Научная статья на тему 'Cтратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов'

Cтратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3875
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева М. В., Урбанович А. Р.

Стратегической целью социально-экономического развития регионов является достижение ими уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cтратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов»

УДК 336.02

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

М. В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук,

доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: Volgograd-sience@rambler. ru Волгоградский государственный университет А. Р. УРБАНОВИЧ,

аспирант кафедры инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе e-mail: constantamv2006@ramblerl. ru Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Стратегической целью социально-экономического развития регионов является достижение ими уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Ключевые слова: регион, развитие, стратегия, модернизация, концепция.

В последнее время проблема выработки эффективной стратегии социально-экономического развития на разных уровнях управления (федеральном, муниципальном) приобрела большую актуальность.

Впервые в России поставлена задача всеобщей модернизации экономики страны, обновления ее производственных активов, что позволит повысить производительность труда. Представляется, что это и есть главный критерий успешности инновационной политики, которую должно сформулировать и реализовать государство.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития,

соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Завершая второй срок работы в качестве Президента РФ, В. В. Путин на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2007 г. провозгласил необходимость разработки долгосрочной стратегии развития России до 2020 г. В Бюджетном послании Федеральному Собранию В. В. Путин отметил, что «у России есть колоссальные возможности для развития, есть огромный потенциал, который надо эффективно использовать для улучшения жизни людей» [5].

В сентябре 2007 г. Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) совместно с экономическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова была проведена конференция «Стратегии развития России с 2008 года». Показательно, что мнения участников на тот момент разделились на два возможных сценария.

Первый подход — институциональный — был предложен специалистами Центра макроэкономи-

ческого анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Второй подход — проектный — был предложен экономистами, объединенными в неформальную группу «Сигма».

В качестве фундаментальных основ будущего развития российской экономики специалисты ЦМАКП называли:

• реализацию сравнительных преимуществ российской экономики — энергетики, научно-исследовательского, транзитного и сельскохозяйственного потенциала — за счет ее рационального включения в мировое хозяйство и привлечения капиталов;

• модернизацию массовых производств, дающих возможность использовать преимущества емких внутренних рынков;

• формирование широкого слоя среднего класса, что позволит развернуть модернизацию социальной инфраструктуры и развивать образование и здравоохранение;

• интеграцию евроазиатского экономического пространства вокруг России. Сторонники иного — проектного — подхода

отмечали, что большинство имеющихся программ развития страны предлагают тот или иной путь развития либо как идеологическую догму (либеральную или госплановскую), либо как набор технократических решений (проектов и расходов). При этом привлекательные цели и реализуемые действия — главное руководство при выборе стратегии. Исходя из этого, сторонники проектного подхода предлагают возвратить Россию к роли интеллектуально-культурного лидера. Суть этой модернизации заключается в «создании в широком смысле благоприятной среды для массового инновационного развития». В свою очередь это предполагает «изменение институциональной и инфраструктурной среды, а также обеспечение системы безопасности и социальной поддержки». Осуществление подобного проекта должно проводиться путем проведения институциональных реформ, инвестиционных и социальных программ.

Российские экономисты К. Юдаева и Е. Ясин предложили свои два альтернативных варианта [7]: первый вариант — посредством крупных государственных вложений в науку и коммерциализации ее достижений создать мощные «центры превосходства», по крайней мере в ряде областей, и тем самым обеспечить поток инноваций, достаточный для конкуренции в новейших секторах экономики (при этом изменения в институтах и культуре, во

всяком случае затрагивающие интересы элиты, не понадобятся);

второй вариант — во главу угла ставить именно институциональные изменения (в экономике, политической системе, государственном устройстве), которые рассматриваются как фундамент массового вовлечения граждан в креативную деятельность (крупные вложения в науку, образование и инновационную индустрию также предполагаются, но они опираются на иную массовую базу).

