А. Г. Шише в а
СИСТЕМА ЖИЗНЕННЬК СМЫСЛОВ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВЫБОРА ВАРИАНТА ЖИЗНИ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Работа представлена кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. И. Ларионова
Статья посвящена изучению психологических механизмов включения личности в вариант жизни. В качестве посредника между вариантом жизни и личностью рассматривается система жизненных смыслов. Описана авторская методика диагностики актуального варианта жизни.
The article is devoted to the research of physiological mechanisms of inclusion of a person in a life variant. The author considers the system of life senses as an intermediary between a life variant and a person. The author's technique for diagnostics of a relevant variant of life is described.
ных изменении, сопровождающихся противоречивостью нравственных и ценностных ориентиров, разработка проблемы выбора жизненного пути является чрезвы-
чайно актуальной.
В настоящее время в период интенсив
В научной литературе в работах 1 2 С Л . Рубинштейна , К. А. Абульхановой
и др. рассмотрены особенности, содержание
и структура жизненного пути личности.
В. Н. Дружинин ввел понятие «вариант
жизни»,для обозначения целостной психо-
1
2
логическом характеристики индивидуального бытия. Выбор варианта жизни (ВЖ) определяет особенности и направление самореализации и адаптации личности в социальной системе. Особую значимость выбор ВЖ приобретает в юношеском возрасте, в период жизненного самоопределения.
В. Н. Дружининым ВЖ понимается как целостная психологическая характеристика индивидуального бытия, определяемая типом отношения человека к жизни . Описано восемь наиболее типичных для современного общества ВЖ: «жизнь как предисловие», «жизнь по правилам», «жизнь как творчество», «жизнь есть сон», «жизнь против жизни», «жизнь как достижение», «экзистенциальный конструктор» (жизнь как предмет творчества), «жизнь как трата времени». Для успешной адаптации в той или иной социальной системе личность вынуждена включаться в какой-либо из вариантов. При этом, человек уже обладает определенными психологическими качествами и свойствами, которые могут рассматриваться в качестве психологических условий выбора ВЖ.
В связи с этим, нами было организовано исследование, целью которого стало выявление особенностей структуры жизненных смыслов личности при различных ВЖ.
Мы полагаем, что система жизненных смыслов личности является психологическим условием выбора ВЖ, т. е. человек наделяет выбранный вариант определенными жизненными смыслами и принимает его как личностно значимый. Выдвинутое предположение согласуется и с представлениями 4
А. Н. Леонтьева о том, что становление личности представляет собой становление связной системы жизненных смыслов.
Для верификации выдвинутой гипотезы исследования было проведено изучение актуальных В Ж, а также особенностей структуры жизненных смыслов в рамках каждого из вариантов. В качестве испытуемых в исследовании участвовали студенты различных факультетов четвертого и пято-
го курсов обучения. Общая выборка составила 252 человека.
С целью определения ВЖ мы разработали диагностическую методику, позволяющую определить актуально проживаемый личностью ВЖ. Для достижения поставленной задачи текст В. Н. Дружинина с описанием наиболее типичных ВЖ подвергся контент-анализу. В качестве смысловых единиц выделялись психологические характеристики личности, «проживающей» определенный ВЖ. В соответствии с идеей В. Н. Дружинина о том, что ВЖ определяется типом отношения человека к жизни, при анализе текста отбирались характеристики отношения человека к себе, к жизненному процессу, к другим людям, к целям и смыслу жизни, к деятельности. В результате, при объединении этих характеристик, было получено восемь психологических портретов «жизненных типов».
Предлагаемая нами методика диагностики актуального варианта жизни (АВЖ) проводится методом аутоидентификации. Обобщенная психологическая характеристика каждого «жизненного типа» излагается на отдельной карточке. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием всех восьми карточек и выбрать одну, где, по его мнению, наиболее полно описано его отношение к жизни, к себе, к другим людям и к деятельности. На основании сделанного выбора, испытуемый относит себя к определенному ВЖ.
Для исследования структуры жизненных смыслов использовалась «Методика исследования системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, определяющая выраженность восьми категорий жизненных смыслов: альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные и когнитивные.
По результатам исследования наибольшую популярность в юношеском возрасте в качестве актуального имеют три ВЖ: «жизнь как предисловие», «жизнь как до-
51
0
Система жизненных смыслов личности как психологическое условие выбора варианта жизни.
стижение» и «жизнь по правилам». Студенты отдают предпочтение получению образования, накоплению профессионального и жизненного опыта, подготовке к будущей взрослой жизни. Самореализация связывается с высокими профессиональными и личностными достижениями.
Меньшее количество студентов идентифицировали себя с типами ВЖ «экзистенциальный конструктор» и «жизнь как творчество», предполагающими активную внешнюю или внутриличностную преобразовательную деятельность. Самореализация связывается с миссией служения искусству, идее, другим людям. Отношение к миру и к другим людям выражается в высокой степени принятия других, себя и своей жизни такими, какие они есть.
