Научная статья на тему 'Воспитание у школьников ценностного отношения к музыкальному искусству'

Воспитание у школьников ценностного отношения к музыкальному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ШКОЛЬНИК / ВОСПИТАНИЕ / AXIOLOGY / VALUE / MUSIC / AXIOLOGICAL ORIENTATION / AXIOLOGICAL ATTITUDE / SCHOOL CHILDREN / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будаева Туяна Борисовна

Именно в школьном возрасте закладываются основы ценностного отношения к миру. В статье рассматриваются следующие вопросы: значение воспитания у школьников ценностного отношения к музыке как фактора становления личности, эволюция понятия «ценность» в историческом аспекте; уровни влияния искусства на человека; уровни усвоения индивидом ценностей и экстраполяция этих уровней применительно к музыкальному искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будаева Туяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of school children's' axiological attitude to music

School age is when the basics of axiological attitude are set. In this article the following questions are explored: importance of forming students' axiological attitude to music as a personality development factor; evolution of the term “value” in historical context; levels of art influence on people; levels of assimilation of values by an individual and extrapolation of those levels applied to music.

Текст научной работы на тему «Воспитание у школьников ценностного отношения к музыкальному искусству»

УДК 37.036:78

© Т. Б. Будаева

Воспитание у школьников ценностного отношения к музыкальному искусству

Именно в школьном возрасте закладываются основы ценностного отношения к миру. В статье рассматриваются следующие вопросы: значение воспитания у школьников ценностного отношения к музыке как фактора становления личности, эволюция понятия «ценность» в историческом аспекте; уровни влияния искусства на человека; уровни усвоения индивидом ценностей и экстраполяция этих уровней применительно к музыкальному искусств.

Ключевые слова: аксиология, ценность, музыкальное искусство, ценностные ориентации, ценностное отношение, школьник, воспитание.

T. B. Budaeva

Development of school childrens' axiological attitude to music

School age is when the basics of axiological attitude are set. In this article the following questions are explored: importance of forming students' axiological attitude to music as a personality development factor; evolution of the term "value" in historical context; levels of art influence on people; levels of assimilation of values by an individual and extrapolation of those levels applied to music.

Keywords: axiology, value, music, axiological orientation, axiological attitude, school children, education.

Одним из приоритетных методологических подходов к воспитанию современного подрастающего поколения в контексте гуманитарной стратегии образования является аксиологический. Происходит аксиологизация мирового образовательного пространства, которая ведет к необходимости определения ценностных приоритетов модернизации российского образования. Осуществляется переход к гуманистической образовательной парадигме, важнейшим компонентом которой является ценностное отношение к изучаемой действительности, способствующее развитию личности. Однако современный этап развития общества отличается тем, что наблюдается разрушение стереотипов жизненных ценностей и приоритетов, обесценивание эстетической значимости искусства, что можно преодолеть лишь воспитанием ценностного отношения к нему.

В научно-методическом аспекте проблема воспитания ценностного отношения к музыкальному искусству недостаточно изучена. Образовательный стандарт в области искусства требует от учащегося сформированной системы ценностей, в том числе в сфере музыкального искусства, поэтому необходимо уже в младшем школьном возрасте заложить основу для создания системы эстетических ценностей на основе изучения произведений музыкальной классики, составляющих «золотой фонд» культурного наследия.

В античной и средневековой философии ценности отождествлялись самим бытием. Так, у Гераклита и Демокрита появляется термин «прекрасное»,

но уже Сократ и Платон задаются вопросом о сущности справедливости, об абсолютном и относительном характере ценности. Платону принадлежит первая ценностная классификация, элементами которой являлись мера, умеренность и своевременность, прекрасное, совершенное, ум, разумение, удовольствие души. Позже Аристотель разделил ценности на «самоценности» (человек, счастье, справедливость) и ценности, которые являются таковыми для отдельного человека.

Средневековые ценности носили, прежде всего, религиозный, божественный характер. Для средневекового сознания было характерно признание таких духовных ценностей или богословских добродетелей как вера, надежда, любовь.