По мнению Председателя Государственной Думы Б. Грызлова, процесс глобального реформирования отечественной экономики должен привести к решению таких задач, как сбережение российского народа, создание в России экономики инновационного типа, искоренение коррупции и общее повышение эффективности государства [2].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (далее — Концепция) [3], должна стать основой для индикативной оценки принимаемых решений в работе над проектами отраслевых и региональных стратегий.

Согласно Концепции стратегия России должна разрабатываться в тесной увязке со стратегией энергетического развития России.

Концепция представляет собой систему стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей.

В Концепции рассматриваются три сценария развития российской экономики до 2020 года:

1) сценарий инерционного развития — отражает консервацию экспортно-сырьевой модели развития при одновременном сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств;

2) сценарий энерго-сырьевогоразвития — предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей — ТЭК, металлургии, химии, а также

- 31

транспорта. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, главным образом связанных с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта. В то же время значительная часть отраслей, не сопряженных с экспортно-сырьевым ядром, будет развиваться в инерционном режиме, характеризующемся падающей конкурентоспособностью;

3) сценарий инновационного развития — отражает использование инновационных источников роста как за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и новых наукоемких секторах и экономике знаний.

Это позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Таким образом, задача государства заключается в проведении эффективного управления, приводящего к заранее определенным (изначально поставленным) социально-экономическим последствиям. В то же время управление государственными финансами предопределяет в этом смысле эффективное управление финансами для достижения всех поставленных целей, без перекоса в угоду тому или иному направлению.

Проводимые реформы должны привести к повышению уровня жизни населения, обеспеченности жильем, качества медицинского обслуживания; регулировать занятость; социально защитить работников; повысить пенсионное обеспечение; улучшить условия труда и экологическую обстановку; создать условия для проявления и развития творческого и научного потенциала граждан. И все это — при условии выхода России из тупикового пути торговли энергоресурсами.

Достижение этих целей невозможно без предельного раскрепощения общества, самореализации каждого гражданина, позволяющего включить его внутренние источники развития.

Продвижение к названным целям должно отслеживаться обществом по таким количественным и качественным критериям, как:

• реализация государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина;

• повышение конкурентоспособности страны (увеличение доли несырьевого экспорта);

• повышение благосостояния и качества жизни граждан (достижение среднедушевого дохода уровня развитых стран; формирование пот-

32 -

ребительской корзины на уровне развитых стран);

• рост численности населения;

• рост ВВП;

• снижение инфляции;

• увеличение длительности жизни граждан;

• создание равных возможностей и равного доступа к информации;

• сохранение культурного наследия, в том числе малых самобытных народов, проживающих на территории Российской Федерации;

• защита национальных признаков: традиций, культуры, языка;

• увеличение доли людей, самостоятельно строящих свое благосостояние;

• повышение качества образования и здравоохранения;

• возникновение культа самоценности, свободы и независимости личности;

• содействие прогрессивным сдвигам в структуре экономики;

• сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; поддержание социально приемлемых уровня и структуры занятости;

• поддержание платежеспособности государства;

• эффективная действенность местного самоуправления;

• противодействие коррупции;

• реализация принципа разделения трех ветвей власти де-факто;

• независимость судебной системы и безусловное исполнение законов;

• укрепление безопасности (военной и экономической) страны.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ необходимо сформировать эффективную систему государственного управления, опирающуюся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На современном этапе в процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Важным направлением Концепции является выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны, сокращение избыточной экономической дифференциации территорий, преодоление зон отсталости и низкого уровня

жизни на территории России; укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

Таким образом, целью государственной региональной политики является повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, включающей в себя:

1) формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории страны;

2) выявление и раскрытие конкурентных преимуществ каждого региона, создание условий для подъема российской глубинки, российской провинции;

3) уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов;

4) последовательное освоение новых, еще не освоенных территорий России, имеющих потенциальные долгосрочные экономические преимущества;

5) укрепление экономической целостности России и создание условий устойчивого развития геополитически проблемных регионов [1].

Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе, по мнению авторов, будет формироваться на основе следующих основных принципов:

1) обеспечение на федеральном и региональном уровнях скоординированности принятия решений по вопросам регионального развития, включая стратегии и программы развития экономики регионов и субъектов РФ с государственными и частными решениями, определяющими развитие отраслей и инфраструктуры;

2) оказание дополнительной финансовой помощи регионам в поддержку их действий по формированию новых центров развития, соответствующих федеральной политике;

3) создание условий для всемерной кооперации регионов в развитии территорий, решении общих проблем и реализации совместных проектов;

4) эффективное распределение полномочий между уровнями власти — обеспечение сбалансированности обязательств, финансовых ресурсов и полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

5) обеспечение в регионах и муниципалитетах четкого соответствия финансовых источников

объему полномочий и обязательств, повышение доли собственных источников финансирования в бюджетах регионов и муниципалитетов.

Социально-экономическое развитие РФ неразрывно связано с развитием регионов. Без участия регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение социальных и экономических реформ.

Необходимость существенного повышения эффективности государственного регионального управления во многом обусловлена существующими различиями в уровне социально-экономического развития регионов и, что более важно, их динамикой. К сожалению, можно констатировать, что дифференциация между субъектами РФ в последнее время не только не сокращается, но, напротив, увеличивается.

Осуществляемые сегодня меры по выравниванию уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ являются недостаточно эффективными, так как не способствуют самостоятельному развитию регионов. Дотационные регионы в большей мере ориентированы на получение трансфертов и не имеют достаточных стимулов повышать уровень доходов, а регионы-доноры — прилагать дополнительные усилия по развитию экономики.

Очевидно, что только за счет мер административного регулирования и наращивания государственного финансирования на всех уровнях бюджетной системы проблемы дифференциации развития регионов не решить. Поэтому важно, чтобы каждый регион имел ясную и обоснованную стратегию развития, учитывающую особенности той или иной территории, оценку ресурсного, производственного и иных потенциалов, вероятность возникновения кризисных ситуаций и другие параметры, определяющие возможность ее реализации.

Сегодня по поручению Президента РФ ведутся работы по стратегическому планированию социально-экономического развития страны и регионов. Важно, чтобы стратегии и приоритеты развития на всех уровнях власти — федеральном, региональном, местном — были согласованы и сбалансированы, чтобы в них были сформированы условия для создания потенциальных точек роста.

Регионы вырабатывают свои стратегии развития. Так, например, 30 июня 2005 г. на заседании Правительства РФ была одобрена Концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», подготовленная Министерством регионального развития Российской Федерации [4].

33

В Послании Федеральному Собранию В. В. Путин отметил: «Один из главных критериев политической культуры и развития общества — это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за 2007 г. субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения». Процесс перераспределения полномочий, по словам В. В. Путина, «не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах». Напротив, благодаря тому, что все больше решений принимается именно на местах, система управления «становится более гибкой и более близкой к людям». При этом ответственность перед обществом несут все без исключения уровни власти [5].

Концепция социально-экономического развития субъектов РФ включает законодательно оформленную систему правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленную на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.

Базовой целью реализации концепции является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, а с другой — обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.

Для достижения этой цели применение инструментов региональной политики должно быть сконцентрировано на организации согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития

34 -

экономики субъектов РФ и муниципалитетов, прежде всего путем привлечения частных инвестиций и повышения качества и доступности бюджетных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально-экономического развития государства в целом.

Стабилизация бюджетной системы страны и экономический рост дали государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.

Для российского государства в сфере региональной политики возник целый ряд новых проблем.

Политика выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для эпохи первичной индустриализации и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка.

Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам.

Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.

Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам.

Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированные на результат, сосредоточились в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти.

Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики.

В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов РФ, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи.

В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития РФ, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.

В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.

В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях разработанная в 1994 г. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.

Сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития.

В частности, старые административные формы российских регионов оказались маловосприимчивыми к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы.

