Помология
Андрей КОНУРОВ, Константин БУДЫЛИН
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Статья посвящена анализу категории субъектности с точки зрения политологии. Степень выраженности политической субъектности соотносится с формами политического участия индивида. Автор также рассматривает закономерности формирования политических субъектов.
The article is devoted to analysis of subjectness category from the point of view of philosophy and political science. Intensity of individual political subjectness correlates with forms of individual political participation. The author also examines the principles of regularity the political subjects forming.
Ключевые слова:
политическая самоидентификация, политическая субъектность, политический анализ, политическое участие, политическое целеполагание; political self-identification, political subjectness, political analysis, political participation, political goal-setting.
Проблема субъекта имеет высокую актуальность в полити -ческой науке. В соответствии с известным определением, политика — это деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Это означает, что вопрос о том, кто осуществляет эту деятельность, просто не может не ока -заться в фокусе исследовательского внимания политологии.
В большинстве государств источником власти провозглаша -ется народ. Эта власть может осуществляться народом как непо средственно, так и через представителей. Непосредственно народ осуществляет власть на уровне местного самоуправления, когда численность жителей недостаточна для формирования специ -альных властных органов, а также в ходе общегосударственных, региональных и местных референдумов. В большинстве же случаев государственную власть осуществляют специальные органы. Часть этих органов комплектуются народными представителями, получающими этот статус на выборах, право голоса на которых имеют все совершеннолетние и дееспособные граждане государства, не лишенные свободы по приговору суда. Другая часть формируется выборными органами, и их легитимность является опосредован -ной по сравнению с непосредственной легитимностью выборных органов. Таким образом, в каждом государстве существует полити -ческий механизм, обеспечивающий участие граждан в управлении государством.
При этом степень участия граждан в политической жизни страны является неодинаковой. В качестве примера достаточно рассмотреть такую простейшую и первичную форму политического участия, как реализация активного избирательного права и права на участие в референдуме. Голосование на выборах и референдуме является не только правом, но и гражданским долгом человека. Организация голосования на избирательных участках осуществляется таким образом, который гарантирует гражданам тайну их голосования. Для удобства избирателей предусматриваются такие возможности, как получение открепительного талона для голосования на любом участке, досрочное голосование, доставка урны для голосования на дом для больных и неспособных самостоятельно передвигаться.
При всем при этом проблема абсентеизма принимает огромные масштабы во всем мире. Значительное число людей игнорирует выборы и не приходит на избирательные участки, чтобы отдать свой голос. Кто - то из них не приходит на выборы потому, что не верит, что они будут честными и справедливыми и что его голос будет что то
КОНУРОВ
Андрей Иванович — к.филос.н., докторант кафедры политологии Военного университета МО РФ
Ьа]^тг2000@уа^о.
сот
БУДЫЛИН Константин Юрьевич — к.полит.н., начальник факультета иностранных языков и зарубежной военной информации Военного университета МО РФ
значить, но многие не делают этого про -сто в силу отсутствия интереса к политике. Поэтому во многих странах мира прове -дение выборов связано со значительными трудностями. Это требует принятия таких мер, как отмена нижнего порога явки в избирательном законодательстве, органи зация кандидатами политических скан -далов или иных эпатажных действий для подогрева интереса к выборам, проведение предвыборных концертов и шоу, а иногда и административное принуждение граждан к походу на избирательный участок.
Когда речь заходит о более активных формах политического участия, например, об участии в работе партий и движений, демонстрациях, митингах и шествиях, сборе подписей за кандидатов, то доля населения, которая готова их использо вать, становится еще меньше. Эта законо -мерность становится тем более значимой, когда политическая деятельность направ -лена против действующей власти, связана с активными протестными действиями, такими как пикетирование зданий орга нов власти, перекрывание транспортных магистралей, забастовки и голодовки, от которых граждан может удерживать самый настоящий страх за свою жизнь, здоровье, благополучие, жизненные перспективы, а также за своих близких. И самой наимень -шей является доля населения, которая готова участвовать в вооруженной борьбе против правительства, что по любому закону считается государственным пре ступлением и поэтому карается наиболее строго.
