Научная статья на тему 'Акмеологический смысл жизни как фактор эффективностисамореализации'

Акмеологический смысл жизни как фактор эффективностисамореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / MEANING OF LIFE / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна

Рассматриваются проблемы влияния смысловых образований на эффективность самореализации человека. Обсуждается понятие «акмеологический смысл жизни». Анализируются результаты эмпирических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGIC MEANING OF LIFE AS A FACTOREFFECTIVE SELF-REALIZATION

The problems of the influence of semantic entities in the effectiveness of self-realization of man. Discusses the concept of "acmeological the meaning of life." The results of empirical research.

Текст научной работы на тему «Акмеологический смысл жизни как фактор эффективностисамореализации»

Эмпирические исследования

Е.В.Селезнева

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: смысл жизни, самореализация. Keywords: meaning of life, self-actualization.

Сущностная потребность человека в самореализации является источником его целенаправленной личностно и социально продуктивной активности, позволяет максимально воплотить в жизнь свои внутренние возможности и способности и вместе с потребностью в саморазвитии обеспечивает эффективность его акмеологического развития. В процессе самореализации человек стремится не просто к предельной эффективности деятельности. Подлинная самореализация предполагает непрерывный поиск личностных ценностей, смысла своей жизни, своей особой дороги, утверждение этих ценностей и смыслов в своем деле и осуществление себя на жизненном пути.

Как компонент акмеологического развития [1] самореализация представляет собой многомерное личностное образование, которое определяет содержательные и динамические характеристики движения человека к раскрытию его потенциала в ходе жизненного пути, проявляется в постоянных творческих поисках и обеспечивает человеку выход за пределы своих возможностей, максимальное осуществление самости через изменения в себе самом и в других людях, а также в социально значимых результатах деятельности, и достижение акме. О самореализации конкретного человека можно говорить, если его планы и результаты деятельности имеют общественно полезную направленность, а сам человек ощущает удовлетворенность процессом деятельности и достигнутыми в ней результатами и признает соответствие этих результатов своим устремлениям.

Критериями оценки самореализации как компонента акмеологического развития являются:

- ценностная ориентация на самоосуществление, которая раскрывается через: ведущие ценности и смысложизненные ориентации и удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов;

- оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека, которую можно выразить через адекватную самооценку личностного потенциала и уровень притязаний, высокие личностные стандарты деятельности, гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности;

- рефлексивная саморегуляция, показателями которой являются: независимость; высокий уровень терпимости к неопределенности, гибкость в постановке целей.

За общую направленность жизни субъекта в процессе его самореализации ответственен смысл жизни как стержневая динамическая смысловая система [2].

Как более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни смысл жизни тесно связан, с одной стороны, с личностными ценностями как основаниями действий человека и критериями их оценки, а с другой, - с целями человека как осознанными представлениями о желаемом и возможном состоянии меняющегося или преобразуемого «объекта». Личностные ценности как концепции желаемого, выполняя роль стержня личности, обеспечивающего возможность акмеориентированных самоизменений, осознаются субъектом как устойчивые смыслы, задающие вектор его активности, а смысл жизни выступает в качестве инстанции, интегрирующей множество жизненных ценностей, смыслов и целей, критерия субъективного оценивания жизни и источника удовлетворенности или неудовлетворенности ею.

Анализ научной литературы показал, что эффективность самореализации связана с главенством в структурной иерархии жизненных смыслов смысла жизни, в основе которого лежит стремление к самотрансцендированию - выходу за пределы самого себя, преодолению своих границ через экзистенцию, альтруизм, преданность делу или творчество. В то же время, если в

структурной иерархии жизненных смыслов главенствует смысл жизни, в основе которого лежит потребность в самоактуализации или гедонизм, процесс самореализации может замедляться [3].

Совместно с АА.Скрипкиным я провела эмпирическое исследование, целью которого было выявить влияние смысла жизни на эффективность самореализации. Выборочную совокупность исследования составили студенты московских институтов и колледжей (452 человека).

В качестве инструментов диагностики использовались: опросник «Эффективность самореализации», созданный мной на основе рекалькуляции шкал Личностно-профессионального опросника РАГС; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева; проективный тест «Ценностные ориентации» А.Ю.Панасюка (в модификации А.С.Мельничука); разработанная мной на основе теста «Ценностные ориентации» методика «Жизненные смыслы»; Шкала мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу.

