Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности в различных профессиях'

Особенности ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности в различных профессиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1080
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МИР ПРОФЕССИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / PROFESSIONAL IDENTITY / VALUES / PROFESSION WORLD / VALUE-SEMANTIC BASES OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесик Анастасия Викторовна

В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности на примере трех профессиональных групп, рассмотрены особенности структуры ценностных ориентаций в каждой профессиональной группе, показано, что ценности в профессии являются источником осмысления профессиональной деятельности, осмысленная деятельность приобретает особую личностную значимость, что является проявлением профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of a study of value-semantic foundations of professional identity on the example of three professional groups. Characteristics of values in each professional group are considered. Values specific for a profession are a source of understanding of professional activity, meaningful work is of particular personal importance, which is a manifestation of professional identity.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности в различных профессиях»

УДК 37.015.3

А. В. Лесик

Особенности ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности в различных профессиях

В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловых основ профессиональной идентичности на примере трех профессиональных групп, рассмотрены особенности структуры ценностных ориентаций в каждой профессиональной группе, показано, что ценности в профессии являются источником осмысления профессиональной деятельности, осмысленная деятельность приобретает особую личностную значимость, что является проявлением профессиональной идентичности.

The article presents results of a study of value-semantic foundations of professional identity on the example of three professional groups. Characteristics of values in each professional group are considered. Values specific for a profession are a source of understanding of professional activity, meaningful work is of particular personal importance, which is a manifestation of professional identity.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, ценностные ориентации, мир профессии, ценностно-смысловые основы профессиональной идентичности.

Key words: professional identity, values, profession world, value-semantic bases of professional identity.

Ценностный аспект профессиональной идентичности проявляется на уровне профессионального самосознания, когда личность принимает профессиональные ценности как значимые без учета особенностей осуществления профессиональной деятельности. Позитивное принятие ценностей профессиональной деятельности, их осознание, интериоризация в систему ценностей личности, руководство ими в деятельности приводит к осуществлению профессионально-нравственного поведения [4] и является основой для формирования профессиональной идентичности. Подобное преобразование ценностей означает, что они наполнились личностным смыслом, такие ценности становятся устойчивыми жизненными ориентирами [2].

Экспериментальные исследования, проведенные

Е. Ю. Артемьевой, Ю. Г. Вяткиным, В. П. Серкиным, В. Ф. Петренко, показывают, что профессиональная деятельность формирует систему особых значений и смыслов личности, образуя «субъективную

© Лесик А.В., 2012

модель мира профессионала» [1]. «Профессионалы, принимающие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов... особые свойства перцепции, оптимизирующие взаимодействие с этими объектами. такие акценты можно назвать миром профессии» [1, с. 127].

Профессия является пространством, в рамках которого осуществляется профессиональное самоопределение, а профессиональная идентичность - неотъемлемая часть, формирующая «субъективную, смысловую реальность» [6]. Одним из важнейших факторов становления мира профессии и профессиональной идентичности является, на наш взгляд, усвоение норм и ценностей, связанных с профессиональной деятельностью, включение их в смысловую сферу личности. Таким образом, профессиональное самоопределение сопряжено с развитием смыслового пространства личности и включением в него ценностей, имеющих особую значимость в условиях профессиональной деятельности, а отчасти и в организационных условиях. Результатом профессионального самоопределения является профессиональная идентичность [6], в основу которой закладываются закрепленные в непосредственной профессиональной деятельности осмысленные ценностные ориентации.

Таким образом, каждая конкретная профессия отличается от других своими ценностными ориентациями, на основе которых формируется профессиональная идентичность. В одной из гипотез своего исследования профессиональной идентичности мы предположили, что в каждой профессиональной группе существует собственная структурная композиция терминальных, инструментальных и профессиональных ценностей, отражающая особенности деятельности и потребности, реализуемые в профессии.

