76
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 159.923.32-057.875
А. Ф. Ходько
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Студенческая молодёжь - активный фактор социальных перемен, значительная современная сила и будущее общества. Поэтому изучение ценностных ориентации студентов стало актуальным и приобрело особое значение.
В статье даётся определение концепции «ценностные ориентации»; анализируется динамика ценностной и мотивационной сфер современных студентов во время их учёбы в университете; выделяется ряд факторов, которые определяют ценностные ориентации будущих специалистов.
Введение
Жизненные принципы человека относятся к феноменам обыденного сознания. С древности сознательное следование принципам связывалось с ценностью и значимостью личности. Апулей, например, говорил, что «не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» [1, 28]. Как психологическое явление, жизненные принципы представляют собой некоторые ценностные суждения, идеи, избранные личностью в качестве руководящих.
Ценностные ориентации - сложный психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Результаты исследования и их обсуждение
Ценностные ориентации - это совокупность мотивов и целей личности, определяющих ее направленность, главные устремления, личностную позицию, оказывающих влияние на общий подход к миру, к самому себе, придающих смысл поведению и поступкам.
Становление ценностного сознания происходит на основе эмоционально-оценочного отношения к действительности: материальному и духовному миру, природным и социальным явлениям, окружающим людям и себе. Это отношение преломляется через конкретные особенности личности, её социальные условия и взаимоотношения с другими, создавая индивидуальные ценностные ориентации личности.
Исследование особенностей и путей формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи является актуальным, так как подводит к пониманию мотивов непонятного для взрослых поведения молодых людей, к определению и учёту ценностных ориентаций как важных социально-психологических и психических детерминант активности личности.
Молодежь была всегда в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых и обществоведов. Молодежь - это активный фактор социальных перемен, огромная новая сила, будущее общества. Естественно, что ценности, заложенные в сознании молодого человека еще со школьной скамьи, так или иначе должны проявиться в его будущем поведении уже во взрослой жизни. Поэтому изучение ценностных ориентаций молодежи приобретает особую значимость и актуальность и в настоящее время.
Палитра мнений по вопросам ценностных ориентаций личности представлена работами многих ученых, в которых затрагиваются различные аспекты данной проблемы. Наиболее результативными и информационноёмкими являются исследования следующих известных русских и зарубежных авторов: В. Виндельбанда, Э. Дюркгейма, Н. Гартмана, А. Н. Уайтхеда, М. Шелера и др. Вызывают интерес работы М. Вебера, Ф. Знанецкого, К. Роджерса, М. Рокича, Г. Олпорта, У. Томаса, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма. В российской науке проблема ценностей отражена в исследованиях Б. Г. Ананьева,
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
77
М. И. Бобневой, Б. И. Додонова, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кона, Н. И. Лапина, И. Н. Мясищева, Н. И. Непомнящей, Н. С. Розова, Н. С. Столовича, С. Г. Якобсона, Р. Х. Шакурова.
Измерение и оценка поведения невозможны вне исследования структуры ценностных ориентаций личности. В. Н. Мясищев обоснованно утверждал, что структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщеплённости, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или недостаточности [2, 35].
В отечественной психологии наиболее верным представляется определение структуры, предложенное К. К. Платоновым: «Структура - это единство элементов, их связей, целостности и связей элементов с целым». Автор обоснованно утверждает: «Познать структуру - это, прежде всего, найти её элементы, затем исследовать существенные внутренние связи этих элементов и, наконец, вскрыть специфическую природу целостности структуры» [3, 73-74].
Анализ научной литературы показал, что при всём разнообразии подходов авторов к проблеме структуры ценностных ориентаций блока личности в целом классификации ценностных ориентаций выражают две явно прослеживаемые тенденции. Одни учёные фиксируют внимание на психологических характеристиках ценностей, то есть на том значении, которое придаёт ценностям индивид. Другие подчёркивают социальную значимость ценностей, существующих объективно, вне индивида, но детерминирующих поведение человека.
Под структурой ценностных ориентаций понимаем совокупность ценностных ориентаций личности, упорядоченных друг относительно друга в устойчивой иерархии.
Ценностные ориентации личности важно рассматривать как многоуровневую систему, имеющую иерархическое строение.
В. Н. Мясищев разработал структуру ценностных ориентаций блока личности. Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы, потребности. Так, доминировать могут «животные», конкретно личные и идейные интересы. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому как объекты окружающей действительности по-разному важны для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчинённых отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества, т. е. общественно-производственными отношениями.
