Научная статья на тему 'Направления работы в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях как профилактика виктимного поведения личности'

Направления работы в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях как профилактика виктимного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE / STRESSFUL SITUATIONS / VIKTIMNY BEHAVIOR / VIKTIMNY PERSONALITY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

В статье описываются возможные методы и формы работы, способствующие раннему выявлению и профилактике виктимного поведения студентов, а также приводятся конкретные результаты работы в рамках направлений психологического сопровождения студентов в данной области прикладной психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AREAS OF WORK WITHIN PSYCHOLOGICAL ESCORT OF STUDENTS IN STRESSFUL SITUATIONS AS PREVENTION OF VIKTIMNY BEHAVIOUR OF THE PERSONALITY

In article the possible methods and forms of work promoting early identification and prevention of viktimny behavior of students are described and also concrete results of work within the directions of psychological escort of students in the field of applied psychology are given

Текст научной работы на тему «Направления работы в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях как профилактика виктимного поведения личности»

5. Лопаткин Е.В. Социально-культурное становление будущих учителей в процессе педагогического образования. Журнал «Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки». Специальный выпуск №1. \ Е.В. Лопаткин. - Таганрог: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова», 2013.

6. Лопаткин Е.В. Развитие личностно-творческого потенциала учителя в условиях педагогического образования \\ Сборник научных трудов «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее. Материалы второй международной научно-практической конференции в двух томах». Т. 1. Теоретико-методологические проблемы развития образования в университете. \ Е.В.Лопаткин - Ростов-на- Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2014.

7. Практическая педагогика: Учебное пособие / Авт.-сост. Л.М. Горбунов. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. \ С.Л.Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 -

В.И. Мищенко

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье описываются возможные методы и формы работы, способствующие раннему выявлению и профилактике виктимного поведения студентов, а также приводятся конкретные результаты работы в рамках направлений психологического сопровождения студентов в данной области прикладной психологии.

Ключевые слова. Психологическое сопровождение, стрессовые ситуации, виктимное поведение, виктимная личность, профилактика.

V. I. Mishchenko

THE AREAS OF WORK WITHIN PSYCHOLOGICAL ESCORT OF STUDENTS IN

STRESSFUL SITUATIONS AS PREVENTION OF VIKTIMNY BEHAVIOUR OF

THE PERSONALITY

Abstract. In article the possible methods and forms of work promoting early identification and prevention of viktimny behavior of students are described and also concrete results of work within the directions of psychological escort of students in the field of applied psychology are given.

Keywords. Psychological maintenance, stressful situations, viktimny behavior, viktimny personality, prevention.

Проблема реагирования человека на стрессовые ситуации в наше время приобретает особую актуальность, поскольку количество воздействий самых разнообразных стрессоров на личность возрастает с каждым годом, но не у всех достаточно времени и умений адаптироваться к ним, не каждый способен реагировать на стрессовые ситуации с наименьшими психологическими потерями. Не только природные изменения, но и социальные ситуации ежедневно могут стать источником стресса. Умение эффективно организовывать свою жизнедеятельность в условиях стресса - один из важных факторов профессионального становления и личностного развития современных студентов.

Зачастую различные виды деятельности человека, которые протекают в стрессогенных условиях, требуют повышенного расходования ресурсов человека и предъявляют требования к его адаптивности и стрессоустойчивости. Эффективно справляющийся со стрессовыми ситуациями человек автоматически снижает риски ухудшения работоспособности, обострения проблемы взаимоотношений с окружающими, а также возможности психосоматических заболеваний.

При отсутствии или недостаточности навыков поведения в стрессовых ситуациях активный субъект способен превратиться в виктимную личность (от лат. viktima - жертва). Успешно справляться с состоянием стресса и сводить к минимуму его негативное влияние — важное умение для каждого человека. Для этого необходимо как можно раньше обеспечить будущего профессионала комплексом знаний своих ресурсов, информацией о возможностях их развития, снабдить его необходимым набором навыков использования этих ресурсов в стрессовой ситуации. Молодые люди, только начинающие самостоятельную жизнь, зачастую сами не в состоянии не только справиться со стрессовой ситуацией, но и не знают, где и как найти необходимую информацию для самообразования в этой области. Однако даже этого бывает недостаточно без должного участия специалистов-психологов в данной сфере: психологического сопровождения студента, проведения диагностики, тренингов, обучающих программ, регулярного мониторинга динамики его личностного роста и др. В связи с этим возникает необходимость говорить о по-

строении системы психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях. По нашему мнению это может являться профилактикой латентной виктимности.

