ПРОСТРАНСТВО ПРОСТРАНСТВ
Голубиная книга. Художник Н.К. Рерих. 1922.
УДК 801. 82(26-246/-247)
Кулёва H.A.
К вопросу о формировании состава Миней-Четьих (на примере февральского тома) 1
Кулёва Наталья Александровна, младший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования и изменения состава Миней-Четьих на примере февральского тома, предлагается сопоставительный анализ различных списков.
Ключевые слова: Минея-Четья, агиография, славянская письменность, рукопись, дометафрастовские и метафрастовские жития святых, Студийский и Иерусалимский уставы.
Как известно, после принятия христианства князем Владимиром на Руси появились различные церковные книги, которые переводились или непосредственно с греческого языка, или переписывались с южнославянских переводов. Это - Евангелия, Минеи, Прологи , Октоихи , Ирмологии , Стихирари и др. Минеи (греч. от
1 Работа написана при поддержке гранта РГНФ № 13-04-00093 «Лексикологическое исследование и словарное описание лексики русского языка XI-XVП вв. («у» — «умытникъ»)» (руководитель М.И. Чернышева).
2 Пролог (др.-греч. про-Хоуо^ - предисловие, от др.-греч. про - впереди, перед + др.-греч. Хоуо<; - слово) - славяно-русский церковно-учительный сборник, иначе именуемый Синаксарь (Синаксарий). Свод расположенных по дням года сокращенных житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и проч. Название «Пролог» произошло оттого, что переводчики этой книги на церковнославянский язык восприняли соответствующий подзаголовок -«Пр6Хоуо<;» («Предисловие») - как название всего сборника. (Прим. ред.).
3 Октоих (Октай, Охтай, Осьмогласник, греч. 'Октюп%о<; - «восьмигласник» от греч. октю - «восемь» + греч. - «глас») -богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней еще и малой вечерни и полунощницы. (Прим. ред.).
4 Ирмологий (Ирмологион, Ирмолог, греч. 'Ер^о-Хоуюу от греч. 'Ер^6<; - буквально: связываю, соединяю, по-русски ирмос + греч. Хоуюу - слово) - богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе богослужебные тексты, предназначенные для пения в церкви. (Прим. ред.).
5 Стихирарь (Стихераль, др.-греч. Етгхлрарюу) - богослужебная книга православной церкви - собрание богослужебных текстов, предназначенных для пения в церкви. (Прим. ред.).
^^ - 'месяц') были нескольких разновидностей: служебные (общие и месячные) и Минеи-Четьи (от старославянского четьи - чтения). Служебные минеи содержали в себе праздничные службы и службы святым по дням года. Минеи-Четьи - это сборник жизнеописаний святых, сказаний о праздниках, поучений на каждый день года. На Руси переводные минеи появились, вероятно, не позднее XII в.1.
С древнейших времен до нас дошло не так много списков Миней-Четий. Это Супрасльская мартовская минея XI в.2, и Успенская майская XII в.3. Списки миней ХШ-Х^ вв. нам не известны. Минеи-Четьи XV в. сохранились в весьма ограниченном количестве.
Предметом нашего исследования является Февральская Минея-Четья, датируемая по филиграням4 концом 20-х гг. XV в., - рукопись Российской государственной библиотеки (РГБ № 92) из собрания Московской Духовной Академии (далее Мин.чет.февр.). Это самый ранний сохранившийся список Ми-ней-Четьих за февраль месяц. Данный памятник содержит 30 житий (два из которых сохранились фрагментарно: житие преп. Александра и муч. Садофа) и 7 гомилий5. Эта рукопись является полностью переводной. Здесь нет сказаний о русских святых. Описание рукописи и небольшая выборка слов впервые были опубликованы И.И. Срезневским6 в «Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках»7. Он заметил, что ми-нейные тексты данного памятника представлены здесь как древние (т.е. дометофрастовские), так и в переделках Метафраста, «так что в отношении к первоначальным источникам, из которых она составлена, она нисколько не отличается от той книги четьи минеи, которая известна под названием Супрасльской рукописи»8.
