Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / начальная подготовка / функциональная подготовка / football / initial training / functional training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинникова Алия Якубовна, Пономарев Алексей Евгеньевич

Рассмотрено современное состояние вопроса функциональной подготовки юных футболистов. Установлено, что не определены критерии проектирования функциональной подготовки футболистов с учетом физиологических и психолого-педагогических характеристик занимающихся. Предложены рекомендации по оптимизации функциональной подготовки футболистов на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинникова Алия Якубовна, Пономарев Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FUNCTIONAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

The current state of the issue of functional training of young football players is considered. It was found that the design criteria for the functional training of football players have not been determined, taking into account the physiological and psychological-pedagogical characteristics of those involved. Recommendations for optimizing the functional training of football players at the stage of initial training are offered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.332 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10213

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

А.Я. Овчинникова, А.Е. Пономарев

Рассмотрено современное состояние вопроса функциональной подготовки юных футболистов. Установлено, что не определены критерии проектирования функциональной подготовки футболистов с учетом физиологических и психолого-педагогических характеристик занимающихся. Предложены рекомендации по оптимизации функциональной подготовки футболистов на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: футбол, начальная подготовка, функциональная подготовка.

ON THE ISSUE OF FUNCTIONAL Овчинникова Алия Якубовна, канд. пед. наук,

TRAINING OF FOOTBALL доц., alva0161@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный

PLA YERS AT THE STAGE федеральный университет,

OF INITIAL TRAINING Пономарев Алексей Евгеньевич, специалист

по учеб.-метод. работе, ae ponomarev@mail.ru, Россия,

Ovchinnikova A.Ya., candidate of pedagogi- Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет cal sciences, associate professor, alva0161@

mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern „ „ „ , _

Federal universitv, Основной задачей футболиста яв-

Ponomarev A.E., methodist, ae ponomarev ляется обеспечение зрелищности игры и,

ШшШ Russia, Rostov-on-D°n, Southern конечно, достижение победы, то есть ре-Federal University r

зультата. Результат складывается из ус-The current state of the issue of functional пеха всех составляющих игры: настроя

training of young football players is consi- ✓ N

dered. It was found that the design criteria for (психологииХ техники, тактики и функ-the functional training of football players have циональных возможностей футболистов.

no been determined, ta^ into account tte Причем от уровня функциональной под-

physiological and psychological-pedagogical r J r

characteristics of those involved. Recommen- готовленности зависит объем и интен-

dations for optimizing the functionai training сивность тренировок, что, в конечном

of football players at the stage of initial training are offered. итоге, отражается на уровне развития физических качеств и совершенствовании Key words: footban, MtM training, functional технико-тактических способностей зани-

training.

мающихся.

Функциональная подготовка является фундаментом для дальнейшей спортивной подготовки футболиста. При этом необходимо помнить, что для детского возраста характерны различия в темпе, направленности и гармоничности физического и двигательного развития, требуется использование индивидуального подхода при определении объема и мощности физической нагрузки с учетом биологического возраста, конституции и гендерной принадлежности. Периоды первого (4-7 лет) и второго детства (8-12 лет) весьма важны для развития двигательно-координационных способностей как основы будущей технико-тактической подготовленности и профессионализма юного футболиста.

В настоящее время, несмотря на достаточное количество методических и научных материалов, описывающих различные стороны подготовки юных футболистов, все еще нет единого мнения по основным критериям проектирования функциональной подготовки футболистов с учетом всех генетических, физиологических, средовых, психолого-педагогических и других характеристик занимающихся, недостаточно широко применяются рекомендации, основанные на построении тренировочного процесса с учетом энергообеспечения мышечной работы, не до конца изучены вопросы качества функциональной подготовки юных игроков как фундамента дальнейшего профессионального роста футболиста. Актуализируется необходимость включения в тренировочный процесс индивидуального подхода к оценке функционального состояния юных футболистов и дозированию объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от адаптационных возможностей организма тренирующихся [2, 8-10, 12].

Задачами функциональной подготовки являются:

- максимальное повышение уровня функционального состояния систем организма футболиста, от которых зависит результат (как правило, это в основном относится к кислородотранспортным системам);

- оптимизация функционирования систем, от которых зависит регуляция работы кислородотранспортных систем (вегетативная нервная и эндокринная);

- обеспечение необходимого уровня состояния функциональных систем, от которых результат непосредственно не зависит, но зависит общее функциональное состояние занимающегося;

- общая оптимизация и экономизация функциональной деятельности организма в условиях мышечных нагрузок, повышение функциональных резервов.

Методы педагогического контроля эффективности функциональной подготовки включают:

- оперативный, текущий и этапный контроль функционального состояния кислородотранспортных систем (показатель частоты сердечных сокращений и артериального давления, индекс Руфье, гипоксические пробы и т. д.);

- самоконтроль субъективных показателей здоровья и общего состояния организма (время наступления чувства утомления, цвет и влажность кожных покровов, температура тела, боль, четкость восприятия и анализа оперативной информации и т. д.);

- динамический мониторинг развития основных физических качеств и технико-тактических показателей.

