Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реформа образования / высшее образование / федеральные государственные образовательные стандарты / Reform of education / higher education / federal state educational standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эскиндаров Михаил Абдурахманович, Каменева Екатерина Анатольевна

В статье представлены меры в рамках реализуемой реформы системы высшего образования России, которые нацелены на выстраивание логики и преемственности всех уровней образования, совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, усиление интеграции с рынком труда и формирование единого и качественного образовательного пространства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эскиндаров Михаил Абдурахманович, Каменева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE FORMATION OF A NEW NATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article presents measures within the framework of the ongoing reform of the Russian higher education system, which are aimed at building logic and continuity at all levels of education, improving federal state educational standards, strengthening integration with the labor market and forming a unified and high-quality educational area in Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

346

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355

к вопросу о формировании новой национальной

системы высшего

образования1 to the question on the formation of a new national system of higher education

эскиндаров михаил

абдурахманович

Президент, научный руководитель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, вице-президент ВЭО России, академик Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор

mikhail a. eskindarov

President, Academic Supervisor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vice-President of the VEO of Russia, Academician of the Russian

1 Статья подготовлена по материалам доклада на основном пленарном заседании Общероссийского собрания по реформе экономического образования, 28 июня 2023 г.

Academy of Education, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor

каменева екатерина анатольевна

Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор

ekaterina a. kameneva

Vice-Rector for Academic Affairs of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor

АННОТАЦИЯ

В статье представлены меры в рамках реализуемой реформы системы высшего образования России, которые нацелены на выстраивание логики и преемственности всех уровней образования, совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, усиление интеграции с рынком труда и формирование единого и качественного образовательного пространства в России. ABSTRACT

The article presents measures within the framework of the ongoing reform of the Russian higher education system, which are aimed at building logic and continuity at all levels of education, improving federal state educational standards, strengthening integration with the labor market and forming a unified and high-quality educational area in Russia.

348

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Реформа образования, высшее образование, федеральные государственные образовательные стандарты. KEYWORDS

Reform of education, higher education, federal state educational standards.

Сегодня остро стоит вопрос о формировании новой национальной системы образования. Министр науки и высшего образования Фальков В.Н. весной 2023 г. анонсировал предполагаемую новую структуру российского образования, которая фактически будет состоять из трех уровней — базового высшего образования со сроком обучения 4-6 лет, специализированного высшего образования со сроком обучения 1-2 года и уровня профессионального образования — аспирантуры. С 2025 г. запланирован повсеместный переход на новую систему высшего образования в России, а сейчас реализуется пилотный проект по изменению уровней профессионального образования в шести вузах России, установленный Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

В рамках этой масштабной реформы, на наш взгляд, целесообразно пересмотреть не только структуру и сроки обучения (форму), но и задуматься над вопросом качества образования (содержания). В этой связи предлагаем ряд мер, которые нацелены на выстраивание логики и преемственности всех уровней образования, совершенствование федеральных государственных образовательных

стандартов и формирование единого и качественного образовательного пространства в России.

1. Считаем необходимым внести изменения в ч. 5 ст. 10 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», установив статус «профессиональное» (далее — Ф3-273) образование в отношении высшего образования (бакалавриат, магистратура и специалитет).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 устанавливает следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура.

Исходя из контекста приведенной формулировки слово «профессиональное» упоминается только в отношении уровня СПО. Бакалавриат, магистратура и специалитет относятся к уровням профессионального образования, однако далее формулируются без использования этого слова.

При этом идеология высшего образования полностью направлена на освоение в том числе профессиональных компетенций. Классификация направлений подготовки высшего образования осуществляется на основе их принадлежности к той или иной области профессиональной деятельности. Образовательные программы должны иметь направленность (профиль), ориентированный на определенный вид (виды) профессиональной деятельности. В ходе обучения одним из ключевых видов учебной деятельности является практическая подготовка, цель которой — формирование, закрепление и развитие навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации предлагаем пересмотреть ком-петентностные модели цепочки — «школа-вуз» с четким установлением приоритетов каждого уровня, сократить дублирование содержания образовательных программ и общей нагрузки для каждого уровня образования.

Проблема: Сегодня цепочки «школа-университет» в части выстраивания логики и содержания обучения отсутствует. Выстраивание новой системы высшего образования невозможно без изменения в структуре и подходах системы среднего общего образования. К сожалению, в настоящее время наблюдается изменение тех концептуальных основ, которые закладывались на каждый из уровней. В результате в школе при достаточно высокой общей нагрузке активно изучаются предметы, которые по своему содержанию и целеполаганию более логичны на профессиональном уровне (например углубленный уровень экономики, права, информатики, химии, физики), поскольку всесторонний системный подход в изучении предметной области и профессиональной деятельности возможен именно после осознанного выбора направления подготовки в вузе, а школа должна ориентироваться на формирование универсальных и общегуманитарных компетенций, которые практически не будут повторяться в рамках следующего уровня.

Одновременно многие дисциплины, которые в настоящее время в обязательном порядке вводятся в учебные планы высшего образования, логичнее изучать именно всем школьникам в рамках среднего общего образования — «Основы военной подготовки», «Основы российской

государственности», «История России». Включение этих и многих других рекомендуемых Минобрнауки модулей и дисциплин во все образовательные программы высшего образования увеличивает общую нагрузку в вузе, переносит акценты с профессиональных компетенций на универсальные и, как следствие, приводит к дискуссии о необходимости увеличения срока обучения.