Д.Е. Афиногенов считает, что греческий прототип Мин.чет.февр. сформировался между 910 и 920 гг., самое позднее в 925 г.9. Местом создания греческого протографа этой рукописи он предполагает Студийский монастырь. Поскольку, как замечает Д.Е. Афиногенов, 33 минейных текста являются древними (конец VII - начало VIII вв.), четыре остальных (Житие Николая Студита, Житие Фаддея Студита, житие Власия Аморийского, Слово на Обретение главы Иоанна Предтечи Феодора Студита) относятся к концу IX - началу X вв. и происходят из Константинопольского Студийского монастыря. Также он делает предположение, что греческим прототипом Февральской рукописной минеи являлся уже готовый сборник конца VI или VII в. Об этом же писал И.И. Срезневский: «Не может быть никакого сомнения, что все, внесенное в книгу, переведено с греческого подлинника, может быть и из одной книги»10.
Предварительное исследование состава Мин.чет.февр. с более поздними списками Миней-Четьих за февраль месяц (Волоколамской Минеей второй половины XV в. (РГБ, № 594), домакарьевской Февральской Минеей XV-XVI вв. из собрания Новгородского Софийского собора (РНБ, Соф. 1377), Великими Минеями-Четьями мтрп. Макария XVI в. (далее: ВМЧ) (ГИМ; Син. 179, Син. 991), Чудовской Минеей 1600 г. (ГИМ; Собр.Чуд. № 311), Минеями-Четьями свт. Дмитрия Ростовского) показало их связь. В большинстве случаев все памяти святым, которые существуют в Мин.чет.февр., присутствуют и в более поздних списках.
При сравнении указанных списков за февраль месяц обнаруживается, что переводные тексты в них практически идентичные, за исключением трех, а именно: Жития муч. Трифона (1 февраля), Жития свщмуч. Власия Севастийско-го (11 февраля), Сказания об обретении главы Иоанна Предтечи (24 февраля).
Например, при сопоставлении жития муч. Трифона по разным спискам Миней-Четьих XV-XVI вв. обнаружилось, что в них представлен один и тот же текст, но в самой ранней минее за февраль месяц отсутствуют отдельные фрагменты.
1 Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Т. 1. М.: Православная энциклопедия, 1997. С. 38.
2 В настоящее время хранится в трех местах: 1) 151 л. - в Народной библиотеке в Варшаве, собрание Замойских, № 21; 2) 118 лл. в университетской библиотеке Любляны (привезена Копитаром, отсюда шифр Cod. Kop. 2); 3) 16 лл. - в Российской национальной библиотеке, СПб. (далее РНБ), собрание А.Ф. Бычкова, шифр Qn. 72.
3 Хранится в Госдуарственном историческом музее (ГИМ), Синодальное собрание (далее Син.) №1063/4.
4 Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») - ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. (Прим. ред.).
5 Гомилия - аналитико-экзегетическая форма проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания. (Прим. ред.).
6 Срезневский Измаил Иванович (1812-1880) - филолог-славист, этнограф, палеограф. Академик Петербургской Академии наук (1851). В 1855-1880 - декан историко-филологического факультета Петербургского университета. (Прим. ред.).
7 Срезневский И.И. Февральская книга Минеи четии древнего состава по списку XV в. // Сборник Отделения русского языка и словесности. Т. 12. СПб., 1875. С. 377-390.
8 Там же. С. 382.
9 Афиногенов Д.Е. Новгородское переводное четье-минейное собрание: происхождение, состав, греческий оригинал // Monumenta linguae slavicae. Dialecti veteris fontes et dissertationes. T. XLIV. Freiburg i. Br., 2000. S. 270.
10 Срезневский И.И. Указ соч. С. 381-382.
Лист Супрасльской Успенская минея, XII в.
мартовской минеи из Из собрания Государственного исторического музея университетской библиотеки г. Любляны. Середина XI в.
Начало жития св. муч. Трифона в Волоколамской минее и ВМЧ более соответствуют греческому тексту, опубликованному в Acta Sanctorum1, чем в Мин.чет.февр. Разночтения:
Мин.чет.февр.
Сии сгыи w двою л€ исц-ЪленУд и ^ндлденьга лшогд творлше.
Волоколамская минея, ВМЧ (Успенский список)
Спи стъш баше оууилгъ И Гр^Е/ИЬ W ЛГГрЕ
СВОЕ/К. ОуУИЛ! же W ДГГЛЪ. ЕЖЕ К'Ъ Егоу WL|K>
и гоу Тс уоу irfcpoK» пс вса дни, единдуе. д-ктшрь гыи. т дкок л-Етоу исполнись стго
Д\'Д, И ^НДЛШПД ВЕЛИКД ТВОрАШЕ.