Основная цель социально-психологической службы в вузе - психолого-педагогическое сопровождение личности студента, формирование у него психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное развитие. В ходе своей профессиональной деятельности психолог, работающий в высшем учебном заведении, реализует её в соответствии со следующими направлениями (за основу взята классификация В.А. Маниной) [2, 267]:

1. Психологическая диагностика.

Работа в рамках данного направления заключается в определении индивидуальных особенностей студентов. В результате психологической диагностики происходит удовлетворение потребностей студентов в самопознании, стимулирование развития личности студентов, определение необходимости коррекции процесса формирования и развития личности студентов. Как отмечал Б.Б. Коссов, «первостепенное значение для изучения проблемы развития личности имеет систематическое (по возможности пролонгированное) системное обследование личности конкретных людей с помощью постоянно совершенствуемых диагностических методик» [1]. Психологическую диагностику мы, вслед за цитируемым автором, считаем важнейшим направлением, которое не только позволяет получать более полное и достоверное представление о студентах, но и планировать необходимую дальнейшую работу с ними в соответствии с полученными результатами тестирования. Начиная с 2014-2015 учебного года в рамках работы учебной лаборатории практической и экспериментальной психологии ТИ имени А.П. Чехова практикуется входное тестирование всех студентов I курса, давших письменное согласие на обследование. В перечень обязательных для входного тестирования первокурсников мы отобрали следующие методики: Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки); Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека-Леонгарда); Шкала самооценки уровня тревожности (Спилберга-Ханина). Их использование достаточно для обнаружения искомых личностных качеств и свойств интеллекта студентов, которые способствуют выявлению студентов «группы риска»: Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности (РТ) как состояния) и личностной тревожности (ЛТ) (как устойчивой характеристики человека). По замечанию Е.Г. Петровой, «помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности» [4, 95]. Под «социальным функционированием» здесь, по сути, подразумевается и виктимное поведение в том числе. Опросник Шмишека-Леонгарда позволяет выявить акцентуированных личностей. Опросник Басса-Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Представим результаты тестирования первокурсников в 2014-2015 уч.г. по трем методикам изучения личности. В тестировании приняли участие студенты 5-ти факультетов из 6-ти. Для демонстрации результатов, но сохранения конфиденциальности мы условно присвоили факультетам порядковые номера от 1 до 5. Факультет 1.

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) Низкую ЛТ показали 19,6 %, умеренную 55 %, высокую 25, 4%. Низкую РТ показали 74,5%, умеренную 25, 5 %, высокую - нет. Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека)

На границе с акцентуацией находятся 35% респондентов (17 человек по показателю «аффектив-ность, экзальтированность», 1 - «застревание, ригидность»), признак акцентуации выявлен у 33% (причем, у троих человек по 2 акцентуации сразу в следующих комбинациях: «гипертим-ность+ аффективность, экзальтированность» (2), «демонстративность, истероидность+ аффек-тивность, экзальтированность» (1). В целом показатели акцентуации распределились следующим образом: «аффективность, экзальтированность» - 65% (13 человек); «гипертимность» - 25 % (5); «демонстративность, истероидность» - 10% (2). Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

По индексу враждебности 80% ответивших оказались в пределах нормы, по 10 % - выше и ниже нормы. По индексу агрессивности норма выявлена у 38%, показатели ниже нормы - у 58%, выше - 4%.

Факультет 2.

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Низкую ЛТ показали 5,7%, умеренную 46,7%, высокую 47,6%.Низкую РТ показали 75,7%, умеренную 22,4%, высокую - 1,9 %.

Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека)

Тенденция к акцентуации (или нескольким акцентуациям одновременно) выявлена у 99% студентов, из них: «гипертимность» - (57,5%), «эмотивность, лабильность» - (51,8%), «демонстративность, истероидность» - (48,1 %), «циклотимичность» - (40,5%), «аффективность, экзальтированность»- (36,8%), «застревание, ригидность» - (31,1%), «тревожность, боязливость» -(17%), «неуравновешенность, возбудимость» - (15%), «педантичность» - (9,4%), «дистимич-ность» - (2,8%).

