Ирина ДОЛИНИНА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ: ГОТОВНОСТЬ К ГРАЖДАНСКОМУ УЧАСТИЮ
В статье анализируется роль социальной группы студентов в современном обществе, взаимосвязь уровня политической культуры и готовности к гражданскому политическому участию.
The article analyzes the role of a social group of students in the modern society and interrelation of political culture level and of readiness to civil political participation.
Ключевые слова:
политическая культура, факторы формирования политической культуры, уровень готовности к гражданскому участию; political culture, factors of political culture forming, readiness to civil political participation.
ДОЛИНИНА
Ирина
Геннадьевна — д.пед.н., профессор кафедры философии и права ПНИПУ тпа [email protected]
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества и одну из фундаментальных категорий современной политологии. Но вместе с тем как научная категория она достаточно аморфна и не имеет однознач -ного определения. В западной науке существуют различные под -ходы к трактовке политической культуры как социокультурного феномена.
1. Объективистский подход (Р. Карр, М. Бернстайн, Р Такер и др.). Политическая культура с позиций объективистского подхода — это культура поведения в политике.
2. Субъективистский подход (М. Фуко, Ю. Хабермас и др.). В их понимании политическая культура — это навязывание индивиду политических смыслов и ориентации, соглашение по поводу целей и смыслов проводимой политики.
3. Конструкционистский подход (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет, С. Вайт, Р. Лэйн, А. Вилдавски, Р Инглехарт и др.). Это ценностное видение политической культуры, суть которого заключается в том, что именно политические ценности мотивируют человеческую де ятельность в сфере политики1.
На основе анализа различных научных позиций мы пришли к выводу, что политическая культура — это не только политическая деятельность, но и основа для формирования готовности к граждан -скому участию, к деятельности социально - политического характера. Молодое поколение исходит из данности, в которой прошла его социализация и в которой придется формировать собственные политические отношения и образ жизни.
Мы считаем, что политическая культура студентов есть совокуп ный результат обучения и воспитания, представляющий собой ком -плексную характеристику освоенного политического опыта, сфор -мированного политического сознания и в соответствующей мере происходящего и предстоящего в будущем конвенционального политического поведения при следующих доминирующих призна -ках:
— заинтересованность в решении существующих общественно -политических проблем;
— подготовленность к политическому участию в жизни обще -ства;
— способность взаимодействовать с государственными институтами.
1 Шлык Л.Н. Политическая культура как социокультурное явление : дис. ... к.культ. — Челябинск, 2004, с. 187.
Таблица 1
Результаты мониторинга влияния объективных факторов формирования политической культуры студентов, %
Факторы формирования политической культуры Ответы
Обстановка в стране (общественно- политическая и экономическая) 40
СМИ (телевидение, радио, интернет, пресса) 20
Образовательные учреждения (школа, НПО, вуз, общественные организа -ции) 15
Ближайшее окружение (друзья, группы сверстников) 50
Таблица 2
Результаты мониторинга осмысления общественно-политической жизни
Показатели осмысления общественно-политической жизни Ответы
1. Я определил цель в жизни, призвание и намерения Да - 87,7%
2. Выполняю возложенные на меня обязанности (даже при нали -чии внутреннего протеста) Часто — 87%
3. Интересуюсь общественной и политической жизнью Часто — 37%
4. Могу реализовать свои потребности и интересы в общественной и политической жизни Постоянно — 76,2%
5. Могу влиять на общественные и политические процессы Иногда — 35,6%
б.Уверен в принципиальной возможности самостоятельного осуществления общественного и политического выбора Часто — 58,4%
7. Могу нести ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей Иногда — 82%
По данным социологического опроса, отмечается корреляция между состоянием политической культуры и нередко скеп -тическим отношением студентов1 к воз -можности повлиять на действия властей, спадом интереса к политическим собы тиям. Студенты низко оценивают свою компетентность в вопросах общественной жизни в целом и политической жизни в частности. Эти субъективные факторы формирования политической культуры, как и мировоззрение, отношение к поли тике, политическое сознание, наличие или отсутствие системы ценностей, можно корректировать целенаправленным воз действием педагогов.