Анализ форм политического участия и использования этих форм населением позволяет сделать вывод о наличии в любом обществе активного меньшин ства, которое непосредственно участвует в политической борьбе. Это меньшин ство формирует актив различных поли тических партий и движений, организует политические акции и участвует в них, разрабатывает политические программы и в случае успеха этой деятельности полу чает доступ к непосредственному осущест -влению государственной власти. Вместе с тем это меньшинство также осознает и все издержки, связанные с возможной неудачей своих политических проектов, и готово в случае поражения к несению вызванных этим тягот, включая лишение гражданских прав, тюремное заключение и даже гибель.
Существование столь разительных раз -личий в политическом поведении различ ных групп населения, естественно, вызы вает вопрос о причинах таких различий. Исследование этой проблемы приводит к мысли о том, что активное меньшин ство обладает какими то особыми каче ствами, которые и делают его активным, причем активным именно в политической области. Эти качества объединяются под общим понятием «политическая субъект -ность». По мнению заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ док -тора философских наук П.А. Цыганкова, «одним из основных критериев выделения индивидуального или коллективного субъ -екта является его наделенность сознанием и способность к действию»1. По мнению А.В. Бреги, субъект включает в себя эле -менты целеполагания, достижения, воли2.
В данной статье политическая субъект -ность определяется как набор опреде-ленных качеств, свойств, черт характера индивида, которые в своей совокупности определяют его способность к полити ческой самоидентификации, анализу и целеполаганию, а также волю к активной политике. Соответственно, политическим субъектом следует называть человека, обладающего всеми этими качествами.
Политическая самоидентификация — это стойкое отождествление в сознании индивида его личных ценностей и интере сов с определенными политическими иде алами, ценностями, интересами и отне сение им себя на основе этого отождест вления к сторонникам какой либо поли тической партии, движения, объединения или иной политической силы. В процессе политической самоидентификации про исходит ориентация человека в политиче ском пространстве, определение его идео логических и политических предпочтений и выбор той политической силы, которая в наибольшей степени соответствует этим предпочтениям. Политическая самоиден тификация является важным этапом фор мирования политической субъектности
1 Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике // «Приватизация» мировой политики: локальные действия — глобальные результаты. — М. : МГИМО(У), 2008, с. 31.
2 Брега А.В. Политический риск в обеспечении военной безопасности: теория и основы управле ния : дис. ... д.полит.н. — М. : ВУ, 2007, с. 25.
и необходимой предпосылкой активного участия в политической деятельности.
Процессы политической самоиден тификации разворачиваются на основе целого ряда предпосылок, которые в зна чительной степени определяют характер и направленность этих процессов. К этим предпосылкам относятся социальное про исхождение человека и его действующий социальный статус, национальность, вероисповедание, образование, психо логические особенности личности и ряд других, перечислять которые здесь нет возможности. Гражданин, прочно укоре ненный в религиозных ценностях, ско рее всего будет сопротивляться политике либерализации, которая сопровожда ется легализацией абортов, легких нар котиков, эвтаназии, однополых браков, гей парадов и т.д. При этом человек, не имеющий прочных связей ни с одной из традиций, может быть более восприимчив к такой политике, считая ее торжеством подлинной свободы.
При этом различные предпосылки, на основе которых происходит политическая самоидентификация, могут конкуриро -вать друг с другом, по разному определяя ее характер и направленность, и результат самоидентификации будет определяться тем, действие какой из них будет сильнее. Так, в частности, история знает немало примеров того, когда выходцы из среды господствующих классов, которых эконо мические предпосылки объективно под талкивали к вступлению в лагерь защитни ков существующего строя, в итоге стано вились выразителями интересов угнетен ных и даже возглавляли их борьбу за осво бождение. Это происходило под влиянием образования, прочитанных книг, широты кругозора, позволявших увидеть подлин -ные реалии происходящего, обостренного чувства справедливости и других факто -ров, которые в итоге перевешивали объек тивные экономические предпосылки.