Признак акцентуации выявлен у 52% студентов (причем, у 14 человек по 2 акцентуации в следующих комбинациях: «аффективность, экзальтированность+ эмотивность,лабильность» (4), «циклотимичность+аффективность, экзальтированность» (3), «гипертимность+ эмотивность, лабильность» (3), «гипертимность+ аффективность, экзальтированность» (2), «демонстративность, истероидность+ аффективность, экзальтированность» (2). В целом показатели акцентуации распределились следующим образом: «аффективность, экзальтированность» - 34 человека (60,7%: здесь и далее - от числа имеющих акцентуацию); «эмотивность, лабильность» - 13 (23,2%); «гипертимность» - 12(21,4%); «демонстративность, истероидность» - 6 (10,7%), «циклотимичность» - 6(10,7%).

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

По индексу враждебности 75,2% ответивших оказались в пределах нормы, по 12, 4 % - выше и ниже нормы. По индексу агрессивности норма выявлена у 26,7 %, показатели ниже нормы - у 69,5 %, выше - 3,8 %. Факультет 3.

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Низкую ЛТ показали 5, 7%, умеренную 51, 4%, высокую 42, 9%.Низкую РТ показали 55, 5%, умеренную 41, 7 %, высокую - 2, 8 %.

Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека)

Признак акцентуации выявлен у 35 %студентов (причем, у 3 человек по 2 акцентуации в комбинации: «гипертимность+ аффективность, экзальтированность», «циклотимичность+ аффективность, экзальтированность», «аффективность, экзальтированность + эмотивность, лабильность». В целом показатели акцентуации распределились следующим образом: «аффективность, экзальтированность» - 9 человек (75 %: здесь и далее - от числа имеющих акцентуацию); «гипертимность» - 2(16, 6 %); «циклотимичность» - 2(16, 6 %); «эмотивность, лабильность» - 1 (8, 3%); «демонстративность, истероидность» - 1 (8, 3%); «неуравновешенность, возбудимость» - 1 (8, 3%).

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

По индексу враждебности 72, 5 % ответивших оказались в пределах нормы, 15 % - выше нормы, 12,5% ниже нормы. По индексу агрессивности норма выявлена у 17, 5 %, показатели ниже нормы- у 80 %, выше - 2, 5%. Факультет 4.

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Низкую ЛТ показали 8, 7%, умеренную 63%, высокую 28,3%.Низкую РТ показали 84, 8%, умеренную 13%, высокую - 2, 2%.

Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека)

Тенденция к акцентуации (или нескольким акцентуациям одновременно) выявлена у91,6% студентов, из них: «эмотивность, лабильность» - 43, 1 % (здесь и далее - от числа имеющих тенденцию к акцентуации),«демонстративность, истероидность» - 41%, «аффективность, экзальтированность» - 36,3 %,«застревание, ригидность» - 34 %, «гипертимность» - 34 %, «циклотимичность» - 31, 8%, «тревожность, боязливость» -18,1 %,«неуравновешенность, возбудимость» - 9 %,«педантичность» - 6,8%, «дистимичность» - нет. Признак акцентуации выявлен у 35,4% студентов (у 3человек по 2 акцентуации в комбинации: «гипертимность+ аффективность, экзальтированность»). В целом показатели акцентуации распределились следующим образом: «аффективность, экзальтированность» - 10 человек (58,8%: здесь и далее - от числа имеющих акцентуацию); «гипертимность» - 8(47%); «демонстративность, истероидность» - 1 (5,9%), «циклотимичность» - 1 (5,9%).

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

По индексу враждебности 69 % ответивших оказались в пределах нормы, по 15,5 % - выше и ниже нормы. По индексу агрессивности норма выявлена у 22,2 %, показатели ниже нормы- у 73,3%, выше - 4,5%. Факультет 5.

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Низкую ЛТ показали 23, 3 %, умеренную 53, 4 %, высокую 23, 3 %.Низкую РТ показали 94 %, умеренную 1%, высокую - 1%.

Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека)

Признак акцентуации выявлен у 37 % студентов (у 1 респондента 3 акцентуации в комбинации: «гипертимность+ циклотимичность + аффективность, экзальтированность»). В целом показатели акцентуации распределились следующим образом: «аффективность, экзальтированность» - 7 человек (53,8 %: здесь и далее - от числа имеющих акцентуацию); «циклотимичность» - 3(23 %); «гипертимность» - 3 (23 %); «демонстративность, истероидность» - 2 (15, 3 %). Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

По индексу враждебности 86, 7% ответивших оказались в пределах нормы, 13, 3 % - выше нормы, ниже нормы - нет. По индексу агрессивности норма выявлена у 50%, показатели ниже нормы- у 43, 3%, выше - 6, 7 %.

