Ниже (рис. 3)обозначены вероятные вызовы и оценкавозможностей ней-ропьдагогическихтехыеоогий вполвзульыернеи нодготоиено^чающихся.
решенияподобныхзадач,в то время каксам кейс представляеп собой опискание конкретногослучая» [й]. Сложившееся на согодняшчийдомь кс^ничанио яетода прецедента позволяет нам определять возможности применения нейропедагоги-к.о^яар яелче.льтурнммподеояовна сйучающирпя р пояожи-ми когнчбивньшэмоцнональнч^юсс^с^обеннаомими.
Нижа (евс. 4) предложена модель поликультурной подготовки обучающихся.
Обашичбшмйляашя ороуш
Диагностика когнитивной и эмоциональной сферы обучающегося
Рис. 3. Вызовы и возможности нейропедагогических технологий
Итак, на основании изложенного выше можно говорить о возможности применения нейропедагогических технологийв процессе поликультурной подготовки обучающихся. Нейропедагогические технологии обладают значительным потен-цисном вразвиаии кагиитииной иэмациональзой сОиен иичноави абаяающегося, по сути, отражают задачи индивидуального подхода.
Вихоестзваерогеитзсного непраисанияиссредсванеИпс яанноИ проблематике считаем значимым изучение роли метода кейса и метода прецедентов в оцинос и нeHpoпeоaгoгвчecкиxчexнялoннй.
«В противовес дескриптивным методам сравнения, позволяющим с боль-ю^(но точноизиюебнсружиеать и наиксировать факты, явления, ситуации, лежащие в основе человеческой деятельности, выбор исследовательского метода прецедентос зозволяеи |э^шеоь оовую, оeизвоcчвyл зедачу, нспояинуя или адаптируя решение уже известной задачи, т. е. используя уже накопленный опыт
Поликультурная подготовка обучающихся
Нейропедагогические технологии
Метод прецедентов
Диагностика научной образовательной среды вуза
результат
Рис. 4. Модель поликультурной подготовки обучающихся
Подводя итоги, важно подчеркнуть, что проблема, связанная с созданием условий для организации поликультурной подготовки, может быть оценена как достаточно значимая и обусловленная существенными изменениями в психике современных обучающихся.
Полагаем важным и значимым накапливать и распространять опыт применения нейропедагогических технологий как один из эффективных механизмов воздействия на когнитивную и эмоциональную сферу личности, что, несомненно, влияет на процесс поликультурной подготовки личности.
В качестве приоритетных направлений в рамках данной проблематики считаем важным остановиться на проектировании упражнений, основанных на реализации нейропедагогических технологий, оценке возможности их использования на всех ступенях образовательного процесса, на основании применения метода прецедентов определять новые возможности нейропедагогических технологий.
Библиографический список
1. Бессарабова И.С. Поликультурность образования в системе профессиональной подготовки учителя в США. Современные наукоемкие технологии. 2006; № 3: 45-46.
2. Жукова Т.А. Изменения системы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (на материале региональных вузов России и Германии). Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.
3. Клемантович И.П., СтепановВ.Г. Нейропедагогика:предметисследования. Фундаментальные исследования. 2015; № 2 (11): 2464-2468.
4. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики в дифференциальной психологии. Вестник ОГУ. 2001; № 4: 34-39.
5. ТункунЯ.А.Основынейропедагогики:история,теорияипрактика. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; № 73-2: 203-208.
6. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса. Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университе-та.2019;№2(22):1-5.
References
1. Bessarabova I.S. Polikul'turnost' obrazovaniya v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya v SShA. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2006; № 3: 45-46.
2. Zhukova T.A. Izmeneniya sistemy podgotovki pedagogov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu (na materiale regional'nyh vuzov Rossii i Germanii). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.
3. Klemantovich I.P., Stepanov V.G. Nejropedagogika: predmet issledovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2 (11): 2464-2468.
4. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Nejropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki v differencial^ psihologii. Vestnik OGU. 2001; № 4: 34-39.