Ренессанс выдвигает на первый план гуманистические ценности, провозглашая ценность личности, ее достоинства и гражданских прав, блага человека и т. д. В этот период развитие науки и новых общественных отношений стали определять подход к рассмотрению предметов как ценностей. Впервые в качестве ценности рассматриваются воля, свобода, внутренняя активность человека.

И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле этого слова, он делил ценности на абсолютные и относительные в зависимости от характера и целей. Он выделил эстетические ценности такие как: идеал красоты, эстетический вкус и достоинство.

В начале XX века человечеству, пережившему к тому времени много войн, кризисов, «революций во всех сферах бытия и сознания», была необходима переоценка ценностей. Философия попыталась найти культурно-ценностный выход, но «сумела только увидеть всю безысходность своего положения» (7, с. 63). Термин «аксиология» в 1902 году ввели в научный аппарат философии П. Лани и Э. Гартман.

В России философская мысль ХУШ в. выделяет в ценностной иерархии прежде всего нравственные ценности. Философами (М.В. Ломоносов, А.И. Радищев, Н.М. Карамзин) акцентировалась ценность знания, разума, истины. Русская философия XX века характеризуется сменой ценностных установок. Философов первой половины этого столетия объединяют общие темы — человек, личность, ее место в мире, тема нравственности, морали, отношение личности к природе, к Богу.

В современной социально-философской литературе существует ряд определений понятия «ценность», что обусловлено его противоречивой природой.

Во взглядах на ценность в отечественной философии существует два направления. В первом ценность понимается как единство объективного и субъективного начал. Выделен такой аспект ценности, как качество ценностного переживания, в равной степени зависящее как от объективных свойств предмета, так и от потребностей субъекта, а свойства предмета обусловлены субъектом, в чем и проявляется их объективность. Во втором обосновывается характер ценности, показано, что любая ценность обусловлена практикой, выступающей в качестве объективного определителя ценности.

В отечественной педагогической науке активно развивалась мысль о ценностном отношении к знанию. В работе В.А. Сластенина показана эволюция взглядов на идею ценности и ценностных представлений в отечественной педагогике. Отмечается, что И.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев утверждали ценность воспитания и образования. Ими утверждаются мысли о ценностном отношении к воспитанию и просвещению; о воспитании нравственности, достигнутой просвещением ума и образования сердца, как о высочайшей ценности; о ценности образования в осознании человеком своего нравственного начала и предлагаются ценностные подходы к воспитанию, обучению детей. В начале XX века обозначилась проблема формирования отношения учащейся молодежи к ценностям культуры (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.)

На перекрестке философии, социологии, педагогики и психологии возникло понятие «ценностные ориентации». Появление этого понятия связано с именами У.Томаса и Ф. Знанецкого [1, 31]. Термин «ориентация» в педагогике понимается как жизненные ориентиры человека, поиск себя [1, 106]. Очевидна сложность этого понятия, подразумевающего как биологическое приспособление человека к окружающей среде, так и его ориентацию в социуме. Определение «ценностная» поднимает указанное понятие на еще более высокий содержательный уровень, поскольку в данном смысле ориентировочная деятельность обусловлена заранее выбранной целью.

Сущность ценностно ориентирующих факторов применительно к области искусства рассматриваются в настоящее время многими отечественными исследователями. Свойства и качества искусства, обусловленные его эстетическим началом, определяют специфический характер ценностного ориентирования. Выделяют ряд уровней влияния искусства на человека, а именно — эмоционально-воздействующий; формирующий; воспитательный. Эти уровни отражают две стороны бытования искусства в обществе — отношение к искусству как к средству решения социально значимых задач и отношения к искусству как к цели.

Для первого, эмоционально воздействующего уровня характерно наиболее яркое проявление отношения человека к искусству как к средству: у человека в любом возрасте наблюдается потребность в эмоциональном насыщении как условии духовного здоровья. На втором, формирующем уровне искусство становится целью: общение с искусством приводит к изменению жизненных целей, идеалов, ценностных отношений на основе активности самого человека, причем отношение к произведению искусства может быть позитивным, нейтральным или отрицательным. На третьем, воспитательном уровне влияния искусство бытует, преимущественно, как средство, но может перерасти и в ценность-цель.

