Научная статья на тему 'Исследование связной речи у детей с дизартрией'

Исследование связной речи у детей с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2524
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДИЗАРТРИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / SPEECH / DYSARTHRIA / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канова Юлия Сергеевна, Отева Надежда Ивановна, Пащенко Елена Владимировна

Количество детей с различными нарушениям речи растет, у дошкольников чаще всего встречается дизартрия. При дизартрии могут нарушаться лексика, грамматический строй речи, связная речь и т. д. Акцент авторами сделан на изучение связной речи у дошкольников с дизартрией. Целью статьи является исследование особенностей формирования связной речи у дошкольников с дизартрией. Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ нарушений связной речи у дошкольников с дизартрией. Определены специфические особенности пересказа у детей с дизартрией: бедность повествования, недостаточная полнота и точность высказываний, нарушения последовательности пересказа, выпадение некоторых смысловых звеньев. Выявлены нарушения в установлении смысловых связей между картинками, затруднения при составлении рассказа на основе личного опыта: нарушения связности, последовательности повествования; пропуск некоторых пунктов плана, согласно которому должен был составлен рассказ. Практическая значимость: исследованы такие показатели связной речи, как: полнота и точность высказываний, способность устанавливать связи между объектами, соблюдение логической последовательности и смысловой связи между предложениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канова Юлия Сергеевна, Отева Надежда Ивановна, Пащенко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SPEECH IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The number of children with various speech disorders is growing, and dysarthria is the most common in preschoolers., Vocabulary, grammatical structure of speech, speech and so on can be disordered with dysarthria. The authors focus on the study of speech in preschool children with dysarthria. The purpose of the article is to study the features of speech formation in preschool children with dysarthria. The theoretical novelty. A qualitative analysis of speech disorders in preschool children with dysarthria was performed. Specific features of retelling in children with dysarthria are defined: poor narration, insufficient completeness and accuracy of statements, violations of the sequence of retelling, loss of some semantic links. Disorders in establishing semantic connections between the pictures, difficulties in composing a story based on personal experience were discovered: disorders with sequence of the story; omission of some points of the plan according to which the story should have been composed. Practical significance: such indicators of speech as: completeness and accuracy of statements, the ability to establish connections between objects, compliance with logical sequence and semantic connection between sentences are studied.

Текст научной работы на тему «Исследование связной речи у детей с дизартрией»

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.A. Kalinina, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000110640@study.utmn.ru. A.A. Reutova, Graduate Student, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.a.reutova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-8605-0396.

УДК 376

Юлия Сергеевна Канова

г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень Елена Владимировна Пащенко

г. Тюмень

Исследование связной речи у детей с дизартрией

Количество детей с различными нарушениям речи растет, у дошкольников чаще всего встречается дизартрия. При дизартрии могут нарушаться лексика, грамматический строй речи, связная речь и т. д.

Акцент авторами сделан на изучение связной речи у дошкольников с дизартрией.

Целью статьи является исследование особенностей формирования связной речи у дошкольников с дизартрией.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ нарушений связной речи у дошкольников с дизартрией.

Определены специфические особенности пересказа у детей с дизартрией: бедность повествования, недостаточная полнота и точность высказываний, нарушения последовательности пересказа, выпадение некоторых смысловых звеньев.

Выявлены нарушения в установлении смысловых связей между картинками, затруднения при составлении рассказа на основе личного опыта: нарушения связности, последовательности повествования; пропуск некоторых пунктов плана, согласно которому должен был составлен рассказ.

Практическая значимость: исследованы такие показатели связной речи, как: полнота и точность высказываний, способность устанавливать связи между объектами, соблюдение логической последовательности и смысловой связи между предложениями.

Ключевые слова: связная речь, дизартрия, дошкольники.

Julia Sergeevna Canova

Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva

Tyumen

Elena Vladimirovna Pashchenko

Tyumen

The study of speech in children with dysarthria

The number of children with various speech disorders is growing, and dysarthria is the most common in preschoolers., Vocabulary, grammatical structure of speech, speech and so on can be disordered with dysarthria.

The authors focus on the study of speech in preschool children with dysarthria.

The purpose of the article is to study the features of speech formation in preschool children with dysarthria.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of speech disorders in preschool children with dysarthria was performed.

Specific features of retelling in children with dysarthria are defined: poor narration, insufficient completeness and accuracy of statements, violations of the sequence of retelling, loss of some semantic links.

Disorders in establishing semantic connections between the pictures, difficulties in composing a story based on personal experience were discovered: disorders with sequence of the story; omission of some points of the plan according to which the story should have been composed.

Practical significance: such indicators of speech as: completeness and accuracy of statements, the ability to establish connections between objects, compliance with logical sequence and semantic connection between sentences are studied.

Keywords: speech, dysarthria, preschool children.

