Научная статья на тему 'Реализация аксиологического компонента содержания образования в процессе изучения истории Беларуси'

Реализация аксиологического компонента содержания образования в процессе изучения истории Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологические содержание и деятельность / семантические доминанты / история Беларуси / методика обучения / axiological content and activity / semantic dominants / History of Belarus / training methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Емельянова

В статье освещается проблема дидактического конструирования аксиологического компонента содержания исторического образования. Автором определяются наиболее оптимальные методические приемы и средства формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе обучения истории Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AXIOLOGICAL COMPONENT WITHIN EDUCATIONAL CONTENT WHILE STUDYING HISTORY OF BELARUS

The article is devoted to the topical issues of didactic formation of an axiological component which is developed within contents of historical education. The author determines the most optimal methodological reception and means of composition facilities of senior school pupils’ value system while studying History of Belarus.

Текст научной работы на тему «Реализация аксиологического компонента содержания образования в процессе изучения истории Беларуси»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

УДК 94 (476): 37.016

И. В. Емельянова

Ассистент кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ

В статье освещается проблема дидактического конструирования аксиологического компонента содержания исторического образования. Автором определяются наиболее оптимальные методические приемы и средства формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе обучения истории Беларуси.

Ключевые слова: аксиологические содержание и деятельность, семантические доминанты, история Беларуси, методика обучения.

Введение

Проблема дидактического конструирования содержания учебного предмета «История Беларуси» связана с разработкой в педагогической науке различных концепций образования. В. В. Краевский выделил три основные концепции содержания образования, в каждой из которых оно трактуется по-своему. В первой концепции содержание образования представляется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, во второй - как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися. Третья концепция рассматривает содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный человеческой культуре во всей ее структурной полноте [1]. Первые две концепции рассматривают цель образования как формирование у учащихся механизмов адаптации к жизни в обществе. Третья концепция, в основе которой лежат принципы личностно-ориентированного образования, направлена на учет в содержании образования его духовного потенциала и предполагает мировоззренческое самоопределение учащихся, обращение к ним как к субъектам, главный смысл деятельности которых - осмысление своей сущности и своего места в мире. Реализация данной концепции, сторонником которой является автор статьи, в практике обучения возможна через конкретизацию ценностного компонента в содержании образования.

На целесообразность выделения ценностного компонента в содержании образования указывают не только ученые-педагоги, но и исследователи в различных областях наук. Так, например, философы (Л. А. Микешина, Л. В. Баева) разработали теоретико-методологические основы операционной модели ценностного подхода в образовании [2, 104-108], [3]. Для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания знаний весьма актуальна концепция Б. Ф. Ломова. Благодаря ей, удалось вскрыть диалектическое единство процессов обучения и воспитания, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого», а также перевод учителя и учащихся из объективной в субъективную позицию. В процессе осуществления операции такого перевода индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры [4, 114, 209].

Большой вклад в разработку теории содержания образования внесли ученые -дидакты И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. Исходя из разработанной и предложенной ими теории целостности содержания образования, оно структурно состоит из четырех компонентов: совокупность знаний о природе, обществе, технике, человеке, о способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой деятельности, представленного действиями заранее не алгоритмизированными; опыт эмоциональноценностного отношения к миру, к людям, к самому себе. Каждый из составных компонентов имеет содержательное наполнение, выполняет свою функцию в личностном росте учащихся и

© Емельянова И. В., 2015

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

реализуется определенным способом в процессе обучения. В то же время эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. И. Я. Лернер указывает на то, что устранение хотя бы одного из компонентов содержания образования нарушает целостное функционирование всего процесса обучения, что сказывается на его результатах [5, 44-57].

