Педагогика
УДК 316.64
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени Академика РАО В.А. Сластенина Шувалова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент кафедры психология развития личности Муталимова Аминат Махмудовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистр 2 года обучения направления
«Психология образования» Гаджиева Патимат Агарагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях социальной действительности. Статья посвящена вопросам становления ценностной сферы такой социально-демографической группы как студенческая молодежь. Рассматривается механизм формирования ценностных ориентаций личности. Особенности студенческой молодежи представлены в виде факторов, влияющих на образование и развитие системы ценностей. Автор подчеркивает важность системы ценностных ориентации личности, которые определяются как внешними факторами, определяющие развитие человека, так и теми особенностями, которыми мы называем внешними, социальными факторами, которые сформированы социумом. Приходит к выводу, что на современном этапе понимание процессов формирования ценностно-личностной сферы особенно важно, т.к. это очень значимо для понимания тех психологических изменений, которые происходят в период развития и взросления современных детей и подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации, современная молодежь, социальная действительность, личность, общество.
Annotation. The article deals with the change in the value orientations of modern youth in the conditions of social reality. The article is devoted to the formation of the value sphere of such a socio-demographic group as student youth. The mechanism of formation of value orientations of the individual is considered. Features of student youth are presented in the form of factors affecting education and the development of the value system. The author emphasizes the importance of the system of value orientations of the individual, which are determined both by external factors that determine human development, and by those features that we call external, social factors that are formed by society. He comes to the conclusion that at the present stage, understanding the processes of formation of the value-personal sphere is especially important, because it is very important for understanding the psychological changes that occur during the development and maturation of modern children and adolescents.
Key words: value orientations, modern youth, social reality, personality, society.
Введение. Ценностные ориентации считаются одним из самых важных компонентом структуры личности. Вместе с другими социально-психологическими аспектами они выполняют функции контроля поведения и проявляются во всех этапах человеческой деятельности. Важность ценностных ориентаций трудно переоценить в любой профессии, а тем более в профессии педагога. В стадиях профессиональной подготовки учителя проблема становления его ценностных ориентаций является одной из самых первостепенных, поскольку речь идет не просто о формировании личности молодого человека и поколения в целом, а о формировании личности учителя, в структуре которой личностные и профессиональные качества неразрывно связаны и взаимообусловлены. Индивид, призванный воспитывать детей, обязан быть сам воспитан, обладать системами ценностных отношений и реальных проявлений в социальном мире. Его личностные характеристики обязаны отвечать профессиональным критериям. Педагог с неоднозначной системой ценностей, не осознавший смысла и сущности своего бытия и профессиональной деятельности в ней, не сможет помочь подрастающему человеку обрести свой смысл жизни.
Актуальность проблемы так же осложнена возрастными особенностями студентов (16-19). Как мы знаем этот возраст связан с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», поиска ценностной миссии своей жизни, который ставит человека перед вынужденной необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях малого жизненного опыта. Перед юношами и девушками находится задача самостоятельного создания системы норм, ценностей и следственных установок. И также в связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов может оказаться подверженным случайным влияниям и отличается неопределённостью и сумбурностью. Необходимо сделать так, чтобы жажда изменений, самоутверждения, свойственная этому возрасту и этой социальной группе, была не стихийной, не разрушающей, а созидающей.
Изложение основного материала статьи. Одной из сложных и востребованных задач современных психологии и педагогики является исследование ценностно-смысловой сферы формирующейся личности. В процессе становления личности, в процессе усвоения социальных ценностей, взросления, очень много зависит от общества, в которой личность формируется. В последнее время для современного общества, как российского, так и цивилизации в целом, характерен отказ от традиционных ценностей. Вследствие этого возможно появление противоречий в системе общественных идеалах и ценностях - поэтому изучение ценностно-смысловой сферы, особенно своевременно иактуально.
Ценностная сфера, по мнению целого ряда авторов, представляет собой основу, базовое ядро личности, которое может состоять из целого ряда компонентов. Такими компонентами ценностно-смысловой сферы могут являться такие явления психики как ценности, ценностные ориентиры, смысл жизни, установки и личностные смыслы, смысловые образования, ценностно смысловая сфера, идеалы, мотивы, ценностные образования, ценностные переживания. Ценности -это то, что люди хотят иметь, что важно для них, и закреплено на эмоциях. Их можно обсуждать, но их нелегко оспорить. В принципе, они определяют действия (но не всегда), поскольку претворять ценности в жизнь сложно. Система ценностей возникает в небольших группах или семейных ситуациях, формируя личность, а иногда и опираясь на традиции. Вознаграждаются следующие ценности, и нарушения могутоборвать дружеские отношения [2].
