Научная статья на тему 'Политическая культура муниципальных служащих'

Политическая культура муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / POLITICAL CULTURE / MUNICIPAL SERVANTS / TARGETED PROGRAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Танов Георгий Геркулесович

В статье анализируется содержание политической культуры, обобщается опыт ее формирования, предлагается примерная программа «Политическая культура муниципального служащего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political culture's substance is analyzed; the experience of its forming is generalized; an exemplary program «Political culture of municipal servant» is offered.

Текст научной работы на тему «Политическая культура муниципальных служащих»

Георгий ТАНОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В статье анализируется содержание политической культуры, обобщается опыт ее формирования, предлагается примерная программа «Политическая культура муниципального служащего».

The political culture’s substance is analyzed; the experience of its forming is generalized; an exemplary program «Political culture of municipal servant» is offered.

Ключевые слова:

политическая культура, муниципальные служащие, целевая программа; political culture, municipal servants, targeted program.

Очевидно, что профессионализм и деловые качества муници -пальных служащих, их общие и специальные компетенции в вопросах управления, экономики, политики, психологии, социологии и др. решающим образом влияют на эффективность всего муниципального управления. Это значит, что муниципальные служащие просто обязаны в полной мере соответствовать совре -менным требованиям к ним, в т.ч. обладать и особой политической культурой — политической культурой муниципального служащего.

Что это такое политическая культура муниципального служащего? Какова ее структура и содержание? Каковы функции политической культуры муниципальных служащих в их совокупной деятельно -сти? Как она формируется, в чем ее специфика по отношению к политической культуре, например, государственных служащих?

Эти и иные вопросы — базовый спектр проблематики подготовки муниципальных служащих в соответствии с современными требо -ваниями к ним, и именно этим вопросам посвящена данная статья. Сначала несколько вводных тезисов о самой политической культуре как таковой.

Политическая культура — неотъемлемая часть интегральной куль -туры различных народов, всего человечества в целом. Когда говорят о политической культуре, чаще всего интерпретируют ее как важную ценностно - нормативную систему, регулирующую разнообраз -ные отношения большинства членов данного общества1. Г. Алмонд и С. Верба определяют политическую культуру именно как систему, как некую комбинацию политических ценностей, политических знаний и аффективных ориентаций политического характера. Для этих ученых политическая культура выступает как единство «ког -нитивных начал» (знаний и убеждений о политической системе, о ее роли в обществе); «аффективных ориентаций» (чувств относи -тельно политической системы); «оценочных ориентаций» (убежде -ний и мнений о политических объектах)2.

Несколько иную типологию ориентаций, составляющих структуру политической культуры, предложил американский исследова ТАНОВ тель В. Розенбаум3: ориентации относительно институтов государ -

Георгий ственного управления; ориентации относительно «других» в поли -

Геркулесович - тической системе; ориентации относительно своей собственной

главный политической деятельности.

специалист-эксперт Очевидно, что в этих достаточно разных по своей сути точках зре -Департамтта 1 http://www.nuru.ru/polit/012html

правового 2 Алмонд г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //

обеспечения системы Политические исследования, 1992, № 4.

ПФР 3 Rosenbaum W.A. Political Culture: Basic Concepts in Political Science. - N. Y. :

[email protected] Praeger, 1975.

ния много общего и единого. Например, именно наличие той или иной политиче -ской культуры объясняет реальное пове -дение индивидов и социальных групп внутри данной политической системы, обо сновывает нормы, установки и навыки, образцы поведения, которым следуют люди в политике и в общественной жизни в целом. Такое понимание политической культуры идет еще с времен Платона.

С другой стороны, политическая куль -тура предстает одним из индикаторов раз вития человечества (всего или его опреде -ленной части). Введение такого понима -ния понятия политической культуры при -надлежит И.Г. Гердеру1. В его понимании термин «политическая культура» весьма близок к понятиям «воспитание» «куль -турное воздействие».

Третьей концепцией политической куль -туры является концепция Ш. Монтескье, согласно которой она понимается как объяснение различий народов в их поли -тическом поведении и создании полити -ческих институтов.

Политическая культура здесь может пониматься как феномен поведения индивидов и социальных групп внутри политической системы как нормы, кото рой следуют люди в политике. При такой трактовке политической культуры на пер вый план выходит определенный обще ственный порядок, традиционность и стабильность социальной системы. Иначе говоря, здесь политическая культура, ее уровень и состояние выступают неким мерилом развития данного народа. Более того, политическая культура в таком зна чении выступает синонимом нации.

Итак, политической культурой обладает в идеале только тот народ, который стал нацией, который обладает четкой, ясной устойчивой ценностно нормативной системой, регулирующей отношения большинства членов данного общества. Политическая культура действительно выступает мерилом развития всего народа и отдельных его членов на всех уровнях, в т.ч. и на муниципальном уровне.

К сожалению, в России весьма трудно встретить определенным образом закон ченные научные работы, посвященные политической культуре именно муници пальных служащих.

