Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностно-смысловые ориентации / студенческая молодежь / поликультурная среда / values / value-semantic orientations / student youth / multicultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейсян Наилевна Каримова, Замира Самаридиновна Дустова

Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в поликультурной среде. Авторами уточняется сущность понятия «ценностно-смысловые ориентации», дается характеристика студенческой молодежи как социальной группы, раскрывается содержание понятия «поликультурная среда вуза для формирования ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи», которое представлено как социальное и культурное пространство для продуктивного взаимодействия различных культур на основе равноправного диалога и сотрудничества, способствующее преодолению «этнои культурно-центристских тенденций и предубеждений». В структуре ценностно-смысловой ориентации выделены три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический. Цель исследования – выявление уровня сформированности ценностно-смысловых ориентаций студентов вузов в поликультурной среде. Методологической основой исследования явились философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Н.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.); аксиологический подход (Л.Н. Столович, В. Франкл); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); личностный подход (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). Для решения исследовательских задач использованы диагностические процедуры по каждому компоненту ценностных ориентаций. Выборку исследования в совокупности 120 человек составили студенты вузов Республики Башкортостан. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о целесообразности разработки педагогических условий, направленных на формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций студентов вузов в поликультурной среде средствами вокального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейсян Наилевна Каримова, Замира Самаридиновна Дустова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the actual problems of forming and developing value-semantic orientations among students in a multicultural environment. The authors clarify the essence of the concept of "value-semantic orientations", characterize student youth as a social group, reveal the content of the concept of "multicultural environment of the university in forming value-semantic orientations of student youth", which is presented as a social and cultural space for productive interaction of different cultures on the basis of equal dialogue and cooperation, contributing to overcoming "ethnoand cultural-centrist tendencies and prejudices." Three components are distinguished in the structure of value-semantic orientation: cognitive, emotional-motivational, activity-practical. The purpose of the study is to identify the level of forming value–semantic orientations of university students in a multicultural environment. The methodological basis of the research was philosophical statements about human as the highest value of society, as a conscious being whose personality is formed in activities mediated by a multitude of relationships to other people (N.A. Berdyaev, O.G. Drobnitsky, M.S. Kagan, E.S. Markarian, V.N. Sagatovsky, V.P. Tugarinov, etc.); axiological approach (L.N. Stolovich, V. Frankl); systematic approach (V.P. Kuzmin, V.A. Slastenin, I.F. Kharlamov, etc.); personal approach (L.I. Bozhovich, A.N. Leontiev, etc.). Diagnostic procedures for each component of value orientations were used to solve research problems. 120 university students of the Republic of Bashkortostan participated in the study. Results give possibility to draw conclusions about the expediency of developing pedagogical conditions aimed at the forming and developing value-semantic orientations among university students in a multicultural environment by means of vocal art.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2. С. 12-24. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (2): 12-24.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 37.034

DOI: 10.21510/18173292_2023_100_2_12_24

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Лейсян Наилевна Каримова 1, Замира Самаридиновна Дустова 2

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,

[email protected], ORCID 0000-0002-0539-9431

2 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в поликультурной среде. Авторами уточняется сущность понятия «ценностно-смысловые ориентации», дается характеристика студенческой молодежи как социальной группы, раскрывается содержание понятия «поликультурная среда вуза для формирования ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи», которое представлено как социальное и культурное пространство для продуктивного взаимодействия различных культур на основе равноправного диалога и сотрудничества, способствующее преодолению «этно- и культурно-центристских тенденций и предубеждений». В структуре ценностно-смысловой ориентации выделены три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический. Цель исследования - выявление уровня сформированности ценностно-смысловых ориентаций студентов вузов в поликультурной среде. Методологической основой исследования явились философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Н.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.); аксиологический подход (Л.Н. Столович, В. Франкл); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); личностный подход (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). Для решения исследовательских задач использованы диагностические процедуры по каждому компоненту ценностных ориентаций. Выборку исследования в совокупности 120 человек составили студенты вузов Республики Башкортостан. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о целесообразности разработки педагогических условий, направленных на формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций студентов вузов в поликультурной среде средствами вокального искусства.

Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловые ориентации, студенческая молодежь, поликультурная среда

Для цитирования: Каримова Л.Н., Дустова З.С. Исследование ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в поликультурной среде // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2 (100). С. 12-24.

© Каримова Л.Н., Дустова З.С., 2023

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article.

RESEARCH OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Laysan N. Karimova 1, Zamira S. Dustova

2

1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia,

2

[email protected], ORCID 0000-0002-0539-9431 z .dustova@yandex .ru

Abstract. The article is devoted to the actual problems of forming and developing value-semantic orientations among students in a multicultural environment. The authors clarify the essence of the concept of "value-semantic orientations", characterize student youth as a social group, reveal the content of the concept of "multicultural environment of the university in forming value-semantic orientations of student youth", which is presented as a social and cultural space for productive interaction of different cultures on the basis of equal dialogue and cooperation, contributing to overcoming "ethno- and cultural-centrist tendencies and prejudices." Three components are distinguished in the structure of value-semantic orientation: cognitive, emotional-motivational, activity-practical. The purpose of the study is to identify the level of forming value-semantic orientations of university students in a multicultural environment. The methodological basis of the research was philosophical statements about human as the highest value of society, as a conscious being whose personality is formed in activities mediated by a multitude of relationships to other people (N.A. Berdyaev, O.G. Drobnitsky, M.S. Kagan, E.S. Markarian, V.N. Sagatovsky, V.P. Tugarinov, etc.); axiological approach (L.N. Stolovich, V. Frankl); systematic approach (V.P. Kuzmin, V.A. Slastenin, I.F. Kharlamov, etc.); personal approach (L.I. Bozhovich, A.N. Leontiev, etc.). Diagnostic procedures for each component of value orientations were used to solve research problems. 120 university students of the Republic of Bashkortostan participated in the study. Results give possibility to draw conclusions about the expediency of developing pedagogical conditions aimed at the forming and developing value-semantic orientations among university students in a multicultural environment by means of vocal art.

Keywords: values, value-semantic orientations, student youth, multicultural environment

For citing: Karimova L.N., Dustova Z.S. Research of value-semantic orientations of student youth in a multicultural environment. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 100 (2): 12-24.

Введение. В связи с изменениями социальной действительности в России система высшего образования подвергается постоянной модернизации. Существующая действительность характеризуется ростом миграционных процессов, актуализацией международного академического обмена студентами, что чревато возникновением ситуаций столкновения интересов на национальной почве, приводящих к конфликту на основе различий культурных традиций и ценностей. В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности системы высшего образования является воспитание студенческой молодежи на основе духовно-нравственных ценностей. Важную роль в этом играет эстетическое развитие студентов в поликультурной среде. Будучи

связанной с эмоционально-образным мышлением, музыка вообще, и вокально-исполнительское искусство в частности, выступает одним из конструктивных средств формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций.

Категория «ценностные ориентации» была введена немецким социологом М. Вебером. Ценность, по его мнению, - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта [1, с. 145]. В отечественной науке понятие «ценности» раскрывается в исследованиях А.Г. Здравомыслова [2], В.А. Ядова [3], В.Д. Ольшанского [4], В.Т. Лисовского [5], Е.И. Головахи [6], В.П. Тугаринова [7]. В их понимании, ценностные ориентации - это система устремлений личности, установок на определенные социальные потребности, высший уровень представлений о смысле жизни, которые в совокупности являются базовым компонентом в структуре социально ориентированной личности [8].

