Научная статья на тему 'Сми как инструмент реализации государственной политики'

Сми как инструмент реализации государственной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8610
1207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СМИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / INFORMATION / MASS MEDIA / PUBLIC INFORMATION POLICY / INFORMATION MANIPULATION / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харламова Юлия Олеговна

В данной статье показана роль современных СМИ в жизни общества, особое внимание уделяется влиянию СМИ в общественно-политической сфере. Анализируется трансформация государственных методов проведения политики в сторону активного использования СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the modern mass media in public life is shown in the given article; also the emphasis is made on the influence of mass media in public and political sphere. Transformation of state methods in realization of its policy to the direction of active using mass media is analyzed.

Текст научной работы на тему «Сми как инструмент реализации государственной политики»

Юлия ХАРЛАМОВА

СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В данной статье показана роль современных СМИ в жизни общества, особое внимание уделяется влиянию СМИ в общественно-политической сфере. Анализируется трансформация государственных методов проведения политики в сторону активного использования СМИ.

The role of the modern mass media in public life is shown in the given article; also the emphasis is made on the influence of mass media in public and political sphere. Transformation of state methods in realization of its policy to the direction of active using mass media is analyzed.

Ключевые слова:

информация, СМИ, государственная информационная политика, информационное манипулирование, общественное мнение; information, mass media, public information policy, information manipulation, public opinion.

ХАРЛАМОВА

Юлия

Олеговна —

аспирант кафедры

политологии

факультета

социологии

и политологии

Финансового

университета при

Правительстве РФ

Любому государству всегда требовались определенные ресурсы для поддержки своих решений, действий, реформ, которые обеспечивали бы наиболее адекватное и желаемое их сопровождение и приятие со стороны граждан этого государ -ства. И раньше это не составляло особого труда в силу определен -ной в этом плане простоты государственного функционирования: решения, по сути, просто декларировались населению, а инструментом, обеспечивающим сопровождение государственных дей -ствий, являлась сама форма государственного устройства, форма правления, когда предпринимаемые государством шаги просто не принято было обсуждать среди простых граждан. К тому же с древнейших времен устойчивость политической системы любого государства зависела от того, насколько быстро и полно полити -ческая элита получала информацию и насколько быстро на нее реагировала. В результате анализа информации об изменениях во внешней среде политическая элита принимала меры по сохране нию устойчивости политической системы своего государства1.

Однако с течением времени участие граждан (конечно, не всех, а из определенных социальных групп), а вернее, их мнения, сужде -ния о готовящихся в государстве изменениях, тех или иных шагах во внутренней или внешней политике стали приобретать опреде ленный вес. Правящие круги, чины государства постепенно стали приходить в некую зависимость от общественного мнения — это влияло на их личную популярность и возможность дальнейшей работы на своих государственных постах.

Одновременно с этим стало очевидно, что в общественно -политической жизни государства (наряду с повседневной жизнью каждого человека) все большее значение стала приобретать инфор -мация как таковая, а следовательно и средства, этой информа -цией обладающие и транслирующие ее. В современном же обще -стве степень информатизации, развития различных каналов подготовки, получения, передачи тех или иных сведений, новостей достигла, можно сказать, своеобразного пика в плане зависимости от них даже простого ежедневного быта людей. По мнению одного из американских социологов Д. Маккуэйла, в современном обще -стве информация — самый ценный продукт. И действительно, фактически любое действие современного человека, начиная с

1 Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика : учебное пособие для вузов. — М. : Горячая линия — Телеком, 2006.

самого обыденного уровня, обусловлено имеющейся у него информацией — будь то покупка автомобиля или продуктов питания либо решение провести отпуск в той или иной стране и пр. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, всту пившего в новую эпоху развития циви лизации — эпоху интенсивного освоения информационного ресурса1.

Однако важным представляется тот факт, что обладание той или иной инфор мацией меняет не только представление людей о каких- то обыденных вещах. Определенным образом преподнесенная информация влияет на мнение обще ственности в гораздо более важном и масштабном измерении — в сфере обще -ственных, экономических и политиче ских отношений. С развитием инфор -матизации общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различ ные сферы жизни социума, в частности на политическое сознание и поведение населения. Следовательно, особо важ ное значение приобретает то, откуда та или иная информация поступает, как она формируется и преподносится, распро страняется в обществе и доходит до своих адресатов — конкретной социальной или электоральной группы или, к примеру, граждан других государств. Речь идет, без -условно, о средствах массовой информа ции, выступающих не только как инстру мент объективной передачи новостей, но и как основной их создатель.

Средства массовой информации в современном мире играют в политиче ской жизни общества существенную роль (если не одну из определяющих), имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репро дуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креатив ную (творящую) функции2.

Основной причиной завоевания СМИ столь высокого места в политической жизни современных обществ является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и цен

1 Там же.

2 Бритков В.Б., Дубовской С.В. Инфор-

мационные технологии в национальном и миро -вом развитии // Общественные науки и современность, 2000, № 1.

