Научная статья на тему 'К вопросу о формировании политической культуры средствами массовой информации'

К вопросу о формировании политической культуры средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3091
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / POLITICAL CULTURE / MASS MEDIA / FORMATION / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бикбулатов Мансур Иршатович

В статье рассматривается процесс формирования политической культуры в современном обществе. Автор полагает, что одним из основных инструментов формирования политической культуры являются средства массовой информации. Дана характеристика основных субъектов формирования политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of political culture formation in modern society is considered in the article. The author consists that one of the main instruments of political culture formation in modern society is the mass media, and gives the characteristics of the main subjects of political culture formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании политической культуры средствами массовой информации»

Мансур БИКБУЛАТОВ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статье рассматривается процесс формирования политической культуры в современном обществе. Автор полагает, что одним из основных инструментов ее формирования являются средства массовой информации.

The process of political culture formation in modem society is considered in the article. On the author’s opinion, mass media is one of its main instruments.

Ключевые слова:

политическая культура, средства массовой информации, формирование, воздействие; political culture, mass media, formation, influence.

БИКБУЛАТОВ Мансур Иршатович — помощник начальника отделения отдела организации научной работы и подготовки научнопедагогических кадров Военного университета, г. Москва bmans@inbox.ru

Формирование политической культуры в общем плане представляет собой процесс, выражающийся в последователь -ности развития представлений и знаний людей о политике и политической жизни своего государства, в анализе политического процесса и отражении этих представлений в жизни индивидуума. Процесс формирования политической культуры является резуль -татом совместной деятельности общества (его граждан, политиче -ских институтов, организаций) и может быть рассмотрен как по -степенное введение индивида в создаваемое государством и обще -ством информационное поле.

Политическая культура общества формируется под влиянием различных факторов, которые наука определяет «как существен -ное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу или явлению»1. Одним из таких факторов является деятельность субъ -ектов по формированию политической культуры, воздействующих на создание потоков необходимой политической информации. Сегодня основными субъектами формирования российской поли -тической культуры являются: государство, политические партии, общественные и религиозные организации, образовательные и научные учреждения, средства массовой информации (СМИ), которые становятся все более эффективным инструментом воздей ствия на развитие политических процессов в России.

С научной точки зрения СМИ определяются исследователями как комплекс технических средств и организационно взаимосвя занных людей и учреждений, предназначенных для систематиче -ского распространения информации, играющей роль в управлении обществом, с целью утверждения определенных идей, норм и цен -ностей и оказания влияния на выбор личностью форм ее социаль ной идентификации.

Особенность СМИ состоит в том, что они могут оперативно и напрямую, минуя государство, обращаться к общественности, политическим партиям и организациям, церкви, школе, семье и т.д. Вне зависимости от вида, определяемого характером и спосо -бом подачи информации, средства массовой информации явля ются институтом политической системы, который, помимо реа лизации политико - социализирующей функции, направленной на формирование политической культуры граждан, реализует ряд

1 См.: Большой толковый словарь русского языка. с. 1414.

СПб. : Норинт, 2000,

функций общего характера: учредитель ские, регулятивные, охранительные и нормативно ценностные. Их реализация способствует воссозданию и организации политической среды посредством мас сированного распространения господ ствующей идеологии (при том, что сред ства массовой коммуникации выступают не только каналом распространения, но и участвуют в создании норм и ценно стей), упорядочению отношений субъ ектов политической жизни посредством создания и воспроизводства стереотипов поведения.

Выполняя свои функции, СМИ в совре -менных условиях способны выступать четвертой властью в государстве, специ фическим образом регулируя субъектно объектные отношения в интересах обще ства, государства, отдельных социальных институтов и организаций, самой лично сти1.

Плюралистическая свободная пресса — залог устойчивого развития и сохранения демократии. Поскольку даже после победы демократии остается чрезвычайно важная проблема сохранения ее легитимности, то степень доверия к прессе как обществен ному институту прямо связана с отноше -нием к тому, как «работает» демократия в стране. Большинство исследователей сходятся в одном мнении: при рассмотре нии влияния массовых коммуникаций на политические процессы отмечается, что в постиндустриальном обществе решаю щим ресурсом становится наличие знаний и владение информацией, тогда как роль финансов и непосредственного государ ственного принуждения оказывается все менее значительной2.

