DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-8 УДК 159.9.07
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ
Денисова Е.Г., Мирошниченко С.С.
Статья посвящена исследованию показателей ценностно-смысловой сферы в связи с дисфункциональными убеждениями, ведущей целью которого ставится проверка гипотезы о взаимовлиянии ценностно-смысловой и когнитивной сфер. Авторы предлагают рассматривать когнитивную сферу как возможную основу процесса смыслообразо-вания ввиду того, что каждый из механизмов смыслообразованияреализуется на основе анализа и интерпретации информации, поступающей из внешней среды или внутренних когнитивных процессов. Следовательно, любое дисфункциональное влияние на когнитивные процессы и формирование дисфункциональных убеждений предположительно будет сказываться на ценностно-смысловой сфере личности, трансформируя ее структуру или содержание.
Эмпирическим объектом выступили материалы тестирования студентов 3-5 курсов (всего 103 человека) психологического, экономического и механического факультетов. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета при участии студентов Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова. Возраст респондентов: от 19 до 23 лет.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера; дисфункциональные убеждения; когнитивные процессы.
VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS IN CONNECTION WITH THEIR DYSFUNCTIONAL BELIEFS
Denisova E.G., Miroshnichenko S.S.
The article is devoted to establishing connections between indicators of value-semantic sphere and dysfunctional beliefs. The main goal of the research is to test the hypothesis about the mutual influence of value-semantic and cognitive sphere. The authors suggest considering
the cognitive sphere as a possible basis for the sense-formation process due to the fact that each of the mechanisms of sense-formation is implemented on basis of the analysis and interpretation of information coming from the external environment or internal cognitive processes. Therefore any dysfunctional influence on cognitive processes and the formation of dysfunctional beliefs presumably will affect the personality's value-semantic sphere by transforming its structure or content.
The authors analyzed the testing materials of 103 students (3rd to 5th year) of the psychological, economic and mechanical departments. The age of respondents: 19 to 23 years. The research was conducted at the Southern Federal University, with the participation of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) students.
Keywords: value-sense sphere; dysfunctional beliefs; cognitive processes.
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы является одной из наиболее широко и активно исследуемых на сегодняшний день. Ценностно-смысловая сфера представляет собой центральное образование личности, ее «ядро», задающее направленность деятельности человека и определяющее отношения «человек - мир». В связи с важностью проблемы, исследование ее осуществляется в различных аспектах. Во-первых, это вопрос о природе ценностно-смысловых образований. Во-вторых, это изучение структурных элементов ценностно-смысловой сферы человека и их взаимосвязей. В-третьих, это проблема динамики и механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы.
Что касается первых двух аспектов, ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Последняя включает в себя как отдельные категории жизненных смыслов [3], так и смысложизненные ориентации личности [5]. Д.А. Леонтьев выделяет два основных подхода к понятию «смысл»: одно представляет смысл как интегральное образование (смысл как задача, интерпретация жизни и др.), другое - как производный структурный элемент сознания [9, с. 18]. В целом, личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире» [8, с. 192]. Смысложизненные ориентации человека - цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией - являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяет сделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровне осмысленности жизни личности.
Что касается понятия «ценностные ориентации», в литературе так же наблюдается плюрализм подходов к его определению. Наше исследование базируется на интерпретации ценностей М. Рокичем как «устойчивого убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [9, с. 7].
В отношении третьего аспекта, Д.А. Леонтьев пишет о том, что в наиболее общем определении смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта [4, с. 126]. Жизненные смыслы и стоящие за ними более или менее сложные системы действительных жизненных отношений субъекта даны его сознанию и включены в его деятельность в превращенной форме смысловых структур, которые в совокупности образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта.
