Научная статья на тему 'К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура»'

К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / VALUE / VALUE ORIENTATION / VALUE ORIENTATION RELATIONS / AXIOLOGY / ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кетова Людмила Михайловна

Статья посвящена проблемам формирования ценностных ориентации студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура». Ценностный потенциал дисциплины «Мировая художественная культура» рассматривается как основа формирования ценностных ориентации будущих педагогов. В статье проанализированы уровни и этапы освоения ценностей художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of forming value orientations of future teachers in the process of studying «World art culture»

The article deals with the problem of value orientation formation of the students of the pedagogical university while studying «World Art Culture». Value potential of that discipline is regarded to be as the basis of value orientation formation of a future teacher. The author explored levels and stages of art culture value development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура»»

УДК 372.882 ББК Ч 48

Л. М. Кетова Екатеринбург

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

ГСНТИ 14.35.0 7 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценность; ценностные ориентации; ценностное отношение; аксиология; художественная культура.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблемам формирования ценностных ориентации студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура». Ценностный потенциал дисциплины «Мировая художественная культура» рассматривается как основа формирования ценностных ориентации будущих педагогов. В статье проанализированы уровни и этапы освоения ценностей художественной культуры.

L. M. Ketova Ekaterinburg

TO THE QUESTION OF FORMING VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING «WORLD ART CULTURE»

KEY WORDS: value; value orientation; value orientation relations; axiology; art culture.

ABSTRACT. The article deals with the problem of value orientation formation of the students of the pedagogical university while studying «World Art Culture». Value potential of that discipline is regarded to be as the basis of value orientation formation of a future teacher. The author explored levels and stages of art culture value development.

К ключевым понятиям аксиоло- рологии, и в психологии, и в педагогике.

гии относятся «ценность» и Каждая их этих научных дисциплин

«ценностные ориентации». Эти поня- предлагает свои подходы. Так, филосо-

тия рассматриваются исследователями и фия сосредоточивает свое внимание на

в философии, и в социологии, и в куль- изучении онтологических и гно-

турологии, и в психологии, и в педа-_____________________________________________

Педагогическое образование в России. 2010. № 4 E-mail: pedobraz@uspu.ru

сеологических оснований ценности, культурология указывает на имманентно присущий культуре ценностный потенциал, психология рассматривает ценностные ориентации как структурный элемент личности, педагогика выдвигает на первый план вопросы формирования ценностных ориентаций личности.

Существенной особенностью приобщения к ценностям является то, что они передаются не средствами безличной коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении, и усваиваются не логико-рациональным способом, не мышлением, а переживанием. Именно поэтому оказываются возможными ситуации, когда человек знает, «что такое хорошо и что такое плохо», но поступает «плохо», а не «хорошо», знает библейские заповеди, а живет вопреки им.

Эмоции являются необходимым компонентом ценностного отношения. Радость, любовь, восхищение, благовоние — вот спектр чувств, возникающих при этом.

Однако связанность ценностного отношения с переживанием, с включением чувств и эмоций вовсе не означает, что ценности и оценки не отражают объективной сущности явления. Оценочное отношение и познавательное отражение — две составляющие единого процесса познания мира человеком.

Ценности — это высшее выражение человеческого измерения культуры, они должны быть пропущены через душу человека, чтобы стать его личным достоянием. Именно поэтому нельзя заложить ценности в искусственный мозг — кибернетическую машину. Машина может знать, что такое совесть, но она неспособна обладать совестью.

Никакие ценности нельзя навязать человеку силой. «В них нельзя войти как в новую квартиру, надеть как новый костюм, употребить как хлеб и воду. К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятель-

но», — отмечает Г.П. Выжлецов [3. С. 79].

В связи с этим важнейшим понятием аксиологии является такое, как «ценностные ориентации» личности. Любые общезначимые ценности становятся действительно значимыми только в индивидуальном контексте, только в процессе становления личностных ориентаций. М. М. Бахтин справедливо отмечает: то, что историческое человечество признает ценностью, для индивида, не причастного к этой ценности своей жизнью — пустой звук [1].

