Эмпирические исследования
Е.В.Селезнева
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: смысл жизни, самореализация. Keywords: meaning of life, self-actualization.
Сущностная потребность человека в самореализации является источником его целенаправленной личностно и социально продуктивной активности, позволяет максимально воплотить в жизнь свои внутренние возможности и способности и вместе с потребностью в саморазвитии обеспечивает эффективность его акмеологического развития. В процессе самореализации человек стремится не просто к предельной эффективности деятельности. Подлинная самореализация предполагает непрерывный поиск личностных ценностей, смысла своей жизни, своей особой дороги, утверждение этих ценностей и смыслов в своем деле и осуществление себя на жизненном пути.
Как компонент акмеологического развития [1] самореализация представляет собой многомерное личностное образование, которое определяет содержательные и динамические характеристики движения человека к раскрытию его потенциала в ходе жизненного пути, проявляется в постоянных творческих поисках и обеспечивает человеку выход за пределы своих возможностей, максимальное осуществление самости через изменения в себе самом и в других людях, а также в социально значимых результатах деятельности, и достижение акме. О самореализации конкретного человека можно говорить, если его планы и результаты деятельности имеют общественно полезную направленность, а сам человек ощущает удовлетворенность процессом деятельности и достигнутыми в ней результатами и признает соответствие этих результатов своим устремлениям.
Критериями оценки самореализации как компонента акмеологического развития являются:
- ценностная ориентация на самоосуществление, которая раскрывается через: ведущие ценности и смысложизненные ориентации и удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов;
- оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека, которую можно выразить через адекватную самооценку личностного потенциала и уровень притязаний, высокие личностные стандарты деятельности, гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности;
- рефлексивная саморегуляция, показателями которой являются: независимость; высокий уровень терпимости к неопределенности, гибкость в постановке целей.
За общую направленность жизни субъекта в процессе его самореализации ответственен смысл жизни как стержневая динамическая смысловая система [2].
Как более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни смысл жизни тесно связан, с одной стороны, с личностными ценностями как основаниями действий человека и критериями их оценки, а с другой, - с целями человека как осознанными представлениями о желаемом и возможном состоянии меняющегося или преобразуемого «объекта». Личностные ценности как концепции желаемого, выполняя роль стержня личности, обеспечивающего возможность акмеориентированных самоизменений, осознаются субъектом как устойчивые смыслы, задающие вектор его активности, а смысл жизни выступает в качестве инстанции, интегрирующей множество жизненных ценностей, смыслов и целей, критерия субъективного оценивания жизни и источника удовлетворенности или неудовлетворенности ею.
Анализ научной литературы показал, что эффективность самореализации связана с главенством в структурной иерархии жизненных смыслов смысла жизни, в основе которого лежит стремление к самотрансцендированию - выходу за пределы самого себя, преодолению своих границ через экзистенцию, альтруизм, преданность делу или творчество. В то же время, если в
структурной иерархии жизненных смыслов главенствует смысл жизни, в основе которого лежит потребность в самоактуализации или гедонизм, процесс самореализации может замедляться [3].
Совместно с АА.Скрипкиным я провела эмпирическое исследование, целью которого было выявить влияние смысла жизни на эффективность самореализации. Выборочную совокупность исследования составили студенты московских институтов и колледжей (452 человека).
В качестве инструментов диагностики использовались: опросник «Эффективность самореализации», созданный мной на основе рекалькуляции шкал Личностно-профессионального опросника РАГС; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева; проективный тест «Ценностные ориентации» А.Ю.Панасюка (в модификации А.С.Мельничука); разработанная мной на основе теста «Ценностные ориентации» методика «Жизненные смыслы»; Шкала мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу.
Мы исходили из предположения о том, что самореализация студенческой молодежи будет проходить более эффективно, если в качестве ориентиров для нее будут выступать альтруистические (добро, помощь людям), экзистенциальные (свобода, любовь) и когнитивные («Я сам», «Я в идеале») жизненные смыслы, а акмеологические жизненные смыслы (самосовершенствование, самореализация) будут выполнять роль механизма разрешения противоречий между ожиданиями и намерениями субъекта акмеологического развития.
Статистический анализ результатов, полученных по опроснику «Эффективность самореализации», позволил выделить три уровня эффективности самореализации: высокий (22,4% от общей выборки), средний (54,1%) и низкий (23,5%). Анализ показал, что в крайних группах существуют значимые различия в уровне эффективности самореализации (р=0,00).
