ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. Т. 23. № 4
DOI:10.24290/1029-3736-2017-23-4-147-168
КОНЦЕПТ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Е.М. Морозов, канд. богословия, Первый проректор Томской Духовной семинарии, ул. Ленина, 82, г. Томск, Россия, 634009*
В статье анализируется стратегия Русской Православной церкви по возрождению национальной, государственной и церковной идентичности в России. Выявляются особенности церковной трактовки понятия идентичности, риски утраты национальной идентичности, с точки зрения Церкви. Автор приходит к выводу о том, что в социально-политическом дискурсе Православной церкви концепт идентичности представлен в качестве культурного и социального маркера и осмысливается в парадигме соответствия устоявшимся нормам и поведенческим реакциям. Духовная идентичность рассматривается в православии через апелляцию к религиозной традиции, соотносится со сформировавшимся в прошлом нравственным императивом и социально-правовым кодексом. К важным факторам государственной идентичности Церковь относит православную самоидентификацию граждан и свое участие в социокультурных преобразованиях России. В декларациях на тему христианской идентичности руководители Церкви опираются на идею русской религиозной философии о генетической связи православия с национальным сознанием. Получает развитие тенденция православного участия в общественной экспертизе светских культурных мероприятий, в обучении школьников (ОПК в составе курса ОРКСЭ) и научной деятельности высших учебных заведений (включение "теологии" в список научных дисциплин ВАК). Общественная поддержка взаимодействия Церкви с государственными учреждениями культуры и образования расценивается автором как фактор обретения православием институциональных признаков идентичности. Активное участие Церкви в общественной дискуссии на тему взаимоотношений России с европейскими странами мотивируется стремлением развивать международное сотрудничество, чему препятствуют ценностные противоречия, преодолеть которые "секуляризованному" Западу предлагается через возвращение к христианской идентичности. Научная интеллигенция противоречиво реагирует на церковную формулировку национальной идентичности как русской идентичности. Насаждение русской идентичности в ущерб российской вызывает конфликт идеологем.
Ключевые слова: идентичность, церковь, нация, общество, государство, культура, политика.
* Морозов Евгений Михайлович, e-mail: [email protected]
THE CONCEPT OF IDENTITY IN THE SOCIO-POLITICAL DISCOURSE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
Morozov Evgeny M., candidate of Theology, Vice-Rector at Tomsk Theological Seminary, 82 Lenin Avenue, Tomsk, Russia, 634009, e-mail: [email protected]
The article analyzes the strategy of the Russian Orthodox Church for the revival of national, state and church identity in Russia. The peculiarities of the church interpretation of the concept of identity and the risks of loss of national identity are revealed from the standpoint of the Church. The author concludes that in the socio-political discourse of the Orthodox Church the concept of identity is presented as a cultural and social marker and is comprehended in the paradigm of conformity with established standards and behavioral responses. Spiritual identity is seen in Orthodoxy through an appeal to the religious tradition and is correlated with the moral imperative formed in the past and with the social and legal code. The Church considers the Orthodox self-identification of citizens and its participation in sociocultural transformations of Russia to be important factors of state identity. In declarations on the topic of Christian identity, the leaders of the Church rely on the idea of Russian religious philosophy about the genetic connection of Orthodoxy with national consciousness. The tendency of Orthodox participation in the public examination of secular cultural events, in teaching schoolchildren ("General Professional Competences" in the course of "The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics") and in the scientific activity of higher educational institutions (the inclusion of "theology" in the list of scientific disciplines of the Higher Certifying Commission) is developing. Public support for the interaction of the Church with state institutions of culture and education is regarded by the author as a factor of acquiring institutional features of identity by Orthodoxy. The active participation of the Church in the public discussion on the relationship between Russia and European countries is motivated by the desire to develop international cooperation, which is hampered by the value contradictions that the "secularized" West is offered to overcome by returning to a Christian identity. The scientific intelligentsia reacts inconsistently to the church formulation of the national identity as Russian identity. The implantation of Russian identity to the detriment of Russia causes ideological conflict.
Key words: identity, church, nation, society, state, culture, politics.
В связи с кардинальной трансформацией церковно-государ-ственных отношений в конце XX в. РПЦ получила шанс вернуть себе статус значимого социального института и авторитетного духовного эксперта, утерянный в советское время. Для достижения этой цели Московская Патриархия начала разработку церковной стратегии ответа на актуальные общественные вызовы, предполагающую реагирование на социальные изменения, обусловленные глобализацией. Это означало принятие Церковью глобализации как свершившегося факта. Православные лидеры выступили с призывом сохранять государственную, этническую и культурную самобыт-
ность, противостоять характерному для глобализации экспорту материалистических идей и процессу вытеснения из общественного сознания традиционных духовных ценностей. РПЦ указала на глобализацию как на главный фактор разрушения веками устоявшихся
^ 1
культурных и духовных традиций1 и заявила о наличии в западном обществе кризиса идентичности2. В последнее время в официальной риторике Церкви негативная оценка глобализации становится более мягкой, а интерпретации кризиса идентичности — более радикальными. Исследователи характеризуют реакцию современной РПЦ на процесс глобализации как "сдержанную, дипломатичную и компромиссную"3. В церковном проекте документа "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд" наряду с нежелательными последствиями глобализации указываются такие ее позитивные стороны, как расширение возможностей для объединения людей на нравственной основе, братской взаимопомощи, обмена научными достижениями, познания разных языков и культур, сохранения экологии4. Тенденция снижения корреляции между тем, как Церковь оценивает само социальное явление (кризис идентичности) и фактор, порождающий это явление (глобализацию), дает основание оппонентам Патриархии подозревать церковное руководство в непоследовательности и политической ангажированности. Что заставляет Церковь "бить в колокола" по поводу вопроса национальной идентичности и сдержанно оценивать глобализацию? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять следующее:
— как Православная Церковь трактует понятие идентичности;
— какие риски идентичности, с точки зрения Церкви, формируются в современном мире, и в частности, в России;
— какие пути преодоления кризиса идентичности предлагает Русская Православная церковь.
В данной статье мы попытаемся ответить на поставленные вопросы.
1 Святейший Патриарх Кирилл: "В условиях глобализации самая большая опасность — это разрушение традиции" // Православие и мир. URL: http://www. pravmir.ra/svyatejshij-patriarx-kirill-v-usloviyax-globalizacii-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (дата обращения: 03.04.2017).
