УДК 332
Концепция "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации" (в сокращении)
Рассматриваются проблемы социально-экономического развития регионов, приоритеты и механизмы политики регионального развития.
The concept of social and economic development strategy of the regions of the Russian Federation
Problems of social and economic development of the regions are considered in the article, priorities and mechanisms of politics of the regional development are introduced.
1. Проблемы
социально-экономического развития регионов Российской Федерации
Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития их. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.
Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население(в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и
сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы - подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов - создание второй металлургической базы и заводов-дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы - ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы - формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году - уже 72, в 1930-м число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).
В конце 1990-х - начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет, были:
- формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
- демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;
- открытие национальной экономики для внешнего рынка;
- изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;
- новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль транспортных коридоров, прежде всего европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);
- следующий этап урбанизации ("новый урбанизм"), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-техно-логическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.
Данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей "Концепции Стратегии", подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года".
Миссия и стратегические цели социально-экономического развития
регионов Российской Федерации
1.1. Принципы федеральной региональной политики
Принципами федеральной региональной политики на современном этапе должны стать:
1.1.1. Принцип поляризованного (или "сфокусированного") развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в "опорных регионах" ("полюсах", "локомотивах" роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в "опорных регионах" отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в "полюса". Поляризованное развитие -принцип пространственного развития, которому страны, переживающие социально-экономический подъем,следуют в начальных фазах данного подъема, когда инновационная волна в стране только начинает формироваться и должна достичь своей масштабности хотя бы за счет концентрации в отдельных "полюсах роста". Страны, показывавшие в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигали их за счет роста межрегиональных отличий, то есть, как правило, за счет нескольких базовых регионов. По этой модели развивались Чили конца 1980-х и первой половины 1990-х годов, Южная Корея в 1960-80-е годы, Китай в 1970-90-е годы. Кроме того, в хозяйстве индустриально развитых стран также существуют свои "полюса роста". Так, во Франции доминирует Парижский район, в Италии - Ломбардия (ее центр - Милан), в Испании - агломерации Мадрида и Барселоны, в Японии - районы Канто (Токио), Кинки (Осака, Киото) и Токай (Нагоя). В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по зна-
чению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть "опорных регионов".
Таблица 1.1.1
Государственная политика Политика выравнивания уровней развития регионов Поляризованное (сфокусированное) развитие регионов
Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного по стране) социально-экономического потенциала Создание регионов - "локомотивов роста" ("опорных регионов"), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию
Административно-территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно-территориальной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы "опорных регионов" внутри страны, возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц
Базовый механизм управления Равномерное ("диффузионное") распределение государственных капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке Направление государственных капвложений на развитие связанности "опорных регионов" с глобальной экономикой и другими регионами страны1, снятие барьеров для распространения инноваций
1.1.2. Принцип "преференции за реформы"
Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан.
На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам - она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.
Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив.
1.1.3. Принцип синхронизации действий ("принцип синергии"). Он
требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемых федеральными органами власти.
1.1.4. Принцип дифференцирован-ности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей:
Функции территории в пространственной организации страны Проблемы социально-экономического развития региона Приоритетные задачи государственного управления
Сырьевые зоны Инфраструктурная недостаточность. Конфликты интересов (экологические стандарты/сырьевые компании коренные малочисленные народы). Несинхронизированность стратегий развития сырьевых компаний и стратегий развития населенных пунктов/регионов Управление человеческими ресурсами (в том числе включая переселение из зон старого освоения). Повышение инфраструктурной обеспеченности. Внедрение жестких экологических стандартов и формирование системы контроля за их выполнением. Учет интересов коренных малочисленных народов. Приведение системы расселения в соответствие с эффективностью хозяйственной деятельности. Развитие ресурсной базы
Зоны безопасности: 1. Приграничные территории (338 районов и городов, где проживает 8% населения -12 миллионов человек). 2. ЗАТО. 3. Зоны с потенциалом этноконфессиональных конфликтов. 4. Кризисные территории, ситуация в которых создает угрозу для единства и стабильности Российской Федерации 1. Миграционный отток населения. Сокращение социальной инфраструктуры. Недостаточная коммуникационная связанность с территорией Российской Федерации (для части зон). 2. Слабое кросскультурное взаимодействие. Конфликт идентичностей. Высокий потенциал нарушений общественного порядка. 3. Угроза безопасности жизнедеятельности населения, а также единству и стабильности Российской Федерации Формирование модели эффективного трансграничного сотрудничества за счет выделения узлов нового типа безопасности: транспортно-логистических, торговых и культурных. Привлечение трудовых ресурсов и закрепление населения. Устойчивость функционирования инфраструктур. Обеспечение социальной защиты населения. Пересмотр основ правового регулирования в отношении некоторых территорий (введение ограничений на отдельные виды хозяйственной деятельности, установление особого режима для нерезидентов и т.д.). Программы по предотвращению этноконфес-сиональных конфликтов, укреплению общественного порядка. Программы адаптации мигрантов и повышения продуктивности кросскультурного взаимодействия. Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения
Зоны технологического трансферта Дефицит рабочей силы. Дефицит промышленных участков. Недостаточные инвестиции в инфраструктуру. Несформированность институциональной среды Обеспечение импорта наиболее передовых технологий. Привлечение стратегических инвесторов. Управление человеческими ресурсами
Зоны инновационного развития Не создана организационная платформа для развертывания региональных модулей национальной инновационной системы (НИС). Не отработан механизм привлечения кадров. Недостаточное рыночное позиционирование инновационной продукции. Формирование организационных условий для развертывания регионального модуля НИС. Повышение коммуникационной доступности. Формирование механизмов привлечения кадров. Создание технико-внедренческих зон.