На сегодняшний день мы наблюдаем снижение подготовленности абитуриентов к обучению в вузе в части математической подготовки, иностранных языков, русского языка, литературы, истории, которые вузу приходится вкладывать в обучающихся, жертвуя профильной подготовкой.

3. Считаем необходимым приступить к формированию единого образовательного пространства, включив профильное ядро в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения — ФГОС ВО 4.

Проблема: отсутствие в России единого образовательного пространства. Причина — «пустые» и формальные федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС ВО сегодня — абсолютная рамка, никак не ориентированная на профессиональную деятельность будущего выпускника.

Отсутствие упоминания во ФГОС отсылки к профессиональному ядру образовательной программы делает невозможным установление внятной квалификации, которую он получит на выходе, и ставит под сомнение возможность сформировать единое образовательное пространство.

Пример: финансист и бухгалтер, которых готовит Фи-нуниверситет, и финансист и бухгалтер, которых готовят в регионах России — это абсолютно разные содержательные

352

композиции; студент 4-го курса Высшей школы экономики, осваивающий образовательную программу бакалавриата по бизнес-информатике, переводясь на бизнес-информатику в Финуниверситет, попадает на 1-й курс из-за разницы в учебных планах.

Предлагаем вернуть аналог ГОС-2 с дидактическими единицами или некоторые его элементы — обязательный минимум профессиональных знаний (примерные дисциплины профессионального ядра).

4. Целесообразно вернуться к вопросу пересмотра нового перечня направлений подготовки и специальностей (вступит в силу с 01.09.2024) с целью акцента на важность эффективной профильной подготовки кадров для экономики России.

Проблема: произошла формальная реформа по оптимизации перечня направлений подготовки и специальностей (вступит в силу с 01.09.2024), которая не приведет к качественным изменениям в образовании.

Концепт новых ФГОС ВО 4, над макетом которых сейчас идет активная работа Минобрнауки совместно с федеральными учебно-методическими объединениями, — один образовательный стандарт на УГСН. Фактически произошло формальное укрупнение: сейчас — один стандарт на одно направление подготовки, будет — один стандарт — на группу направлений подготовки и специальностей, что еще более размывает область профессиональной деятельности выпускника и не способствует формированию единого образовательного пространства.

Справочно: примеры из нового перечня — один образовательный стандарт на:

• 210000 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

• 240000 Авиационная и ракетно-космическая техника;

• 350000 Сельское, лесное и рыбное хозяйство;

• 470000 Философия, этика и религиоведение.

Из примера мы видим объединение различных областей профессиональной и научной деятельности в рамки одного образовательного стандарта. Если задуматься о качественном целеполагании, то оно в данном решении однозначно отсутствует.

5. О сроках обучения в новой модели образования. Считаем, что сроки обучения должны устанавливаться федеральными государственными образовательными стандартами.

Для социо-гуманитарного блока направлений подготовки и специальностей (науки об обществе) на уровне базового высшего образования предлагаем срок обучения пять лет, на уровне специализированного высшего образования (магистратура) — один год, на уровне аспирантуры — три года.

6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации необходимо проводить ежегодный мониторинг регионального рынка труда для выявления актуальной потребности в кадрах и своевременно доводить информацию до вузов и учреждений среднего профессионального образования.

Проблема: модель распределения контрольных цифр приема в вузы (бюджетных мест) сегодня не ориентирована на реальные потребности рынка труда, у вузов нет обоснованного понимания в потребности кадров для экономики России.

Сегодня отсутствует единая система мониторинга рынка труда, есть только отдельные исследования и прогно-

354

зы, малопригодные для формирования запроса к системе образования. Сформировавшие прогностические модели востребованных профессий будущего («Атлас новых профессий» от Сколково 2018-2023 гг. и проч.) мало подтверждают свою прогностичность.

7. Считаем необходимым совершенствовать механизм целевого обучения за счет средств работодателей.

Проблема: слабая заинтересованность работодателей в участии в подготовке будущих кадров.

Работодатель — главный заказчик кадров. Развитие целевого обучения, в том числе с оплатой работодателем договоров на образование своим будущим сотрудникам, позволит сократить дистанцию «вуз — рынок труда» через тесное партнерство и «бесшовное» трудоустройство выпускников. Целесообразно на законодательном уровне продумать вопрос о возможности отнесения расходов юридических лиц на целевое обучение к затратам организации, дополнительно за-мотивировав работодателя потенциальным уменьшением налогооблагаемой базы.

Считаем, что реализация предложенных мер будет способствовать формированию и развитию национальной системы высшего образования через усиление преемственности уровней образования, интеграцию с рынком труда, повышение качества и формирование единого образовательного пространства.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

References

1. Federal Law "About Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ // ConsultantPlus Reference and Information System.

Контактная информация / Contact information

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

125167, Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2

Financial University under the Government of the Russian Federation 125167, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49/2 Каменева Екатерина Анатольевна / Ekaterina A. Kameneva eakameneva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.