Актуальность: В настоящее время существует тенденция постоянного увеличения числа речевых нарушений у детей-дошкольников. Речевые расстройства чаще всего встречаются у детей в виде дизартрии - нарушении произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

Причиной дизартрии является органическое поражение головного мозга, вызванное влиянием различных неблагоприятных факторов в прена-тальном, натальном и постнатальном периодах. Органическое поражение мозга, как правило, является следствием гипоксии плода, острых хронических инфекций, интоксикации, токсикоза беремен-

ности, которые способствуют возникновению родовой травмы. Дизартрия также может быть вызвана несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, травмы, также могут быть потенциальными причинами дизартрии [5].

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут выражаться по-разному, в зависимости от тяжести поражения нервной системы и формы дизартрии: в более легких случаях речь недостаточно четкая, несколько смазанная, искаженная; в более тяжелых присутствуют многочисленные искажения, смешения и замены звуков, страдает тем-по-ритмическая организация речи - речь нечеткая, невнятная [3].

Нарушения просодики также могут быть различны. Часто голос либо чрезмерно тихий, либо чрезмерной громкий, ребенку трудно изменять голос по силе или высоте. Нередко при дизартрии голос назализирован, как у детей с ринолалией. Голос слабый, тусклый, слабомодулированный, часто к концу фразы угасающий. Часто при дизартрии нарушено речевое дыхание.

Вторично при дизартрии могут нарушаться лексика, грамматический строй речи, связная речь и т.д.

Изучением связной речи занимались многие отечественные ученые - это Н.И. Жинкин, В.П. Глухов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, В.К. Воробьева, Е.А. Баринова, Н.И. Ипполитова, И.А. Зимняя, Л.Г. Соловьева и др. Особый вклад в изучение связной речи внесли В.П. Глухов - им были описаны виды связной речи, ему принадлежат методики по обследованию и формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи, и С.Л. Рубинштейн, который дал определение понятию «связная речь» и подробно описал виды связной речи.

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, с помощью которого осуществляется процесс коммуникации между людьми. Связная речь бывает монологической и диалогической [1].

Диалогическая речь представляет собой поочередное говорение нескольких собеседников с последующим прослушиванием и говорением других собеседников. Диалогическая речь часто сопровождается жестами, мимикой, она интонационно окрашена. Диалогу свойственны следующие характерные черты - разговорная лексика, наличие фразеологии, краткость, недоговоренность (это связано с тем, что во время диалога собеседники знают, о чем идет речь, и им не нужно развертывание мысли), кратковременное предварительное обдумывание.

С помощью диалогической речи осуществляется процесс взаимодействия, общения между людьми - происходит обмен информацией, опытом и т. д. Ребенок начинает пользоваться диалогической речью после 2 лет - она представляет

собой обращение к собеседнику, выражение какой-то мысли, просьбы, ответ на вопрос взрослого.

Монологическая речь - это связное, логически последовательное высказывание, это речь одного человека.

Для монологической речи характерны следующие признаки - наличие литературной лексики, определенная развернутость повествования, наличие логической связи, завершенность, синтаксическая оформленность. Овладение монологической речью начинается в период 5-6 лет, когда ребенок осваивает грамматический строй речи - он уже может составлять небольшие рассказы, пересказы из 40-50 предложений.

Выделяют также ситуативную и контекстную форму речи:

Ситуативная речь - речь, понятная только вкупе с конкретной ситуацией, и сама по себе не может в полной мере выразить мысль в речевой форме. Ситуативная речь активно сопровождается жестами, мимикой. Ребенок, начиная с 1 года, произнося первые слова, пользуется именно ситуативной речью.

Контекстная речь - речь, понятная из самого контекста, смысла. Построение высказывания происходит без опоры на определенную ситуацию, а только на языковые средства. Контекстная речь активно формируется у ребенка в дошкольном периоде [4].

Связная речь играет большую роль в развитии ребенка - она способствует взаимодействию, коммуникации ребенка с окружающими людьми, регулирует нормы поведения в обществе, что является важным фактором в развитии личности ребенка.

Нарушения связной речи выражаются в трудностях составления рассказа по картинке или серии картинок, пересказе; нередки замены названий предметов и пропуски второстепенных членов предложения. Воспроизведение текста характеризуется неточностью, недостаточной полнотой, трудностями установления логической связи между предложениями.

Перечисленные нарушения обуславливают необходимость своевременной логопедической диагностики и коррекции речи ребенка, в том числе, и связной речи, которая при поступлении ребенка в школу становится важным условием для успешного обучения и усвоения новых знаний. Лишь при условии, когда связная речь у ребенка достаточно развита, он может давать исчерпывающие и информативные ответы на вопросы учителя, в полной мере, рационально и правильно высказывать свои мысли, составлять пересказы текстов научной и художественной литературы.