2 Слово Патриарха. Неделя 20-я по Пятидесятнице // Православие.га. URL: http://www.pravoslavie.ru/98395.html (дата обращения: 03.04.2017).
3 Еремин А.В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковный дискурсы // Научные ведомости. 2014. Вып. 32. № 21 (192). С. 164.
4 Проект документа "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд" // Богослов.т. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4904991.html (дата обращения: 03.04.2017).
В социально-политическом дискурсе современной РПЦ понятие идентичности используется применительно к теме государственного, национального и церковного развития. О государственной идентичности Патриарх Кирилл высказывается следующим образом:
— каждое государство имеет свою духовную идентичность5;
— в основе духовной идентичности государства заложены традиции предков, религия и культура;
— каждое государство вправе отстаивать свою национальную идентичность6.
Понятие национальной идентичности православные иерархи вводят в свой лексикон, когда говорят о российском социуме и зарубежных этносах. Современная Россия, сохраняющая свою национальную идентичность, противопоставляется тем странам Европы, в которых национальное самосознание утрачивает исторически сложившиеся религиозно-культурные черты. Россия возвращается к своей самобытности через православие, а Европа уходит от традиционных ценностей, что, по мнению Патриарха Кирилла, ставит под сомнение возможность ведения конструктивного политического диалога7.
Постулат об изначальном формировании русской идентичности под влиянием православия используется в качестве обоснования значимой роли Церкви в государственном развитии. Православные СМИ чаще всего тиражируют следующие идеи:
— православная вера стала "стержневым фактором русского народа"8;
— православная Церковь сыграла ключевую роль в формировании русского государства, культуры, письменности, образования;
— Церковь более других социальных институтов повлияла на развитие языка, традиций и национального образа русского народа.
5 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в Москве // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4660371.html (дата обращения: 04.04.2017).
6 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4789256.html (дата обращения: 04.04.2017).
7 Святейший Патриарх Кирилл: "Христианская идентичность Европы — неизменная данность, которую нельзя уничтожить, не разрушив самого европейского мира" // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/212085.html (дата обращения: 11.04.2017).
8 "Слово пастыря". Выпуск от 10 июня 2012 года // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/2280499.html (дата обращения: 20.04.2017).
В 2014 г. в "Декларации русской идентичности" была предпринята попытка церковно-нормативного закрепления православного понимания национальной идентичности, сформулированы такие аспекты национального дискурса, как самосознание, язык, религия, этногенез. В качестве критериев принадлежности к русской нации указано следующее:
— предпочтительное отношение к русской идентичности в процессе персонального национально-культурного самоопределения;
— русская самоидентификация личности;
— приоритетное место русского языка во внешней коммуникации и внутренней рефлексии;
— признание за православием фундаментальной роли в формировании и развитии национальной духовной культуры;
— солидарное отношение к судьбе русского народа9. Социологи подчеркивают ярко выраженный идеологический
характер данного документа, называют подобные акты "церков-
и и }} 1П __^
ной доктриной русского национализма 10, поскольку ключевой
мыслью служит признание за РПЦ статуса национального лидера.
Патриарх Кирилл, активно выступающий с идеей "каждый русский
должен признавать православное христианство основой своей на-
11
циональной культуры , наделяется статусом идеолога православной идентичности русской нации.
О проблематике церковной идентичности в светской аудитории иерархи высказываются реже. Патриарх Кирилл определяет церковную идентичность как компетентность института Церкви в сохранении духовного наследия. Для достижения духовной идентичности Церкви необходимо следующее:
— сохранять в церковном сознании ценности религиозной веры, социальную ответственность и духовную любовь к ближнему;
— быть приверженной идеалам христианского взаимоотношения с братьями по вере и представителями других религий;
— осуществлять деятельность по включению христианских принципов в основание общественных процессов12.
9 Декларация русской идентичности // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/508347.html (дата обращения: 11.04.2017).
10 Верховский А. "Доктрина Кирилла" как инструмент изменения идентичности российского общества и Русской православной церкви // Eurasian review. 2011. Nov. Vol. 4. С. 12.
11 Декларация русской идентичности.
12 Святейший Патриарх Кирилл: "Христианская идентичность Европы — неизменная данность, которую нельзя уничтожить, не разрушив самого европейского мира".
Высказывания современных иерархов на тему церковной идентичности, будучи новым словом в современной общественно-политической дискуссии, базируются на идеях русской религиозной философии и академического православного богословия XX в. Такие философы, как В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков писали о генетической связи православия с национальным сознанием, отстаивали гипотезу о том, что идентичность есть не что иное, как духовное и рациональное осознание личностью своей причастности к православному преданию, а процесс обретения идентичности подразумевает "восстановление соответствия характера культурного и исторического процесса религиозным и национальным особенно-стям"13. В православном богословии XX в. проблематика церковной идентичности наиболее детально была проанализирована профессором Ленинградской Духовной Академии В. А. Заболотским, по мнению которого подлинная церковная идентичность есть такое состояние православной организации, при котором она является "действительно Церковью, Телом Христовым, собирающей со Христом и во Христе для Царствия Божия"14. Заболотский выделяет такие институциональные критерии истинной церковной идентичности, как сохранение христианского характера взаимоотношений в церковной общине, поддержание консилиарности (соборности) в церковном управлении, созидание миротворческих акций, содействие социальным, экономическим и политическим структурам в развитии общества, одобрение планирования научно-технического прогресса во имя созидательных целей, формирование общественного мнения с целью побуждения людей к активному участию в деле построения справедливого и прогрессивного гражданского общества, взаимодействие с гражданскими институтами на международном уровне ради укрепления дружбы между народами и сотрудничества между государствами, содействие учреждению эффективных средств контроля над деятельностью межнациональных корпораций. Как мы видим, в современной политике РПЦ последовательно реализуется тот принцип церковной идентичности, который во второй половине XX в. был заявлен православным богословием как активное проникновение Церкви в социальные отношения и государственную жизнь. К персональной христианской идентичности Заболотский относит следующее:
13 Алехина С. Проблема идентичности в русской философии XIX — начала XX в. // Власть. 2010. № 3. С. 40.
14 Заболотский В.А. Ответственность Церкви в сегодняшнем мире // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 63.