Однако необходимо отметить и то, что, хотя большинство печатных органов обрели политическую независимость и больше не контролируются государством, свободными их вряд ли можно назвать. Общенациональные газеты и телеканалы перешли во владение промышленно финансовых групп и стали экономиче ски зависимыми от рекламодателей, ори ентируясь на путь развития зарубежной

1 См.: Баркова И.Р. Средства массовой информации как фактор формирования политической культуры военнослужащих (на примере войск ГО и ЧС). - М., 2004.

2 См.: Политология : учебник / под ред.

М.А. Василика. - М. : Гардарики, 2003, с. 90.

прессы3. В этом положении очень много минусов, главный из которых тот, что СМИ рассматриваются сегодняшними обывателями не как структурные эле менты политической коммуникации, а как рупоры определенных политических сил и финансовых структур. Как показы -вает современная российская практика, уровень доверия к политически ангажи рованным источникам информации не может быть высоким. Поэтому с некото рых пор СМИ стали терять в глазах рос сиян свой образ независимой «четвертой власти».

Рассматривая влияние СМИ на поли тическую культуру российского общества, нужно отметить низкий уровень толе рантности большинства отечественных средств массовой информации - многие СМИ способами подачи информации гораздо чаще пытаются вызвать у ауди тории негативное отношение к тем или иным нациям, странам и политическим партиям, выражающим противополож ные властным структурам политические взгляды. Осознавая подобную ситуацию, общество все больше и больше дистан цируется от средств массовой информа ции, что иллюстрируется низким уровнем доверия к институту журналистики.

В процессе формирования политиче ской культуры осуществляется функцио нальное взаимодействие СМИ с другими направлениями политической информа ции. В отличие от образовательных и вос питательных программ, СМИ являются такими информационными средствами, в которых взаимоотношения между источ ником информации и потребителем определяются посредством технических средств: печатных, аудио , видео и т.д. Производимая информация адресуется одновременно массе граждан, а также каждому из них в отдельности, поэтому в некоторой степени она носит обезли -ченный характер. При распространении информации ее субъекты в большей сте пени учитывают общественные интересы, установки, потребности, чем индиви -дуальные желания каждого в отдельно сти. Вследствие этого процесса каждый отдельно взятый потребитель информа ции ощущает себя частью большой массы индивидов и относительно одинаково реа

3 См.: Кривогуз И.М. Политология : учебник для студентов высших учебных заведений. — М. : ВЛАДОС, 1999, с. 73.

гирует на установки и посылы, содержащи -еся в получаемой информации. Поэтому можно отметить, что массовая информа -ция содержит в себе те общие установки, понятия и социальные образцы, которые необходимы индивиду для нормального существования независимо от его соци ального, профессионального статуса.

СМИ осуществляют воздействие на сознание не только непосредственно, но и в форме опосредованного воздействия, используя для этого такие явления, как общественное мнение, настроения индивидов, межличностные отношения, которые формируются в процессе меж личностной коммуникации. В некоторой степени они направляют в нужное русло процесс распространения и потребле -ния массовой информации. Отметим, что нередко межличностные отношения сами по себе становятся первоисточни ком информации, причем в определен ных условиях они вполне могут конкури -ровать со СМИ.

В процессе формирования политической культуры СМИ имеют еще одно значение — они создают у индивида представление о мире политики, который для большинства из них находится далеко за пределами его жизненного опыта в повседневной дея -тельности. Более конкретная «шлифовка» политической культуры личности проис ходит в ходе его межличностного обще -ния, обучения и дальнейшего восприятия информации других СМИ, когда индивид уточняет имеющиеся у него политиче -ские сведения и, наконец, вырабатывает собственную позицию по политическим вопросам. В процессе своего воздействия на формирование политической культуры личности СМИ выполняют следующие конкретные функции.