Ценности малых групп порождают личную гармонию с партнером и друзьями, но также и ответственность. Личная идентичность формируется через социальные правила и включает творческие и эмоциональные аспекты. В мире бизнеса или работы есть свои ценности и законы. Дополнительные или необязательные ценности могут включать ценности общества потребления и образа жизни, а также всеобъемлющую осведомленность, выражаемую как религиозность или духовность, а
также экологическое сознание и забота о здоровье. Старые люди воспринимают религиозность как традицию, а молодежь больше обращает внимание на экологию и здоровье. Социальная приверженность может быть, но политика не привлекает внимания. Ценности обычно стабильны в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной. За последние 30 лет наблюдается снижение всеобъемлющих концепций и рост потребительской ценности; социальная приверженность снижается, а традиции растут, социальная приверженность снижается.
У каждого поколения своя ценностная ориентация. В Англии после бэби-бумеров (родившиеся в 1945-1960 гг.) с их контркультурой, свободой и аутентичностью и поколения X (1961-1981 гг.) поп-культуры и потребительства, поколение Y (1982-2001 гг.) выросло на революции информационных технологий, изменении климата, терроризме и кредитном кризисе. Они демонстрируют явный упадок христианского мировоззрения, поскольку вера не передается их родителями. В их доброжелательном мировоззрении их основная ценность - отношения, а их цель - счастье (поверхностное или глубокое). Что важно, так это быть самим собой с помощью индивидуальных усилий, чтобы вырасти до счастливого идеала, который сам по себе имеет смысл. Жизнь в основном нормальная, и в поисках духовности нет нужды. Светская этика (отношение к другим, правильный выбор) важна, но духовность скорее формирует, чем преобразует [3, С. 4].
Генезис ценностной ориентации зависит от группы. Для религиозныхлюдей сильный личный Бог ведет к сильным ценностям, социальным обязательствам и крепкой семье. Те, кто придерживается расплывчатой религии, больше обращают внимание на экологические аспекты. На другиегруппы религия не действует. Хорошая семейная жизнь важна в любом возрасте, а важность хорошего партнера проявляется в 18-20 лет. Друзья и личность - важные источники. Что касается ответственности за себя, а не подчинения, важность независимости возрастает до 21 года, а затем уменьшается. Есть желание развивать воображение и творческие способности, открывать собственные чувства. Что касается вторичных добродетелей, признание социальных ролей возрастает, в то время как уважение к закону и порядку снижается после 21 года. Значимость традиций значительно снизилась с 12 до 25 лет, как и вера в традиционного Бога. Наблюдается упадок религиозности, остаются лишь фрагменты духовности. Вера в упорный труд значительно возросла, вероятно, из-за усиления конкуренции за рабочие места, но с инструментальной концепцией экономически конкурентоспособной работы. Важность высокого уровня жизни снижается с возрастом. Терпимость к другим мнениям снизилась за последнее десятилетие, появилось сопротивление воинствующим идеологиям. Экологическое сознание рухнуло; молодежь потеряла интерес к этой теме, которую сегодня в основном защищают люди старше 60 лет. Что касается условий, при которых религия играет роль в современной жизни, то освобождение от суеверий может позволить духовности принять любую форму с большей свободой духовности. Активизация социальных сетей способствует росту лояльности и по-прежнему необходимо найти настоящуюценность в жизни.
Социальные условия существования являются факторами социальных ценностей. Независимо от того, работают ли люди, учатся и работают, не учатся или работают, или просто учатся, существенно влияет на уровни важности, которые они придают различным социальным ценностям. Это означает, что образ жизни определяется краткосрочными или долгосрочными проблемами, которые человек испытал или переживает в жизни. А это означает, что никакая молодежная политика или молодежное вмешательство не должны, если они ответственны, игнорировать или пренебрегать социальным происхождением и присутствием молодых людей [6, С. 118].
Признание этого имеет сильное значение для способа разработки политики, для кого она направлена и того, как она учитывает тот факт, что неоднородность среди молодежи и между странами порой более значительна, чем объективные социальные различия между молодыми и пожилыми людьми.
Хотя результаты не очень оптимистичны, результаты показывают, что положительные эффекты социальных льгот (в жизни людей) в большей степени соглашаются в большинстве стран, чем отрицательные эффекты (на экономику). Таким образом, молодые люди, похоже, ориентированы на обязательства государства по перераспределению богатства от имени менее неравноправных обществ посредством распределения социальных благ.
