Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМУЛИРОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПРОЕКТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»'

К ВОПРОСУ О ФОРМУЛИРОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПРОЕКТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ГУМАНИЗМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокошева Е. А.

Статья посвящена общим вопросам формулировки основополагающих духовно нравственных ценностей, традиционных для российского общества, в проекте Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей». Дается оценка некоторым закрепленным в проекте ценностям, указывается на необходимость дальнейшего уточнения понятий. Путем обращения к предпринятым попыткам закрепления идеологических основ в истории Российского государства автор указывает на целесообразность разработки и реализации широкого комплекса мер по претворению в жизнь закрепленных в основах ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMULATION OF THE NATIONAL IDEA IN THE DRAFT DECREE OF THE PRESIDENTOF THE RUSSIAN FEDERATION “ON THE APPROVAL OF THE FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY ON THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF THETRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUAL AND MORAL VALUES”

The article is devoted to the general issues of formulating the fundamental spiritual and moral values traditional for the Russian society in the draft Decree of the President of the Russian Federation “On Approval of the Fundamentals of the State Policy on the Preservation and Strengthening of the Traditional Russian Spiritual and Moral Values”. The article gives an assessment of some of the values enshrined in the draft, indicates the need for further clarification of the concepts. By referring to the attempts made to consolidate the ideological foundations in the history of the Russian State, the author points out the expediency of developing and executing a wide range of measures to implement the values enshrined in the foundations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМУЛИРОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПРОЕКТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»»

УДК 342.9

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-7

Прокошева Елена Алексеевна,

кандидат юридических наук, ведущий юрисконсульт Акционерного общества «Горэлектросеть», 610035, г. Киров, ул. Некрасова, д. 69, email: [email protected]

Prokosheva, Elena A.,

PhD in Law, Leading Legal Counsel of the Joint-Stock Company «Gorelektroset», 69 Nekrasov Str., Kirov, 610035, Russian Federation,

email: [email protected]

к вопросу о формулировке национальной идеи в проекте указа президента рф «об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных

российских духовно-нравственных ценностей»

to the question of the formulation of the national idea in the draft decree of the president of the russian federation "on the approval of the fundamentals of the state policy on the preservation and strengthening of the traditional russian spiritual and moral values"

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена общим вопросам формулировки основополагающих духовно-нравственных ценностей, традиционных для российского общества, в проекте Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Дается оценка некоторым закрепленным в проекте ценностям, указывается на необходимость дальнейшего уточнения понятий. Путем обращения к предпринятым попыткам закрепления идеологических основ в истории Российского государства автор указывает на целесообразность разработки и реализации широкого комплекса мер по претворению в жизнь закрепленных в основах ценностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиционные духовно-нравственные ценности; патриотизм; гуманизм; историческая память; государственный суверенитет; деструктивная идеология.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Прокошева, Е. А. К вопросу о формулировке национальной идеи в проекте Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Текст] / Е. А. Прокошева // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. - Т. 9, № 3. - С. 51-56. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-7.

ABSTRACT. The article is devoted to the general issues of formulating the fundamental spiritual and moral values traditional for the Russian society in the draft Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Fundamentals of the State Policy on the Preservation and Strengthening of the Traditional Russian Spiritual and Moral Values". The article gives an assessment of some of the values enshrined in the draft, indicates the need for further clarification of the concepts. By referring to the attempts made to consolidate the ideological foundations in the history of the Russian State, the author points out the expediency of developing and executing a wide range of measures to implement the values enshrined in the foundations.

KEYWORDS: traditional spiritual and moral values; patriotism; humanism; historical memory; state sovereignty; destructive ideology.

FOR CITATION:

Prokosheva, E. A. To the Question of the Formulation of the National Idea in the Draft Decree of the President of the Russian Federation "On the Approval of the Fundamentals of the State Policy on the Preservation and Strengthening of the Traditional Russian Spiritual and Moral Values" [Text] / E. A. Prokosheva. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 3. - P. 51-56 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-7.