Мы исходили из предположения о том, что самореализация студенческой молодежи будет проходить более эффективно, если в качестве ориентиров для нее будут выступать альтруистические (добро, помощь людям), экзистенциальные (свобода, любовь) и когнитивные («Я сам», «Я в идеале») жизненные смыслы, а акмеологические жизненные смыслы (самосовершенствование, самореализация) будут выполнять роль механизма разрешения противоречий между ожиданиями и намерениями субъекта акмеологического развития.

Статистический анализ результатов, полученных по опроснику «Эффективность самореализации», позволил выделить три уровня эффективности самореализации: высокий (22,4% от общей выборки), средний (54,1%) и низкий (23,5%). Анализ показал, что в крайних группах существуют значимые различия в уровне эффективности самореализации (р=0,00).

В целом по выборке выявлена тесная взаимосвязь уровня эффективности самореализации и ценностных ориентаций на помощь людям, самосовершенствование, самореализацию, карьеру, стабильность, то есть наибольшее влияние на процесс самореализации оказывают акмеологические, альтруистические, статусные и материальные жизненные смыслы. При этом с повышением эффективности самореализации повышаются все показатели осмысленности жизни, а также уровень мотивации социального одобрения.

Выявлены значимые различия в ранговой иерархии ценностных ориентаций и жизненных смыслов и факторной структуре ценностных ориентаций студентов колледжа и института с низким и высоким уровнем эффективности самореализации.

В колледже в группе с низким уровнем эффективности самореализации действующими, то есть обладающими существенным влиянием на траекторию и результативность самореализации, оказались гедонистические (26 баллов), альтруистические (21,8 балла) и коммуникативные (21,2 балла) жизненные смыслы. Когнитивные (19,3 балла) и акмеологические (17,8 балла) жизненные смыслы находятся внизу ценностно-смысловой иерархии и незначительно влияют на процесс и результаты самореализации. В группе с высоким уровнем эффективности самореализации действующими являются гедонистические (26,9 балла), акмеологические (26 баллов) и когнитивные (25,7 балла) жизненные смыслы.

В группах студентов колледжа с высоким и низким уровнем эффективности самореализации различается и факторная структура ценностных ориентаций.

Анализ факторной структуры ценностных ориентаций показал, что в группе с низким уровнем эффективности самореализации ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию вместе вошли в первый фактор, а ценностная ориентация на самореализацию вошла также в четвертый фактор вместе с ценностной ориентацией на себя в идеале. Кроме того, в оба фактора вошли ценностные ориентации, составляющие статусные жизненные смыслы. Однако первый фактор, наиболее сильный, как и в выборке в целом, противоречиво связывает самосовершенствование и самореализацию со стабильностью и успехом, в то время как в четвертом факторе самореализация связана с ценностными ориентациями на себя в идеале, себя самого и карьеру, обеспечивающими динамичное акмеологическое развитие.

В группе с высоким уровнем эффективности самореализации ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию распределены между тремя факторами: ориентация на самосовершенствование входит в первый и третий факторы, ориентация на самореализацию - в четвертый, а ориентация на себя в идеале (которую следует рассматривать как актуализирующую потребность в самоизменениях) никак не связана с ними. Интересно, что в третьем факторе

самосовершенствование имеет прямую взаимосвязь с общением, а в четвертом самореализация и общение имеют обратную взаимосвязь. В оба фактора при этом входит ценностная ориентация на любовь. Можно предположить, что студенты колледжа с высоким уровнем эффективности самореализации на бессознательном уровне различают особенности процессов самосовершенствования и самореализации Самосовершенствование предполагает прежде всего самопознание и максимальное разворачивание личностных и профессиональных качеств, и общение выступает как среда, обеспечивающая оптимальность самопреобразований. Самореализация направлена на раскрытие приобретенных и осознанных как сущностные качеств в деятельности, их опредмечивание, и общение может стать препятствием для подлинной самореализации. В то же время студенты чувствуют взаимосвязь акмеологических и экзистенциальных жизненных смыслов.

Таким образом, в субъективном представлении студентов колледжа с низким уровнем эффективности самореализации для них существуют две тенденции акмеологического развития, а в субъективном представлении студентов колледжа с высоким уровнем - четыре, что обеспечивает большую вариативность жизненного выбора.

В институте в группе с низким уровнем эффективности самореализации действующими являются семейные (28,6 балла), коммуникативные (27,3 балла) и гедонистические (26,4 балла) жизненные смыслы, а в группе с высоким уровнем - семейные (30,6 балла), экзистенциальные (28,9 балла) и альтруистические (27,7 балла) жизненные смыслы. В обеих группах акмеологические жизненные смыслы занимают 7-е место в иерархии, то есть являются потенциальными.

Факторный анализ также показал, что существует взаимосвязь между уровнем эффективности самореализации и факторной структурой ценностных ориентаций.