5. Tunkun Ya.A. Osnovy nejropedagogiki: istoriya, teoriya i praktika. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; № 73-2: 203-208.
6. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. Auditorium. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22): 1-5
Статья поступила в редакцию 18.03.24
УДК 378.2
Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State
Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE VALUE ORIENTATION OF MODERN YOUTH: THE CONTEXT OF GENERATIONAL THEORY AND A SYNERGISTIC APPROACH. A problem of forming value orientations of the younger generation has recently become particularly relevant and is being considered in direct connection with the educational process. It is noted that the leading direction in solving the problems of forming the civic position of students at all levels is the appropriate pedagogical support for the organization of the educational process. Confirming the multi-iterative and systemic nature of this process, the necessity of identifying the factors determining the value orientations of students is justified. These factors are presented and described in a multifunctional structure as mega-, macro- and microfactors. The definition of the value orientations of the younger generation is correlated in the article with the theory of social generations (V. Strauss, N. Howe),
which is considered by many researchers as the basis for analyzing the value attitudes of the younger generation in Russia. It is noted that in recent years, theoretical and applied research has described the risks in approaches to using the ideas of the theory of generations and the various interpretations that have appeared on the formation of value orientations of different age groups. The description of the issues of the formation of value orientations of students is presented in the context of synergetic ideas, the possibilities of this approach in pedagogical practice are revealed. The use of this approach makes it possible to argue for the formation of the ideological base of the younger generation as a self-regulating and multivariate process. The chosen context of the problems of forming the value orientations of students determined the choice of the necessary principles for the implementation of the pedagogical process on the problem under study: the principle of generational partnership, the principle of potential and actual, the principle of participativeness and partnership.
Key words: value orientation of students, factors determining value orientations, theory of generations, synergetic approach, principles of implementation of pedagogical process for formation of students' value orientation
Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Проблема формирования ценностных ориентиров молодого поколения в последнее время стала особо актуальной и рассматривается в непосредственной связи с образовательным процессом. В статье отмечается, что ведущим направлением в решении задач формирования гражданской позиции обучающихся всех уровней является соответствующее педагогическое обеспечение организации воспитательного процесса. Рассматривая многоитерационный и системный характер данного процесса, обосновывается необходимость выявления факторов, влияющих на определение ценностных ориентиров студенческой молодежи. Факторы представлены и описаны в полифункциональной структуре как мега-, макро- и микрофакторы. Определение ценностных ориентиров молодого поколения соотносится в статье с теорией социальных поколений (В. Штраус, Н. Хоув), которая рассматривается многими исследователями как основа для анализа ценностных установок молодого поколения в России. Однако отмечено, что в последнее время в теоретических и прикладных исследованиях описываются риски в подходах к использованию идей теории поколений и появившихся интерпретаций по формированию ценностных ориентаций разных возрастных групп. Описание вопросов формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи представлено в контексте синер-гетических идей, раскрываются возможности этого подхода в педагогической практике. Использование системно-синергетического подхода позволяет аргументировать формирование мировоззренческой базы молодого поколения как саморегулируемый и многовариантный процесс. Рассматриваемый контекст проблем формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи определил выбор необходимых принципов реализации педагогического процесса по исследуемой проблеме: принцип поколенческого партнерства, принцип потенциального и актуального, принцип партисипативности и партнерства.
Ключевые слова: ценностная ориентация студенческой молодежи, факторы определения ценностных ориентиров, теория поколений, синерге-тический подход, принципы реализации педагогического процесса по формированию ценностной ориентации обучающихся
Актуальность рассмотрения вопросов формирования ценностных ориентиров молодого поколения обоснована глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире и значимостью в этой связи воспитания готовности молодого поколения отвечать интересам своих сограждан, обеспечивать жизнеспособность патриотических и культурных традиций своего отечества. Важность рассматриваемой темы подтверждается тем, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с формированием требуемых качеств студенческой молодежи, будущих молодых специалистов. С этим основная идея статьи связана с необходимостью решения вопросов развития воспитательного потенциала вуза.
