретный размер платы за использование лесного участка. Без таких конкретизацион-ных предписаний в законе содержалась бы только абстрактная обязанность платы за пользование лесным участком. Вследствие этого вариантов реализации нормы ст. 94 ЛК РФ было бы практически неограниченное количество. Данное обстоятельство опасно тем, что норма либо не воплощается в жизнь, становится «мертвой», либо реализуется, но исключительно согласно усмотрению субъекта. В таком случае лицу, реализующему юридическое предписание, предстоит нелегкий выбор из разнообразных вариантов претворения нормы в жизнь, что может привести к злоупотреблениям.

Таким образом, конкретизационные нормы выполняют конкретизирующую и интенсифицирующую функции, которые играют важную роль в обеспечении эффективного регулирования правом общественных отношений.

Литература:

1. Радько Т.Н. Теория функций права. - М.: Проспект, 2014. - 272 с.

2. Тугаринов В.П. Философия сознания. - М.: «Мысль». 1971. - 201 с.

3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: «Аделант», 2013. - 800 с.

4. Абрамов А.И. Теоретические и практические проблемы реализации функций права / Под общ. ред. Ведяхина В.М. - Самара: ООО «Офорт», 2008. - 318 с.

5. Пискунова О.В. Функции норм российского права: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2012. -173 с.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 26.04.2019) // СЗ РФ. - 2005. - 1 (ч. 1). - Ст. 14; 2019. - № 16.

- Ст. 1823.

7. Постановление Правительства РФ от 16.03.2019 г. № 278 «О порядке предоставления в 2019-2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2019. - № 13. - Ст. 1402.

8. Шмелева Г.Г. Конкретизация социалистического права как фактор совершенствования правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Харьков, 1982. - 16 с.

9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278; 2018. - № 30.

- Ст. 4547.

To the Question of Functions of Concretizational Norms of Russian Law

A.I. Perepletchikova Saratov State Law Academy

The article is devoted to the research of concretizational and intensifying functions of concretizational norms of the Russian law. The necessity of realization of the mentioned functions for achievement of effective regulation by legal norms of public relations is proved. The author's definition of the term of functions of legal norms is given.

Key words: concretizational norms of Russian law, functions of legal norms, concretizational function of legal norms, intensifying function of legal norms, effective regulation of social relations, abstract legal norm, concrete legal norm. 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.