В целом по выборке выявлена тесная взаимосвязь уровня эффективности самореализации и ценностных ориентаций на помощь людям, самосовершенствование, самореализацию, карьеру, стабильность, то есть наибольшее влияние на процесс самореализации оказывают акмеологические, альтруистические, статусные и материальные жизненные смыслы. При этом с повышением эффективности самореализации повышаются все показатели осмысленности жизни, а также уровень мотивации социального одобрения.
Выявлены значимые различия в ранговой иерархии ценностных ориентаций и жизненных смыслов и факторной структуре ценностных ориентаций студентов колледжа и института с низким и высоким уровнем эффективности самореализации.
В колледже в группе с низким уровнем эффективности самореализации действующими, то есть обладающими существенным влиянием на траекторию и результативность самореализации, оказались гедонистические (26 баллов), альтруистические (21,8 балла) и коммуникативные (21,2 балла) жизненные смыслы. Когнитивные (19,3 балла) и акмеологические (17,8 балла) жизненные смыслы находятся внизу ценностно-смысловой иерархии и незначительно влияют на процесс и результаты самореализации. В группе с высоким уровнем эффективности самореализации действующими являются гедонистические (26,9 балла), акмеологические (26 баллов) и когнитивные (25,7 балла) жизненные смыслы.
В группах студентов колледжа с высоким и низким уровнем эффективности самореализации различается и факторная структура ценностных ориентаций.
Анализ факторной структуры ценностных ориентаций показал, что в группе с низким уровнем эффективности самореализации ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию вместе вошли в первый фактор, а ценностная ориентация на самореализацию вошла также в четвертый фактор вместе с ценностной ориентацией на себя в идеале. Кроме того, в оба фактора вошли ценностные ориентации, составляющие статусные жизненные смыслы. Однако первый фактор, наиболее сильный, как и в выборке в целом, противоречиво связывает самосовершенствование и самореализацию со стабильностью и успехом, в то время как в четвертом факторе самореализация связана с ценностными ориентациями на себя в идеале, себя самого и карьеру, обеспечивающими динамичное акмеологическое развитие.
В группе с высоким уровнем эффективности самореализации ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию распределены между тремя факторами: ориентация на самосовершенствование входит в первый и третий факторы, ориентация на самореализацию - в четвертый, а ориентация на себя в идеале (которую следует рассматривать как актуализирующую потребность в самоизменениях) никак не связана с ними. Интересно, что в третьем факторе
самосовершенствование имеет прямую взаимосвязь с общением, а в четвертом самореализация и общение имеют обратную взаимосвязь. В оба фактора при этом входит ценностная ориентация на любовь. Можно предположить, что студенты колледжа с высоким уровнем эффективности самореализации на бессознательном уровне различают особенности процессов самосовершенствования и самореализации Самосовершенствование предполагает прежде всего самопознание и максимальное разворачивание личностных и профессиональных качеств, и общение выступает как среда, обеспечивающая оптимальность самопреобразований. Самореализация направлена на раскрытие приобретенных и осознанных как сущностные качеств в деятельности, их опредмечивание, и общение может стать препятствием для подлинной самореализации. В то же время студенты чувствуют взаимосвязь акмеологических и экзистенциальных жизненных смыслов.
Таким образом, в субъективном представлении студентов колледжа с низким уровнем эффективности самореализации для них существуют две тенденции акмеологического развития, а в субъективном представлении студентов колледжа с высоким уровнем - четыре, что обеспечивает большую вариативность жизненного выбора.
В институте в группе с низким уровнем эффективности самореализации действующими являются семейные (28,6 балла), коммуникативные (27,3 балла) и гедонистические (26,4 балла) жизненные смыслы, а в группе с высоким уровнем - семейные (30,6 балла), экзистенциальные (28,9 балла) и альтруистические (27,7 балла) жизненные смыслы. В обеих группах акмеологические жизненные смыслы занимают 7-е место в иерархии, то есть являются потенциальными.
Факторный анализ также показал, что существует взаимосвязь между уровнем эффективности самореализации и факторной структурой ценностных ориентаций.
Анализ показал, что в субъективном представлении студентов института с низким уровнем эффективности самореализации существуют четыре тенденции акмеологического развития.
