Научная статья на тему 'Характерологические корреляты дисфункциональных убеждений студентов-психологов'

Характерологические корреляты дисфункциональных убеждений студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
597
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБЕЖДЕНИЯ / BELIEFS / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / DYSFUNCTIONAL BELIEFS / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Екатерина Геннадьевна, Мирошниченко Светлана Сергеевна, Гомонова Екатерина Николаевна

Издано при поддержке «Программы развития студенческих объединений на 2012-2013 гг.» Южного федерального университета. В статье представлены результаты исследования корреляционной взаимосвязи дисфункциональных убеждений студентов-психологов с их характерологическими особенностями, ценностными ориентациями, защитами и направленностью в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Денисова Екатерина Геннадьевна, Мирошниченко Светлана Сергеевна, Гомонова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characterological correlates of dysfunctional beliefs psychology students

This article represents the results of the correlation study on the relationship dysfunctional beliefs of psychology students with their character traits, values, orientation and defense mechanisms in communication.

Текст научной работы на тему «Характерологические корреляты дисфункциональных убеждений студентов-психологов»

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ-

ПСИХОЛОГОВ

Денисова Е. Г., Мирошниченко С. С. Гомонова Е. Н.

Издано при поддержке «Программы развития студенческих объединений на 2012-2013 гг.» Южного федерального университета.

В статье представлены результаты исследования корреляционной взаимосвязи дисфункциональных убеждений студентов-психологов с их характерологическими особенностями, ценностными ориентациями, защитами и направленностью в общении.

Ключевые слова: убеждения, дисфункциональные убеждения, характер, ценностные ориентации, когнитивно-поведенческая психотерапия.

В условиях современной реальности человек подвергается воздействию множества стрессоров, возникает необходимость адаптироваться к потоку информации и быстро изменяющейся среде. Э. Фромм в качестве средства адаптации рассматривал процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги [9].

С позиций когнитивно-поведенческой психотерапии формирование убеждений, призванных структурировать опыт и помогать ориентироваться в мире, выступает ведущим средством адаптации [1].

Убеждения - это формируемое на основе ценностных ориентаций средство категоризации объектов и явлений окружающего мира, которое представляет собой систему постоянно хранимых в памяти знаний, представлений и идеалов, всегда выражающихся в поведении личности, т. к. существует потребность реализации этих знаний, представлений и идеалов, которая запускает соответствующие мотивы [4, с. 96].

Данное определение было составлено с опорой на теоретический анализ основных подходов к рассмотрению феномена убеждений личности, а также на труды представителей когнитивной психотерапии, положения рационально-эмоциональной терапии А. Эллисаи, когнитивно-экспериментальной теории С. Эпштейна, которые и выступили теоретико-методологической основой нашего исследования.

Итак, убеждения - средства категоризации, призванные структурировать наш опыт. Однако они могут быть как функциональными, так и дисфункциональными [2]. Под дисфункциональными убеждениями в когнитивной психотерапии понимаются формируемые на основе ценностных ориентаций иррациональные установки, негативные, часто неосознанные обобщения, идеи, которые определяют содержание мышления, эмоций и поведения.

Исходя из чего, логично предположить наличие статистически достоверной связи выраженности некоторых групп дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, группами ценностей и такими характеристистиками поведения, как ведущая психологическая защита направленность личности в общении.

Таким образом, предметом нашего исследования выступили характерологические корреляты формирования дисфункциональных убеждений.

Ведущей целью исследования рассматривается изучение взаимосвязи дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, иерархией ценностей, направленностью и защитами личности в общении.

Эмпирическим объектом исследования выступили 34 студента психологического факультета Южного Федерального Университета в возрасте от 19 до 22 лет.

В ходе теоретического исследования были сформированы гипотезы о том, что выраженность дисфункциональных убеждений может иметь связь с:

1) выраженностью некоторых акцентуаций характера;

2) преобладанием тех или иных черт характера человека;

3) иерархией терминальных и инструментальных ценностей;

4) ведущей направленностью личности в общении;

5) доминирующей стратегией психологической защиты.

МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для измерения заявленных показателей испытуемым были предложены следующие тесты-опросники:

1) «Шкала базисных убеждений» - М. А. Падун, А. В. Котельникова [6].