Согласно представлениям Лариной Т.Н., ценностносмысловая детерминация деятельности определяет отношение человека к общественно выработанной системе ценностей, на основании которого формируются мотивы и смыслы осуществления конкретной деятельности. Роль ценностносмысловой регуляции жизнедеятельности, при высоком уровне развития, заключается в обеспечении устойчивости личности, формировании перспективы развития и образа будущего, смысловой регуляции деятельности в настоящем, опосредовании личностного развития [11]. Дефицит или деформация ценностносмысловой детерминации порождает неопределенность жизненного выбора и препятствует процессу личностного, а впоследствии и профессионального, самоопределения и развития.
Специфика данной работы заключается в том, что мы рассматриваем ценностно-смысловые конструкты в их связи с когнитивной сферой, а именно с процессом формирования убеждений личности, которые с позиций когнитивно-поведенческой психотерапии призваны структурировать опыт и помогать ориентироваться в мире, выступая ведущим средством адаптации [2, с. 25]. И.М. Дзялошинским [10] они рассматриваются как разновидность, тип смысловых элементов внутреннего мира личности и структурообразующие элементы мировоззрения. Однако убеждения могут быть как функциональными, так и дисфункциональными, препятствующими гармоничному развитию личности, ее экзистенциальному и профессиональному самоопределению, которое особо актуально для современных студентов.
В процессе обучения студенты, подвергаясь воздействию множества стрессоров, вынуждены адаптироваться к непрерывному потоку информации и быстро изменяющейся среде, одновременно находясь в процессе профессионального самоопределения, который, как и само
содержание учебной деятельности, является одним из источников смыслообразования [1, с. 6]. Вероятно, когнитивная сфера может выступать основой смыслообразования, так как каждый из механизмов смыслообразования реализуется на основе анализа и интерпретации поступающей из внешней среды информации или внутренних когнитивных процессов, а любое дисфункциональное влияние на когнитивные процессы и формирование дисфункциональных убеждений будет сказываться на ценностно-смысловой сфере личности, трансформируя ее структуру или содержание.
Таким образом, в ходе теоретического исследования была сформулированы следующие гипотезы:
1. Существует взаимосвязь компонентов ценностно-смысловой сферы и выраженности дисфункциональных убеждений.
2. Значимость отдельных категорий жизненных смыслов студентов разных специальностей вероятно различается.
3. Существуют различия значимости (выраженности) отдельных показателей ценностно-смысловой сферы в зависимости от направления обучения студентов.
Эмпирическим объектом выступили материалы тестирования студентов 3-5 курсов (всего 103 человека) психологического, экономического и механического факультетов. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета при участии студентов Южно-Российского государственного политехнического университета (НИИ) имени М.И. Платова. Возраст респондентов: от 19 до 23 лет.
Для измерения заявленных показателей респондентам были предложены следующие тесты-опросники:
1) «Шкала базисных убеждений» - М.А. Падун, А.В. Котельникова [7].
2) Тест смысложизненные ориентации - Д.А. Леонтьев [5].
3) Методика изучения ценностных ориентации - М. Рокич [12].
4) Методика исследования системы жизненных смыслов - В.Ю. Котляков [3].
