Статья поступила в редакцию 10.04.2014.
УДК 159.9 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТОВ
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ
Светлана Сергеевна Мирошниченко, кандидат психологических наук, старший преподаватель,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ основных подходов к рассмотрению феномена убеждений личности, а также описание и результаты эмпирического исследования характерологических коррелятов дисфункциональных убеждений. В условиях современной реальности человек подвергается воздействию множества стрессоров, возникает необходимость адаптироваться к потоку информации и быстро изменяющейся среде. Э. Фромм в качестве средства адаптации рассматривал процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги. С точки зрения когнитивно-поведенческой психотерапии ведущим средством адаптации выступает формирование убеждений, призванных структурировать опыт и помогать ориентироваться в социуме. Однако эти убеждения могут быть как функциональными, так и дисфункциональными.
Ключевые слова: убеждения, личность, ценности, иерархии мотивов, дисфункциональные убеждения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p93-97 STUDY OF THE CHARACTEROLOGICAL CORRELATES OF DYSFUNCTIONAL BELIEFS OF THE UNIVERSITY STUDENTS
Svetlana Sergeevna Miroshnichenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Annotation
The article provided the theoretical analysis of the main approaches to consideration of a phenomenon of convictions of the personality, and also the description and results of the empirical research of characterologic correlates of dysfunctional beliefs. In today's reality, man is exposed to the set of stressors, there is a need to adapt to the flow of information and rapidly changing environment. Erich Fromm examined the process of change the person as means of adaptation, in which new aspirations, new anxiety appear. In the context of the cognitive-behavioral therapy, the leading adaptation tool is formation of the opinions, that are supposed to structure the experience and help to navigate in the society. However, these beliefs can be both functional and dysfunctional.
Keywords: beliefs, personality, values, hierarchies of motives, dysfunctional beliefs.
Предметом нашего исследования выступили характерологические предпосылки формирования дисфункциональных убеждений характерологические корреляты формирования этих убеждений. Ведущей целью рассматривается изучение взаимосвязи дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, иерархией терминальных ценностей, направленностью личности учащихся в коммуникации.
Под дисфункциональными убеждениями в когнитивной психотерапии понимаются формируемые на основе ценностных ориентаций, иррациональные установки, негативные, часто не осознанные обобщения, идеи, которые определяют содержание мышления, эмоций и поведения. Исходя из чего, логично предположить наличие статистически достоверной связи выраженности некоторых групп дисфункциональных убеждений с чертами и акцентуациями характера, группами ценностей и такими характеристиками поведения как ведущая психологическая защита направленность личности в общении.
С позиций когнитивно-поведенческой психотерапии формирование убеждений, призванных структурировать опыт и помогать ориентироваться в мире выступает ведущим средством адаптации. Однако эти убеждения могут быть как функциональными, так и дисфункциональными.
В ходе теоретического исследования были сформированы гипотезы о том, что выраженность дисфункциональных убеждений может иметь связь:
1. С выраженностью некоторых акцентуаций характера.
2. С преобладанием тех или иных черт характера человека.
3. С иерархией терминальных и инструментальных ценностей.
4. С ведущей направленностью личности в общении.
5. С доминирующей стратегией психологической защиты.
Для измерения заявленных показателей были использованы следующие методики: «Шкала базисных убеждений» - М.А. Падун, А.В. Котельникова, «Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда, Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, Методика изучения ценностных ориентации - М. Рокич, Методика «Направленность личности в общении» - С. Л. Братченко, Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении - В.В. Бойко.
Полученные данные были подвергнуты статическому анализу. Гипотезы проверялись с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена.