© Е. А. Прокошева, 2022

Своевременность формулировки ценностей на нормативном уровне. Толчком к новому осознанию и очевидной необходимости формулировки национальной идеи на нормативном уровне послужило агрессивное выдвижение на внутри- и межгосударственном уровнях противоположных формулируемым в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее - «Основы», «Указ Президента РФ») идей, заключающихся в умалении роли семьи, ослаблении государственности, отказе от суверенитета и национальных интересов, легализации применения военной силы вопреки Уставу ООН и дискредитации системы международной безопасности, разобщенности и индивидуализации членов общества, отрыва от исторических корней и искажения истории, возрождения националистических настроений и торжестве культа потребления. Возникло очевидное противоборство идеологий: навязываемой российскому обществу извне, именуемой в Основах «деструктивной», и собственной, соответствующей внутренним потребностям общества. Безусловно, указанные факторы являются механизмами для манипуляций со стороны не дружественных по отношению к России сил и государств, действующих в целях реализации собственных интересов, не соответствующих национальным интересам России.

Последние четко очерчены в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [5, п. 3].

Однако для сохранения и полноценного развития государства и общества также необходимо осознание исконных ценностей в рамках культурно-исторических традиций России, т. е. самоидентификация российского общества, официальное определение которой предложено в проекте Основ.

Разработка Основ является закономерным следствием внесения поправок в Конституцию РФ [4, ст. 68, 69], принятых в результате общенародного голосования 01.07.2020, в частности, в статьи 68 и 69, закрепляющие положения о государственном языке как языке государ-ствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и «общекультурной

российской идентичности», а также статью 79.1 о поддержании основ мира и недопустимости вмешательства во внутренние дела государств.

О понятии традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ключевым понятием документа является понятие «традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

К числу традиционных ценностей отнесены:

1) жизнь,

2) достоинство,

3) права и свободы человека,

4) патриотизм,

5) гражданственность,

6) служение Отечеству и ответственность за его судьбу,

7) высокие нравственные идеалы,

8) крепкая семья,

9) созидательный труд,

10) приоритет духовного над материальным,

11) гуманизм,

12) милосердие,

13) справедливость,

14)коллективизм,

15) взаимопомощь и взаимоуважение,

16) историческая память и преемственность поколений,

17) единство народов России.

Ценностные доминанты как установоч-

но-ориентировочные элементы структуры коллективного и индивидуального сознания являются необходимым условием для осознанного целенаправленного и качественного развития и деятельности как отдельного индивида, так и всей нации. Ценности представляют собой ориентиры для движения, глобальные цели, в отсутствие которых возможно только лишь хаотичное блуждание и движение к чуждым навязанным ценностям, именно поэтому в пункте 1 Основ устанавливается значимость акта как документа стратегического планирования.

Известно, что ценности выполняют роль регуляторов человеческого как индивидуального, так и группового поведения.

В этом смысле представляет интерес исследование А. В. Хухоревой, рассматривавшей проблемы ценностей, в котором автор проводит анализ индивидуальных и групповых ценностей, их соотношение с целями и делает важный вывод о том, что «надындивидуальные»

ценности хранятся в обществе, в культуре, «ценности укоренены в культуре, они заданы обществом или той или иной социальной группой» [6, с. 4].

Формирование и осознание ценностей влечет за собой приверженность личности или группы этим ценностям и следование им, а также их источнику (лидеру). Иными словами, провозглашаемые в жизни человека и общества ценности требуют постоянного следования, ориентирования, таким образом, ценность -это некий подразумеваемый идеал (норма), согласно которой выстраивается поведение лиц, разделяющих эту ценность. В случае, если по каким-либо причинам ценность исчезает, становится необходимым обрести ее вновь и заново утвердить.

В истории России в формировании ценностей значимую роль играла Русская православная церковь как носительница высоких христианских идеалов, которые, вне всякого сомнения, можно назвать общечеловеческими ценностями. Так, согласно исследованию С. В. Ильина, «вся история российской государственности в той или иной степени связана с историей Русской православной церкви, что обусловливает и важнейшее место церкви в предстоящих преобразованиях России на современном этапе ее истории» [3, с. 28].

В данном случае уместным будет упомянуть цитату из Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея. Гл. 6: 19-21), то есть где сосредоточены идеалы человека, туда и стремится он в своем развитии, туда направляет основные свои усилия.

Среди таких ценностей: любовь к ближнему, доброта, милосердие, честность, верность, попечение о нравственной чистоте, взаимопомощь и взаимоуважение, созидательный труд. Указанные ценности носят универсальный общечеловеческий характер и способны уберечь общество от таких его «язв», как насилие, преступность и прочие формы девиантного поведения, стремление к получению наживы любым путем, половые извращения, самоубийства и другие.

Стоит отметить, что на уровне программного документа политической партии (КПСС) в период ее сращивания с государственным аппаратом желательное поведение в виде следо-

вания индивидуума морально-этическим нормам внедрялось в общественное сознание.