Исследование проводилось на трех профессиональных выборках: педагоги многопрофильного техникума, инженеры, работники крупного научно-исследовательского института в области металлургии, а также машинисты и помощники машинистов железнодорожного транспорта. В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой основы профессиональной идентичности, выполненного с помощью комплекса методик: методика исследования «Ценностные ориентации» М. Рокича в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова и В. А. Ядова, методика «Уровень соотношения ценности и доступности» (УСЦД) Е. Б. Фанталовой,

94

методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. Проанализированы взаимосвязи между терминальными, инструментальными, профессиональными ценностями и смысложизненными ориентациями в каждой профессиональной группе.

Для исследования профессиональных ценностных ориентаций использован опросник УСЦД Е. Б. Фанталовой, модифицированный и адаптированный на кафедре психологии профессионального развития РГППУ в рамках исследования внутренних конфликтов на начальных этапах профессионального становления. Для введения в методику новых суждений, отражающих профессиональные ценностные ориентации работающих специалистов, был использован метод равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна. Из 19 первоначальных суждений методом экспертной оценки были отобраны 12, вошедших в измененный вариант методики УСЦД. Для оценки суждений в качестве экспертов было привлечено 50 человек, в их числе студенты - выпускники (в том числе работающие), преподаватели кафедры психологии профессионального развития РГППУ и работающие специалисты со стажем не менее 5 лет.

В результате математико-статистической обработки данных с помощью однофакторного дисперсионного анализа были выявлены статистически значимые отличия в 3 группах по 5 терминальным, 5 инструментальным и 4 профессиональным ценностям. Для оценки различия между сочетаниями средних значений для разных уровней фактора (в нашем случае для сравнения каждой профессиональной группы с двумя другими), нами был использован метод контрастов, позволивший выделить дополнительные отличия.

В группе педагогов наиболее значимыми оказались терминальные ценности «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа» (здесь и далее определялось по средним значениям). В сравнении с другими группами ценность «жизненная мудрость» имеет меньшую значимость (р=0,017).

В группе инженеров наиболее значимыми терминальными ценностями оказалось «здоровье», «активная деятельная жизнь», «интересная работа», (две последних относятся к ценностям профессиональной деятельности). Можно предположить, что для инженеров профессиональная деятельность в целом более значима. В сравнении с другими группами ценности «хорошие верные друзья» и «счастливая семейная жизнь» менее значимы (р<0,045), а ценность «творчество» более значима (р=0,004).

В группе железнодорожников наиболее значимые терминальные ценности: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «жизненная мудрость». В сравнении с другими группами ценности «жизненная мудрость» и «развлечения» более значимы (р=0,041), а ценности «активная деятельная жизнь» и «творчество» имеют меньшую значимость (р<0,023). В данной группе можно говорить о низкой значимости профессиональной и вообще трудовой деятельности, так как более значимыми являются собственное благополучие и благополучие близких.

Исследование ценностных ориентаций показывает, что иерархия терминальных ценностей (наиболее устойчивые доминирующие ценности, занимающие первые позиции) сходны во всех трех группах. Для более точной оценки нами был вычислен групповой ранг ценностной ориентации как среднее арифметическое ранга по данным всей группы, после чего ценности с наименьшим средним приписывался ранг 1 и т. д. [3]. Ценность «здоровье» получила во всех группах групповой ранг 1. Ценность «счастливая семейная жизнь» получила в группе педагогов ранг 2, инженеров - 4, железнодорожников - 2. Ценность «интересная работа» получила в группе педагогов ранг 3, инженеров - 3, железнодорожников - 7. Эти ценности можно назвать наиболее универсальными и даже смыслообразующими.

Среди инструментальных ценностей в группе педагогов значимыми оказались: «аккуратность», «воспитанность», «исполнительность». В сравнении с другими группами ценность «аккуратность» более значима (р=0,012), а ценности «непримиримость к недостаткам в себе и других» и «широта взглядов» менее значимы (р<0,006). Педагог в деятельности представляет образец, эталон того, «как нужно делать», он должен быть сдержанным и терпеливым, что вполне соответствует указанным ценностным ориентациям.