Графически результаты диагностики выглядят следующим образом: 1. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина). Как видно из графика (рис.1), наибольшие показатели по личностной тревожности (ЛТ) выявлены у студентов факультетов «2» и «3». Показатели реактивной тревожности (РТ) хоть и невысоки у студентов всех факультетов, выше остальных на факультете «3».

Рис.1

2. Методика акцентуации характера и темперамента

Выше всего показатели по наличию признаков акцентуаций различных типов отмечены на факультет «2». На нем же и на факультете «4» отмечены самые высокие тенденции акцентуаций характера и темперамента (рис.2).

Рис.2

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Показатели по индексу враждебности выше на факультетах «3» и «4», по уровню агрессивности на факультетах «4» и «5» (рис.3)

Рис.3

2. Психологические консультации.

Эта работа заключается в оказании конкретной помощи студентам, направленной на осознание ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в вузе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Такая работа осуществляется в форме групповых и индивидуальных консультаций.

По результатам диагностики, пример которой описанной нами выше, для всех желающих организуются и проводятся индивидуальные консультации. Студенты узнают результаты своего тестирования, могут задать интересующие их вопросы, получить рекомендации, записаться на тренинги.

3. Психологическая профилактика.

В этом направлении деятельности осуществляется профилактика употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение суицидальных наклонностей, различного рода аддикций, девиантного поведения, психосоматических расстройств. Проводится в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов.

Из опыта нашей работы в качестве примера приведем тренинги, которые апробированы и успешно проводятся на протяжении нескольких в рамках деятельности учебной лаборатории практической и экспериментальной психологии кафедры психологии факультета экономики и права ТИ имени А.П. Чехова. Первый из них проводится в рамках мероприятий по профилактике террористической деятельности. Его цель - отработка механизмов самопознания личностью своих ценностей, развитие навыка осознанного использования внутриличностных ресурсов в ситуации выбора - вытекает из положения о том, что ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Человек с размытой картиной собственного «Я» и с несформи-рованной системой ценностей легче всего становится объектом манипуляций и вовлекается в различные противоправные деяния.

Необходимое оборудование: отдельные столы для групп (подгрупп), ватманы и маркеры по количеству участвующих в тренинге групп (подгрупп).

Содержание тренинга: Вступительное слово ведущего. Разминка.

Упражнение «В чём мне повезло в этой жизни».

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание положительного настроя на работу.

Вариант 1. Участники группы разбиваются на пары. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в жизни. Через 3 минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

101

Вариант 2. По кругу каждый представляется и отвечает на этот вопрос.

Упражнение «Ценностные ориентации» (работа с ранжированием списка терминальных ценностей (по М. Рокичу).

Вопросы для мини-обсуждения: Что для вас является ценностью? Что может стать ценностью? Ведущий: М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Список А (терминальные ценности):

• активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)

• здоровье (физическое и психическое)

• интересная работа

• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

• наличие хороших и верных друзей

• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры)

• продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

• развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

• развлечения (необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

• счастливая семейная жизнь

• счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

• творчество (возможность творческой деятельности)

• уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) Список Б (инструментальные ценности):

• аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

• воспитанность (хорошие манеры)

• высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

• жизнерадостность (чувство юмора)

• исполнительность (дисциплинированность)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

• непримиримость к недостаткам в себе и других

• образованность (широта знаний, высокая общая культура)

• ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

• смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

• твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

• честность (правдивость, искренность)

• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

• чуткость (заботливость)

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Упражнение «Всё понятно без слов»

Группа делится на 4 команды. В невербальной форме они изображают какую-либо ценность (по выбору), остальные пытаются определить, что было загадано.

Обсуждение: Почему выбрали именно эту ценность? Какие ценности было показать/угадать сложнее/проще? Насколько ясно удалось выразить свою ценность?

Ведущий: Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве. Критериями ясности личностных ценностей являются:

• регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;

• понимание смысла жизни;

• способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;

• открытость сознания для нового опыта;

• стремление понять взгляды и позиции других людей;

• открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

• последовательность поведения, соответствие слов и дела;

• серьезное отношение к вопросам ценностей;

• проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;

• ответственность и активность.

Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе своего поведения и поведения других людей.

Упражнение «Скажи «Нет!» (за основу взято упражнение М. Емельяновой, ситуации составлены нами).

Цель: отработать навыки поведения, позволяющие с наименьшим риском выходить из сложных ситуаций.

