Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка'

Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / УСЛОВИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / HUMANISTIC PEDAGOGY / CONDITION / PERSONALITY / VALUE ORIENTATIONS / ACTIVITY / DEVELOPMENT / SCIENTIFIC CIRCLE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Любовь Дмитриевна

В статье рассматривается противоречие между современным состоянием технократического подхода к организации учебного процесса технического вуза и формированием общечеловеческих ценностей. Приводятся основные идеи гуманистической педагогики, для формирования общечеловеческих ценностных ориентиров. Психологические основы деятельности личности как целостного непрерывного процесса развития и совершенствования личности используется в организации научного кружка как основополагающая идея. В статье приводятся результаты исследований по ранжированию ценностных ориентаций студентов инженерно-технического института. Ценностная установка определяется осознанием личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в коллективе, в соответствии с определенными ценностями. Современный технократический, цифровой, электронный подход в организации учебного процесса требует, создания педагогического условия для совместной деятельности, общения, социализации. В статье рассматриваются основные гуманистические принципы для создания педагогических условий. Организация и деятельность студенческого научного кружка рассматривается как педагогическое условие для формирования и интеграции ценностных ориентиров. Разработаны основные принципы организации научного кружка. Особенности ценностного сознания молодежи определяются местом и ролью, которые она занимает в обществе, возрастной спецификой, характером влияния социального окружения, но и в немалой степени воспитательным воздействием, созданием условий для формирования общественно значимой ценностной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of value orientations of students of technical University in the conditions of the scientific circle

The article deals with the contradiction between the current state of the technocratic approach to the organization of the educational process of a technical University and the formation of universal values. The basic ideas of humanistic pedagogy for the formation of universal value orientations are given. Psychological bases of activity of the personality as integral continuous process of development and improvement of the personality is used in the organization of a scientific circle as the basic idea. The article presents the results of research on the ranking of value orientations of students of engineering Institute. The value setting is determined by the person's awareness of his inner position and the availability of readiness to work in a team, in accordance with certain values. Modern technocratic, digital, electronic approach in the organization of the educational process requires the creation of pedagogical conditions for joint activities, communication, socialization. The article deals with the basic humanistic principles for the creation of pedagogical conditions. The organization and activity of the student scientific circle is considered as a pedagogical condition for the formation and integration of value orientations. The basic principles of the scientific circle organization are developed. Features of value consciousness of youth are defined by a place and a role which it occupies in society, age specifics, character of influence of a social environment, but also in a considerable degree educational influence, creation of conditions for formation of socially significant value orientation.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 20.10.2018; опубликована 10.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Варламова Л. Д. Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Varlamova L.D. (2018). Formation of value orientations of students of technical University in the conditions of the scientific circle. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/08PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378.1

Варламова Любовь Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: varlamova.lyubov@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=534676

Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка

Аннотация. В статье рассматривается противоречие между современным состоянием технократического подхода к организации учебного процесса технического вуза и формированием общечеловеческих ценностей. Приводятся основные идеи гуманистической педагогики, для формирования общечеловеческих ценностных ориентиров. Психологические основы деятельности личности как целостного непрерывного процесса развития и совершенствования личности используется в организации научного кружка как основополагающая идея. В статье приводятся результаты исследований по ранжированию ценностных ориентаций студентов инженерно-технического института. Ценностная установка определяется осознанием личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в коллективе, в соответствии с определенными ценностями. Современный технократический, цифровой, электронный подход в организации учебного процесса требует, создания педагогического условия для совместной деятельности, общения, социализации. В статье рассматриваются основные гуманистические принципы для создания педагогических условий. Организация и деятельность студенческого научного кружка рассматривается как педагогическое условие для формирования и интеграции ценностных ориентиров. Разработаны основные принципы организации научного кружка. Особенности ценностного сознания молодежи определяются местом и ролью, которые она занимает в обществе, возрастной спецификой, характером влияния социального окружения, но и в немалой степени воспитательным воздействием, созданием условий для формирования общественно значимой ценностной ориентации.

