Научная статья на тему 'Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов'

Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришенина Юлия Алексеевна

В статье рассматриваются особенности смысловой сферы российских, индийских и африканских студентов, которая представляет собой один из главных структурообразующих компонентов образа мира. Описываются результаты исследования, свидетельствующие о существовании общих и специфических особенностей в системах личностных смыслов российских и иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the meaning sphere, which represents one of the most important structural elements of the world view. The article includes the analysis of results of the experimental research, which demonstrate the presence of common and specific peculiarities proper to the systems of meanings among Russian, Indian and African students.

Текст научной работы на тему «Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов»

Ю. А. Гришенина

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СМЫСЛОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБРАЗА МИРА РОССИЙСКИХ, ИНДИЙСКИХ И АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. А. Фомина

В статье рассматриваются особенности смысловой сферы российских, индийских и африканских студентов, которая представляет собой один из главных структурообразующих компонентов образа мира. Описываются результаты исследования, свидетельствующие о существовании общих и специфических особенностей в системах личностных смыслов российских и иностранных студентов.

Ключевые слова: образ мира, система личностных смыслов.

Yu. Grishenina

ETHNIC FEATURES OF THE SYSTEM OF MEANINGS AS A COMPONENT OF THE WORLD VIEW OF RUSSIAN, INDIAN AND AFRICAN STUDENTS

The article is devoted to the meaning sphere, which represents one of the most important structural elements of the world view. The article includes the analysis of results

Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира...

of the experimental research, which demonstrate the presence of common and specific peculiarities proper to the systems of meanings among Russian, Indian and African students.

Key words: view of the world, system ofpersonal meanings.

Как известно, развитие психологии невозможно без целостного осмысления образа человека и раскрытия его как субъекта, активно взаимодействующего с миром. Одной из базовых характеристик сознания человека является его способность не только отражать действительность, но и порождать особую субъективную реальность интерпретации мира - «образ мира», под которым понимается постоянно развивающаяся в процессе формирования сознания целостная многоуровневая система интегрированных явлений реальности, обусловленная его принадлежностью к определенной культуре, в которой находят отражение накопленный опыт людей, выработанные ими система социально-типичных позиций, моральные нормы, образцы межличностного поведения и самовыражения, а также культурные традиции.

Основание, фундамент человеческого знания о мире составляет система значений, выработанная в культурно-историческом развитии народа и принадлежащая миру объективно-исторических явлений. При этом реализация целостного мироотношения конкретным обществом предполагает выработку и усвоение системы значений на основе ценностей, которые являются базой для формирования системы личностных смыслов.

Формируясь в обществе с определенными социальными нормами и правилами, выработанными в культурно-историческом развитии народа и принадлежащими миру объективно-исторических явлений, человек, осваивая социальный опыт, порождает новую субъективную реальность, где основной единицей выступает личностный смысл, воплощающий в себе высший структурный уровень образа мира и отражающий устойчивую иерархию отношений субъекта с миром. При этом в процессе присвоения духовных богатств, накопленных человеческим родом, наибольшее значение приобретают смысло-

вые связи между элементами жизненного опыта, связи, открываемые самим субъектом в процессе напряженной внутренней работы по осмыслению действительности.

Динамика качественного преобразования ментальной сферы сознания состоит в том, что усваиваемые значения, выработанные в ходе общественной практики, трансформируются в смысловые конструкты, которые становятся действенными регуляторами поведения и деятельности человека и оказывают огромное влияние на его внутреннее содержание. При этом способность индивида актуализировать разные содержательно-смысловые грани смысловых образований является показателем его личностного развития.

В современной психологии прочно укоренилось мнение о том, что смысл человеческой жизни не может быть сведен к какой-либо формуле: он представляет собой, по мнению Д. А. Леонтьева, «относительно устойчивую, автономную, иерархически организованную, динамическую систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое» [5, с. 3], которая, как справедливо указывает Б. С. Братусь, образует особую смысловую сферу личности и обуславливает всю жизнедеятельность человека [1].

В связи с этим предметом нашего исследования являются национальные особенности ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов. Студенческий возраст был выбран нами не случайно: именно в этот период происходит интенсивный процесс осмысления мира и себя самого в этом мире.

Рассмотрим особенности смысловой сферы личности трех вышеназванных групп студентов.

Осмысленность жизни студентов исследовалась с помощью теста смысложиз-

ненных ориентаций Д. А. Леонтьева, который, как известно, дает представление об общем показателе осмысленности жизни

Анализ результатов исследования показал, что все студенты имеют осмысленные жизненные перспективы и способны сознательно планировать цели на будущее (сред-негрупповые показатели шкалы «Цели в жизни» выше среднего значения нормы и статистически не различаются), что, возможно, является отражением особенностей студенческого возраста, во время которого происходит становление главного мотива (жизненной цели), выявление и формулирование задач, связанных с будущим.

При этом российские и индийские студенты более ориентированы на сам интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс жизни и более удовлетворены текущей жизнью по сравнению с африканскими (показатели шкалы «Процесс и эмоциональная насыщенность жизни» у первых выше среднего значения нормы, а у последних - средние, и разница между ними статистически значима).

