УДК 159.923.3
И. А. Куницына, Е. Н. Яхудина
Ценностно-смысловые характеристики сотрудников банка в период ранней и средней взрослости
В статье исследуется проблема ценностно-смысловых ориентаций в контексте возрастных и деятельностных характеристик, а также период взрослости, для которого характерен особый вид деятельности - профессиональная деятельность. Рассматриваются принципиальные различия психологических характеристик в группах средней и ранней взрослости. Акцент ставится на такие характеристики как смысложизненные ориентации, ценность и ее доступность, удовлетворенность трудом. Выявлены и описаны взаимосвязи значимости и доступности ценностей со смысложизненными ориентациями у сотрудников банка.
The article is devoted to the problem of value-semantic orientations in the context of age and activity characteristics. Thus, the paper considers the period of adulthood, which is characterized by a special type of activity - professional activity. The principal differences of psychological characteristics in the groups of middle and early adulthood are considered. The emphasis is placed on such characteristics as life orientation, value and its availability, job satisfaction. Identified and described the interrelationship of the personnel values and life-meaningful orientations.
Ключевые слова: ценности, смысложизненные ориентации, удовлетворенность трудом, ранняя взрослость, средняя взрослость, сотрудники банка.
Key words: values, life orientation, job satisfaction, early adulthood, middle adulthood, the employees of the Bank.
Профессиональная деятельность является одним из важнейших факторов формирования системы ценностных ориентаций. Как отмечает А.В. Серый, в профессиональной деятельности человека проявляются, закрепляются и корректируются ценностные ориентации личности [9].
Согласно трудам Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Э.Ф. Зеера и др. особенности организации профессиональной деятельности выступают в качестве отдельных факторов развития или же деформации ценностной системы личности [3; 4; 10].
Возможность выразить себя в профессиональной деятельности выступает основной потребностью личности, поэтому на первый план выходит «деятельно-смысловое единство», которое заключается в совпадении личных и профессиональных ценностей.
© Куницына И. А., Яхудина Е. Н., 2018
Ценностные ориентации индивида в психологии являются достаточно изученным аспектом. При этом, отечественные психологи под ценностными ориентациями понимают установку личности на ценности материальной и духовной культуры. Тем не менее, данная тема не утратила своей актуальности, связано это в первую очередь с тем, что на сегодня отсутствуют масштабные исследования ценностно-смысловых ориентаций различных профессиональных групп в зависимости от возраста и этапа профессионального становления.
Проблема требует рассмотрения ценностно-смысловых ориентаций в контексте возрастных и деятельностных характеристик. Так, в работе рассмотрен период взрослости, для которого характерен особый вид деятельности - профессиональная деятельность.
Система ценностей личности развивается под воздействием ценностей социального окружения. Согласно работам Г.М. Андреевой, институтами такого развития, которые она называет «трансляторами социального опыта», где личность приобщается к системам норм и ценностей, является семья, школа, трудовой коллектив [2].
Социальные ценности переводятся в личностные через практическую вовлеченность субъекта в социальные отношения с помощью включения в социальную группу. С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, т. е. фактически обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества. С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития или социальной адаптации.
Становление ценностной системы личности в процессе деятельности предопределяется как внешними факторами, так и внутренними - психологическими основаниями. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, «ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью к самовыражению, творчеству, применению своих способностей». Как отмечает А.Н. Леонтьев, в ходе деятельности «внешнее действует через внутреннее» [1].
Деятельность в работе рассматривается как интегральный фактор, который определяет становление системы ценностей.
В работах В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова и др. ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентаций проявляется в профессиональной деятельности .
По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [4].
Исследователи подчеркивают особое значение системы ценностей в деятельности профессий типа «человек - человек», приобретая в этом случае характер центрального элемента в структуре
профессионального образа мира. Рядом авторов в этом контексте рассматривается роль ценностных ориентаций в профессиональной деятельности педагога (О.М. Красноярцева), психолога (А.В. Серый), социального работника (Т.Д. Шевеленкова, Н.Б. Шмелева) [5; 9; 11].
Д.А. Леонтьев считает, что индивидуальная иерархия ценностных ориентаций представляет собой последовательность «блоков». В его работах можно найти распределение ценностей на группы, объединенные на различных основаниях. Так среди терминальных ценностей противопоставляются:
1. Конкретные жизненные ценности - абстрактные ценности.
2. Ценности профессиональной самореализации - ценности личной жизни.