В условиях федеративного устройства государства и самостоятельности местного самоуправления особого внимания заслуживают механизмы управ-

ления социально-экономическими процессами на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивающие единство целей, задач и действий всех органов публичной власти.

Это потребует решения задачи совершенствования федеративных отношений и местного самоуправления, прежде всего путем завершения разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и выстраивания системы их надлежащего исполнения. Это позволит в значительной мере реализовать еще одну стратегическую цель — формирование эффективного государства.

К настоящему времени в РФ в основном создана нормативно-правовая база для обеспечения сбалансированного развития субъектов РФ и эффективной реализации принципов государственного устройства.

В целом разграничены полномочия между различными уровнями власти, упорядочено бюджетное устройство, и сформированы правила межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, началось внедрение механизмов повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в стране реализуется ряд реформ. Ведущей реформой является реформа финансовой системы, так как финансы определяют вектор и качество результатов, на которые нацелены реформы. Практика многих стран подтверждает приоритетность проведения реформы финансовой системы государства (иначе — реформы управления государственными финансами). Россия не является исключением. Задача реформ — построение сильного государства с малой сферой государственных функций. Расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение ответственности центра за решение многих вопросов, касающихся в основном условий обеспечения жизнедеятельности населения, на уровень субъектов Федерации и местного самоуправления.

Таким образом, эффективность регулирования процесса социально-экономического развития регионов, возможность провести социально-экономические преобразования, позволяющие значительно увеличить ВВП, с одной стороны, а с другой, — провести комплекс мер по снижению уровня бедности, находится в прямой зависимости

- 35

от мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов.

Идеи устойчивого развития общества воплощены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440. Эта концепция, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), и руководствуясь ими, определяет предпосылки последовательного перехода России к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Воплощение идеи устойчивого развития требует учета следующих принципиальных моментов:

• развитые промышленные регионы (страны) не обладают достаточным ресурсным потенциалом, отвечающим достигнутому уровню благосостояния их населения;

• природные ресурсы, обеспечивающие развитым промышленным регионам (государствам) их нынешний уровень благосостояния, как правило, находятся в отсталых и развивающихся регионах (странах);

• необходимым условием для устойчивого развития любого региона (страны) является наличие достаточных энергетических и вещественных ресурсов;

• доставка огромного количества энергоресурсов (70 % от общемирового потребления) в развитые промышленные страны требует развития магистральных и глобальных транспортных коммуникаций;

• все возрастающий объем промышленного производства в развитых промышленных регионах (странах) требует создания новых рынков сбыта их продукции, а это, в свою очередь, ведет к расширению межрегиональных и межгосударственных экономических связей и мировой транспортной системы;

• устойчивое развитие любого региона (страны) связано с усложнением ее экономики, а это возможно только при опережающем строительстве национальных и международных транспортных сетей;

• при открытой рыночной экономике и развитых транспортных коммуникациях только тот регион (страна) имеет экономическое

36 -

развитие, который в состоянии производить конкурентоспособную продукцию (определяемую, прежде всего, по минимуму суммарных энергозатрат на ее производство и транспортировку). В Урало-Западно-Сибирском регионе, в силу климатических условий и расстояний, в настоящее время трудно либо невозможно производить конкурентоспособную относительно промышленно развитых стран продукцию; • Урало-Западно-Сибирский регион и Россия в целом должны прибегнуть в своем развитии (на данном этапе времени) к избирательной открытости по отношению к другим странам. Поэтому в российской внешней политике наибольший акцент должен быть сделан на межгосударственные отношения со странами Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, с Индией и Китаем.

Таким образом, устойчивое развитие любой страны, особенно такой огромной по территории, как Россия, связано, прежде всего, с состоянием и развитием ее национальных и международных транспортных систем, а также со способностью производить на своей территории конкурентоспособную продукцию.

