Научная статья на тему 'Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-экономического развития приморских территорий'

Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-экономического развития приморских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL MARITIME CLUSTER / MARITIME COMPLEX / COMPETITIVENESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурова Г. В.

В статье рассматриваются перспективы комплексного развития приморских территорий с опорой на широкое внедрение кластерных инициатив. Основой повышения их конкурентоспособности может стать развитие сети региональных морехозяйственных кластеров, которое позволит обеспечить повышение эффективности и рационализации основных видов морской деятельности, а также существенный рост экономики приморских регионов и повышение уровня благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батурова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MARITIME CLUSTERS AS A BASIS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF COASTAL TERRITORIES1«World Ocean» Center, Federal Governmental and Academic Institute «Council for the Study of Productive Forces»

The article discusses the prospects of the integrated development of coastal areas, building on the widespread introduction of cluster initiatives. Basis for improving their competitiveness can be the development of a network of regional marine economic clusters, which will improve the efficiency and rationalization of major marine activities, as well as significant growth of the coastal regions and the increase in welfare.

Текст научной работы на тему «Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-экономического развития приморских территорий»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОРЕХОЗЯИСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Батурова Г.В., к.э.н., зав. сектором регионального развития Центра «Мировой океан» ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития России и РАН, ответственный секретарь Секции по вопросам государственночастного партнерства Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассматриваются перспективы комплексного развития приморских территорий с опорой на широкое внедрение кластерных инициатив. Основой повышения их конкурентоспособности может стать развитие сети региональных морехозяйственных кластеров, которое позволит обеспечить повышение эффективности и рационализации основных видов морской деятельности, а также существенный рост экономики приморских регионов и повышение уровня благосостояния населения.

Ключевые слова: региональный морехозяйственный кластер, морехозяйственный комплекс, конкурентоспособность, устойчивое развитие, кластерная политика.

REGIONAL MARITIME CLUSTERS AS A BASIS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF COASTAL TERRITORIES

Baturova G., Ph.D., head of division for marine affaires regional development in «World Ocean» Center, Federal Governmental and Academic Institute «Council for the Study of Productive Forces», executive secretary of the Section on Public Private Partnership at the Scientific and Expert Council of the Maritime Board at the Government of the Russian Federation

The article discusses the prospects of the integrated development of coastal areas, building on the widespread introduction of cluster initiatives. Basis for improving their competitiveness can be the development of a network of regional marine economic clusters, which will improve the efficiency and rationalization of major marine activities, as well as significant growth of the coastal regions and the increase in welfare.

Keywords: regional maritime cluster, maritime complex, competitiveness, sustainable development, cluster policy.

Морехозяйственный потенциал приморских территорий распределен крайне неоднородно, именно поэтому его пространственная гетерогенность диктует необходимость перехода от площадной к узловой парадигме регионального развития. В этой связи одним из приоритетных направлений комплексного развития морехозяйственного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе становится формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики, переход к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов» или «локомотивов роста морехозяйственного комплекса России».

Эффективность узлового развития, выраженного в кластерной политике обусловлена тем, что преодолевается узкоотраслевая специализация морского хозяйства. В отличие от ведомственного подхода, маркирующим признаком которого выступает лоббирования интересов отдельной отрасли или компании, кластеризация позволяет государству сформировать многовекторный план действий в области комплексного социально-экономического приморского развития региона с учётом накопленного морехозяйственного потенциала. Кластерная политика предстаёт как интегральное явление, поскольку объединяет промышленную и региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и т.д.

Однако принцип поляризованного развития морской деятельности будет эффективным только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного, федерального, окружного), или макрорегиональных зон опережающего развития, либо полюсов трансграничного инвестиционного, технологического и миграционного притяжения. Эти три компоненты, - а именно трансграничные потоки финансов, технологий и человеческого капитала, - образуют экономический хинтер-ланд макрорегиональных зон опережающего развития. Именно совокупность приморских регионов - «локомотивов роста» - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации морской деятельности России, в которую могут входить не только субъекты Российской Федерации, но и крупные приморские города и агломерации, связанные общностью социально-экономической жизни, имеющие общую систему транспортных коммуникаций и т.д.