В русле гуманитарной психологии Б. С. Братусем [4, 9-17] разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение и содержащая пять уровней:
1) почти неличностный (симбиотический) - здесь нет личного отношения к выполняемым действиям, человек отождествляет себя с другим;
2) эгоцентрический - смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от этого «хорошие» или «удобные»;
3) группоцентрический - человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе;
4) гуманистический - смысловые устремления общечеловеческой направленности, устремлённость на создание результатов, которые принесут равные блага другим, возможно, лично ему незнакомым;
5) эсхатологический, или духовный, - человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек приобретает в его глазах сакральную ценность как образ Бога и подобие Божье.
Выделение Б. С. Братусем двух разных систем ценностных ориентаций «по уровню смысловой сферы» и «по степени присвоенности» в структуре ценностных ориентаций блока личности - важный шаг вперёд в понимании сущности этого феномена как регулятора социального поведения, ибо ранее ценностные ориентации рассматривались по преимуществу в линейном измерении по признаку интенсивности предрасположения субъекта к социальным явлениям. Вычленение таких компонентов позволяет установить несколько параметров для изображения структуры ценностных ориентаций со стороны глубины и устойчивости отношения личности к социальной действительности.
Н. А. Низовских утверждает, что каждая жизненная ориентация включает в себя два основных компонента:
78
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
1) ценностные представления об определенных сферах деятельности - этот компонент называют деятельностной структурой жизненной ориентации;
2) ценностные представления о тех аспектах жизнедеятельности, с которыми связывается значимость этих сфер деятельности - этот компонент называют ценностным содержанием жизненной ориентации [5, 9].
Н. А. Низовских указывает, что имеет место возрастная «сензитивность» в присвоении жизненных ориентиров. В частности, в дошкольные годы формируются терпение и сдержанность, хитрость и аккуратность, женственность и мужественность. В юношеские годы, что для нашего исследования имеет особенную важность, формируется ценность как особое личностное новообразование. В более поздние жизненные периоды происходит выработка ориентации на самоактуализацию, творчество, осознание ценности семьи, отношений.
На основе своих исследований Н. А. Низовских выявила иерархический перечень жизненных ориентаций студенческой молодежи:
1) ценности уважения, любви и доброты по отношению к людям, прежде всего близким, родным;
2) нравственные ценности (не лги, не укради, не мучайся совестью);
3) ориентация на образованность (хорошо учиться, развивать интеллект);
4) ценность воспитанности и самоконтроля;
5) ценность общительности;
6) ценность организованности и аккуратности;
7) ценность трудолюбия и т. д.
Таким образом, указанные виды типологий односторонне рассматривают ценностные ориентации, изучают один из моментов ее отношения к социальным ценностям или рассматривают отношение личности лишь к определенной группе ценностей. Выделяя главный элемент ценностных ориентаций, вершину «пирамиды» личностно значимых ценностей, исследователи упускают из виду целостность и гармоничность всей ориентации. Так, например, ориентация личности на научную работу может быть обусловлена интересом не к самой деятельности, а к заработку, престижу, карьере и другим внешним по отношению к науке моментам.
В психологической литературе в основу структуры ценностных ориентаций положены разные принципы и основания. Многообразие подходов различных исследователей к типологизации ценностных ориентаций личности говорит, с одной стороны, о сложности, многогранности данного образования и о необходимости, с другой стороны, ее комплексного изучения.
В анализе ценностных ориентаций личности особую важность приобретает формулировка строгих критериев классификации и их обоснование. Без формулировки таких критериев невозможно различение позитивной и негативной направленности личности, имеющее немаловажное значение в практике воспитания. К числу подобных критериев следует отнести:
1) степень соответствия ценностных ориентаций личности системе объективно существующих социальных ценностей, зафиксированных так или иначе в общественном сознании (в первую очередь, на уровне идеологии);
2) иерархичность ценностных ориентаций, т. е. наличие ведущих (ведущего) ценностных отношений;
3) целостность, гармоничность ведущих ценностей личности.
В современном обществе многие социальные цели, ценности, убеждения, идеалы претерпели кардинальную переоценку, вплоть до смены направления вектора на прямо противоположный. Старые нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и поддерживались соответствующими социальными, идеологическими институтами, во многом уже не соответствуют тем реальным отношениям, которые формируются рыночной экономикой, новыми реалиями политической жизни и т. д.
Формирование личности происходит в обстановке социальной нестабильности, трансформации ряда общественных и личностных ценностей, коренного изменения образа жизни. Но наиболее глубокое противоречие заключается в заметном несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемым обществом. Отсюда распад связей между «настоящим - прошлым - будущим», «преемственности поколений», «утраты групповой идентичности» и неспособность дать ответ
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
79
на вопрос о смысле существования. Известный психолог А. Г. Асмолов неслучайно обозначил данное психологическое состояние современных молодых людей как шок от настоящего.