Немного ниже в житии речь идет о первом чуде, которое совершил св.Трифон еще будучи двухлетним младенцем. Он исцелил ребенка, укушенного змеей. В Академической минее описание этого чуда приводится не полностью, но только его начало. Пропущены также фрагменты, в которых рассказывается о том, как был исцелен оухопленъш д^тици* по молитве св. младенца Трифона и о том, как появляется некий купец Асукрит. Из-за возникшей лакуны в Академической минее эпизод приобретает другой вид: не исцеленный ребенок падает на землю в ужасе, а купец, проходивший мимо и увидевший Трифона.
Мин.чет.февр.
БЛЖИЪ! ФрифоНЪ БЪСПрУиЛГЪ W ДНГЛЪ УДСОЛГК * Г • ЛГК ЛШНОуЕЪШИЛГк НДУД
ЕЪНЕ^ДПОу 0уХ0ПЛЕНЪ1И дФтифь глдсолгъ глдти: лк>лк> ти са д'ктифЕ^ трифонЕ.
ПрИЕЛИЖИЕЪСА ПрИСА^И МЪМ И СПНЪ БОуДОу W Ефдъ Л10И. И НЪШ'к AWfe ТЕБЕ ЕО ДДЛП* ЕСТЬ ЕЪ, ЕЛГТЬ При ИСЦ'ЬЛЕНЬИ. ОуЖДСЕН'Ъ ЖЕ ЕТ^БЪ
Волоколамская минея, ВМЧ (Успенский список)
Еаше же блжнши (блженнъш) труфлит*
(трИфОИ'Ъ.) ИГрАШ. И Гр'ЪеЛГЪ Ш ЛГГЛЪ. .>11
VACOAlb Три ЛШИОуВШЕЛАЬ ШПЛАУИ. NAVATT*. ВНЕ^АПОу СуХ^ПЛЕН-ЫИ Д^ТИфЬ ГЛАСИТИ и глдти: Л10ЛГС ТИ CA дЪТИфО^ трифонв.
ПрИЕЛИЖИЕ-ЬСА ПрИСА^И Л1ЕНЕ И СПИТ* ЕОуДОу W Е'кДТх Л10И. И НЕ 0уЛ1р0у TEEfe ВО ДДЛЪ ЕСТЬ. БГЪ БЛГТЬ ИСЦ'кЛЕнУт И рЕКШОу ыщ то, ОБрАТИСА НДрОДТ^. И Е0С\-гЫТИША Д^ТИфД ТрифрЫД. И ГЛА\'ру ГДКО ГЛАСЪ. ИЖЕ W ДФтИфА рЕУЕЫЪ БЪ1. ИЕЛЕнУс ЕЖ'Гб ЕСТЬ. Д'кТИфЬ ЖЕ Труфонъ, ГЛАСШЛГК ЕЕЛИЬГЫЛГК рЕУЕ. СЕ^ТЕ Л10И ЕЖЕ Простри рсукоу СВОЮ НА ОуХОПЛЕИАГО
(руХАГШНДГр),_И_СПС И_Щ_СДЕрЖАфАГС
(сОДрЪЖАЦм) его Е'кдЪ! И EOA'fegNH. и дбУе
СПСЕН'Ъ ЕЪ1 Д'кТИфЬ. И ПрОСЛАВИША ВСИ ЕГА
W ЕГЫБШИ (Б'ЫЕШИ) ^NAAlENl'HTfb. БАШЕ ЛКЖИЛУЪ Д'ЬТИШЬ ТруфОНЪ. ГДКО ЖЕ сУб УК>Д0 СЬТЕОрИ W ИЛ1ЕНИ ЕЖ'Ги. ДНЕЛ1 ЖЕ Л1АЛЪ1Л1ГЬ
ДЖНОуВШЕДШ (дшноувшит), Б'ЬДШЕ (б^аше) д'ктифь труфонъ игрдга (-а) при поути. дсоукритт^ ЖЕ N'fcKTO КОуПЕЦЬ. ПрИИДЕ (прИДЕ) ИД ЛГксТО И оу^р'к ДФтИфД ИГрДЮфА.. оуждсеит^ ЖЕ ETilBTx ПАДЕ НА ^£Л1ЛИ.
1 Acta Sanctorum. 1925. Nov. IV, рр. 336-343.
Acta Sanctorum [лат. - Деяния святых, Акты святых] - крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых, построенное по принципу римского мартиролога, т.е. по дням памяти святых). Идея издания принадлежала бельгийскому иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. усилиями его сподвижника Ж. Болланда (15961665). Продолжившие дело иезуиты-болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно вплоть до 1773 г., однако в связи с Французской революцией и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с января по ноябрь; ни одного тома за декабрь до сих пор так и не было издано. (Прим. ред.).
