Научная статья на тему 'Система жизненных смыслов студентов вуза'

Система жизненных смыслов студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / PERSONALITY / MEANING OF LIFE / ORIENTATIONS OF LIFE MEANING / LIFE VALUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Рогожкина Татьяна Вячеславовна

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций современных студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Meaning System of University Students

In the article some results of empirical research of life meaning orientations of modern university students are presented.

Текст научной работы на тему «Система жизненных смыслов студентов вуза»

СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.А. Фомина, Т.В. Рогожкина

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций современных студентов вуза.

Ключевые слова: личность, смысл жизни, смысложизненные ориентации, жизненные ценности, студенты.

Вопросы смысла жизни, которые связаны с понятиями целей, ценностей и т.п. и поэтому являются одними из основополагающих в изучении внутреннего пространства личности, всегда были и будут актуальны и в теоретическом, и в практическом плане. Особенно они важны в начале нового века и тысячелетия, а значит, для нашего поколения, живущего в условиях глубочайших социально-экономических и политических изменений. В условиях современного нестабильного и во многом деформированного общества вопросы ценностей и, как следствие, жизненных планов и устремлений человека к вершинам акме, смысла жизни приобретают особую остроту. Возрастающая опасность террористических актов, криминализация многих структур общества приводят к тому, что человеческая жизнь обесценивается, перед людьми встают вечные вопросы «Кто мы? Зачем мы в этом мире? Куда идем?». В настоящее время человек часто не имеет привнесенного извне смысла жизни, ищет, «проверяет» его, иногда не находит и в итоге, устав от поисков или утратив смысл, может заменить подлинный смысл эрзац-смыслами: наркотиками, алкоголем (90% тяжелого хронического алкоголизма и почти 98% случаев наркомании связаны с утратой смысла жизни) [11], сексуальной распущенностью и т.п., способствующими росту преступности, увеличению количества суицидов и т.п. Поскольку религия в современном обществе не оказывает былого влияния, универсальной идеологии нет, человек, особенно молодой, может потерять жизненный ориентир. «Когда жизнь хороша и прекрасна, о смысле ее никто не задумывается... Проблема смысла жизни встает тогда, когда смысл теряется или сама жизнь становится невыносимой» [5. С. 3].

Ответы на вопросы смысла жизни пытались найти с давних пор: сначала в рамках религии, затем — философии и психологии. Религия имела над человеком неоспоримое влияние, и ее догматика и идеалы давали человеку смысл жизни в аксиоматическом виде, т.е. не подлежащим сомнению, однако ее ответы, рассчитанные на веру, не всегда могли удовлетворить человека с пытливым умом. Изучение данной проблемы было основным направлением работы таких философов, как Е. Трубецкой, В. Франк, С. Кьеркегор, она так или иначе затрагивалась в теориях А. Шопенгауера, Ф. Ницше, М. Хайдегера, К. Ясперса, Л. Толстого и др. В психологи вопросами смысла жизни интересовались А. Адлер, Г.А. Вайзер, Н.А. Кебина, Л.А. Степанов, В.Э. Чудновский, К. Юнг, И. Ялом, которые разра-

ботали методологию и эмпирическую базу для изучения вопросов смысла жизни, обращая внимание на их особую значимость для познания личности человека.

В психологии (житейской и научной, академической и прикладной, глубинной и вершинной) понятие смысла, которое пришло из философии и наук о языке, все чаще используется в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов. Понятие смысла занимает весьма важное место в зарубежной психологии, в частности в логотерапии В. Франкла, психологии личностных конструктов Дж. Келли, феноменологической психотерапии Ю. Джендлина, теории Ж. Нюттена [8].

В отечественной психологии это понятие, введенное А.Н. Леонтьевым еще в 1940-е гг., также широко и продуктивно используется. Д.А. Леонтьевым и его учениками активно ведется разработка общепсихологических представлений о смысловом измерении человеческого бытия, что не случайно, поскольку в российской культуре, российском сознании поиск смысла всегда являлся одной из главных ценностных ориентацией.

Нами проведено эмпирическое исследование феномена смысла жизни 300 студентов Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина в возрасте от 18 до 20 лет (150 девушек, 150 юношей).

С помощью методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева была проанализирована осмысленность их жизни по пяти субшкалам: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля — Я, управляемость жизнью (локус контроля — жизнь).

По результатам исследования при помощи кластерного анализа были выделены четыре группы студентов.