— наличие в религиозной практике духовенства и прихожан мистического опыта, т.е. "живого ощущения связи между земной и Небесной Церковью";
— реализацию норм христианского поведения, описанных в Евангелии (имеется ввиду безупречность нравственной репутации иерархии, духовенства и прихожан);
— отношение к другими религиями, провозглашающим моральные основы и стремление к миру и сотрудничеству, с позиции солидарности;
— восприятие светского мира как зоны религиозной ответственности христианина.
Таким образом, с точки зрения православного богословия, рели -гия не должна оставаться на периферии общественного сознания, но играть значимую роль в социальных коммуникациях. В сочинениях профессора Заболотского выявляется осознанная потребность Церкви 1970-х гг. в обретении такого варианта взаимодействия с обществом, который позволил бы ей в условиях законодательного запрета на христианское миссионерство соответствовать своему духовному призванию. Но в дальнейшем в связи со снятием государственных ограничений на деятельность религиозных организаций проблематика церковной идентичности ушла в богословской дискуссии на второй план. Политическая свобода подтолкнула РПЦ не к поиску инновационных форм духовной миссии, а возрождению церковной инфраструктуры и приходской жизни по дореволюционным лекалам. Лишь при Патриархе Кирилле Церковь становится более современной, поскольку происходит осознание потребности ответа на вызовы, связанные как с сохранением православной традиции, т.е. консервацией правовых, догматических и богослужебных норм, так и с модернизацией, т.е. необходимостью институционального развития, переосмысления пастырского служения в меняющемся мире.
В последние годы в официальных речах Патриарха Кирилла, посвященных теме развития Российской Федерации, часто звучит мысль о том, что потеря государством духовной идентичности влечет разрушение национальной самобытности, государственного устройства, политического и социального порядка15. Фактором ослабления национальной (русской) идентичности, по мнению Патриарха Кирилла, является не столько атеизм, сколько поиск альтернативной православию основы национальной культуры. Советский режим сформировал секулярный тип самоидентификации граждан,
15 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
но оказался не в силах разрушить национальное самосознание, поскольку " порожденная именно православием русская культура, в том числе литература, музыка, живопись, стала осуществлять, несколько иным образом, ту же функцию, которую на первоначальных этапах исторического развития русского народа осуществляла Русская Православная Церковь"16. Насаждение антиклерикальной идеологии в сознание советского народа обусловило снижение влияния Церкви на общество, но не упразднило потребность религиозной веры в человеческой личности. С точки зрения Церкви, к социальному апокалипсису (кризису идентичности) Россию ведет либерализм17, что наиболее ярко проявляется в нравственной деградации российской культуры. Стремление либеральной общественности легитимировать независимость культуры от религии на социальном уровне, а также добиться снятия моральных ограничений в реализации демократического принципа свободы творчества породило противоречия между православными и культурными учреждениями. Православная общественность выступает против оскорбления чувств верующих (Новосибирская акция "Защитим святыни — спасем Россию" против постановки оперы Вагнера "Тангейзер"), либеральная — митингует против реституции церковного имущества (передачи РПЦ Исаакиевского собора). В результате общество не солидаризируется на началах гуманизма, перестает доверять культурным учреждениям и Церкви, что снижает в равной степени как актуальность православной общественной проповеди, так и художественного творчества. В молодежной среде религия перестает осмысливаться как духовный фундамент культуры, и студенчество, положительно относящееся к Церкви, заявляющее о своей православной идентичности, живет преимущественно мирскими интересами. Несмотря на тенденцию повышения религиозности в среде студенческой молодежи в последние годы, она остается в основной массе религиозно индифферентной, предпочитает формальный вариант принадлежности к Церкви активному членству в ней. Современная молодежь плохо осведомлена в вопросах религиозной веры, констатирует отсутствие религиозного воспитания в процессе семейной социализации18. Известно, что инициатива введения теологии в вузах не по-
16 "Слово пастыря". Выпуск от 10 июня 2012 г.
17 Pomerantsev P. Putin's God squad: the orthodox church and Russian politics // Newsweek. URL: http://www.newsweek.com/putins-god-squad-orthodox-church-and-russian-politics-64649 (дата обращения: 04.04.2017).
18 Щербакова Е.В. Отношение к религии в среде студенческой молодежи // Дискуссия. 2015. Май. № 5 (57). URL: http://www.journal-discussion.ru/publication. php?id=1360 (дата обращения: 24.04.2017).
лучила в целом поддержку студенческой молодежи, желающей изучать религию в рамках религиоведения19.
Культурные учреждения постепенно теряют имидж ретрансляторов несомненных художественных ценностей, в борьбе за аудиторию не выдерживают конкуренции с "телевизором" и "интернетом", в связи с чем государственная власть создает проекты, направленные на привлечение граждан в музеи, театры и т.д. (государственная программа "Культура Москвы 2012—2016 годы"). Искусство не оценивается современным обществом однозначно как возвышающее человеческую личность социальное явление, поскольку выполняет в том числе развлекательную функцию, удовлетворяющую потребность клипового мышления в погоне не за духовными смыслами, а новыми эмоциональными впечатлениями. Это особенно характерно для так называемого "актуального искусства", нарочито противопоставляющего себя консервативным интерпретациям произведений классиков. Тенденцию нравственного упадка, характерную для жизни всего общества, обусловило снятие нравственного регулирования деятельности общественных учреждений со стороны государства, а также усиление следующих факторов:
— внедрение в общественную жизнь принципа "спрос рождает предложение";
— постепенное снижение воспитательной роли образования и трудовой деятельности, превращение их в сферу услуг;
— вытеснение религиозного контента из общественной коммуникации.
Следует заметить, что церковная оценка социокультурной ситуации в России совпадает с позицией светских авторов, которые обращают внимание на тенденцию подмены в современной системе образования традиционных ценностей русской культуры западными. Не коллективизм и солидарная ответственность формируются в современной студенческой среде, а эгоистически ориентированная личность, "вседозволенность и гедонизм", приоритетное отношение к Западу в ущерб интересу к родной истории и культуре. Исследователи приходят к выводу, что "для современной России это равноценно национальной катастрофе, поскольку наносит сильнейший удар по самим основам российской цивилизации, формировавшейся и существовавшей на совершенно иных традициях и ценностях"20.
19 Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области): Автореф. дисс. ... канд. социолог. наук. Нижний Новгород, 2008. С. 11.
20 Топольян А.П. Русская Православная Церковь в модернизационных процессах современной России: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2013. С. 18.