В группе инженеров наиболее значимые инструментальные ценности: «ответственность», «образованность», «честность». В сравнении с другими группами ценности «образованность» и «широта взглядов» более значимы (р<0,039), а ценности «воспитанность» и «аккуратность» менее значимы (р<0,005). В своей профессиональной деятельности инженеры должны понимать всю меру ответственности за дальнейшую реализацию и эксплуатацию проектируемых объектов, а также использовать новейшие технологии и материалы, все это отражено в перечисленных ценностях.

В группе железнодорожников наиболее значимые инструментальные ценности: «воспитанность», «ответственность», «честность». В сравнении с другими группами ценность Непримиримость к недостаткам в себе и других более значима (р=0,000), а ценности «независимость» и «образованность» менее значимы (р<0,030). Работа машинистов не требует особо сложных технических знаний и навыков, зато не дает права на ошибку, связана с ответственностью за технику и безопасность других людей, предполагает тесное и иногда вынужденно длительное взаимодействие с коллегами.

Инструментальные ценности менее устойчивы и отражают принципы, которыми руководствуется профессиональная группа в своей деятельности, более полно отражают специфику профессии, для этих ценностей характерна большая межиндивидуальная вариативность.

Из профессиональных ценностей наиболее значимы для педагогов «удобный режим работы», «комфортные условия труда» и «работа с близкими по духу коллегами». В сравнении с другими группами для педагогов более значима ценность «работа», предполагающая общение с широким, меняющимся кругом людей (р=0,001), а менее значима ценность «хорошая зарплата» (р=0,013).

Для инженеров более значимы профессиональные ценности «хорошая зарплата», «работа с близкими по духу коллегами», «работа под руководством квалифицированного начальника». В сравнении с другими группами для инженеров более значимы «работа по полученной специальности» (р=0,000), «хорошая зарплата» (р=0,016), «работа с близкими по духу коллегами» (р=0,023), и менее значимы удобный режим работы» (р=0,001) и «комфортность условий труда» (р=0,001). Мы предполагаем, что в жизни данной группы профессиональная деятельность играет важную роль, это отличает её от двух других групп, для которых более значимыми являются организационные условия, а не сама деятельность.

В группе железнодорожников более значимы профессиональные ценности «удобный режим работы», «хорошая зарплата» и «комфортность условий труда». От других групп железнодорожники отличаются меньшей значимостью Работы по полученной специальности (р=0,000).

Исследуемые профессиональные ценности носят универсальный характер, являются ценностями-средствами и отражают в первую очередь потребности, реализуемые в профессии. На основании

этого можно судить о роли и значимости профессии в жизни респондентов. Значимость свидетельствует об успешном усвоении и присвоении норм, правил и ценностей профессиональной деятельности, придании ей личностного смысла, что является необходимым условием профессиональной идентичности и её проявлением на деятельностном уровне.

Таким образом, каждой группе профессиональной деятельности придается различное значение. Для педагогов более значимы организационные и социально-психологические условия, близкие к комфортным, безконфликтным, особое значение имеют коммуникации, с которыми связана профессиональная деятельность педагога. В группе инженеров значимо материальное вознаграждение и также комфортные социально-психологические условия, однако здесь можно говорить не только о благоприятном психологическом климате, но и о работе в команде квалифицированных профессионалов, сама профессия является значимой для инженеров. В группе железнодорожников профессиональная деятельность, ее содержание не являются привлекательными, а наибольшее значение придается комфортным организационным условиям и материальному вознаграждению.

Важным показателем опросника УСЦД является соотношение оценок ценности и доступности, отражающее степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. В нашем случае критические значения принимает рассогласованность между ценностью и доступностью в ценности «работа по полученной специальности». Так, в группе педагогов рассогласованность близка к состоянию внутреннего вакуума (-3,846), а в группе железнодорожников она находится в этом состоянии (-4,051). Работа по полученной специальности является наиболее доступной в этих группах, но не несет в себе большой ценности, что говорит о малой побудительной, мотивационной силе такой деятельности, респонденты данных групп не ощущают возможности к самореализации и профессиогенезу в рамках специальности, не получают удовлетворение от своей работы. Также вероятно, что будущее, в том числе профессиональное, не связывается со специальностью и существующей работой.