Опорные регионы сами могут поддерживаться преимущественно за счет формирования узлов морехозяйственных инфраструктур, в первую очередь в морском транспорте, придания отдельным транспортным узлам и коридорам статуса федерального значения,

стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населения («хабов»). Кроме того, в них желательно размещать территориальные подразделения федеральных органов государственной власти, участвующих в управлении морской деятельностью. Целесообразно придавать их наиболее перспективным приморским территориям специальный экономический статус или особый правовой режим прилегающим акваториям (в рамках действующей Конституции Российской Федерации), создавать в них особые экономические зоны всех типов (особо портовые, промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные) и т.д. Именно в них логично инициировать широкомасштабную государственную поддержку пилотных морехозяйственных или социокультурных проектов в морской деятельности и размещение федеральных университетов, развитие инфраструктуры инновационной экономики, в том числе сервисной, создание институтов приема и адаптации миграционных потоков.

Для реализации подобных взглядов наиболее эффективным видится построение активной (инновационной) траектории развития региональных морехозяйственных комплексов, базирующейся на кластерном подходе. При этом представляется, что под конкурентоспособным следует понимать такой морехозяйственный комплекс/кластер (национальный, региональный, отраслевой), который (1) способен эффективно производить и с прибылью реализовывать на внутреннем и внешних рынках товары и услуги морского происхождения и морского назначения, соответствующие современным общемировым стандартам качества; (2) располагает развитым человеческим капиталом, инвестиционным и инновационным потенциалом, позволяющим результативно внедрять в системы производства и управления новейшие достижения научно-технического прогресса, технологические и организационные нововведения; (3) отличается рациональным и диверсифицированным использованием ресурсной базы; (4) обеспечивает безопасность во всех сферах, устойчивое социально-экономическое развитие и высокое качество жизни населения приморских территорий; (5) имеет гибкую систему внешнеэкономических связей.

Мировой опыт показывает высокую эффективность кластерного подхода для модернизации морского сегмента экономики с целью повышения его конкурентоспособности. Развитые страны, взявшие на вооружение политику кластеризации своих экономик, смогли, опираясь на прорывы в научно-технологической сфере и интеллектуализацию основных факторов производства, обеспечить прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. Сегодня, например, доля ВВП США, производимого в кластерах (в т.ч. в знаменитой Сили-

коновой долине), составляет порядка 60%. В трёх японских префектурах - Фукуи, Ишикава и Тойяма - создаётся более 85% объёма производства синтетических волокон в стране. Учитывая перспективность, кластерная политика широко обсуждается в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание уделяет ей Европейский Союз, рассматривающий ее в качестве ключевого инструмента повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности входящих в него стран. Основу морского сектора экономики всех без исключения развитых морских держав и стран экономического авангарда, в частности государств Европейского союза составляют именно морехозяйственные кластеры.

Возвращаясь к нашей стране, необходимо отметить, что кластерная политика на региональном уровне органично встраивается в процесс инновационной трансформации окраинных субъектов Российской Федерации, которая связана с идеологией постиндустриального общества, включая принципы мобильности, модульности, торжества нематериальных ценностей, сетевой организации, увеличения экономической роли сектора услуг, возрастания гибкости и интеллектуальности основных производственных процессов в добыче ресурсов и их переработке. Она ориентирована на обеспечение безболезненного совершенствования прежнего индустриального комплекса, который был создан во многих арктических регионах в период советского освоения, в наукоемкий конкурентоспособный постиндустриальный кластер. Эта системная задача требует взаимной адаптации и модернизируемых комплексов, и самой геотории их дислокации.

Специфика и типология кластерной политики в северных приморских субъектах Российской Федерации обусловлена специализацией и профилем региональной экономики и ее морехозяйственного сегмента, которые, как правило, формируются вокруг эксплуатации природных ресурсов или обширных неосвоенных пространств. Для Арктической зоны Российской Федерации характерна критически разреженная инфраструктура, которая накладывает особые ограничения на формирование пространственных комплексов по схемам размещения промышленного производства, принятым в рыночной экономике, где во главу угла ставятся лишь разного рода издержки. Здесь в процессе создания региональных морехозяйственных кластеров необходимо придавать особое значение функциональной взаимодополняемости и стратегической роли пространств локализации морехозяйственного потенциала, а также социально-экономической мультипликативности долгосрочных программ развития.

В первом приближении для создания кластера необходимо наличие, как минимум, трёх условий, при которых процесс его образования заработает: во-первых, трансформация системы управления и делегирование части полномочий и ответственности федеральных органов исполнительной власти и локализация их на региональном или местном уровнях, без чего невозможно ни организовать внутренние сетевые процессы, ни запустить коммуникацию, ни чётко сформулировать позицию независимым фирмам, выступающим вовне как единая организация; во-вторых, формирование региональной экономической (более узко - промышленной) политики, обеспечивающей на территории конкурентную среду, без которой нет инноваций, нет мотивов для создания и развития кластеров; в-третьих, долгосрочное стратегическое прогнозирование, предопределяющее желание регионов выйти за пределы своей территории и конкурировать производимой продукцией в глобальном масштабе.