Цель данной статьи - изучить дидактические подходы к конструированию аксиологического компонента содержания исторического образования и определить пути его реализации в процессе обучения истории Беларуси учащихся старших классов.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимость реализации аксиологического компонента в содержании исторического образования предопределен прежде всего ценностным подходом к исследованию событий истории. Изучение, анализ исторических фактов, явлений, процессов предполагает такие способы освоения, как научно-познавательный (логический) и ценностно-ориентированный. Первый имеет целью открытие законов функционирования объектов, подведение различных явлений под общие понятия. Оценка исторических фактов, явлений, процессов связана с разделяемой исследователем системой ценностей, что накладывает отпечаток на трактовку научных знаний. Регулятором ценностных оценок исследователей при изучении истории выступает система базовых национальных ценностей, которые имеют ключевое значение для организации жизни страны и общества. Они же выступают в качестве аксиологических критериев отбора и конструирования содержания исторического образования. К базовым национальным ценностям в Республике Беларусь А. Н. Данилов и Д. Г. Ротман относят: семью, друзей и знакомых, досуг, политику, работу, религию. Анализируя динамику изменений базовых ценностей населения Беларуси в период с 1990 года по 2008 год, они отмечают возрастание позитивного отношения к семье, снижение негативных оценок такой ценности, как «политика», изменение оценки важности религии и значительное возрастание понимания важности работы [6].

Целесообразность реализации аксиологического компонента в содержании исторического образования предопределена также и учебными программами. Учебная программа по истории Беларуси (2012 год) нацелена на усвоение исторического образования и ориентирована «прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для интеллектуального воспитания и социализации личности учащихся, формирование их ценностных ориентаций и мировоззренческих убеждений» [7, 10]. В учебной программе по истории Беларуси для 10 класса (базовый уровень, 2015 год) цель изучения предмета предполагает овладение учащимися основами систематизированных теоретических и фактологических знаний о важнейших событиях и процессах истории Беларуси во взаимосвязи с советской историей, необходимыми для формирования гражданского патриотизма и успешной социализации личности при ее интеграции в современное социальное окружение. Задачи изучения предмета нацеливают на усвоение важнейших понятий и фактов, характеризующих изучаемый период развития Беларуси, выработку ценностных ориентаций личности и формирование опыта преобразующей и творческой познавательной деятельности [8, 93].

Автором в процессе исследования выявлено следующее противоречие. Цели, задачи изучения истории Беларуси в школе, сформулированные в программах, акцентируют внимание на ценностном значении исторических знаний для формирования личности. Однако это еще не обозначает буквального конструирования содержания учебного материала в соответствии с заданным целеполаганием. Неочевидно, как учитель будет реализовывать аксиологический подход к оценке исторических фактов и деятельности исторических персон в процессе изучения истории, так как программное содержание исторических знаний представлено тематически в событийно-хронологической последовательности, без акцентуации внимания на его ценностной основе.

С авторской точки зрения, дидактическое конструирование аксиологического содержания учитывает необходимость решения комплекса следующих ценностных задач:

- развитие способности осмысливать исторические события, процессы, явления в их динамике, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

- ориентация в истории и современном мире с целью гражданской самоидентификации личности;

- усвоение знаний об истории человечества и роли Беларуси как единого многонационального государства во всемирном историческом процессе;

- формирование системы ценностей путем осмысления закономерностей общественного развития и роли личности в истории и обществе;

- формирование готовности принять деятельное участие в решении проблем своей страны, а так же отрицательного отношения к национализму, шовинизму, экстремизму.

Исходя из определенных автором задач, аксиологическая деятельность учащихся будет включать в себя освоение способов ориентации в прошлом, формирование умений анализировать и оценивать закономерности и особенности современного развития белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенной государственности, что необходимо для самоопределения личности в процессе прогнозирования и организации жизнедеятельности как гражданина Республики Беларусь.

Реализация ценностного компонента содержания исторического образования будет эффективной, если конструирование учебного материала будет осуществляться в соответствии с семантическими доминантами учебного предмета «История Беларуси». Семантические доминанты представляют собой ключевые идеи содержания исторического образования, определяющие содержательные линии учебного материала, создающие ценностный каркас учебного предмета и его фундаментальное содержательное ядро. К числу ключевых семантических доминант автор статьи относит следующие: «причины перемен и новые перспективы жизни»; «способы борьбы за перемены в жизни»; «события и люди»; «имена в истории»; «время и я»; история и судьбы людей».