ностях своей политики, но и модели-ровать отношения с общественностью, касающиеся формирования представи -тельных органов власти и правящих элит, поддержания авторитета соответствую щих целей, традиций и стереотипов. Иначе говоря, СМИ стали мощнейшим инструментом целенаправленного кон струирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с обществен ностью.

Основная роль СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая, т.е. СМИ не столько транслируют информацию, отражая объективное состояние общественных настроений, сколько выступают инстру ментом, который эти настроения фор мирует, направляет с помощью опреде -ленно преподносимой информации. По мнению М. Паренти, СМИ «отбирают большую часть информации и дезин формации, которыми мы пользуемся для оценки социально политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явле нием, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций»3.

Если вернуться к тезису о том, что с возрастанием роли демократических веяний и ценностей в современном обществе (свобода слова, выбора, актив ное участие граждан в государственной жизни и их возможность менять расста новку политических кадров государства и пр.) каждому государству необходимо иметь общественную поддержку своих реформ и шагов как во внутренней, так и во внешней политике, неизбежно встает вопрос о взаимодействии власти и средств массовой информации. По сути, сейчас политику, политическую деятельность можно охарактеризовать как информационную борьбу за воздей ствие на мнения, суждения политиче ской элиты, социальных групп и между народной общественности. Как отмечал Л.Н. Гумилев в статье «Горе от иллюзий», «выбор сознательных решений для поли -тика всегда ограничен влиянием пове дения окружающей среды и адекватно -стью представлений самого политика об

3 Паренти М. Демократия для немногих. — М., 1990, с. 216.

этой среде. Следовательно, для верной оценки происходящего крайне важно представлять себе механизмы поведения человеческих коллективов»1. Но совре -менная политика строится на несколько ином понимании этого тезиса знаме -нитого теоретика этногенеза, а именно: поведение человеческих коллективов можно и формировать, задавая опреде -ленные ориентиры путем тонких психо -логических манипуляций. И современ -ные СМИ создали для этого принципи -ально новые возможности, многократно усилив эффективность использования информации в политических целях. Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления миром2. Так, уже в XX в. владение и управление информационными потоками превра -щается в решающий фактор завоевания, сохранения, удержания власти.

Исходя из теории, одной из важней ших функций СМИ является непосред ственное влияние на власть, властные структуры. Различные журналистские работы по разоблачению недобросовест ных чиновников, сомнительных госу дарственных решений и законопроектов, переданные на суд общественности, дают основание считать, что СМИ действи тельно способны влиять на государствен ные органы власти, служа тем самым «рупором» общественности. Средства массовой информации не только со здают событийную картину политиче ской жизни, устанавливают «повестку дня», привлекают внимание к деятель ности разных политических акторов, формируют ценностные установки граждан, но и контролируют направленность политической активности различных социальных общностей и групп. Однако реальная практика традиционно имеет свои расхождения с теорией, а именно: в современном обществе очевидно наличие взаимодействия государства и средств массовой информации, однако именно государство выступает заказчи ком и контролером информации, рас пространяемой через СМИ. Эту мысль подчеркнул на конференции по правам человека «СМИ как четвертая власть,

1 Гумилев Л.Н., Ермолаев В. Ю. Горе от иллюзий // Международное евразийское движение; http:// www.evrazia.info/index.php

2 Панарин И.Н. Указ. соч.

миф и реальность», состоявшейся в про -шлом году в представительстве ЕС в России, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, председа -тель комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информацион -ной политике и свободе слова в СМИ: «СМИ на сегодняшний день никакая не четвертая власть. Это миф, придуманный в 1991 году, когда СМИ реально зани -мали свое ведущее место в отсутствие политических партий, в отсутствие силь -ного единого руководства страны, так называемой вертикали власти... Сегодня СМИ — это инструмент власти». Главный редактор «МК» отметил, что около 80% СМИ в России финансируется государ ством: «Если говорить о муниципальных, региональных и мелких изданиях по всей стране, они почти полностью существуют на подачки государства»3.

Наличие в системе государства такого неотъемлемого компонента, как инфор -мационное сопровождение своей дея -тельности, отнюдь не секрет. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и дово дят через них до сведения обществен -ности, в т.ч. и международной, свои политические платформы и программы. Более того, будучи активными игроками на международной политической арене, многие государства обладают сетью инструментов, информационных агентств, отвечающих за пропаганду определенного мнения о себе как внутри страны, так и за рубежом. Первое инфор -мационное агентство и вовсе появилось в 1835 г. в Париже. С течением времени и развитием сферы политических отно -шений информационные агентства стали обязательными для политики го -сударства. Так, например, существует российское информационное агентство ИТАР - ТАСС, которое на сегодняшний день является четвертым по величине и влиятельности после агентств «Рейтер» (Великобритания), «Франс Пресс» (Франция), «Ассошиэйтед Пресс» (США) мировым информационным агентством, целью которого является воздействие на международную обще ственность для формирования опреде ленного мнения о России. «Позитивным