Полученные данные были подвергнуты статическому анализу. Гипотезы проверялись с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, непараметрического критерия Chi Sqr. Фридмана и H критерия Краскела-Уоллиса. Для этих целей применялся пакет статистических программ «STATISTICA Trial 12» фирмы «StatSoft».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что 55,4 % респондентов отмечают наличие дисфункциональных убеждений средней выраженности (по одной или нескольким шкалам); наличие выраженной дисфункциональной установки (минимум по одной из шкал) отмечено у - 39,8 %, и лишь у 4,8 % респондентов не было выявлено никаких дисфункциональных убеждений.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа
Переменные SpearmanR p-value
1) Шкала «Доброжелательность внешнего мира»
Враждебность внешнего мира & Творчество 0,215 0,03
Враждебность внешнего мира & Аккуратность 0,200 0,04
Враждебность внешнего мира & Цели в жизни -0,264 0,01
Враждебность внешнего мира & Процесс жизни -0,319 0,00
Враждебность внешнего мира & Результат жизни -0,296 0,00
Враждебность внешнего мира & Локус контроля - Я -0,337 0,00
Враждебность внешнего мира & Локус контроля - жизнь -0,341 0,00
Враждебность внешнего мира & Осмысленность жизни -0,329 0,00
2) Шкала «Справедливость внешнего мира»
Несправедливость внешнего мира & Интересная работа -0,252 0,01
Несправедливость внешнего мира & Уверенность в себе 0,268 0,01
Несправедливость внешнего мира & Процесс жизни -0,282 0,00
Несправедливость внешнего мира & Результат жизни -0,235 0,02
Несправедливость внешнего мира & Локус контроля - Я -0,220 0,03
Несправедливость внешнего мира & Локус контроля - жизнь -0,209 0,03
Несправедливость внешнего мира & Осмысленность жизни -0,235 0,02
3) Шкала «Образ Я»
Дисфункциональный образ Я & Красота природы и искусства 0,198 0,05
Дисфункциональный образ Я & Наличие верных друзей 0,196 0,05
Дисфункциональный образ Я & Счастье других 0,314 0,00
Дисфункциональный образ Я & Высокие запросы -0,199 0,04
Дисфункциональный образ Я & Ответственность 0,197 0,05
Дисфункциональный образ Я & Когнитивные смыслы 0,202 0,04
Дисфункциональный образ Я & Цели в жизни -0,273 0,01
Дисфункциональный образ Я & Процесс жизни -0,389 0,00
Дисфункциональный образ Я & Результат жизни -0,422 0,00
Дисфункциональный образ Я & Локус контроля - Я -0,321 0,00
Дисфункциональный образ Я & Локус контроля - жизнь -0,413 0,00
Дисфункциональный образ Я & Осмысленность жизни -0,461 0,00
4) Шкала «Удача»
Дисфункциональные убеждения об удаче & любовь -0,216 0,03
Дисфункциональные убеждения об удаче & развитие 0,246 0,01
Дисфункциональные убеждения об удаче & жизнерадостность -0,258 0,01
Дисфункциональные убеждения об удаче & ответственность 0,247 0,01
Дисфункциональные убеждения об удаче & широта взглядов 0,233 0,02
Дисфункциональные убеждения об удаче & эффективность в делах -0,196 0,05
Дисфункциональные убеждения об удаче & Когнитивные смыслы 0,214 0,03
Дисфункциональные убеждения об удаче & Цели в жизни -0,229 0,02
Дисфункциональные убеждения об удаче & Процесс жизни -0,438 0,00
Дисфункциональные убеждения об удаче & Результат жизни -0,321 0,00
Дисфункциональные убеждения об удаче & Локус контроля -жизнь -0,351 0,00
Дисфункциональные убеждения об удаче & Осмысленность жизни -0,331 0,00
5) Шкала «Убеждения о контроле»
Дисфункциональные убеждения о контроле & Здоровье 0,235 0,02
Дисфункциональные убеждения о контроле & Интересная работа -0,247 0,01
Дисфункциональные убеждения о контроле & Продуктивная жизнь -0,235 0,02
Дисфункциональные убеждения о контроле & Счастье других 0,273 0,01
Дисфункциональные убеждения о контроле & Твердая воля -0,233 0,02
Дисфункциональные убеждения о контроле & Терпимость 0,263 0,01
Дисфункциональные убеждения о контроле & Эффективность в делах -0,254 0,01
Дисфункциональные убеждения о контроле & Смыслы самореализации -0,234 0,02
Дисфункциональные убеждения о контроле & Локус контроля - Я -0,363 0,00
Дисфункциональные убеждения о контроле & Локус контроля -жизнь -0,244 0,01
Дисфункциональные убеждения о контроле & Осмысленность жизни -0,304 0,00
Корреляционный анализ (табл. 1) показал, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира увеличивается субъективная значимость такой терминальной ценности как творчество и инструментальной ценности аккуратность. Вероятно, это можно объяснить тем, что дисфункциональные убеждения могут подталкивать человека
относиться с большей осторожностью к собственной деятельности (в том числе творческой), развертываемой им во внешнем мире.