Мировые города Отсутствие на территории Российской Федерации мирового города (Отсутствие современного поселенческого и транспортного каркаса страны, обеспечивающего ее связанность в условиях глобализации и совокупную конкурентоспособность (распространение инноваций и т.п.) Привлечение глобальных корпораций для размещения штаб-квартир. Ускоренное инфраструктурное развитие. Формирование высокоурбанизированной среды. Размещение органов федеральной исполнительной власти, крупных объектов и учреждений социальной сферы, имеющих федеральное значение
Функции территории в пространственной организации страны Проблемы социально-экономического развития региона Приоритетные задачи государственного управления
Старопромышленные регионы Низкий уровень жизни населения. Устаревшая технологическая база. Недостаточное рыночное позиционирование. Дефицит кадров Формирование производственно-технологических зон. Реиндустриализация. Реабилитация и ревитализация старопромышленных поселений. Придание им новых функций в пространственной организации страны (зон инновационного развития, опорных регионов и пр.)
Территории, прошедшие первичную индустриализацию Высокий уровень безработицы. Слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений. Высокий уровень социальных конфликтов. Отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития Миграционные программы, повышающие мобильность населения и обеспечивающие его адаптацию. Поддержка региональных инициатив, способствующих повышению занятости. Программы выравнивания бюджетной обеспеченности. Программы развития инфраструктур
1.1.5. Принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий)науровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
1.2. Миссия и стратегические цели федеральной политики регионального развития
Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:
• повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;
• обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;
• усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.
Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно уве-
личить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.
Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:
1.2.1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:
- прежде всего на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно от-крытьдоступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
- на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;
- на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;
- на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из "опорных регионов".
1.2.2. Стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:
- обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
- устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;
- устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровнях и т.д.
1.2.3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:
- обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста
- создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциалатерриторий,обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;
- содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;
- реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;
- повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.
1.2.4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития
- стабилизация экологической ситуации в регионах Российской Федерации;
- коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
- введение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики регионов.
1.2.5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:
- содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;
- стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;
- стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.
2. Приоритеты регионального развития Российской Федерации
2.1. Формирование из регионов -"локомотивов роста" нового опорного каркаса страны
Решение задачи удвоения ВВП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов - "локомотивов роста". Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в "полюсах" ("локомотивах") роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного - пока на эту роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного).
Регион можно считать "локомотивом", если он удовлетворяет следующим условиям:
- в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
- наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
- в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
- данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал,
- регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
- в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
- в перспективе 10-12 лет данный регион может стать "девелопером" для соседних территорий.
Специфика геостратегического окружения России требует, чтобы при определении опорных регионов учитывались не только экономические и геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности.
Именно совокупность регионов - "локомотивов роста" - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций. "Опорные регионы" должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития.
Новая каркасная структура пространственной организации страны должна:
- обеспечить наиболее эффективную с точки зрения капитализации страны интеграцию в глобальный рынок, сосредоточивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций;
- за счет формирования нескольких территориально закрепленных"локомотивов роста" способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации,становясь источником нововведений для других регионов, размещая в них заказы для своих предприятий, передавая выполнение отдельных производственных функций на аутсорсинг;
- обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и социально-культурную связанность страны, открывающую доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
- реализовать в стране пилотные проекты социально-экономического развития.