Большинство исследователей сходятся в том, что ценностные ориентации представляют собой стержневой компонент структуры личности, вокруг которого вращаются мысли и чувства человека; в соответствии с которым решаются многие жизненные вопросы [9, с. 67]. Н.В. Геращенко дополняет ценностные ориентиры смысловым компонентом, приходя к заключению, что ценностно-смысловые ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл его поступкам и поведению [10]. По мнению Л.Н. Коковиной, смысловой компонент в структуре ценностных ориентаций личности предоставляет возможность «осознать субъектам свои ценностные позиции через осмысление глубинных мотивов собственного поведения, проверку подлинности и объективности спонтанно сложившихся ценностей, корректировку личной ценностной иерархии в соответствии с сознательными поведенческими установками» [11].

Формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций личности -это непрерывный процесс, который сопровождает человека в течение всей жизни. Одним из его наиболее активных этапов является период получения профессионального образования. Именно в период студенчества у молодого человека складываются важные жизненные взгляды, убеждения и установки.

Согласно словарям (философский, энциклопедический и др.), молодежью называют социально-демографическую группу, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения [5, 12]. Последние определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации в условиях конкретного общества. Границами молодежного возраста выступает период от 14-16 (наступление физической зрелости, получение паспорта и права заниматься трудовой деятельностью) до 25-30 лет (достижение экономической независимости, профессиональной и личной стабильности, принятие ответственности). В этот период человек проходит стадию взросления, характеризующуюся становлением личности,

освоением базовых и профессиональных знаний, социальных ценностей и норм, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества.

Психология выделяет данный возрастной период как важный для осознания личностью своей неповторимости, становления самосознания и развития Я-концепции. С общефилософской позиции это время, когда перед человеком осуществляется постоянный поиск чего-то нового, возникает желание переустраивать мир, утверждать новые правила, ценности [12]. С позиции права в этот возрастной период человек достигает гражданского совершеннолетия, что позволяет ему выступать в качестве полноправного гражданина и субъекта правоотношений (избирательное право, заключение/расторжение брака, гражданско-правовая ответственность и т.д.).

Чаще всего молодежь характеризует активность, мобильность, динамичность, независимость от стереотипов и предрассудков предшествующих поколений. По данным Росстата, в нашей стране на 2022 год молодое поколение составляет 14,3 % от общей численности населения. Среди прочих групп (производственные рабочие, техники, технический обслуживающий персонал, менеджеры, специалисты сфер хозяйства и т.д.) студенческая молодежь является наибольшей по численности и считается наиболее прогрессивной частью молодежи.

Студент в переводе с латинского (student) означает усердно работающий, занимающийся. Р.В. Сергеев, рассматривая студенчество как социальную группу, отмечает среди ее характерных признаков «определенную численность, половозрастную структуру, территориальное распределение, обусловленное общественное положение, роль, статус, особую стадию социализации (студенческие годы)» [13]. Г.Н. Ларина определяет студенческую молодежь как специфическую, социально-профессиональную группу людей молодого поколения, объединенную осуществлением определенных учебных и социальных функций, для которых характерна общность быта, ценностно-смысловых ориентаций и жизненного уклада [14].

Исследование ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи, как наиболее прогрессивной части молодого населения, постоянно находится в поле зрения социологов, психологов, педагогов. Это связано с тем, что именно студенчество обнаруживает себя в центре основных событий, которые происходят в социуме. Оно является одним из главных субъектов социальных перемен, выступая своего рода их индикатором, определяя возможный ход развития общества. Изучение основных ориентиров молодежного сознания в студенческих субкультурах, формируемых в том числе на фоне социальных проблем, позволяет получить информацию о состоянии общества в целом, выявить наиболее актуальные его проблемы. Признание студенческой молодежи как значительной инновационной силы вызывает необходимость подключать её к решению приоритетных задач общества в

различных сферах, и, прежде всего, в сохранении и передаче базовых ценностей и смыслов последующим поколениям.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в современных условиях невозможно без учета поликультурности общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования отмечается важность развития у студентов «способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» (УК-5), а также «способности осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» (ОПК 4) [15].