В другом фрагменте - в повествовании о допросе св.муч.Трифона правителем Акилином - в ранней минее пропущено несколько слов, которые также меняют смысл.
Мин.чет.февр. Волоколамская минея, ВМЧ (Успенский список)
ЙКОуЛИ НТ\ ^ПрО КЛ ATTil И pEYEI Y ТО И/И А ТВОЕ? СОнчь. же ре: Троуфижгь.. коую ковь илиши Дкгылингь. преск'Ьт/Гыи реуе: уто ил»а твое? СттхШ же ре: Трифоыъ. илиноук>СА. Реуе епарх'ъ.: кою ковь илмши?
За исключением этих фрагментов минейный текст Мин.чет.февр. в основном совпадает с тем, что представлено в Волоколамской и Макарьевских минеях.
Следует отметить, что Волоколамские Минеи-Четьи второй половины XV в. - наиболее ранний рукописный годовой комплект, который полностью сохранился и представляет собой, по мнению Д.Е. Афиногенова, собрание до-метафрастовских Миней-Четий1. Все минейные тексты пространных житий и поучений, которые содержатся в февральском томе этой минеи, есть и в ВМЧ.
Создание 1-го списка ВМЧ - Софийского - было начато митрополитом Макарием еще в Новгороде в 1529 г. Т.е. можно предположить, что для формирования первоначального состава ВМЧ привлекались материалы именно Ми-ней-Четий из Иосифо-Волоколамского монастыря. Следовательно, тексты переводных житий в составе февральского тома ВМЧ в своей основе дометафрастовские2.
В двух других вышеуказанных минейных текстах, возможно представлены различные переводы. Этот вопрос нам ещё предстоит решить. Далее приводятся зачала этих текстов:
Мин.чет.февр. Волоколамская минея, ВМЧ (Успенский список)
11 февраля: Житие свщмуч. Власия Севастийского:
Е'ънегдд Bp-fe/HA коулшролп* ЮЕ'ЪДр'ЪЖДДШЕ И ЛИЮ^И УЛЦИ СЪ^ДДиУл II ТВДрИ ПОКЛДНАД\ОуСА, тогдд ЦВЪТАДШЕ II ВЪрД CTTilll\- СЪ ИИЛ1М стого II СЛДВНДГО ЛЮуУЕИИКД ЕлдсУд. G'l'll оуво ПрПДВНЪШ ВСЕ Bp't/HA ЖИ^НИ СВОЕЙ ПрДВО ЖИТУЕ ЖИВЪ, (71 КОЖЕ II ВЪ Ou'fe ППШЕТСШ ВАДШЕ БЕ-^Л0ЕЪ1 II EEC ПОрОКД ИСТИНЕНЪ Еоу II Еъ ВрЕЛ1А WHO идольст^и слоужв'Ь МДр'ЪЖДфИ ЛНЮ^И УЛЦИ СЪ^ДДНЮ ТВДрИ ПОКЛОНт^ОуСА, ТОГДД рДСТАШЕ В'ЬрД BcHíX CTTilX II СЛДВНДГО Л1УНИКД ЕлдсТд. Oilцg bceii CTTs.HI ВСА л^тд ЖИВОТД СВОЕГО КрОТЬКИ Л1Ъ ПОЖИВИ* ЖИ тУе ЛПх, 171К0ЖЕ Ьвд ГЛЮТЬ. ЕЕ^Ъ^ЛОЕИВЪ, YCTTi., БЛГОУЕСТИВЪ, IICTHHEHTÍ
24 февраля: Сказание об обретении главы Иоанна Предтечи:
Л\ЫШ\"Д ДВД ПрНДОСТД ОТ ЕОСТОКД ВИДЕТ'Ъ. ОЕрД^Д УтНДГО К*рТД ИЛ1ДТИ, БЪ1В1ШШ ндсъ рдди въулуь.шдсгп и сллртик» ЕЕСЛ1ртиЕ ндлгъ ИСХОДДТДИШД, ГрОБД ЖЕ ХвД ВЪСКрЕСЕНИД II ВТ\^Н ECEIIIIД ВЪ.ЖДДДВ'ЪШД, ПрНДОСТД ВЪ. Инокд ДВД (и Еостокд ОуСТрЕЛШШДСА Устндго Крстд лГстоу, рдди ИЖЕ W НДС ^д ЛШ Л0СЕрД1Е В'ЪУЛУИВШДГОСА II СЛ1рТЬ ВЕС/ИртУю Х«,ДЛИТДИСТВЕНОуК> ПрЕТрТ^П^квШДГО Хд rpWBOy BOCKpCHIE ж и вт^песенУа ЛГстоу СДЛЮВИДЦЪ! BTilTII ВЪЖЕДЛ'ЬВШЕ II
В Волоколамской минеи также отсутствуют некоторые минейные тексты, которые находятся в составе Мин.чет.февр.: Слова Кирилла Константинопольского и Исихия Иерусалимского на Сретение (2 февраля), памяти муч.Федора Тирона и муч.Федора Стратилата, Слово в первую субботу поста Нектария Константинопольского (28 февраля). Житие муч.Феодулии перенесено с 3 на 5 февраля.