При структурировании и реализации ценностного компонента содержания исторического образования важно учитывать, что его усвоение возможно при соблюдении трех этапов организации обучения учащихся: этап презентации знаний и приобретения умений; этап репрезентации знаний и умений; этап рефлексии и оценки использования знаний и умений в новой ситуации. Между этапами нет четких границ, они условны, на каждом из них происходит и обогащение знаний, и закрепление умений, и оперирование приобретенной информацией. Но между тем, каждый этап имеет свою особую цель и процессуальные особенности. Цель этапа презентации знаний и приобретения умений - представить тематическое содержание учебного материала и включить учащихся в активную деятельность по его усвоению. Этап репрезентации знаний и умений предполагает их осмысление в соответствии с семантическими доминантами и перевод формальных знаний в личностно значимые. На третьем этапе предполагается использование усвоенных знаний и сформированных умений в новых учебных ситуациях, при изучении других предметов.

Для каждого этапа автором были разработаны программы деятельности учителя и учащихся, реализованные при изучении истории Беларуси в процессе проведения педагогического эксперимента, которые представлены в таблицах 1, 2.

Рассмотрим, как можно организовать деятельность учащихся по усвоению ценностного компонента содержания исторического образования при изучении темы «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930 гг.» (10 класс). Для эффективного усвоения ценностного компонента содержания исторического образования важно включить учащихся не только в учебно-познавательную, но и аксиологическую деятельность. Под аксиологической деятельностью автор статьи понимает формулирование старшеклассниками ценностных суждений о причинах и значении исторических событий (процессов), о мотивах, целях и результатах деятельности исторических личностей, их личностных качествах с соответствующей аргументацией. Организация аксиологической деятельности предполагает формирование личностного эмоционально-ценностного отношения старшеклассников при комплексном использовании совокупности таких методических приемов, как реконструкция исторических событий с их персонификацией и драматизацией, работа с различными точками зрения (авторскими оценками) и документальным материалом, создание проектов, моделирование различных ситуаций с постановкой в ситуацию нравственного выбора, проведение учебного диалога, написание рецензий.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Таблица 1. - Программа работы учителя и учащихся на этапе презентации знаний

Содержание учебного материала Формируемые ценности Уровни ак и < сиологической деятельности юрмируемые умения

Когнитивный уровень Когнитивно- мотивационный уровень Деятельностно- прогностический уровень

10 класс Урок- исследование «Беларусь накануне и после октября 1917 года» историко- культурные, религиозные Воспроизводить и анализировать исторические события Давать оценку историческим событиям на основе изученного материала и дополнительных документов Формулировать проблемные вопросы к изучаемым темам, разделам

Урок-панорама «Развитие образования, науки и культуры БССР в 20-е годы» историко- культурные, материальные Определять общечеловеческое и конкретно-сторическое в содержании учебного материала Оценивать актуальность исторических фактов, событий Аргументировать оценку исторических явлений

Урок-редакция «Беларусь в годы военных испытаний» гражданско- патриотические, нравственные, семейные Сравнивать свои оценки исторических фактов с имеющимися в истории Сопоставлять исторические факты с документальными источниками Давать самостоятельную оценку на основе сопоставления и противопоставле ния имеющихся оценок

Урок-реквием «Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией». гражданско- патриотические, нравственные Делать выводы на основе анализа исторических событий. Обосновывать выбор заимствованной оценки Аргументировать собственные оценки

11 класс Урок-защита проектов «Итоги развития Республики Беларусь как суверенного государства» гражданско- патриотические, материальные, нравственные Обосновывать использование заимствованной оценки исторических событий. Давать собственную оценку исторических событий Оценивать объективность оценок исторических событий одноклассниками

Урок- конференция «Наше историческое наследие и перспективы развития в XXI веке» гражданско- патриотические, материальные, нравственные, религиозные Давать собственную оценку. Аргументировать собственную оценку Оценивать перспективы исторического развития Республики Беларусь, аргументируя свои прогнозы

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

Таблица 2. - Программа работы учителя и учащихся на этапе репрезентации знаний

Методы и приемы осмысления знаний

в соответствии с уровнями

Семанти-

ческие

доминанты

аксиологической деятельности

Когнитивный

Когнитивно-

мотивацион-

Деятельностно-

прогности-

Ценностные

ориентации

учащихся

уровень

Причины перемен и новые перспекти вы жизни

методы

проблемного

изложения;