Наименее предпочитаемыми оказались ВЖ: «жизнь против жизни», «жизнь как сон» и «жизнь как трата времени». Содержание данных ВЖ объединяют чувства невостребованности, неудовлетворенности собой, своей самореализацией в социальных институтах, бессмысленности время препровождения. Вариант «жизнь против жизни» содержит в себе большую активность, решительность и осмысленность, но связаны они с агрессивным и разрушительным преобразованием других людей и окружающего мира. При варианте «жизнь как сон» субъективно переживаемая неспособность найти свое место в социуме формирует пассивную жизненную позицию, побуждает к концентрации на своем внутреннем мире. ВЖ «жизнь как трата времени» отягощается невозможностью рационально и с пользой потратить имеющийся ресурс времени на достижение значимых целей.
Были выявлены особенности структуры жизненных смыслов личности при различных ВЖ. Так, при варианте «жизнь как предисловие» наиболее высокие позиции в общей системе жизненных смыслов занимают семейная, коммуникативная и экзистенциальная категории. Более низкие позиции
у когнитивной, гедонистической и статусной смысловых категорий. В основе принятия данного варианта жизни лежат желание достичь определенного уровня развития, что бы быть способным заботиться и жить ради своей семьи. Социальный успех, удовольствия, новые ощущения, познание бога, жизни и своей природы не являются значимыми ценностями. Общение с окружающими доставляет удовольствие, насыщает внутренний мир и, вероятно, определяет направление дальнейшего развития.
При ВЖ «жизнь как достижение» наибольшая значимость придается смысловым категориям самореализации и статуса, а наименьшая - когнитивным и альтруистическим жизненным смыслам. Такая структура жизненных смыслов определяет жизненную позицию делового человека, увлеченного деятельностью, позволяющей реализовать собственные способности, ресурсы, достичь определенного социального успеха, статуса и материального положения. Другие люди оцениваются по критерию полезности-бесполезности, а человеческая жизнь с точки зрения уровня достижений. Бескорыстные деяния не являются значимыми, помощь другим людям не считается необходимой, важной. В фокусе внимания собственная самореализация и достижение цели.
Вариант «жизнь по правилам» объединяет высокие позиции категорий семейных, статусных и связанных с самореализацией жизненных смыслов и низкие позиции когнитивной категории. Можно предположить, что при таком ВЖ человек в наименьшей степени стремиться к познанию жизненного процесса и собственной личности в связи с тем, что он уже принял, традиционно существующие в социуме, «правильные» законы организации жизни. Основным источником удовлетворенности жизнью, ее результатами является соответствие определенным социальным критериям успеха в семейной, профессиональной и социальной сферах жизни.
Студенты, выбравшие ВЖ «экзистенциальный конструктор» большое значение придают коммуникативным и семейным жизненным смыслам и наименьшее - гедонистическим. Служение людям, забота о других в юношеском возрасте проявляются через осознание ценности семьи, добрых гармоничных отношений с близкими. Содержание собственной жизни преобразуется с ориентацией на ценности добра, свободы, принятия природы человека. Наименьшую ценность имеют удовольствия, эгоистические стремления к удовлетворенности и комфорту.
Вариант «жизнь как творчество» в первую очередь связан с наибольшей значимостью смысловой категории самореализации и наименьшей значимостью категорий статуса и когнитивных жизненных смыслов. Самосовершенствоваться, осуществить себя и реализовать свои возможности - основные ориентиры при данном ВЖ. Самореализация не связывается ни с семьей, ни с высоким социальным статусом, что определяет жизненную позицию человека, отвергающего любые условности и несвободу, в чем бы они себя ни проявляли.
Вариант «жизнь против жизни» организован на основе высокой ценности самореализации при низких позициях альтруистической и коммуникативной смысловых категорий в общей структуре жизненных смыслов. Ярко проявляется позиция «за себя и против других людей». На наш взгляд, полученные результаты подтверждают предположение В. Н. Дружинина о том, что выбор варианта «жизнь против жизни» происходит вследствие травматизации личности. Такая жизненная позиция позволяет компенсировать недостаток уверенности в себе и разряжать агрессию на других людей.
ВЖ «жизнь как сон» отличается от всех других вариантов высокими позициями экзистенциальной и низкими позициями статусной смысловых категорий. Вероятно, сосредоточенность на своем внутреннем мире, отвлеченность от активной социальной жизни неким образом связаны с повышением ценности для личности таких экзистенциальных категорий, как жизнь, любовь и свобода.
Для варианта «жизнь как трата времени» характерны наибольшая значимость альтруистической и экзистенциальной категорий и наименьшее значение когнитивной категории жизненных смыслов. Это единственный ВЖ, при котором личность ориентирована на помощь другим людям, добро и улучшение мира. Можно предположить, что подобная ориентация неоднозначно оценивается в социуме. Стремление помогать другим людям не осуждается, скорее считается одной из положительных характеристик личности, но при этом и не является критерием социального успеха. В связи с чем альтруизм может восприниматься как пустая (не имеющая явного продукта) трата времени.
Таким образом, система жизненных смыслов выступает в качестве психологического условия выбора ВЖ, и, с нашей точки зрения, опосредует диалектические отношения между личностью и ВЖ. Включаясь в какой-то из ВЖ, личность адаптируется к нему через своеобразную систематизацию структуры жизненных смыслов.
Перспективой данного исследования является разработка и апробация программы, направленной на оптимизацию выбора ВЖ в юношеском возрасте с учетом выявленных психологических закономерностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
'Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
г
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., 2005. 'Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 74.