Ключевые слова: гуманистическая педагогика; условие; личность; ценностные ориентиры; деятельность; развитие; научный кружок; профессиональная направленность

https://mir-nauki.com

В условиях быстротечного развития технологий, информатизации, компьютеризации, цифровых технологий очень важным становится формирование ценностных ориентаций человека, которая обращена на приоритет человека как высшей ценности.

В современных условиях, учебный процесс широко использует, электронные образовательные и интернет ресурсы, контроль знаний, зачеты чаще всего проводятся в виде тестирования без личного контакта с преподавателем, с однокурсниками. Такая ситуация ограничивает развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания друг друга и общения.

Технократическая парадигма, заводит образование в тупик, считают ученые и рассматривают необходимость стыковки технической подготовки с человеческими целями [7]. Необходимы условия, в которых преподаватели и воспитанники выступают, как субъекты развития творческой индивидуальности. Современные исследователи отмечают, что в каждом вузе должно быть создано образовательное пространство, включающее не только подсистему обучения, но и подсистему воспитания, при этом основной задачей становится создание условий для разностороннего развития студентов [6]. В современных вузах необходимы новые подходы для гуманитаризации образования, создание социокультурной среды, для формирования важнейших профессиональных и личностных качеств, для подготовки выпускников вузов, способных отвечать на глобальные и национальные вызовы [10].

Основные положения гуманистической педагогики базируются на: идее свободного выбора [1], идее «опережения» [4], идее опорных схем [11] и других. Таким образом, одной из основных задач современного технического образования является формирование общечеловеческих ценностей с использованием идей гуманистической педагогики.

Педагогические и психологические исследования специалистов показывают, что успешность специалиста в любом виде деятельности зависит не только от профессиональной направленности, а в основном от направленности личности. Направленность личности понимается как совокупность устойчивых взглядов, убеждений, потребностей, устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение, деятельность, достижение жизненных целей. Целью становления ценностной направленности личности является воспитание человека, осознающего жизнь как величайшую ценность и обладающего потребностью, готовностью сохранять и улучшать окружающую среду, наполнять свой внутренний мир ценностями морального выбора, нравственных отношений, норм и т. д. То есть формируемые у студентов ориентации по освоению системы ценностей становятся основой гуманистического отношения к себе, к людям и ко всему миру. Таким образом, формирование ценностных ориентаций в современных технических вузах на наш взгляд понимается как создание педагогических условий для совершенствования индивидуального стиля социального поведения, социальных связей с людьми, с обществом, для стремления личности студентов к коммуникативной деятельности в профессионально значимом контексте.

Для наших исследований значимы психологические основы деятельности личности как целостного непрерывного процесса развития и совершенствования личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Личность и ее свойства формируются в процессе деятельности, в системе отношений с обществом [8]. С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность - основное средство и решающее условие развития личности [3].

Деятельность научного кружка «Современные геодезические технологии» инженерно-технического института, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова направлена на формирование профессионально личностных компетенций [2]. Изучая современные технологии, в деятельности, в общении студенты формируют моральные

качества, активизируют самостоятельную и совместную творческую деятельность, развивают инициативы, поддерживают друг друга, сопереживают, свободно высказывают свои мысли, идеи. В организации деятельности научного кружка мы руководствуемся принципами гуманистической педагогики: следованию природе, способностям и возможностям студента; освоению ценностей материальной и духовной культуры; создание благоприятного микро социума; уважения свободы суждений, выбора занятий; влияние на изменения условий среды и внутренние личностные условия студента; единства взаимосвязи систем, направленных на самореализацию личности. Ценностная установка определяется осознанием личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в коллективе, в соответствии с определенными ценностями. Это обуславливает необходимость в условиях технократической, цифровой, электронной организации учебного процесса современного вуза, создания педагогических условий, форм. Такие условия позволяют студентам формировать наряду с профессиональными качествами и личностные качества духовного, интеллектуального направления, в общении, в деятельности сформировать характер, моральную ответственность за себя, других, за безопасность в труде, в продукте производства.