Функция информирования. Является основой функционирования СМИ. Многие исследователи соотносят инфор мирование с пропагандой или агитацией (от лат. propaganda — подлежащее распро -странению), подразумевая под этим рас -пространение политических, философ ских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Однако в данном случае информирование рассматривается в узком смысле. Задача информирования — донести комплекс определенной социально политической

или иной информации до сознания индивида, предоставив ему самостоя тельно сделать выбор, воспринимать ли ему ее как руководство к действию или нет. Информируя потребителя о проис -шедших событиях, СМИ могут оценивать обстановку, комментировать события, предсказывать их развитие, а если ком ментарий происходит в режиме реаль -ного времени, то даже влиять на них (так, например, во время штурма захваченного террористами здания театра на Дубровке в 2003 г. террористы смотрели по ТВ на действия спецназа, передавааемые каме рами в прямом эфире, и предпринимали ответные действия).

Воспитательная функция. Осуществляется через формирование моральных убеждений, установок цен ностей, в т.ч. политического характера. Таким образом происходит формиро вание закрепляющего аспекта полити ческой культуры личности, превраще ние политических знаний в ценностные убеждения, которые регулируют пове денческие мотивы индивида. В воспи тательной функции СМИ особая роль отводится общественной деятельности журналиста, которую в некоторых аспек тах можно сравнить с деятельностью ученого. Немецкий исследователь функ -ционирования СМИ Гельмут Шпиннер в своих трудах отмечал, что журналист является не сообщником ученого, а его функциональным дополнением, выпол няя ту работу, которую не может про изводить наука и без которой не может обойтись общество. Первичная задача любого журналиста — передача знаний от определенного источника к отдельной личности, поэтому основная обществен ная функция журналистов — служить воспитанию и образованию мнений у общества. Средства массовой информа ции могут способствовать направлению общественного мнения на достижение определенных политических целей и проектов, используя для этого наиболее удобные факторы: религиозные, нацио нальные и пр., которые легко возбуждают обывательские массы. В то же время СМИ могут выполнять интеграционные функ ции, призывая население спокойно вос принимать и усваивать господствующие в государстве ценности и идеалы. Развивая тему влияния на поведение населе -ния, стоит отметить еще одну функцию

средств массовой информации, которая на протяжении десятилетий существенно влияет на преобразование политических режимов.

Управленческая функция. Современные СМИ, которые характеризуются способ ностью к стандартизации политической культуры, а также унификации мне ний и установок, существенно влияют на поведенческие ориентиры общества. Параметры управленческой функции СМИ задают направление деятельности других их функций.

Коммуникативная функция. Содействует общению людей. Средства массовой информации становятся посредником между субъектами политики, способными объединять людей в рамках общих соци альных и политических проблем как по вертикали, так и по горизонтали. СМИ осуществляют активное межличностное посредничество в совместном вырабатыва нии политических программ и взглядов.

Развлекательная функция. В совре -менном мире эта фуккция играет весьма существенную роль среди прочих функ ций СМИ. Главная задача развлекатель ных программ и материалов — привлечь внимание потенциального потребителя информации к источнику информации, к конкретному СМИ. Наметились своео бразные пиар тенденции в использовании подобного рода программ для поддержа ния «народного» имиджа политической элиты: участие значимых политических фигур в массовых развлекательных про

граммах, высказывание политически ори ентированных мнений в ходе неполитиче ских программ и т.д.

Сегодня становится очевидным, что в России и мире идет процесс информаци онной взаимосвязи, когда каждый инди вид имеет возможность вступить в комму никационную связь с другими гражданами и организациями. Формируется единый и взаимозависимый мир. Естественно, на этом пути человечеству еще предстоит преодолеть множество конфликтов и труд ностей, однако развитие этого процесса необходимо при сложившейся на сегод няшний момент политической ситуации в мире. Успешность его развития зави -сит от формирования информационного общества. В настоящее время уже можно утверждать, что окружающий индивида мир представляет собой широкое, практи чески единое информационное простран ство. С каждым днем все более развиваю -щийся обмен информацией выступает главным признаком формирования устой чивой связи в мировом информационном пространстве. Таким образом, резюмируя рассуждения о месте и роли деятельности СМИ в системе факторов, формирующих политическую культуру, необходимо ска зать, что процесс формирования полити -ческой культуры, по сути, представляет собой постепенное введение индивида в создаваемое субъектами формирования политической культуры информацион ное поле, среди которых одну из главных ролей выполняют СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.