Изучению различных аспектов поликультурной среды, поликультурного образовательного пространства посвящены многие исследования И.А. Мартьяновой [16], М.Л. Мельниковой, Д.А. Филинкова [17], И.И. Николаевой [18] и др. И.И. Николаева подходит к рассмотрению данного феномена не только как «важного социально-педагогического фактора позитивного взаимодействия разных культур и источника интеллектуального, профессионального развития отдельной личности, но и как результата и условия подготовки высоконравственной, творческой личности, укорененной в духовных и культурных традициях народов многонационального общества» [18].

И.А. Мартьянова говорит о важности формирования поликультурной личности, «способной воспринимать родную культуру в многообразии связей со всем человечеством». Она подчеркивает, что формирование такой личности возможно только при организации активного взаимодействия с представителями других культур на основе диалога, позволяющего «осмысливать мир современной культуры в диалектике единого и многообразного, выстраивать многокультурную картину мира». К атрибутивным свойствам поликультурной личности ученый относит «гуманность, установку на общечеловеческие ценности, диалогическое мышление, толерантность, многокультурную идентичность» [16, а 97].

В рамках нашего исследования мы будем придерживаться понимания поликультурной среды вуза для формирования ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи как социального и культурного пространства, в котором организуется продуктивное взаимодействие различных культур на основе равноправного диалога и сотрудничества, способствующее преодолению «этно- и культурно-центристских тенденций и предубеждений» [16, с. 98].

Таким образом, ценностно-смысловые ориентации студенческой молодежи в поликультурной среде - это система избирательного отношения наиболее прогрессивной части молодого поколения, которая может решать приоритетные задачи общества в сохранении и передаче базовых и поликультурных ценностей и смыслов последующим поколениям, к значимым для них объектам, проявляющаяся в выражении жизненной позиции в

соответствии с личностными смыслами, мотивационными убеждениями и установками.

Процесс формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций происходит путем восприятия молодежью определенных общественных ценностей. На наш взгляд, данный опыт помогает молодым людям справляться с различными жизненными ситуациями, способствует личностному росту. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [19, с. 218]. В связи с тем, что студенческий возраст является переходным периодом онтогенеза, он является наиболее важным в формировании и развитии ценностно-смысловых ориентаций. Для того чтобы минимизировать риски ценностных дезориентаций на данном этапе, необходимо приобщать молодых людей к ценностям посредством их культурного осознания.

Сформированные ценностно-смысловые ориентации свидетельствуют о наличии собственных нравственных убеждений, готовности личности к определенной деятельности для достижения жизненных целей, удовлетворения потребностей и интересов. Показатель устойчивости ценностных ориентаций говорит о зрелости и целостности личности, характеризующейся активной жизненной позицией, целеустремленностью и стабильным поведением.

В рамках нашего исследования формирование ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в поликультурной среде осуществлялось на основе музыкально-творческой деятельности по вокальному исполнительству. Процесс формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций представлен нами в виде духовно-психологического образования, включающего когнитивный; эмоционально-мотивационный и деятельностно-практический компоненты. Первый компонент характеризуется такими показателями, как мышление, оценка, осознание своих знаний, целеустремленность в самосовершенствовании и познании нового. Второй компонент проявляется в эмоционально-личностном отношении студента к окружающей действительности, способности к переживанию с помощью сочувствия, соучастия, сопереживания, которые обнаруживаются при организации совместной музыкально-творческой деятельности студенческой молодежи. Деятельностно-практический компонент связан с исполнительской деятельностью студентов. Он проявляется в стабильном поведении, активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру, в готовности к созиданию в процессе музыкально-творческой деятельности по вокальному исполнительству.

Таким образом, ценностно-смысловые ориентации во взаимосвязи с вокальной деятельностью включает три составляющих: «Эмоция + Познание + Мотив-действие». Каждый вектор весьма точно характеризует обозначенные выше компоненты, из которых состоит структура ценностно-смысловых ориентаций.

Материалы и методы исследования.

