Научная статья на тему 'К вопросу о формировании стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации'

К вопросу о формировании стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуб А.А.

В результате анализа документов, декларирующих стратегические перспективы российского общества, сделан вывод о том, что наиболее острой проблемой в сфере управления пространственными процессами является отсутствие эффективного диалога органов власти по вопросам стратегического планирования развития регионов. Предложены меры по совершенствованию концептуальных основ региональной политики устойчивого инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. ЧУБ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-таН:апсНиЬ@таН. ги Владимирский государственный гуманитарный университет

В результате анализа документов, декларирующих стратегические перспективы российского общества, сделан вывод о том, что наиболее острой проблемой в сфере управления пространственными процессами является отсутствие эффективного диалога органов власти по вопросам стратегического планирования развития регионов. Предложены меры по совершенствованию концептуальных основ региональной политики устойчивого инновационного развития.

Ключевые слова: региональная политика, стратегическое планирование, устойчивое инновационное развитие.

В последние годы в качестве одной из первоочередных задач российские власти декларируют решение проблемы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития субъектов Российской Федерации на базе формирования эффективной региональной политики, которая в современных условиях является важнейшим инструментом достижения оптимального соотношения между экономической результативностью и социальной справедливостью. Так, на одном из недавних заседаний партии «Единая Россия» заместитель главы Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике Ирина Яровая подчеркнула, что в условиях глобального экономического кризиса региональная политика должна стать индикатором успешности политики государствав целом [5].

При этом фактические данные свидетельствуют о том, что действующие принципы государственной региональной политики Российской

Федерации имеют ряд существенных недостатков, наличие которых не сглаживает, а усиливает асимметричность пространственного развития Российской Федерации. Так, в 2006 г. только в 12 субъектах из 79 уровень душевого валового регионального продукта превышал среднероссийский показатель. Более половины регионов (43 субъекта) являлись аутсайдерами с уровнем валового регионального продукта на душу населения ниже 2/3 от среднероссийского уровня. Кроме того, разница между средними показателями душевого валового регионального продукта пяти регионов-лидеров и пяти регионов-аутсайдеров имеет явную тенденцию к ухудшению — если в 2002 г. она составляла 5,77 раза, в 2005 — 6,8, то в 2006г. данная величина возросладо 7,5 [7].

По мнению автора, к основным проблемам, существующим в настоящее время в вопросах управления региональным развитием Российской Федерации, следует отнести:

1) отсутствие единства и системности в стратегических ориентирах развития региональных систем, возникшее в результате крайне слабого взаимодействия между ключевыми министерствами, отвечающими за регулирование процессов стратегического планирования государственной региональной политики;

2) отсутствие четких законодательных основ региональной политики, а также ряд пробелов в системе ее правового и финансового обеспечения, что выражается в слабой реализации законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (в том числе в сфере инновационной деятельнос-

ти), а также в несоразмерности обязанностей, возложенных на регионы, и объема ресурсов, предоставленных для их реализации;

3) разбалансированность и неустойчивость развития современных российских региональных систем, возникшие в результате негативного воздействия двух указанных факторов и использования перераспределительной модели региональной политики;

4) существенное замедление темпов движения к устойчивому инновационному типу общественного развития, вызванное значительным снижением объемов фундаментальных исследований, а также крайне низким уровнем коммерциализации инновационных разработок;

5) отсутствие единой системы показателей оценки устойчивости развития региональных социально-экономических систем.

Вот почему важно рассмотреть пути и методы совершенствования концептуальных основ государственной политики Российской Федерации в сфере формирования стратегических приоритетов регионального развития. Для выявления последних автором был проанализирован ряд документов, декларирующих стратегические перспективы дальнейших трансформаций российского общества [1-4,8,9].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее — КДР) [2] определяет общенациональные стратегические цели на перспективу с учетом регионального аспекта. Финансовой основой этой Концепции должна стать Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 г. [1]. Основная задача долгосрочного бюджетного планирования, говорится в ней, состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. «Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшихся при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных КДР, которая призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов при сохранении макроэкономической стабильности [1]».

Не утратил своей актуальности и Указ Президента Российской Федерации «Об основных

положениях региональной политики в Российской Федерации», который в настоящее время является фактически единственным (помимо Конституции Российской Федерации) действующим нормативным актом, определяющим сущность и содержание региональной политики [9].

В то же время большинство ученых, общественных деятелей и политиков отмечает размытость и нечеткость его целевых ориентиров, а также явную недостаточность одного правового документа для регламентации такой значимой и сложной сферы, как отношения федерального центра и властей субъектов Федерации. В этой связи Концепция стратегии социально-экономического развития регионов и Проект Концепции совершенствования региональной политики призваны обеспечить дальнейшую трансформационную динамику реги-ональныхпроцессов [3,4].

Еще один важный документ — Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций — развивает положение КДР, где указано, что к 2020 г. должен состояться переход «российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типуразвития» [3,с.5].

Автор провел сравнительный анализ указанных документов по таким ключевым параметрам, как миссия, цели, задачи, приоритеты, инструменты и механизмы реализации. Все это позволило выявить ответственного разработчика проекта, а также предполагаемые форму и направление развития государства.

В результате было установлено, что в настоящее время за разработку и реализацию стратегических приоритетов государства в сфере региональной политики несут ответственность три основных министерства: Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Конечно, каждый из разработчиков имеет свой взгляд на определение формы и направления тренда развития Российской Федерации, что влечет за собой дальнейшее расхождение в целях, задачах и стратегических приоритетах. В частности, Минэкономразвития России определяет будущий тип развития как «инновационный социально ориентированный тип развития экономики» [3, с. 9]. Минфин России делает упор на социальную составляющую, декларируя в качестве миссии «устойчивое повышение уровня жизни и состояния здоровья граждан» [1,с. 34].В свою очередь Мин-

регион России настаивает на «сбалансированном социально-экономическомразвитии» [4, с. 1].

