ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ-
ПСИХОЛОГОВ
Денисова Е. Г., Мирошниченко С. С. Гомонова Е. Н.
Издано при поддержке «Программы развития студенческих объединений на 2012-2013 гг.» Южного федерального университета.
В статье представлены результаты исследования корреляционной взаимосвязи дисфункциональных убеждений студентов-психологов с их характерологическими особенностями, ценностными ориентациями, защитами и направленностью в общении.
Ключевые слова: убеждения, дисфункциональные убеждения, характер, ценностные ориентации, когнитивно-поведенческая психотерапия.
В условиях современной реальности человек подвергается воздействию множества стрессоров, возникает необходимость адаптироваться к потоку информации и быстро изменяющейся среде. Э. Фромм в качестве средства адаптации рассматривал процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги [9].
С позиций когнитивно-поведенческой психотерапии формирование убеждений, призванных структурировать опыт и помогать ориентироваться в мире, выступает ведущим средством адаптации [1].
Убеждения - это формируемое на основе ценностных ориентаций средство категоризации объектов и явлений окружающего мира, которое представляет собой систему постоянно хранимых в памяти знаний, представлений и идеалов, всегда выражающихся в поведении личности, т. к. существует потребность реализации этих знаний, представлений и идеалов, которая запускает соответствующие мотивы [4, с. 96].
Данное определение было составлено с опорой на теоретический анализ основных подходов к рассмотрению феномена убеждений личности, а также на труды представителей когнитивной психотерапии, положения рационально-эмоциональной терапии А. Эллисаи, когнитивно-экспериментальной теории С. Эпштейна, которые и выступили теоретико-методологической основой нашего исследования.
Итак, убеждения - средства категоризации, призванные структурировать наш опыт. Однако они могут быть как функциональными, так и дисфункциональными [2]. Под дисфункциональными убеждениями в когнитивной психотерапии понимаются формируемые на основе ценностных ориентаций иррациональные установки, негативные, часто неосознанные обобщения, идеи, которые определяют содержание мышления, эмоций и поведения.
Исходя из чего, логично предположить наличие статистически достоверной связи выраженности некоторых групп дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, группами ценностей и такими характеристистиками поведения, как ведущая психологическая защита направленность личности в общении.
Таким образом, предметом нашего исследования выступили характерологические корреляты формирования дисфункциональных убеждений.
Ведущей целью исследования рассматривается изучение взаимосвязи дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, иерархией ценностей, направленностью и защитами личности в общении.
Эмпирическим объектом исследования выступили 34 студента психологического факультета Южного Федерального Университета в возрасте от 19 до 22 лет.
В ходе теоретического исследования были сформированы гипотезы о том, что выраженность дисфункциональных убеждений может иметь связь с:
1) выраженностью некоторых акцентуаций характера;
2) преобладанием тех или иных черт характера человека;
3) иерархией терминальных и инструментальных ценностей;
4) ведущей направленностью личности в общении;
5) доминирующей стратегией психологической защиты.
МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для измерения заявленных показателей испытуемым были предложены следующие тесты-опросники:
1) «Шкала базисных убеждений» - М. А. Падун, А. В. Котельникова [6].
2) Когнитивная модель мира, включающая в себя набор имплицитных представлений индивида об окружающем мире, собственном Я, а также способах взаимодействия между Я и миром, опе-рационализирована в данном опроснике набором из следующих субшкал:
- базисное убеждение о доброжелательности-враждебности окружающего мира отражает убеждения индивида относительно безопасной возможности доверять окружающему миру и представлено субшкалой «Доброжелательность окружающего мира»;
- базисное убеждение о справедливости окружающего мира характеризует убеждения индивида о принципах распределения удач и несчастий и содержит две категории: «Справедливость» и «Убеждения о контроле»;
- базисное убеждение о ценности и значимости собственного Я характеризуется также показателями двух субшкал опросника: «Образ Я» и «Удача»;
3) методика изучения акцентуаций личности Н. Шмишека [8, с. 63];
4) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла [8, с. 100];
5) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича [5, с. 10];
6) методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко [3, с. 12];
7) методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко [7, с. 482].