Россияне более осмысленно и достаточно устойчиво оценивают пройденный отрезок жизни, ее продуктивность и самостоятельность по сравнению с иностранцами (у российских студентов показатель шкалы «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией» выше средней нормы, а у иностранных - на среднем уровне). Их отличает и большее субъективное ощу-

личности и ее составляющих, в качестве которых можно рассматривать пять субшкал (табл. 1).

щение глубины общей осмысленности жизни (ее показатель намного больше среднего значения нормы, в то время как у иностранных -чуть выше нормы).

Все студенты, а россияне и индийцы в особенности, убеждены в том, что человеку дано сознательно контролировать процесс своей жизни и деятельности в обозначенный жизненный период, и способны контролировать себя и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле, о чем свидетельствуют выше среднего значения нормы показатели локуса контроля -жизнь у всех. При этом у россиян этот показатель значительно выше, чем у иностранных студентов. Уровень локуса контроля - Я у россиян и индийцев превышает норму, а у африканцев находится на среднем уровне по отношению к норме (по данным Д. А. Леонтьева).

С помощью линейного уравнения множественной регрессии нами было установлено, что у россиян на уровень общей осмысленности жизни большее влияние оказывает «Локус контроля - Я», у индийцев - «Цели в жизни» и «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни», а у африканцев -«Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и «Результативность жизни, или удовлетворенность само-

Таблица 1

Смысложизненные ориентации российских, индийских и африканских студентов

_____ Группы Субшкалы -_____^ Россияне Индийцы Африканцы

1. Цели в жизни 35,72 34,15 35,2

2. Процесс и эмоциональная насыщенность жизни 34,24 33,35 32

3. Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией 27,5 25,9 25,3

4. Локус контроля - Я 23,31 22,13 21,88

5. Локус контроля - жизнь, управляемость жизни 34,57 32,35 31,53

Общая осмысленность жизни 113,57 105,8 104,58

Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира.

реализацией», что важно учитывать при определении конкретных путей повышения осмысленности жизни у представителей каждого из исследованных этносов.

Кроме того, с помощью методики В. Ю. Котлякова нами были определены

Иерархия личностных смыслов росси

места альтруистического, экзистенциального, гедонистического, статусного, коммуникативного, семейного, когнитивного смыслов и смысла самореализации в системе личностных смыслов российских, индийских и африканских студентов (табл. 2).

Таблица 2

:ких, индийских и африканских студентов

Россияне Индийцы Африканцы

Ранг Смыслы Вес Ранг Смыслы Вес Ранг Смыслы Вес

1 Семейный 10,73 1 Статусный 10,7 1 Экзистенциальный 10,53

2 Экзистенциальный 12,24 2 Самореализации 11,55 2 Когнитивный 11,1

3 Самореализации 12,68 3 Экзистенциальный 12,93 3 Статусный 11,95

4 Коммуникативный 12,95 4 Альтруистический 13,02 5 4 Самореализации 13

5 Альтруистический 13,67 5 Когнитивный 13,58 5 Альтруистический 13,2

6 Статусный 13,73 6 Гедонистический 15,05 6 Семейный 14,6

7 Гедонистический 15,52 7 Семейный 15,38 7 Коммуникативный 16,6

8 Когнитивный 16,48 8 Коммуникативный 15,8 8 Гедонистический 17,03

Как видно из табл. 2, в системе личностных смыслов российских студентов первое место занял семейный, индийских - статусный, а африканских - экзистенциальный смыслы, что, на наш взгляд, является отражением национально-культурных особенностей, заключающихся в признании россиянами семьи как фундамента человеческой жизни, в следовании предписаний касты индусами, за которыми в некоторых науках закрепилось понятие «Homo hierarchicus», и в экзистенциальном характере видения и познания социальной реальности африканцами.

Вместе с тем анализ показал единодушное отношение всех студентов к альтруистическому смыслу как источнику непреходящих ценностей человеческой сущности и к смыслу самореализации, являющемуся универсальным принципом жизни любого человека, стремящегося к самовоплощению и

максимальному раскрытию своего личностного потенциала, вне зависимости от происхождения.

Все вышеизложенное позволило сделать вывод о существовании общих и этнических особенностей смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов.

Общими для всех групп студентов являются целеустремленность, вера в осуществление планов, сознательный контроль за их исполнением, свободное принятие и осуществление собственных решений, т. е. способность выстраивать свою жизнь в соответствии с поставленными целями и представлениями о ее смысле, и удовлетворенность жизнью, а также признание общечеловеческих, непреходящих смыслов человеческого существования - альтруистического смысла и смысла самореализации.

При этом россияне характеризуются высоким уровнем общей осмысленности жизни и всех ее составляющих, индийцы - высокой степенью осознания своих жизненных целей на будущее, устойчивой положительной оценкой прожитой жизни, африканцы - высокой осмысленностью будущего, достаточно осознанным контролем за своей жизнью, а кроме

того, средними удовлетворенностью процессом и эмоциональной насыщенностью текущей жизни, ее результативностью и самореализацией. В иерархии личностных смыслов у российских студентов доминирует семейный, индийских - статусный, а африканских - экзистенциальный смыслы, отражающие их национально-культурные особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. № 2. С. 46-56.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.

3. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410 с.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.

5. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС). М.: Смысл, 1992. 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.