Минея Соф.1377 сохранилась не полностью. В ней отсутствуют минейные тексты с 27 по 29 февраля, утрачена концовка жития свт. Порфирия Газского (26 февраля). Также здесь имеется Слово Афанасия Александрийского на Сретение (2 февраля), которого нет в Мин.чет.февр. В свою очередь, в Минее Соф.1377 мы не находим Слов Кирилла Константинопольского, Исихия Иерусалимского, Тимофея Иерусалимского, Авраамия Ефесского на Сретение.
1 Афиногенов Д.Е. Указ. соч. С. 226.
2 То есть составленные до житий святых, собранных в трех томах «Греческой патрологии» Симеона Метафраста. Симеон Метафраст (Еи^еюу Метафраат^ - от греч. ^етафра^81У - пересказывать, перелагать; Симеон Магистр, Симеон Логотет, Симеон Логофет, вторая половина X в.) - византийский писатель, государственный деятель. (Прим. ред.).
В середине XVI в. в связи с объединением отдельных удельных княжеств в великое Московское государство и созданием общерусского культа святых под руководством митрополита Макария составляются Великие Минеи-Четьи, включившие почти всю церковную литературу от начала христианства на Руси и пополнившие её житиями русских святых, канонизированных на соборах 1547 и 1549 гг. ВМЧ представляют собой свод древнерусских переводных и оригинальных памятников, главным образом житийных и риторических, церковно-учительного и исторического характера, состоящий из 12 томов. Макарь-евская минея ознаменовала собой новый этап в развитии Миней-Четий, придав им характер собрания «всех чтомых на Руси божественных книг»1.
Февральский том ВМЧ в сравнении с более ранними списками Миней-Четьих существенно дополнен прологами, сказаниями и житиями святых, в том числе русских, словами и беседами святых Отцов Церкви и т.д.
Ниже приводятся минейные тексты ВМЧ (по Успенскому списку), которых нет в составе Мин.чет.февр. (проло-жные сказания здесь не приводятся):
2 февраля Слово на Сретение Афанасия Александрийского Слово на Сретение отсказания евангельского Слово на Сретение Иоанна Златоуста
3 февраля Слово Амфилохия, еп. Иконийского о Богородице и Симеоне
6 февраля Слово Иоанна Златоустого (Откуда подвизается совершенный христианин)
9 февраля Слово из патерика о монахе Поучение св. Иоанна Златоустого
10 февраля Слово о Марке монахе
11 февраля Житие преп.Дмитрия Прилуцкого Слово похвальное о преп. Дмитрии Прилуцком Книга Симеона Нового Богослова Книга Петра Дамаскина Житие Григория Синаита, и здесь же: Главы Григория Синаита Книга Петра Смиренного
12 февраля Житие мтрп. Алексия
14 февраля Житие Кирилла Философа
24 февраля Слово на Обретение главы Иоанна Предтечи
29 февраля Житие Павла Пустынника Книга Зерцало Кормчая Златоструй (136 слов)
По времени создания самыми близкими ВМЧ являются Минеи-Четьи, которые были созданы в 1600 г. в мастерской Чудова монастыря. Анализируя состав памятников, входящие в февральские тома, мы наблюдаем, что в Чудов-ской Минее (в отличие от ВМЧ) отсутствуют проложные сказания, Слова Афанасия Александрийского и Иоанна Златоуста на Сретение (2 февраля), Книги отцов церкви. То есть мы видим, что состав Миней-Четьих после митрополита Макария снова изменился. Они приобретают вид ранних домакарьевских Миней.