Опорные регионы (локомотивы, центры роста) могут поддерживаться за счет:
• формирования узлов инфраструктур, в первую очередь транспортных, придания отдельным транспортным узлам и коридорам статуса федерального значения, стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населения (скоростных железнодорожных и иных магистралей, создание авиатранспортных хабов);
• размещения в опорных регионах территориальных органов федеральных органов государственной власти; придания данным регионам специального экономического статуса в Российской Федерации (создание специальных экономических и средовыхзон, придание особого правового режима территориям в рамках действующей Конституции);
• поддержки пилотных экономических проектов и имеющих федеральное значение культурных инициатив данных регионов; размещения в опорных регионах социально-культурных учреждений, имеющих федеральное значение (национальных университетов как центров университетских округов, крупных культурных комплексов, развитие инфраструктуры инновационной экономики и пр.); построения системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов; создания институтов приема и адаптации миграционных потоков;
• формирования системы межбюджетных отношений, учитывающих роль и функции опорных регионов в стране.
2.2. Формирование региональных модулей Национальной инновационной
системы Российской Федерации
Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому - плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия реше-
ний. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходимы:
• разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены, с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году;
• государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;
• определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетных для государства направлениях развития науки и технологий и обеспечивающих интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения ("системообразующие" и "общенациональные"университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных ("локомотивов роста") для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;
• определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов);
• создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных). Начиная с 2006 года осуществить подготовку (проектирование) создания на территории страны данных зон, а с 2007 года реализовать программы по их правовому выделению и инфраструктурному обустройству.
2.3. Создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров
Одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должно стать создание условий модернизации промышленности, поддержки и развития конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.
Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:
• наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;
• повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;
• диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;
• ускоренная модернизация российской промышленности;
• приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;
• наращивание темпов импортозаме-щения;
• создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;
• эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, создание единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способству-
ющих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит:
во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды,
во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.
Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а следовательно, стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу при-
оритетов государственной политики регионального развития.
Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.
К числу направлений государственной региональной кластерной политики, которые могут быть реализованы уже начиная с 2006 года, относятся:
• выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софи-нансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу (2006 год);
• формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития (2006-2007 гг.), содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики (например, одним из наиболее удачных проектов можно считать опыт создания итальянских промышленных округов на примере Липецкой области);
• способствование консолидации участников кластера (в том числе через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики,согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений (начиная с 2006 года, в 5-6 пилотных регионах);
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
• формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров.
2.4. Создание системы управления человеческими ресурсами. Повышение мобильности населения, обеспечение эффективного миграционного баланса в стране. Развитие региональной занятости населения
Поскольку в Российской Федерации в настоящий момент сложилась ситуация перехода от старой системы формирования человеческого капитала и управления его движением (плановая подготовка специалистов государственными и муниципальными учреждениями профессионального образования, плановое распределение выпускников, регулирование расселения посредством института прописки, организованный набор рабочей силы, унифицированные системы оплаты труда, выплаты районных коэффициентов, предоставление жилья всем нуждающимся) к новой (рынку образовательных услуг либерализованному рынку жилья, свободе выбора места жительства и пребывания), необходимо заново определить механизмы распределения человеческого капитала по территории страны и обеспечить его наиболее эффективное использование. Капитализация человеческих ресурсов и их распределение по территории страны становятся одной из главных составляющих регионального развития России в долгосрочной перспективе, а потому должны быть включены в число его приоритетов. Повышение пространственной и квалификационной мобильности населения ставит ряд новых вопросов перед российскими регионами. Прежде всего это вопросы о согласовании демографического, трудового и миграционного балансов, о формировании городской (поселенческой) среды, делающей российские регионы привлекательными для жизни и работы.