В самую немногочисленную первую группу вошли 10, 6% студентов с высокими показателями целей в жизни, ее осмысленности и эмоциональной насыщенности и низким локусом контроля — Я. Они наслаждаются жизнью в полном объеме, мало о чем сожалеют в прошлом, считают себя хозяевами жизни, однако их жизненные планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Условно их можно назвать эмоциональными прожектерами.

Вторую группу составили 27,3% студентов с высокими показателями эмоциональной насыщенности жизни и общей осмысленности жизни и низкими показателями локуса контроля — Я и локуса контроля — жизнь. Представители этой группы довольны настоящим, «бережно хранят» прошлое, так как оно способно придать смысл будущему. При этом они живут одним днем, не контролируют события собственной жизни, считая, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Их можно назвать плывущими по течению.

В самой многочисленной третьей группе оказалось 38% студентов, имеющих высокие значения жизненных целей и общей осмысленности жизни при невысоком локусе контроля — Я и локусе контроля — жизнь. Их можно охарактеризовать как людей, воспринимающих жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Они целеустремленны, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь, считая себя сильными личностя-

ми, которые обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле. Осмысленность их жизни придает нацеленность в будущее и «теплые воспоминания» из прошлого, хотя в настоящем их постоянно что-то не устраивает. Студентов данной группы можно назвать нацеленными на будущее.

К четвертой группе были отнесены 19,6% студентов с высокими показателями целей и общей осмысленности жизни и низкими показателями удовлетворенности самореализацией. Это люди, смыслом жизни которых является сама жизнь. При этом они не удовлетворены прожитой частью жизни, пытаются постоянно что-то менять в жизни в поисках лучшего, будучи уверенными в том, что могут управлять своей жизнью и изменять ее в соответствии со своими четкими целями и представлениями о ее смысле. Студентов данной группы можно назвать неудовлетворенными искателями лучшего.

Далее с помощью методики В.Ю. Котлякова у представителей указанных групп студентов были исследованы альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, статусные, коммуникативные, семейные и когнитивные смыслы, а также смысл самореализации.

Как видно из табл. 1, в сознании немногих студентов — эмоциональных прожектеров первое место занимает статусный смысл: для этих «детей современного общества» самое важное — занять определенное место в жизни, иметь стабильную и приносящую хороший доход работу. На втором месте — самореализация, скорее всего, в профессиональном плане. Третье место в системе их жизненных смыслов занимает коммуникативный смысл, свидетельствующий о потребности в дружеском и деловом общении. На четвертом месте стоит семья, поскольку, по их мнению, человек должен быть морально и материально подготовлен к семейной жизни. Еще ниже располагаются экзистенциальные смыслы, что свидетельствует об меркантильном отношении к жизни студентов данной группы. Три последних места занимают когнитивный, альтруистический и гедонистический смыслы, что говорит о том, что познание, счастье других и красота окружающего мира в системе их жизненных смыслов представлены слабо.

Таблица 1

Смысложизненные ориентации студентов — эмоциональных прожектеров

Ранг Смыслы Вес

1 Статусный 8,78

2 Самореализации 9,12

3 Коммуникативный 11,17

4 Семейный 11,61

5 Экзистенциальный 12.54

6 Когнитивный 14,86

7 Альтруистический 15,64

8 Гедонистический 16,13

Примечание: Смысловые ориентации с наименьшим весом обладают большей значимостью.

У четверти студентов, плывущих по течению, важнейшее место в жизни занимает общение, что, возможно, отчасти объясняется особенностями современной жизни с богатыми возможностями для различных видов общения (Интернет, сотовая связь, SMS-сообщения и др.). На втором и третьем местах находятся по-

знание и забота о других. Ниже располагаются семейный и статусный смыслы: ни семья, ни определенный статус в обществе не являются целью жизни студентов данной группы. Эти студенты считают, что это должно возникнуть само собой под влиянием «судьбы». Лишь шестое место в сознании испытуемых занимает самореализация, так как они считают, что от простого человека в этой жизни ничего не зависит и нужно просто «плыть по течению». Данная позиция уходит своими корнями в православную религию, которая утверждает, что все в жизни предопределено свыше. Два последних места занимают экзистенциальные и гедонистический смыслы, что, скорее всего, объясняется устоями современного общества, в котором такие ценности, как любовь, красота окружающего мира и искусства обесцениваются (табл. 2).

Таблица 2

Смысложизненные ориентации студентов, плывущих по течению

Ранг Смысл Вес

1 Коммуникативный 7,35

2 Когнитивный 7,78

3 Альтруистический 8,12

4 Семейный 8,89

5 Статусный 9,23

6 Самореализации 9,56

7 Экзистенциальный 10,12

8 Гедонистический 10,34

Примечание: Смысловые ориентации с наименьшим весом обладают большей значимостью.