На международном уровне отказ от национальной идентичности, предполагающей религиозную компоненту культуры, расценивается Церковью как фактор развития терроризма, одна из главных причин его появления. Современная человеческая цивилизация развивается вне религиозно-нравственного начала, отказывается от приоритета божественного и нравственного закона в общественной и частной жизни21, т.е. от религиозной идентичности, и на этом факте строится мотивация подрывной деятельности экстремистских организаций и вербовка молодежи.
Поскольку европейские страны подвержены секуляризации, в основе которой содержится отрицание традиции (легитимизация гей-сообществ, узаконивание однополых браков), а Россия остается приверженной ценностям традиционным, таким, как семья и дети22, международная дискуссия России и государств Европы постепенно лишается общего культурного языка. России и Евросоюзу не удается прийти к консенсусу в формулировке цели и задач взаимодействия по важнейшим геополитическим направлениям, так как субъекты международных отношений исходят из различных мировоззренческих парадигм и социальных доктрин. Дело доходит до открытого противостояния, примером чего является попытка депутатов Европарламента в ноябре 2016 г. включить Русскую Православную церковь в число главных мировых угроз и информационных противников Запада. В тексте "Резолюции о противодействии враждебной Евросоюзу пропаганде" противодействие российской "пропаганде" приравнивается к борьбе с террористической организацией "Исламское государство" (ИГ) и "Аль-Каида", запрещенными в РФ23.
Усилия РПЦ по преодолению демографического спада и социальных девиаций, популяризации патриотизма и семейных ценностей обусловили закрепление за православием статуса "важного фактора социальной интеграции российского общества и сохране-
24
ния национальной идентичности и традиционных ценностей 24, в связи с чем Церковь получила общественную и государственную санкцию на участие в обсуждении темы идентичности русской на-
21 Полная версия эксклюзивного интервью патриарха Кирилла телеканалу RT // RT. URL: https://russian.rt.com/article/148812 (дата обращения: 20.04.2017).
22 ВЦИОМ: россияне считают традиционные ценности главным залогом счастливой жизни // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/3841048 // (дата обращения: 06.04.2017).
23 Евросоюз будет противодействовать Русской Православной Церкви // Завтра. URL: http://zavtra.ru/events/rezolyutciya_o_protivodejstvii_rossijskim_smi_vizvala_v_ evrope_zharkie_spori (дата обращения: 03.04.2017).
24 Топольян А.П. Указ. соч. С. 10.
ции. Постсоветскому российскому обществу, пережившему разрушение "советской" идентичности, испытывающему потребность в интеграции с различными социальными институтами, РПЦ (избежавшая внутренней секуляризации в XX в. и сохранившая свою идентичность) предложила вариант культурной самоидентификации на основе Православия, а также методическую помощь в разработке и реализации государственной концепции модернизации России на основе ценностей национальной культуры. Панацею от кризиса идентичности Церковь нашла в том, чтобы удовлетворить потребность общества в национальном возрождении. Парадигме глобального модернизационного процесса, предполагающего стирание границ национального самосознания, Церковь противопоставляет идею соборности, понимаемую как объединение людей в социальной, культурной и политической деятельности при условии сохранения этноконфессиональной идентичности субъектов и уважительном отношении к их национальной культуре. Вводя понятие соборности в социально-политический дискурс, Церковь избегает политиканства, описывает его с точки зрения мировоз-
25
зрения и социальной коммуникации25.
Секулярная идеология, направленная на преобладание рационализма и потребительства в массовом сознании, трактуется Церковью как губительное для российского народа явление, разрушающее традиционную систему ценностей. По мнению Церкви, отказ от либерализма, провозглашающего секулярные приоритеты в государственном и культурном развитии, — путь к восстановлению национальной идентичности России26. Не случайно, что вину за сформировавшийся в обществе "религиозный и нравственный
55 ££ 55 ££
нигилизм , оторванность от национальных корней , утрату понятия о духе и духовной жизни", "безмерную лжемессианскую гордыню", "разрушение традиционных идеалов"27 высшее руководство РПЦ возлагает на русскую интеллигенцию. Обструкции подвергается и западное христианское богословие, которое, по мнению Патриарха Кирилла, попало "в плен светской мысли"28.
В качестве метода сохранения христианской идентичности на государственном уровне Церковь предлагает "присутствие духов-
25 Соборность и демократия // Всемирный Русский Народный Собор. URL: http://vrns.ru/sobornost/133 (дата обращения: 20.04.2017).
26 Pomerantsev P. Op. cit.
27 Стенограмма II Всемирного Русского Народного Собора 01.02.1995 // Сайт Всемирного Русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/documents/55/1269/ #.WKrf_I9OLIU (дата обращения: 23.04.2017).
28 РПЦ против либерализма // Интерфакс религия. URL: http://www.interfax. ru/russia/92596 (дата обращения: 25.04.2017).
ного измерения в системе общественных отношений"29, в том числе в образовании, культуре и политике. Из этого вытекает инициатива Патриархии по внесению духовного компонента в систему общего и высшего профессионального образования (ОПК в составе курса ОРКСЭ, включение "теологии" в список научных дисциплин ВАК). В качестве председателя Общества русской словесности Патриарх Кирилл выступает и с другими образовательными инициативами, такими, как создание единой концепции государственной языковой политики и общих учебников по русскому языку, литературе и истории, более углубленное изучение в государственных школах русской классики ради " обеспечения преемственности базовых ценностей русской культуры и российской идентичности"30.
В исполнении роли нравственного глашатая культурного творчества, его совести, напоминающей о необходимости сохранения высоких идеалов, Церковь находит фактор собственной идентичности. В том, чтобы быть духовным наставником для культуры, подверженной влиянию негативных тенденций, Церковь исходит из государственных интересов, в связи с чем заявляет о возможности построения и развития справедливого общества и государства лишь на фундаменте нравственного закона31. С целью поиска путей культурного сотрудничества под эгидой РПЦ происходят официальные мероприятия, такие, как столичный Круглый стол "Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге", региональные Чтения, приуроченные к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Светские деятели высказывают мнение о том, что «Церковь, и культура сегодня находятся только в начале совместного пути приобщения к настоящему искусству, так называемого, "креативного класса", появившегося в стране в 90-е годы ХХ века»32. Патриарший совет по культуре осуществляет деятельность по организации дискуссионных площадок по вопросам развития диалога Церкви, культуры и общества. Несмотря на то, что основные направления церковной деятельности, ориентированные
29 Святейший Патриарх Кирилл: "Христианская идентичность Европы — неизменная данность, которую нельзя уничтожить, не разрушив самого европейского мира".