Также было установлено, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о несправедливости внешнего мира снижается субъективная значимость интересной работы и растет значимость уверенности в себе. То есть, студенты, убежденные в недостаточной справедливости внешнего мира, вероятно, не верят, что в современном мире может быть место справедливой оценке их достижений.
Что касается дисфункциональных убеждений об образе «Я», мы обнаружили, что их выраженность прямо связана с когнитивными смыслами, ценностью красоты природы и искусства, наличия верных друзей, счастья других людей и ответственности, а также обнаруживает обратную связь со значимостью ценности «высокие запросы». То есть, неадекватная самооценка сопровождается отрицанием необходимости удовлетворения собственных желаний, самореализации и, соответственно, стремлением исполнить желания других (близких) людей, направить свою активность в русло познания (созерцания) закономерности происходящих в его жизни событий.
Выраженность дисфункциональных убеждений об удаче положительно связана со значимостью ответственности, широты взглядов, развития, и когнитивных смыслов. Последние, как мы знаем, основаны на потребности человека искать смысл и причины происходящего, разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности. Мы полагаем, что предубеждение о не равномерном (несправедливом) распределении неудач и отсутствие надежды на «счастливый случай», порождает у индивида высокий уровень напряжения и тревожности, что объясняло бы обратную связь выраженности дисфункциональных убеждений об удаче со значимостью жизнерадостности, любви и эффективности в делах.
Все перечисленные группы дисфункциональных убеждений находятся в отрицательной связи со смысложизненными ориентациями и общим показателем осмысленности жизни. В соответствии с представлениями Д.А. Леонтьева, «основой выбора совершаемых в настоящем поступков является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии» [5, с. 8]. Совокупность осуществленных выборов формирует «прошлое», которое, по сути, неизменно, а вариациям подвержены лишь интерпретации опыта, на основе которых и формируется система убеждений. «Будущее» же представляет собой совокупность ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто. Однако с ростом выраженности дисфункциональных убеждений различные варианты ожидаемого будущего (цели и результативность жизни) приобретают более низкую мотивирующую
притягательность. Мы полагаем, что в такой ситуации студенты более склонны к отказу от собственных притязаний и, вероятно, менее мотивированны к профессиональному обучению и развитию.
В отношении дисфункциональных убеждений о контроле нами была выявлена значимая положительная связь с такими ценностями как: счастье других, терпимость и здоровье. Мы полагаем, что высокая значимость перечисленных ценностей может быть связана с самой их природой, ведь все они, если задуматься, в наибольшей мере требуют от человека способности контролировать как собственные эмоциональные проявления, так и процесс жизни в целом. При этом наблюдается отрицательная связь со значимостью эффективности в делах, продуктивности жизни, интересной работы, твердой воли и смыслов самореализации, что, как нам кажется, свидетельствует об отсутствии у таких студентов желания максимально и наиболее эффективным путем использовать свои возможности для достижения успеха. Возможно, это обусловлено обратной связью дисфункциональных убеждений о контроле с показателем осмысленности жизни, локусом контроля - Я и локусом контроля - жизнь. То есть, студенты, убежденные в том, что не могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события, вероятно, не до конца осознают свой потенциал.
Таблица 2
Иерархия значимости жизненных смыслов
Average Rank Sum of Ranks Mean Std.Dev.