Попытка закрепления на высшем государственном уровне нравственных основ идеологии была осуществлена в советские годы после завершения классовой борьбы при принятии пункта «Утверждение коммунистической морали» Программы КПСС (редакция 1961 года), так называемого Морального кодекса строителей коммунизма (далее - Кодекс), согласно которому моральный кодекс включал следующие нравственные принципы:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

- добросовестный труд на благо общества;

- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

- коллективизм и товарищеская взаимопомощь;

- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми по принципу: человек человеку - друг, товарищ и брат;

- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Фактически Кодекс заимствовал положения евангельских постулатов о нравственности, что не скрывалось и его разработчиками. Об обстоятельствах создания этого документа один из его разработчиков Федор Бурлацкий рассказал в интервью журналу «Российский адвокат» под заголовком «Судьба дала мне шанс», в котором он признался, что при формулировке постулатов строителей коммунизма «нужно исходить не только из коммунистических постулатов; но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно "ляжет" на общественное сознание» [2, с. 4].

Не трудно заметить схожесть ценностей, сформулированных в Кодексе и Основах, а именно: коллективизм, патриотизм, взаимопомощь, взаимное уважение, семейные ценности, нравственность.

При этом в советский период значительная часть православных ценностей, таких как: любовь к Церкви, исповедание веры в Бога, - насильно искоренялась из общественного и личного сознания.

В остальной части, а именно в отношении высоких нравственных идеалов, в значительной степени прослеживается преемственность морали дореволюционного, советского и современного российского общества, что способствует консолидации и примирению.

В настоящее время личности возвращено право на свободу совести и вероисповедания. Религиозное чувство у верующих различных вероисповеданий способствует сохранению необходимых для выживания общества нравственных идеалов.

При этом, нисколько не умаляя значение иных конфессий, безусловно, за Русской православной церковью признается особенный авторитет как исторически сложившейся религии, приверженцами которой является весомая часть государствообразующей нации, и носительницы общечеловеческих нравственных идеалов.

В этой связи с участием РПЦ формулировалась концепция «Русского мира» как особой культурно-цивилизационной общности, объединяющей в себе людей, владеющих русским языком, не равнодушных к судьбе России, придерживающихся норм традиционной морали. Согласно мнению Е. В. Астаховой и Е. М. Астахова, «без национальной идеи и стратегии Россия не сможет выполнить историческую задачу укрепления "Русского мира" внутри и вне страны. "Русский мир" - это энергия русской культуры, которая распространяется в мире автономно, подчас независимо от воли правительств. Такая энергия имеет огромный потенциал и ее надо использовать в интересах России» [1, с. 322].

О понятиях и реализации ценностей, предложенных в Основах. В Основах в качестве одного из ключевых представлено понятие духовности. Указанное понятие фигурирует в фор-

мулировке «духовно-нравственные ценности» и при упоминании одной из ценностей - «приоритет духовного над материальным». Представляется, что данная категория в буквальном значении не может рассматриваться в отрыве от религии и вероисповедания и имеет непосредственную значимость как ориентир для верующих людей, однако, по-видимому, в формулировке статьи применительно к духовности речь идет именно о главенстве нравственных норм и следовании впитавшим в себя духовные начала высочайшим образцам русской культуры, которыми человек руководствуется в своем поведении, то есть высоте человеческого духа, которые являются идеалом для любого, независимо от принадлежности к вероисповеданию.

В силу общепринятого подхода к соотношению права и морали, согласно которому нормы права закрепляют лишь требования, нарушение которых повлечет за собой совершение правонарушений и юридическую ответственность, определенного уточнения и обоснования включения в приведенный в Основах перечень традиционных ценностей требует понятие «высоких нравственных идеалов» (п. п. 7 п. 3 проекта Указа Президента РФ), поскольку формулировки десяти заповедей, уголовного закона, высокой христианской нравственности и норм иных традиционных для России вероисповеданий (ислама, буддизма, иудаизма и др.), несмотря на схожесть в главном, имеют определенные количественные и содержательные различия. В Указе Президента РФ высокие нравственные идеалы сформулированы в качестве самостоятельной ценности наряду с прочими. Представляется, что данная формулировка недостаточно корректна, поскольку в наименовании Указа Президента РФ уже содержится понятие традиционных духовно-нравственных ценностей в качестве родового. Для исключения неточности формулировок целесообразно уточнить, что понимается в п. п. 7 п. 3 Указа Президента РФ под «высокими нравственными идеалами». Следует также заметить, что Моральный кодекс строителей коммунизма оперировал более конкретными понятиями нравственных идеалов (гуманные отношения, взаимное уважение, честность, правдивость, простота, скромность).