Для целеустремленных студентов из самой многочисленной третьей группы самым важным в жизни являются успешная самореализация в интересной, приносящей хороший доход работе, активный образ жизни и обретение любви, свободы и т.п. Не менее важны для них занятие определенного места в обществе и общение в различных его проявлениях. Семья как жизненный смысл находится только на пятом месте, что в очередной раз подтверждает устоявшееся мнение о том, что человек должен быть и морально, и материально подготовлен к семейной жизни. К сожалению, последние места в сознании студентов данной группы занимают такие ценности, как забота о других и красота природы и искусства. Возможно, и здесь отражаются особенности современного нестабильного, меркантильного и во многом жестокого общества, в котором личная выгода преобладает надо всеми остальными ценностями (табл. 3).

Таблица 3

Смысложизненные ориентации студентов, нацеленных на будущее

Ранг Смысл Вес

1 Самореализации 5,34

2 Экзистенциальный 5,67

3 Статусный 5,89

4 Коммуникативный 6,23

5 Семейный 6,45

6 Когнитивный 6,89

7 Альтруистический 7,34

8 Гедонистический 7,55

Примечание: Смысловые ориентации с наименьшим весом обладают большей значимостью.

И, наконец, в системе личностных смыслов студентов четвертой группы, которые не удовлетворены самореализацией и ищут лучшего, два первых места занимают такие ценности, как семья, любовь, свобода, независимость. Важное место отводится различным видам общения, определенному месту в обществе и самореализации: они считают, что, имея любовь, семью, независимость, друзей и положение в обществе, человек может успешно самореализоваться. Три последних места, к сожалению, занимают счастье других, познание и красота природы (табл. 4).

Таблица 4

Смысложизненные ориентации студентов — неудовлетворенных искателей лучшего

Ранг Смыслы Вес

1 Семейный 6,13

2 Экзистенциальный 6,67

3 Коммуникативный 7,23

4 Статусный 8,24

5 Самореализации 9,23

6 Альтруистический 10,12

7 Когнитивный 12,78

8 Гедонистический 14,45

Примечание: Смысловые ориентации с наименьшим весом обладают большей значимостью.

Таким образом, представленный выше анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о важнейшей составляющей личности современных молодых людей — их представлениях о смысле жизни и ее ценностях. Как видим, большая часть принявших участие в исследовании студентов имеет достаточное понимание смысла жизни, ставит перед собой определенные цели, жизнь половины из них эмоциональна, насыщенна, однако у всех студентов недостаточный уровень локуса контроля, т.е. они не осознают до конца всю степень ответственности за свои поступки и жизнь, зачастую перекладывая ее на родителей. У большинства студентов преобладают статусный, коммуникативный смыслы и смысл самореализации, а такие важнейшие ценности, как семья, любовь, счастье других отходят на второй план. К сожалению, в погоне за материальным благополучием они забывают о настоящих ценностях, которые не продаются и не покупаются (с этим, наверное, связано возрастающее с каждым годом количество разводов), перестают ценить духовные ценности и счастье других. Удивительно, но даже познание не входит в число основных жизненных смыслов студентов, свидетельствуя о том, что многие из них стремятся получить высшее образование (и даже не одно) в престижных вузах, руководствуясь отнюдь не познавательными потребностями.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии — М.: Когито-Центр, 2002.

[2] Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002.

[3] Базалук О.А. Сущность человеческой жизни. — Киев: Наукова Думка, 2002.

[4] Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть 1 / Пер. с англ. — М.: Новый Акрополь, 1994.

[5] Борчиков С.А. Размышление ... о смысле жизни // Философский альманах. — Вып. 3. — М.: Диалог : Изд-во МГУ, 2000.

[6] Ветер М. Все о жизни. — СПб., 2004.

[7] Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 6. — М.: Педагогика, 1984.

[8] Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003.

[9] ЛиврагаХ.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. — М.: Новый Акрополь, 2003.

[10] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

[11] Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 97.

[12] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1991.

LIFE MEANING SYSTEM OF UNIVERSITY STUDENTS

N.A. Fomina, T.V. Rogojkina

Chair of Personality Psychology, Special Psychology And Corrective Pedagogy Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000

In the article some results of empirical research of life meaning orientations of modern university students are presented.

Key words: personality, meaning of life, orientations of life meaning, life values, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.