Полученные данные были подвергнуты статическому анализу. Гипотезы проверялись с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наличие дисфункцинальных убеждений относительно враждебности внешнего мира было отмечено у 70 % респондентов (23 человека из 34). При этом выраженная дисфункциональная установка отмечается у 35 % (8 человек из 23).Таким образом, в отношении шкалы «доброжелательность окружающего мира» все исходные гипотезы подтвердились в ходе статистического анализа.
Дисфункцинальные убеждения относительно справедливости внешнего мира выявлены у 85 % респондентов (29 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 20,6 % (7 человек из 34).
Таким образом, в отношении шкалы «справедливость окружающего мира» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи вы-
раженности дисфункциональных убеждений о несправедливости окружающего мира свыраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера и направленностью личности в общении.
Дисфункцинальные убеждения относительно контроля выявлены у 41 % респондентов (14 человек из 34), при том наличия выраженной дисфункциональной установки отмечено не было.
Соответственно, в отношении шкалы «контроль» была подтверждена только гипотеза о связи выраженности дисфункциональных убеждений с иерархией терминальных ценностей.
Дисфункцинальные убеждения относительно образа «Я» выявлены у 41 % респондентов (14 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 8,8 % (3 человек из 34).
То есть в отношении шкалы образ «Я» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера, с иерархией терминальных ценностей и направленностью личности в общении.
Дисфункцинальные убеждения относительно удачливости выявлены у 14,7 % респондентов (5 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 5,8 % (2 человек из 34).
Из приведенной таблицы видно, что в отношении шкалы «Удача» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с иерархией терминальных ценностей и преобладанием тех или иных черт характера.
Таким образом, обобщая результаты корреляционного анализа можно сделать выводы о том, что: 1) существует значимая положительная связь убеждений о враждебности окружающего мира с дистимной и тревожной акцентуациями. Также мы можем наблюдать связь выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с чертами характера - жестокость и практичность.
Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как наличие верных друзей и инструментальной ценности - чуткость. Мы полагаем, что это можно объяснить желанием отгородиться, закрыться, защитить себя от внешнего враждебного мира.
При наличии дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира ведущей направленностью личности в общении является манипулятор-ная и индифферентная, в то время как в их отсутствии доминирует диалогическая направленность.
В отношении связи дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с доминирующей психологической защитой в общении была отмечена отрицательная взаимосвязь с миролюбием и высокая положительная тенденция с такой стратегией как «агрессия»;
2) существует значимая положительная связь убеждений о несправедливости внешнего мира с тревожной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных убеждений о несправедливости внешнего мира с такой чертой характера, как напряженность и отрицательную связь с альтруистической и диалогической направленностью личности в общении;
3) отмечается, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о контроле снижается субъективная значимость такой терминальной ценности, как «красота природы и искусства», и таких инструментальных ценностей, как жизнерадостность и ответственность;
4) существует значимая отрицательная связь убеждений об образе «Я» с гипертимной и демонстративной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных
убеждений об образе «Я» с такими чертами характера, как замкнутость, робость и тревожность.
Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» снижается субъективная значимость таких терминальных ценностей, как «красота природы и искусства» и «творчество». Также полученные результаты позволяют заключить об отрицательной связи дисфункциональных убеждений об образе «Я» с авторитарной и манипуляторной направленностью личности в общении;
5) отмечается значимая отрицательная связь дисфункциональных убеждений об удачливости с демонстративной акцентуацией характера. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфун кциональных убеждени й об удачл и вости с такими чертами характера, как замкнутость, низкая нормативность поведения и практичность. При этом с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об удачливости снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как «красота природы и искусства».