Научный статус ценностные ориентации получили в значительной степени благодаря усилиям таких наук, как психология, социальная психология и социология. На общефилософском уровне ценностные ориентации рассматриваются как вид ценностных отношений. Их специфика усматривается в том, что они как бы образуют «механизмы связи практического и познавательного взаимодействия субъекта и объекта» [3. С. 7]. На первых порах исследователи, говоря о ценностных ориентациях, подразумевали под ними предпочтение какой-либо ценности, то есть ориентацию на ценности. Однако последующие исследования углубили и расширили содержание и функции этого понятия, делая больший акцент на роль субъекта. Ценностные ориентации сегодня могут быть определены как результат отражения в человеческом сознании ценностных отношений, существующих в обществе.

Значительный вклад в разработку понятия «ценностные ориентации» внес Д. Н. Узнадзе [4]. Автор концепции психологической установки указывает на то, что поведение индивида происходит на двух уровнях: импульсивном и осознанном.

Импульсивное и осознанное поведение связаны между собой. Регулятором, механизмом осознанного поведения (мотивированного) служит система фиксированных установок, или ценностная

ориентация индивида. Она образуется из актуальных установок, которые закрепляются благодаря повторению или их значимости для индивида. Таким образом, ценностная ориентация представляет устойчивую систему фиксированных установок, возникающих в результате объективизации индивидом предшествующего общественного или личного опыта. [4]

Другой исследователь, В. А. Ядов, развивая идеи Узнадзе, выдвигает теорию диспозиции личности, из которой следует, что если установка — это предрасположенность к действию на уровне поступка, то ценностные ориентации действуют на уровне поведения [5]. Таким образом, ценностные ориентации характеризуют глубинные стороны психики индивида, связанные не только с конкретными жизненными ситуациями, и обладают значительной устойчивостью, опираясь на базовые ценности личности.

Иными словами можно сказать, что ценностные ориентации рассматриваются и как система устойчивых фиксированных установок (прежде всего социальных) личности, и как важнейший элемент структуры личности. Некоторые исследователи считают, что ценностные ориентиры «занимают высшее место в иерархии структурных элементов и регулируют собственно деятельность личности во всех сферах жизни» [6. С. 37].

В современной психологии ценностные ориентации определяются как основа мотивации поведения индивида, как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — своеобразный стержень личности, обеспечивающий ее устойчивость. Ценностная сориентирован-ность выступает показателем зрелости личности.

Ценностные ориентации — сложное образование, в котором можно выделить

три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. Ценностные ориентации — это система устремлений личности, а также характер этих устремлений, высший уровень представлений об идеалах, о смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его само-активности и стремления и самореализации.

Кризис смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису идентичности, к деформации самосознания человека, отчуждению личности от собственной истории, утрате смысла бытия, профессиональной деятельности. Такую ситуацию нередко определяют, пользуясь языком синергетики, как нахождение человека «в точке бифуркации» или даже «в бифуркационном поле», в котором сходятся подчас разнонаправленные ценностные слои.

В такой ситуации нахождения «в ценностном бифуркационном поле» оказались многие педагоги вследствие модернизации системы образования и изменением в связи с этим требований к результатам их деятельности. Все это требует преодоления «аксиологической депрессии» (термин А. Маслоу), «ностальгического сознания», авторитарности консервативно-охранительного стиля преподавания, имитации инновационного новаторства, а также обретения педагогом на личностном уровне новых ценностных основ своей деятельности.

Таким образом, перед сегодняшним педагогом и студентом педагогического вуза стоит задача обретения развитого ценностного сознания и устойчивой системы ценностных ориентаций.

Формирование ценностных ориентаций предполагает активную позицию личности в равноправном диалоге субъ-

ектов образовательного процесса, в ситуации открытого и свободного ценностного выбора.