3. Индивидуальные ценности - ценности межличностных отношений.
4. Активные ценности - пассивные ценности.
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев делает такие противопоставления:
1. Этнические ценности - межличностного общения.
2. Индивидуальные ценности - конформистские ценности - альтруистические ценности.
3. Ценности самоуважения - ценности принятия других.
4. Интеллектуальные ценности - [8].
Определяющую роль формирования системы ценностей в профессиональной деятельности играет мотивация. Как говорит А.Н. Леонтьев, основной функцией мотива является формирование направленности личности.
В профессиональном развитии внутренняя мотивация выступает как система, определяющая его ключевые моменты и обуславливающая процесс профессиональной социализации. При этом основной движущей силой по мнению Л.М Митиной, выступает стремление личности к интеграции в социуме на основе идентификации с социальными, прежде всего профессиональными ценностями [7].
По мнению В.А. Ядова, «социальные условия как различия между социально-профессиональными группами существенно влияют на баланс терминальных ориентаций в отношении работы и се-мейно-бытовой сферы». В результате проведенного В.А. Ядовым исследования было установлено, что ориентация на профессиональные ценности - такие, как удовлетворенность работой и т.п. - зависит от уровня образования и занимаемой должности. При этом, чем выше уровень образования и ответственней должность, тем больше ориентация на удовлетворенность трудом. Различия между социально-профессиональными группами существенно влияют на баланс терминальных ориентаций в отношении работы [6].
Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и ее ценностных ориентаций через новые связи, особую роль в этом процессе играет коллектив. Участие людей в профессиональной деятельности, обладающей общими признаками, ведет к формированию у них сходных черт личности, обусловленных профессиональными требованиями к человеку.
Таким образом, система ценностных ориентаций личности формируется и развивается в процессе социализации, включающей в себя идентификацию, интериоризацию и интернализацию.
Становление системы ценностных ориентаций индивида определяется действием различных факторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-волевой сферы, социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видом деятельности, характером и формой психологического воздействия. При этом профессиональная деятельность, выступая основным видом активности личности, окончательно закрепляет те или иные ценности в индивидуальной системе, определяя становление ценностей профессионала.
На сегодняшний день большое количество исследований посвящены самооценке профессионально важных качеств (Г.К. Акопов, В.Д. Брагина, В.И. Ковалев), профессиональной мотивации и ценностным ориентациям профессионалов (Г.Б. Горская, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова, В.Д. Шадриков), особенностям системы саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин, А. К. Осницкий), динамике представлений субъекта о профессии (П.Л. Загоровский, В.Н. Обносов, В.В. Овсянникова, Е.А. Климов). В тоже время, отсутствуют масштабные исследования ценностно-смысловых ориентаций различных профессиональных групп в зависимости от этапа профессионального становления и возрастного этапа.
В данной работе рассматриваются особенности ценностно-смысловых ориентаций сотрудников банка на этапе ранней и средней взрослости.
В исследовании приняло участие 50 сотрудников банка в период ранней и средней взрослости, был проведен анализ распределения участников по возрасту, полу, образованию, на основании проведенного анализа была составлена таблица (табл. 1).
Таблица 1
Распределение участников исследования
Критерий Распределение
Пол Мужчины 35 % Женщины 65 %
Возраст 30-40 лет 50 % 40-55 лет 50 %
Образование Высшее 75 % Среднее 25 %
Математический анализ полученных результатов проводился с помощью методов описательной статистики, корреляционного анализа (коэффициента корреляции Спирмена), сравнительного анализа (u-критерия Манна-Уитни). Обработка результатов проводилась в статистической программе SPSS.
Методики исследования:
1. Опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е.Б. Фанталова» (УСЦД);
2. «Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев» (СЖО);
3. Методика исследования жизненных смыслов (В.Ю. Котляков).
Для изучения взаимосвязей смысложизненных ориентаций и
ценностей сотрудников был проведен корреляционный анализ, полученные значимые взаимосвязи приведены в табл. 2.
Таблица 2
Связь внутреннего конфликта, внутреннего вакуума, нейтральной зоны со смысложизненными ориентациями и жизненными смыслами (значимые связи)
Внутренний конфликт Внутренний вакуум Нейтральная зона
Показатель Опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е.Б. Фанталова» (УСЦД)
Удовлетворенность самореализацией Локус контроля - Я Статусные жизненные смыслы Тест Леонтьев [СЖО) -,302(*) ,069 ,280(*) ,033 -,305(*) -,016 ,209 ,114 -,207
Когнитивные жизненные смыслы < с! ,005 -,338(*) ,184
Примечание: * - p<0,05.