Основными объективными факторами формирования политической культуры являются: обстановка в стране, публика ции в СМИ, образовательные учреждения, ближайшее окружение, семья. Результаты исследования по выявлению факторов формирования политической культуры студентов проявляют отношение к ним молодых людей (см. табл. 1).
1 В опросе участвовали студенты ПНИПУ.
Самоопределение и самоидентифика -ция студентов исследовались при помощи теста «Я — гражданин». Респонденты определили значение общественнополитической жизни, расставив баллы от 1 до 5 по параметрам табл. 2.
Таким образом, студенты преимуще ственно определили цель, призвание и намерения в своей жизни. Они отмечают, что выполняют возложенные на них обя занности даже при наличии внутреннего протеста, редко интересуются обществен ной и политической жизнью. Встретилось и такое мнение: «никогда, мне так спо -койнее». Респонденты скептически оце -нивают свои возможности по реализа ции своих потребностей и интересов в общественной и политической жизни («никогда» или «редко»). Многие отме чают, что никогда не думали о том, что могут влиять на общественные и полити -ческие процессы, но уверены в принци пиальной возможности самостоятельного осуществления общественного и полити ческого выбора и в том, что могут нести ответственность за жизнь свою и своих близких.
Все ответы объединены нами в 3 основ -ных типа самоопределения и самоиден -тификации: выраженная индивидуали -стическая направленность, недостаточно определившаяся направленность, соци ально активная гражданская позиция. Наиболее высокие результаты в социо ориентированном контексте проявили примерно 20% опрошенных. Однако при данной диагностике осталось невыяснен ным, что является основным мотивом — прагматизм и личный успех или успех и развитие российского общества в целом. Основную же группу составляют не до конца определившиеся в своей социально -политической ориентации юноши и девушки. Представители этой группы не собираются участвовать в общественно политической деятельности; отвечая на вопрос о своей готовности к гражданскому участию, они выбирают позицию «трудно сказать», у них отсутствует чувство сопри частности к судьбе страны. К сожалению, не более 10% опрошенных проявляют любовь к Родине, гуманизм, патриотизм, чувство ответственности за происходящее в стране. Приходится с сожалением кон статировать, что среди студентов прояв ляется синдром абсентеизма — сознатель -ного уклонения от участия в политиче ской жизни страны. Это свидетельствует о кризисе легитимности политической системы, об отчужденности от власти, недоверии к властным структурам1.
Приведенные факты — это не про сто констатация явления, но выявле ние проблемы неготовности студентов к гражданскому политическому участию. Регламентирующие требования к каче -ству и уровню образования, отраженные в официальных документах последнего времени, демонстрируют понимание про блемы также и управляющими структу рами. Однако мы сталкиваемся со следу ющей особенностью. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10—11 кл.) изобилуют понятиями, связан -ными с политической культурой: «форми рование российской гражданской иден тичности обучающихся», «социальное и гражданское становление», «личностные и гражданские позиции», «правосозна ние», «толерантное сознание и поведение
1 Щенина О.Г. Формы участия молодежи в политическом процессе современной России : дис. ... к.полит.н., 23.00.02. — М., 2005.
в поликультурном мире» и др. Возможно, само по себе это и хорошо, но порождает массу вопросов. В чем заключается кон кретный смысл и значение перечислен ных понятий? Как должно быть скоррек -тировано педагогическое воздействие? Ответов пока нет.