Ещё одна ценность рассогласованность, в которой между ценностью и доступностью достигает критического значения - «хорошая зарплата». В группе педагогов и инженеров данная ценность

находится в состоянии внутреннего конфликта (4,231 и 4,105 соответственно). В результате анализа уровня выраженности профессиональных ценностей установлено, что для инженеров значимость ценности «хорошая зарплата» статистически достоверно выше, чем для педагогов и железнодорожников ^=2,462; р=,016), а для педагогов в сравнении с инженерами и железнодорожниками эта ценность имеет наименьшее значение ^=-2,565; р=,013). Опыт проведенных исследований [5] показал, что в ситуации внутреннего конфликта в определенной жизненной сфере, отражающего наиболее аффективно заряженную часть самосознания личности, низкая доступность может быть рассмотрена как атрибут настоящего, а высокая ценность - как атрибут будущего по отношению к нереализованному желанию, неразрешенной проблеме. Различия в ценности «хорошей зарплаты», выявленные между педагогами и инженерами, свидетельствуют об уровне запросов, ожиданий от своей профессиональной деятельности.

Применение однофакторного дисперсионного анализа к результатам методики «Смысложизненные ориентации» показало отсутствие различий между тремя группами. Независимо от профессиональной принадлежности для всех респондентов характерен средний и высокий уровень осмысленности жизни и всех смысложизненных ориентаций. Однако представления о том, что насыщает жизнь, наполняет её смыслом, различные для каждой группы, что проявляется во взаимосвязях смысложизненных ориентаций с терминальными и инструментальными ценностями, взаимосвязи смысложизненных ориентаций с профессиональными ценностями отражают значимость профессиональной деятельности в жизни респондентов, её осмысленность, демонстрируют реализо-ванность смысложизненных ориентаций в профессии. Для выявления взаимосвязей эмпирические данные были подвергнуты корреляционному анализу с помощью коэффициента г-Пирсона. Результаты корреляционного анализа представлены ниже в табл. 1, 2, 3. В таблицах представлены ценности, для которых выявлено большее количество взаимосвязей.

В группе педагогов выявлено множество взаимосвязей терминальных и инструментальных ценностей со смысложизненными ориентациями, помимо тех, что представлены в табл. 1. Следование в деятельности таким ценностям как «рационализм» и «эффектив-

ность» у педагогов повышает осмысление себя в жизни (-0,406, -0,356), а также «локус контроль Я» (-0,340, -0,414) и «локус контроль жизнь» (-0,309, -0,372). Значимая терминальная ценность «здоровье» связана с понижением осмысленности жизни (0,383), снижением целеполагания (0,417), более низким уровнем оценки прошлых результатов (0,524), неспособностью принимать самостоятельные решения (0,469). Остальные терминальные ценности также имеют отрицательный характер взаимосвязей с показателями осмысленности жизни. Напомним, что показатели методики «Ценностные ориентации» являются обратными, так как при увеличении показателя, его значимость уменьшается. Вслед за Д. А. Леонтьевым мы считаем, что это связано с достигнутостью и реализованно-стью в группе педагогов таких ценностей как «здоровье», «жизненная мудрость» и «уверенность в себе», т. е. эти ценности перестают быть целями. Перечисленные ценности выполняют роль инструментальных ценностей. В своей профессиональной деятельности педагоги стремятся к продуктивности, постановке четких, осознанных целей, принятию взвешенных и рациональных решений, что дает им возможность контролировать свою жизнь.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа в группе педагогов (р<0,05)

^\Показатели СЖО Ценностные ориентации Общая осмыс- лен- ность жизни Цели Про- цесс Ре- зультат Локус контроль Я Локус кон- троль Жизнь