1 http://countries.ru/library/culturologists/herder/ gerderfull.htm

Проанализировав нормативноправовую базу, регламентирующую де -ятельность муниципальных служащих в Российской Федерации, можно прийти к выводу, что их политическая культура находится на раннем этапе развития.

Так, основным нормативным право -вым актом является Федеральный закон от 03.02.2007 № 25 - ФЗ «О муниципаль -ной службе в Российской Федерации», и следует отметить, что в упомянутом феде -ральном законе нет ни единого слова о политической культуре. Зато в нем много говорится о самой муниципальной службе, о ее правовых основах и об общих прин -ципах, о взаимосвязи муниципальной и государственной службы, о запретах, свя занных с муниципальной службой.

Мы зачастую пренебрежительно отно -симся к советскому опыту управления страной. Между тем, в нем есть много и ценного, и очень необходимого для сегодняшних российских общественных практик. Это в полной мере относится и к политической культуре управленцев всех уровней, в т.ч. управленцев муници -пального уровня. Ведь они ближе всего к населению и призваны разъяснять основы конституционного строя, стимулировать изучение Конституции Российской Федерации. Мои личные встречи с граж данами во многих регионах России дока зали, что до 80% из них ни разу не читали Конституцию РФ, не знают и не умеют защищать свои конституционные права.

Восполнить данный пробел призваны, прежде всего, муниципальные служащие.

На сегодняшний день для многих муни -ципальных образований характерно обни щание народа, криминализация, нарко -мания, демографический спад и т.д.

Для решения указанных проблем необ -ходима политическая воля, политический союз муниципальных служащих и обще -ственных организаций, потребительских обществ, политических партий и других форм самоорганизации населения. Но данный союз не может существовать без развитой политической культуры.

Итак, политическая культура — про -фессиональное и гражданское требова ние к муниципальным служащим номер один. Назрела необходимость поднять планку требований по линии политиче ской культуры к этой категории управлен цев на более высокий уровень, в т.ч. путем внесения соответствующих изменений в

Федеральный закон от 03.02.2007 № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Данное исследование будет неполным, если конкретно и практически не очер тить некую примерную программу подго товки муниципальных служащих с общим названием «Политическая культура муни ципального служащего».

Необходимо отметить, что на сегод -няшний день подобные программы уже реально существуют. Так, например, уже несколько лет осуществляется целевая программа «Развитие политической куль туры и гражданского образования населе ния Пермского края на 2007—2011 гг.»1.

Данную программу предлагается взять за основу для формирования политиче ской культуры именно муниципальных служащих. В рассматриваемой целевой программе обоснованно подчеркивается, что составляющими элементами полити -ческой культуры являются:

— прошлый политический опыт;

— основные политические ценности и убеждения;

— стереотипная оценка политических событий и процессов;

— особенности этнических, религиоз -ных, социальных, партийных и других групп;

— уровень политической информиро -ванности населения;

— характер политических ожиданий населения и т.д.

В данной программе также особо под черкивается, что политическая культура гражданского типа включает в себя:

— политическую идентификацию и политическое доверие (в т.ч. способность сотрудничать с разными группами в раз личных акциях);

— политическую действенность (вера в ответственность правительства, в важ ность гражданской активности и участия в политических переменах);

— политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о поли тических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам);

— политическую ориентацию (удовлет -воренность проводимой политикой, зна

ния о ее действии, влиянии и факторах принятия решений)2.

Стратегическая цель анализируемой программы состоит в создании условий для обеспечения политической стабиль ности и динамичного развития Пермского края и активного участия его жителей в политической и общественной жизни страны и региона.

Стратегическая цель достигается по средством решения следующих задач, которые в полной мере применимы к муниципальным служащим:

— повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, фор мирование и развитие политической ком петентности, навыков конструктивного участия в политической жизни;

— снижение уровня абсентеизма, вызы -ваемого отсутствием знаний либо нали чием искаженных представлений о роли выборов и механизмах их проведения, формирование у большинства электората навыков ответственного и конструктив ного участия в избирательном процессе;

— обеспечение корректного и эффек -тивного проведения выборов органов вла -сти всех уровней;

— профилактика политического экстре -мизма, неконституционных форм поли тического поведения;

— создание положительно имиджа субъ -екта РФ посредством распространения результатов деятельности в сфере разви тия политической культуры.

Подведем итог исследования. Можно отметить, что политическая культура муниципального служащего включает в себя четыре этические системы.

1. Действуй по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие действовали по отношению к тебе.

2. Не делай по отношению к другим то, что ты не хочешь, чтобы делали по отно шению к тебе.

3. Не мешай другим делать по отноше нию к себе то, что ты делаешь по отноше нию к другим.

4. Не позволяй другим делать по отно -шению к себе то, что ты не позволяешь себе делать по отношению к другим.

1 http://pcgo.narod.ru/konzepciya.htm

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.