В ходе исследования важной задачей являлось определение взаимосвязи между эмоционально-эстетическим содержанием вокального произведения и степенью отзывчивости студента на эмоциональные переживания персонажа. Также задачей исследования было выявление процесса формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций у студенчества средствами вокального искусства в поликультурном образовательном пространстве. Перед нами стоял вопрос: каким способом формируется готовность применять полученный на вокальных занятиях опыт совместного музыкального творчества, в процессе которого происходит глубинное «проникновение в суть исполняемого произведения», формируются «навыки осмысленного и выразительного пения», воспитывается «эмоционально-оценочное отношение к миру, к людям, к собственной деятельности» [20, с. 98] для развития ценностно-смысловых ориентаций молодых людей, принадлежащих в студенческому сообществу, и их личностного ориентирования в поликультурной среде?

Организация сбора эмпирических данных проводилась в рамках межвузовского взаимодействия. В исследовании приняли участие 120 человек (среди них 40 студентов кафедры музыкального и хореографического образования института педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», 42 студента, обучающихся в Центре молодежного творчества ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» и 38 курсантов-участников хора ФКГОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России») в возрасте от 18 до 24 лет.

Как отмечалось ранее, процесс формирования и развития ценностно -смысловых ориентаций студенчества в поликультурной среде был представлен нами в виде духовно-психологического образования, включающего когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностно-практический компоненты. Для выявления уровней сформированности ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи (высокого, среднего, низкого) в процессе вокальной подготовки мы охарактеризовали их по каждому отдельному компоненту.

Основными показателями эмоционально-мотивационного компонента выступали способность студента к эмпатии, к толерантному отношению, готовность проникнуть в эмоционально-образную суть вокального произведения, постичь духовно-нравственное содержание музыки, готовность и мотивация к познанию нового. Ведущим показателем когнитивного компонента послужила оценка студентами своих собственных ценностно-смысловых ориентаций. Основополагающим показателем деятельностно-практического компонента выступает активная позиция к выражению собственного понимания нравственно-этического содержания вокального произведения в процессе его исполнения.

Для определения уровня сформированности ценностно-смысловых ориентаций в поликультурной среде использовались диагностические

процедуры: беседы, интервью, анкетирование, опросы, педагогическое наблюдение, творческие задания. Изучение уровня сформированности когнитивного компонента ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи было основано на методике «Ценностные ориентации» М. Рокича и на методике, выявляющей степень и характер воздействия вокальных произведений на данные ориентации.

По итогам диагностики, проведенной по методике М. Рокича, подавляющая часть студентов (70 процентов) среди терминальных ценностей приоритетными выбрали здоровье (физическое и психическое), материально -обеспеченную жизнь, свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). В первую тройку вошли «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)», «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)», «жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)». На последних местах оказались такие ценности, как «красота природы и искусства», «творчество (возможность заниматься творчеством)», «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)». Замыкают данный список ценностей широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), чуткость (заботливость).

Характер воздействия вокальных произведений на ценностно-смысловые ориентации был исследован с помощью беседы, состоящей из трех блоков. Вопросы первого блока были направлены на выявление способности выражать свою точку зрения, аргументировать свою позицию; второго - на эмоционально-чувственное самопознание через призму нравственного смысла вокальных произведений; третьего - на готовность студентов к анализу музыкальных произведений.

Мы выявили, что студенты не стремятся смело отстаивать свою позицию, им присуще нежелание выделяться из общей массы, большинство вокальных произведений, исполненных ими, не повлияло на их ценностные установки и мировоззренческие ориентиры. Полнотой и развернутостью отличились лишь некоторые ответы студентов. Они характеризовались глубиной и личностно-смысловым началом.

Уровень сформированности эмоционально-мотивационного компонента был изучен с помощью диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, методики изучения мотивов учебной детальности студентов, модифицированной А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Исследование показало, что у респондентов превалирует средний уровень эмпатических тенденций. Высокий уровень отмечен у 5 процентов опрошенных, низкий - у 20 процентов. Это означает, что большая часть опрошенных студентов в случае необходимости способна проявлять сочувствие, готовность помочь другому человеку.