ТЦ Здоровье 0,383 0,417 0,524 0,469

ТЦ Жизненная мудрость 0,321 0,487

ТЦ Уверенность в себе 0,430 0,344 0,376

ИЦ Рационализм -0,406 -,435 -,481 -,395 -,340 -,309

ИЦ Эффективность в делах -0,356 -0,414 -0,372

ИЦ Воспитанность 0,365 0,399 0,313

Четко расписанный трудовой процесс -0,350

Возможность социальных льгот 0,420 0,417 0,465 0,452

Удобный режим работы -0,349

Профессиональные ценности имеют меньше взаимосвязей со смысложизненными ориентациями. Четко расписанный трудовой процесс и удобный режим работы снижают целеустремленность (-0,350) и ощущение насыщенности жизни (-0,349), также, на наш взгляд, эти ценности противоречат содержанию работы педагога, так как его деятельность содержит элементы творчества, непредсказуемости, также учебные занятия могут идти не каждый день, рабочий график является ненормированным. Можно предположить, что четко расписанный трудовой процесс и удобный режим работы - атрибуты настоящего. Полученные результаты свидетельствуют о большей значимости организационных условий труда, чем непосредственно профессиональной деятельности.

Таким образом, можно предположить, что стремление к принятию рациональных решений и эффективности в деятельности не связано непосредственно с содержанием профессиональной деятельности и направлено на желаемые цели (материальное вознаграждение), поскольку существующие условия труда, значимые для педагогов, вполне их удовлетворяют.

В группе инженеров выявленное количество связей меньше (табл. 2). Осмысленность жизни инженеров придают ценности «активная деятельная жизнь» и «продуктивность жизни», т. е. инженеры стремятся к насыщенной жизни, к тому, чтобы максимально использовать свои возможности и ресурсы, наполнить свою жизнь событиями и эмоциями. Такое стремление - не просто моментная цель деятельности, а осознанный принцип жизни, ведь ценность «активная деятельная жизнь» вторая по значимости в группе инженеров. В свою очередь инструментальная ценность «ответственность», являясь наиболее значимой по групповому рангу, имеет положительную взаимосвязь со смысложизненными ориентациями и отражает специфику профессиональной деятельности инженеров.

Количество взаимосвязей смысложизненных ориентаций с профессиональными ценностями в группе инженеров самое большое (в табл. 2 представлены не все взаимосвязи), это свидетельствует о том, что для данной группы профессия и связанные с ней ценности имеют высокую значимость. Выявленные положительные взаимосвязи говорят о развитой профессиональной перспективе и принятии ответственности за свою деятельность, уверенности в возможности управления своей жизнью, что является важным показателем идентичности профессионалов, свидетельствует о гармоничности.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа в группе инженеров (р<0,05)

^^Показатели СЖО Ценностные ориентации Общая осмыс- лен- ность жизни Цели Про- цесс Ре- зультат Локус контроль Я Локус кон- троль Жизнь

ТЦ Здоровье 0,331 0,334

ТЦ Активная деятельная жизнь -0,392 -0,307 -0,456 -0,535

ТЦ Продуктивная жизнь -0,352 -0,327

ИЦ Ответственность -0,319 -,410 -,368

Возможность служебного роста 0,339 0,306 0,390 0,404

Комфортность условий труда -0,475 -0,460 -0,447 -0,331 -0,494 -0,396

Возможность выполнять работу большой общественной значимости 0,391 0,384 0,375 0,328 0,330

Таким образом, инженеры оценивают свою жизнь как насыщенную, наполненную смыслом, в то же время они стремятся к такой жизни, желают наиболее полно реализовывать свои возможности и способности. Учитывая значимость профессиональной деятельности, можно предположить, что ценности - цели будут реализовываться именно в профессии.

В группе железнодорожников взаимосвязей между показателями выявлено наименьшее количество, в сравнении с другими группами, все взаимосвязи разрозненны (см. табл. 3). На наш взгляд, инструментальные ценности «непримиримость к недостаткам в себе и других», «честность» и «независимость», а также инструментальные ценности, имеющие наибольшую значимость в группе («воспитанность», «ответственность» и «честность»), отражают специфику профессиональной деятельности машинистов и помощников машинистов, так как условия труда подразумевают длительную, совместную деятельность, связанную с большой материальной и моральной ответственностью без права на ошибку.