Исследование текстов Чудовской Минеи показало их близость с ВМЧ. Все Жития, Слова, помещенные здесь, по составу идентичны произведениям февральского тома Макарьевской Минеи. Следует отметить, что Слова на Сретение в Чудовской Минее расположены в том же порядке, как и в ВМЧ. Кроме того, некоторые минейные статьи в этих списках повторяются дважды, а именно: Житие муч. Феодулии (3 и 5 февраля), Житие муч. 1018 в Никомидии (8 и 10 февраля). В отличие от Мин.чет.февр. некоторые тексты ВМЧ и Чудовской Минеи с 28 февраля перенесены на другие числа: Житие Федора Стратилата на 8 февраля, Житие Федора Тирона и Слово Нектария Константинопольского в первую субботу поста на 17 февраля. Таким образом, мы можем предположить, что февральский том ВМЧ являлся протографом при составлении соответствующего тома Чудовской Минеи 1600 г.
1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1 (2 пол. Х1У-ХУ1 вв.). Л.: Наука,1988. С. 126-133; Кучкин В.А. О формировании Великих Миней-Четий митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем современного книжного дела. М.: Книга, 1974. С. 22-26; О Четьях-минеях // Памятники Древней письменности. № 4. СПб., 1879; Макарий, еп. О новгородских Макарьевских Четьях-Минеях // Летописи Тихонравова. Т. 1. М., 1859. С. 68-73.
Ц з аЩг |
ЩЩ
11Ш!Ш§
'Л'^ЗХл^&ХТ
Свт. Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482-1563). Канонизирован в лике святителей в 1988 г. Икона 1988 г.
Великие Минеи Четьи, 1540-е гг. Из собрания Государственного исторического музея
Анализируя состав памятников ранних Миней-Четьих за февраль месяц в сравнении с соответствующим томом Миней-Четий свт. Димитрия Ростовского, наблюдаем их существенные различия.
С 1684 г. по благословению настоятеля Киево-Печерской Лавры Варлаама Ясинского составлением Миней-Четьих занимался свт. Димитрий Ростовский.
Свт. Димитрий не просто копировал источники, бывшие в сфере его внимания, а кропотливо проверял и дополнял их. Если житие было очень пространное, он его сокращал. В предисловии ко второй книге свт. Димитрий писал: «Суть же многихъ святыхъ жития, толь пространно, в великихъ четияхъ, и въ иныхъ ру-кописныхъ книгахъ, со излишествомъ словесъ написанная, яко коегождо от нихъ въ два или три дни егда прочести возможно, аще и прилежно чтущи, тоя убо ради вины сократишася в книзе сей, единое святых действо описующей, излишество же словесъ и речей продолжение оставляющей»1.
Дмитрий Ростовский внес некоторые личные элементы в описание жизни и подвигов святых, изложив их образным языком и украсив художественным описанием.
Он существенно расширил круг источников для своих Миней. В их основу он положил ВМЧ митрополита Ма-кария и славянский печатный Пролог. Из иностранных изданий свт. Дмитрий часто ссылается на сочинения Симеона Метафраста, Лаврентия Сурия, на историков - Сократа Схоластика, Евсевия, Созомена, Георгия Кедрина, Никифора Калиста, Феодорита, еп. Киррского, на труд Болландистов «Acta Sanctorum» и др.
Особенностью Минеи свт. Димитрия является наличие дополнительной части, которая находится в конце каждого дня и содержит имена святых, не имеющих отдельных житий, но память их празднуется в тот же день. В некоторых случаях приводится только перечень святых, а иногда и более подробные сведения о жизни и подвигах святого2.
Набор памятей святых в Дмитриевской Минее не совпадает с календарем более ранних Миней-Четьих. Минея свт. Димитрия содержит большее количество агиографических памятников (47 житийных текстов и одно слово о Сретении Господнем), хотя не все памяти святым, которые есть в ранних списках, присутствуют в Дмитриевской Минее.
Сопоставив Мин.чет.февр. с соответствующим томом Миней свт. Димитрия, мы наблюдаем, что в более позднем списке пропущены следующие минейные тексты: Мучение еп. Авраамия Аравийского (5 февраля), Мучение мучч. Папы, Диодора и Клавдиана (6 февраля), Житие свт. Авксивия (17 февраля), Житие прп. Власия (18 февраля), Житие прп. Александра (19 февраля), Житие прп. Поплия (21 февраля), Житие прп. Петра (21 февраля), Житие прп. Пафнотия (25 февраля), Мучение муч. Фаддея Студийского (27 февраля), Житие прп.Македония ( 28 февраля), а также Слово Кирилла Иерусалимского на Сретение, Слово Исихия Иерусалимского на Сретение, Слово Авраамия Эфесского на Сретение (2 февраля), Слово свт. Григория Нисского о Мелетии (12 февраля), Похвала Федора Студийского на обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), Слово в первую субботу поста Нектария Константинопольского.