кейсовый

метод

Способы борьбы за перемены в жизни

События и люди

знакомство с историческими документами

Имена в истории

Время и я

История и судьбы людей

ческий

ный уровень

методы: частично -поисковые методы; методы развития критического мышления

приемы:

написание

исторических

сообщений,

комментариев

уровень

исследовательские методы; метод проектов; ролевая игра

выполнение

творческих

работ

Ориентация на активную жизненную позицию, формирование ответственности за результаты своей социальной деятельности, преодоление социального иждивенчества, готовность к защите суверенитета государства

Ориентация на усвоение социального опыта белорусской нации и преодоление межпоколенческого разрыва в наследовании ее традиций Ориентация на активную жизненную позицию, формирование ответственности за результаты своей социальной деятельности, преодоление социального иждивенчества, готовность к защите суверенитета

________государства_______

Ориентация на нравственные нормы как средство регулирования общественных отношений. Ориентация на профессиональную

_____самореализацию.______

Ориентация на усвоение социального опыта белорусской нации и преодоление межпоколенческого разрыва в наследовании ее традиций

Главной целью при изучении темы «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг.» (10 кл.) является анализ особенностей социально-экономического и политического развития БССР в 1920-е годы и знакомство с его результатами. Итогом деятельности учащихся на уроке является создание выставки-панорамы, отражающей развитие БССР в данный период. Работа школьников организуется в группах. Ученики с когнитивным уровнем ценностных ориентаций составляют группу «хроникеров». Их задача - предоставить действия власти по

76

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

ликвидации неграмотности населения. Учащиеся с когнитивно-мотивационным уровнем ценностных ориентаций представляют группы «этнографов», «литературоведов» и «искусствоведов». Ученики с деятельностно - прогностическим уровнем ценностных ориентаций готовят обобщающее сообщение на тему «Одна страница нашей истории и ее роль в развитии Беларуси». «Хроникеры» представляют действия правительства, направленные на ликвидацию неграмотности населения: создание Республиканской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности, создание пунктов по ликвидации неграмотности, школ рабочей и крестьянской молодежи, групп индивидуального обучения взрослых, общества «Долой безграмотность». Они отмечают, что к середине 20-х годов в Беларуси была создана система народного образования, обеспечивающая каждому реальную возможность закончить общеобразовательную школу и получить необходимую профессию. Эта система включала: 1) дошкольные учреждения;

2) массовую четырехлетнюю трудовую школу; 3) семилетнюю трудовую политехническую школу; 4) школы фабрично - заводской и крестьянской молодежи; 5) рабочие факультеты; 6) техникумы; 7) высшие учебные заведения. Организационная работа проводилась большая, но оставались недостатки: не было единой школы для города и деревни (только в 1926 году было принято постановление «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет»); существовал большой разрыв между общеобразовательной и высшей школами (только в 1932 году была восстановлена средняя общеобразовательная школа). Тем не менее БССР первой из союзных республик осуществила всеобщее обязательное обучение детей восьмилетнего возраста. В 1925 году в БССР работало 4 вуза, а в 1932 - 31 вуз. Предпринятые правительством действия позволили сделать образование доступным для всего населения страны и ликвидировать неграмотность.

Группа «этнографов» считает важным шагом в развитии белорусской науки, этноса и истории создание в 1922 году Института белорусской культуры и его реорганизацию в 1929 году в Белорусскую академию наук. Школьники рассказывают об исследованиях, посвященных возникновению белорусской нации, происхождению названия «Белая Русь», деятельности ученых В. Пичета, М. Довнар-Запольского, Е. Карского и др. Отмечают, что активное развитие науки сопровождалось и осложнялось репрессиями над белорусскими учеными. В 1930 году были репрессированы 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Белорусской академии наук. В 1930 году было сфабриковано дело «О союзе освобождения Беларуси», по которому было арестовано 108 лучших представителей белорусской интеллигенции. Несмотря на активное развитие национальной науки, репрессии над белорусскими учеными ограничивали свободу мысли и слова, чем обедняли качество научных исследований.

Группа «литературоведов» представляет деятельность белорусских писателей и поэтов, демонстрирует яркие страницы творчества Я. Купалы, Я. Колоса, А. Кулешова и др. Группа «искусствоведов» знакомит со становлением белорусского театрального искусства, белорусского кино, белорусской живописи, представляет репродукции картин В. Волкова, М. Филипповича, В. Кудревича.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе репрезентации знаний учитель предлагает школьникам создать выставку «Панорама развития образования, науки и культуры в БССР в 1920-е годы», а учащимся с деятельностно - прогностическим уровнем ценностных ориентаций провести экскурсию на основе их работ на тему «Одна страница нашей истории и ее роль в развитии Беларуси». Результатом работы учеников стала выставка со следующими экспозициями: 1) от неграмотности к всеобщей грамотности; 2) у истоков советской белорусской науки; 3) родное слово - душа нации; 4) белорусский театр и кинопроизводство; 5) белорусская живопись. В процессе экскурсии по созданной выставке-панораме учащиеся отмечают, что, несмотря на тяжелое социальноэкономическое и политическое положение республики в 1920-е годы, связанные с последствиями гражданской войны, становлением белорусской государственности, вся деятельность правительства и народа была направлена на совершенствование жизни, улучшение благосостояния людей. Своими ежедневными мирными действиями люди стояли у истоков зарождения новой жизни, где образование доступно каждому, где реализовать себя можно в любой области, независимо от классового происхождения. С одной стороны, они активно включались в события индустриализации, культурной революции, а с другой - становились жертвами политических репрессий.

Аксиологическая деятельность учащихся во время проведения учебных занятий была направлена на формирование умений отбирать, воспроизводить, представлять, анализировать историческую информацию, делать выводы на основе анализа исторических событий, оценивать

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

77

их актуальность. Ценным в проделанной работе является то, что учащиеся самостоятельно вышли на осознание таких ключевых семантических доминант, как «способы борьбы за перемены в жизни» и «события и люди». Это позволило им воспринимать исторические события не отстраненно и формально, а в соотношении с реальной жизнью и судьбами людей.

Выводы

Конструирование в содержании исторического образования аксиологического компонента в соответствии с семантическими доминантами способствует при его реализации в процессе изучения истории Беларуси актуализации социально значимых знаний, включению учащихся в деятельность по осмыслению личностно значимых ценностей и способов их реализации в социуме. Включение учащихся в аксиологическую деятельность осуществлялось в процессе проведения педагогического эксперимента в три этапа: на этапах презентации знаний и приобретения умений, репрезентации знаний и умений, рефлексии и оценки использования знаний и умений в новой ситуации, что позволило старшеклассникам личностно осмысленно усваивать содержание изучаемого учебного материала. В процессе специально организованной аксиологической деятельности учащиеся старших классов более заинтересованно осваивали исторические знания, совершенствуя свои оценочные умения.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. - М. : изд-во Педагогического общества России, 2001. - 124 с.

2. Микешина, Л. А. Эпистемология и когнитивная наука: базовые категории и принципы взаимодействия / Л. А. Микешина // Когнитивный подход : научная монография / отв. ред. В. А. Лекторский. - М. : Канон + РООН «Реабилитация», 2008. - 464 с.

3. Баева, Л. В. Проблема субъекта ценностей в контексте цивилизационного подхода / Л. Ф. Баева // Элитологические исследования. Научно-теоретический журнал. - №1-2. - Астрахань : МАСУ АФ, 2000. - С. 52-60.

4. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1980. - С. 114-209.

5. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - C. 44-57.

6. Данилов, А. Н. Составляющие стабильности. Динамика перемен и эволюция ценностей в обществе / А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман // Беларуская думка. - 2010. - №11. - C. 69-75.

7. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Всемирная история. История Беларуси 5-11 классы. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - С. 10.

8. История Беларуси : учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 10 класс. - Минск : Национальный институт образования, 2015. - C. 91-100.

Поступила в редакцию 15.10.15 E-mail: 8391988@mail.ru

I. V. Emelianova

IMPLEMENTATION OF AXIOLOGICAL COMPONENT WITHIN EDUCATIONAL CONTENT WHILE STUDYING HISTORY OF BELARUS

The article is devoted to the topical issues of didactic formation of an axiological component which is developed within contents of historical education. The author determines the most optimal methodological reception and means of composition facilities of senior school pupils’ value system while studying History of Belarus.

Keywords: axiological content and activity, semantic dominants, History of Belarus, training methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.