Анализируя представленные в таблице данные можно предположить, что удовлетворенность самореализацией имеет корреляционную связь с внутренним конфликтом (г= -0,302, р<0,05). Что может говорить об отсутствии внутренних переживаний, несовпадений наличия ценностей и доступности данных ценностей у сотрудников с высокой удовлетворенностью самореализацией. Т.к. ценностные ориентации являются первичной психологической характеристикой, можно предположить, что руководитель может контролировать удовлетворенность самореализацией подчиненных, снижая различие между ценностями и их доступностью у своих сотрудников.
Также показатель «Локус контроля - Я» у сотрудников коррелирует с показателем «внутренний вакуум» (г= -0,305, р<0,05). Так, сотрудники, характеризующие себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, отличаются низкими по-
казателями по «внутреннему вакууму». У таких сотрудников доступность чего-либо не превалирует над самой ценностью, нет ощущения избыточности данной ценности (здоровья, отсутствие материальных затруднений или счастливая семейная жизнь).
Статусные жизненные смыслы у сотрудников коррелируют с внутренним конфликтом (положительная связь, г= 0,280, р<0,05). Так у сотрудников с доминирующим смыслом о профессиональном и социальном статусе (добиваться успеха, сделать хорошую карьеру, занимать достойное положение в обществе) представлен большой разрыв между жаждой обладать определенной ценностью и ее доступностью в жизни. Чем выше ориентация на статусные жизненные смыслы, тем выше ощущения недоступности ценностей в жизни.
Показатель «Когнитивные жизненные смыслы» у сотрудников коррелирует с показателем «внутренний вакуум» (отрицательная связь, г=-0,338, р<0,05). Сотрудники с доминирующим когнитивным жизненным смыслом (понять себя самого, познавать Бога, понять жизнь) в достижениях характеризуются состояние внутреннего вакуума, проявляющегося в высоком уровне доступности ценностей жизни.
Таблица 3
Связь смысложизненных ориентаций и смыслов жизни
(значимые связи)
Альтруистические Гедонистические
Методика исследования жизненных смыслов (В.Ю. Котляков)
Интерес и эмоциональная насыщенность Тест Д.А. Леонтьев (СЖО) -,352(*) -,138
Локус контроля - Я -,066 -,292(*)
Примечание: * - р<0,05.
Также проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать, что показатель «интерес и эмоциональная насыщенность» имеет корреляционную связь с альтруистическим смыслом жизни (г= -0,352, р<0,05). Таким образом, чем выше эмоциональная окрашенность и насыщенность жизни, тем ниже проявления альтруистических жизненных смыслов.
Показатель «Локус контроля - Я» у сотрудников коррелирует на достоверном уровне значимости с показателем «гедонистический смысл жизни» (г=-0,298, р<0,05). Выявленные взаимосвязи позволяют утверждать, что сотрудники, предпочитающие свободу выбора, не характеризуются гедонистическими жизненными смыслами (получать удовольствие, испытывать счастье, получать как можно больше ощущений и переживаний), при этом, чем выше ценность наличия свободы, тем ниже проявление гедонистических жизненных смыслов.