30 Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Общества русской словесности // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 4836848.html (дата обращения: 11.04.2017).
31 Об отношениях Церкви и государства // Союз. URL: http://tv-soyuz.ru/qna/ ob-otnosheniyah-tserkvi-i-gosudarstva (дата обращения: 02.04.2017).
32 Милов С., Ештокин В. Церковь и культура должны вместе идти в будущее, — участники круглого стола // Фома. URL: http://foma.ru/tserkov-i-kultura-dolzhnyi-vmeste-idti-v-budushhee-uchastniki-kruglogo-stola.html (дата обращения: 11.04.2017).
на ценности христианской культуры и имеющие воспитательное значение для гражданского сознания, получают позитивную общественную оценку (проведение творческих конкурсов, фестивалей и концертов духовной музыки, презентация православных выставок, разработка краеведческих программ, организация паломнических путешествий, проведение экскурсий по храмам и церковным музеям, участие в культурно-просветительских семинарах и общественных дискуссиях), попытки Церкви производить нравственную экспертизу культурно-образовательного процесса воспринимаются в государственных учреждениях неоднозначно. Как и на рубеже XX—XXI вв. либеральная общественность готова терпеть только такую Церковь, которая ни во что не вмешивается33. Публичные протесты епархий против случаев кощунства над религиозными святынями, обращение в органы правовой защиты по поводу оскорбления христианских чувств верующих воспринимаются в либеральной среде как проявление Церковью полицейских функций. Но надо понимать, что острая реакция Церкви на творчество, в котором религиозная символика представлена в антиклерикальном ключе, обусловлена желанием видеть в культуре своего союзника в деле сохранения общественной морали. Недостатком церковной стратегии является то, что, обходясь общими словами об " антигуманном и безбожном характере" современной культуры, она винит общество в заимствовании западных социокультурных образцов, но не обращает внимания на собственно российские факторы — недостаточное государственное финансирование и монетизацию культуры, которая является дотационной сферой. Переориентация искусства от духовных идей к потребительскому спросу, не соответствующему высоким моральным стандартам, в большей степени влечет необходимость достижения учреждениями культуры порога рентабельности. Безусловно, Церкви следует и дальше призывать театральные, художественные и музыкальные коллективы к осознанию моральной ответственности за профессиональную деятельность, но к этому нужно присовокупить усилия, направленные на обращение внимания Правительства РФ к финансовым нуждам культуры как дотационной сферы. Это было бы логично в отношении светских проектов религиозного содержания. В качестве попечителя культуры Церковь могла бы привлечь к себе особое внимание интеллектуалов и интеллигенции, обрести их благосклонность и уважение. .
33 Синелина Ю.Ю. Атака на РПЦ // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 102.
Свое политическое влияние Церковь пытается распространить с той же целью — формирования нравственного климата в обществе, а также предотвращения межрелигиозных конфликтов и установления конструктивного диалога с различными политическими субъектами. "Мы не обладаем возможностью предрешать события мировой истории, — еще в 1984 г. говорил Патриарх Пимен, — но не имеем права и на пассивное созерцание происходящего"34. Чтобы обнародовать свое отношение к мировым событиям, необходимо иметь доступ к международным дискуссионным площадкам, в связи с чем декларируемое иерархами невмешательство Церкви в политические противостояния сопряжено с правом пуб-
35
личной оценки35, что и происходит во время деловых встреч руководства РПЦ с главами российских государственных ведомств и иностранных государств (встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском, обсуждение политических конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке). Негативно оценивая факт политического и экономического противостоянии России и стран Старого Света, руководство РПЦ связывает мировоззренческие противоречия с отступлением Запада от традиционных ценностей, и в качестве путей возрождения сотрудничества предлагает возвращение к диалогу, сохранение христианской идентичности36.
Несмотря на заявления руководителей Церкви о том, что их политические высказывания направлены на созидание социального мира, а контекст встреч с государственными чиновниками содержит духовную оценку действий власти и так называемое пе-чалование о нуждах народа37, в либеральной среде принято считать церковно-государственный формат коммуникации фактором политизации религии, оценивать его как нарушение норматива о светском характере Российского государства.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В социально-политическом дискурсе РПЦ понятие идентичности представлено в институциональном и личностном аспектах. Персональная идентичность осмысливается Церковью как соответствие устояв-
34 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на пленуме Советского комитета защиты мира // ЖМП. 1984. № 5. С. 45.
35 Митрополит Иларион: отношения между церковью и государством конструктивны // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (дата обращения: 28.03.2017).
36 Слышим ли мы то, о чем говорит Патриарх Кирилл // Риа-новости. URL: https://ria.ru/analytics/20161103/1480642765.html (дата обращения: 11.03.2017).
37 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 17.03.2017).
шимся нормам и поведенческим реакциям. Церковная идентичность измеряется степенью соответствия религиозному критерию православия. Консервация православной традиции в рамках архаичной трактовки богослужебного языка и христианской этики, за что Церковь нередко критикуют в светском обществе, не противоречит критериям идентичности, содержащимся в трудах православных богословов XX в. Понятие христианской идентичности связывается с национальной самобытностью. Патриарх Кирилл отстаивает идею о генетической и идейной связи таких концептов, как российская национальная идентичность, русская нация и православное вероисповедание, в результате чего в научных публикациях Главу РПЦ характеризуют как автора церковной доктрины русского национализма38. Несмотря на слабую эффективность приема апелляции к прошлому, именно с его использованием Церковь чаще всего пытается убедить оппонентов в высокой жизнеспособности фактора православия. Угрозами христианской идентичности считаются глобализм и секуляризм.
Хотя православная стратегия возрождения национальной идентичности еще не представлена в виде нормативного документа, церковная модель этнокультурного национализма уже приобрела ясные очертания и развивается в сторону цивилизационного осмысления роли России в мировой истории. Крещение Руси в православной купели квалифицируется как цивилизационный выбор русского народа, предопределивший особый, отличный от секуляризованной Европы, путь России. Данная доктрина содержит гипотезу о тождественности между национальным самосознанием и чувством солидарности с судьбой своего народа, что находит поддержку в широких слоях российского социума. Церковь призывает россиян гордиться достижениями русской нации в исторических событиях Крещения Руси, Куликовской битвы, преодоления Смуты, побед над Наполеоном и Гитлером. Победу в Великой Отечественной войне 1945 г. Патриарх Кирилл именует "одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации"39.