Таблица1
Результаты изучения убеждений по шкале «Доброжелательность внешнего мира»*
Название шкалы | 8реагшап | р-іеуеі Заключение о значимости связи
1) «Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Доброжелательность внешнего мира & дистимность -0,419 0,02 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & тревожность -0,460 0,01 Значимая отрицательная связь
2) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Доброжелательность внешнего мира & жестокость-чувствительность 0,344 0,05 Значимая положительная связь
Доброжелательность внешнего мира & практичность-развитое воображение 0,361 0,05 Значимая положительная связь
3) Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Доброжелательность внешнего мира & наличие верных друзей -0,381 0,04 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & чуткость -0,429 0,02 Значимая отрицательная связь
4) Методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко
Доброжелательность внешнего мира & манипуляторная направленность -0,471 0,01 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & альтруистическая направленность 0,385 0,04 Значимая положительная связь
Доброжелательность внешнего мира & индифферентная направленность -0,342 0,05 Значимая отрицательная связь
Доброжелательность внешнего мира & диалогическая направленность 0,597 0,01 Значимая положительная связь
5) Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении — В. В. Бойко
Доброжелательность внешнего мира & миролюбие 0,384 0,04 Значимая положительная связь
*В таблице отражены только статистически значимые связи.
В результате исследований наличие дисфункциональных убеждений относительно враждебности внешнего мира было отмечено у 70% респондентов. При этом выраженная дисфункциональная установка отмечается у 35%.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существует значимая положительная связь убеждений о враждебности окружающего мира с дистимной
и тревожной акцентуациями. Также мы можем наблюдать связь выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с чертами характера - жестокость и практичность.
Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как наличие верных друзей и инструментальной ценности - чуткость. Мы полагаем, что это можно объяснить желанием отгородиться, закрыться, защитить себя от внешнего враждебного мира.
Результаты изучения дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира в связи с направленностью личности в общении позволяют заключить о том, что при наличии дисфункциональных убеждений ведущей направленностью личности в общении является манипуляторная и индифферентная. В то время как в их отсутствии доминирует диалогическая направленность.
В отношении связи дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира с доминирующей психологической защитой в общении, была отмечена отрицательная взаимосвязь миролюбием и высокая положительная тенденция с такой стратегией как «агрессия».
Таким образом, в отношении шкалы «доброжелательность окружающего мира» все исходные гипотезы подтвердились в ходе статистического анализа. Дисфункциналь-ные убеждения относительно справедливости внешнего мира выявлены у 85% респондентов, а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 20,6%. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существует значимая положительная связь убеждений о несправедливости внешнего мира с тревожной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных убеждений о несправедливости внешнего мира с такой чертой характера как напряженность и отрицательную связь с альтруистической и диалогической направленностью личности в общении.
Таблица 2
Результаты изучения убеждений по шкале «Справедливость окружающего мира»*
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
1) «Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Справедливость & тревожность -0,361 0,05 Значимая отрицательная связь
2) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Справедливость & расслабленность -напряженность -0,376 0,05 Значимая отрицательная связь
3) Методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко
Справедливость & альтруистическая направленность 0,345 0,05 Значимая положительная связь
Справедливость & диалогическая направленность 0,498 0,01 Значимая положительная связь
*В таблице отражены только статистически значимые связи.
Таким образом, в отношении шкалы «справедливость окружающего мира» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений о несправедливости окружающего мира с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера и направленностью личности в общении. Дисфункцинальные убеждения относительно контроля выявлены у 41% респондентов, при том наличия выраженной дисфункциональной установки отмечено не было. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений о контроле снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как «красота природы и искусства» и таких инструментальных ценностей как жизнерадостность и ответственность.
В отношении шкалы «контроль» была подтверждена только гипотеза о связи вы-
раженности дисфункциональных убеждений с иерархией терминальных ценностей. Дис-функцинальные убеждения относительно образа «Я» выявлены у 41% респондентов, а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 8,8%. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существует значимая отрицательная связь убеждений об образе «Я» с гипертимной и демонстративной акцентуацией. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» с такими чертами характера как замкнутость, робость и тревожность.
Следующая значимая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» снижается субъективная значимость таких терминальных ценностей как «красота природы и искусства» и «творчество». Также полученные результаты позволяют заключить об отрицательной связи дисфункциональных убеждений об образе «Я» с авторитарной и манипуляторной направленностью личности в общении.
