Научная статья на тему 'К вопросу о формировании правовой грамотности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе'

К вопросу о формировании правовой грамотности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жусупов Аскар Ракимжанович, Хасенова Анара Аманжуловна

Данная статья рассматривает проблему формирования правовой грамотности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе для студентов и преподавателей высших учебных заведений, для руководителей образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. В статье раскрыта актуальность темы исследования в соответствии с модернизацией российской системы образования. Цель данной статьи теоретическое обоснование необходимости формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье изучена степень разработанности проблемы формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе их образования в вузе, раскрыто содержание понятия правовая грамотность будущих педагогов как социальной и педагогической проблемы. На основе определений раскрыто содержание правовой грамотности будущих педагогов. В статье так же изучены и раскрыты компоненты правовой грамотности педагогов. На основе анализа сделан вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании правовой грамотности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе»

К вопросу о формировании правовой грамотности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе

Жусупов Аскар Ракимжанович

студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, askar_zhusup@mail.ru

Хасенова Анара Аманжуловна

студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, xasenova1995@mail.ru

Данная статья рассматривает проблему формирования правовой грамотности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе для студентов и преподавателей высших учебных заведений, для руководителей образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. В статье раскрыта актуальность темы исследования в соответствии с модернизацией российской системы образования. Цель данной статьи - теоретическое обоснование необходимости формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье изучена степень разработанности проблемы формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе их образования в вузе, раскрыто содержание понятия правовая грамотность будущих педагогов как социальной и педагогической проблемы. На основе определений раскрыто содержание правовой грамотности будущих педагогов. В статье так же изучены и раскрыты компоненты правовой грамотности педагогов. На основе анализа сделан вывод.

Ключевые слова: будущий педагог, правовая грамотность, компоненты формирования правовой грамотности, профессиональная подготовка.

В настоящее время современная система образования претерпевает глобальными изменениями, которые происходят при включении в европейское и мировое образовательное пространство. Будущему учителю недостаточно ориентироваться только в области организации учебного и воспитательного процессов, в методике обучения дисциплины. Педагог должен так же иметь свою гражданскую позицию, знать окружающую его социальную и культурную действительности, обладать знаниями в области права, системы правовых отношений, способствовать реализации задач государственных образовательных программ в области развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые будут направлены на формирование высокого уровня правовой грамотности детей, подростков и молодёжи, уважения к закону, преодоление правового нигилизма в обществе. В связи с этим к будущему педагогу федеральная государственная программа предъявляет более высокие требования в частности обеспечения его профессиональной компетенции. Главной составляющей становится правовая грамотность, которая позволяет грамотно решать профессиональные задачи в будущей деятельности педагога с точки зрения образовательного права.

Цель данной статьи - теоретическое обоснование необходимости формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1) изучить степень разработанности проблемы формирования правовой грамотности будущих педагогов в процессе их образования в вузе;

2) раскрыть содержание понятия «правовая грамотность будущих педагогов» как социальной и педагогической проблемы

3) изучить компоненты правовой грамотности педагогов

С.С. Алексеев под правовой грамотностью понимает зависимое от общественного, духовного, политического и экономического строя состояние жизни правового общества, которое выражается в достижении определенного уровня развития правовой деятельности, нормативных актов, сознания в праве и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности гос-

ударством и гражданским обществом свобод и прав человека [2].

Е.В. Аграновская представляет правовую грамотность в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение» [1].

В.А. Николаев считает, что «правовая грамотность - одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений» [4].

Правовая грамотность будущих педагогов - это совокупное качество личности, которое соединяет в себе: знания нормативно-правовых актов отечественных и международных законодательств в сфере образования; личностные качества; готовность и способность организовывать деятельность педагога на основании своего правового статуса и статуса участников образовательного процесса; ценностное отношение к нормам и субъектам образовательного права.

Правовая грамотность — осуществление гражданином своего долга перед государством, которое должно способствовать преодолению негативных взглядов, отклоняющегося от правовых норм поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научные и обоснованные правовые поступки граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить современное государство [3].

Данное определение отражает содержание правовой грамотности будущих учителей и способствует выделению компонентов, которые её характеризуют:

- правовые знания (когнитивный компонент);

- умения, навыки осуществления педагогической деятельности в правовой среде образовательного учреждения (деятельностный компонент);

- личностные качества, способности и отношения бакалавра к образовательному праву, себе и другим субъектам правовых отношений, отражающиеся в правовой позиции и активности личности (личностно-ориентированный компонент)

Взяв за основу структурно-функциональный подход, мы выделяем следующие компоненты структуры правовой грамотности будущих учителей: когнитивный, деятельностный, личностно-ориентированный.