В общественной дискуссии на тему взаимоотношений России с западными странами, с подачи Церкви актуализируется проблема общих ценностей и интересов. Преодоление ценностных противоречий в области культуры и религии может стать фактором укрепления и развития международных связей. Патриарх Кирилл оценивает свою официальную встречу с Римским понтификом как
38 Верховский А. Указ. соч. С. 11.
39 Декларация русской идентичности.
взаимное стремление сформировать базис "нравственного консенсуса для всех людей"40 .
Проблема церковной идентичности, являясь внутренним вызовом РПЦ, традиционно решается через апеллирование к прошлому. Высокая степень консервации в православной традиции вероучи-тельных доктрин позволяет использовать светские (инновационные) методики в миссионерской и просветительской работе без риска обмирщения. Незыблемыми остаются догматические нормы, традиции православного аскетизма и стандарты христианского поведения. Институциональные преобразования не влияют на нравственный кодекс Церкви, характер богослужения, духовную практику пастырского руководства и религиозную жизнь прихожан. Несмотря на многолетнюю оживленную дискуссию о необходимости пересмотра лексики богослужебного языка, церковного календаря и так называемого православного дресс-кода , в действительности ничего не меняется. В контексте современных церковных реформ изменение акцентов в самоидентификации РПЦ не приводит к отклонению от канонического норматива. В консервативном церковном сознании живет убежденность в правильности стратегии духовного возрождения по архаичным образцам.
На вопрос о том, принимает ли широкая общественность мотивацию РПЦ в ее стремлении формировать национальную идентичность, однозначного ответа дать нельзя. С одной стороны, па-терналистски настроенные деятели науки и культуры разделяют опасения Церкви в связи с бесконтрольным внедрением в жизнь россиян западных культурных традиций, в основе которых заложено либеральное мировоззрение и идея свободного стиля жизни. В некоторой части светского сообщества сохраняется убежденность в возможной утрате российской национальной идентичности в слу-
41
чае государственной европеизации страны 41 и пропагандируется идея об успешном развитии и повышении роли России на международном уровне за счет реализации стратегии развития на основе православия. По мнению академика И. Шафаревича, трагедия русского народа в XX в. обусловлена отказом от "своего пути" и подражанием "английскому пути", а возрождение былого величия России возможно лишь при условии сплоченности граждан в государственном и религиозном отношении42. Кроме этого, к инициативам Церкви прислушивается власть, большинство населения
40 Полная версия эксклюзивного интервью патриарха Кирилла телеканалу RT.
41 Булычев Ю., Рябов Ю. Духовные основы истории русской культуры от середины XIX до конца ХХ в.: Уч. пособ. Ч. 2. СПб., 2007. С. 404.
42 Сапрыкин Д. Один народ, одна страна, один Бог, одна Церковь. Интервью с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем // Православие.га. URL: http://www.pravoslavie.ru/4531.html (дата обращения: 23.03.2017).
поддерживает православное участие в государственной политике43, т.е. само общество не ставит под сомнение эвентуальность легитимации Церкви в качестве значимого социального института. Социологи считают, что тенденция повышение религиозности в среде современной студенческой молодежи обусловлена клерикариза-цией общества, "бесспорным усилением культурного и политического влияния религии на российское общество", "значительным проникновением церкви во все сферы общества"44. С другой стороны, с церковной политикой по возрождению национальной идентичности исследователи связывают такие риски, как насильственная унификация бюрократическими методами этнических идентичностей, возможное появление в будущем на этом фоне социальной конфронтации, дискриминации, массовой депортации и других репрессий за "неправильную" этническую принадлежность. Негативно оценивается претензия Церкви быть духовным наставником для представителей государственного аппарата, лоббирование Патриархией интересов власти, сведение многочисленных проявлений российского этноса к одной идентичности (православной)45. Противодействие Церкви со стороны определенной части интеллигенции обусловлены, во-первых, тем, что формулировка национальной идентичности как русской идентичности противоречит Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (1996), в которую заложено понятие
LL 55
"российская нация", критерием которой является не принадлежность к русскому этносу и православного исповеданию, а принцип гражданства. Насаждение русской идентичности в ущерб российской — конфликт идеологем и к общественной солидарности вести не может. Во-вторых, крайняя консервативность РПЦ в вопросах должного, нежелание поступаться такими элементами своей доктрины, как контроль рождаемости, изменение социальных ролей в семейных отношениях и пр. ведет к отторжению всего комплекса идей, формулируемых Церковью, молодежными когортами населения и не только ими. Церковь рискует быть не услышанной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алехина С. Проблема идентичности в русской философии XIX — начала XX в. // Власть. 2010. № 3. С. 39-43.
43 Одобрение роли РПЦ в государстве выросло до рекордного уровня // Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/2016/02/19/odobrenie-roli-rpts-v-gosudarstve-vyroslo-do-rekordnogo-urovnya/ (дата обращения: 23.04.2017).
44 Щербакова Е.В. Указ. соч.
45 Митрохин Н. Церковь, этнонационализм и государство // Pro et contra. 2013. № 5.C. 7.
Аникина А. В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области): Автореф. дисс. ... канд. социолог. наук. Нижний Новгород, 2008.
Булычев Ю., Рябов Ю. Духовные основы истории русской культуры от середины XIX до конца ХХ в.: Уч. пособ. Ч. 2. СПб., 2007.
ВЦИОМ: россияне считают традиционные ценности главным залогом счастливой жизни // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/3841048 // (дата обращения: 06.04.2017).
Верховский А. "Доктрина Кирилла" как инструмент изменения идентичности российского общества и Русской православной церкви // Eurasian review. 2011. Nov. Vol. 4. С. 11-24.
Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Общества русской словесности // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4836848.html (дата обращения: 11.04.2017).
Декларация русской идентичности // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/508347.html (дата обращения: 11.04.2017).
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 17.03.2017).
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4789256.html (дата обращения: 04.04.2017).
Евросоюз будет противодействовать Русской Православной Церкви // Завтра. URL: http://zavtra.ru/events/rezolyutciya_o_protivodejstvii_rossijskim_ smi_vizvala_v_evrope_zharkie_spori (дата обращения: 03.04.2017).