Таблица 3
Результаты изучения убеждений по шкале образ «Я»*_____________________
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
1) «Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Образ «Я» & гипертимность 0,509 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & демонстративность 0,459 0,01 Значимая положительная связь
2) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Образ «Я» & замкнутость-общительность 0,552 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & робость-смелость 0,470 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & уверенность в себе-тревожность -0,357 0,05 Значимая отрицательная связь
3) Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Образ «Я» & красота природы и искусства 0,450 0,01 Значимая положительная связь
Образ «Я» & творчество 0,365 0,05 Значимая положительная связь
4) Методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко
Образ «Я» & авторитарная направленность 0,383 0,04 Значимая положительная связь
Образ «Я» & манипуляторная направленность 0,380 0,04 Значимая положительная связь
*В таблице отражены только статистически значимые связи.
То есть, в отношении шкалы «образ «Я»» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера, с иерархией терминальных ценностей и направленностью личности в общении.
Таблица 4
Результаты изучения убеждений по шкале «Удача»*______________________
Название шкалы Spearman p-level Заключение о значимости связи
1) «Методика изучения акцентуаций личности» Шмишека-Леонгарда
Удача & демонстративность 0,397 0,03 Значимая положительная связь
2) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Удача & замкнутость-общительность 0,362 0,05 Значимая положительная связь
Удача & низкая-высокая нормативность поведения 0,393 0,04 Значимая положительная связь
Удача & практичность-развитое воображение 0,340 0,05 Значимая положительная связь
3) Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Удача & красота природы и искусства 0,394 0,03 Значимая положительная связь
*В таблице отражены только статистически значимые связи.
Дисфункцинальные убеждения относительно удачливости выявлены у 14,7% респондентов, а выраженная дисфункциональная установка отмечается у 5,8%. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существует значимая отрицательная связь дисфункциональных убеждений об удачливости с демонстративной акцентуа-
цией характера. Также мы можем наблюдать положительную связь выраженности дисфункциональных убеждений об удачливости с такими чертами характера как замкнутость, низкая нормативность поведения и практичность. При этом с ростом выраженности дисфункциональных убеждений об удачливости снижается субъективная значимость такой терминальной ценности как «красота природы и искусства». Таким образом, в отношении шкалы «удача» исходные гипотезы в ходе статистического анализа подтвердились частично. Были подтверждены только гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с иерархией терминальных ценностей и преобладанием тех или иных черт характера. И также нам удалось устранить неоднозначность понимания термина «убеждения», что позволило перейти к рассмотрению дисфункциональных убеждений.
Таким образом, в отношении дисфункциональных убеждений о враждебности внешнего мира все исходные гипотезы подтвердились в ходе статистического анализа. В отношении дисфункциональных убеждений о несправедливости окружающего мира были подтверждены гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера и направленностью личности в общении. В отношении дисфункциональных убеждений о контроле была подтверждена только гипотеза о связи выраженности дисфункциональных убеждений с иерархией терминальных ценностей.
Исходя из вышеперечисленных данных нами были сделаны следующие выводы:
1. В отношении дисфункциональных убеждений об образе «Я» были подтверждены гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений об образе «Я» с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с преобладанием тех или иных черт характера, с иерархией терминальных ценностей и направленностью личности в общении.
2. В отношении дисфункциональных убеждений об удачливости были подтверждены гипотезы о связи выраженности дисфункциональных убеждений с выраженностью некоторых акцентуаций характера, с иерархией терминальных ценностей и преобладанием тех или иных черт характера.
В рамках данной статьи были рассмотрены содержание основных психологических подходов к сущности и структуре феномена убеждений личности. Теоретический анализ этих подходов дает нам основания убеждения как, формируемое на основе ценностных ориентаций, средство категоризации объектов и явлений окружающего мира, которое представляет собой систему постоянно хранимых в памяти знаний, представлений и идеалов, всегда выражающихся в поведении личности учащихся, так как потребность реализации этих знаний, представлений и идеалов запускает соответствующие мотивы. Также, рассматривая труды представителей когнитивной психологии и психотерапии, мы убедились, что когнитивно-экспериментальная теория С. Эпштейна не только снимает противоречия основных подходов к пониманию феномена убеждений в психологии, но и подтверждает правомерность определения.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2014.