Когнитивный компонент включает наличие знаний образовательного права, нормативно-правовых актов, которые регламентируют организацию образовательного процесса, направленных на ценностное отношение к миру детства и буду-_ щей профессиональной педагогической деятель-§ ности и позволяющих успешно решать проблемно-Ф ситуационные правовые задачи. Структура когни-£ тивного компонента будущих учителей отличается N тем, что основным составляющим правовой граЯ мотности является когнитивная компетентность, 01

2 соединяющая знания и практические действия,

которая определяет результаты правовой деятельности. Все перечисленное ведет к формированию знаний, опыта, который позволяет успешно решать профессиональные задачи с позиции образовательного права.

Деятельностный компонент отражает умение применять полученные правовые знания на практике, ориентировать своё поведение на правовые нормы, проявлять правовую активность в различных видах педагогической деятельности в образовательном процессе. Содержание данного компонента определяет приобретение опыта познания педагогической действительности и выработки правовых умений и навыков правоприменительной деятельности в условиях образовательного процесса.

Личностно-ориентированный компонент характеризует эмоциональную, волевую, мотивацион-ную сферы личности и её способности. Он включает в себя личностно-ориентированный потенциал в процессе формирования правовой грамотности, заинтересованность в профессионально-правовой подготовке, высокое правовое самосознание, гражданственность, нравственность, умение оценивать свое правовое поведение в различных педагогических ситуациях. Содержание данного компонента позволяет формировать личную и правовую позицию, которая определяет правовую активность в педагогической деятельности.

Таким образом, правовая грамотность будущих педагогов является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции. Формирование правовой грамотности у будущих педагогов - необходимое условие, которое должно ре-ализовываться в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Литература

1. Аграновская, Е.В. Правовая грамотность и обеспечение прав личности [Текст] / Е.В. Аграновская. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

2. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для вузов / С.С. Алексеев. - М.: Норма, 2004 - 283 с.

3. Воронков, С.В. Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Воронков Сергей Владимирович; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].-Орел, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/86

4. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической грамотности педагога: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Николаев. - М., 1998. -404 с.

5. Androsova I.G. Benefits of e-learning in today's global society // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики Материалы конференции. 2014. С. 9-12.

6. Салынская Т.В. Организация самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе // Фило-

логические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (52). С. 141-143.

7. Салынская Т.В. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе в современной образовательной парадигме сборник научных трудов заочной научно-практической конференции. 2016. С. 39-42.

8. Мидова В.О. Акмеологическая продуктивность авторских систем деятельности преподавателей в оценке студентов: автореф. дисс. ... канд. психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2004

On the issue of formation of legal literacy of future teachers in

the process of their professional training at the university Zhusupov A.R., Khasenova A.A.

Nosov Magnitogorsk State Technical University This article deals with the problem of legal literacy of future teachers in the process of their professional training at the University. The article is of interest to a wide range of readers, including students and teachers of higher educational institutions, heads of educational institutions and institutions of additional education. The article reveals the relevance of the research topic in accordance with the modernization of the Russian education system. The purpose of this article is the theoretical justification of the need for the formation of legal literacy of future teachers in the process of vocational training at the University. The article studies the degree of development of the problem of formation of legal literacy of future teachers in the process of their education in high school, reveals the content of the concept of legal literacy of future teachers as a social and pedagogical problem. On the basis of definitions the content of legal literacy of future teachers is revealed. The article also studied and revealed the components of legal literacy of teachers. Based on the analysis concluded.

Key words: future teacher, legal literacy, components of legal

literacy, professional training. References

1. Agranovskaya, E.V. Legal literacy and ensuring rights of the

personality [Text] / E.V. Agranovskaya. - M.: Science, 1988. -216 pages.

2. Alekseev, S.S. Theory of the state and right: the textbook for

higher education institutions / S.S. Alekseev. - M.: Norm, 2004 -283 pages.

3. Voronkov, S.V. Formirovaniye of the legal culture of bachelors of

pedagogical education at the university: thesis of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Voronkov Sergey Vladimirovich; [Place of protection: Orlov. state. un-t].-Eagle, 2013. - 157 pages: silt. RGB of ODES, 61 14-13/86

4. Nikolaev, VA. Theory and technique of formation of ethnopedagogical literacy of the teacher: yew.... Dr.s neg. sciences/VA. Nikolaev. - M, 1998. - 404 pages.

5. Androsova I.G. Benefits of e-learning in today's global society //

In the collection: Innovative development of the Russian economy Conference materials. 2014.S. 9-12.

6. Salynskaya T.V. Organization of independent work of students in

a non-linguistic university // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2015. No. 10-2 (52). S. 141-143.

7. Salynskaya T.V. The use of information technology in teaching a

foreign language // In the collection: Actual problems of teaching foreign languages in a non-linguistic university in the modern educational paradigm is a collection of scientific papers of an extramural scientific and practical conference. 2016.S. 3942.

8. Midova V.O. Acmeological productivity of author's systems of

activity of teachers in the evaluation of students: author. diss. ... cand. Psychological Sciences / Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. Moscow, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.