Механизм ценностной ориентации сегодня представляют следующим образом: интерес — установка — ценностная ориентация, где интерес — это осознанная потребность, а установка — «состояние готовности к определенной форме реагирования» [2,76].

По мнению исследователей (И.Г. Афанасьева, Н.А. Кирилова, А.В. Кирья-кова и др.), ценностные ориентации включают в себя три элемента: когнитивный (содержательный), в котором сконцентрирован весь социальный, эмоциональный, художественный опыт личности, на основе которого формируются ценностные отношения; эмоциональный (определяемый личностными отношениями человека к ценностям); поведенческий (основанный на первых двух элементах).

Под отношениями же понимают «устойчивую тенденцию личности характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и так же характерно в этой действительности себя вести» [3,5], «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств» [10,123]. Отношения выражают личный опыт человека и указывают на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. Система отношений, составляющая «ядро личности», выступает побудителем ее поведения. Развитие же личности определяется развитием сферы ее отношений.

Выделяют различные виды отношений, точнее, стороны единого предметного отношения (или частичные отношения) — это потребности, интересы, оценки, убеждения, эмоциональное отношение и оценочное отношение и т. д.

Также определяются субъект и объект ценностного отношения. Субъектом ценностного отношения является та сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой. В.А. Василенко считает, что объект ценностного отношения — это то, с чем субъект взаимодействует, а «категория ценности отражает единство субъекта и объекта, которые составляют абсолютную предпосылку ценностного отношения и ценности как его момента» [5,46].

В современной науке существует несколько определений ценностного отношения. Так, под ценностным отношением понимают: всякое отношение значимости, как практическое отношение, обусловленное любой активностью и заинтересованностью субъекта»; отношение к возникшей в процессе жизнедеятельности общественную значимость явлений, образующую ценность; внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений.

Сопоставление этих определений позволило нам выдвинуть следующее определение понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства». Это понятие обозначает отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

В качестве основных показателей уровней воспитания у школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства выделяются: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

Рассмотрим сущность данных аспектов с точки зрения интересующей нас проблемы — развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у школьников. Субъектом ценностного отношения к произведениям музыкального искусства является школьник, а в качестве объекта в данном случае выступает музыкальное искусство.

Эмоциональный аспект является организующим, направляющим компонентом, ядром ценностного процесса, ему принадлежит решающая созидательная роль в формировании ценностей, который аспект обусловлен прошлым опытом ребенка. Переживание и наличие образности музыки при восприятии зависит от того, насколько полученные ранее музыкально-эстетические переживания, личностно-значимые жизненные ситуации актуализируются в момент восприятия музыкального произведения.

Эмоциональный аспект понимается как эмоционального отзывчивость на музыку, т.е. степень адекватности непосредственных и опосредованных эмоциональных реакций содержанию воспринимаемого музыкального образа, привнесение личностного смысла в воспринимаемую музыку [9].

Когнитивный аспект включает в себя: актуализацию накопленных музыкально-теоретических знаний при восприятии музыки; наличие в жизненном опыте ребенка ассоциативных связей с воспринимаемыми музыкальными образами; наличие интереса к музыке, осознанное понимание бережного отношения к музыкальному искусству. Поскольку художественные эмоции по определению Л.С. Выготского — это «думающие эмоции, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начал.

Поведенческий аспект определяется поведенческими реакциями ребенка во время восприятия музыкального произведения. Эти реакции могут носить неосознаваемый характер. Поведенческий аспект определяется фактически-действенными проявлениями ценностной позиции по отношению к воспринимаемой музыке — умением отстаивать личную позицию в процессе оценивания музыкальных явлений, желанием участвовать в музыкально-слушательской деятельности, умением слушать и слышать музыку и тем, насколько ребенок проявляет уважение к искусству композитора и исполнителя.

Ценностное отношение и ценностное сознание являются основанием для ценностного поведения. Под ценностным поведением понимают целенаправленные действия человека, внутренними регуляторами которых являются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации [10,130]. Данный аспект связан и с тем, насколько та или другая ценность стала внутренней потребностью личности, ее устойчивым интересом.