В свою очередь, в самой ранней дошедшей до нас Минее-Четьи за февраль отсутствует большое количество житийных текстов, которые включены в Дмитриевскую минею. Это жития русских святых: прп. Прохора Печерского (10 февраля), свт. Алексия Московского (12 февраля), прп. Исаакия Печерского (14 февраля), прп. Эразма Печерского (24 февраля), прп. Тита Печерского (27 февраля), а также 22 жития общехристианских святых: прп. Исидора Пи-лусейского (4 февраля), муч. Вукола, еп. Смирнского, муч. Фавсты, муч. Дорофеи (6 февраля), прп. Луки Елладского (7 февраля), свт. Мелетия Антиохийского, прп. Марии (Марина) (12 февраля), свт. Льва, папы Римского, свт. Фла-виана, патриарха Цареградского (18 февраля), апп. Архипа, Филимона и Апфии, прп. Досифея (19 февраля), свт. Льва, еп. Катанского (20 февраля), прп. Тимофея, прп. Евстафия (21 февраля), муч. Маврикия (22 февраля), свт. Тарасия, патриарха Константинопольского (25 февраля), прп. Прокопия Декаполита, прп. Фалалея (27 февраля), прп. Василия, свщмуч. Протерия (28 февраля), прп. Кассиана Римлянина (29 февраля). Память муч. Федора Тирона переносится здесь на 17 февраля, Мучение Феодора Стратилата - на 8 февраля (как и в ВМЧ).
Таким образом, можно видеть, что календарь двух исследуемых миней существенно отличается. Это связано с тем, что Свт. Дмитрий расположил жития святых соответственно календарю Иерусалимского устава, тогда как ранние списки Миней-Четьих соответствуют Студийскому уставу3.
Проведенное предварительное текстологическое исследование Миней-Четьих за февраль месяц разных списков дает нам основание полагать, что основная часть минейных текстов до переработки их свт. Дмитрием Ростовским оснавалась неизменной. Возможно, что Мин.чет.февр. отображает тот набор памятей и минейных текстов, которые находились в первоначальном собрании Миней-Четьих за февраль месяц.
Таким образом, рассмотрев состав Мин.чет.февр. и соответствующих томов более поздних списков, мы можем сделать вывод о сложной истории формирования минейных сборников на Руси.
1 Свт. Димитрий, мтрп. Ростовский. Жития святых. Кн. 2. Декабрь, январь, февраль. Киево-Печерская Лавра, 1764. С. 1.
2 Фундаментальным исследованием о творении свт. Димитрия Ростовского является магистерская диссертация прот. Александра Державина «Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» (М., 2006; См. также: Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: В 2 т. М.: ИИПК «ИХТИОС», 2006-2008).
3 Сергий (Спасский). архим. Указ. соч. С. 274.
Святитель Дмитрий Ро- Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского. стовский (1651-1709). Порт- 1695. Государственный музей-заповедник рет-парсуна, начало XVIII в. «Ростовский Кремль»
ЛИТЕРАТУРА
1. Афиногенов Д.Е. Новгородское переводное четье-минейное собрание: происхождение, состав, греческий оригинал //
Monumenta linguae slavicae. Dialecti veteris fontes et dissertationes. T. XLIV. Freiburg im Briesgau: Weiher Verlag, 2000. S. 270-283.
2. Афиногенов Д.Е. Церковнославянский перевод жития св. Порфирия Газского Марка Диакона и его текстологическое
значение // Вестник древней истории. 2001. Т. 2. С. 46-51.
3. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание ВМЧ Макария митрополита всероссийского с предисловием и дополнением
Е.В. Барсова // Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧтОИДР). 1884. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-64.
4. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание ВМЧ Макария митрополита всероссийского с предисловием и дополнением
Е.В. Барсова // ЧтОИДР. 1986. Кн. 1. Отд. 2. С. 65-184.
5. Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литератур-
ный памятник. Магистерская дисс. М., 2006.
6. Державин А.М., прот. Радуют верных сердца. Приложение к сочинению «Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита
Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» (разбор и анализ житий): В 2 т. М.: ИИПК «ИХ-ТИОС», 2006-2008.
7. Кучкин В.А. О формировании Великих Миней-Четий митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете акту-
альных проблем современного книжного дела. М.: Книга, 1974. С. 22-26.