Еремин А. В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковный дискурсы // Научные ведомости. 2014. Вып. 32. № 21 (192). С. 158-164.
Заболотский В.А. Ответственность Церкви в сегодняшнем мире // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 62-68.
Милов С., Ештокин В. Церковь и культура должны вместе идти в будущее, — участники круглого стола // Фома. URL: http://foma.ru/tserkov-i-kultura-dolzhnyi-vmeste-idti-v-budushhee-uchastniki-kruglogo-stola.html (дата обращения: 11.04.2017).
Митрополит Иларион: отношения между церковью и государством конструктивны // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (дата обращения: 28.03.2017).
Митрохин Н. Церковь, этнонационализм и государство // Pro et contra. 2013. № 5. C. 6-16.
Об отношениях Церкви и государства // Союз. URL: http://tv-soyuz.ru/ qna/ob-otnosheniyah-tserkvi-i-gosudarstva (дата обращения: 02.04.2017).
Одобрение роли РПЦ в государстве выросло до рекордного уровня // Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/2016/02/19/odobrenie-roli-rpts-v-gosudarstve-vyroslo-do-rekordnogo-urovnya/ (дата обращения: 23.04.2017).
Полная версия эксклюзивного интервью патриарха Кирилла телеканалу RT. // RT. URL: https://russian.rt.com/article/148812 (дата обращения: 20.04.2017).
Проект документа "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд" // Богослов.т. URL: http://www.bogoslov.ru/text/ 4904991.html (дата обращения: 03.04.2017).
РПЦ против либерализма // Интерфакс религия. URL: http://www. interfax.ru/russia/92596 (дата обращения: 25.04.2017).
Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на пленуме Советского комитета защиты мира // ЖМП. 1984. № 5.
Сапрыкин Д. Один народ, одна страна, один Бог, одна Церковь. Интервью с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем // Православие.т. URL: http://www.pravoslavie.ru/4531.html (дата обращения: 23.03.2017).
Святейший Патриарх Кирилл: "В условиях глобализации самая большая опасность — это разрушение традиции" // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-v-usloviyax-globalizacii-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (дата обращения: 03.04.2017).
Святейший Патриарх Кирилл: "Христианская идентичность Европы — неизменная данность, которую нельзя уничтожить, не разрушив самого европейского мира" // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 212085.html (дата обращения: 11.04.2017).
Синелина Ю.Ю. Атака на РПЦ // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 100-104.
Соборность и демократия // Всемирный Русский Народный Собор. URL: http://vrns.ru/sobornost/133 (дата обращения: 20.04.2017).
Слово Патриарха. Неделя 20-я по Пятидесятнице // URL: Православие.т. http://www.pravoslavie.ru/98395.html (дата обращения: 03.04.2017).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в Москве // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4660371.html (дата обращения: 04.04.2017).
"Слово пастыря". Выпуск от 10 июня 2012 года // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/2280499.html (дата обращения: 20.04.2017).
Слышим ли мы то, о чем говорит Патриарх Кирилл // Риа-новости. URL: https://ria.ru/analytics/20161103/1480642765.html (дата обращения: 11.03.2017).
Стенограмма II Всемирного Русского Народного Собора 01.02.1995 // Сайт Всемирного Русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/ documents/55/1269/#.WKrf_I9OLIU (дата обращения: 23.04.2017).
Топольян А.П. Русская Православная Церковь в модернизационных процессах современной России: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2013.
Щербакова Е.В. Отношение к религии в среде студенческой молодежи // Дискуссия. 2015. Май. № 5 (57). URL: http://www.journal-discussion.ru/ publication.php?id=1360 (дата обращения: 24.04.2017).
REFERENCES
Alehina S. Problema identichnosti v russkoj filosofii XIX — nachala XX vv. [The problem of identity in n philosophy XIX — early XX centuries] // Vlast'. 2010. N 3. P. 39-43 (in Russian).
Anikina A.V. Religioznost' sovremennoj studencheskoj molodezhi (na primere Nizhegorodskoj oblasti): avtoref. diss. ... kand. sociolog. Nauk [Religiosity of modern student youth (on the example of the Nizhny Novgorod region): the author's abstract. diss. ... cand. sociologist. sciences]. Nizhnij Novgorod, 2008 (in Russian).
Bulychev Ju., Rjabov Ju. Duhovnye osnovy istorii russkoj kul'tury ot serediny XIX do konca HH v. [Spiritual foundations of the history of Russian culture from the mid-19th to the end of the 20th century]: Uch. posob. Ch. 2. SPb., 2007 (in Russian).
Deklaracija russkoj identichnosti [The Declaration of Russian Identity] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (data obrashhenija: 11.04.2017) (in Russian).
Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na Arhierejskom Soveshhanii 2 fevralja 2015 goda [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the Bishops' Meeting on February 2, 2015] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).
Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii XXV Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the XXV International Christmas Educational Readings] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4789256.html (data obrashhenija: 04.04.2017) (in Russian).
Eremin A.V. Formirovanie cerkovnoj pozicii k processam globalizacii: oficial'nyj i vnutricerkovnyj diskursy [Formation of the Church's position in the processes of globalization: official and intra-church discourses] // Nauchnye vedomosti. 2014. Vyp. 32. N 21 (192). P. 158-164 (in Russian).
Evrosojuz budet protivodejstvovat' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [The European Union will oppose the Russian Orthodox Church] // Zavtra. URL: http://zavtra.ru/events/rezolyutciya_o_protivodejstvii_rossijskim_smi_vizvala_ v_evrope_zharkie_spori (data obrashhenija: 03.04.2017) (in Russian).
Milov S., Eshtokin V. Cerkov' i kul'tura dolzhny vmeste idti v budushhee, -uchastniki kruglogo stola [Church and culture should go together to the future, -participants of the round table] // Foma. URL: http://foma.ru/tserkov-i-kultura-dolzhnyi-vmeste-idti-v-budushhee-uchastniki-kruglogo-stola.html (data obrashhenija: 11.04.2017) (in Russian).
Mitropolit Ilarion: otnoshenija mezhdu cerkov'ju i gosudarstvom konstruk-tivny [Mitropolitan Hilarion: relations between the church and the state are
constructive] // Otdel Vneshnih cerkovnyh svjazej Russkoj Pravoslavnoj cerkvi. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (data obrashhenija: 28.03.2017) (in Russian).