Современной наукой выделены следующие уровни усвоения индивидом ценностей. На начальном уровне личность усваивает ценности только внеш-

не, что ведет к появлению малоустойчивой социальной установки. Вследствие этого ценностная ориентация не всегда преобразуется в активность индивида, а именно констатируется сознанием. Можно констатировать наличие не ценностной ориентации, а ориентации на ценность. Следующий этап усвоения ценности воспринимается личностью на эмоциональном уровне, социальная значимость ценности не осознается. Социальная установка отличается неустойчивостью и тоже может не преобразоваться в деятельность. На третьем уровне происходит интериоризация ценности на уровне знания. Личность осознает социальную значимость ценности. Отмечается устойчивая социальная установка. Однако обусловленность этой значимости для индивида преимущественно внешними условиями и отсутствие установки этой деятельности приводит к тому, что результативная функция может не реализоваться. И на заключительном уровне ценности усваиваются на уровне убеждения. Социальная установка обладает устойчивостью. Поведение индивида соответствует его ценностной ориентации.

Рассматривая проблему диалектики объективной и субъективной сторон в оценке музыкальных явлений, можно отметить, что с одной стороны, слушатель оценивает художественное произведения, а с другой — музыкальная перцепция опирается на склонности, привычки, потребности субъекта. Именно оценка формирует отношение субъекта к произведению искусства.

Степень развитости эстетического отношения определяется значением, которое имеет искусство для личности. Чем большей ценностью обладает для нее искусство, тем более полно актуализируется эстетическое отношение в процессе восприятия произведения искусства. Говоря о музыкальном восприятии, И.П. Лукшин подчеркивает, что оно сопровождается чувством переживания ценности [9]. Именно ценностность восприятия обусловливает выбор оценки субъекта в отношении музыкальных произведений.

Постижение эстетических ценностей музыкального искусства представляет собой сложный процесс, основанный на определенных способах художественно-оценочной деятельности. На первом этане происходит оценивание объекта на подсознательном уровне, появляются первичные эмоциональные реакции на музыкально-эстетическое явление. На втором этапе оценка музыкально-эстетической ценности проходит па более осознанном уровне. Осуществляется процесс мыслительной, логической обработки чувственно-эстетических ощущений, у реципиента формируется адекватное восприятие, развивается ценностное отношение к художественно-эстетическим ценностям искусства.

Переоценка ценностей, постоянно происходящая в обществе, влечет за собой и изменение содержания ценностных ориентаций школьников. Современная школа находится в поиске ценностных ориентиров в условиях гуманитарной образовательной парадигмы, обуславливающей кардинальную переоценку ценностей, рождения новых жизнесмыслов. Прежняя система воспитания и способы передачи ценностного отношения «в готовом виде» препятствуют эффективному приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям.

Именно музыкальное искусство, отражающее духовные поиски человека своего места в мире помогает человеку в поисках смысла жизни и обладает огромным педагогическим потенциалом в воспитании ценностного отношения к окружающей действительности и личностной самоактуализации будущих граждан нашего общества.

Поэтому в культурно-образовательном пространстве школы должен моделироваться воспитательный процесс, основанный на диалоге между развивающейся индивидуальной культурой личности и мировой духовной культурой в процессе культуротворческой деятельности, в частности музыкальной, способствующей становлению ценностных ориентаций школьников.

Литература

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развитие личности //Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — №5. — С. 63-70.

2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Издательство МГУ, 1979. -151 с.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1988. — 188 с.

4. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.

Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения //Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г. Харчева- М.; Л.: Наука 1996. — С. 41-49.

5. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-педагогический журнал. — 2005. — № 6. — С. 61-73.

6. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии /Отв. ред. — сост. И.С. Андреева. — СПб: Алетейя, 2010. — 447 с.

7. Коростелева Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства. М.. 2003. 207 с.

8. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса //Восприятие музыки /Ред.-сост. В.Н.Максимов- М.: Музыка, 2008. — С. 38-53.

9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2003. — 192 с.

Будаева Туяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета. Е-mail: Tuyana Budaeva t.b.budaeva@mail.ru.

Budaeva Tuyana B., candidate of historical science, assistant professor of methodology of teaching the humanities Buryat State University. Е-mail: Tuyana Budaeva t.b.budaeva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.