Глобальные и общенациональные процессы, происходящие на рынке нефти и газа, образуют важнейшую группу внешних финансово-экономических условий, влияющих на развитие экономики региона. Состояние и изменение конъюнктуры рынков определяют не только возможности получения доходов за производимую продукцию, но и перспективы привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона (прежде всего — в добывающий сектор).

Главной чертой современных рыночных процессов является их нестабильность, порождаемая действием множества факторов: наличием большого числа конкурирующих источников сырьевых и энергетических ресурсов и их заменителей, развитием энергосбережения и повышением КПД в использовании сырья и энергии, наличием межстрановой конкуренции между производителями и потребителями сырьевых ресурсов, низким уровнем платежеспособного спроса (на внутреннем рынке) и т. д.

Нестабильность рынка порождает серьезные проблемы для регионов — собственников сырья и производителей, оперирующих на его территории. Важность учета факторов, влияющих на изменение конъюнктуры мирового нефтяного рынка, тем более высока в связи с тем, что значительная доля добываемых ресурсов экспортируется.

Значимость внутриотраслевых процессов заключается в том, что они непосредственным

образом определяют возможности первичной генерации доходов от эксплуатации природных ресурсов территории. В настоящее время существуют заметные различия между направленностью общемировых процессов и тех процессов, которые происходят в минерально-сырьевом секторе российской экономики. Отличительной особенностью общемировых процессов является стремление к созданию эффективной производственной структуры (с широкой вариабельностью производителей по типам, размерам, формам собственности, методам регулирования и т. п.) в сочетании с постоянным технологическим обновлением, направленным на рационализацию издержек. Именно рационализация издержек является главным фактором, позволяющим нивелировать неблагоприятные тенденции в конъюнктуре рынка.

В России основной акцент приходится на процесс изменения организационно-правовой структуры организаций минерально-сырьевого сектора с преобладанием вертикально интегрированных компаний. Вопросы же формирования конкурентных условий, становления системы государственного регулирования, технологического обновления производства, по сути дела, играют второстепенную роль. В результате затрудняется решение главной задачи — рационализации издержек в сфере эксплуатации природных ресурсов, что в конечном счете негативным образом отражается на возможностях решения социально-экономических проблем сырьевых территорий.

Общая направленность внутрирегиональных процессов в России и в мире заключается в расширении самостоятельности территорий в выборе путей и направлений собственного развития, в формировании необходимых для этого экономических и финансовых механизмов. Преобладающим является принцип перехода на траектории устойчивого развития. Между мировыми тенденциями и ситуацией, складывающейся в России, имеются существенные различия.

В настоящее время главной задачей является совершенствование механизмов устойчивого развития.

Россия же до сих пор находится на стадии формирования таких механизмов, позволяющих, в том числе, смягчить институциональную конкуренцию в вопросах распоряжения ресурсами между регионами и федеральным центром.

Другой важный аспект региональных процессов связан с формированием системы регулирования отраслей и производств минерально-сырьевого сектора экономики, ориентированной на обеспече-

ние текущих и долгосрочных интересов сырьевых территорий и ядро которой составляют механизмы недропользования.

Конкурентоспособность нефти и газа в настоящее время снижается вследствие объективных (конъюнктурных, горно-геологических) и субъективных (действующих принципов налогообложения и взаимоотношений с нефтегазовыми компаниями) причин. К тому же, необходимо подчеркнуть, что ресурсы углеводородного сырья небеспредельны, и все более актуальной становится задача диверсификации экономики и формирования ее нового базиса, основанного на воспроизводимых факторах роста. Начало такому реформированию в современной ситуации, скорее всего, может дать только нефтегазовый сектор.