2) Когнитивная модель мира, включающая в себя набор имплицитных представлений индивида об окружающем мире, собственном Я, а также способах взаимодействия между Я и миром, опе-рационализирована в данном опроснике набором из следующих субшкал:

- базисное убеждение о доброжелательности-враждебности окружающего мира отражает убеждения индивида относительно безопасной возможности доверять окружающему миру и представлено субшкалой «Доброжелательность окружающего мира»;

- базисное убеждение о справедливости окружающего мира характеризует убеждения индивида о принципах распределения удач и несчастий и содержит две категории: «Справедливость» и «Убеждения о контроле»;

- базисное убеждение о ценности и значимости собственного Я характеризуется также показателями двух субшкал опросника: «Образ Я» и «Удача»;

3) методика изучения акцентуаций личности Н. Шмишека [8, с. 63];

4) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла [8, с. 100];

5) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича [5, с. 10];

6) методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко [3, с. 12];

7) методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко [7, с. 482].

Полученные данные были подвергнуты статическому анализу. Гипотезы проверялись с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наличие дисфункцинальных убеждений относительно враждебности внешнего мира было отмечено у 70 % респондентов (23 человека из 34). При этом выраженная дисфункциональная установка отмечается у 35 % (8 человек из 23).Таким образом, в отношении шкалы «доброжелательность окружающего мира» все исходные гипотезы подтвердились в ходе статистического анализа.

Дисфункцинальные убеждения относительно справедливости внешнего мира выявлены у 85 % респондентов (29 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 20,6 % (7 человек из 34).

Таким образом, в отношении шкалы «справедливость окружающего мира» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи вы-

раженности дисфункциональных убеждений о несправедливости окружающего мира свыраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера и направленностью личности в общении.

Дисфункцинальные убеждения относительно контроля выявлены у 41 % респондентов (14 человек из 34), при том наличия выраженной дисфункциональной установки отмечено не было.

Соответственно, в отношении шкалы «контроль» была подтверждена только гипотеза о связи выраженности дисфункциональных убеждений с иерархией терминальных ценностей.

Дисфункцинальные убеждения относительно образа «Я» выявлены у 41 % респондентов (14 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 8,8 % (3 человек из 34).

То есть в отношении шкалы образ «Я» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера, с иерархией терминальных ценностей и направленностью личности в общении.

Дисфункцинальные убеждения относительно удачливости выявлены у 14,7 % респондентов (5 человек из 34), а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 5,8 % (2 человек из 34).

Из приведенной таблицы видно, что в отношении шкалы «Удача» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с иерархией терминальных ценностей и преобладанием тех или иных черт характера.

Таким образом, обобщая результаты корреляционного анализа можно сделать выводы о том, что: 1) существует значимая положительная связь убеждений о враждебности окружающего мира с дистимной и тревожной акцентуациями. Также мы можем наблюдать связь выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с чертами характера - жестокость и практичность.

Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как наличие верных друзей и инструментальной ценности - чуткость. Мы полагаем, что это можно объяснить желанием отгородиться, закрыться, защитить себя от внешнего враждебного мира.

При наличии дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира ведущей направленностью личности в общении является манипулятор-ная и индифферентная, в то время как в их отсутствии доминирует диалогическая направленность.

В отношении связи дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с доминирующей психологической защитой в общении была отмечена отрицательная взаимосвязь с миролюбием и высокая положительная тенденция с такой стратегией как «агрессия»;

2) существует значимая положительная связь убеждений о несправедливости внешнего мира с тревожной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных убеждений о несправедливости внешнего мира с такой чертой характера, как напряженность и отрицательную связь с альтруистической и диалогической направленностью личности в общении;

3) отмечается, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о контроле снижается субъективная значимость такой терминальной ценности, как «красота природы и искусства», и таких инструментальных ценностей, как жизнерадостность и ответственность;

4) существует значимая отрицательная связь убеждений об образе «Я» с гипертимной и демонстративной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных

убеждений об образе «Я» с такими чертами характера, как замкнутость, робость и тревожность.

Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» снижается субъективная значимость таких терминальных ценностей, как «красота природы и искусства» и «творчество». Также полученные результаты позволяют заключить об отрицательной связи дисфункциональных убеждений об образе «Я» с авторитарной и манипуляторной направленностью личности в общении;

5) отмечается значимая отрицательная связь дисфункциональных убеждений об удачливости с демонстративной акцентуацией характера. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфун кциональных убеждени й об удачл и вости с такими чертами характера, как замкнутость, низкая нормативность поведения и практичность. При этом с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об удачливости снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как «красота природы и искусства».