Результаты настоящего исследования позволят разработать программу тренинга, направленного на коррекцию дисфункциональных убеждений и формирование профессионально значимой функциональной картины мира. Также планируется произвести повторный опрос участников тренинга и оценить его результативность.
Таблица 1
Результаты изучения убеждений по шкале «Доброжелательность внешнего мира»
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
«Методика изучения акцентуаций личности» Н. Шмишека
Доброжелательность внешнего мира & дистимность -0,419 0,02 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & тревожность -0,460 0,01 Значимая отрицательная связь
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Доброжелательность внешнего мира & жестокость-чувствительность 0,344 0,05 Значимая положительная связь
Доброжелательность внешнего мира & практичность-развитое воображение 0,361 0,05 Значимая положительная связь
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Доброжелательность внешнего мира & наличие верных друзей -0,381 0,04 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & чуткость -0,429 0,02 Значимая отрицательная связь
Методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко
Доброжелательность внешнего мира & манипуляторная направленность -0,471 0,01 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & альтруистическая направленность 0,385 0,04 Значимая положительная связь
Доброжелательность внешнего мира & индифферентная направленность -0,342 0,05 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & диалогическая направленность 0,597 0,01 Значимая положительная связь
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко
Доброжелательность внешнего мира & миролюбие 0,384 0,04 Значимая положительная связь
Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.
Таблица 2
Результаты изучения убеждений по шкале«Справедливость окружающего мира»_
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Справедливость & тревожность -0,361 0,05 Значимая отрицательная связь
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Справедливость & расслабленность-напряженность -0,376 0,05 Значимая отрицательная связь
Методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко
Справедливость & альтруистическая направленность 0,345 0,05 Значимая положительная связь
Справедливость & диалогическая направленность 0,498 0,01 Значимая положительная связь
Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.
Таблица 3 Результаты изучения убеждений о контроле
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Убеждения о контроле & красота природы и искусства 0,370 0,04 Значимая положительная связь
Убеждения о контроле & жизнерадостность 0,378 0,04 Значимая положительная связь
Убеждения о контроле & ответственность 0,343 0,05 Значимая положительная связь
Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.
Таблица 4
Результаты изучения убеждений по шкале образ «Я»
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Образ «Я» &гипертимность 0,509 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» &демонстративность 0,459 0,01 Значимая положительная связь
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Образ «Я» & замкнутость-общительность 0,552 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & робость-смелость 0,470 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & уверенность в себе-тревожность -0,357 0,05 Значимая отрицательная связь
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Образ «Я» & красота природы и искусства 0,450 0,01 Значимая положительная связь
Образ«Я»& творчество 0,365 0,05 Значимая положительная связь
Методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко
Образ «Я» & авторитарная направленность 0,383 0,04 Значимая положительная связь
Образ «Я» & манипуляторная направленность 0,380 0,04 Значимая положительная связь
Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.
Таблица 5
Результаты изучения убеждений по шкале «Удача»
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Удача & демонстративность 0,397 0,03 Значимая положительная связь
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Удача & замкнутость-общительность 0,362 0,05 Значимая положительная связь
Удача & низкая-высокая нормативность поведения 0,393 0,04 Значимая положительная связь
Удача & практичность-развитое воображение 0,340 0,05 Значимая положительная связь
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Удача & красота природы и искусства 0,394 0,03 Значимая положительная связь
Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
3. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. - Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. - 68 с.
4. Гомонова Е. Н., Денисова Е. Г., Прокопьева Е. В. Теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена убеждений личности // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии». -Махачкала: Апробация, 2013. - 126 с.
5. Методы исследования системы ценностных ориентаций: методические указания для само-
стоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология» / сост. Н. В. Дулина,
B. В. Токарев, И. В. Василенко. - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 1999. - 36 с.
6. Падун М. А., Котельникова А. В. Методика исследования базисных убеждений личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. -
C. 98-106.
7. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 591 с.
8. Сборник психологических тестов. Часть I: пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 156 с.
9. Фромм Э. Человеческая природа и характер // Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997.