В стране в условиях неминуемого естественного роста мобильности населения должна быть сформирована новая система управления человеческими ресурсами как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимы:
• составление модели региональных прогнозных балансов (в виде сценарных расчетов, увязанных с перспективами социально-экономического развития соответствующих поселений и территорий) трудовых ресурсов как отражение ситуации с воспроизводством и развитием кадрового потенциалатерриторий, демографических процессов (воспроизводство населения, обеспечивающее стабильный рынок труда и региональное развитие) и миграционных процессов (как системы восполнения дефицита кадров) (2006 год);
• ведение мониторинга состояния данных балансов. Определение модели их согласования для разных регионов, в том числе для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также иных территорий, в которых существует необходимость государственного регулирования движения человеческих ресурсов (начиная с 2007 года);
• совершенствование институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отдельных предприятий, а также регулирующих бюджетные отношения в данной сфере;
• реализация программ повышения мобильности населения. Должна быть осуществлена инвентаризация и оценка последствий реализации всех поддерживаемых государством программ переселения (2006 год). Должны быть созданы условия, стимулирующие процессы внутренней миграции как краткосрочного (беспроцентные кредиты и ссуды на приобретение и строительство жилья, обустройство в районах вселения, оплата проезда и провоз багажа и т.д.), так и долгосрочного характера (либерализация системы регистрации по месту жительства, развитие рынка жилья и поддержка реализации ипотечных программ, реализация образовательных проектов федерального значения, создание условий для ведения предпринимательской деятельности и т.д.);
• реорганизация системы профессионального образования, включая разработку новых принципов финансирования профессионального образования, повышение
доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, гармонизацию и взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и т.д.) в регионах Российской Федерации как основного института формирования человеческого капитала в стране;
• формирование институциональных и организационных механизмов предотвращения этноконфессиональных конфликтов;
• определение институциональных требований к среде жизни в российских поселениях, закрепленных механизмами технического регулирования градостроительной деятельности. Поддержка на федеральном уровне пилотных проектов по развитию современной урбанистической среды жизни (реализация концепции нового урбанизма), в том числе формированию специальных рекреационно-курорт-ных, торговых и культурных зон в российских территориях. Начиная с 2006 года осуществить подготовку (проектирование), а в 2007 году реализовать в качестве пилотных 2-3 проекта создания подобных зон;
• осуществление природоохранных мероприятий, направленных на сокращение антропогенной нагрузки на природные комплексы и т.д.
• реализация мероприятий, направленных на улучшение демографического потенциала регионов (повышение рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни и т.д.)
• совершенствование миграционной политики Российской Федерации по следующим направлениям: определение категорий мигрантов, необходимых для восполнения трудовых ресурсов на территории Российской Федерации, определение миграционного потенциала регионов(выявление количественных и качественных параметров иммиграции); формирование мер по интеграции иммигрантов в российское общество, создание условий для развития трудовой миграции, упрощение процедуры получения российского гражданства и т.д. В ряде регионов Российской
Федерации (2-3 пилотных региона) начиная с 2007 года, должны быть развернуты новые институты адаптации мигрантов (в первую очередь учреждения образования, отличающиеся высоким потенциалом адаптационной работы, и специальные центры трудовой миграции).
Сохраняется значительная дифференциация ситуации в сфере занятости населения в региональном разрезе, которая в значительной мере обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов.
Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью в регионах предполагает реализацию комплекса мер как в экономической, так и в социально-трудовой сфере. 1. Развитие региональных рынков труда. В целях смягчения социальной напряженности на региональных рынках труда, вызванной неравномерным социально-экономическим развитием территорий, необходима выработка региональной адресной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития. В этой связи необходимо обеспечить: наличие в разрабатываемых целевых федеральных, региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства и других мероприятий, оказывающих положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;
содействие занятости коренных малочисленных народов, в том числе в рамках развития традиционных национальных художественных промыслов и ремесел;
обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;
развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;
разработку и реализацию территориальных программ социально-экономического развития, включая целевые программы по приоритетным активным направлениям работы на территориальных рынках труда, в том числе в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;
разработка и реализация мер, направленных на развитие и поддержку предпринимательской инициативы граждан.
2. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами, имеющими профессии (специальности) и квалификацию и пользующимися спросом на рынке труда.
Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающей:
развитие системы непрерывного профессионального образования;
повышение качества профессионального образования, его соответствие потребностям экономики и социального развития;
создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности системы образования;
разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязку потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всехуровней, атакже разработка критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
разработку системы профессиональных стандартов, которая обеспечит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;
создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
2.5. Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов
Достижение целей регионального развития, обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механиз-
мов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становятся одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации. В рамках повышения качества управления на субфедеральном уровне должны быть осуществлены следующие меры:
• разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций (эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления), внедрения ПЦБ и БОР;
• создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей(синхронизация существующих мониторинговых и прогнозных систем Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России, Мин-региона России, аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и пр.), состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровнях;
• содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики - участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами Федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;
• содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях - разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательными условиями реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;
• реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета. Выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.
