Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации и жизненные смыслы современной молодежи РСО-Алания'

Смысложизненные ориентации и жизненные смыслы современной молодежи РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ / СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / SYSTEM LIFE MEANING / MEANING-LIFE ORIENTATION / LIFE VALUES / THE MODERN YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павловец Г. Г.

В статье рассматриваются особенности жизненных смыслов современной студенческой молодежи, смысложизненные ценности, а также динамические изменения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации и жизненные смыслы современной молодежи РСО-Алания»

Павловец Г.Г. ©

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖИ РСО-АЛАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности жизненных смыслов современной студенческой молодежи, смысложизненные ценности, а также динамические изменения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: система жизненных смыслов, смысло-жизненные ориентации, жизненные ценности, современная молодежь.

Keywords: system life meaning, meaning-life orientation, life values, the modem youth.

Интерес к проблеме ценностей, смысло-жизненных ориентаций, мотивации деятельности личности особенно обостряется в переломные периоды жизни общества. Современный период развития нашего, российского общества связан с последствиями глобальных социальных трансформаций, затронувших все сферы жизнедеятельности нашего общества: социальную, политическую, экономическую и с рядом продолжающихся реформ. Все это повлекло за собой поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования россиян, осуществляющих свою жизнедеятельность в изменяющемся мире.

Сегодня традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы уже не служат ориентиром для развивающейся личности, которая вынуждена прикладывать значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Смысл человеческой жизни, по мнению исследователей, представляет собой сложно организованную систему смыслов. Так, например, Л. С. Выготский рассматривал динамическую смысловую систему (ДСС) как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания [2], Д. А. Леонтьев определял ДСС как «...относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое» [4, с. 3], Б. С. Братусь также говорит о сложной динамической системе, образующей особую смысловую сферу личности и обуславливающей всю жизнедеятельность человека [1].

Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируется самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности. Известный философ XX века Э.Фромм писал, что «самосознание и воображение - все эти новые свойства человека. требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно. Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» [6; с. 42].

Цель исследования: выявление особенностей жизненных смыслов современной молодежи, смысложизненных ценностей, а также влияния возрастного фактора на процесс становления и развития ценностно-смысловой сферы личности.

В исследовании приняли участие студенты двух вузов г. Владикавказа: Северо-Осетинского государственного педагогического института и Северо-Кавказского горно-металлургического института общей численностью 180 человек (в возрасте от 17 до 22 лет, 82 человека - лица женского пола и 98 - лица мужского пола).

В исследование были использованы следующие методики: «Методика исследования

системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова, которая позволяет определить содержание системы ценностных ориентаций и последовательность представленности их в системе жизненных смыслов

© Павловец Г.Г., 2013 г.

испытуемого; «Смысложизненные ориентации», разработанной Д.А. Леонтьевым на базе опросника жизненных целей Дж. Крамбо и Л. Махолика, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталовой) и анкета, позволившая выявить некоторые характеристики современной молодежи.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

- в системе жизненных смыслов молодежи доминируют семейные ценности (9,4 балла);

- в достаточной мере сформированы коммуникативные (11,2 балла), экзистенциальные (быть свободным, жить, любить) - (13,2 балла) жизненные смыслы, затем ценности самореализации (13,3 баллов), статусные (18,8 баллов) и гедонистические (14,3 баллов) смыслы;

- наименее сформированы когнитивные (познание себя, Бога, жизни) (17,7 балла) и альтруистические (делать добро, помогать другим, улучшать мир) (15 баллов) смыслы.

Экзистенциальные смыслы доминируют у 17% испытуемых, гедонистические - у 17%; самореализации - у 20%; статусные - у 17%; коммуникативные - у 34%; семейные - у 44%.

Альтруистические и когнитивные жизненные смыслы не занимают доминирующих позиций ни у одного испытуемого.

Не сформированы жизненные смыслы в достаточной мере: альтруистические - у 31%; экзистенциальные - у 11%; гедонистические - 25%; самореализации - у 11%; статусные - у 22%; коммуникативные - у 6%, когнитивные - у 50%.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис. 1. Выраженность жизненных смыслов молодежи

По горизонтальной оси обозначены категории жизненных смыслов, по вертикальной -полученные баллы по каждой из категорий. Для удобства представления результатов, нормативные показатели были переведены в прямую порядковую шкалу:

1-7 баллов - смыслы этой категории представлены слабо в системе жизненных смыслов; 8 - 15 баллов - смыслы этой категории представлены достаточно в системе жизненных смыслов; 16-24 балла - смыслы этой категории доминируют в системе жизненных смыслов

Были выявлены различия в системе ценностно-смысловых ориентаций юношей и девушек (2).

■ ■III1Ш

у у * /

- ж

А*

4-°

У

Рис. 2. Выраженность жизненных смыслов юношей и девушек

У юношей более выраженными, чем у девушек являются альтруистические, гедонистические, коммуникативные смыслы, достижение статуса и самореализации. У девушек - экзистенциальные, когнитивные и семейные ценностно-смысловые ориентации. То есть юноши больше девушек ориентированы на карьеру, положение в обществе, реализацию возможностей, на помощь другим и улучшение мира, переживание полноты жизни. Девушки скорее склонны помогать близким, у них более развита склонность любить, познание духовного.

Сформированность жизненных смыслов по отдельным категориям представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности жизненных смыслов молодежи (%)

№ Категория жизненных смыслов Смыслы доминируют Смыслы представлены в достаточной степени Смыслы не сформированы

1 альтруистические - 70 30

2 экзистенциальные 15 75 10

3 гедонистические 15 60 25

4 самореализации 15 75 10

5 статусные 15 65 20

6 коммуникативные 30 65 5

7 семейные 45 55 -

8 когнитивные - 50 50

Результаты методики изучения смысложизненных ориентаций» Д.А. свидетельствуют о том, что смысложизненные ориентации у студентов осознанны и определены: наблюдается представление о смысле жизни, сформирована четкая направленность на достижение конкретной цели в будущем. Баллы по шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» свидетельствуют о средней удовлетворенности жизнью, восприятии текущей ситуации и как позитивной и как негативной.

СЖО Процесс Лк-Я

Рис. 3 Диаграмма Исследование СЖО студентов

Также были выявлены несколько сниженные баллы по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», что является показателем осознания частичной неудовлетворенности реализующихся жизненных планов.

Студенты обладают более сниженным внутренним локусом контроля (локус контроль-Я), при более высоком внешнем (локус контроль-Жизнь), что, вероятно обусловлено повышенными требованиями, предъявляемыми к студенческой молодежи со стороны образовательного процесса, ближайшего окружения, и низкой возможностью самостоятельно контролировать ситуацию.

Таким образом, мы выявили «реалистичность» смысла жизни студентов, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека; «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности учителя и успешность его деятельности.

Результаты нашего исследования показали, что смысложизненные ориентации студентов связаны как с будущим (направленностью на цель), прошлым (удовлетворенность результатами деятельности) и настоящим (чувство полноты и насыщенности жизни, удовлетворенность взаимоотношения с однокурсниками, сверстниками, администрацией и удовлетворенность условиями обучения). Вместе с тем студент не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий.

Как показали результаты опроса для большей части молодежи, принявшей участие в исследовании, характерно наличие цели в жизни. Положительно на этот вопрос ответили 91,8% опрашиваемых. Ранжирование целей по степени значимости показало, что на первом месте стоит личностно значимая цель «иметь счастливую семейную жизнь», что естественно для этой возрастной категории, а на втором - направленность на карьеру, на достижение высокого положения в обществе. В современных условиях качественно новым образом встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативности, предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями.

Одной из сфер, позволяющих человеку раскрыть и проявить свои способности, личностные и деловые качества в настоящее время, является профессиональная деятельность и особую роль здесь играет карьера.

Карьера представляет собой непрерывный процесс успешного продвижения по лестнице административной, социальной, профессиональной, имущественной и прочей иерархии с целью достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни.

Карьерный рост, в свою очередь у современной молодежи ассоциируется с такими понятиями, как хорошее образование (65,0%), интеллектуальные способности (27,0%), коммуникабельность (13,5%), организаторские способности (8,9%), но, все еще актуальны и такие специфические рычаги, как «необходимые знакомства, родственные связи» (32,0%), деньги (12,2%)1. Надо думать, что это временное, промежуточное явление, т.к. рыночные отношения предполагают прием на работу и продвижение по службе с позиции знаний и умений самого сотрудника, а не его фамилии. Этот факт осознается той частью современной молодежи, которая ориентирована на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Результаты методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» показали, что «вечные» ценности здоровья, любви, наличия хороших и верных друзей не подвержены влиянию перемен в обществе. А вот отношение молодежи к красоте природы

и искусству - настораживают. Ценность этих понятий по результатам нашего исследования у современной молодежи находится на последнем месте. Получается, что красота и искусство уже не являются той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня она не может.

Настораживает тот факт, что ценность «здоровье» появляется на первом месте у молодежи в возрасте 21-22 года. Это свидетельствует о наличии тенденции к пренебрежению состоянием своего физического и психического здоровья. Данный факт был выявлен и в исследованиях авторов, проводимых в других регионах РФ. Согласно результатам исследования А. Соколова и И. Щербаковой, забота о здоровье отнюдь не осознана как приоритетная ориентация [5]. Так, например, если в школьные годы спортом занимались 75-80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10-15%. Правда, многие девушки (до 55%) находят время для эпизодических занятий шейпингом, аэробикой, посещают бассейны, сауны, тренажерные залы, фитнесс-центры и т.д. Вузовские медики признают практически здоровыми лишь 68% первокурсников; 21% — молодые люди с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в специальной медицинской профилактике; 11% серьезно больных, которым занятия физической культурой противопоказаны.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, подтверждают существенное влияние возрастного фактора на процесс становления и развития ценностно-смысловой сферы личности. Это влияние заключается в изменении ценностных и смысложизненных ориентаций личности в ходе ее взросления. Переосмысление жизненных ценностей обусловливает их изменение в процессе развития личности и приводит к тому, что в позднем возрасте их число значительно ограничивается. С возрастом также отмечается повышение уровня субъективной ответственности за реализацию жизненных целей, тогда как в юности жизненные планы не имеют реальной опоры в настоящем.

Система ценностных ориентаций складывается на основе мировоззрения, которое определяется субъективной интерпретацией реальности, то есть личностными смыслами. Жизненные смыслы в силу их специфичности усваиваются через традиционные каналы передачи и обмена информации в процессе становления личности. Их особенностью является то, что поиск, обнаружение и раскрытие жизненных смыслов является сугубо индивидуальным процессом, имеющим специфические возрастные закономерности

В системе смыслов молодежи доминируют семейные жизненные смыслы. В достаточной мере сформированы коммуникативные, экзистенциальные (быть свободным, жить, любить) жизненные смыслы, затем ценности самореализации, статусные и гедонистические смыслы.

'В вопросе предлагалось выбрать 3 ответа, поэтому сумма полученных данных превышает 100%

Литература

1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. -№ 2. - С. 46 - 56.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

4. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

5. Соколов А.С., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. №1, С. 115-123.

6. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.