Ценности, как уже говорилось выше, нельзя просто присвоить, их нужно сотворить самостоятельно. Но личность, особенно в ситуации ценностного нигилизма в обществе, может выбрать и негативные ценности, и антиценности. Поэтому одним из принципов аксиологического подхода выступает ориентация на духовность как цель и ценность образования. Под ней мы понимаем ценностное сознание личности, ядром которого является нравственность.

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров в процессе профессиональной подготовки будущих учителей предполагает актуализацию общечеловеческого ценностного потенциала изучаемых предметов, прежде всего гуманитарных, опору на эмоции и культивирование «высших чувств», создание благоприятной «воспитывающей» среды в вузе.

Незаменимую роль в этом процессе играют дисциплины культурологического цикла, и прежде всего — «Мировая художественная культура». Именно мировая художественная культура обладает уникальным ценностным потенциалом, включающим весь спектр общечеловеческих, национальных, этнических и региональных ценностей (смысложизненных, нравственно-этических, художественно-эстетических и др.), выраженных языком искусства. В художественной культуре воплотились высшие проявления человеческого духа. Она обращается непосредственно к эмоционально-чувственной сфере личности человека, развивает способность чувствовать, сопереживать или, иными словами, осуществляет «образование сердца». Дисциплина «Мировая художественная культура» развивает особый тип мышления — художественное, пробуждает творческие способности человека, формирует худо-

жественно-эстетическое отношение к миру.

Процесс освоения художественных ценностей представляет собой сложную душевную и интеллектуальную деятельность, которую правомерно рассматривать как процесс сотворчества.

Сотворчество — это способность войти в духовный мир автора и его произведения, как бы заново, для себя, воссоздать, сотворить художественные образы, их смысловое, эстетическое и ценностное содержание. Это посильно только для тех зрителей, слушателей, читателей, которые обладают способностью к син-тонии (психологическому сонастраива-нию) и эмпатии (перенесению на себя душевных состояний других людей).

Восприятие произведения сопровождается непосредственными ценностными откликами сознания реципиента, которые вызываются впечатлениями от всего художественно-образного строя произведения.

Человек, обладающий развитым художественным вкусом, способен восходить от отдельных показаний эстетических чувств на уровень собственно аксиологических размышлений о заложенных в произведении ценностных смыслах и о художественной целостности самого произведения. Этот процесс восхождения от непосредственных ценностных откликов до размышлений о ценностных смыслах на личностном уровне и можно назвать процессом освоения ценностей художественной культуры.

При восприятии произведений искусства люди часто доверяют только собственной интуиции, природному эстетическому вкусу, эмоциональной отзывчивости. Но этих способностей недостаточно, поскольку для адекватного восприятия произведений искусства необходимо иметь представление о специфических средствах художественной выразительности, о «языках» различных видов ис-

кусства. Непосредственное восприятие произведения необходимо сочетать с грамотной интерпретацией и оценкой, умением отличать подлинные ценности от «псевдоценностей». Понимание искусства как «зеркала» конкретной культурной эпохи, ее «текста» — сложная, активная и специфическая духовная деятельность, которой необходимо учиться.

Именно этой цели — учить и учиться пониманию и освоению художественных ценностей — и служит дисциплина «Мировая художественная культура».

Особенно значимым изучение мировой художественной культуры является для студентов педагогического вуза, будущих учителей всех специальностей, а тем более учителей культурологии. Художественная культура не просто расширяет культурный кругозор, обогащает опытом прошлого, развивает художественный вкус, но и влияет на формирование качеств, профессионально необходимых педагогу (способность к творчеству, эмпатии, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости и др.).

Важнейшей задачей при изучении мировой художественной культуры становится необходимость ввести студента в мир духовных ценностей художественной культуры, но сделать это надо так, чтобы не допустить «умерщвления эстетического чувства, подмены его моральным моментом» [7. С. 244].