Научная новизна: Несмотря на очевидную распространенность у детей такого речевого нарушения, как дизартрия, данных о состоянии связной речи у детей-дизартриков недостаточно, в связи с чем данное исследование носит актуальный характер.

Цель: провести исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 133 г. Тюмени; в исследовании участвовало 10 детей с диагнозом

дизартрия.

Для исследования состояния связной речи использовалась методика В.П. Глухова [2], с помощью которой были исследованы такие показатели связной речи, как полнота и точность высказываний, способность устанавливать связи между объектами, соблюдение логической последовательности и смысловой связи между предложениями.

Целью первого задания было определение способности составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). 3 ребенка справились с заданием - давали полные исчерпывающие ответы, без вспомогательного вопроса. У 2 детей возникли некоторые затруднения в назывании картинок -им потребовалась небольшая подсказка для полного ответа. 2 детям было трудно составить полную фразу со всеми картинками, им потребовались наводящие вопросы, а трое детей продемонстрировали низкий уровень выполнения задания -они пропускали некоторые картинки, их фразы были аграмматичны, и им требовалось несколько наводящих вопросов.

Целью второго задания было выявление способности устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. У троих детей не возникло трудностей в составлении фразы - они использовали все картинки и смогли установить связь между ними. 1 ребенок затруднился в установлении связи, и ему потребовался наводящий вопрос (средний уровень). Для пятерых детей было трудно установить связь между картинками, кроме того, не все картинки использовались в составлении фразы - они продемонстрировали недостаточный уровень выполнения задания. 1 ребенок не смог без наводящих вопросов составить высказывание.

Целью третьего задания было выявление возможности воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. 2 ребенка успешно справились с заданием: они полно и подробно пересказали текст, ими была соблюдена последовательность и логичность повествования. 5 детей продемонстрировали средний уровень выполнения - они недостаточно полно и точно передали содержание текста, некоторым детям потребовался наводящий вопрос. 1 ребенок испытывал определенные трудности - ему потребовалось не-

сколько наводящих вопросов для составления связного рассказа, он пропустил некоторые смысловые звенья. Для двоих детей составить пересказ было особенно трудно - им потребовалось несколько наводящих вопросов, связность изложения была нарушена, были пропущены некоторые части текста.

Целью четвертого задания было составление связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. 2 ребенка смогли составить рассказ: они правильно описали каждую картинку и установили связь между ними. У 4 детей были небольшие трудности при составлении рассказа - им потребовалась небольшая помощь при установлении связи между картинками, наблюдались небольшие ошибки при назывании изображенных на картинке действий. 4 ребенка продемонстрировали недостаточный уровень выполнения: дети не смогли установить связь между картинками, ими недостаточно полно и точно было передано их содержание; им потребовались наводящие вопросы.

Целью пятого задания было составление рассказа на основе личного опыта для выявления индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. 2 ребенка полностью справились с заданием: их рассказ был достаточно полным и точным, были даны ответы на все вопросы задания. 3 ребенка также справились с заданиям, но их рассказы были недостаточно информативны. 4 детям потребовалась помощь и наводящие вопросы в составлении рассказа -хотя они ответили на все вопросы задания, их повествование было недостаточно полным, фразы короткими, иногда они ограничивалось простым перечислением действий. 1 ребенок не смог составить полный рассказ - ему потребовалось несколько наводящих вопросов, он ограничивался бедными короткими фразами и перечислениями, резко нарушена связность высказывания.

Целью шестого задания было составление описательного рассказа по картинке. 3 ребенка смогли самостоятельно составить достаточно информативный рассказ, хотя и наблюдалась некоторая смысловая незавершенность. 6 детей выполнили задание на недостаточном уровне: их рассказ был недостаточно полным и точным, были пропущены некоторые детали, изображенные на картинке; детям требовалась помощь и наводящие вопросы. 1 ребенок при составлении рассказа ограничивался простым перечислением отдельных признаков предмета; его рассказ был недостаточно полным и точным, была нарушена логико-смысловая организация рассказа. Ему потребовалось несколько наводящих вопросов.

Таблица 1

Таблица с данными об исследовании состояния связной речи у детей с дизартрией

Уровень выполнения/задание Высокий уровень Средний уровень Недостаточный уровень Низкий уровень

1. Составление фразы по сюжетной 3 2 2 3

картинке

2. Составление фразы по нескольким 3 1 5 1

картинкам

3. Пересказ литературного текста 2 5 1 2

4. Составление рассказа по сюжет- 2 4 4 0

ным картинкам

5. Составление рассказа на основе 2 3 4 1

личного опыта

6. Составление описательного рас- 0 3 6 1

сказа

Вывод: таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод о наличии нарушений связной речи у детей - большие затруднения у них вызывают задания с использованием монологической связной речи: пересказ (с ним успешно справились только 20% детей), составление рассказа по серии сюжетных картинок (лишь у 20% детей наблюдается высокий уровень выполнения задания), и составление описательного рассказа (абсолютно правильного выполнения задания не было) и др.