Целью исследования является рассмотрение вопросов формирования ценностных ориентиров молодого поколения в контексте поколенческой теории и си-нергетического подхода. Учитывая ограничительные рамки статьи для изложения авторских научных предложений по сформулированной теме, задачи исследования представим следующим образом:
- обосновать значимость формирования ценностных ориентиров молодого поколения, проецируя данную проблему на роль воспитательного процесса в системе высшего образования;
- аргументировать факторы, определяющие ценностные ориентиры студенческой молодежи, и предложить принципы педагогического обеспечения процесса реализации воспитательного потенциала по данной проблеме;
- дать краткую характеристику теории поколений и рассмотреть в ее контексте исследуемого процесса;
- рассмотреть идеи системно-синергетического подхода применительно к решению педагогических задач.
Новизна и теоретическая значимость исследования в рамках представленной статьи заключается в рассмотрении данной проблемы с позиций теории поколений и синергетического подхода; в аргументации факторов, определяющих ценностные ориентиры личности. Практическая значимость исследования определена практико-ориентированным предложением принципов реализации педагогического процесса по исследуемой проблеме формирования ценностных ориентиров обучающихся, которые могут быть импортированы в образовательное учреждение и явиться основой для разработки конкретного педагогического обеспечения в воспитательном процессе.
Современное российское и мировое сообщество вступило в период существенных политических, экономических и социокультурных изменений. Развитие мирового цивилизационного процесса, его динамика, нередко тревожные векторы происходящей в обществе геополитической трансформации, безусловно, проецируются на условия, в которых происходит формирование ценностных ориентиров молодого поколения. Эта тема, рассматриваемая в непосредственной связи с образованием, в последнее время стала особо актуальной и обсуждаемой в России [1-7]. Ситуация в окружающем социуме и мире в целом в настоящее время становится для вузов, организующих процесс подготовки будущих
специалистов, серьезным испытанием «прочности» гражданского основания, национальной идентичности обучающихся, их готовности отвечать интересам своих сограждан, обеспечивая жизнеспособность патриотических и культурных традиций [8, с. 60-62].
Ведущим направлением в решении проблем формирования гражданской позиции обучающихся всех уровней является соответствующее педагогическое обеспечение организации воспитательного процесса. И, как оказывается, именно на этом этапе мы сталкиваемся с теоретической и практической трудностью, учитывая значимость выявленных проблем: современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами в современных условиях в формировании требуемых «гуманитарных кодов» у молодых специалистов. Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года формулирует базовые характеристики традиционных ценностей граждан России [9]. В указе четко обозначено, что в настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества.
Проектирование соответствующего педагогического сопровождения требуют, прежде всего, выявления факторов, влияющих на формирование убеждений и взглядов наших обучающихся. Мы разделяем мнения ученых о том, что формирование ценностных качеств обучающихся является многоитерационным и системным процессом [3; 10; 11]. Это позволяет нам представить этот процесс через выявление и соотношение факторов в виде полиструктурированной и полифункциональной пирамиды: мегафакторы, макрофакторы и микрофакторы. Мегафакторы как основание этой пирамиды соотносятся с мегасредой [10], в нашем случае - с социокультурной средой, влияющей на формирование ценностного багажа личности: это существующие государственные и политические системы, социальный мир, окруженный средствами информации и коммуникации. Макрофакторы - это следующий уровень функционального процесса, который определен соответственной макросредой, то есть Отечеством, конкретной средой, где мы живем и работаем. Микрофакторы - верхний, самый «острый» уровень факторов, влияющих на формирование убеждений и взглядов наших обучающихся в исследуемом нами процессе. Эти факторы связаны с непосредственным воздействием самого ближнего окружения - семьи, друзей, образовательным учреждением.
Применение междисциплинарного подхода к изучению факторов, влияющих на выстраивание ценностных траекторий молодого поколения, является очевидным и важным, то есть речь идет об общенаучных и частнонаучных методах социологической, педагогической, философской и психологической наук.