3. Механизмы
социально-экономического развития регионов Российской Федерации
3.1. Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации.
Необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, основная задача которой - произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации, в том числе:
• обозначить типы территорий и регионов с целью формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;
• описать функциональное устройство и дать прогноз социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;
• сформировать основные направления развития системы расселения в Российской Федерации;
• обозначить направления миграционных потоков и создать условия для разработки механизмов управления миграционными потоками;
• осуществить территориальную синхронизацию основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).
На основе Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения(природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.
Разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должна проходить в тесной взаимосвязи с подготовкой предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования всех уровней, включая схемы территориального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов.
Подготовка Генеральной схемы пространственного развития должна быть осуществлена в течение 3-х лет, начиная с 2006 года.
3.2. Правовая поддержка социально-экономического развития регионов
Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов "О пространственном развитии Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования регионально-
го развития Российской Федерации". В
законе "О пространственном развитии Российской Федерации" должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе "Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации" целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.
При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с решением других связанных с ними задач. Речь идет прежде всего о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.
Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.
Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.
Успешная реализация задач регионального развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов Российской Федерации и общие принципы административно-территориального устройства внутри регионов.
Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельныхтипов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с государственной границей России; изолированное положение Калининградской области; наличие закрытых административно-территориальных образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое геоэкономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обусловливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-Ф3. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеан-
ским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).
Необходимы разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.
3.3. Информационные механизмы
Для реализации Стратегии необходимо совершенствование системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Задачи мониторинга:
• оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявлять формальные и неформальные барьеры для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования;
• оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития,
• мониторинг состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этноконфес-сионального сотрудничества в них.
3.4. Организационно-финансовые механизмы
Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Такими институтами должны стать:
3.4.1. Межведомственная комиссия
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях согласования приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий для разработки и принятия "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", а также в целях подготовки проектов нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию Стратегии, была создана Межведомственная комиссия при Минре-гионе России (далее - Комиссия).
Основными задачами Комиссии являются:
- рассмотрение предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций по содержанию и механизму реализации Стратегии;
- координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций по вопросам разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов (групп регионов) Российской Федерации;
- рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по нормативному и правовому обеспечению реализации Стратегии и предложений по созданию механизмов согласования приоритетов социально-экономического развития регионов(групп регионов) Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий;
- рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Прави-
тельства Российской Федерации проектов международных договоров Российской Федерации, затрагивающих содержание или реализацию стратегий регионального развития, организацию разработки соответствующих предложений и экспертных заключений, участие в международном сотрудничестве по этим вопросам;
- утверждение перечня приоритетных региональных (межрегиональных) проектов федерального значения с целью их дальнейшего включения в федеральные целевые программы регионального развития и федеральную адресную инвестиционную программу;
- согласование проекта "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации" для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Деятельность Комиссии должна быть продолжена и после разработки и утверждения Стратегии. Основными задачами Комиссии наряду с задачами координации должны стать:
- оценка реализации Стратегии и последующая ее корректировка;
- оценка реализации ФЦП и внесение предложений по их изменению;
- подготовка проектов и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;
- рассмотрениетерриториальных аспектов проводимых экономических и социальных реформ с целью предотвращения негативных последствий их проведения для субъектов Российской Федерации.
3.4.2.Федеральные целевые программы
Другим инструментом регионального развития должны стать федеральные целевые программы. Федеральные целевые программы регионального развития должны быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том чис-
ле на решение проблем кризисных территорий). В отношении двух видов программ должны быть выработаны требования эффективности в соответствии с типологией регионов и спецификой решаемых задач. При этом необходимо обеспечить переход от поддержки конкретных регионов к решению системных проблем.
Федеральные целевые программы регионального развития должны быть построены на следующих принципах:
1) Принцип взаимосвязи и преемственности программ. Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам и усиливать друг друга.
2) Принцип наращивания усилий. Необходимо обеспечить воспроизводство ресурсов по ходу реализации стратегии, то есть возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся на предыдущих этапах.
3) Принцип экономии ресурсов. При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы.
4) Принцип "средового воздействия". Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы.
5) Принцип инфраструктурного обеспечения. Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.
Также в мировой практике существует ряд других возможных механизмов социально-экономического развития регионов: бюджетные фонды, обеспечивающие региональное развитие; федеральные агентства регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования.