УДК 376. 37
Погорелова О. А. студент магистратуры Донской государственный технический университет
Россия, Ростов-на-Дону
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
В статье раскрываются теоретические аспекты формировании связной речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, методы и приемы обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: связная монологическая речь, стертая форма дизартрии, особенности развития связной речи у детей с дизартрией.
Pogorelova O.A. master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don
TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF CONNECTED
SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTRIA
The article reveals the theoretical aspects of the formation of coherent speech in preschool children with dysarthria, methods and techniques for teaching coherent monologue speech of preschool children.
Keywords: coherent monologue speech, erased form of dysarthria, developmental features of coherent speech in children with dysarthria.
Актуальность проблемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста обусловлена специфичностью и уникальностью данного возраста, особенностями социально-личностного и психофизического развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период закладывается фундамент речевого развития ребенка, а также благоприятные возможности для всестороннего развития личности дошкольника.
То, насколько связно высказывается ребенок, говорит об уровне не только его умственного развития, но и образного мышления, чувственного восприятия. Навыки владения устной монологической речью - это огромное достижение, к которому необходимо стремиться в речевом воспитании дошкольников. Знание особенностей связной речи, их
проявлений, механизмов будет способствовать более эффективному осуществлению коррекционного воздействия, которое носит также развивающий характер. Умение связно говорить предполагает владение всеми сторонами устной речи: грамматической, лексической, фонетической.
Разработкой методов обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста в разное время занимались О. С. Ушакова[13], Е. И. Тихеева [12], Н.Ф. Виноградова [2], Р. И. Лалаева [9], Н. В. Серебрякова [11], В. П. Глухов [5], Н. Г. Андреева [1], О. С. Гомзяк [6] и др.
Конечный результат связной речи, как вида речемыслительной деятельности, выражается в текстовом сообщении. В настоящее время в психолого-педагогической литературе представлены разные взгляды на содержание и последовательность включения определенных типов связных высказываний. В специальной литературе характеризуются связные детские высказывания с различных точек зрения: сюжетные и описательные высказывания; по картинам и игрушкам; творческие рассказы по воображению и по памяти и др.
Основным направлением коррекционно-логопедической работы над сформированностью речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами признано обучение их рассказыванию. Многие исследователи и практические работники сосредоточили свое внимание на необходимости освоения детьми с подобными проблемами речи разных видов рассказывания. В исследованиях Е.И.Тихеевой [12], Н.Ф.Виноградовой [2], О.С.Ушаковой [13], Т.Ф.Филичевой [14], М.М.Кониной [7], А.М.Леушиной [10] и др. показано значение формирования навыков рассказывания в развитии устной монологической речи. Описаны методики, основные приемы и последовательность обучения рассказыванию детей с проблемами речи.
Основными видами связной монологической речи, которыми необходимо овладеть старшим дошкольникам, являются пересказ, рассказ-описание (реального события, какого-либо предмета, изображения на картинке) и рассказ по воображению.
Пересказ - это довольно сложное для дошкольника, творческое учебное упражнение. Целью пересказа является умение ребенка определить главную мысль рассказа и основные линии сюжета; на основе анализа содержания выделить по смыслу второстепенные детали, чтобы исключить их из своего пересказа. Затем ему необходимо сформулировать свои мысли и передать содержание прочитанного материала близко к тесту, но своими словами, используя различные обороты и синтаксические конструкции.
При этом важна близость к первоисточнику, и способность выражать одну и ту же мысль по-другому. В процессе пересказа тренируется
гибкость мышления ребенка, развивается его восприятие и внимание, логическое мышление, обогащается словарный запас [12].
Без постоянных упражнений в перефразировках, изменяющих текс, но сохраняющих его смысл, мышление будет неподатливым, косным. Важно и то, что во время работы над пересказом, ребенок задумывается над собственным отношением к прочитанному или услышанному. Следовательно, логопед должен уделять большое внимание подбору литературного материала для пересказа.
Еще более сложным для ребенка видом связной речи по сравнению с пересказом литературного произведения, является рассказ: самостоятельно созданное и развернутое изложение определенного повествования. Рассказы детей можно условно разделить на рассказ по предложенной картине, рассказ-описание и рассказ с элементами творчества.