Участники делятся на 2 группы. Каждой группе дается описание ситуации, в которой субъект подвергается давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с наименьшим риском выйти из этой ситуации (возможна форма инсценировки ситуации и ее разрешения). Примеры ситуаций:

1. Однокурсник обращается к вам: «Выручи по-дружески: раскидай в своем доме в почтовые ящики вот эти листовки».

2. К вам на улице подходят парень и девушка: «Пойдем на пикет. Там будет участвовать вся передовая молодежь! Не будь «овощем»!»

Обсуждение:

• Какие варианты поведения могут быть в такой ситуации?

• Как может развиваться ситуация, если участник согласится/откажется?

• Какой из вариантов наиболее эффективен?

Чтобы достичь цели упражнения, нужно обсудить с участниками формулу принятия решения. Она состоит из следующих этапов:

1. осознание и формулировка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. анализ положительных и отрицательных последствий каждого пути решения проблемы;

4. выбор пути, разработка плана действия. Упражнение «Волшебная лавка» [2, 4091

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, что бы им хотелось изменить.

Цель упражнения: Во время «торговли» участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни.

Один из участников группы приходит в «волшебный магазин», продавец в котором - ведущий группы. Продавец-волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь..., но требует чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д.

-Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Полностью расслабьтесь. Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это - старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я - продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?», он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил. Участникам задаются вопросы:

• Ради чего я делаю то, что делаю?

• Какую цену я готов за это заплатить?

• Какой результат хочу получить?

После упражнения ведущим делается вывод, что именно ответы на эти вопросы помогают разобраться со своей системой ценностей.

Завершает тренинг совместная работа группы по составлению общего списка ценностей, имеющих универсальный характер.

Далее следует обратная связь от участников и заключительное слово ведущего.

Второй тренинг - тренинг по стресс-менеджменту - пользуется заслуженной популярностью и отвечает запросам многих студентов [3].

Тренинг проводился с группами студентов тех факультетов, которые обнаружили наибольшие показатели по личностной тревожности (ЛТ). По его завершению студенты отмечали улучшение настроения, снижения чувства тревожности, появление уверенности в своих силах. Полезными были отмечены предложенные техники саморегуляции состояния в стрессовых ситуациях. Проведенное повторно тестирование по шкале Спилберга-Ханина выявило следующую динамику: на факультете «2» показатели ЛТ составили 31,4%, на факультете «3» - 36% (рис.4):

Рис. 4

50

40

30

20

10

0

После

Столбец!

До

■ После

Из опыта практической деятельности отметим третий тренинг, который также оправдал себя - тренинг для первокурсников «Моя первая сессия». Он был организован в рамках мероприятий, направленных на социально-психологическую адаптацию студентов 1 курса и включению их в институтскую жизнь. Структурно он состоит из двух блоков: первый - снятие психологического напряжения. Этот блок повторяет материал тренинга по стресс-менеджменту (с дополнением задания для микрогрупп - составление коллажа или рисунка на тему «Студент и стресс» с последующей презентацией работы) и второй - рекомендации по использованию приемов активизации и тренировки процессов памяти. В нем студенты учатся использовать в деятельности непроизвольное и произвольное запоминание, а также осваивают приемы борьбы с забыванием, научаются составлять план заучиваемого материала, эффективно организовывать время подготовки к экзамену.

Для студентов 2-3 курсов поводом для обращения к психологам могут стать разочарование, потеря интереса к учебе, снижение учебной мотивации. Для студентов, приближающихся к завершению обучения в вузе (4-5 курсы) актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии. Также есть общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития студентов является сохранение и укрепление здоровья. Исследования показывают, если выбрано правильное направление профессиональной деятельности, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

• формирование установок на здоровый образ жизни;

• развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

• профилактика табакокурения и наркомании, сохранения репродуктивного здоровья.

Специфическим предметом психологического сопровождения являются отношения молодого человека со сверстниками. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием в сообществе, в учебном коллективе и успешностью в учебной деятельности. В развитии группы бывают разные ситуации, и порой решить их самостоятельно куратору или старосте группы бывает не под силу и требуется помощь специалиста. Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением сообществом, например, из-за социальных, этнических различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует и работы с окружением студента по преодолению у сверстников негативных проявлений, стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, и с самим студентом, по развитию самопринятия, уверенности в себе.