Функциональная подготовка мальчиков младшего школьного возраста на этапе начальной подготовки в футболе характеризуется определенными особенностями, обусловленными морфофизиологическими характеристиками данного возрастного периода. Спортсмены второго

периода детства представляют собой особую группу занимающихся. Особенности развития к 7 годам жизни ребенка основных структур головного мозга обеспечивают возможность увеличения как двигательных, так и информационных нагрузок. Это обусловливает важность внимательного педагогического подхода к учебно-тренировочным занятиям. Этот период не является «критическим», как следующий за ним подростковый, однако весьма важен как подготовительный этап к переходному подростковому возрасту. Особенно важным представляется тот момент, что перетренированность, форсированные физические нагрузки, неправильно построенный режим тренировок могут способствовать снижению уровня резервных возможностей организма занимающихся, нарушению их здоровья, ухудшению спортивных показателей вплоть до срыва адаптации в последующем «критическом» подростковом возрасте.

Рекомендации по функциональной подготовке и комплексному развитию физических качеств в секционных занятиях по футболу в группе начальной подготовки были адаптированы с учетом рекомендаций авторов [1-12]

Основная схема функциональной подготовки и развития физических качеств юных футболистов включает комплексное развитие всех физических качеств, однако, в соответствующем возрастным физиологическим закономерностям соотношении (рисунок).

Следует помнить, что для данного периода у занимающихся характерно продолжающееся развитие, таких физических качеств, как ловкость и координация, быстрота и гибкость. Такие же физические качества, как выносливость и сила, физиологически интенсивно развиваются позднее. Несмотря на это, в тренировочном процессе игровых видов спорта предусмотрены разделы, направленные на формирование и этих качеств. Большое значение для успеха в данном виде спорта имеет общая и скоростная выносливость. Эти качества тесно взаимосвязаны с уровнем функционального состояния организма и его адаптационными и резервными возможностями, совершенствуемыми функциональной подготовкой.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы при их выполнении было задействовано наибольшее количество групп мышц, то есть используется комплексный метод. При нормировании физических нагрузок учитывается направленность мышечной работы и связанные с ней характеристики энергообеспечения мышечной деятельности, подбор упражнений осуществляется по критериям интенсивности, длительности, количества повторений и времени отдыха между сериями. Некоторые задания являются индивидуальными и учитывают адаптационные возможности футболиста к тренировочным занятиям. Это способствует не только более полноценному тренировочному процессу, но и предотвращает перенапряжение и перетренированность за счет педагогического контроля.

Функциональная подготовка и развитие физических качеств

юных футболистов

Физиологическая обоснованность

1. Закон наследственности

2. Закон возрастной ступенчатости

3. Закон биологической упражняемости

4. Закон единства форм и функций организма в его деятельности

Нормирование физических нагрузок с учётом направленности мышечной работы и систем её энергообеспечения

1. Упражнения анаэробно-алактатной направленности

2. Упражнения анаэробно-гликолитической направленности

3. Упражнения анаэробно-аэробной направленности

4. Упражнения аэробной направленности

Природосообразность

1. Игровой метод

2. Поддержание естественной мотивации

=>

Закрепление

1. «Домашние задания»

>

Педагогический контроль

1. Оперативный

2. Текущий

3. Этапный

Схема функциональной подготовки и комплексного развития физических качеств в секционных занятиях по футболу в группе начальной подготовки

Кроме того, применяются подвижные игры, направленные на комплексное психомоторное развитие, элементы других спортивных игр и физических упражнений. Важным методом во время проведения таких тренировочных занятий является игровой, поддерживающий интерес к двигательной деятельности и помогающий юным футболистам непринужденно выполнять задания тренера. Важным компонентом спортивной подготовки является проведение бесед, где обозначаются основные задачи и

пути их достижения, что повышает интерес занимающихся к тренировкам и обусловливает их более дисциплинированное отношение к выполнению тех или иных заданий тренера и более качественное командное взаимодействие.

«Домашние задания» в зависимости от уровня индивидуальных адаптационных возможностей занимающегося включают ежедневное выполнение тренировочного комплекса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, из упора присев - упор лежа, из упора лежа - упор присев, глубокие приседания, подтягивание в висе на перекладине, из седа с прямыми ногами переход в положение лежа на спине согнувшись, коснуться ногами пола за головой и обратно, прыжки на месте и др.)

Важнейшим элементом педагогического управления функциональной подготовкой и тренировочным процессом в целом является осуществление оперативного, текущего и этапного контроля.

Таким образом, схема реализации основных положений программы функциональной подготовки юных футболистов должна обязательно основываться на физиологических закономерностях и критериях оптимального энергообеспечения мышечной работы, проектироваться с учетом поставленных педагогических задач и иметь контур обратной связи через мониторинг функциональных показателей кислородотранспортных систем.

Список литературы

1. Беликова Е.В., Дедловская М.В. Развитие координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С. 99-105.

2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2007. 112 с.

