УДК 340
DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-8
Трухан Анатолий Васильевич,
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», 344048, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, д. 66, email: [email protected]
Trukhan, Anatoly V.,
PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Rostov-on-Don Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", 66 Lenin Prospect, Rostov-on-Don, 344048, Russian Federation, email: [email protected]
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ИДЕОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРАДИГМЕ МЫСЛИ ♦
THE UNIVERSAL SIGNIFICANCE OF PRESERVING THE TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE RUSSIAN CIVILIZATION: INTERPRETATION IN THE IDEOCRATIC PARADIGM
АННОТАЦИЯ. Статья представляет собой доработанный доклад, сделанный на круглом столе «Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности в правовой политике России» (Южный федеральный университет, 31 марта 2022 г.). На основании появления в официальных политических документах таких понятий, как «защита традиционных духовно-нравственных ценностей» и «сохранение ци-вилизационной идентичности России», и ряда других политических фактов, делается вывод об осторожной, но кардинальной смене либерального курса страны. В статье дается философская интерпретация представленных политических фактов в идеократической парадигме мысли, цель которой определить единственную возможность выбора того курса, который представляет реальную альтернативу либерализму. Рассматривая решение проблемы выбора пути как способа преодоления кризиса постсоветской идентичности, делается вывод о единственной реальной возможности возвращения России в мировую историю через разрешение главного противоречия советского идеократического сознания между православными идеалами древнерусских архетипов сознания и марксистской парадигмой мысли. Это противоречие должно быть разрешено в теории - через преодоление марксистской картины мира на русском цивилизационном основании, на практике - как про-
ABSTRACT. The article is a revised presentation made at the round table "National security and traditional spiritual and moral values in the legal policy of Russia" (Southern Federal University, March 31, 2022). Based on the appearance in the official political documents of such concepts as "protection of traditional spiritual and moral values" and "preservation of the civilizational identity of Russia" and a number of other political facts, a conclusion is made about a cautious but fundamental change in the liberal course of the country. The article gives a philosophical interpretation of the presented political facts in the ideocratic paradigm of thought, the purpose of which is to determine the only possibility of choosing the course that represents a real alternative to the liberalism. Considering the solution to the problem of choosing a road as a way to overcome the crisis of the post-Soviet identity, the conclusion is made about the only real possibility of Russia's return to the world history through the resolution of the main contradiction of the Soviet ideocratic consciousness between the Orthodox ideals of the old Russian archetypes of consciousness and the Marxist paradigm of thought. This contradiction must be resolved in theory - through overcoming the Marxist picture of the world on the Russian civilizational basis, in practice -as a continuation of the Soviet project in the paradigm of the Russian ideocratic consciousness.
© А. В. Трухан, 2022
должение советского проекта в парадигме русского идео-кратического сознания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственные ценности; цивилизационная идентичность России; государственно-правовая идентичность; идеократия; кризис постсоветской идентичности; правовые архетипы; парадигмы; советский проект.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:
Трухан, А. В. Общечеловеческое значение сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей русской цивилизации: интерпретация в идеократической парадигме мысли [Текст] / А. В. Трухан // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. -Т. 9, № 3. - С. 57-64. - Б01: 10.18522/2313-6138-20229-3-8.
KEYWORDS: spiritual and moral values; civilizational identity of Russia; state-legal identity; ideocracy; post-Soviet identity crisis; legal archetypes; paradigms; Soviet project.
FOR CITATION:
Trukhan, A. V. THe Universal Significance of Preserving the Traditional Spiritual and Moral Values of the Russian Civilization: Interpretation in the Ideocratic Paradigm [Text] / A. V. Trukhan. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 3. - P. 57-64 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-8.
Тридцать первого марта 2022 года кафедра теории и истории государства и права Юридического факультета Южного федерального университета организовала проведение межвузовского научного круглого стола на тему «Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности в правовой политике России». Поводом для его проведения стало появление в публичном пространстве Проекта Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [4]. Обсуждение темы получилось не только межвузовским, но и междисциплинарным, и общественно-политическим. Актуальность темы вызвала интерес широкого круга профессорско-преподавательского состава и общественных деятелей. И не случайно. Обсуждаемая проблема не только созрела, но и перезрела. Однако впервые проблема защиты духовно-нравственных ценностей стала предметом обсуждения нормативного документа, определяющего стратегию внутренней политики постсоветского государства.