Региональные органы государственной власти могут выполнять функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию интересов всех участников кластера, созданию условий и непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности. Базовые институциональные элементы класте-

ра (точнее, пре-кластера), такие, например, как региональные советы по морской деятельности (межведомственные координационные органы Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, которые, в соответствии с положениями о них, могут отвечать за имплементацию региональной кластерной политики) существуют. Основная задача состоит в создании адекватных регулятивов, обеспечивающих их саморазвитие и формирование благоприятного делового климата для их преобразования в институциональный каркас кластерной структуры. Резко актуализируется дальнейшее совершенствование законодательства (как федерального, так и регионального) в части, касающейся стимулирования развития государственно-частного партнерства, становления цивилизованных рентных отношений, внедрения кластерного подхода в экономику и ее неотъемлемую часть - морехозяйственный комплекс, а также имплементации кластерной политики в целом. Необходима также разработка компетентностных и мотивационных рычагов консолидированного управления социально-экономическим развитием, обеспечивающих эффективные внутри- и межкластерные взаимодействия участников, оценка инновационной зрелости кластеров, формирование масштабной и разветвленной инфраструктуры тех-нохабов1, стимулирующих инновационную активность и расширяющих возможности коммерциализации разработок и трансфера технологий, создание инвестиционных механизмов на основе фор-сайт-кластеров, обеспечивающих оперативное инвестирование на любом этапе инновационного цикла. При этом целесообразно учитывать, что реализация идей создания технопарков, особых экономических зон и других форм развития инновационной деятельности затрудняется отсутствием адаптационных механизмов управления социально-экономическим развитием и системной интеграцией имеющихся ресурсов2, а процесс становления и регулирования кооперационных связей и нематериальных взаимодействий в кластере не может носить принудительный административный характер, а должен быть построен на мотивационной, стимулирующей основе, например, принципа перенаправления. Принципиальной моделью управления внутри- и межкластерными взаимодействиями выступает утверждение, что в кластерах участники будут взаимодействовать с самыми компетентными партнерами при наличии высокого уровня мотиваций. Формат кластерной политики определяется размером геотории и степенью централизации регулирования. При этом эффективное функционирование кластера основано на четырех принципах («4К»): концентрация, конкуренция, кооперация, конкурентоспособность3.

При формировании и реализации региональной кластерной политики основные усилия органов государственной власти приморских субъектов Российской Федерации будут сосредоточены на четырех приоритетных направлениях.

1. Совершенствование регионального законодательства в части, касающейся стимулирования развития государственно-частного партнерства, развития рентных отношений, внедрения кластерного подхода в экономику и ее неотъемлемую часть - морехозяйственный комплекс, а также имплементации кластерной политики в целом.

2. Формирование и формализация региональной кластерной политики, создание условий для эффективного институционального оформления кластерных структур (формулирование долгосрочного видения и разработка программ развития кластеров, их интеграция в региональные стратегии, установление информационного взаимодействия и стимулирование сотрудничества между участниками).

3. Обеспечение координации интересантов и стейкхолдеров (включая органы исполнительной власти и местного самоуправления, объединения предпринимателей), а также «якорных» резидентов - крупных конкурентоспособных компаний, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров - под эгидой советов по морской деятельности (СМД).

1 Технохабы - инфраструктурные инновационные комплексы (обычно расположенные в технологически развитых «точках экономического роста»), вмещающие современные центры мультидоступа к технологиям, научные и образовательные дизайн-центры, а также вспомогательные инфраструктурные объекты, позволяющие эффективно реализовывать комплексные инновационные разработки и достигать необходимые конкурентные преимущества.

2 Системный интегратор - прогрессивная форма управления инновационным развитием кластерных проектов, формирующая инновационных, научных, инвестиционных и бизнес-лидеров по перспективному направлению и интегрирующая их компетенции для реализации конкурентоспособной продукции на основе управления внутри- и межкластерными взаимодействиями.

3 Конкуренция и кооперация благополучно сосуществуют, благодаря тому, что происходят в разных плоскостях и между разными участниками: объединение в одних сферах помогает вести успешную состязательную борьбу в других.

4. Содействие со стороны СМД и органов исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации выходу региональных предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых инициатив, использование госзаказа как инструмента поддержки кооперационных кластерных проектов, организация методического обеспечения.