Как и в песне 1980-х годов, результаты показывают, что люди всех возрастов придают большое значение сначала семье, затем работе, друзьям, отношениям и только потом политике.
Когда речь идет об окружающей среде, кажется, что молодежь фрагментирована: часть безразлична, часть активна, а часть считает, что действие должно быть косвенным.
Особый интерес представляет вопрос о возрасте, в котором происходит формирование и развитие ценностных ориентаций, не все определено с периодом формирования всей сферы в систему. По мнению Л.С. Выготского этим периодом следует считать ранний подростковый возраст, но он тут же уточняет о важности учитывать начальный этап, который следует отнести к периоду дошкольного детства [5, С. 56]. Если рассматривать с этой точки зрения одну из идей
A.Н. Леонтьева, который считает, что «периодом фактического склада личности» является тот же дошкольный возраст, то можно рассматривать это как, так же начальной ступенью в построении личностью того что мы называем личностной системы ценностей [7, С. 102].
Именно поэтому возникает закономерное присвоение младшему подростковому возрасту того периода, когда начала формироваться и происходит становление ценностных ориентаций и так же её основных компонентов. Конечно, это не те компоненты, которые закончат свое формирование в конце школьного периода, но это уже сформированные зачатки идеалов, смыслов, ценностей которые развиваются вместе с личностью, накладывая неповторимый и характерный для личностнойиндивидуальности неповторимый рисунок личности.
Именно в этот период формируется отношение к себе самому и к окружающим людям, именно это является первым признаком формирования и присвоения ценностей человеком, хотя это достаточно субъективно и может иметь эмоциональную окрашенность. По теории Б.С. Братуся, «сформированость отношения человека к своей родовой сущности считается определяющим собственно личностное в становлении человека» [4, С. 125].
Если взять специфические особенности возраста, то следует изучать сферу ценностных отношений подростков к окружающим людям, к людям которые составляют ближайшую сферу отношений со сверстниками, со взрослыми, в том числе с родителями и учителями. В ходе проведения исследования следует сравнить детей из православной и светской школы, младших подростков из столичного региона и провинции, детей с различнымстилем семейного воспитания.
Важным будет изучение ценностного отношения подростка к себе, отношения к себе во временной перспективе. Следует обратиться к исследованиям В.С. Мухиной в области самосознания и само-отношения. [9, С. 201] Подход
B.С. Мухиной позволит более полно оценить возможности становления и формирования ценностно-смысловой сферы личности подростка и создать вектор развития и становления его жизненного пути, что особенно важно на современном этапе.
В контексте анализа проблемы развития ценностных ориентаций в период отрочества актуальным представляется взгляд исследователей на структуру и содержание категории «личность». Следует отметить, что практически во всех отечественных работах этому вопросу, в первую очередь рассматривается такая её характеристика как направленность. Так Ломов Б.Ф. определяет направленность как «отношение того, что личность получаети берет от общества (имеются в виду и
материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [8, С. 123]. Значит субъективные ценностные отношения личности особым образом направлены на различные стороны окружающей действительности.
Предпринимая какие-то поступки, творя действительность человек руководствуется не только внешними влияниями, но и собственными побуждениями, мотивами. Им руководят жизненные установки, долг, ценности, убеждения-которые являются составными частями направленности личности. Направленность личности является наивысшей точкой в высшей личностной иерархии, которая сформировалась в социуме, в конкретной системе воспитания, а это именно те ценности, что формируют нашу современность, нашу жизнь, наше общество. С точки зрения Анцыферовой Л.И., направленность личности на определенные ценности - ценностные ориентации - формирует общество [1, С. 56].
При осознании всего этого надо понимать, что социально- психологический подход - это не только отношение к системе внешних ценностей, принятых в обществе, не только система принятых норм и правил, но и личное принятие ценностей конкретной личностью. Это прежде всего принятие ценностей, принятых в обществе, являющееся тем что мы называем «деятельность», которая является определяющей в теории А.Н.Леонтьева. По его словам, «реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью» [7, С. 76].
Система ценностей личности дуальна. Она определяется с одной стороны индивидуальным, а с другой стороны социальным опытом. Это и делает её двойное функциональное значение.
Во-первых, ценности - это то, что позволяет дать оценку, выразить то, как ты видишь действительность, а на основании этого помогают человеку занять определенную позицию, а значит, являются частью сознания.
Во-вторых, уже преобразовываясь в мотивы поведения, деятельности, поступков, так как жизненные ориентиры человека в мире и его стремление к целям, которые ставит перед ним жизнь, является тем, что составляет его структуру личности.
Системы ценностных ориентации личности должны определятся как внешними факторами, которые определяют развитие человека, так и теми особенностями, которыми мы называем внешними, социальными факторами, которые сформированы социумом.
На современном этапе понимание процессов формирования ценностно- личностной сферы особенно важно, т.к. это очень значимо для понимания тех психологических изменений, которые происходят в период развития и взросления современных детей и подростков.
Существует несколько различных подходов и теорий ценностно-смысловая сферы личности, которые имеют весьма неоднозначные характеристики, значение и место в структуре личности. По мнению Б.С. Братуся, личность представляет собой позицию человека в сложном мире, которая определяетсясистемой общих смысловых образований [4, С. 123].
Если эти смысловые образования будут приняты, осознаны, то они могут использоваться как личностные ценности. Это могут быть те постоянные отношения ко всем главным вещам, ко всем сферам деятельности человека от его отношения к миру, до его отношения к самому себе и тем внутренним процессам, которые являются для него жизненно важными. Если эти ценности не имеют для личности эмоционально переживаемую окрашенность, если это не касается личного отношения кжизни, то тогда не следует считать их, имеющих отношение к его смысловой сфере.
По мнению Братуся Б.С., смысловые системы, могут выступать как особые «органы» целостной психической реальности. Поэтому можно считать, что любые смысловые отношения, которые проявились в настоящем, не всегда, являются результатом деятельности, они могут образовывать смысловую сферу, уникальный, самодостаточный самостоятельный алгоритм отражения действительности и это не план конкретных действий и целей, это психологическая субстанция личности называемая ценностно-смысловой сферой. Понимание этого особенно важно в нашем случае.
Иногда излишняя свобода молодежи побуждает их вовлекаться во многие нежелательные действия, такие как азартные игры, качалка, торговля людьми и т. д., что в конечном итоге превращается в тяжкие преступления. Сегодняшние родители не могут регулировать деятельность своих детей, некоторые родители не могут справиться с требованиями своих детей, которые вынуждали их заниматься аморальной деятельностью.
Учебная и внеклассная деятельность имеет большое значение для жизни студента. Но теперь объем внеклассных мероприятий ограничивается только спортом, литературными конкурсами, викторинами, несколькими играми, только танцевальными или музыкальными мероприятиями. Исчезли утренние встречи, молитвы, литературные произведения, обсуждения социальных проблем и другие культурные мероприятия. Национальные праздники отмечаются исключительно формально.
Творческий ум молодежи был направлен на асоциальные занятия, такие как курение в общественном месте, дразнение глаз, плохое поведение в классе, наркомания, проступки в домашнем хозяйстве и преступность среди несовершеннолетних, и многие другие. Социальные ценности искореняются антиобщественной деятельностью, поэтому региональные движения, конфликты, предубеждения, враждебность и т.д. Играют ведущую роль во всем падении общества.
Тревожный процент преступности и антисоциального поведения среди молодежи увеличивается с изменением социальной структуры и индивидуальных мотивов. Появляются изобретения новых способов мошенничества и мошенничества, что означает, что молодежь имеет тенденцию проявлять больший интерес к легкому способу достижения богатства, власти, славы и т.д., Уделяя меньше внимания человеческим ценностям. Это способствует кризису идентичности и отношениям с людьми или группой, которые уже считали ассоциацию морально неполноценной.
В современную эпоху этические и моральные ценности деградируют. Люди становятся эгоцентричными. У нашей молодежи нет дисциплины, и даже они не уважают своих старших. Сегодняшней молодежи очень важно глубоко понимать значение моральных ценностей. Если мы хотим сделать общество свободным от преступности, необходимо уделить должное внимание человеческим ценностям и профессиональной этике. Нравственность является наиболее сдерживающим фактором для совершенияпреступлений, антиобщественного поведения, нападений,киберпреступлений, коррупции и других тяжких преступлений. Для построения нравственного и гармоничного общества необходимо укреплять моральную ориентацию молодежи.
Выводы. Таким образом, ценностные ориентации молодежи в условиях социальной действительности являются сложными личностными образованиями, проявляющимися в конкретные моменты аффективной, познавательной и социальной деятельности человека. Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, формирующуюся под влиянием индивидуальных особенностей и социального пространства.
Литература:
1. Анцыферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 5-17
2. Алексеева, Е.Н., Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования / Е.Н. Алексеева, В.А. Лапшин, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1 (92). - С. 217-219.
3. Баркова, A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Автореф. дис. канд. пед. наук / Баркова Антонина Михайловна. - М., 2017. - 20 с.
4. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль,1988. - 301 с.
5. Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 497 с.
6. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. - 2016. - № 8. - С. 118-122.
7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.:Смысл, 2000. - 509 с.
8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва, 1999.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов по пед. специальностям / В.С. Мухина. - Москва: Academia, 2002. - 453 с.
Педагогика
УДК 378.14
старший преподаватель Ясюкевич Евгения Васильевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
STEM-ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В представленной статье раскрывается потенциал STEM-подхода в контексте актуальных целевых ориентиров современного образования и задач подготовки будущих учителей. Описаны актуальные ценностные и стратегические ориентиры системы образования, определяющие задачи подготовки педагогических кадров. В качестве систематизирующего документа, определяющего линии развития профессионального педагогического образования, рассматривается проект Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ на период 2021-2030 гг. STEM-подход обозначен в качестве методологического ориентира и актуального инструмента, позволяющего формировать готовность будущих педагогов к использованию в образовательном процессе современных технологий. В статье представлены мнения авторитетных ученых. На их основании формулируются целевые и стратегические ориентиры современного образования, составляющие основу для определения задач профессиональной подготовки педагогических кадров. Современный этап развития общества характеризуется как время глобальных трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Констатируются существенные содержательные и технологические изменения в ключевых сферах жизни общества, обусловившие необходимость постоянного самосовершенствования, расширения знаний и практических возможностей современного человека. Педагогическая профессия рассматривается как сфера, в которой в настоящее время происходят существенные трансформации и изменения, но в то же время сохраняются ориентации на традиционные ценности и смыслы. Спектр стратегических ориентиров и задач профессионального педагогического образования предлагается дополнить таким направлением, как освоение технологических инструментов, необходимых для управления продуктивной и проектной деятельностью обучающихся в контексте междисциплинарности. Подобные технологические инструменты основаны на методологии STEM-подхода. STEM-подход определен как стратегическое звено, позволяющее объединить классическую методологическую линию профессионального педагогического образования, ориентированную на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, и инновационную составляющую, обеспечивающую технологичность и практическую направленность подготовки кадров для современной школы. Логика STEM-подхода одинаково гармонично вписывается как в контекст задач актуализации профессиональных ценностей будущих учителей, так и в процесс формирования профессиональных педагогических компетенций, необходимых современному учителю в условиях цифровой трансформации образования. STEM-подход характеризуется универсальностью для всех уровней образования. Его можно рассматривать не только в качестве инструмента, ориентированного на работу с обучающимся, но и раскрыть его потенциал в контексте профессионального саморазвития будущего учителя и задач его транспрофессионализации.
Ключевые слова: STEM-образование, STEM-подход, подготовка педагогических кадров, высшее педагогическое образование, целевые ориентиры и задачи подготовки будущих педагогов.
Annotation. This article reveals the STEM-approach potential in the context of current targets of modern education and tasks of future teachers training. It describes actual value and strategic guidelines of modern education, determining the tasks of teacher training for modern education. The draft Strategy for the development of the continuous pedagogical education system in the Russian Federation for the period 2021-2030 is considered as a systematic document defining the development of modern pedagogical education. The STEM-approach is identified as a methodological guideline and a relevant tool, allowing to get the future teachers ready to use modern technologies in the educational process. Reputable scientists' opinions are presented in the article. They serve as a basis of target and strategic guidelines of modern education, thus forming the core for determining the objectives of teachers training. The current stage of development of society is characterized as the time of global transformations, affecting all spheres of human life. It is noted that in key areas of society there have been significant and technological changes that require constant self-improvement and expansion of the knowledge and practical capabilities of modern men. The teaching profession is considered to be an area currently undergoing major transformations and changes, while remaining oriented towards traditional values and meanings. It is proposed to supplement the set of strategic guidelines and tasks of professional pedagogical education with mastering technological tools necessary for managing productive and project activities of students in the context of interdisciplinarity. These technological tools are based on STEM methodology. STEM-approach is defined as a strategic link, allowing to combine the classical methodological line of professional pedagogical education, focused on the formation of universal and general professional competencies of students, and innovative component, being practically-oriented and providing technological effectiveness of modern teacher training. The logic of the STEM approach is harmoniously combined both in the context of updating professional values of future teachers and in the process of developing professional pedagogical skills required for a modern teacher in the context of digital educational transformation. The STEM approach is universal at all levels of education. It can be considered not only as a tool to work with students, but it is also possible to reveal its potential in the context of professional self-development of future teachers and the tasks of their transprofessionalization.
Key words: STEM-education, STEM-approach, teacher training, higher pedagogical education, targets and tasks of future teachers training.