Альтруистические 5,291262 545,0000 15,26214 4,561048
Экзистенциальные 3,951456 407,0000 12,42718 3,828689
Гедонистические 4,548544 468,5000 13,52427 4,269924
Самореализации 4,029126 415,0000 12,47573 4,033790
Статусные 4,519417 465,5000 13,53398 4,840223
Коммуникативные 4,184466 431,0000 12,75728 3,431303
Семейные 3,378641 348,0000 11,02913 4,695547
Когнитивные 6,097087 628,0000 16,93204 3,636045
ANOVA Chi Sqr. (N = 103, df = 7) = 88,29788 p = 0,00000 Coe Aver. rank r = 0,11386 ff. of Concordance = 0,12247
Результаты исследования различий значимости жизненных смыслов студентов разных специальностей представлены в таблице 2. Нами была выявлена следующая иерархия: с 1 по 3 место - семейные, и экзистенциальные смыслы, смыслы самореализации. Также довольно высоко в иерархии стоят коммуникативные смыслы (4 место); далее - статусные, гедонистические; на последнем месте: альтруистические и когнитивные смыслы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов ориентированно на заботу о близких, совершенствование собственной личности и реализацию себя в мире. Также можно сказать, что большинство из них придают высокую ценность общению и причастности к группе. Стремление к наслаждению и потребность занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих наряду со стремлением бескорыстно помогать другим людям, выражены в меньшей степени. При этом совсем малозначимыми для студентов оказываются когнитивные смыслы (в категорию ведущих эти смыслы попали лишь у одного из наших респондентов). Вероятно, это свидетельствует о недостаточной заинтересованности, вовлеченности в образовательный процесс, то есть несформированной познавательной мотивации. Это может быть следствием неудовлетворенности содержанием учебной деятельности или же разочарования в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Таким образом, еще раз подтверждается мнение о том, что процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован родителями, приоритетом статусных смыслов, слабым знанием своих способностей и возможностей.
Результаты исследования различий значимости ценностных ориентаций и жизненных смыслов, а также выраженности дисфункциональных убеждений в зависимости от направления обучения студентов приведены ниже (табл. 3).
Таблица 3
Различия значимости (выраженности) отдельных показателей ценностно-смысловой
Направления обучения студентов - Достовер-
Показатели цен- специальности (Mean Rank) ность различий
ностно-смысловой сферы Психологическая N = 40 Экономическая N = 40 Техническая N = 23 (Kruskal-Wallis test)
H p
Терминальные ценности
Здоровье 64,213 43,613 45,348 11,649 0,003
Познание 42,788 57,900 57,761 6,251 0,043
Творчество 42,163 56,725 60,891 7,453 0,024
Инструментальные ценности
Аккуратность 59,525 52,025 38,870 7,010 0,030
Во спитанно сть 67,413 42,925 40,978 17,838 0,001
Исполнительно сть 52,713 59,050 38,500 6,981 0,030
Ответственность 53,675 58,825 37,217 7,905 0,019
Твердая воля 41,238 54,975 65,543 10,352 0,005
Широта взглядов 42,063 56,763 61,000 7,570 0,022
Дисфункциональные убеждения
Враждебность внешнего мира 59,175 42,363 56,283 7,055 0,029
Система жизненных смыслов
Гедонистические смыслы 45,825 49,900 66,391 7,284 0,026
Смыслы самореализации 41,875 53,613 66,804 10,416 0,005
Семейные смыслы 59,863 51,800 38,674 7,380 0,025
Смысложизненные ориентации
Цели в жизни* 60,263 43,150 53,022 6,624 0,036
Локус контроля -Я* 57,588 43,000 57,935 5,995 0,049
Нам удалось установить, что существуют статистически достоверные различия в уровне значимости таких жизненных смыслов, как гедонистические, семейные и смыслы самореализации. Для студентов психологической специальности большую значимость, в сравнении с другими группами, имеют гедонистические и смыслы самореализации. При этом обратная картина наблюдается у студентов технической специальности, где наиболее значимы семейные смыслы, в то время как у экономистов в сравнении с другими группами значения средние. На наш взгляд, это может объясняться тем, что содержание психологического образования в несколько большей степени стимулирует к осознанию важности процесса саморазвитию и самореализации [6, с. 13].