С помощью применения методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» были выявлены ведущие мотивы обучения вокальному искусству. По результатам опроса, приоритетными мотивами прохождения вокальной подготовки являются получение материальных поощрений, выполнение педагогических требований, приобретение глубоких и прочных знаний.

Деятельностно-практический компонент изучался в рамках педагогических наблюдений за студентами в процессе вокальной подготовки на занятиях, репетициях, концертных выступлениях. Исследование проводилось по следующим параметрам: внимание, ответственное отношение, увлеченность изучением и исполнением вокальных произведений, дисциплинированность, ответственность за результат общего дела, способность выражать и отстаивать свою точку зрения при одновременно уважительном отношении к другим, демонстрация способности работать в команде, предотвращать конфликтные ситуации и эффективно взаимодействовать в группе [21].

Уровень сформированности ценностно-смысловых ориентаций в поликультурной среде был диагностирован с помощью опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова). Результаты проведенной диагностики позволяют сделать вывод о том, что у большинства опрошенных студентов выявлен средний уровень толерантности. Качественный анализ демонстрирует практически полное отсутствие социальной толерантности, которая проявляется в отношении личности к представителям различных социальных групп. У респондентов недостаточно проявляются установки в сфере межкультурной коммуникации. На среднем уровне находятся также личностные черты, установки и убеждения, определяющие отношение к окружающей действительности.

Итоговой диагностикой послужило разработанное нами творческое задание. Респондентам были представлены для слушания произведения различной тематики, написанные в разные эпохи и относящиеся к разным вокальным жанрам. После прослушивания необходимо было подобрать одно ключевое слово, отражающее смысл каждой прослушанной песни. Далее следовал ряд открытых вопросов, связанных с выявлением воздействия вокально-музыкального искусства на ценностно-смысловые ориентации личности. Данная диагностика показала, что большая часть студентов не готова к проникновению в смысловое, духовно-нравственное содержание произведения. Это демонстрирует низкий уровень ценностно-смысловых ориентаций студентов как когнитивного компонента, так и деятельностно-практического.

Выводы. Результаты экспериментальной работы демонстрируют недостаточный уровень сформированности ценностно-смысловых ориентаций у современной студенческой молодежи. Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей разработки педагогических условий,

направленных на формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций студентов вузов в поликультурной среде средствами вокального искусства, которое решает ряд важных воспитательных задач: активизация и обогащение эмоционально-ценностного отношения студентов к музыке, к вокальной деятельности, к различным явлениям окружающей действительности; установление на вокальных занятиях атмосферы творческого диалога и сотрудничества, духа общности и принадлежности к единому целому; расширение художественно-творческого и мировоззренческого опыта студентов.

Список источников

1. Вебер М. Избранные произведения: перевод с немецкого / составление, общая редакция и послесловие доктора философских наук Ю.Н. Давыдова. - Москва: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - Москва: Политиздат, 1986. - 223 с.

3. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - Москва: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

4. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. - Москва: Мысль, 1966. - 471

с.

5. Лисовский В.Т. Предисловие / О молодёжи и молодёжной политике: в 2-х т. / под общ. ред. А.А. Козлова. - Санкт-Петербург: Химиздат, 2005. - Т. 1. - 312 c.

6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. -Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 464 с.

7. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград: Изд-во Ленингр. унта, 1960. - 156 с.

8. Карабущенко Н.Б., Нерсесянц А.В., Штыре М.М. Ценностно-смысловые ориентации молодежного социально-ориентированного лидерства // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2021. - № 1(41). - С. 59-71.

9. Асафьева Н.В., Боронилова И.Г., Ценностно-смысловые ориентации и проблема осмысленности профессионального выбора современных студентов психолого-педагогических направлений // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 6. -С. 65-69.