Mitrohin N. Cerkov', jetnonacionalizm i gosudarstvo [Church, Ethnonationa-lism and the State] // Pro et contra. 2013. N 5. P. 6-16 (in Russian).
Ob otnoshenijah Cerkvi i gosudarstva [On the relations between the Church and the state] // Sojuz. URL: http://tv-soyuz.ru/qna/ob-otnosheniyah-tserkvi-i-gosudarstva (data obrashhenija: 02.04.2017) (in Russian).
Odobrenie roli RPC v gosudarstve vyroslo do rekordnogo urovnja [Endorsement of the role of the ROC in the state has grown to a record level] // Levada-centr. URL: http://www.levada.ru/2016/02/19/odobrenie-roli-rpts-v-gosudarstve-vyroslo-do-rekordnogo-urovnya/ (data obrashhenija: 23.04.2017) (in Russian).
Polnaja versija jekskljuzivnogo interv'ju patriarha Kirilla telekanalu RT [Full version of the exclusive interview of Patriarch Kirill to RT] // RT. URL: https:// russian.rt.com/article/148812 (data obrashhenija: 20.04.2017) (in Russian).
Pomerantsev P. Putin's God squad: the orthodox church and Russian politics // Newsweek. URL: http://www.newsweek.com/putins-god-squad-orthodox-church-and-russian-politics-64649 (accessed: 04.04.2017).
Proekt dokumenta "Jekonomika v uslovijah globalizacii. Pravoslavnyj jeti-cheskij vzgljad" [The draft document "Economics in the context of globalization. Orthodox ethical view"] // Bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/text/ 4904991.html (data obrashhenija: 03.04.2017) (in Russian).
RPC protiv liberalizma [ROC against Liberalism] // Interfaks religija. URL: http://www.interfax.ru/russia/92596 (data obrashhenija: 25.04.2017) (in Russian).
Rech' Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Pimena na plenume Sovetskogo komiteta zashhity mira [Speech of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Pimen at the plenum of the Soviet Peace Committee] // ZhMP. 1984. N 5 (in Russian).
Saprykin D. Odin narod, odna strana, odin Bog, odna Cerkov'. Interv'ju s akademikom Igorem Rostislavovichem Shafarevichem [One people, one country, one God, one Church. Interview with Academician Igor Rostislavovich Sha-farevich] // Pravoslavie.ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/4531.html (data obrashhenija: 23.03.2017) (in Russian).
Shherbakova E.V. Otnoshenie k religii v srede studencheskoj molodezhi // Diskussija. 2015. Maj. N 5 (57). URL: http://www.journal-discussion.ru/publi-cation.php?id=1360 (data obrashhenija: 24.04.2017) (in Russian).
Sinelina Ju.Ju. Ataka na RPC [Attack on the ROC] // Sociologicheskie issledovanija. 2001. N 11. P. 100-104 (in Russian).
Slovo Patriarha. Nedelja 20-ja po Pjatidesjatnice [Word of the Patriarch. Week of the 20th on Pentecost] // URL: Pravoslavie.ru. http://www.pravoslavie. ru/98395.html (data obrashhenija: 03.04.2017) (in Russian).
Slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla na ceremonii otkrytija pamjatnika svja-tomu ravnoapostol'nomu velikomu knjazju Vladimiru v Moskve [The Word of His Holiness Patriarch Kirill at the Opening Ceremony of the Monument to Holy Equal-to-the-Apostles Grand Duke Vladimir in Moscow] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4660371.html (data obrashhenija: 04.04.2017) (in Russian).
"Slovo pastyrja". Vypusk ot 10 ijunja 2012 goda // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/2280499.html (data obrashhenija: 20.04.2017) (in Russian).
Slyshim li my to, o chem govorit Patriarh Kirill // Ria-novosti. URL: https:// ria.ru/analytics/20161103/1480642765.html (data obrashhenija: 11.03.2017).
Sobornost' i demokratija ["Sobornost" and democracy] // Vsemirnyj Russkij Narodnyj Sobor. URL: http://vrns.ru/sobornost/133 (data obrashhenija: 20.04.2017) (in Russian).
Stenogramma II Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora 01.02.1995 // Sajt Vsemirnogo Russkogo narodnogo sobora. URL: http://www.vrns.ru/docu-ments/55/1269/#.WKrf_I9OLIU (data obrashhenija: 23.04.2017) (in Russian).
Svjatejshij Patriarh Kirill: "V uslovijah globalizacii samaja bol'shaja opasnost' — jeto razrushenie tradicii" [His Holiness Patriarch Kirill: "In the conditions of globalization, the greatest danger is the destruction of tradition"] // Pravoslavie i mir. URL: http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-v-us-loviyax-globalizacii-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (data obrashhenija: 03.04.2017) (in Russian).
Svjatejshij Patriarh Kirill: "Hristianskaja identichnost' Evropy — neizmen-naja dannost', kotoruju nel'zja unichtozhit', ne razrushiv samogo evropejskogo mira" [His Holiness Patriarch Kirill: "The Christian identity of Europe is an unchanging reality that can not be destroyed without destroying the very European world"] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/212085.html (data obrashhenija: 11.04.2017) (in Russian).
Topol'jan A.P. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v modernizacionnyh proces-sah sovremennoj Rossii: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. Rostov n/D., 2013 (in Russian).
VCIOM: rossijane schitajut tradicionnye cennosti glavnym zalogom schast-livoj zhizni [VCIOM: Russians consider traditional values the main guarantee of a happy life] // TASS. URL: http://tass.ru/obschestvo/3841048 // (data obrashhenija: 06.04.2017) (in Russian).
Verhovskij A. "Doktrina Kirilla" kak instrument izmenenija identichnosti rossijskogo obshhestva i Russkoj pravoslavnoj cerkvi ["The Doctrine of Cyril" as an instrument for changing the identity of Russian society and the Russian Orthodox Church] // Eurasian review. 2011. Nov. Vol. 4. P. 11—24 (in Russian).
Vstupitel'noe slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla na zasedanii Prezidiuma Obshhestva russkoj slovesnosti [Opening address of His Holiness Patriarch Kirill at a meeting of the Presidium of the Society of Russian Literature] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4836848.html (data obrashhenija: 11.04.2017) (in Russian).
Zabolotskij V.A. Otvetstvennost' Cerkvi v segodnjashnem mire [Responsibility of the Church in today's world] // Zhurnal Moskovskoj Patriarhii. 1978. N 4. P. 62-68 (in Russian).