Рассказ по картинке составляется с использованием иллюстративного материала. По мнению исследователей, использование наглядного материала очень важно для формирования конкретных представлений ребенка об изображенном на картине. Так, например, Л.С.Выготский [4], С.Л.Рубинштейн [11], А.М.Леушина [10] утверждали, что внимательное рассматривание картин известных художников, иллюстраций к произведениям является для ребенка своеобразным средством информации, помогает им увидеть и назвать характерные признаки изображенных объектов, развивает внимание, учит подмечать детали. Иллюстративный материал должен также иметь эстетическую значимость, быть высокохудожественным, но при этом доступным для детского понимания. Наглядный материал помогает ребенку составить более полный, логически выстроенный и последовательный рассказ. Придумать рассказ по иллюстрации гораздо сложнее, чем рассказать о реальном предмете. После освоения ребенком рассказа по картинке, можно приступить к более сложным для детей заданиям - рассказыванию по последовательной сюжетной серии изображений и рассказу по пейзажной картине.
Назначением рассказа-описания является характеристика какого-либо предмета, явления, или сообщение об определенном моменте действительности. В описании могут перечисляться различные качества предмета, уточняться его свойства, назначение. В этом виде рассказа ребенок должен опираться на факты, память, свое восприятие, уметь вычленять существенные признаки предложенного предмета и описывать их в определенной последовательности. В завершении описания выражается свое отношение к предмету или явлению, его оценка. В рассказе-описании необходимо употреблять слова с пространственным и качественным значением, использовать сравнения, метафоры и эпитеты.
Все это формирует речемыслительную деятельность детей, их наблюдательность, речеслуховое восприятие. К рассказу-описанию можно
отнести описание любимой игрушки, какого-либо природного явления, события из жизни ребенка и т. д. Много внимания особенностям описательной речи детей уделяли в своих работах такие педагоги, как Н. Ф. Виноградова [2], М. М. Конина [7], О. С. Ушакова [13] и др.
Исследованиями, посвященными формированию у детей навыков творческого рассказывания, занимались Л.В. Ворошнина [3], А.Е. Щибицкая [15], О.С. Ушакова [13] и др. Данный вид рассказывания должен иметь сюжет, который развивается во времени. Развитие действия происходит благодаря определенной структуре повествования, в которой можно выделить завязку сюжета, середину и финал. Для работы над составлением творческого рассказа от ребенка требуется творческое воображение, обдумывание сюжета, рассуждения, объяснение определенных способов действия. Все это, в конечном итоге, способствует активизации речевой деятельности, совершенствует уровень высказывания. Дети могут рассказывать о реальном событии, а могут самостоятельно придумать определенные образы, фантастические ситуации, небылицы. Часто дети делают попытки создать собственный сказочный сюжет, описать придуманное ими место действия. В данном виде творчества немалое значение имеет уровень художественного развития детей.
Для успешных результатов в обучении детей связному рассказыванию должна быть выстроена последовательная система комплексной поэтапной работы специалистов. По словам О.С.Гомзяко: «Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно -развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи» [6].
Важно работать над всеми сторонами устной речи: лексической, фонетической, грамматической. Большое внимание нужно уделять развитию смысловой стороны речи, а также активизировать использование детьми в рассказывании глаголов, прилагательных, причастных оборотов. Кроме того, необходимо работать с детьми над развитием слухового восприятия и звукопроизношения, связностью высказываний, темпом речи и ее интонационной выразительностью.
Т.А.Ладыженская утверждает, что для планомерной и целенаправленной работы над формированием связной речи нужно строить занятия в определенной последовательности, поэтапно [8].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе описаны методы и приемы обучения рассказыванию детей с проблемами речи. Все они должны содействовать главной цели - формированиюнавыков связной
устной речи, необходимых в первую очередь для преодоления речевого недоразвития дошкольников, а также для подготовки их к дальнейшему обучению в школе.
Использованные источники:
1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика / Н. Г. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 184 с.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - 102 с.
3. Ворошнина Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1994.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: сб. / Л.С. Выготский - М.: АСТ: Астрель, 2011 - 637, [1] с., ил.
5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. -168 с.
6. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2014. - 112 с.
7. Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа).// Известия Акад. пед. наук РСФСР.1948.- Вып. 16.
8. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 255 с.
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: Союз, 2004.
10. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -713 с.
12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с
14. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: пособ. для воспит. дошк. учрежд. - М.: Проф. обр.,1993. - 232с.
15. Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду. -М., 1974.