10. Геращенко Н.В., Барыкина, М.А., Мельникова М.Ф. Ценностно-смысловые ориентации как составляющая профессионального благополучия будущих специалистов в области физической культуры и спорта // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сборник материалов, Волгоград, 26-27 апреля 2022 года. - Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2022. - Том 4. - С. 65-71.

11. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - № 2. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti (дата обращения: 31.01.2023).

12. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь / ред. кол: С.С. Северинцев и др. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 245 с.

13. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология,

культурология. - 2010. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения: 29.01.2023).

14. Ларина Г.Н. Социальные представления о свободе молодежи и особенности их актуализации в условиях жизнедеятельности // Пензенский психологический вестник. - 2016. - № 1. - URL: https:^yberleninka.m/article/n/sotsialnye-predstavleniya-o-svobode-molodezhi-i-osobennosti-ih-aktualizatsii-v-usloviyah-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 29.01.2023).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 4 декабря 2015 г., № 1426. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.01.2023).

16. Мартьянова И.А. Формирование поликультурной личности студента в образовательном пространстве вуза // Альманах современной науки и образования. - 2014. -№ 7 (85). - С. 97-99.

17. Мельникова М.Л., Филинков Д.А. Система жизненных смыслов студенческой молодежи разных национальностей в поликультурном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zhiznennyh-smyslov-studencheskoy-molodezhi-raznyh natsionalnostey-v-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 17.01.2023).

18. Николаева И.И. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов в поликультурной образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26963 (дата обращения: 29.01.2023).

19. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 304 с.

20. Каримова Л.Н. Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детских музыкальных школ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 63-2. - С. 96-99. - EDN LSQZBX.

21. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно-просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 261. - EDN VUCXXF.

References

1. Weber M. Izbrannyye proizvedeniya: perevod s nemetskogo [Selected works: translation from German] / compilation, general edition and afterword by Doctor of Philosophy Yu.N. Davydov. Moscow: Progress, 1990. 808 p. (In Russian)

2. ZdravomyslovA.G. Potrebnosti, interesy, tsennosti [Needs, interests, values]. Moscow: Politizdat, 1986. 223 p. (In Russian)

3. Yadov V.A. Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsialnogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and forecasting of social behavior of personality: Dispositional concept]. Moscow: TSSPIM, 2013. 376 p. (In Russian)

4. Olshansky V.B. Lichnost i sotsialnyye tsennosti [Personality and social values]. Moscow: Mysl, 1966. 471 p. (In Russian)

5. Lisovsky V.T. Predisloviye [Preface] / On youth and youth policy. In 2 volumes / under the general editorship of A.A. Kozlov. Vol. I. St. Petersburg: Himizdat, 2005. 312 p. (In Russian)

6. Golovakha E. I. Zhiznennaya perspektiva i tsennostnyye oriyentatsii lichnosti [Life perspective and value orientations of a personality]. St. Petersburg: Peter, 2009. 464 p. (In Russian)

7. Tugarinov V.P. O tsennostyakh zhizni i kultury [On the values of life and culture]. Leningrad: Publishing House of the Leningrad University, 1960. 156 p. (In Russian)

8. Karabushchenko N.B., Nersesyants A.V., Shtyre M.M. Tsennostno-smyslovyye oriyentatsii molodezhnogo sotsialno-oriyentirovannogo liderstva [Value-semantic orientations of

youth socially-oriented leadership]. CHelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog = Human factor: Social psychologist. 2021; 41(1): 59-71. (In Russian)

9. AsafyevaN.V., Boronilova I.G. Tsennostno-smyslovyye oriyentatsii i problema osmyslennosti professionalnogo vybora sovremennykh studentov psikhologo-pedagogicheskikh napravleniy [Value-semantic orientations and the problem of the meaningfulness of professional choice of modern students of psychological and pedagogical directions]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki = Scientific Review. Pedagogical sciences. 2020; (6): 65-69. (In Russian)