При этом в первом факторе ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию не представлены. Однако этот фактор наряду с ориентацией на стабильность включает когнитивные, экзистенциальные и альтруистические жизненные смыслы, что делает данную тенденцию достаточно сильной.
Акмеологические жизненные смыслы в группе с низким уровнем эффективности самореализации полностью вошли во второй фактор в прямой взаимосвязи с ориентациями на друзей, семью и любовь и в обратной - с ориентацией на материальное благосостояние. Интересно, что ценностная ориентация на материальное благосостояние с отрицательной факторной нагрузкой входит и в пятый фактор. Таким образом, в представлениях студентов института с низким уровнем эффективности самореализации материальное благосостояние несовместимо ни с самореализацией (второй фактор), ни с удовольствием (пятый фактор). Необходимо обратить внимание также на противоречивые представления студентов с низким уровнем эффективности самореализации о стабильности и общении. Если в первом факторе стабильность положительно связана с другими ценностными ориентациями, в том числе и с ориентацией на помощь людям, то в третьем факторе взаимосвязь ориентаций на стабильность и помощь людям имеет негативный характер. Можно предположить, что члены группы приписывают стабильности в первом случае значение уверенности и последовательности в реализации избранных жизненных целей, а во втором случае - значение статики в отличие от свободы как динамики. В третьем факторе с ориентацией на помощь людям отрицательно связана и ориентация на общение. В то же время ориентация на общение позитивно связана в пятом факторе с ориентацией на удовольствие. Видимо, в представлении членов группы с низким уровнем эффективности самореализации общение самоценно - то есть не связано с чем-либо, кроме удовольствия от самого процесса общения.
В субъективном представлении студентов института с высоким уровнем эффективности самореализации существуют пять тенденций акмеологического развития, некоторые из которых имеют альтернативный характер.
Так, сравнение первого и второго фактора показывает, что в первом случае самосовершенствование связывается с семейными, альтруистическими и экзистенциальными жизненными смыслами и может быть реализовано в представлениях участников исследования в семейной сфере жизнедеятельности. Во втором случае самосовершенствование связано прежде
всего со статусными и материальными жизненными смыслами и в представлениях участников исследования может быть реализовано в профессиональной сфере жизнедеятельности.
Определенную альтернативу можно выявить и при сравнении третьего и пятого факторов. В третьем факторе самореализация прямо взаимосвязана с удовольствием, карьерой и общением, что позволяет предположить наличие потребности в профессиональной самореализации. В пятом факторе самореализация и самосовершенствование взаимосвязаны со свободой, помощью людям и общением (а также с ориентацией на себя самого). Это позволяет предположить, что у участников исследования существует потребность в свободном, вне рамок профессии акмеологическом развитии.
Альтернативно и содержание четвертого и шестого факторов. Несмотря на то, что и в четвертый, и в шестой факторы не вошли акмеологические ценностные ориентации, они оба описывают представления участников исследования об идеальном будущем. Однако в четвертом факторе это идеальное будущее связывается с потребностью в самоизменениях, которая может быть реализована через друзей, любовь, общение и добро, то есть через альтруизм, экзистенцию и коммуникацию. В шестом факторе идеальное будущее предстает как отсутствие всякого развития.
Таким образом, можно утверждать, что участники исследования с высоким уровнем эффективности самореализации по сравнению с участниками исследования с низким уровнем эффективности самореализации значительно более осознанно переживают направленность и результативность собственной жизни, обладают высокой степенью целеустремленности, имеют четкие жизненные цели, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом и убеждены, что могут сами контролировать свою жизнь, свободно принимать и исполнять решения. В то же время они достаточно объективно могут оценивать собственные достижения и себя как субъекта жизни. Участники исследования с низким уровнем эффективности самореализации не обладают устойчивыми жизненными планами, не способны эффективно разрешать противоречия между своими ожиданиями и намерениями, в целом не обладают сформированным смыслом жизни, то есть у них еще не завершен процесс становления зрелой личности.
Литература:
1. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии, 2007, № 2, с. 43-55.
2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VШ-X симпозиумов. Часть 1. - М.: Смысл, 2004, с. 7-23; Его же. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии, 1999, № 2. С. 74-80; Его же. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал, 1995, том 16, № 2, с. 15-25.
3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С.Драбкиной - М.: Класс, 2000. -576 с.
© Селезнева Е.В., 2010