3. Гилев Г.А., Максимов Н.Е., Орехов А.А. Повышение результативности спортсменов с использованием сочетаний упражнений различной интенсивности // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сб. науч. трудов XIV Междунар. науч.-практ. конгресс-конф. Ростов н/Д: РГЭУ, 2011. Т.1. С. 319-322.

4. Годик М.А., Шамардин А.И., Шамиль И. Командные, групповые и индивидуальные футбольные упражнения и их соотношение в трени -ровке юных футболистов // Теория и практика физической культуры. 1995. С. 49.

5. Иорданская Ф.А. Функциональная подготовленность спортсменов игровых видов спорта с учетом их игрового амплуа // Вестник спортивной науки. 2018. № 1. С. 34-43.

6. Казаков П.Н. Футбол. М.: Физкультура и спорт, 1978. 256 с.

7. Можаев Э.Л. Инновационная стратегия планирования и организации тренировочной деятельности футболистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 212-217.

8. Морозов А.П., Юшкевич Ю.В., Тарасов А.Ю. Специфика определения параметров физической нагрузки у юных футболистов в годичном цикле // Евразийский союз ученых. 2018. № 3-5 (48). С. 38-40.

9. Объективизация функционального состояния детского организма в условиях системной физической нагрузки / В.Я. Жигало [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19. № S1. С. 77-82.

10. Овчинникова А.Я., Ковалюнас А.М. Влияние занятий спортивными играми на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста (на примере гандбола) // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 3 (7). С. 14-18.

11. Орлов А.В. Планирование тренировочных нагрузок при подготовке квалифицированных спортсменов в мини-футболе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 90-97.

12. Пономарев А.Е., Пономарева И.А. Актуальные проблемы мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 40-47.

References

1. Belikova E.V., Dedlovskaya M.V. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej futbolistov 8-10 let v usloviyah shkol'noj sekcii [The development of the coordination abilities of football players aged 8-10 in the conditions of the school section] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 3. P. 99-105.

2. Varyushin V.V. Trenirovka yunyh futbolistov [Training of young football players]: textbook. allowance. M.: Physical culture, 2007. 112 p.

3. Gilev G.A., Maksimov N.E., Orekhov A.A. Povyshenie rezul'tativnosti sportsme-nov s ispol'zovaniem sochetanij uprazhnenij razlichnoj intensivnosti [Improving the performance of athletes using combinations of exercises of varying intensity] // Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism: collection of articles. scientific. works of the XIV Intern. scientific-practical congress-conf. Rostov-on-Don: RGUE, 2011.V. 1. P. 319-322.

4. Godik M.A., Shamardin A.I., Shamil' I. Komandnye, gruppovye i individual'nye futbol'nye uprazhneniya i ih sootnoshenie v trenirovke yunyh futbolistov [Team, group and individual football exercises and their ratio in training young football players] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1995. P. 49.

5. Iordanskaya F.A. Funkcional'naya podgotovlennost' sportsmenov igrovyh vidov sporta s uchetom ih igrovogo amplua [Functional readiness of sportsmen of playing sports taking into account their playing role] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2018. No. 1. P. 34-43.

6. Kazakov P.N. Futbol [Football]. M.: Physical culture and sport, 1978. 256 p.

7. Mozhaev E.L. Innovacionnaya strategiya planirovaniya i organizacii trenirovochnoj deyatel'nosti futbolistov [An innovative strategy for planning and organizing the training activities of football players] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 212-217.

8. Morozov A.P., Yushkevich Yu.V., Tarasov A.Yu. Specifika opredeleniya parametrov fizicheskoj nagruzki u yunyh futbolistov v godichnom cikle [Specificity of determining the parameters of physical activity in young football players in the annual cycle] // Evrazijskij soyuz uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. 2018. No. 3-5 (48). P. 38-40.

9. Ob"ektivizaciya funkcional'nogo sostoyaniya detskogo organizma v usloviyah sistemnoj fizicheskoj nagruzki [Objectification of the functional state of the child's body in conditions of systemic physical load] / V.Ya. Zhigalo [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. The medicine]. 2019. V. 19. No. S1. P. 77-82.

10. Ovchinnikova A.Ya., Kovalyunas A.M. Vliyanie zanyatij sportivnymi igrami na fizicheskuyu podgotovlennost' detej mladshego shkol'nogo vozrasta (na primere gandbola) [The influence of sports games on the physical fitness of primary school children (on the example of handball)] // Aksioma: aktual'nye aspekty gumanitarnyh nauk [Axiom: actual aspects of the humanities]. 2017. No. 3 (7). P. 14-18.

11. Orlov A.V. Planirovanie trenirovochnyh nagruzok pri podgotovke kvalificirovannyh sportsmenov v mini-futbole [Planning of training loads in the preparation of qualified athletes in mini-football] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 90-97.

12. Ponomarev A.E., Ponomareva I.A. Aktual'nye problemy monitoringa funkcional'nogo sostoyaniya zanimayushchihsya fizicheskoj kul'turoj i sportom [Actual problems of monitoring the functional state of those who go in for physical culture and sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 5. P. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.