Анализ показал, что в субъективном представлении студентов института с низким уровнем эффективности самореализации существуют четыре тенденции акмеологического развития.

При этом в первом факторе ценностные ориентации на самосовершенствование и самореализацию не представлены. Однако этот фактор наряду с ориентацией на стабильность включает когнитивные, экзистенциальные и альтруистические жизненные смыслы, что делает данную тенденцию достаточно сильной.

Акмеологические жизненные смыслы в группе с низким уровнем эффективности самореализации полностью вошли во второй фактор в прямой взаимосвязи с ориентациями на друзей, семью и любовь и в обратной - с ориентацией на материальное благосостояние. Интересно, что ценностная ориентация на материальное благосостояние с отрицательной факторной нагрузкой входит и в пятый фактор. Таким образом, в представлениях студентов института с низким уровнем эффективности самореализации материальное благосостояние несовместимо ни с самореализацией (второй фактор), ни с удовольствием (пятый фактор). Необходимо обратить внимание также на противоречивые представления студентов с низким уровнем эффективности самореализации о стабильности и общении. Если в первом факторе стабильность положительно связана с другими ценностными ориентациями, в том числе и с ориентацией на помощь людям, то в третьем факторе взаимосвязь ориентаций на стабильность и помощь людям имеет негативный характер. Можно предположить, что члены группы приписывают стабильности в первом случае значение уверенности и последовательности в реализации избранных жизненных целей, а во втором случае - значение статики в отличие от свободы как динамики. В третьем факторе с ориентацией на помощь людям отрицательно связана и ориентация на общение. В то же время ориентация на общение позитивно связана в пятом факторе с ориентацией на удовольствие. Видимо, в представлении членов группы с низким уровнем эффективности самореализации общение самоценно - то есть не связано с чем-либо, кроме удовольствия от самого процесса общения.

В субъективном представлении студентов института с высоким уровнем эффективности самореализации существуют пять тенденций акмеологического развития, некоторые из которых имеют альтернативный характер.

Так, сравнение первого и второго фактора показывает, что в первом случае самосовершенствование связывается с семейными, альтруистическими и экзистенциальными жизненными смыслами и может быть реализовано в представлениях участников исследования в семейной сфере жизнедеятельности. Во втором случае самосовершенствование связано прежде

всего со статусными и материальными жизненными смыслами и в представлениях участников исследования может быть реализовано в профессиональной сфере жизнедеятельности.

Определенную альтернативу можно выявить и при сравнении третьего и пятого факторов. В третьем факторе самореализация прямо взаимосвязана с удовольствием, карьерой и общением, что позволяет предположить наличие потребности в профессиональной самореализации. В пятом факторе самореализация и самосовершенствование взаимосвязаны со свободой, помощью людям и общением (а также с ориентацией на себя самого). Это позволяет предположить, что у участников исследования существует потребность в свободном, вне рамок профессии акмеологическом развитии.

Альтернативно и содержание четвертого и шестого факторов. Несмотря на то, что и в четвертый, и в шестой факторы не вошли акмеологические ценностные ориентации, они оба описывают представления участников исследования об идеальном будущем. Однако в четвертом факторе это идеальное будущее связывается с потребностью в самоизменениях, которая может быть реализована через друзей, любовь, общение и добро, то есть через альтруизм, экзистенцию и коммуникацию. В шестом факторе идеальное будущее предстает как отсутствие всякого развития.

Таким образом, можно утверждать, что участники исследования с высоким уровнем эффективности самореализации по сравнению с участниками исследования с низким уровнем эффективности самореализации значительно более осознанно переживают направленность и результативность собственной жизни, обладают высокой степенью целеустремленности, имеют четкие жизненные цели, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом и убеждены, что могут сами контролировать свою жизнь, свободно принимать и исполнять решения. В то же время они достаточно объективно могут оценивать собственные достижения и себя как субъекта жизни. Участники исследования с низким уровнем эффективности самореализации не обладают устойчивыми жизненными планами, не способны эффективно разрешать противоречия между своими ожиданиями и намерениями, в целом не обладают сформированным смыслом жизни, то есть у них еще не завершен процесс становления зрелой личности.

Литература:

1. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии, 2007, № 2, с. 43-55.

2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VШ-X симпозиумов. Часть 1. - М.: Смысл, 2004, с. 7-23; Его же. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии, 1999, № 2. С. 74-80; Его же. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал, 1995, том 16, № 2, с. 15-25.

3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С.Драбкиной - М.: Класс, 2000. -576 с.

© Селезнева Е.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.