Для определения ценностных ориентаций мы использовали метод ранжирования. Студентам предлагалось последовательное ранжирование наименований терминальных ценностей - целей жизни (жизненная мудрость, здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, хорошая обстановка в стране и т. д., всего двадцать наименований). Также студентам предлагалось ранжирование инструментальных ценностей -ориентаций на основе средства достижения жизненных целей (аккуратность, воспитанность, независимость, образованность, рационализм, терпимость и т. д., всего двадцать наименований). Результаты ранжирования терминальных ценностей показали, что главной целью для большинства студентов контрольной группы является материально обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, любовь, здоровье, хорошо оплачиваемая работа, удовольствия, развлечения и т. д. Экспериментальная группа (члены кружка выпускных курсов) по результатам ранжирования первостепенными терминальными ценностями отмечают самостоятельность, активную деятельную жизнь, здоровье, творчество, познание, счастливую семейную жизнь, общая хорошая обстановка в стране и т. д.

Результаты ранжирования инструментальных ценностей в контрольной группе эмоционального характера: чуткость, жизнерадостность, твердая воля, независимость, честность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, воспитанность и т. д. В экспериментальной группе наиболее значимыми ценностями обозначили следующие инструментальные ценности: ответственность, самостоятельность, воспитанность, честность, исполнительность, рационализм, умение понять чужую точку зрения.

С целью изучения основной ценностной ориентации студентов провели анкетирование (с 2011 г. по 2018 г.). Необходимо пояснить, контрольная группа - это студенты начальных курсов, которые находятся в адаптационном периоде вузовского образования. Экспериментальная группа - члены кружка, студенты старших курсов, которые в деятельности кружка 2-3 года. Всего охвачено в социологическом опросе 268 студентов. Результаты анкетирования показали, что для многих студентов смыслом жизни является работа с большой заработной платой, материальное обеспечение, карьера. Студенты контрольной группы более значимой ценностной ориентацией определяют наличие друзей, любовь, здоровье, т. е. ценности, направленные на индивидуальность. Многие отмечают неуверенность в завтрашнем дне, рассматривают возможность выбора работы не по профессии. Студенты старших курсов, реализовавшие себя в деятельности научного кружка, более значимой ценностью определяют, уверенность в себе, отмечают, что их жизненные планы, успешность, благополучие зависит только от них самих. При этом они отмечают желание быть удовлетворенным от интересной, высокооплачиваемой работы по направлению профессиональной подготовки.

Результаты наших исследований, в какой-то степени подтверждают исследования многих специалистов о переориентации современного студенчества с общественных идеалов на индивидуальные ценности, о падении престижа патриотических, гражданственных ценностей. О наибольшей значимости для современной студенческой молодежи ценностей приватного характера («Семья», «Друзья», «Любовь», «Работа», «Деньги»), общественные и коллективистские ценности практически не упоминаются, слабо представлены ценности сохранения природы, экологии и патриотического характера в ответах студентов [9]. Приоритет ценностей, касающихся собственной жизни, незначительность ответов в пользу общественных ценностей, усиление субъективного фактора ценностных ориентаций может вести к дальнейшей дегуманизации общества [10].

Многолетний опыт организации научной кружковой деятельности на инженерно-техническом институте СВФУ, результаты проведенного опроса позволяют нам рассматривать организацию деятельности студенческого научного кружка, как педагогическое условие для формирования ценностных ориентаций. В условиях научного кружка приоритет ценностей личного направления в значительной степени изменяется в сторону повышения общественных ценностей. За годы общения, совместного познания, совместной деятельности, реализации конкретных проектов, участия на научных, практических конференциях, у студентов повышаются деловые, коллективистские направленности, наблюдаются изменения ценностных ориентаций - повышается чувство ответственности, уверенность, самостоятельность, возможность понять и принять чужую точку зрения, желание улучшить обстановку в производстве, в стране.