Результаты настоящего исследования позволят разработать программу тренинга, направленного на коррекцию дисфункциональных убеждений и формирование профессионально значимой функциональной картины мира. Также планируется произвести повторный опрос участников тренинга и оценить его результативность.

Таблица 1

Результаты изучения убеждений по шкале «Доброжелательность внешнего мира»

Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи

«Методика изучения акцентуаций личности» Н. Шмишека

Доброжелательность внешнего мира & дистимность -0,419 0,02 Значимая отрицательная связь

Доброжелательность внешнего мира & тревожность -0,460 0,01 Значимая отрицательная связь

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Доброжелательность внешнего мира & жестокость-чувствительность 0,344 0,05 Значимая положительная связь

Доброжелательность внешнего мира & практичность-развитое воображение 0,361 0,05 Значимая положительная связь

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича

Доброжелательность внешнего мира & наличие верных друзей -0,381 0,04 Значимая отрицательная связь

Доброжелательность внешнего мира & чуткость -0,429 0,02 Значимая отрицательная связь

Методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко

Доброжелательность внешнего мира & манипуляторная направленность -0,471 0,01 Значимая отрицательная связь

Доброжелательность внешнего мира & альтруистическая направленность 0,385 0,04 Значимая положительная связь

Доброжелательность внешнего мира & индифферентная направленность -0,342 0,05 Значимая отрицательная связь

Доброжелательность внешнего мира & диалогическая направленность 0,597 0,01 Значимая положительная связь

Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко

Доброжелательность внешнего мира & миролюбие 0,384 0,04 Значимая положительная связь

Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.

Таблица 2

Результаты изучения убеждений по шкале«Справедливость окружающего мира»_

Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи

«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда

Справедливость & тревожность -0,361 0,05 Значимая отрицательная связь

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Справедливость & расслабленность-напряженность -0,376 0,05 Значимая отрицательная связь

Методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко

Справедливость & альтруистическая направленность 0,345 0,05 Значимая положительная связь

Справедливость & диалогическая направленность 0,498 0,01 Значимая положительная связь

Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.

Таблица 3 Результаты изучения убеждений о контроле

Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича

Убеждения о контроле & красота природы и искусства 0,370 0,04 Значимая положительная связь

Убеждения о контроле & жизнерадостность 0,378 0,04 Значимая положительная связь

Убеждения о контроле & ответственность 0,343 0,05 Значимая положительная связь

Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.

Таблица 4

Результаты изучения убеждений по шкале образ «Я»

Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи

«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда

Образ «Я» &гипертимность 0,509 0,01 Значимая положительная связь

Образ «Я» &демонстративность 0,459 0,01 Значимая положительная связь

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образ «Я» & замкнутость-общительность 0,552 0,01 Значимая положительная связь

Образ «Я» & робость-смелость 0,470 0,01 Значимая положительная связь

Образ «Я» & уверенность в себе-тревожность -0,357 0,05 Значимая отрицательная связь

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича

Образ «Я» & красота природы и искусства 0,450 0,01 Значимая положительная связь

Образ«Я»& творчество 0,365 0,05 Значимая положительная связь

Методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко

Образ «Я» & авторитарная направленность 0,383 0,04 Значимая положительная связь

Образ «Я» & манипуляторная направленность 0,380 0,04 Значимая положительная связь

Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.

Таблица 5

Результаты изучения убеждений по шкале «Удача»

Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи

«Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда

Удача & демонстративность 0,397 0,03 Значимая положительная связь

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Удача & замкнутость-общительность 0,362 0,05 Значимая положительная связь

Удача & низкая-высокая нормативность поведения 0,393 0,04 Значимая положительная связь

Удача & практичность-развитое воображение 0,340 0,05 Значимая положительная связь

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича

Удача & красота природы и искусства 0,394 0,03 Значимая положительная связь

Примечание: в таблице отражены только статистически значимые связи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

3. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. - Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. - 68 с.

4. Гомонова Е. Н., Денисова Е. Г., Прокопьева Е. В. Теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена убеждений личности // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии». -Махачкала: Апробация, 2013. - 126 с.

5. Методы исследования системы ценностных ориентаций: методические указания для само-

стоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология» / сост. Н. В. Дулина,

B. В. Токарев, И. В. Василенко. - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 1999. - 36 с.

6. Падун М. А., Котельникова А. В. Методика исследования базисных убеждений личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. -

C. 98-106.

7. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 591 с.

8. Сборник психологических тестов. Часть I: пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 156 с.

9. Фромм Э. Человеческая природа и характер // Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.