Результаты исследования различий ценностных ориентаций показывают, что относительно терминальных ценностей отмечается более высокий уровень значимости познания и творчества для студентов-психологов, а студенты технической и экономической специальности придают большую значимость здоровью. Возможно, это связано с тем, что содержание учебного процесса психологического образования прямо декларирует перечисленные ценности, в то время как студенты, например, технических специальностей гораздо чаще вынуждены принимать во внимание технику безопасности, что вводит в фокус сознания проблемы физической сохранности и здоровья.
В отношении инструментальных ценностей обнаружены следующие различия: воспитанность, исполнительность, ответственность и аккуратность в большей степени значимы для студентов технической специальности, вероятно, в силу необходимости взаимодействия с деталями и точными механизмами. У психологов и экономистов отмечается более высокий уро-
вень значимости твердой воли и широты взглядов, при этом первым также довольно значимой представляется исполнительность и ответственность, а последним - аккуратность и воспитанность. На наш взгляд, это может объясняться этическими принципами психологического консультирования, которые студент-психолог принимает в ходе профессионального обучения. Специфика же профессионального обучения экономистов также может детерминировать высокую значимость перечисленных ценностей, в силу необходимости мыслить глобально при изучении таких базовых дисциплин, как, например, макроэкономика. Значимость аккуратности может быть связана с навыками анализа финансовой отчетности и работы с документами.
Также нами были обнаружены межгрупповые различия смысложизненнных ориентаций. У студентов-экономистов отмечены наиболее низкие показатели по шкалам «Цели в жизни» и «Локус контроля - Я». Кроме того, у студентов данной специальности отмечается довольно высокая выраженность дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира. Вероятно, находясь под влиянием последних, данная группа респондентов более склонна полагать, что выстраивание долгосрочной перспективы в недоброжелательной изменчивой среде не имеет смысла. У студентов-психологов, в сравнении с другими группами, показатель выраженности дисфункциональных убеждений ниже, а показатель «Цели в жизни» - выше. Можно объяснить это тем, что постановка долгосрочных целей и планирование будущего в целом активнее реализуется при более функциональных убеждениях об окружающей среде.
Таким образом, в качестве вывода необходимо отметить, что проблема изучения ценностно-смысловой сферы, несомненно, обладает огромной теоретической и практической значимостью, сложностью, многоаспектностью. Проведенное исследование подтверждает гипотезу о существовании связи ценностно-смысловых конструктов с когнитивной сферой. Так же в ходе статистического анализа подтвердились гипотезы о наличии определенной иерархии в системе жизненных смыслов студентов разных специальностей и различиях значимости (выраженности) отдельных показателей ценностно-смысловой сферы в зависимости от направления обучения студентов. Полученные результаты позволяют выделить два основных направления психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения (с опорой на ценностно-смысловой аспект): развитие познавательной мотивации и повышение уровня социального интереса студентов. Данные могут быть полезны при составлении программы психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения на этапе вузовской подготовки.
Список литературы
1. Абакумова, И.В. Содержание учебного процесса как источник смыслообразования учащихся [Текст] / И.В. Абакумова // Материалы третьего Всероссийского съезда психологов. Ежегодник Российского психологического общества. Изд-во СпбГУ, 2003. Т. 1. С. 6-8.
2. Когнитивная терапия депрессии [Текст] / А. Бек [и др.]. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. 304 с.
3. Котляков, В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю. Котляков // Вестник КемГУ, 2013. N 2. Т. 1. С. 148-153.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. 511 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. 18 с.
6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с.
7. Падун, М.А. Методика исследования базисных убеждений личности / М.А. Падун, А.В. Котельникова // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 98-106.
8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990. 494 с.
9. Серый А.В., Яницкий М.С. / Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
10. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарном обществе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/russ-jornal/4-4. html (дата обращения 17.04.2014).
11. Ларина Т.Н. Психологические деформации сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора //Афторефреат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// hub.sfedu.ru/media/diss/7441a780-a353-11e3-a4fd-003048621912/REF_105813a.pdf (дата обращения 19.08.2014).