Таким образом, подтверждается сделанное ранее заявление об отсутствии взаимодействия между органами государственной власти, отвечающими за процессы стратегического планирования региональной политики, и, как следствие, расхождение в стратегических ориентирах развития региональных систем.

Также в ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия в оформлении всех указанных документов, что, на взгляд автора, затрудняет не только (и не столько) исследовательскую работу, но, прежде всего, процессы согласования принципиальных позиций по ключевым для развития государства моментам.

В качестве еще одного недостатка разработанных на федеральном уровне программных документов следует отметить тот факт, что в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций, так же, как и в документе Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года» [6], фактически не отражены принципы и механизмы формирования региональных модулей национальной инновационной системы Российской Федерации, продекларированные в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Для решения вопроса о приведении стратегических приоритетов региональной политики к единому знаменателю автор предлагает определить ее директивное направление как «устойчивое инновационное развитие», под которым следует понимать сбалансированное развитие социальной и экономической составляющих региональной системы путем совершенствования институциональной среды и активизации инновационных процессов.

Далее, исходя из указанной формы общественного развития, необходимо сформировать миссию, цели, задачи и приоритеты региональной политики.

На взгляд автора, миссию региональной политики устойчивого инновационного развития следует сформулировать как: «Достижение уровня инновационного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечивающего России статус одной из ведущих мировыхдержав».

Перечень стратегических целей предлагается определить в следующем составе:

1) обеспечение устойчивого инновационного развития регионов Российской Федерации;

2) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в сферах экономического и инновационного развития, а также качества жизни населения;

3) обеспечение и дальнейшая поддержка баланса между наращиванием инновационно-экономического потенциала и формированием комфортной среды обитания в каждом регионе;

4) равнодоступность и качество общественных услуг;

5) поддержка динамичного развития лидирующих территорий при одновременном формировании необходимых институционально-экономических условий для придания импульсов развития остальным регионам.

Приоритетами региональной политики устойчивого инновационного развития следует признать:

1) инновационную и социальную ориентацию регионального развития;

2) формирование национальной инновационной системы (НИС) государства на уровне, соответствующем зарубежным стандартам, и ее дальнейшее динамичное развитие на базе региональных инновационных модулей;

3) всестороннюю модернизацию экономики на основе технологических инноваций и создания центров регионального развития;

4) совершенствование системы субфедерального уровня управления.

В качестве основных задач указать:

• создание необходимых условий для повышения социально-экономической самостоятельности и ответственности регионов путем совершенствования федеративных отношений и налогово-бюджетных инструментов государственной политики;

• формирование НИС посредствам создания инновационного каркаса страны и развития межрегиональных инновационных систем;

• содействие модернизационным процессам;

• повышение уровня инфраструктурной обеспеченности территории, в том числе за счет размещения объектов федеральной инфраструктуры;

• оказание финансовой поддержки регионам в целях обеспечения установленного законодательством минимально допустимого уровня жизни и сокращения межрегиональной дифференциации;

• дальнейшее совершенствование пространственного развития Российской Федерации.

Сформулированные таким образом стратегические основы региональной политики устойчивого инновационного развития должны найти свое отражение в программных документах, регламентирующих действия соответствующих министерств и ведомств в сфере управления пространственными процессами.

В практическом плане задача может быть реализована в рамках межведомственной координационной комиссии. Заметим, что подобный орган существует при Минрегион России с 2005 г. в качестве одного из организационных механизмов по содействию реализации Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Однако с учетом результатов настоящего исследования, на взгляд автора, работа не может быть признана достаточно эффективной. Данная ситуация возникла вследствие того, что предложения, разработанные комиссией, не являются обязательными для выполнения другими министерствами, так как она не наделена полномочиями принятия окончательного решения. Вероятно, предложения Комиссии необходимо проводить соответствующим постановлением Председателя Правительства Российской Федерации или другим документом, обязательным для выполнения всеми министерствами, так или иначе причастными к вопросам регионального развития.

Проблему разработки единой формы оформления стратегий и концепций, на взгляд автора, можно тоже решить, если данную обязанность возложить на Минобрнауки России и далее закрепить соответствующим распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации.

Таким образом, предлагаемые в настоящей статье мероприятия позволят усовершенствовать концептуальные основы государственной региональной политики в сфере стратегического планирования, что в свою очередь будет способствовать решению задач построения инновационной экономики и перехода к устойчивому социально ориентированному развитию.

Список литературы

1. Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года (проект) // Министерство экономического развития Российской Федерации. 25.08.2008. URL: http://www. minfin. ru.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. economy, gov. ru.

3. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (проект) // Министерство регионального развития Российской Федерации. 2005.URL: http://www. minregion. ru.

4. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект) // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www. minregion. ru.

5. Официальный сайт партии «Единая Россия» URL: http://www. edinros. га/news.

6. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года // Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации № 2737п-П7. 05.08.2005. URL: http://www. runtech. ru/node/289.

7. РуденкоД. Ю. Формирование региональной стратегии социально-экономического развития на основе повышения возможностей человека: автореф. дис.... канд. эконом, наук/Д. Ю. Руденко. Санкт-Петербург. 2008. С. 3.

8. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года //Утверждена межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.20.2006. Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon. gov. ru.

9. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»: URL: http: //www. lOOOgb. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.