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа психологических характеристик сотрудников в группах ранней
и средней взрослости
Показатель Группа Сумма рангов Критерий Значимость
Внутренний конфликт (Е.Б. Фанталова УСЦД) 1,00 496,00 171,000 р<0,01
2,00 779,00
Цели в жизни (СЖО) 1,00 540,50 215,500 р<0,05
2,00 734,50
Экзистенциальные (Жизненных смыслов В.Ю. Котляков) 1,00 772,50 177,500 р<0,01
2,00 502,50
Направленность на себя (Методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучера) 1,00 797,5 152,5 р<0,01
2,00 477,5
Направленность на взаимодействие (Методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучера) 1,00 504 179 р<0,01
2,00 771
Ориентация на процесс(методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкина) 1,00 514 189 р<0,01
2,00 761
Интерес к работе (Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетис-кин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) 1,00 459,5 134,5 р<0,01
2,00 815,5
Удовлетворенность условиями труда (Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) 1,00 452 127 р<0,01
2,00 823
Общая удовлетворенность (Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М.) 1,00 337 12 р<0,01
2,00 938
Примечание: 1 - группа сотрудников ранней взрослости; 2 - группа сотрудников средней взрослости
Так были выявлены следующие значимые различия в группе респондентов ранней взрослости и группе респондентов средней взрослости:
•в группе сотрудников ранней взрослости выявлен более низкий уровень внутреннего конфликта ценности и их доступности (и=171,0; р=0,006), тогда как у респондентов возрастной группы «средняя взрослость» выявлен более выраженный внутренний конфликт ценностей и их доступности. Также в группе респондентов ранней взрослости выявлен более низкий уровень целей жизни (и=215,5; р=0,050), тогда как у респондентов возрастной группы «средняя взрослость» выявлены более высокие результаты по шкале «цели жизни»;
•в группе респондентов ранней взрослости выявлен более высокий уровень баллов по шкале «экзистенциальные смыслы жизни» (и=177,5; р=0,008), тогда как у респондентов возрастной группы «средняя взрослость» выявлены более низкие результаты по шкале «экзистенциальные смыслы жизни».
На основании проведенного анализа были выявлены следующие особенности ценностно-смысловых характеристик сотрудников банка в период ранней и средней взрослости.
Сравнение особенностей смысложизненных ориентация сотрудников банка ранней взрослости и средней взрослости показало, что для сотрудников банка поздней взрослости более характерно переживание состояния, вызванного недоступностью ценностей жизни.
Сотрудники банка средней взрослости имеют более выраженные жизненные цели, которые связаны с будущим. Наличие целей придает жизни осмысленность и временную перспективу. У сотрудников банка ранней взрослости данные цели менее выражены.
Также у сотрудников банка средней взрослости в сравнении с сотрудниками банка ранней взрослости выявлены более высокая значимость экзистенциальных смыслов жизни (быть свободным, жить, любить).
Сравнительный анализ показал, что сотрудники банка ранней взрослости характеризуются направленностью на собственные мотивы и потребности, личные интересы превалируют над интересами коллектива (и=152,5, р<0,01). Тогда как сотрудники средней взрослости отличаются преобладанием направленности на взаимные действия и стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе (и=179, р<0,01). Исследуя ориентации сотрудников банка ранней и средней взрослости, было выявлено, что более молодые сотрудники в гораздо меньшей степени ориентируются на процесс, интерес (или его отсутствие) к тому что делает такой сотрудник не повлияет на результат его работы (и=189, р<0,01). Тогда как сотруднику средней взрослости важно заниматься такой деятельностью, которая представляет для него интерес, негативное отношение к работе им преодолеть гораздо сложнее. Данные результаты также подтверждаются и в другой методике: согласно данным сравнительного анализа, результаты сотрудников банка средней взрослости по шкале «интерес к работе» гораздо выше, чем у их коллег. Условиями труда в своей деятельности сотрудники средней взрослости удовлетворены больше своих молодых коллег (и=127, р<0,01). Это может быть связано с меньшими притязаниями у тех сотрудников, которые имеют больший профессиональный опыт. Интегральный показатель
25
по методике Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. позволяет говорить о большей удовлетворенности трудом у сотрудников банка средней взрослости в сравнении с их молодыми коллегами (и=12, р<0,01).
Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о различиях в ценностно-смысловой сфере сотрудников банка в период ранней и средней взрослости по таким показателям, как направленность на личные или коллективные интересы, увлеченность процессом в деятельности, интерес к работе, удовлетворенность условиями труда и общая удовлетворенность трудом.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. завед. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия,
2013.
4. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: МО-ДЭК, 1996.
5. Красноярцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский псих. журн. Томск, 1998. - №7. - С. 25-29.
6. Лапин Н.И. Проблема ценностей в исследованиях В. А. Ядова и его коллег // Экономическая социология. - 2009. - Т. 10. - № 3. - С. 82-93.
7. Митина Л.М. Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека // Российский научный журнал. - 2015. - №2 (45).
8. Потапова И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности // Научные исследования в образовании. - 2010. - №6. - С. 33а-38.
9. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысложизненные аспекты процесса профессионального самоопределения студентов вуза // Ползуновский вестник - 2003. -№ 3-4. - С. 80-85.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. - М.: Логос, 1996.
11. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: дис. ... д-ра пед. наук. - Ульяновск, 1997. - 289 с.
Статья поступила: 26.04.2018. Принята к печати: 28.05.2018