Еще одной стороной психологического сопровождения является индивидуальная помощь студентам, желающим реализовать свой потенциал в различных сферах внеаудиторной деятельности: научной, общественной, культурной, спортивной, но в силу личностных причин испытывающих определенные трудности в этом.

В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей, которые следует шире использовать для решения задач социализации студентов.

4. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.). Оно проводится в форме лекций, семинаров, бесед, конференций. Так, например, с целью повышения эффективности работы института кураторства организован и проведен круглый стол на тему «Психологические особенности адаптации первокурсников». Также при работе в направлении психологического просвещения мы использовали возможности донесения информации до аудитории при помощи средств массовой коммуникации. Это выразилось в сотрудничестве с молодежными периодическими изданиями города Таганрога: в газете для молодежи «Новый взгляд» велась рубрика «ПсихологиЯ», публиковались научно-популярные авторские статьи на актуальные темы («Перекур, или О чём не предупредил Минздрав...» - о преимуществах отказа от курения, «Временные трудности» - о приобретении навыков тайм-менеджмента, «Всем выйти из сумрака!» - профилактика сезонной депрессии, «Сессия: инструкция по выживанию» и другие); по заказу журнала «Lampa» (март-апрель 2015 г.) написана и опубликована статья о преодолении кризиса в межличностных отношениях, на информационном портале www.ruffnews.ru «Ёрш -

новости Таганрога» размещено интервью автора статьи о причинах и профилактике такого вида девиантного поведения, как побег из дома подростков и молодежи.

Итак, планомерная и целенаправленная работа по направлениям психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях является одной из форм раннего выявления студентов «группы риска». Апробированные нами тренинги обнаружили их востребованность у студентов в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях и могут рекомендоваться к включению в программу по профилактике виктимного поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коссов Б.Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода [Режим доступа] http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?archive=1120045907&id=1107526401&start_from=&subaction=s howfull&ucat=

2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким, 2005. - 526 с.

3. Мищенко В.И. Психологическое сопровождение студентов в процессе внеаудиторной деятельности |/ Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. - 2014. - С.263-268.

4. Мищенко В.И. Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов//Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. № 1.- 2016. - С. 7883.

5. Петрова Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотизации Вестник Таганрогского государственного института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. - С. 89-96.

Т.И. Меньшикова СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию подростков. Рассмотрены гендерные различия агрессии подростков, опосредующиеся спецификой половой социализации.

Ключевые слова: агрессия; насилие; подростки; девиантное поведение; деструктивное поведение; воспитание.

T.I. Menshikova

SPECOFIC OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS

Abstract. Examines the main approaches to the study of aggression; the distinguishing signs of teenage aggression. Presents an analysis of the classification of aggressive behaviour of adolescents, factors that Stimul.

Key words: aggression; violence; adolescents; deviant behavior; destructive in-maintenance; education.

Публикации, посвященные подростковым правонарушениям, девиантному поведению, проявлениям вандализма и жестокости, стали едва ли не обязательной темой научно-педагогической, общественной печати и СМИ. Таким образом, выражается встревоженность общества их агрессивными проявлениями, эгоизмом, резким снижением нравственных критериев жизни. Современные подростки более прагматичны, чем предшествующие поколения, а снижение «планки» духовных ценностей, пренебрежение позитивными социокультурными целями, деформации временной перспективы «Я» породили резкий количественный рост акцентуированных (А. Е. Личко, К. Леонгард [11; 12]) и, так называемых, трудных подростков (Т. Д. Мо-лодцова, [13]). Другой характерной чертой является инфантилизм, отсутствие инициативы, «потребительский синдром».

В истории науки детская и подростковая агрессивность исследовалась, например, в трудах А. Фрейд в опоре на положения психоаналитической теории, непосредственно изучалась природа и динамика развития детской агрессивности. Интерес представляют описанные ею проявления агрессии, характерные для разных стадий развития. Так на оральной стадии она реализуется через кусание, плевание, цепляние, царапание, щипки; на стадии анального садизма - через разрушение и жестокость; на фаллической - через властолюбие, хвастовство, зазнайство; на пред-пубертатной и пубертатной - через диссоциальные проявления. А. Фрейд связывает проявления патологической агрессивности с потребностью ребенка в любви, которая не находят полноценной реализации в аномальных условиях развития (например, при сиротстве), в частности, когда отсутствуют или часто сменяются объекты любви. Она пришла к выводу, что там, «где любовные стремления ребенка не находят в анально-садистической фазе подходящего объекта, или где

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.