В группе железнодорожников выявлено меньше всего взаимосвязей профессиональных ценностей со смысложизненными ориентациями и все связи имеют отрицательный характер. Это говорит о низкой значимости профессиональной деятельности и соотносимо с состоянием внутреннего вакуума ценности «работа» по полученной специальности. Таким образом, в сфере профессиональной деятельности респонденты группы имеют проблемы, сама профессия

привлекает их лишь с точки зрения организационных условий, оставляя нереализованными потребности в признании, развитии и самореализации.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа в группе железнодорожников (р<0,05)

^^Показатели СЖО Ценностные ориентации Общая осмыс- лен- ность жизни Цели Про- цесс Ре- зультат Локус контроль Я Локус кон- троль Жизнь

ТЦ Счастливая семейная жизнь -0,416

ТЦ Счастье других 0,339 0,417

ТЦ Развлечения 0,391

ИЦ Независимость ,324

ИЦ Непримиримость к недостаткам в себе и других 0,330 0,391

ИЦ Честность -0,314 -0,404

Хорошая зарплата -0,350

Работа под руководством квалифицированного начальника -0,359 -0,377

Таким образом, педагогов отличает инструментализация таких ценностей как «жизненная мудрость» и «уверенность в себе», т. е. они считают, что обладают зрелостью мышления и достаточным жизненным опытом в сочетании с уверенностью и отсутствием внутренних противоречий. Также они характеризуются продуктивностью в работе, стремлением к полной самостоятельности в постановке целей и принятии решений. Респонденты в данной группе более ориентированы на будущее. Однако в существующей профессиональной ситуации они не стремятся к профессиональному или карьерному росту, так как наибольшее значение имеют комфортные условия труда. Учитывая существующие рассогласования в сфере профессиональных ценностей, можно предположить, что профессиональная идентичность педагогов находится в кризисном состоянии. Вероятно, что разрешение кризиса в данной группе может быть связано со сменой профессиональной деятельности.

Группу инженеров отличает осмысленность и высокая значимость профессии, осознание ее значимости для общества. Инженеры считают свою жизнь насыщенной и стремятся к такой жизни в будущем, стремятся наиболее полно реализовать свои способности и возможности, в том числе и в профессиональной деятельности. В

профессии инженеры нацелены на хороший заработок, профессиональный и карьерный рост. На основании этого мы считаем, что инженеры адекватно и положительно воспринимают свою профессиональную принадлежность и обладают зрелой профессиональной идентичностью.

Железнодорожников отличает отсутствие прочных целей относительно профессии, для них профессия не обладает большой значимостью. Можно выделить инструментальные ценности, отражающие особенности профессиональной деятельности, но они неустойчивы сами по себе. Таким образом, можно предположить, что в данной группе профессиональная идентичность преждевременна, когда человек не делал осознанного выбора относительно профессии, или же она не сформирована и размыта.

В итоге гипотеза о существовании отличий в структуре ценностных ориентаций в различных профессиональных группах подтвердилась. В терминальных и в инструментальных ценностных ориентациях количество отличий совпало. Специфику профессиональной деятельности в каждой профессиональной группе наиболее полно отражают инструментальные ценности, в то время как терминальные указывают на общую значимость профессиональной деятельности. Профессиональные ценностные ориентации респондентов отражают ценности, непосредственно реализуемые в профессиональной деятельности, их анализ позволил установить, что не в каждой профессиональной группе профессия является действительно значимой и наполненной смыслом.

На основании этого можно предположить, что в каждой группе профессиональная деятельность воспринимается по-разному и имеет различный уровень осмысленности, что отражается на выраженности и особенностях профессиональной идентичности.

Список литературы

1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука, 1999.

2. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992.

3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. - С.13-25.

4. Реньш М. А. Ценности профессиональной деятельности: теоретикометодологический аспект // Приложение к журн. Образование и наука. 2007. -№4(8). - С. 28-37.

5. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: ИД Барах-М, 2001.

6. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.