Наиболее часто встречаемые ошибки детей -составление предложений с использованием не всех картинок, пропуск некоторых изображенных деталей.

Пересказ литературного текста также имел свои специфические особенности - для некоторых

детей были характерны бедность повествования, недостаточная полнота и точность высказываний -озвучивались лишь основные действия без подробных описаний; наблюдались нарушения последовательности пересказа, выпадение некоторых смысловых звеньев.

Большие затруднения у детей вызывало задание с составлением рассказа по серии сюжетных картинок (при описании одной сюжетной картинки и установлении смысловых связей между картинками).

Составление рассказа на основе личного опыта и описательного рассказа было несколько легче для детей, хотя и наблюдались определенные затруднения - нарушения связности, последовательности повествования; пропуск некоторых пунктов плана, согласно которому должен был составлен рассказ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.

2. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практ. логопедов / В.П. Глухов. - М. : В. Секачев, 2012. - 262 с.

3. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с. - (Мастера психологии).

5. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.

REFERENCES

1. Alekseeva M.M., Jashina V.I. Metodika razvitija rechi i obuchenija rodnomu jazyku doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. i sred, ped. ucheb. zavedenij [Methods of speech development and teaching the mother tongue of preschoolers]. Moscow: Akademija, 2000. 400 p.

2. Gluhov V.P. Metodika formirovanija navykov svjaznyh vyskazyvanij u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi: ucheb.-metod. posobie dlja studentov ped. i gumanit. vuzov i prakt. logopedov [Methods of forming skills of coherent statements in preschoolers with general speech underdevelopment]. Moscow: V. Sekachev, 2012. 262 p.

3. Volkovoj L.S. (eds.) Logopedija: uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech Therapy]. Moscow: VLA-DOS, 1998. 680 p.

4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2000. 712 p.

5. Filicheva T.B., Cheveleva N.A., Chirkina G.V. Osnovy logopedii: ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov po spec. «Pedagogika i psihologija (doshk.)» [Fundamentals of Speech Therapy]. Moscow: Prosveshhenie, 1989. 223 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ю.С. Канова, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000198818@study.utmn.ru.

Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

Е.В. Пащенко, аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: e.v.pashhenko@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-7760-6751.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

J.S. Canova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000198818@study.utmn.ru.

N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Graduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

E.V. Pashchenko, Graduate Student, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: e.v.pashhenko@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-7760-6751.

УДК 796.29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Татьяна Леонидовна Караваева

г. Киров Олеся Олеговна Караваева

г. Киров

Подвижные игры как одно из средств профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профильных медико-биологических классов

Воспитание человека неразрывно связано с его физическим совершенствованием. Улучшение здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся всегда являются одной из главных государственных задач, для решения которой привлекаются большие силы и средства.

В настоящее время профессиональное воспитание старшеклассников медико-биологических классов решается без целенаправленного развития способностей и процессов прикладного характера, присущих специальности медицинского работника. Правильно организованное физическое воспитание позволяет заложить основы гармоничного физического развития и способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Подвижные игры представляют собой бесконечное разнообразие двигательных комбинаций, отличаясь этим от узкого, определенного круга действий, характерных для большинства трудовых процессов.

Кроме того, не следует забывать, что игры являются одним из активных методов обучения. Применение подвижных игр и специальных игровых упражнений в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) позволяет создать широкую базу для освоения и дальнейшего совершенствования разнообразных двигательных умений и навыков.

Ключевые слова: подвижные игры, профессионально-прикладная физическая подготовка, уроки физической культуры.

Tatyana Leonidovna Karavaeva

Kirov

Olesya Olegovna Karavaeva

Kirov

Movable games as one of the means of professional and applied physical training of students of specialized medical and biological classes

The education of a person is inextricably linked with his physical improvement. Improving the health, physical development and physical fitness of students is always one of the main state tasks for which large forces and funds are involved.

Currently, professional education of high school students of medical and biological classes is solved without the purposeful development of abilities and applied processes inherent in the specialty of a medical worker. Properly organized physical education allows you to lay the Foundation for harmonious physical development and contribute to the formation of a fully developed personality.

Movable games represent an infinite variety of motor combinations, differing in this from the narrow, specific range of actions characteristic of most labor processes.

In addition, we should not forget that games are one of the active methods of learning. The use of mobile and special game exercises in professional and applied physical training allows you to create a broad base for the development and skills.

Keywords: movable games, professional and applied physical training, physical education lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.