В целом имплементация кластерной политики обеспечивает диверсификацию экономики и сглаживание узковедомственных конфликтогенных интересов, способствует упрочнению межотраслевых, межрегиональных и международных связей (включая трансграничные), содействует реиндустриализации и становлению сервисной экономики, интенсификации ГЧП, что в совокупности ведет к устойчивому социально-экономического росту и сбалансированному пространственному развитию. Кластерный подход нацелен на комплексное развитие морехозяйственного потенциала и

позволяет за счет повышения эффективности и рационализации основных видов морской деятельности обеспечить существенный рост экономики приморских регионов и повышение уровня благосостояния населения, формируя синергетическую систему хозяйственных отношений. Однако его реализация неизбежно столкнется с многочисленными трудностями, на преодоление которых может быть направлено опережающее развитие некоторых системообразующих, базовых отраслей региона (стратегических секторов и инфраструктур). Представляется, что в таком ракурсе отраслевое развитие отнюдь не противоречит концепции комплексности, а наоборот, содействует ей. Отраслевые срезы единой (интегральной) морехозяйственной политики, обладающие высоким мультипликативным эффектом, как раз и способны образовать собой ядро специализаций региона и стать локомотивом его комплексного развития.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРИ РАЗВИТИИ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Батурова Г.В., к.э.н., зав. сектором регионального развития Центра «Мировой океан» ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития России и РАН, ответственный секретарь Секции по вопросам государственночастного партнерства Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

В настоящее время в России формируется новый инструмент повышения эффективности управления и развития морехозяйственного комплекса и использования природоресурсного потенциала Мирового океана - программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий. В статье рассматривается зарубежный опыт пространственного планирования морепользования, базовые принципы внедрения и возможные результаты реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий, включая широкое использование принципов «зеленой экономики» с определением, оценкой и учетом стоимости услуг экосистем, в том числе потенциальной их ценности в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: программа комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий, морское пространственное планирование, социально-экономическое развитие, зеленая экономика, услуги экосистем.

MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES MARINE ECONOMIC COMPLEX IN DEVELOPMENT AND COASTAL AREAS

Baturova G., Ph.D., head of division for marine affaires regional development in «World Ocean» Center, Federal Governmental and Academic Institute «Council for the Study of Productive Forces», executive secretary of the Section on Public Private Partnership at the Scientific and Expert Council of the Maritime Board at the Government of the Russian Federation

Currently in Russia, a new tool to improve the efficiency of management and development of marine economic complex and the natural resource potential of the oceans - a program for integrated development of coastal areas and coastal waters. The article deals with international experience of spatial planning oceans, basic principles of implementation and the possible results of the programs for the integrated development of coastal areas and coastal waters, including the widespread use of the principles of «green economy» with the identification, evaluation, and the cost of ecosystem services, including the potential of their value in the long term.

Keywords: program for integrated development of coastal territories and marine areas, maritime spatial planning, social and economic development, green economy, ecosystem services.

В течение последнего десятилетия Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации приняты основополагающие документы и решения, направленные на совершенствование и комплексное развитие морской деятельности нашей страны. На решение этой задачи прямо нацеливают поручения Правительства Российской Федерации. Так, например, в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года поставлена стратегическая задача, связанная с разработкой и реализацией программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий (КРПТПА) в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социальноэкономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований. Дальнейшее нормативное закрепление эта практика нашла в планах реализации стратегий социально-экономического развития Уральского и Южного федеральных округов, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации в апреле 2012 года. При этом эффективное решение таких задач может быть увязано с морским пространственным планированием (МПП) как пространственным отображением этих программ. Таким образом, МПП представляет собой аналог схем терпланирования для аква-

торий (своего рода схемы акваториального или бассейнового планирования).

В целом проблематика комплексного развития морской деятельности, включая имплементацию морского пространственного планирования, чрезвычайно актуальна. Бесспорным лидером здесь в настоящее время выступает Европейский союз, где в отдельных странах (Германия, Швеция, Дания и др.) она прорабатывается уже более десятилетия на национальном уровне, причем инициатором разработки соответствующих законодательных, нормативных правовых, стратегических и программных документов зачастую выступает частный бизнес, побуждающий государственные структуры к установлению партнерских отношений в океанопользовании. В настоящее время наблюдается резкий всплеск интереса (в первую очередь со стороны деловых кругов) к этим процессам в Европе, Северной Америке, Австралии и Китае, что обусловлено интенсификацией морехозяйственной деятельности, объективно ведущей к росту конфликтов между участниками и интересантами, а также появлению новых ее видов, таких, например, как морской туристско-рекреационный бизнес, аква- и марикультура или возобновляемая энергетика морского происхождения. В странах экономического авангарда повсеместно происходит разработка соответствующих стратегических и программных решений, законодательное и нор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.