Цель данной статьи - развернуть в идеокра-тической парадигме мысли основные тезисы сделанного на круглом столе доклада «Общечеловеческое значение сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей русской цивилизации на переломе эпох», сместив акцент с определения специфики текущего момента как «перелома эпох» на решение проблемы кризиса постсоветской идентичности. Текущая ситуация оценивается как исторический момент
перехода глобального лидерства от западной цивилизации к русской цивилизации через продолжение прерванного советского проекта.
1. Нормативные, декларативные и военные факты реальной политики. Философская интерпретация фактов требует прежде всего предъявления фактов, а затем - интерпретации. Ниже будут указаны факты, которые говорят о подготовке и проведении давно назревшей смены политическим руководством страны либерального курса. Однако ничего не говорится о новом курсе. Задача нашей философской интерпретации состоит в том, чтобы определить единственную возможность выбора того направления, которое стоит за декларируемым приоритетом «сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей».
Факт первый. Впервые заявленный приоритет появляется в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400 (далее -«Стратегия») [10]. Два предшествующих Указа Президента «О стратегии национальной безопасности» не содержат этого положения [11; 12]. В п. 26 этого Указа говорится: «Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов». Из девяти стратегических национальных приоритетов восьмым стоит «защита традиционных российских духовно-нравственных цен-
ностей, культуры и исторической памяти».
В п. п. 84-91 раскрываются ценности, институции и направления деятельности, подлежащие защите, на обеспечение которой выделяются государственные ресурсы.
Факт второй. В опубликованном для обсуждения Проекте Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее - «Основы») [4] в п. 1 Общих положений ставится задача определить «систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, относящейся к защите традиционных духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности)». В п. 5 Общих положений говорится: «Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений на основе традиционных ценностей позволяет реагировать на новые вызовы, сохраняя цивилизационную идентичность России и учитывая накопленный культурно-исторический опыт (курсив и жирный шрифт наш. - А. Т.)».
Появление в официальных документах юридических понятий «защита традиционных духовно-нравственных ценностей» и «циви-лизационная идентичность России» является признаком осторожного, но кардинального изменения политического курса страны. Потому что введение этих понятий определяет изменение национальных приоритетов не только в общественном сознании, но и в научном дискурсе.
Факт третий. 17 декабря 2021 г. министерство иностранных дел РФ опубликовало два документа, подготовленных заместителем министра иностранных дел Сергеем Рябковым, о гарантиях безопасности [1; 6]. Эти проекты получили в публицистике название «ультиматум Рябкова». Их суть обязать США вывести свои войска, военные базы и вооружения за пределы территорий, с которых они могут угрожать безопасности России, и вернуть состав военного блока НАТО к границам по состоянию на 27 мая 1997 года. На пресс-конференции Сергей Рябков пояснил, что в случае отказа США и стран НАТО от переговоров Россия вынуждена
будет дать военный и военно-технический ответ. Переговоры не состоялись по вине американской стороны, и недоумения о возможном военном и военно-техническом ответе России разрешились началом специальной военной операции на Украине.
Факт четвертый. В выступлении Президента РФ 16 марта 2022 года на Совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов. Говоря о том, что многие страны в мире уже давно смирились с тем, чтобы жить, согнув спину и подобострастно принимая все решения своего суверена, В. В. Путин поставил перед высшим и региональным руководством страны новую стратегическую цель: «Но Россия никогда не будет в таком жалком и униженном состоянии» [7]. Тем самым Президент России объявил об изменении вектора движения страны от «вхождения России в Европу» к «вставанию России с колен».
Юридическое значение «Стратегии» и «Основ» сопоставимо с политическим значением «ультиматума Рябкова» и объявлением Президентом РФ нового курса страны после начала специальной военной операции. Важно, чтобы в реализации положений «Стратегии» перейти от слов к делу так же, как это произошло в переходе от «ультиматума Рябкова» к «вставанию России с колен перед Западом». С целью ускорения этого перехода появился в публичном пространстве проект «Основ», регламентирующий деятельность государственных институтов и выделение ресурсов на достижение целей «Стратегии».
2. Борьба за «духовно-нравственные ценности» в научном дискурсе между концепциями «государства-цивилизации» и «государства-нации». Курс на изменение приоритетов сознания, заявленный в понятиях «защиты традиционных духовно-нравственных ценностей» и «сохранения цивилизационной идентичности России», означает еще один шаг на пути к победе в концептуальной войне за идентичность России сторонников концепта «государства-цивилизации» над сторонниками либерального концепта «государства-нации». Это противостояние развернулось сразу после разрушения СССР в публицистическом и научно-академическом дискурсах постсоветской общественной мысли между «традиционали-
стами» и «модернистами», отстаивающими противоположные точки зрения в понимании «нации» и «нациестроительства». Пестрому собранию «традиционалистов» противостоял монолитный либеральный лагерь «модернистов», исповедующих конструктивистский подход «государства-нации».
Вот как оценивает это противостояние один из ведущих представителей модернистского направления академик В. А. Тишков: «Доктрина и практика национального строительства в России застряли в трясине еще советского правоучения о "национально-государственном строительстве" и "национальном самоопределении" или же утопают в историософских дебатах, замешанных на паранаучных высказываниях о неких "цивилизационных кодах", "традиционных духовно-нравственных ценностях" и представляющих собой больше осадную, эмоциональную терапию от угроз "враждебного мира", а не реальную экспертизу и политическую практику» [8].
«Цивилизационные коды» и «традиционные духовно-нравственные ценности» для либеральной доктрины конструирования гражданской нации - «паранаучные высказывания» и «эмоциональная терапия». Этому подходу в научно-академическом дискурсе сформировалась концептуальная альтернатива идентификации России как «государства-цивилизации». Благодаря концепциям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и С. Хантингтона, в постсоветской научно-академической мысли появилась возможность заявить о духовно-нравственных ценностях как о цивилизаци-онных константах, транслирующих идентичность России на протяжении всей многовековой истории ее существования. Одному из главных разработчиков концепта «государства-цивилизации» А. С. Панарину удалось в своих трудах поставить в академическом дискурсе «вопрос о цивилизационной идентичности России» как о «нашем праве на существование вообще» [3, с. 6]. Благодаря этому сторонникам цивилиза-ционного подхода удалось сделать «цивилиза-ционные» вставки в различные нормативные документы стратегического планирования, но не более. Одним из значительных достижений является включение в п. 11.1 «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [13]. В нем говорит-
ся: «Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, интегрирование их в единую российскую культуру (курсив и жирный шрифт наш. - А. Т.)» [13]. Но и здесь налицо эклектика понятий из противоположных концепций: «общероссийская гражданская идентичность» соседствует с «единым культурным (цивилизационным) кодом», а «сохранение русской культурной доминанты» с «единой российской культурой». При том, что «общероссийская гражданская идентичность» исчерпывается наличием паспорта гражданина РФ, а «единой российской культуры» и вовсе не существует, а есть русская культура и культура других народов России.
По сути дела, включение приоритета «защиты традиционных духовно-нравственных ценностей» в «Стратегию» является первым официальным признанием концепта «государства-цивилизации» в качестве идентификационного основания России, а вынесение проекта «Основ» в публичную сферу - требованием перейти к практической реализации этого приоритета. При этом рано еще говорить о победе над сторонниками «государства-нации». Речь идет только о достижении некоторого перевеса в сторону цивилизационной концепции, на очень шатких весах реальной политической борьбы. Эта неустойчивость является важнейшим фактором политической нестабильности, препятствующим разрешению кризиса постсоветской идентичности.
3. Проблема цивилизационной альтернативы либеральному проекту. Сложившаяся ситуация осложняется двумя обстоятельствами (причем они не последние), которые требуют оперативного решения в условиях ведения военных действий на исторической территории России.
Первое обстоятельство обусловлено отсутствием единства в рамках самого цивили-зационного подхода, которое препятствует разработке собственного проекта цивилиза-ционного развития России в условиях кризиса западного универсального проекта общечеловеческой цивилизации. Оформившаяся множественность подходов цивилизационной мысли может быть сведена к трем устойчивым цивилизационным платформам идентификации России как: 1) «русской цивилизации» [2, с. 637; 5; 11], 2) «православной цивилизации» [3], 3) «российской цивилизации». Первый подход разрабатывается в публицистическом дискурсе постсоветской общественной мысли, два остальных - в научно-академическом дискурсе, последний представлен официальной философской позицией Института философии РАН в большом научном исследовательском мегапроекте «Российский проект цивилизаци-онного развития: философские основания».
Второе обстоятельство связано с отсутствием сопоставимой по масштабу и степени проработанности альтернативы либеральному проекту, которое не позволяет политической власти России приступить к демонтажу стен государственных институтов, выстроенных на либеральном основании, без риска обрушения крыши общественной безопасности. Общественное требование изменения либерального курса - это требования разработки новой идеологии для России и предъявления миру своего глобального проекта. Однако такой идеологии и такого проекта в постсоветской России за тридцать лет не появилось. В условиях отсутствия собственного цивилизационного проекта перестройка стен государства может начаться только тогда, когда риски от обрушения крыши будут сопоставимы с рисками разрушения стен под внешним воздействием. Начало специальной военной операции обнажило со всей очевидностью глобальный цивилизаци-онный характер противостояния России и Запада. В сложившихся условиях перестройка несущих конструкций государственных институтов и разработка глобального проекта общественного переустройства по необходимости может и должна вестись одновременно по ходу освобождения российскими войсками территории бывшей Советской Украины и, по всей видимости, не только этой территории (ибо
«ультиматум Рябкова» требует возвращения НАТО к границам 1997 года).
Таким образом, внешние обстоятельства диктуют требования корреляции процессов разработки собственного цивилизационно-го проекта и перестройки государственных институтов на нелиберальном основании для получения конкретного результата - победы в войне. Мы полагаем, что проблема преодоления теоретико-методологической множественности в рамках цивилизационного подхода может быть решена на общем теоретическом основании общественной мысли - в идеократической парадигме мысли.
4. Цивилизационное решение проблемы кризиса постсоветской идентичности в идео-кратической парадигме мысли. Структура проблемы постсоветской идентичности дана нами в коллективной монографии «Национальная идентичность и коллективная память: между прошлым и будущим» [9, с. 37-45]. Здесь мы остановимся на характеристике основных ее элементов для решения нашей задачи - преодоления концептуального многообразия в рамках цивилизационного подхода.
Рассматривая проблему постсоветской идентичности как феномен идеократического сознания, обусловленный разрушением оснований общественного единства такой исторической общности, как «советский народ», мы выделяем внешний уровень проблемы и три внутренних. Внешний уровень связан с ведением против России «холодной войны», которая не прекратилась и после разрушения СССР, перейдя из идеологического противостояния в цивилизационное. Внутренние уровни определились разрывом позднесоветского общественного сознания по линиям напряжения между «советским», «православным» и «русским» началами идеократического сознания.
Таким образом, проблематика внутреннего фактора определяется разрушением единства трех идеократических начал постсоветской идентичности и задается трехуровневой структурой проблем: 1) кризисом «советского» идеократического начала - «трагедией советского человека», потерявшего свое отечество; 2) кризисом «русского» идеократического начала - «трагедией русского человека», ставшего изгоем в постсоветских национальных госу-
дарствах и утратившего свою историческую идентичность в постсоветской России; 3) кризисом «православного» идеократического начала - «драмой постсоветского православия», в которой встраивание русской церкви в политическую систему светского либерального государства привело к утрате социального авторитета, имевшегося в 90-е годы. Еще один уровень - внешний - определяется как 4) «повышение степени новых угроз безопасности России» и «драма мирового сообщества», оказавшегося после распада СССР в условиях «однополяр-ного мира», со всеми вытекающими из этого геополитическими и всемирно-историческими последствиями, включая кризис идентичности евроатлантической цивилизации модерна.
Проблематика постсоветского кризиса идентичности требует комплексного решения на всех четырех уровнях и не может быть решена без учета какого-то одного из них. Это значит, что ключевым условием решения задачи является выработка собственного универсального проекта глобального мироустройства, с которым Россия может вернуться в историю. Именно в решении проблемы внешнего уровня содержится ключ к решению проблем внутреннего уровня.
Возвращаясь к задаче преодоления концептуальной множественности решений в рамках цивилизационного подхода, поставим вопрос, на каком цивилизационном основании («русском», «православном» или «российском») может быть комплексно решена четырехуровневая проблема постсоветской идентичности? Здесь мы обнаруживаем, что из трех цивили-зационных платформ - «российская» государ-ствообразующая составляющая идентичности России не может претендовать на роль циви-лизационного основания, в силу ее вариативности (также как и «советская»). Признаком цивилизационной платформы является ее инвариантность (константность), определяющая идентичность России на протяжении всей истории ее существования.
В выборе между «русским» и «православным» предпочтение следует отдать «русскому» началу по четырем причинам. Во-первых, «русское» предшествует «православному», имея более чем тысячелетнюю историю существования протохристианской культуры. Во-вторых, «православное» начало легло на хорошо под-
готовленную почву древнерусской культуры и стало воспроизводиться на архетипическом уровне древнерусского идеократического сознания. В-третьих, русский этнический тип выступает материальным носителем архетипов нравственного идеала совершенной личности православия. В-четвертых, архетипы русского идеократического сознания позволили в советский период господства марксистской парадигмы воспроизвести нравственные идеалы православия в прикровенной форме светской культуры и социальности.
Важнейшей задачей в преодолении разрыва между «русским», «советским» и «православным» началами постсоветского идеократиче-ского сознания является обоснование места и роли «советского» начала. Для этого требуется ввести различие между архетипическим и па-радигмальным уровнями русского идеократи-ческого сознания. Архетипы воспроизводятся на уровне коллективного бессознательного иррациональными механизмами трансляции родовой памяти (культ, миф, подражание, интуитивное различение и действие по наитию). Парадигмы фиксируют рационально воспроизводимые смыслы в речи и текстах (знания, принципы, методы, ценности, представления). Данное различение понятий позволяет нам определить «советское» начало как идеократи-ческую парадигму мысли актуализации древнерусских архетипов сознания в условиях церковной апостасии на христианском Западе и в православной России.
Создание советского государства есть русский цивилизационный ответ, направленный на сохранение православных духовно-нравственных идеалов в нецерковных формах культуры и социальности. Советский строй не был социалистическим «по Марксу». Это - русский общинный строй, воспроизведенный в границах многонационального государства, сакрали-зованный идеологией и мифологией марксизма. Противостояние между «капитализмом» и «социализмом» в ХХ веке есть противоборство двух идеократических цивилизаций России и Запада за мировое лидерство через утверждение власти своих идеалов в мировом общественном сознании.
Заключение. Полученное решение позволяет нам выдвинуть следующие тезисы.
1) кризис западного проекта общечеловеческой цивилизации (цивилизации модерна) имеет идеократическую природу, в основании которого лежит кризис новоевропейского идеала гуманизма;
2) важнейшими признаками кризиса гуманизма являются упадок духовно-нравственных идеалов западной цивилизации, кризис либеральной системы ценностей и правового государства;
3) Россия и Европа - две цивилизации идеократического типа, в основании которых лежат альтернативные интерпретации христианских идеалов: новоевропейскому идеалу индивидуальной свободы и формального равенства русская цивилизации противопоставляет идеал общественного единства, основанного на духовно-нравственном совершенствовании личности;
4) традиционные духовно-нравственные ценности русской цивилизации содержат в себе универсальные базовые принципы общественного единства, которые могут быть положены в основание постзападной общечеловеческой цивилизации;
5) в ситуации ухода Запада с позиции мирового гегемона миссия России состоит в том, чтобы занять освобождающееся место и предложить мировому сообществу свой проект общечеловеческой цивилизации;
6) кризис постсоветской идентичности обуславливается неразрешенным противоречием между материализмом марксистской идеологии и идеализмом православных архетипов русской цивилизации;
7) возвращение России в мировую историю возможно только через разрешение этого противоречия в теории и на практике: в теории -через преодоление марксистской картины мира на русском цивилизационном основании; на практике - как продолжение советского проекта в парадигме русского идеократического сознания.
Общий вывод для постсоветского правоведения: постсоветской юридической науке предстоит переформатировать советскую правовую систему в немарксистской парадигме на духовно-нравственных основаниях православия.
Литература
1. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/rso/nato/1790818 (дата обращения: 30.08.2022).
2. Доктрина Русского мира [Текст] / составитель В. В. Аверьянов. - Москва : Изборский клуб, Книжный мир, 2016. - 640 с.
3. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] / А. С. Панарин. - Москва : Алгоритм, 2002. - 496 с.
4. Проект Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=123967 (дата обращения: 30.03.2022).