Ситуация такова, что принципы налогообложения нефтегазового сектора и пропорции распределения доходов между субъектами Федерации и Центром в настоящее время не позволяют нефтедобывающим регионам в сколько-нибудь значительных размерах использовать текущие доходы от добычи углеводородного сырья для накопления и создания финансовых предпосылок долговременного экономического роста. К тому же, вертикально интегрированные нефтегазовые компании постепенно утрачивают интерес к истощающимся ресурсам. Это выражается, прежде всего, в ослаблении их инвестиционной активности — компании уходят в те районы, которые находятся в более выгодном географическом положении по отношению к рынкам сбыта продукции за рубежом (Прикаспий, шельф острова Сахалин и Баренцева моря и т. д.). Нефтяные компании отдают предпочтение перерабатывающим предприятиям с целью углубления переработки нефти и газа, что не только сдерживает рост капиталовложений в добывающий сектор, но и ведет к дальнейшему относительному и абсолютному уменьшению спроса на сырье (прежде всего сырую нефть) на внутреннем рынке.

Таким образом, решение социально-экономических проблем регионов зависит от того, в каком направлении и насколько быстро идет реформирование институционально-экономических отношений, возникающих в связи с использованием нефтегазовых ресурсов. В частности от того, как они регулируются законодательством о недропользовании, налогообложении, естественных монополиях, конкуренции и антимонопольной деятельности, корпорациях (в вопросах взаимоотношений между территориями и вертикально интегрированными нефтегазовыми компаниями), иностранных инвестициях [6].

- 37

В основе формирования стратегий развития экономики сырьевых территорий лежат темпы истощения минерально-сырьевых ресурсов.

В связи с этим стратегия социально-экономического развития нефтедобывающего региона может определяться ускоренным истощением, умеренным истощением, медленным истощением в первую очередь углеводородных ресурсов. При этом должны учитываться не только темпы добычи полезных ископаемых, но и соотношение темпов добычи невозобновляемых ресурсов и развития видов деятельности, основанных на более широком использовании возобновляемых ресурсов. Так, при ускоренном истощении темпы добычи минерально-сырьевых ресурсов значительно превосходят темпы их замены воспроизводимыми факторами (с точки зрения не только создания новых рабочих мест, но и генерирования финансовых ресурсов для решения региональных экономических задач). При умеренном истощении может быть достигнуто равновесие между выбытием и замещением невозобновляемых минерально-сырьевых ресурсов возобновляемыми. Темпы истощения минерально-сырьевых ресурсов важны не сами по себе, а в связи с подходами к решению социально-экономических проблем развития сырьевых территорий.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию было заявлено, в частности, что пройденный развитыми странами путь к достижению их нынешнего благополучия не может служить образцом для слаборазвитых, развивающихся, и тем более бывших социалистических, стран и что частная собственность во многих отношениях становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации и ни в коей мере не является панацеей от всех экономических бед.

Таким образом, необходимо учесть ошибки, порожденные излишним копированием западного опыта, определить свое истинное состояние, наметить реальные цели и определить пути выхода

из создавшегося кризиса, при этом не может быть единых рецептов для всей страны.

Каждый регион должен самостоятельно определить реальные цели и найти собственные варианты преодоления кризисных явлений, для чего необходимо построить модель, которая должна обеспечить объяснение наблюдаемых фактов жизни и прогнозирование таковых при принятии того или иного решения.

Список литературы

1. Васильева М. В., Ломовцева О. А. Региональный аспект модернизации органов государственного финансового контроля // Региональная экономика. 2009. № 3 (96).

2. Грызлов Б. Россия — выбор будущего: политические задачи партии и вопросы стратегии развития России. Доклад председателя партии Б. В. Грызлова на VII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Екатеринбурге // Областная газета от 05.12.2006. URL: http://www. oblgazeta. ru/home. htm?st=6.sat&dt=16.12.2006.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

4. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект) // Министерство регионального развития Российской Федерации. Опубликовано: 08.07.2008. URL: http://www. minregion. ru.

5. Послание Президента Федеральному Собранию. 26 апреля 2007. URL: http://www. utro. ru/ articles/2007/04/26/644332.shtml.

6. Пчелинцев О. С., Любовный В. А. , Воякина А. Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 26.

7. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия — 2050. Справится ли Россия с вызовами глобализации? // Журнал «Вопросы экономики». 2008 № 5. С. 4—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.