Обратимся к теории поколений.
Сама по себе важность обращения к изучению особенностей поколений очевидна и остается актуальной. Понятия «поколение», «генерация» не являются новыми для научной академической среды. Поколенческие различия изучали в свое время философы, политики, социологи, историки, публицисты: Аристо-
тель, Гесиод, Д. Вико, Ж. Кондорсе, Д. Дидро и другие. Особенным объектом исследований подрастающее поколение стало с конца XIX века: научные идеи о психологических и педагогических особенностях в воспитании и обучении подрастающего поколения представлены в научных трудах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, велик также вклад таких ученых, как Б.Г Ананьев, Г.С. Костюк, М.И. Лисина,
A.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин.
Вопросы поколений изучаются и в сегодняшних ракурсах. Современные исследователи по-разному подходят к изучению теории поколений. Впервые современная теория социальных поколений была оформлена в 1991 году историком
B. Штраусом и экономистом, социологом Н. Хоувом. Став в определенном смысле «модной», особенно в период 2010-2020-х гг, их идеи стали активно внедряться в научную среду и массовую культуру. Акцент был сделан на «конфликте поколений». В обиход многих исследователей по вопросам ценностных ориентиров различных поколений вошли инструментарий, терминологическая, теоретическая и практическая базы, соотнесенные с идеями этой поколенческой теории. Теория основывается на гипотезе о цикличности истории поколений. Авторы выделяют четыре повторяющихся поколенческих «сезона истории», которые обусловливают возникновение отличных друг от друга социальных поколений: «Подъем», «Пробуждение», «Спад», «Кризис» [13]. Некоторые специалисты, понимая и принимая проблему формирования ценностных ориентиров молодого поколения, основываясь на четырехфазном развитии истории, описывают жесткие хронологические рамки поколений и прогнозируют соответствующие для того или иного поколения заведомо привитые качества.
Но необходимо отметить и другое: в последнее время в процессе теоретических и прикладных исследований возникли риски в подходах к использованию идей теории поколений и появившихся различных интерпретаций по формированию ценностных ориентаций разных возрастных групп. Согласимся с исследователями, что в ряде публикаций и изданий «открыто или латентно прослеживается дискриминация отдельных поколений, что, безусловно, ведет к искажению роли и вклада каждого поколения в систему ценностей определенного исторического пласта национального развития» [14]. Важно в ситуации, связанной с формированием ценностей поколения Z и Альфа, отметить, что ценности и более старшего поколения еще остаются в процессе формирования. «То есть, с одной стороны, молодое поколение отрицает устойчивые моральные принципы, устои, ценности предшествующих поколений, имеет вольную позицию на средства и методы для достижения своих целей, но, с другой стороны, оправдывает свое поведение обстановкой в стране и сложностью окружающего социума» [12, с. 1-10].
Существенные противоречия возникают также между теорией социальных поколений Н. Хоува / В. Штрауса и положениями возрастной психологии. Основа возрастной психологии - это очевидность динамичности психики индивида в процессе его взросления, что означает постоянную смену его мироощущения и, как следствие, социального поведения в разные периоды жизни. Здесь и закладывается основная суть противоречия с идеями теории поколений, обосновывая невозможность прогнозирования социального поведения подростков и определения их априори сформированной ценностной ориентации. Так можно ли опираться исключительно на поколенческую теорию? Согласимся с исследователями [6], что в открытом доступе появились издания, транслирующие упрощенные подходы к интерпретации теории поколений и не обосновывающие достоверность претендующих на научный результат исследований. Это, например, публикации Е. Шамис и Е. Никонова [15], побуждающие нас думать о том, что априори существует своего рода «клеймо» на той или ином поколении, то есть индивидуальность личности в определенном смысле нивелируются. Доступно для понимания, просто и смело объясняя конкретные периоды нашей истории, видится условность такого изложения, выраженная в широком обобщении и без четких научных доказательств.
Однако в условиях отсутствия отечественной научной адаптации этой теории идеи Штрауса и Хоува можно взять как сравнительную основу для анализа ценностных установок молодого поколения в России [16].