Сделать это чрезвычайно сложно, так как разделить процесс усвоения знаний, освоения ценностей и эстетического восприятия практически невозможно. Но в теории для анализа процесса освоения ценностного содержания дисциплины «Мировая художественная культура» это сделать необходимо.

Освоение ценностного содержания дисциплины «Мировая художественная культура» — сложный, нелинейный и многоуровневый процесс, не поддающийся жесткой формализации. И все-таки, опираясь на основные положения

герменевтики, культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, концепцию «понимающей педагогики» Л. А. Беляевой, можно выделить различные уровни освоения ценностей художественного текста:

- «вживание» в текст как способ его понимания;

- «сопереживание» — эмоциональночувственное проникновение в текст;

- «внутренний опыт» как необходимое условие постижения текста через сопоставление его содержания с личностными смыслами;

- диалог как форма взаимодействия объекта (текст) и субъекта (реципиент);

- целостный подход к тексту: выявление его конкретно-исторического содержания, субъективной позиции автора и различных интерпретаций.

К творческому наследию Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других авторов мы обращаемся и при анализе процессов экстериоризации и интериоризации.

Разобравшись в сути понятий «эксте-риоризация» и «интериоризация», мы смогли осмыслить освоение ценностей художественной культуры как процесс и результат взаимопроникновения экстериоризации — интериоризации.

При рассмотрении основных положений герменевтики, понимающей педагогики, различных трактовок процесса экстериоризации — интериоризации нельзя не обратить внимание на то общее, что объединяет их: и «вживание», и «понимание» как рефлексия и эмпатия, и экстериоризация — интериоризация предполагают активное участие субъекта в процессе познания, образования, деятельности, самодвижения, самоопределения, сотворения своего «Я».

В современной психологии и педагогике познание рассматривается как процесс взаимодействия когнитивной, эмоциональной и деятельностной составляющих. В рамках этих составляющих

происходит процесс освоения ценностей и их переход в ценностные ориентации. Ценности в процессе интериоризации становятся ценностными ориентациями, т. е. личностными ориентациями и жизненными установками человека. Формирование ценностных ориентаций — процесс достаточно сложный, имеющий длительную временную протяженность, предусматривающий не навязывание, а деликатное предъявление ценностей воспитуемому.

- формирование собственной шкалы

ценностей, системы ценностных ориентаций, воплощение ценностных ориентаций в практической деятельности.

Этот процесс (конечно, во многом условно) включает в себя три этапа:

- осмысление ценностей как самоцен-

- вхождение личности в мир ценно-

ностей, что связано с переоценкой ценностей, с ценностным самоопределением личности, со становлением своего Я;

стей;

Таким образом, освоение ценностного содержания дисциплины «Мировая художественная культура» можно рассматривать одновременно и как процесс, и как результат этого процесса. При восприятии произведений — явлений художественной культуры происходит одновременно и знакомство с их содержанием (усвоение знаний), и постижение духовно-нравственных и эстетических смыслов (освоение ценностей), и осознание значимости ценностей на личностном уровне (формирование ценностных ориентаций), и возникновение стремления руководствоваться этими ценностями в собственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БАХТИН М. М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов. — М.: Рус. слово, 1997.

2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика—пресс, 1996.

3. ВЫЖЛЕЦОВ Г. П. Аксиология культуры — СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1996.

4. ЛЮБУТИН К. И. Практика и ценностное отношение // Ленинская теория отражения. Ценно-

стный аспект отражения. — Свердловск: УрГУ, 1977. С. 25—31.

5. УШИНСКИЙ К. Д. Народно—практическое назначение педагогики: антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века [Сост. П. А. Лебедев]. — М.: Образование и бизнес, 1990.

6. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА в современном медиапространстве: методология, технологии, практики [Под ред. Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлогова и др.]. — М. — Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006.

7. ЯМБУРГ Е. А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики // Классный руководитель. 2002. № 5. С. 25—30.

© Кетова Л. М. , 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.