8. Латышев В.В. Византийская «Царская Минея». Пг., 1915.
9. Леонид (Кавелин), архим Житие прп.Власия мниха // Памятники древней письменности и культуры. Т. LXV. СПб.,
1887. С. 3-8.
10. Леонид (Кавелин), архим. Сведения о славянских рукописях, поступивших их книгохранилища св. Троице-Сергиевой
лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. Вып. 1-2. М., 1887.
11. Макарий, еп. О новгородских Макарьевских Четьях-Минеях // Летописи Тихонравова. Т. 1. М., 1859. С. 68-73.
12. Макарий (Веретенников), игумен. Великие Макарьевские Четьи-Минеи - сокровище духовной письменности Древней
Руси // Богословские труды. Т. 29. М.: Издательство Московской Патриархи, 1989. С. 106-126.
13. О Четьях-минеях // Памятники древней письменности. № 4. СПб., 1879.
14. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московской Патриар-
хии, 2001.
15. Православная энциклопедия: В 36 т. М.: Православная энциклопедия, 2000-2015.
16. Капалдо М. Супрасъслски или Ретков сборник: В 12 т. Т. 2. София: Йрдан - Заимов, 1983.
17. Свт. Димитрий, мтрп. Ростовский. Жития святых. Кн. 2. Декабрь, январь, февраль. Киево-Печерская Лавра, 1764.
18. Сергий (Спасский), ахиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 1-3. М.: Православная энциклопедия, 1997.
19. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сентябрь-
февраль. Т. I: Текст и комментарии / Изд. подгот. Л.В. Прокопенко, В. Желязкова, В.Б. Крысько, О.П. Шевчук, И.М. Ладыженский; под ред. В.Б. Крысько. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2010.
20. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1 (2 пол. XIV-XVI вв.) / Под ред. Д.С. Лихачёва. Л.: Наука, 1988.
21. Сперанский М.Н. Октябрьская минея-четья до-макарьевского состава // Известия Имп. Академии наук по Отделению
русского языка и словесности. 1901. Т. 6. Кн. 1. С. 57-87.
22. Сперанский М.Н. Сентябрьская минея-четья до-макарьевского состава // Известия Имп. Академии наук по Отделению
русского языка и словесности. 1896. Т. 1. Кн. 2. С. 235-257.
23. Сперанский М.Н. Славянская метафрастовская минея-четья // Известия Имп. Академии наук по Отделению русского
языка и словесности. 1904. Т. 9, Кн. 4. С. 173-202.
24. Срезневский И.И. Февральская книга Минеи четии древнего состава по списку XVв. // Сборник Имп. Академии наук по
Отделению русского языка и словесности. 1875. Т. 12. С. 377-390.
25. Северьянов С. Супрасльская рукопись. Т. 1. СПб., 1904.
26. Творогов О.В. Переводные жития в русской книжности XI-XIV вв.: Каталог. М. - СПб.: Альянс-Архео, 2008.
27. Фосс К. Два древнеболгарских перевода жития Иоанна Исихаста. К вопросу об архаичности мартирологических тек-
стов месяца марта в Супрасльском сборнике и в Успенском списке ВМЧ // Monumenta linguae slavicae. Dialecti veteris fontes et dissertationes. T. XLIV. Hrg. Ch. Voss, H. Warkentin und E. Weiher. Freiburg im Briesgau: Weiher Verlag, 2000. S. 297-334.
28. Ундольский В. Оглавление Четьих-Миней всероссийского митрополита макария, хранящихся в московском Успенском
соборе, составленное справщиком монахом Евфимием // ЧтОИДР. Кн. 4. Отд. IV. СПб., 1847. С. 1 - 78.
29. Societe des Bollandistes [1643-1925]. "Acta Sanctorum. 1925, 11 Novembris, Tomus 04." Documenta Catholica Omnia. Roger Pearse,
n.d. PDF-file. <http://yandex.ru/search/?text=Acta%20Sanctorum.%201925.%20Nov.%20IV&lr=213&clid=2136398>.
30. Weiher E., Smidt S.O., Skurko A.I., hrg. Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij Spisok. Freiburg im
Briesgau: Weiher Verlag, 1997-2001.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Кулёва, Н. А. К вопросу о формировании состава Миней-Четьих (на примере февральского тома) / Н.А. Кулёва // Пространство и Время. — 2015. — № 3(21). — С. 110—116. Стационарный сетевой адрес 2226-7271ргота^3-21.2015.31.