Рассматривая цель нашего исследования в логике синергетических идей, раскроем некоторые возможности этого подхода в педагогической практике [17]. К основным принципам синергетического подхода, применяемого в нашем случае для идентификации проблем формирования ценностных ориентиров молодого поколения, относятся принципы гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, открытости, неустойчивости.
1. Принцип гомеостатичности (стабильности, фаза порядка функционирования).
В воспитательном процессе обучающийся стремится внутри системы к выработке механизмов, которые способствуют преодолению возникающих негативных тенденций. Таковыми могут быть непонимание того, что мы от них хотим, нежелание следовать советам, отсутствие мотивации к определенным поступкам. В многоитерационном процессе реализуется педагогическая взаимосвязь (взаимодействие), в результате чего проявляется самоопределение обучающего, саморазвитие, принятие конкретного решения при участии в мероприятиях гражданско-па-триотической направленности. Важно, что к стабильности ведет лишь правильная связь (feed-back) с субъектами образовательной и воспитательной деятельности.
2. Принцип иерархичности (уровень внутренней организации).
Этот параметр демонстрируют фазы изменчивости, развития, саморазвития обучающихся. Именно этот показатель помогает педагогу разрабатывать
необходимое методическое сопровождение в реализации различных проектов воспитательного процесса по формированию гражданской позиции студентов, при необходимости проводить корректировку педагогического сопровождения и разработанных проектов.
3. Принцип нелинейности (отклонение от подобия).
Данный принцип определяет саморазвитие субъекта, выражающееся в возможности постоянного и многовариантного самосовершенствования, принятия или непринятия предложенных разработок по формированию гражданских ценностей, их предварительной оценки. В нашей педагогической практике это и есть формирование личностных качеств обучающихся и выбор своей траектории поведения по результатам воспитательной деятельности в вузе. В терминах синергетики это означает «наличие альтернатив поведения и собственных точек бифуркаций». Данный принцип нелинейности означает переход от управления к самоуправлению.
4. Принцип открытости (эволюционирование).
В нашем исследовании этот принцип непосредственно связан с принципом нелинейности: самосовершенствование, мотивация к поступкам и принятия (или непринятия) идей, положенных в основу мероприятий по формированию ценностных ориентаций обучающихся, и их оценка.
5. Принцип неустойчивости (возникновения точек бифуркации: разграничение нового и старого качества).
В терминах синергетического подхода к решению педагогических задач формирования ценностной позиции молодого поколения можно утверждать, что в процессе саморазвития обучающихся важным является выбор поведения, соответствующего постановке цели и поиска путей решения задач, в результате чего старое качество меняется на новое. Таким образом, «синергетическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач, фиксируя педагогический объект исследования в терминах самоорганизующихся систем: равновесие и неравновесие, гомеостазис и динамизм, организация и дезорганизация» [17]. Идеи системно-синергетического подхода в нашем исследовании позволяют:
- аргументировать саморазвитие и формирование мировоззренческой базы будущих специалистов как саморегулируемый и многовариантный процесс формирования нравственной, гражданской и ценностной ориентаций студентов;
- установить взаимосвязи между структурными компонентами педагогического процесса, выявить функции каждого из них, проецированные на достижение поставленной цели - формирование ценностной ориентации обучающихся.
Итак, перед педагогами стоят серьезные задачи, связанные с нахождением форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия на формирование ценностного багажа нашего молодого поколения, с разработкой особых мер педагогического влияния на представителей поколения Z и A для их применения в современном воспитательно-образовательном процессе. Формирование ценностного багажа нашей молодежи, определение гражданской позиции личности, проявление чувства патриотизма и ответственности не существует само по себе. Это ответ на происходящие в конкретное время исторические вызовы обществу и возникающие жизненные реалии [1; 3; 7; 18].
Работа над педагогической задачей определила выбор необходимых принципов реализации педагогического процесса по исследуемой проблеме. Мы определили их в следующей формулировке: принцип поколенческого контекста, принцип потенциального и актуального, принцип партисипативности и партнерства.