Политический анализ — это такое интеллектуальное освоение политических процессов, событий, феноменов, которое позволяет проникнуть в их суть, вскрыть их причинно следственные связи и выя вить стоящие за ними интересы тех или иных политических сил. Он позволяет человеку понять реальную подоплеку про -исходящего в политической сфере, суще ствующий расклад политических сил и их намерения по проведению той или иной
политики, возможные сценарии развития политической обстановки внутри страны и на международной арене. В ходе ана -лиза человек составляет своеобразную «дорожную карту» политических процес сов и может осуществлять более точное и адекватное складывающейся ситуации планирование собственных политических действий.
Осуществление политического анализа требует от индивида определенного теоре тического багажа, под которым понима ются базовые знания в области истории, философии, социологии, политологии, психологии, экономики и других гумани тарных дисциплин. Получение этих зна ний требует изучения больших объемов соответствующей литературы, а значит и значительных временных затрат. Кроме того, большие интеллектуальные усилия необходимы для осмысления прочитанной литературы и применения полученных знаний к анализу актуальной политики. Все это говорит о том, что способность к политическому анализу, как и другие компоненты политической субъектности, присуща лишь относительно небольшому в сравнении с общей численностью насе ления любого государства числу людей.
Политическое целеполагание — это формулирование индивидом собствен ного представления об идеальном состоя нии общественного устройства, системы государственной власти, положения дел в различных сферах общественной жизни и выбор достижения этого состояния в каче стве своей стратегической политической цели. Политическое целеполагание может осуществляться на разные по своей протя женности временные периоды. На основе поставленной цели затем формулируются политические задачи, выполнение кото -рых способствует достижению этой цели. При этом выстраивается иерархия поли -тических целей и задач, где каждая цель является задачей для более долгосрочной цели и каждая задача является целью для более краткосрочной задачи.
Политическое целеполагание является непосредственной предпосылкой к активной политической деятельности. Оно сообщает этой деятельности направ ленность, задает ориентиры, к которым нужно двигаться, определяет границы допустимых компромиссов. Человек, поставивший перед собой политические цели, в гораздо меньшей степени склонен
поддаваться манипуляции и вовлечению в чуждые ему политические проекты, чем человек, не имеющий таких целей и дви жимый неструктурированными чувствами протеста или, наоборот, восторженности.
Воля к активной политике, или полити ческая воля, — это стремление человека к максимальному участию в политической деятельности, готовность уделять этой деятельности максимум своих временных, интеллектуальных и иных ресурсов и нести связанные с этим риски. Достижение политических целей становится для чело века настолько значимым, что он готов полностью подчинить этому свою жизнь. Ход и исход политического процесса как внутри страны, так и на международной арене в наибольшей степени определяется результатами взаимодействия именно политических активистов, т.е. людей, не просто имеющих те или иные полити ческие предпочтения, но и приклады вающих усилия, чтобы соответствующие политические проекты были претворены в жизнь.
Существенной частью политической деятельности является борьба политиче ского активиста против активистов, пред ставляющих другие политические проекты и добивающихся их реализации. Учитывая то, что ставки в такой борьбе бывают очень высокими, временами она может выходить за правовые рамки и разворачи ваться вне всяких правил и ограничений. Результатом политической борьбы могут быть не только высшие государственные посты, но и конфискация имущества, изгнание из страны, тюрьма или смерть. Высокие риски являются дополнительной причиной того, что воля к такой борьбе присутствует лишь у немногих.