Таким образом, организация деятельности научного кружка в современном вузе, рассматривается нами, как педагогическое условие использования технологии коллективных творческих дел для развития, совершенствования профессиональной направленности и формирования ценностных ориентаций.

Основными принципами организации деятельности студенческого научного кружка для формирования ценностных ориентаций, мы определяем:

• открытость социального пространства, характеризующей условия профессиональной деятельности;

• интеграция профессиональных, общекультурных знаний на повышение профессиональной компетентности;

• ориентация на приобретение практического опыта в социальной жизни и профессиональной деятельности.

Годы обучения молодого человека в институте, это процесс социализации: адаптации, индивидуализации, интеграции. Социализация рассматривается при этом, как развитие способностей человека к самосовершенствованию, и это в стенах вуза должно происходить в целенаправленно создаваемых условиях. Если эти условия не будут созданы, социализация молодого человека может происходить стихийно, что может его отклонить от общечеловеческих ценностей. Одним из таких условий мы рассматриваем научный студенческий кружок, который обеспечивает творческое, ценностное отношение к деятельности, влияет на профессиональное, нравственное саморазвитие, овладение общечеловеческой культурой в процессе социализации. Особенности ценностного сознания молодежи определяются местом и ролью, которые она занимает в обществе, возрастной спецификой, характером влияния социального окружения, но и в немалой степени воспитательным воздействием, созданием условий для формирования общественно значимой ценностной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 560 с.

2. Варламова Л.Д., Толстякова М.Н. Опыт научной кружковой работы для формирования профессионально-личностных компетенций будущих инженеров // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6. https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN617.pdf.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат. 1975. -305 с.

4. Лысенкова С.Н. Жизнь моя - школа, или право на творчество / С.Н. Лысенкова.

- М.: Новая школа, 1995. - 240 с.

5. Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. №8-9 (204). С. 22-29.

6. Насибуллин Р.Т., Шарипов Ф.В. Высшее образование России в лабиринтах инновационного развития // Высшее образование сегодня. 2017. №9. С. 7-14.

7. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я.М. Нейматов.

- М.: Алгоритм, 2002. - 408 с.

8. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: АН СССР, 1976. - 416 с.

9. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. №12(207). С. 22-33.

10. Черникова А.А., Мухина З.З. Гуманитарная составляющая как неотъемлемая часть высшего образования // Высшее образование сегодня. 2017. №11. С. 6-11.

11. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - Архангельск: СевероЗападное кн. изд-во, 1990. - 382 с.

https://mir-nauki.com

Varlamova Liubov Dmitrievna

North-Eastern federal university M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia

E-mail: varlamova.lyubov@list.ru

Formation of value orientations of students of technical University in the conditions of the scientific circle

Abstract. The article deals with the contradiction between the current state of the technocratic approach to the organization of the educational process of a technical University and the formation of universal values. The basic ideas of humanistic pedagogy for the formation of universal value orientations are given. Psychological bases of activity of the personality as integral continuous process of development and improvement of the personality is used in the organization of a scientific circle as the basic idea. The article presents the results of research on the ranking of value orientations of students of engineering Institute. The value setting is determined by the person's awareness of his inner position and the availability of readiness to work in a team, in accordance with certain values. Modern technocratic, digital, electronic approach in the organization of the educational process requires the creation of pedagogical conditions for joint activities, communication, socialization. The article deals with the basic humanistic principles for the creation of pedagogical conditions. The organization and activity of the student scientific circle is considered as a pedagogical condition for the formation and integration of value orientations. The basic principles of the scientific circle organization are developed. Features of value consciousness of youth are defined by a place and a role which it occupies in society, age specifics, character of influence of a social environment, but also in a considerable degree educational influence, creation of conditions for formation of socially significant value orientation.

Keywords: humanistic pedagogy; condition; personality; value orientations; activity; development; scientific circle; professional orientation

08PDMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.