Проецируя принцип поколенческого контекста на наше исследование, отметим, что помимо личностных и индивидуальных особенностей обучающихся, важно принимать в расчет именно ту ситуацию, которая «делает» нынешнее поколение, объективно влияет на осмысление, восприятие и оценку ценностей субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Описанный выше принцип находится во взаимосвязи со вторым принципом - принципом потенциального и актуального, который мы назвали дуальным. Этот принцип позволяет рассматривать участников образовательного и воспитательного процессов как личность, потенциально развивающуюся. Принцип имеет два направления: ориентирует на раскрытие потенциала личности, с одной стороны, и, с другой стороны, предполагает моделирование педагогических процедур в соответствии с общей целью. Идеи этого принципа отражены в работах К.А. Абульхановой-Славской (о построении жизненной позиции), А.А. Деркача (раскрытие резерва и возможностей личности), Б.Г Ананьева (о системах деятельности, общения, познания), Н.А. Низовских (жизненные принципы в личностном саморазвитии), Л.Н. Конягиной (организация работы по самовоспитанию), E.A. Schein, D.E. Super (формирование мотивации к профессиональной деятельности).
Важную роль в формировании ценностной позиции обучающихся мы отводим принципу партисипативности и партнерства. Смысл этого принципа - ориентация на коммуникативность, доступность в общении, сотрудничество в деятельности. Именно этот подход позволит учитывать психологические и личностные особенности, обеспечивать партнерские отношения. Это открытость взаимодействия, включение в совместную деятельность и её планирование.
В качестве заключения можно выдвинуть следующие положения:
1. С появлением новых экономических, политических, социокультурных вызовов в современном мире педагогические задачи по развитию воспитательного потенциала в системе высшего образования выходят на более высокий уро-
вень. Система ценностей поколений и особенно формирования ценностных ориентиров представителей молодого поколения требует более глубокого изучения и с позиций философии, социологии, педагогики, психологии. Для разработки педагогического обеспечения воспитательного процесса по исследуемой проблеме предложены принципы, ориентированные на достижимость поставленной цели: принципы поколенческого контекста, потенциального и актуального, партисипа-тивности и партнерства.
2. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций молодого поколения позволило дать характеристику факторам (мега-, макро- и микрофакторам), определяющим условия формирования ценностных ориентиров студенческой молодежи.
Библиографический список
3. Рассмотрение основных положений теории поколений с позиций исследуемого процесса подтверждает мнение многих исследователей об отказе от строгих временных поколенческих рамок, поскольку их принятие препятствует изучению ценностных ориентаций разных социальных групп в конкретной исторической ситуации, а также вступает в противоречие с основными положениями возрастной психологии.
4. Рассматривая поднятую проблему в логике синергетических идей, представлены возможности этого подхода в педагогической практике. Синерге-тическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач, фиксируя педагогический объект исследования в терминах самоорганизующихся систем.
1. Бароненко А.С., Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Райсвих Ю.А., Штыкова Т.В. Гражданское воспитание молодежи как аксиологическая составляющая образовательной парадигмы в современной России. Фундаментальная и прикладная Pedagogical Sciences 35 The Problems of Patriotic Education of Youth in Modern conditions наука. 2017; № 4 (8).
2. Быков А.К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход. Мир образования - образование в мире. 2020; № 1 (77).
3. Гревцева ГЯ., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015; № 6.
4. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83).
5. Мирошкина М.Р Интерпретации теории поколений в контексте российского образования. Ярославский педагогический вестник. 2017; № 6: 30-35. Available at: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_30798366_97314889.pdf
6. Плешивцев А.Ю., Стенин С.В. Проблемы социального становления школьника подросткового возраста. Наука и школа. 2021; № 4: 243-248. Available at: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_46614521_56714913.pdf
7. Яковлев РО. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России. Наука и школа. 2017; № 2.
8. Зникина Л.С., Боровцов В.А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95).