Описанные выше составляющие поли тической субъектности относились к индивидуальным субъектам. Однако в политике, где переплетаются и сталки -ваются идеалы и интересы миллионов людей, речь не может идти об инди -видуальных субъектах в чистом виде. Конечно, первичным носителем субъект ности является отдельно взятый человек, индивид, личность, однако для целей политической деятельности индивиду альные субъекты бывают всегда вынуж дены объединяться и вести эту деятель ность именно в качестве коллективных. Коллективный политический субъект — это совокупность индивидуальных
политических субъектов, выражающая их общую волю, обладающая качествен ной определенностью и действующая на политической арене как единое целое. Коллективными субъектами являются политические партии, движения, объ -единения, коалиции, фронты, обще ственные организации и т.д. Кроме того, в качестве таких субъектов может высту пать государство, его административно территориальные единицы, отдельные органы государственной власти, между народные и неправительственные орга низации, корпорации, СМИ, террори стические и криминальные группировки и многие другие. Так, например, препо даватель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) Ю.А. Никитина говорит о субъектности, или акторности, крупных мегаполисов, которые она назы вает глобальными городами1. А помощ -ник ректора МГИМО(У) Е.А. Клочихин с некоторой долей иронии говорит о том, что «к акторам мировой политики можно отнести практические все, что угодно, даже неодушевленные предметы, посмо трев на которые, президент страны может принять решение об изменении внешней или внутренней политики»2.
Возвращаясь к индивидуальным субъ ектам, следует отметить, что политическая субъектность как совокупность вышеопи санных качеств в той или иной мере при сутствует у всех людей или, в крайнем случае, у их подавляющего большинства, поскольку трудно представить себе чело века, имеющего абсолютно нулевой инте рес к политике и совершенно не имею -щего политических суждений, даже если этот человек и не принимает участия в выборах. Когда мы говорим о том, что есть меньшинство, обладающее этой субъек тностью, и большинство, не обладающее ею, то здесь имеется в виду, что меньшин ство обладает ею в очень большой сте -пени, а большинство — в очень малой. И чем выше степень политической субъект ности, о которой идет речь, тем меньше людей, у которых она до такой степени
1 Никитина Ю.А. Глобальные города как сете -вой актор? // «Приватизация» мировой политики: глобальные действия — локальные результаты. — М. : МГИМО(У), 2008, с. 179.
2 Клочихин Е.А. Место межправительственных организаций среди акторов мировой политики // «Приватизация» мировой политики: локаль ные действия — глобальные результаты. — М. : МГИМО(У), 2008, с. 99.
развита. Иными словами, существует бесконечное множество промежуточных степеней политической субъектности — между абсолютным нулем и абсолютным максимумом.
В качестве примера можно рассмотреть такой коллективный субъект, как полити -ческая партия. Большинство населения любого государства, причем не только абсентеисты, но и те, кто регулярно ходит на избирательные участки, не состоят ни в какой партии, никоим образом не уча ствуют в ее работе и не поддерживают ее деятельность, если не считать самого голосования или разговоров на политиче ские темы во время кухонных посиделок. На фоне всего этого сам факт вступления в партию, вне зависимости от того, какой в дальнейшем будет партийная актив -ность человека, уже есть свидетельство довольно высокого уровня его политиче ской субъектности, т.к. этот человек уже готов к тому, чтобы, по крайней мере, платить партийные взносы. Если же он, помимо этого, еще и участвует в партий ных мероприятиях, таких как сбор под писей, наблюдение на избирательных участках, участие в митингах, шествиях, демонстрациях и пикетах, что требует отвлечения довольно значительного вре мени и к тому же может быть чревато
неприятностями, то это означает, что его политическая субъектность еще выше. Еще выше она будет в том случае, если он будет выдвинут на руководящие должно сти в партийной иерархии, станет публи коваться в партийной прессе, вести тео ретическую работу или займет от имени партии государственный пост, т.е. будет принимать определенные политические решения, касающиеся некоторого круга лиц.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что любой политический субъ ект состоит из ядра и периферии и что субъектность членов ядра будет выше, чем членов периферии. Соответственно, само ядро можно тоже условно разде лить на внутреннее ядро и внутреннюю периферию, а периферию — на ближ -нюю и дальнюю; и этот процесс члене -ния можно продолжать. Степень субъект ности оказывается тем выше, чем ближе данный человек находится к центру при нятия решений в данном коллективном политическом субъекте. Так, например, политическая субъектность президента страны при прочих равных условиях будет гораздо выше, чем политическая субъект ность журналиста международника, хотя у последнего она будет несопоставима с субъектностью рядового гражданина.