3 Гусев П.Н. СМИ в России — «инструмент власти» // http://jourdom.ru

моментом в плане информационного воздействия на зарубежную аудиторию является наличие в структуре новост-ных продуктов ИТАР - ТАСС специаль -ных пакетов новостей для иностранных представительств, властных структур и политических партий, администра тивных органов, насыщаемых, помимо прочего, и сообщениями, интерес ными a priori для данной аудитории»1. Также среди российских информаци онных агентств, стоящих на страже го сударственных интересов посредством формирования определенного мне ния о стране, можно назвать агентство «Интерфакс». Различные информацион -ные продукты агентства («Интерфакс -Новости», «Президентский вестник», «Интерфакс- Бизнес», «Интерфакс -Нефть», «Интерфакс - Финансы», «Думское обозрение», «Спектр» и др.) делают его мощным средством инфор мационного влияния на зарубежную аудиторию и позволяют формировать объективный образ нашей страны за ее пределами, служат примером отстаива -ния интересов России за рубежом, т. е. государственного подхода к определе-нию своего места в мировой информа ционной среде2. Также среди офици -альных СМИ, состоящих на службе у государства, можно назвать государ ственную радиовещательную компанию «Голос России», ведущую передачи на зарубежные страны с 29 октября 1929 г. Главная задача радиостанции — позна -комить мировое сообщество с жизнью России, представить реалистичную кар тину того, что происходит в стране. Тем самым радиостанция является реаль -ным инструментом государства для информационно пропагандистской работы на зарубежного потребителя информации и создания положитель ного образа России в мире3.

Можно сказать, что в настоящее время сформирована такая структура, как медиа политическая система, которую в данном случае следует рассматривать как «сим биоз медиасообщества с политической властью. Медиаполитическая система формируется как институт, обеспечиваю щий власти совокупность инструментов

1 Панарин И.Н. Указ. соч.

2 Там же.

3 Там же.

политического давления на как на обще -ство в целом, так и на отдельных полити -ческих субъектов»4.

Современная медиаполитическая система — это сбалансированная система, состоящая из совокупности политических и медийных институтов, управляющих информационными потоками и каналами коммуникации, целью которой является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам. Несмотря на дифференциацию общества, медиаполи тическая система эффективно достигает своей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных информацион ных потоков, ориентированных на раз -личные социальные группы5.

С тех пор, как мировое общественное мнение стало важным фактором меж дународных отношений, роль медиа -ресурса во внешней политике государства стремительно возрастает. Признанным лидером здесь показали себя США, кото рые на глобальном уровне сумели создать механизм, обеспечивающий информа ционную поддержку своих интересов во всех регионах мира. Только официальные ежегодные расходы Белого дома на внеш неполитическую пропаганду превышают 1 млрд долл. Вашингтон не только со здает нужный информационный имидж своей страны через сеть специально со зданных для этого медиаструктур, но и активно корректирует для этого инфор мационную политику во многих суве ренных государствах. В госдепартаменте США официально действует так назы ваемый центр быстрого реагирования. Его задача — коррекция образа Америки в случае, если он неверно, с точки зре -ния Вашингтона, подается в зарубежных СМИ. У этого центра — весьма широкие полномочия, вплоть до прямого вмеша -тельства в редакционную политику зару бежных СМИ и давления на отдельных журналистов.

Таким образом, именно медиа - ресурс позволяет сегодня манипулировать международной политикой. Сбылись про -гнозы, которые немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер еще в начале прошлого века дал в своей знаме

4 Алексаньян Н.К. Трансформация средств мас -совой информации в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития, 2009, № 1.

5 Там же.

нитой работе «Закат Европы». «В ближай -шем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провин циальных газет и с их помощью — “волю народа”. Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующих эти газеты, имена которых, возможно, даже и не будут известны, однако огромная масса политиков второго ранга, риторов и три бунов, депутатов и журналистов, пред -ставителей провинциальных горизонтов будет поддерживать в низших прослойках общества иллюзию народного самоопре -деления», — писал в своем исследовании Шпенглер. И хотя немецкий ученый не предвидел развития электронных СМИ, он довольно точно предугадал, насколько сильно вырастет роль информации в жизни общества. Способы манипули -рования общественным мнением как реальная часть внешней и внутренней политики государства полностью опира ются на средства массовой информации, позволяющие корректировать, регламен -тировать и проектировать в массовом сознании граждан определенное отноше

ние к тем или иным событиям, государ ственным намерениям и действиям. По мнению Э. Фромма, манипуляция обще -ственным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем совре менной политической жизни: «методы, используемые в политической пропа ганде, представляют собой серьезную угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости»1. Однако сколь бы потенциально опасны ни были последствия государственного информа ционного воздействия с помощью СМИ, можно, тем не менее, с уверенностью констатировать, что в настоящее время состоялись и окончательно укрепились в арсенале современной политики прин ципы информационного воздействия, инструментом которого выступают сред ства массовой информации, к которым каждый гражданин обращается сотни и тысячи раз ежедневно.

1 Панарин И.Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.