Рассматривая образовательный про цесс формирования политической куль туры, следует особо подчеркнуть, что политическая культура конструируется молодыми людьми посредством их дея тельности или способности к деятельно сти, а точнее, к гражданскому участию. Необходимо конкретизировать понятия «политическое участие» и «гражданское участие». Политическое участие — это самоопределение студентов в социально политическом пространстве; оно вклю -чает оценку собственных качеств, свойств и возможностей как деятельного субъ екта политики. Политическое участие проявляется и в рефлексивной реакции студентов на политические действия и события с целью оказать на них влияние. Гражданское участие — цель образователь -ного феномена формирования политиче -ской культуры с точки зрения проявления гражданских интересов, не предполагаю -щая завоевания и отправления властных функций как таковых или реформирова ния политической системы.
На какой образовательный результат необходимо ориентироваться, и по каким критериям определять качество образо -вания? Критерии готовности студентов к гражданскому участию следующие:
— заинтересованное отношение к поли тической реальности и процессам;
— способность к регулярным акциям, осуществление которых разрешается политической системой;
— способность и желание взаимодей ствовать с обществом и государством.
С этими критериями коррелируют пока затели индивидуального развития: поли тологические знания, развитие сознания, уровень догматизма, отношение к обще человеческим и гражданским ценностям, толерантность.
В качестве базовых критериев готов ности студентов к гражданскому участию можно отметить следующие.
1. Заинтересованное отношение к событиям политической жизни (города, страны, международным отношениям), стремление к знаниям об индивидуаль
ных политических правах и политической системе, способность вырабатывать соб ственное мнение на основе осмысления информации о политических лидерах, партиях и их программах, потребность обсуждать политические проблемы с дру зьями, ближайшим окружением.
2. Готовность к участию в гражданской и политической жизни: осознание необ ходимости сменяемости власти и участие в важнейшем механизме осуществления демократии — выборах, способность оце нивать деятельность властей.
3. Способность и желание взаимодей ствовать с обществом и государством, зна ние правовых основ и механизмов действия институтов власти, способность и умение находить решение сложных общественно политических проблем путем переговоров и взаимных компромиссов, уважение к чужому мнению и поведению на основе принятия общечеловеческих ценностей, социальной адаптации и интеграции.
Большинство опрошенных по данным критериям студентов технических спе циальностей выбирают варианты отве тов: «затрудняюсь ответить» и «скорее да, чем нет». Рефлексия в целом показывает совершенно недостаточный индивиду альный уровень политической культуры и готовности к гражданскому участию. Особенно низкие результаты — в разделе анкеты «Способность и желание взаимо действовать с обществом и государством». Студенты гуманитарных специальностей проявляют большую готовность к граж данскому участию, что представляется закономерным. У отдельных студентов проявляется склонность к болезненной и ультимативной политизации, тотальное недоверие к политике.
Концептуальная интерпретация позво лила нам выделить среди респондентов
4 подгруппы: «участники» (непосред -ственно стремятся к участию или уча ствуют в политической деятельности), «оптимисты» (при благоприятных усло виях примут участие в социальной или политической деятельности), «пассивные скептики» (отказываются от участия в силу недоверия и абсентеизма), «конфликтная группа» (ищут рациональное обоснование конфликта с политической системой в любых ее проявлениях). Деление отражает не только отношение студентов к полити ческой действительности в рамках дихо томий «участие — неучастие», «доверие
— недоверие», но и различное отношение к конвенциональным или неконвенцио нальным методам политического участия.
Проблема нашла отражение в норма тивных документах правительства РФ и Министерства образования и науки РФ. Провозглашены приоритеты образова ния и ожидаемых результатов развития системы образования — укрепление демо кратического правового государства и развитие гражданского общества. Однако наблюдается несоответствие между нор мативными декларациями и фактическим положением дел в образовании в сфере формирования политической культуры, отсутствует перевод духа и буквы доку ментов в конкретные образовательные стандарты, программы, планы, учебно методические материалы.
Считаем, что дальнейшая модернизация образования должна быть связана с под -готовкой молодых людей к гражданскому участию. Необходимо пересмотреть и конкретизировать критерии модерниза ции, обеспечив связь модернизационных образовательных стратегий с развитием политического сознания и воспитания граждан, способных посредством участия созидать новое общество.