10. Gerashchenko N.V., Barykina M.A., Melnikova M.F. Tsennostno-smyslovyye oriyentatsii kak sostavlyayushchaya professionalnogo blagopoluchiya budushchikh spetsialistov v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Value-semantic orientations as a component of the professional well-being of future specialists in the field of physical culture and sports]. In: Topical issues of physical and adaptive physical education in the education system: collection of materials, Volgograd, April 26-27, 2022. Volume 4. Volgograd: Volgograd State Academy of Physical Culture, 2022: 65-71. (In Russian)

11. Kokovina L.N. Tsennostno-smyslovyye oriyentatsii lichnosti [Value-semantic orientations of personality]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika = Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2009; (2). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti (accessed 31 January 2023). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kon I.S. Molodezh [Youth]. In: Philosophical encyclopedic dictionary / edited by S.S. Severintsev et al. 2nd edition. Moscow: Enlightenment, 2012. 245 p. (In Russian)

13. Sergeev R.V. Molodezh i studenchestvo kak sotsialnyye gruppy i obyekt sotsiologicheskogo analiza [Youth and students as social groups and the object of sociological analysis]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya = Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, Sociology, law, political science, cultural studies. 2010; (1). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-analiza (accessed 29 January 2023). (In Russian)

14. Larina G.N. Sotsialnyye predstavleniya o svobode molodezhi i osobennosti ikh aktualizatsii v usloviyakh zhiznedeyatelnosti [Social ideas about the freedom of youth and the peculiarities of their actualization in the conditions of life]. Penzenskij psihologicheskij vestnik = Penza Psychological Bulletin. 2016; (1). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-predstavleniya-o-svobode-molodezhi-i-osobennosti-ih-aktualizatsii-v-usloviyah-zhiznedeyatelnosti (accessed 29 January 2023). (In Russian)

15. Federal State Educational Standard of Higher Education dated December 4, 2015, № 1426. - Available at: https://fgos.ru / (accessed 12 January 2023). (In Russian)

16. Martyanova, I.A. Formirovaniye polikulturnoy lichnosti studenta v obrazovatelnom prostranstve vuza [Forming multicultural personality of a student in the educational space of a university]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya = Almanac of modern science and education. 2014; 85(7): 97-99. (In Russian)

17. MelnikovaM.L., Filinkov D.A. Sistema zhiznennykh smyslov studencheskoy molodezhi raznykh natsionalnostey v polikulturnom obrazovatelnom prostranstve [The system of life meanings of students of different nationalities in a multicultural educational space]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia. 2018; (7). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zhiznennyh-smyslov-studencheskoy-molodezhi-raznyh natsionalnostey-v-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve (accessed 17 January 2023). (In Russian)

18. Nikolaeva I.I. Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya navykov mezhkulturnogo vzaimodeystviya studentov v polikulturnoy obrazovatelnoy srede [Psychological

and pedagogical aspects in forming skills of intercultural interaction of students in a multicultural educational environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2017; (5). - Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26963 (accessed 29 January 2023). (In Russian)

19. VygotskyL.S. Lektsii po pedologii [Lectures on pedology]. Izhevsk: Publishing house "Udmurt University", 2001. 304 p. (In Russian)

20. Karimova L.N. Formirovaniye gumanisticheskikh oriyentirov u uchashchikhsya detskikh muzykalnykh shkol [Forming humanistic orientations among students of children music schools]. Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2008; 63(2): 96-99. - EDN LSQZBX. (In Russian)

21. Karimova, L.N. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k razrabotke i realizatsii kulturno-prosvetitelskikh proyektov [Preparing pedagogical university students for the development and implementation of cultural and educational projects]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2016; (2): 261. - EDN VUCXXF. (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Лейсян Наилевна Каримова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, научное руководство, критический анализ текста.

Замира Самаридиновна Дустова - диагностика, сбор данных, анализ данных, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Laysan N. Karimova - theoretical analysis of literature on the problem of research, scientific guidance, critical analysis of the text.

Zamira S. Dustova - diagnostics, data collection, data analysis, article design.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 28.12.20.22; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The article was submitted 28.12.20.22; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.