Таким образом, ценности, предложенные в Указе Президента РФ, имеют универсальный

характер, сложились на протяжении тысячелетней истории России, в основных вероучениях и этических нормах и противопоставляются новым деструктивным идеологиям, для которых отсутствие ценностей в суверенных государствах означает возможность беспрепятственного воздействия на общество в собственных, противоречащих национальным, интересах.

Вышеприведенные выводы свидетельствуют о необходимости формирования и следования национальной идее как общегосударственной программе, цели развития всего общества, поскольку в ее отсутствие качественное движение вперед при сохранении независимой государственной политики невозможно. Отстаивание собственных традиционных духовных ценностей позволит России не попасть в зависимость от ложных идей.

Формулировка ценностей в Основах является лишь исходным началом, точкой отсчета для формирования национальной самоидентификации. Для того, чтобы претворить в жизнь изложенные в Основах идеи, необходим целый масштабный комплекс дальнейших мероприятий по их включению в образовательные стандарты, широкое представление в результатах культурной деятельности и искусства, решение вопроса о допустимых границах государственного, муниципального и общественного контроля, разъяснительная работа в СМИ и др. Представляется, что такую ценность как коллективизм предстоит возрождать заново с воссозданием трудовых коллективов и профсоюзов, культурно организованных и наделенных реальными правами, для чего должна также присутствовать общность ежедневой объединяющей созидательной идеи, на основе которой люди сотрудничают и общаются между собой, достаточное количество рабочих мест, создание крупных предприятий и коллективов, следствием чего может стать формирование чувства причастности к общему делу.

Очевидно, ценности коллективизма сформулированы в противовес насаждаемой извне идеологии эгоизма, конкуренции, личной выгоды любой ценой, которые чужды исконному русскому сознанию и разрушают взаимоотношения между людьми.

Дополнительных мер защиты требует ценность гуманизма, имеющая особо актуальное

значение в связи с технологическими вызовами: цифровизацией и, как следствие, - обезличиванием человека, развитием медицинских биотехнологий и нарушением норм медицинской этики, совершенствованием психологических способов воздействия на поведение людей в виде манипуляций, коллективной травли, склонению к суициду в образовательных учреждениях и прочих негативных явлений. Представляется, что такая защита должна обеспечиваться как на уровне нормотворчества с установлением границ возможного и должного поведения, так и посредством пропаганды, формирования образцов поведения и поддержки здоровой психологической атмосферы в различных сообществах людей.

Литература

1. Астахова, Е. В. Россия и «Русский мир» [Текст] / Е. В. Астахова, Е. М. Астахов // Вестник МГИМО-Уни-верситета. - 2011. - № 1(16). - С. 316-322.

2. Бурлацкий, Ф. Судьба дала мне шанс [Текст] / Ф. Бурлацкий // Российский адвокат. - 2007. - № 5. - С. 4-9.

3. Ильин, С. В. Роль Русской православной церкви в становлении и защите русской государственности [Текст] / С. В. Ильин // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2018 г.). -Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 26-28.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271

6. Хухорева, А. В. Индивидуальные ценности в структуре сознания [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Хухорева. - Москва, 2011.

References

1. Astakhova, E. V. Russia and the "Russian World" [Text] / E. V. Astakhova, E. M. Astakhov // Bulletin of MGIMO University. - 2011. - № 1(16). - Р. 316-322 [in Russian].

2. Burlatsky, F. Fate gave me a chance [Text] / F. Burlatsky // Russian Lawyer. - 2007. - No. 5. - P. 4-9 [in Russian].

3. Ilyin, S. V. The role of the Russian Orthodox Church in the formation and protection of the Russian statehood [Text] / S. V. Ilyin // Science, education, society: trends and prospects of development : materials of the International

Scientific and Practical Conference (Cheboksary, February 12, 2018). - Cheboksary : Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus", 2018. - P. 26-28 [in Russian].

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the national vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 [in Russian].

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 No. 400 "On the strategy of national security of the Russian Federation" [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271 [in Russian].

6. Khukhoreva, A.V. Individual values in the structure of consciousness [Text] : synopsis of a thesis for the degree of PhD in Psychological sciences / A. V. Khukhoreva. - Moscow, 2011 [in Russian].

Поступила в редакцию 22.04.2022 Received April 22, 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.