9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
10. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: КП, 1996.
11. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2018.
12. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития. 2018; № 2 (42).
13. Howen N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. Available at: https://archive.org/details/the-fourth-turning-anamerican-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about
14. Зубко Д.В., Клюев Ю.В. Теория поколений в фокусе ценностей: к вопросу целесообразности применения поколенческой концепции при стратегическом планировании. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022; Т. 13, № 3. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf
15. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: необыкновенный Икс. Москва: Университет «Синергия», 2016.
16. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии. Социологические исследования. 2004; № 10.
17. Зникина Л.С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кемерово, 2005.
18. Горохов С.А., Заплитный И.Д. Ценностные установки представителей поколения Y в контексте теории поколений. Российская специфика. Проблемы современного образования. 2019; № 5. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elib rary_41567713_64277627.pdf
References
1. Baronenko A.S., Baronenko E.A., Bystraj E.B., Rajsvih Yu.A., Shtykova T.V. Grazhdanskoe vospitanie molodezhi kak aksiologicheskaya sostavlyayuschaya obrazovatel'noj paradigmy v sovremennoj Rossii. Fundamental'naya i prikladnaya Pedagogical Sciences 35 The Problems of Patriotic Education of Youth in Modern conditions nauka. 2017; № 4 (8).
2. Bykov A.K. Patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi: processnyj podhod. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2020; № 1 (77).
3. Grevceva G.Ya., Ippolitova N.V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskij aspekt. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 6.
4. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova vospitaniya patriotizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83).
5. Miroshkina M.R. Interpretacii teorii pokolenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; № 6: 30-35. Available at: https://www.elibrary.ru/ downloadfelibrary_30798366_97314889.pdf
6. Pleshivcev A.Yu., Stenin S.V. Problemy social'nogo stanovleniya shkol'nika podrostkovogo vozrasta. Nauka i shkola. 2021; № 4: 243-248. Available at: https://www.elibrary.ru/ downloadfelibrary_46614521_56714913.pdf
7. Yakovlev R.O. Istoricheskie 'etapy razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Nauka ishkola. 2017; № 2.
8. Znikina L.S., Borovcov V.A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95).
9. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 809 ot 9 noyabrya 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
10. Krapivenskij S.'E. Social'naya filosofiya. Volgograd: KP, 1996.
11. Saenko L.A., Kartashova V.N. Razvitie grazhdanskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi sredstvami studencheskogo samoupravleniya: monografiya. Stavropol': AGRUS Stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018.
12. Kulakova A.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt. Voprosy territorial'nogorazvitiya. 2018; № 2 (42).
13. Howen N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. Available at: https://archive.org/details/the-fourth-turning-anamerican-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about
14. Zubko D.V., Klyuev Yu.V. Teoriya pokolenij v fokuse cennostej: k voprosu celesoobraznosti primeneniya pokolencheskoj koncepcii pri strategicheskom planirovanii. Mir nauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2022; T. 13, № 3. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf
15. Shamis E., Nikonov E. Teoriya pokolenij: neobyknovennyjIks. Moskva: Universitet «Sinergiya», 2016.
16. Glotov M.B. Pokolenie kak kategoriya sociologii. Sociologicheskie issledovaniya. 2004; № 10.
17. Znikina L.S. Professional'no-kommunikativnaya kompetenciya kak faktorpovysheniya kachestva obrazovaniya menedzherov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2005.
18. Gorohov S.A., Zaplitnyj I.D. Cennostnye ustanovki predstavitelej pokoleniya Y v kontekste teorii pokolenij. Rossijskaya specifika. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019; № 5. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elib rary_41567713_64277627.pdf
Статья поступила в редакцию 13.03.24
УДК 378.147
Kiseleva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Abramova V.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Shangin A.B., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
The article discusses topical issues affecting the development of health-saving competence among future teachers, bachelors of pedagogical education, in order to preserve and strengthen the health of students. The pedagogical conditions and the content of the introduction of educational and methodological materials into the