12. Методика М. Рокича. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab.info/Мето-дика_«Ценностные_ориентации»_Рокича (дата обращения 17.09.2014).
References
1. Abakumova, I.V. Soderzhanie uchebnogo processa kak istochnik smysloobrazovanija uchash-hihsja [The content of the educational process as a source of meaning student] [Text] / I.V. ABAKUMOVA // Proceedings of the Third All-Russian Congress of psychologists. Yearbook of the Russian Psychological Society. Publishing House of the St. Petersburg State University, 2003. T. 1. Pp. 6-8.
2. Kognitivnaja terapija depressii [Cognitive therapy of depression] [Text] / A. Beck [et al.]. - St. Petersburg. Univ Peter, 2003. 304 p.
3. Kotlyakov, V.Y. Metodika issledovanija sistemy zhiznennyh smyslov [Technique of research of vital meanings] / V.Y. Kotlyakov // Bulletin KemSU, 2013. N 2. T. 1. Pp. 148-153.
4. Leontiev D.A. Psihologija smysla: priroda stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology of meaning: the nature of the structure and dynamics of the sense of reality] [Text] / D.A. Leontiev - 3rd ed., Ext. - M.: Meaning, 2007. 511 p.
5. Leontiev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test life orientations] (LSS). 2nd ed. - M.: Meaning, 2000. 18 p.
6. Liaudis V.J. Metodika prepodavanija psihologii: Uchebnoe posobie [Methods of teaching psychology: Textbook]. - 3rd ed., Rev. and add. - M.: Izd URAO, 2000. 128 p.
7. Padun, M.A. Metodika issledovanija bazisnyh ubezhdenij lichnosti [Methods of study of basic beliefs of the person] / M.A. Padun, A. Nyquist // Psychological Journal. 2008. Vol. 29, № 4. Pp 98-106.
8. Psihologija. Slovar' Psychology. Dictionary / Ed. Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - 2nd ed. - M., 1990. 494 p.
9. Seriy A., M. Janicki / Cennostno-smyslovaja sfera lichnosti [Value-semantic sphere of the person] / Tutorial. - Kemerovo, Kemerovo State University, 1999. 92 p.
10. Dzyaloshinsky I.M. Rossijskij zhurnalist vposttotalitarnom obshhestve [Russian journalist in the post-totalitarian society] - [electronic resource] - Access mode. - URL: http://www.dzyalosh. ru/01-comm/books/russ-jornal/4-4.html (date accessed 17/04/2014).
11. Larina T. Psihologicheskie deformacii sfery junoshej, nahodjashhihsja v uslovijah sledstvennogo izoljatora [Psychological strain sphere boys who are in conditions of the detention facility] // Au-torefreat - [electronic resource] - Access mode. - URL: http://hub.sfedu.ru/media/diss/7441a780-a353-11e3-a4fd-003048621912ZREF_105813a.pdf (date accessed 19/08/2014).
12.MetodikaM. Rokicha [Method of M. Rokeach] - [electronic resource]. - Mode of access: http:// psylab.info/MeTOflHKa_«^HHOCTHbie_opHem^HH»_PoKHHa (date accessed 09/17/2014).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Денисова Екатерина Геннадьевна, студентка 5-го курса кафедры психофизиологии и клинической психологии
Южный федеральный университет
ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия
Мирошниченко Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Южный федеральный университет
ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Denisova Ekaterina Gennadevna, student of the 5th year of the Department of Clinical Psychology and Psychophysiology Academy of Psychology and Pedagogy Southern Federal University
ul. Bolshaya Sadovaya, 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia
Miroshnichenko Svetlana Sergeevna, Ph.D., assistant professor of clinical psychology and psychophysiology, Academy of Psychology and Pedagogy Southern Federal University
ul. Bolshaya Sadovaya, 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia [email protected]