5. Русская доктрина (Сергиевский проект) [Текст] / под ред. А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова. - Москва : Яуза-пресс, 2007. - 864 с.
6. Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://mid.ru/ print/?id=1790803&lang=ru (дата обращения: 12.04.2022).
7. Стенограмма совещания Путина о мерах социально-экономической поддержки регионов. 16 марта 2022 года [Электронный ресурс] // Президент России : официальный сайт. - URL: http://prezident.org/tekst/ stenogramma-soveschanija-putina-o-merah-socialno-ekonomicheskoi-podderzhki-regionov-16-03-2022.html (дата обращения: 17.06.2022).
8. Тишков, В. Нация, национализм и нациестроитель-ство [Текст] / В. Тишков // Россия в глобальной политике. - 2021. - № 2. Март/Апрель. - С. 42-62.
9. Трухан, А. В. Кризис постсоветской идентичности: постановка проблемы в идеократической парадигме мысли [Текст] / А. В. Трухан // Национальная идентичность и коллективная память: между прошлым и будущим : коллективная монография / отв. ред. Т. А. Се-нюшкина ; науч. ред. Е. А. Сенюшкин. - Симферополь : Н. Орiанда, 2022. - С. 28-59.
10. Указ Президента от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271 (дата обращения: 12.04.2022).
11. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 13 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685 (дата обращения: 12.04.2022).
12. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 12.04.2022).
13. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350 (дата обращения: 13.01.2021).
References
1. The Agreement between the Russian Federation and the United States of America on security guarantees [Electronic resource] // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation : official website. - URL: https://mid. ru/ru/foreign_policy/rso/nato/1790818 (date of application: 30.08.2022) [in Russian].
2. The Doctrine of the Russian World [Text] / compiled by V. V. Averyanov. - Moscow : Izborsky Club, Book World, 2016. - 640 p. [in Russian].
3. Panarin, A. S. Orthodox civilization in the global world [Text] / A. S. Panarin. - Moscow : Algorithm Publ., 2002. -496 p. [in Russian].
4. Draft Decree of the President of the Russian Federation "On the approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" [Electronic resource] // Federal portal of draft regulatory legal acts. - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=123967 (date of application: 30.03.2022) [in Russian].
5. Russian Doctrine (Sergievsky project) [Text] / edited by A. B. Kobyakov and V. V. Averyanov. - Moscow : Yauza-press, 2007. - 864 p. [in Russian].
6. Agreement on security measures of the Russian Federation and the Member States of the North Atlantic Treaty Organization [Electronic resource] // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation : official website. -URL: https://mid.ru/print/?id=1790803&lang=ru (date of application: 12.04.2022) [in Russian].
7. Transcript of Putin's meeting on measures of socioeconomic support for the regions. March 16, 2022 [Electronic resource] // President of Russia : official website. - URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-putina-o-merah-socialno-ekonomicheskoi-podderzhki-regionov-16-03-2022.html (date of application: 17.06.2022) [in Russian].
8. Tishkov, V Nation, nationalism and nation-building [Text] / V. Tishkov // Russia in Global Politics. - 2021. -No. 2. March/April. - P. 42-62 [in Russian].
9. Trukhan, A. V. Post-Soviet Identity Crisis: Statement of the Problem in the Ideocratic Paradigm of Thought [Text] / A. V. Trukhan // National identity and collective memory: between the past and the future : a collective monograph / ed. by T. A. Senyushkin ; scientific ed. by E. A. Senyushkin. -Simferopol : N. Orianda Publ., 2022. - P. 28-59 [in Russian].
10. Presidential Decree No. 400 of July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271 (date of application: 12.04.2022) [in Russian].
11. Decree of the President of the Russian Federation "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020" dated May 13, 2009 No. 537 [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685 (date of application: 12.04.2022) [in Russian].
12. Decree of the President of the Russian Federation "On the National Security Strategy of the Russian Federation" dated December 31, 2015 No. 683 [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (date of application: 12.04.2022) [in Russian].
13. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.12.2012 No. 1666 (ed. dated 06.12.2018) "On the Strategy of the State national policy of the Russian Federation for the period up to 2025" [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_139350 (date of application: 13.01.2021) [in Russian].
Поступила в редакцию 31.08.2022 Received August 31, 2022