Целью нашего исследования был анализ динамики ценностно-мотивационной сферы студентов в период обучения в университете. Исследования проводились в учреждении образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов нами была взята методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности.
Социальные ситуации развития личности первокурсника и пятикурсника неодинаковы, и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы учебы.
Нами были отобраны студенты первого и пятого курсов факультета экономики и управления. Всем студентам, включенным в нашу выборку, было предложено ответить на вопросы. В проведении методики участвовало 72 студента. Респондентам было представлено на листах бумаги два списка ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности свой ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных ценностей, а затем инструментальных.
Анализ полученных результатов позволил нам дать ответ на два вопроса, поставленных в начале нашего исследования: Каковы особенности ценностных ориентаций студентов университета? Как изменяются ценностные ориентации студентов от первого курса к выпускному?
Для того ответить на первый вопрос, мы проанализировали полученные результаты с точки зрения общих тенденций, характерных для ценностных ориентаций студентов первого и пятого курсов.
Для 1 и 5 курсов характерно большое число студентов, получивших высокий балл по показателю «здоровье» (от 97% до 92%). Это означает, что молодежь небезразлично относится к своему здоровью, что усиливает чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния (от 84% до 95%) объясняется высокими потребностями людей этого возраста. Для студентов всех курсов характерна высокая потребность в активной жизни (от 78% до 60%), т. е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Большое количество студентов (от 79% до 60%) имеет высокую потребность в развитии (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.
Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов БТЭУ от первого курса к выпускному.
«Ядро» ценностных ориентаций учащейся молодежи по жизненным ценностям составляет стремление данной ценности, которая высокому материальному положению: у всех студентов имеет место тенденция к повышению и к старшим курсам переходит со 2-3 места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью. Аналогично значимость потребности к развитию у большинства студентов к 5 курсу возрастает и выходит на 2-е место. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении независимости (способность действовать самостоятельно, решительно), которая к 5 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т. е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. На протяжении обучения в университете увеличивается стремление студентов к общественному призванию (уважение окружающих, коллектива). Эта потребность выходит к 5 курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).
80
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Выводы
Ценностные ориентации студентов по мере обучения в вузе постепенно трансформируются в ценности более высокого уровня - саморазвития и самореализации.
Формирование ценностного мира учащейся молодежи зависит от многих объективных и субъективных факторов. К таковым можно отнести ценностные ориентации значимых взрослых -родителей, педагогов и др.
Формирование ценностных ориентаций студентов должно быть направлено на создание «Я-концепции» студента как личности индивидуальной, социальной и гражданской, у которой ценности не носили бы конфликтного начала, не вступали в противоречия.
Ценностные барьеры, появляющиеся в деятельности и общении, должны быть преодолимыми. Создание трудностей и участие в жизнедеятельности других людей гарантируют приобретение новых терминальных и инструментальных ценностей, которые формируют такие черты, как активность, воля, ответственность, независимость, милосердие, гордость, открытость и т. д. Для формирования ценностей, связанных с достижением жизненных и профессиональных успехов, следует развивать творческую активность учащейся молодежи, включать в учебный процесс активные формы и методы (ролевые игры, выполнение проектов и др.) соревнования, самостоятельные формы обучения, которые были бы престижными и совершенствовали профессиональные знания, умения, навыки.
Таким образом, воздействуя на студентов, необходимо в системе общественного образования учить подрастающее поколение обобщать и осмысливать позитивный социальный опыт ради углубления и совершенствования ценностных отношений и ценностных ориентаций личности.
Литература
1. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии / Апулей // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Апулей. - М. : Наука, 1960.
2. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л., 1960. - С. 71-155.
3. Платонов, К. К. Проблема способностей / К. К. Платонов. - М., 1972. - 312 с.
4. Братусь, Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. -1990. - № 6. - С. 9-17.
5. Низовских, Н. А. Психосемантический анализ жизненных ориентации личности : автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 1995. - 16 с.
Summary
The student’s youth is the active factor of social changes, the significant innovation force and the future of the society. That’s why the studying of student’s value orientations has taken on special significance and actuality today.
The definition of conception «value orientations» is specified in the article. The analysis of value and motivation sphere dynamics of modern students during their study at the university is carried out. The row of factors that determine the value orientations of future specialists is distinguished.
Поступила в редакцию 02.06.10.